М.Б. Данилушкин

Источник

Глава 3. Деятельность Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов

Порядок представительства, права членов Собора и его состав

Относительно порядка представительства и прав членов Поместного Собора высказывались различные точки зрения. Кроме уже упомянутого положения, выработанного ещё Предсоборным присутствием, существовала точка зрения, что Поместный Собор должен быть Собором исключительно епископов. Так считал, например, архиепископ Антоний (Храповицкий). В противовес ей существовала другая позиция. Собор должен быть трехсоставным (епископы, клирики, миряне) , причём все члены Собора обладают одинаковыми правами, в т.ч. решающим голосом по всем вопросам (Осецкий). Интересно отметить, что выразитель этой точки зрения вообще исключил из числа участников Собора представителей монашествующих, а также викарных епископов.127

С учётом работы предыдущих предсоборных учреждений, а также имевшихся на данный момент мнений, высказывавшихся на различных церковных съездах и собраниях, Святейший Синод, по наставлению Предсоборного Совета, 5(18) Июля 1917 года вынес по этому вопросу следующее решение:

Собор состоит из епископов, клириков и мирян. Епархиальные епископы состоят по должности членами Собора, епископы же викарные и пребывающие на покое могут участвовать на Соборе в качестве его членов лишь по приглашению самого Собора. В состав Собора входят члены по выборам, по должностям и по приглашению Святейшего Синода. Каждая епархия, кроме правящего епископа, представляется на Соборе пятью членами (2 клирика, из которых один обязательно пресвитер, и 3 мирянами), избранными в епархиальном избирательном собрании.128 Кроме того в состав членов Собора входят 10 представителей от монашествующих, избранных на съезде представителей мужских монастырей, намеченном на 16–23 Июля 1917 г. и 10 представителей от единоверцев. Военное и морское духовенство представляется на Соборе 10 членами (из них не менее 5 – в сане пресвитера), избранными на своем съезде 1/14 июля 1917 г.

Этому же съезду предлагалось изыскать и осуществить способ избрания 15 представителей от действующей армии. Также предлагалось избрать по 3 члена Собора от каждой из четырех Духовных Академий и по одному члену из лиц православного исповедания от Академии Наук и каждого из одиннадцати российских университетов. 15 мест предоставлялось православным членам Государственной Думы и Государственного Совета. Представителям восточных патриархатов и православных автокефальных церквей предоставлялось право участия в работе Собора в качестве его полноправных членов. Членами Собора по должности, кроме того, являлись: наместники лавр и настоятели ставропигиальных монастырей, а также настоятели Саровской и Оптиной пустыней, протопресвитеры Московского Успенского Собора, – военного и морского духовенства, а также члены Предсоборного Совета в составе 62 человек.129

Все члены Собора наделялись правом решающего голоса по всем вопросам, подлежащим его разрешению. Правда, в рамках Собора действовало особое Совещание епископов, которому вменялось обсуждать каждое принятое Собором правилодательное и основоположное постановление с точки зрения его соответствия Слову Божьему, догматам, канонам и преданию Церкви. Если Соборное постановление или часть его отвергались Совещанием, то оно вносилось вновь на соборное обсуждение. Если же и после этого оно отвергалось большинством в три четверти от числа епископов, то уже теряло силу соборного определения.130

Собор состоял из 564 членов: 80 епископов, 129 пресвитеров, 10 диаконов из белого духовенства, 26 псаломщиков, 20 монахов (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян . На Соборе было образовано 22 отдела и 3 совещания при Соборном Совете.131 Согласно ст. 52 Устава Собора «для соображения общих вопросов внутреннего распорядка и объединения всей деятельности Собора» был учрежден Соборный Совет в составе Председателя Собора, шести его товарищей (заместителей), секретаря Собора и его помощников и трех членов (епископ, клирик, мирянин) по избранию Собора.132 В деятельности Собора участвовали также епископ Румынской Православной Церкви Никодим и архимандрит Сербской Православной Церкви Михаил. Следует особо остановиться на том моменте, что более половины членов Поместного Собора были мирянами. Такое положение было не случайным. Собору предстояло выработать и принять решения, имеющие принципиальное значение для будущего Русской Церкви, ответственность за которые должна была лечь на всех Её верных чад. Поэтому Поместный Собор был призван явиться выразителем воли всей Русской Церкви, всех слоев Русского церковного общества. Это было тем более замечательно, что таким образом осуществлялся возврат к истокам апостольской традиции, когда сама Церковь, как единый организм, являясь в совокупности своих членов хранителем Вселенской истины, принимала решения по вопросам своего повседневного бытия, являвшиеся не только общеобязательными, но и близкими сердцу каждого Её верного члена. Примером этому служит Апостольский Собор в Иерусалиме (Деян.15:4–29). Да, в Церкви установлены различные служения (1Кор.12:5), «и иных Бог поставил Апостолами» (1Кор.12:28), от которых и ныне по преемству имеет Она Свое Богоучрежденное иерархическое устроение. Но именно по молитвам всей Церкви – царственного священства и рода избранного (1Петр.2:9), те, кому Богом вручено предстоятельство в Ней, совершают свое служение к спасительному освящению каждого Её члена. И находясь под водительством Апостольских преемников, каждый член Церкви призван к несению в Ней своего служения по мере дарования, в сознании своей причастности к хранимой Ею Вселенской истине и исповеданию её. В этом открывается природа соборности Церкви, о чем неоднократно свидетельствовала история. И как Церковь есть единое Тело Христово, в котором «не может глаз сказать руке: ты мне не нужна» (1Кор.12:21), так и благосостояние каждого поместного церковного общества возможно лишь в случае общего рассуждения, общего делания и общей ответственности. Поэтому привлечение к решению вопросов повседневного церковного бытия не только иерархов, но и представителей клира и мирян, с учетом того, что многие из данных вопросов имели широкое обсуждение на церков-ных собраниях разного уровня – явилось делом вполне естественным и полностью соответствующим как церковному преданию, так и историческому опыту Русской Церкви, когда представляющие разные слои населения и духовенство Земские Соборы выносили определения также и по вопросам церковной жизни. И, обращаясь к соборным документам, мы видим, что многомиллионная всероссийская паства была представлена на Соборе достойным образом. Среди членов Собора – мирян мы встретим цвет тогдашней Русской Богословской мысли – профессоров Духовных Академий, многих видных общественных деятелей и деятелей науки, доблестных защитников Отечества и представителей Русской интеллигенции. Среди членов Собора мы увидим князя и хлебопашца, коммерсанта и мастерового. Достаточно широко среди выборных лиц на Соборе было представлено Русское крестьянство (35 членов), составлявшее тогда большинство населения нашей страны.133

Этапы деятельности Собора

Поместный Собор Православной Российской Церкви, открывшийся торжественным Богослужением в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе Московского Кремля 15/29 Августа 1917 года, продолжал свою деятельность немногим более года с некоторыми перерывами между тремя его сессиями. Особо важные и торжественные заседания Собора происходили в величественном храме Христа-Спасителя, рабочие заседания (дважды в неделю) проводились в Соборной палате Московского епархиального дома, а заседания соборных отделов (каждый отдел собирался также дважды в неделю) в помещениях Московской духовной семинарии на Божедомке.

Собор проходил в переломное время не только для нашей Церкви, но и для всей страны, поэтому, решая вопросы церковного устройства, он должен был так или иначе откликаться, выражая церковное мнение, на события общественной жизни, имевшие важное значение для чад Церкви, для всего населения.

Первая сессия Собора продолжалась фактически до конца 1917 года. За это время обсуждались, и после продолжительных и всесторонних дискуссий были приняты следующие Соборные определения принципиального характера, а также имели место следующие события.134

1. 30 Октября (12 Ноября) – Собор принимает решение о восстановлении Патриаршества и о порядке избрания Патриарха.

2. 31 Октября (13 Ноября) – Определение после двух туров голосования трех кандидатов в Патриархи (архиепископ, с 23 Ноября 1917 г. митрополит Харьковский Антоний (Храповицкий) – 159 голосов, архиепископ, с 23 Ноября 1917 г. митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) – 148 голосов, митрополит Московский Тихон (Беллавин) – 125 голосов).

3. 5 (18) Ноября – принято Общее положение о высшем управлении Православной Российской Церкви.

4. 6 (19) Ноября – Избрание по жребию митрополита Тихона Патриархом Московским и всея России.

5. 21 Ноября (4 Декабря) – Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – торжественная интронизация Патриарха Тихона в Успенском соборе Кремля.

В дальнейшем на первой сессии Собора были приняты следующие документы:

1. 2 (15) Декабря – Определение о правовом положении Православной Российской Церкви.135

2. 4 (17) Декабря – Определение о церковном проповедничестве. Этим определением духовенству вменялась всяческая активизация проповеднической и духовно-просветительской деятельности, предписывалось регулярное проведение в храме духовных бесед во вне-богослужебное время, а также вводился институт благовестников из числа мирян, занимавшихся по благословению епископа проповеднической деятельностью.

3. 7 (21) Декабря – Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете.

4. 8 (22) Декабря – Определение о правах и обязанностях Патриарха и Определение о круге дел, подлежащих ведению высшего церковного управления.

Перед Собором также стояла проблема противостояния усилившимся внутри Церкви национально-сепаратистским настроениям. Ещё 12 Марта 1917 года Грузинская Церковь, вопреки канонам, в одностороннем порядке, без соборного обсуждения с Русской Церковью, в состав Которой она до того входила в течении более чем столетия, объявила о своей автокефалии. В связи с этим 29 Декабря (12 Января 1918 г.) Патриарх Тихон от имени Матери-Церкви обратился к Грузинским иерархам с посланием, в котором в частности, писал:

«Только Собор кириархальной Церкви может даровать независимость той или иной Поместной Церкви, без Собора же кириархальной Церкви всякие акты провозглашения церковной независимости признаются недействительными и не имеющими канонической силы... Если это требование не соблюдается, Церкви угрожает схизма...

Умоляем вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа: да не будет между нами разделений и да будем мы все соединены в одном духе и в одних мыслях. Станем на путь мира и взаимной любви и совместно обсудим создавшееся положение...».136

Кроме того, вследствие обозначившегося в этот период раскола в русском обществе, грозившего гражданской войной, Собор, исполняя миротворческое служение Церкви, выступал с многочисленными обращениями, посланиями и постановлениями, имевшими целью предотвратить народное бедствие.137

25 Октября (7 Ноября) в Петрограде произошёл государственный переворот. Временное правительство было свергнуто, власть перешла к Совету «Народных» Комиссаров во главе с В.И. Лениным (Ульяновым-Бланком). В это время в Москве сложилось очень тяжёлое положение. Часть города находилась в руках Военно-революционного комитета, другая его часть, включая центральные районы и Кремль, под контролем войск Московского гарнизона. Не вмешиваясь в вопрос о форме государственного устройства, Собор 2(15) Ноября обратился с призывом к обеим воюющим сторонам «о прекращении кровопролития, недопущении расправы с побежденными и сохранении святынь Кремля». Уже после овладения отрядами РВК Кремлём и установления ими полного своего контроля в городе Собор 11(25) Ноября принял решение об отпевании погибших с обеих сражавшихся сторон. Был также принят ещё ряд соборных воззваний, с попыткой национального примирения.

Для характеристики настроений, царивших на Соборе в это время, интересно обратиться к воспоминаниям его непосредственного участника и очевидца митрополита Евлогия (Георгиевского). Отмечая, что первое время после интронизации Патриарх Тихон на Соборе не появлялся, и Собор заседал под председательством митрополита Новгородского Арсения, он далее писал:

«Но вот, как-то раз, словно ясное солнышко, появился на Соборе Патриарх... С каким благоговейным трепетом все его встречали! Все – не исключая «левых» профессоров, которые ещё недавно так убедительно высказывались против патриаршества... Когда, при пении тропаря и преднесении патриаршего креста Патриарх вошел, – все опустились на колени. Патриарх проследовал прямо в алтарь, вышел в мантии, приветствовал Собор и после молебна, благословив всех, – отбыл.

Это посещение – высшая точка, которую духовно достиг Собор за первую сессию своего существования. В эти минуты уже не было прежних несогласных между собою и чуждых друг другу членов Собора, а были святые, праведные люди, овеянные Духом Святым, готовые исполнить Его веления... И некоторые из нас в тот день поняли, что в реальности значат слова «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...».138

Следует добавить, что хроника деятельности первой сессии Собора служит неплохой иллюстрацией к словам Преосвященного Евлогия. Если первые два месяца были временем дискуссий, то затем наступило время совместных решений и действий, в общей ответственности пред Богом и всей Церковью. Остается отметить, что группа т.н. реформаторов из числа либерально-настроенного духовенства и интеллигенции, некоторые из которых явились впоследствии деятелями «обновленчества» (например, проф. – прот. Н.Г. Попов, проф. Б.В. Титлинов, бывший обер-прокурор Синода В.Н. Львов), оказалась на Соборе в явном меньшинстве и, проявляя активность в дискуссиях, всё же не смогла влиять на соборные решения.

Вторая сессия Собора открылась 20 Января (здесь и далее все даты по новому стилю) и закончилась 7 Апреля 1918 года. Началось время коренной перестройки всего общественно-политического и экономического уклада Русского общества. Эта перестройка самым непосредственным образом коснулась и Церкви, отразившись на Её внешнем положении в условиях нового социалистического государства. 23 Января 1918 года Совет Народных Комиссаров обнародовал Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.139 Отныне отношения государства и церкви должны были строиться на новых, невиданных до того в истории нашей страны условиях. Православная Церковь не только окончательно утрачивала Свое положение господствующей в Российском Государстве, но и вообще вместе с другими исповеданиями лишалась права юридического лица. Отныне Она не только не получала никакой материальной поддержки со стороны государства, но и всё Её имущество становилось «общенародным достоянием». Религия объявлялась частным делом граждан, религиозная присяга изымалась из государственного употребления, церковный брак утрачивал юридическую силу. Из школ устранялось преподавание Закона Божьего. Впрочем, за религиозными обществами оставалось право иметь на свои средства специальные учебные заведения, а верующим обучаться и обучать детей духовным дисциплинам частным путем.140 Одновременно в стране была развёрнута широкая антирелигиозная и антицерковная кампания.141 Поскольку в действиях, направленных на похуление Православной веры, осквернение святынь и вообще нанесение вреда Церкви, а также в сопровождавших порой эти действия расправах на невинными гражданами участвовали люди, формально считавшиеся ещё чадами церковными, но своими взглядами и действиями фактически отпадшие от Нее, то Церковь, в соответствии со Своими канонами и традицией, обязана была вынести о них Своё суждение. В связи с этим 19 Января 1918 года Патриарх Тихон выступил с посланием, отлучавшим подобных лиц от Церкви. Описывая в послании гонения на Церковь и жестокие расправы над верующими, попиравшие всякое право и законность, Патриарх обращался к руководителям советской власти («безбожным властелинам тьмы века сего»):

«Всё сие преисполняет сердце Наше глубоко болезненной скорбью и вынуждает Нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело; это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите огню геенскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной. Властью данной нам от Бога запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас самих» (1Кор.5:13). Враги Церкви захватывают власть над Ней и Её достоянием силой смертоносного оружия, а вы противостаньте им силой веры вашей, вашего властного всенародного вопля... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовём вас на эти страдания вместе с собой».142

Это был голос, созвучный первым христианам, мученикам за Веру Христову, голос Святого Патриарха Гермогена. Это был голос Церкви Христовой. Однако, народ наш голоса этого не услышал, – а если и услышал, то не внял...

В свою очередь собравшийся на свою вторую сессию Поместный Собор 22 Января принял постановление с его одобрением.143 27 Января Собор обратился с Воззванием к Православному народу, призывая к сохранению веры христианской и верности Матери-Церкви. Верующие горячо откликнулись на призыв Собора. Повсеместно стали возникать братства защиты Православной веры, а вскоре был создан Всероссийский союз объединенных приходов. Но сила гражданского сопротивления была всё же недостаточной, чтобы укреплявшиеся у власти большевики почувствовали себя в изоляции. В ряде мест многим церковным деятелям пришлось пасть жертвами произвола. Так, 25 Января 1918 года в Киеве, большевистскими злоумышленниками был зверски убит замечательный русский иерарх митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Когда известие о его мученической кончине дошло до Москвы, Собор 15 Февраля в полном составе собрался на торжественное заседание, посвященное его памяти. Позднее, когда стали известны имена других «скончавших жизнь свою исповедников», Собор 18 Апреля принял специальное определение, устанавливающее 25 Января днем их молитвенного поминовения.144

В этих условиях Собору пришлось продолжать свою деятельность по устроению церковной жизни.

Среди определений, касающихся устройства церковных дел, были приняты следующие:

25 Января – о местоблюстителе Патриаршего Престола «на случай болезни, смерти и других печальных для Патриарха возможностей».

1–9 Февраля – обсуждалось и было принято Определение об епархиальном управлении.

7 Марта – о единоверии.

5 Апреля – деяние о прославлении Святителя Софрония, епископа Иркутского.

6 Апреля – о мерах по прекращению нестроений и церковной жизни.

16 Февраля состоялось открытие заседаний новых органов высшего церковного управления – Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

Откликаясь на печальные события общественной жизни, в связи с началом гражданской войны, Патриарх Тихон 2 Марта выпустил послание с призывом «к прекращению междоусобной брани». А 5 Апреля Собор принял определение «о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» с призывом к молитвенному поминовению всех за веру пострадавших и единению всех верных чад Церкви в их исповедническом подвиге.

Третья, заключительная сессия Собора продолжалась со 2 Июля до середины Сентября. Она проходила в условиях усиления антицерковной кампании. Были закрыты все специальные духовные учебные заведения и прекращено преподавание закона Божьего в школе на частные средства. По местам продолжали происходить случаи глумления над святынями. Немало священнослужителей оказалось среди жертв начавшегося красного террора.145

В это время Собор принимает ряд определений, имевших, как увидим ниже, принципиальное значение для всего дальнейшего хода церковной жизни.

8 Августа – об учреждении новых епархий и викариатств.

9 Августа – о местоблюстителе Патриаршего Престола (общее положение в отличие от чрезвычайного постановления от 25 Января 1918 г.).

13 Августа – о порядке избрания Святейшего Патриарха.

15 Августа – о возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по церковному суду.

Вместе с этим было принято определение о признании недействительным лишение сана по политическим мотивам, с применением этого определения в отношении митрополита Ростовского Арсения (Мациевича) и священника Григория Петрова.

26 Августа – о восстановлении дня памяти всех святых земли Российской.

3 Сентября – о порядке прославления святых к местному почитанию.

7 Сентября – о церковном имуществе и хозяйстве.

12 Сентября – об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания.

13 Сентября – о монастырях и монашествующих.

Пришедшее в 1918 году к власти в Киеве правительство Центральной Рады объявило о независимости Украины (Украинской Державы). В связи с этим возникал вопрос об устройстве церковных дел на Украине. Раздавались даже голоса об украинской «автокефалии». Однако проходивший в Киеве Собор Украинской Церкви, сознавая ненормальность подобной возможности, в положении о временном высшем церковном управлении на Украине, принятом 9 Июля 1918 г., указал на каноническую связь Православной Церкви на Украине с Патриархом Всероссийским. Этим же Собором было также принято специальное постановление, которым «все постановления Всероссийского Церковного Собора и Святейшего Патриарха должны быть безусловно обязательны для всех епархий Украины».146 В свою очередь Всероссийский Поместный Собор 20 Сентября 1918 г. принял определение с утверждением Положения о церковном управлении на Украине, принятого ранее на Соборе в Киеве, и таким образом придающее ему каноническую силу.

В этот же день Собор принял Определение о созыве очередного Поместного Собора Русской Церкви весной 1921 года. Тогда же было принято Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения. Этим Определением сверх предоставленного Собором права женщинам участвовать в приходских собраниях и Советах, занимать должности церковных старост, им также предоставлялось право участия в благочиннических и епархиальных собраниях, занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и хозяйственных учреждениях. В исключительных случаях женщин разрешалось допускать к исполнению должности псаломщика.

Следует отметить, что в отделах Предсоборного Совета были также выработаны положения по следующим вопросам для включения в программу Собора:

– о клятвах Патриарха Антиохийского Макария и Московского Собора 1666–67 гг.147

– об иерархии Белокриницкой и Старокатолической.

– об упорядочении Богослужения.

– о Богослужебном языке и т.д.

Таковы вкратце основные этапы Поместного Собора Русской Церкви 1917–18 гг. и тот исторический фон, который отразился на его деятельности. Теперь перейдем к рассмотрению его основных решений.

* * *

127

Осецкий А.А. Поместный Собор. Пг. 1917. Сс.84–92.

128

Выборы членов Собора от епархий проходили следующим образом: на приходских собраниях тайным голосованием прихожанами избирались выборщики, участвовавшие затем в благочинническом избирательном собрании, где также закрытым голосованием из числа штатных клириков и выбранных мирян избирались члены епархиального собрания, из числа которых и избирались, опять-таки тайным голосованием, члены Собора в указанном выше составе. Таким образом, к участию в соборной деятельности были привлечены практически все преданные чада Церкви.

Для епархий Американской и Японской был определен состав представительства из трех человек: епископ, пресвитер и мирянин, такой же состав был определен для епархий и некоторых викариатств Закавказья.

129

Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Цер-кви. ЦВ. 1917. № 29. Сс.211–217; Дн. Кн.1. Вып.1. М. 1918. Сс.12–18.

130

Устав Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви принят Св. Синодом 10–11 Августа 1917 г. № 4969. Глл. III, Х-ХII. Дн. Кн.I. М. 1918. Сс.39–41, 47–51; и гл.IV. Сс.66–67.

131

Для лучшего представления о вопросах, подлежавших решению Собора, приводим список Соборных отделов: 1. Уставный. 2. Высшее церковное управление. 3. Епархиальное управление. 4. Церковный суд (председ. архиеп. Сергий (Страгородский). 5. Благоустроение прихода. 6. Правовое положение Церкви в Государстве (председ. архиеп. Арсений (Стадницкий). 7. Богослужение, проповедничество и храмы (председ. архиеп. Евлогий (Георгиевский). 8. Церковная дисциплина (председ. митр. Киевский Владимир). 9. Внешняя и внутренняя миссия. 10. Единоверие и Старообрядчество (председ. архиеп. Анто-ний (Храповицкий). 11. Монастыри и монашество. 12. Духовные Академии. 13. Духовно-учебные заведения. 14. Церковно-приходские школы. 15. Преподавание Закона Божия (председ. архиеп. Кирилл (Смирнов). 16, Церковное имущество и хозяйство (председ. архиеп. Анастасий (Грибановский). 17. Правовое и имущественное положение духовенства. 18. Устройство Православной Церкви в Закавказье в связи с объявленной Грузинами автокефалии своей Церкви. 19. Библейский. 20. Издательский. 21. Личный состав. 22. Редакционный. 23. Совещания при Соборном Совете: I. Религиозно-просветительское (пред-сед. архиеп. Анастасий (Грибановский). II. Хозяйственно-распорядительное. III. Юридическое. Дн. Кн.I Вып.I М. 1918. Сс.134–138.

132

Устав... Гл.V. Дн. Кн.I Вып.I. С.42.

133

См. Список членов Священного Собора (по основаниям полномочий). Дн. Кн.I Вып.I Сс.97–133.

134

Здесь и далее хроника деятельности Собора приводится по “Церковным Ведомостям” за Август 1917-Май 1918 гг. и Деяния... Кнн.I-Х. Собр. опред. и пост. Выпп. 1–4. М. 1918.

135

Подробнее об этом см. в разделе «Отношения Священного Собора к политическим и общественным событиям в России».

136

ЦВ. 1918. №№ 3–4. Сс.13–18.

137

Например, см. Постановление Собора “По поводу угрожающей Родине братоубийственной войны”. ЦВ. 1917. № 40–41. С.359–360.

138

Евлогий, митроп. “Путь моей жизни”. Париж. 1947. С.212.

139

“Известия”. 1918. № 16. 21 Января 1918.

140

См. Декрет СНК РСФСР об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. “Известия”. 1918. №16. 21 Января; в сборнике “Государство и религия”. Политиздат. М. 1975.

141

Характерные выступления в газ. “Известия” в этот период: “Воинствующая Церковь” (30 Января 1918); В. Славский “Мобилизация Церкви” (2 Февраля 1918); С. Данилов “Черное воинство” (6 Февраля 1918); Р. Иванов “Великий гнев или великое кощунство” (7 Февраля 1918).

Кроме того., начиная с 12 Января 1918 г. в “Известиях” (статья М. Рейcлер) и др. советских газетах появлялись статьи в связи с готовящимся Декретом, выдержанные в резко антицерковном духе.

142

Новые мученики Российские. 1949. Ч.I. Сс.94–95.

143

ЦВ. 1918. № 3–4. С.20–22.

144

Подробнее об этом см. в разделе «Отношение Священного Собора к политическим и общественным событиям в России».

145

По неполным данным только за период с Июня 1918-Января 1919 гг. было убито 469 представителей православного духовенства. Тобольск, епарх. вед. 1919. № 8,9. Сс.15–19.

146

Опред. и пост. Вып. 4. М. 1918. Сс.15–19.

147

Решение по этому вопросу было окончательно принято лишь на Поместном Соборе Русской Церкви 1971 года, отменившем клятвы Московского Собора 1666–67 гг. на старые обряды и держащихся их. Немалая работа в этом отношении была предпринята покойным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом.


Источник: История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1 (1917-1970) / Данилушкин М.Б. (ред.) - СПб.: Воскресение, 1997. — 1020 с. — ISBN 5-88335-019-4

Комментарии для сайта Cackle