М.Б. Данилушкин

Источник

Глава 4. Основные определения Собора

Вопросы, касавшиеся структуры церковного управления, исследовались Собором, как отмечалось, долго и тщательно. Причём наиболее важные решения по этому вопросу были приняты уже на первой сессии. Своими решениями соборные деятели стремились способствовать развитию в Русской Церкви духа соборности, законодательно закрепить соборные начала церковного управления. Вместе с тем ещё в материалах Предсоборного присутствия четко был сформулирован вопрос о необходимости восстановления Патриаршества как традиционной для Русской Церкви формы церковного предстоятельства. Хотя эта идея разделялась большинством церковных деятелей, всё же раздавались голоса, выступавшие против неё.148 Так, например, говорили, что Древняя Церковь не знала подобной формы управления. Однако оппоненты не учитывали того, что с численным и территориальным ростом Церкви епископам разных областей стало просто необходимо знать первого между собой149, для поддержания той же соборности и единства. Также неоправданным было опасение, что наличие Патриарха будет сковывать инициативу епархиальных архиереев в деле церковного строительства в своих епархиях. Во всяком случае возрождаемое Патриаршество должно было избежать крайности авторитаризма (Патриарх в соответствии с древней церковной традицией и духом Евангелия (Мф.20:26; Лк.22:26) должен был быть лишь первым среди равных собратьев епископов), и в то же время, как выражение единства и соборности Церкви, оно должно было противостоять внешним давлениям на Ее внутреннюю жизнь и внесению в неё чуждых Ей элементов.

Соборные начала также должны были внедряться и в структуру управления епархиального. Сохраняя в неприкосновенности богоустановленные права епископа, соборные решения предполагали более широкое вовлечение клира и прихожан в дело церковного строительства. В своей деятельности епископ теперь более опирался на епархиальные съезды, состоящие из клириков и мирян , епархиальные, благочиннические и приходские советы. В целях достижения большей близости епископата с клиром и народом было решено расширять внутри крупных епархий сеть викариатств с предоставлением им прав полусамостоятельных епархий. Кроме того был подтвержден древнецерковный принцип выборности духовенства, как клира, так и епископата. Оценивая соборные определения по вопросам церковного управления, следует отметить их точное соответствие церковным канонам, духу и традиции Православия. В то же время Собор творчески подошёл к решению вопросов, вызванных спецификой условий русской церковной жизни данного периода. Так, вопреки сложившимся каноническим нормам Собор принял определение о т.н. чрезвычайном Местоблюстителе Патриаршего Престола, приблизившись при этом к практике Древней Церкви, когда в силу чрезвычайных обстоятельств епископы часто назначали себе преемников.

В целом основные определения, касавшиеся церковного управления, были сформулированы Собором следующим образом:

Высшее церковное управление

1. В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян .

2. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.

3. Патриарх является первым между равными ему епископами.

4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.150

Постоянными органами высшего церковного управления в период между созывами Поместного Собора становились Священный Синод и Высший Церковный Совет. Синоду принадлежала высшая судебная и исполнительная власть. Высший Церковный Совет образовался как совещательный орган при Синоде с правом выработки и внесения в Синод своих рекомендаций, а также для общего руководства и координации церковно-общественной жизни.151

Священный Синод состоит из Председателя – Патриарха и двенадцати членов: Киевского Митрополита как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год.152

Высший Церковный Совет.

В его состав входят: Патриарх-Председатель и пятнадцать членов: три иерарха из состава Священного Синода, по его избранию, и по избранию Всероссийского Поместного Собора: один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян . (Члены ВСЦ от клириков могут быть избираемы из пресвитеров, диаконов и псаломщиков).153 Дела в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов, или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя дает перевес, при этом никто из присутствующих не может воздерживаться от голосования.154 Священный Синод и Высший Церковный Совет, каждый в отдельности или совместно, по принадлежности, разрешают все недоразумения и вопросы, порожденные неясностью или неполнотой соборных определений.155 Иными словами, им принадлежит право их толкования.

Права и обязанности Патриарха

Патриарх: а) имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Российской Церкви, в потребных случаях предлагает о надлежащих для того мероприятиях Священному Синоду или Высшему Церковному Совету и является представителем Церкви пред государственной властью;

б) созывает Поместные Соборы, согласно положению о них и председательствует на Соборах;

в) председательствует в Священном Синоде, Высшем Церковном Совете и соединенном присутствии обоих учреждений;

г) представляет Собору отчеты о состоянии Российской Церкви за междусоборное время;

д) сносится с автокефальными Православными Церквами по вопросам церковной жизни во исполнение постановлений Всероссийского Церковного Собора или Священного Синода, а равно и от своего имени;

е) имеет долг печалования перед государственной властью;

з) обращается ко всей Русской Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями;

и) преподает нарочитое благословение духовным и светским лицам за их полезную для Церкви деятельность;

к) имеет попечение о своевременном замещении епархиальных архиерейских кафедр; л) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении св. мира для потребностей Российской Церкви. Примечание: за Киевским митрополитом сохраняется древнее право освящения св. мира.

м) разрешает отпуски архиереям из их епархий внутри и вне государства на срок более 14 дней и не свыше месяца;

н) дает архиереям братские советы как относительно личной их жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае же невнимания к его советам, предлагает о том Священному Синоду;

о) пользуется правом посещения в потребных случаях всех епархий Российской Церкви (Апост. пр. 34, Антиохийск. 9);

п) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход...

3. Имя Патриарха (взамен упоминания о Синоде) возносится за богослужением во всех храмах Российской Церкви.156

5. Патриарх состоит епархиальным архиереем Патриаршей области.

9. Жалобы на Патриарха подаются в Священный Синод через старейшего из присутствующих в Синоде иерархов.

10. В случае нарушения Патриархом прав или обязанностей служения вопрос о признании в его действиях наличности поводов, могущих повлечь за собой его ответственность, разрешаются соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Самое же предание его суду и суд над ним совершается Всероссийским Собором епископов с приглашением, по возможности, других Патриархов и предстоятелей автокефальных Церквей, причём как для предания суду, так и для обвинительного приговора требуется не менее ⅔ наличных голосов...157

В дополнение к приводимому выше определению, учитывая возможность различных внешних нестроений, уже на второй своей сессии, в закрытом заседании 7 Февраля 1918 года Собор постановил:

«на случай болезни, смерти и других печальных для Патриарха возможностей, предложить ему избрать нескольких блюстителей Патриаршего Престола, которые в порядке старшинства и будут блюсти власть Патриарха и преемствовать ему».158 Как мы потом увидим это соборное постановление о «чрезвычайном местоблюстительстве» сыграло решающую роль в деле устроения церковного во время предстоятельства митрополитов Петра, а затем Сергия.

Вместе с тем, на третьей сессии Собора было принято Определение о Местоблюстителе Патриаршего Престола (общее положение, в отличии от чрезвычайного постановления от 25.1 (7.II) 1918 г.).

Основные положения этого определения сводятся к следующему:

По освобождении Патриаршего Престола, под председательством старейшего члена Священного Синода в соединенном присутствии собирается Синод и Высший Церковный Совет для выборов тайным голосованием Местоблюстителя из числа присутствующих членов Синода. Местоблюститель созывает Собор для избрания Патриарха и председательствует на нём. В период междупатриаршества во всех храмах Российской Церкви возносится моление о Местоблюстителе и о Синоде.159

Порядок избрания Святейшего Патриарха

Основные положения Соборного Определения о порядке избрания Святейшего Патриарха сводятся к следующему:

В трёхмесячный срок по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель созывает Собор, состоящий из епископов, клириков и мирян. Постановление о Соборе принимается на совместном заседании Синода и Высшего Церковного Совета, под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола. На Соборе тайным голосованием всех членов Собора в два этапа определяются три кандидата в Патриархи, после чего избрание совершается жребием. В случае единогласного избрания кандидата на Патриаршество избрание двух других кандидатов не производится. Кандидатами на Патриарший Престол могут быть каждый состоящий в иноческом чине архиерей и лица священного сана, удовлетворяющие каноническим требованиям, причём избранное в Патриархи лицо в священном сане, не состоящее в иночестве, обязывается прежде поставления в Патриархи принять иноческое пострижение.160

Епархиальное управление

Некоторые пункты определения.

15. Епархиальный архиерей, по преемству власти святых Апостолов, есть предстоятель местной Церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян.

16. Предусматривает правила избрания епархиального архиерея клиром и мирянами епархии. В список кандидатов, кроме лиц, указанных Священным Синодом, также включаются и канонически им одобренные кандидаты, указанные епархией. Примечание I к ст. 16. В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага Церковного, допускается назначение и перемещение архиереев высшей церковной властью.

17. Кандидаты в епархиальные архиереи из лиц, не имеющих епископского сана, избираются в возрасте не моложе 35 лет из монашествующих или не обязанных браком лиц белого духовенства и мирян , причём для тех и других обязательно облечение и рясофор, если они не принимают пострижения в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по образованию, Богословским знаниям и нравственным качествам.

18. Архиерей пребывает на кафедре пожизненно и оставляет её только по церковному суду или по постановлению высшей церковной власти, в случаях, указанных выше в примеч. к ст. 16.

19. Архиерей пользуется, по Божественному полномочию, всею полнотой иерархической власти в делах веро-и-нравоучения, священнодействия и пастырского душепопечения.

22. Епархиальному архиерею принадлежит право канонического одобрения кандидатов на священно-церковно- служительские места – их избрание и назначение.

23. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.

31. Высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное собрание.

33. Епархиальные собрания созываются правящим архиереем: очередные – в срок, указанный предшествующим Епархиальным собранием, чрезвычайные – по усмотрению правящего архиерея или на основании заявления не менее одной трети благочиннических округов епархии.

34. Епархиальные собрания состоят из представителей клира и мирян в равном числе избираемых на три года. Представители на Епархиальные собрания избираются окружными собраниями, состоящими из всех членов клира округа и такого же числа мирян, избираемых приходскими собраниями.

35. Членами Епархиального собрания не могут быть лица:

1) не исполнившие в течение года христианского долга исповеди и св. Причастия и 2) опороченные по суду церковному. Прослуживший свой срок депутат может быть избираем вновь. Не менее половины клириков должны быть в пресвитерском сане.

36. В Епархиальное собрание входят представители монашества и духовно-учебных заведений...

37. Епархиальное собрание а) избирает членов Епархиального Совета, членов Епархиального Суда и других должностных лиц и кандидатов к ним тех епархиальных учреждений, в уставах и положениях коих не имеется на сей предмет особых указаний; б) составляет правила и инструкции в развитие и применение общих правил и постановлений Православной Российской Церкви; в) рассматривает жалобы на все подчиненные Собранию епархиальные учреждения; г) наблюдает за течением епархиальной жизни; д) ревизует деятельность епархиальных учреждений.

47. Епархиальный Совет есть постоянно непрерывно действующее административно-исполнительное учреждение, состоящее из выборных членов, при содействии которого епархиальным архиереем производится управление епархией.

67. В каждом благочинническом округе действуют окружные Благочиннические собрания, которые являются в общем строе епархиальной жизни следующими после Епархиальных собраний административно-распорядительными органами.

68. Окружные Благочиннические собрания бывают: а) пастырские и б) общие.

77. Исполнительным органом Благочиннического собрания является Благочинный с состоящим при нем Благочинническим Советом.

78. Благочиннический Совет состоит из председателя – Благочинного, двух членов клира, из коих один должен быть в сане пресвитерском (он же и заместитель Благочинного), и двух мирян.

79. Избрание благочинного и членов Благочиннического Совета происходит на общем Благочинническом собрании закрытой баллотировкой... Благочинный избирается на пять лет, а члены Совета – на три года. Избранные утверждаются епархиальным архиереем.

84. На Благочиннический Совет возлагается:

а) общее руководство и наблюдение за порядком и правильным течением религиозной жизни и пастырской деятельности в приходах округа;

б) составление отчета о религиозно-нравственном состоянии приходов округа за истекший год;

г) составление финансовой сметы по всем учреждениям Благочиннического округа;

д) разрешение местных церковных расходов, кои, по приходскому уставу, требуют одобрения Благочиннического Совета;

и) рассмотрение жалоб и недоумений между причтами и прихожанами;

л) утверждение в должности церковных старост в бесспорных случаях и определения на место просфорен;

м) составление и поддержание благочиннических библиотек...161

Приход

Значительную часть времени перед закрытием зимней (второй) сессии Собор посвятил рассмотрению доклада о благоустроении прихода. Это был один из самых обширных докладов, какие приходилось рассматривать Собору, а вместе с тем один из самых важных. Поскольку применение принятого Синодом ещё в Июле 1917 г. Временного положения о приходе приводило в значительном ряде случаев к нестроениям в отношениях между приходскими Советами и причтами храмов в связи с предусмотренной Положением практикой выборности членов причта, то Собор своим Определением о мерах по прекращению нестроений в церковной жизни упорядочил эту практику, предоставив право избрания и назначения на священно-церковно-служительские места епархиальным архиереям, однако предписав последним принимать во внимание и тех кандидатов, о которых ходатайствует приход. Управление приходскими делами согласно Определению совершается под руководством епархиального епископа, настоятелем прихода совместно с другими членами причта, церковным старостой и при содействии прихожан. Совместное участие клира и содействие прихожан в управлении приходскими делами осуществляется через приходское собрание и приходской совет. Членами приходского собрания могут быть члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста. Приходские собрания предусматривается проводить не реже одного раза в полгода. Для ведения церковно-приходских дел и заведования церковным имуществом собрание избирает приходской совет, куда по должности входят члены причта, староста, а также выборные из прихожан в количестве не меньшем числа членов причта, со сроком полномочий – три года. Председателем приходского совета является настоятель храма, заместителем председателя может быть избран и мирянин. Определение предусматривает меры к повышению религиозной активности прихожан, их вовлечению в общественно полезные мероприятия прихода.162

Далее следует остановиться на некоторых решениях Поместного Собора, касающихся самих начал церковной жизни. Так, 15 Августа 1918 года Собор принял Определение о возможности восстановления в священном сане лиц, лишённых сана по суду. «Приговоры суда о лишении священного сана, призванные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, – записано в Определении – подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительным». Далее лицам, лишенным сана до времени открытия Собора, предлагалось возбудить ходатайство о пересмотре состоявшихся о них приговоров.163 Отметим, что под это определение подпадали дореволюционные дела по лишению сана не за собственно церковные преступления, когда эта мера предусматривается священными канонами, а по политическим мотивам, вследствие нарушения осужденными общеобязательной в то время церковной политики. Так это Определение было применено, например, в отношении митрополита Ростовского Арсения (Мациевича), незаконно, таким образом, лишённого сана и монашества ещё при Екатерине II за энергичный протест против отторжения монастырских земель и других действий тогдашнего Правительства, служивших подрыву Православной Церкви. Этим канонически закреплялась ликвидация тяжёлого наследия синодального периода. Отныне ни один церковный деятель или группа деятелей не могли заниматься той или иной политической деятельностью от имени Церкви, но лишь от своего собственного имени, избавляя, таким образом, Церковь от ответственности за ту или иную политику. Впрочем, на практике большевики всё-равно широко использовали принцип круговой поруки в расправах над верующими. Политическая нейтральность Церкви, уместная в Христианском Православном государстве, теперь обернулась идейной обезоруженностью и неспособностью клира защитить ни самих себя, ни паству. Следует, к сожалению, отметить, что ещё ранее (весной 1918 г.) Патриарх Тихон категорически отказался благословить Белое движение, а его выступления в защиту Церкви никогда не затрагивали советской власти как таковой формы государственного устройства. Но это не спасло Церковь от гонений.

Следует также особо отметить мероприятия Собора по активизации религиозной жизни прихожан. Так, Собор предпринимает шаги к новым прославлениям угодников Божьих, восстанавливает празднование памяти всех святых земли Российской, выступает с поддержкой народной инициативы на местах по прославлению святых к местному почитанию.164 Церковь земная таинственно-неразрывно связана с небесной Церковью святых, эта связь – выражение Ее неизменного упования, она является важным фактором веры и благочестия Ее чад.

Отношение Священного Собора к политическим и общественным событиям в России

Деятельность Священного Собора совершалась в переломные месяцы истории России, определившие её путь на долгие десятилетия. Многие актуальные и насущные постановления Собора так и не были воплощены в жизнь, поскольку коренным образом расходились с целями и интересами большевистской власти, которая не останавливалась ни перед какими даже самыми жестокими и циничными методами в намерении прибрать под свой контроль все стороны жизни Русского народа.

Уже первые декреты советского правительства свидетельствовали о стремлении новой власти коренным образом изменить положение религии и Церкви в Российском государстве. «...26 Октября 1917 года Второй Всероссийский съезд Советов в Декрете о земле объявил о национализации церковных и монастырских земель... 2 Ноября 1917 года была опубликована «Декларация прав народов России», в которой объявлялось об отмене всех национально-религиозных привилегий и ограничений. 12 Ноября согласно декрету «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» духовенство потеряло все свои сословные преимущества. 11 Декабря 1917 года постановлением Совета Народных Комиссаров Республики из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению были переданы все учебные заведения, а затем специальным постановлением Наркомпроса во всех учебных заведениях отменялось преподавание церковных дисциплин и упразднялись должности законоучителей».165

16 Декабря 1917 года советским правительством был принят декрет «О расторжении брака», а два дня спустя появился декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Таким образом ещё за месяц до появления знаменитого декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» почти все его основные положения большевики уже объявили законом и начали энергично воплощать в жизнь. Они словно испытывали почву, до какой степени могут допустить радикальность своих решений относительно Церкви и религии. В те смутные дни конца 1917 года почти никто не принимал их всерьёз и не подозревал, что дерзкие фантазии самозваных властителей в самом деле станут законами, которые более семидесяти лет будут определять духовные права народов огромной страны.

Наших современников, анализирующих революционную эпоху с высоты исторического опыта и собственных знаний о последующих событиях, могут поразить политическая наивность участников Поместного Собора, продолжавших в обстановке большевистского хаоса и назревавшей Гражданской войны разрабатывать определение «О правовом положении Российской Православной Церкви», словно не замечая, что новая власть намерена уничтожить все права Церкви. Конечно, при большевиках не могло быть и речи о приоритетном положении в государстве Православной Церкви или любой другой религии, кроме марксизма. Но участники Собора и не признавали большевиков законной властью, ожидая созыва и решений Учредительного Собрания. Трагическая ошибка, совершенная всеми, кто «не замечал» большевиков в тот момент, когда они более всего нуждались в передышке, помогла последним укрепиться и перейти в дальнейшее наступление. Эти обстоятельства стали очевидными лишь впоследствии, после циничного разгона Учредительного Собрания, расстрела мирной демонстрации в Петрограде и других событий. В конце же 1917 года коммунисты ещё не проявили себя в полной мере и выглядели «калифами на час». Участники Собора, вынося определения, рассчитывали на массовую поддержку Православных верующих, их преданность Православию и, следовательно, бойкот большевистскому законодательству. Уже несколько месяцев спустя Собор вынужден был с горечью признать, что атеистическая власть сильна не только убеждёнными безбожниками из «правящей партии», зачастую даже номинально не принадлежавшими к Православию, но и массовым отступничеством внутри Самой Церкви.166

Но вернемся в Декабрь 1917 года. Соборное определение «О правовом положении Православной Российской Церкви» было разработано в рамках Высочайшего Манифеста и Именного Высочайшего указа от 17 Апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», а также последующих законодательных актов царского времени, определявших правовое положение Православной Церкви сравнительно с другими существовавшими в стране религиями. В известной степени он был даже консервативнее императорских указов, что объясняется особенностями исторического момента, когда поляризация сил уже не оставляла места для компромиссных решений.

Как уже упоминалось, ни один из пунктов определения не был воплощён в жизнь, поскольку оно разрабатывалось совсем для иной власти. Тем не менее, большевики, видимо, познакомились и неплохо изучили этот документ. Опубликованный 23 Января 1918 года знаменитый декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» последовательно опровергал практически каждый пункт соборного определения, которое в иной ситуации могло бы сыграть важную роль в истории Русской Православной Церкви и всей России. Сравнение этих двух документов показывает не только определяющие особенности каждого из них, но и принципы составления декрета. Новая власть, формально пока не препятствуя деятельности Собора, дала понять, что не позволит воплотиться в жизнь ни одному из его глобальных решений.

Итак, сравним определения Собора и Декрета Совета Народных комиссаров.


Из определений Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви Из Декрета Совета Народных Комиссаров об отделении Церкви от государства и школы от Церкви
1. Православная Российская Церковь... занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение. 1. Церковь отделяется от государства.
7. Глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными. 3. Прим. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
8. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь. 2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы... устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
11. Свобода исповедания..., равно и свобода православного богослужения ограждаются государственною властью. 5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка...
12. Добровольный выход из Православия допускается не ранее достижения возраста, установленного для вступления в брак. 3.Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
15. Церковное венчание по православному чину признается законною формой заключения брака. 8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
17. Церковные метрические книги ведутся согласно государственным законам и имеют значение актов гражданского состояния. 9. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
1. Во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви. 6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
2. Священнослужители, монашествующие и штатные псаломщики свободны от воинской и других личных натуральных повинностей. 12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
22. Имущество, принадлежащее установлениям Православной Церкви, не подлежит конфискации или отобранию, а самые установления не могут быть упраздняемы без согласия церковной власти. 10. Все церковные и религиозные общества... не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
24. Православная Церковь получает из средств государственного казначейства по особой смете... ежегодные ассигнования в пределах её потребностей...

Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» подвёл первые итоги большевистского законодательства в этой области и на все последующие годы существования советской власти определил позицию государства в отношении религии. В дальнейшем и этот закон показался советскому правительству слишком либеральным: из последующих постановлений были изъяты право «обучать и обучаться религии частным образом», и даже ограниченная судом возможность «замены одной гражданской обязанности другой». Надо ли говорить, что первыми нарушителями декрета стали его авторы. Хотя закон провозглашал свободу совести и равенство прав всех граждан, независимо от вероисповедания, в первые же месяцы его существования тысячи верующих подвергались жестоким гонениям. Как уже упоминалось, 25 Января 1918 года в Киево-Печерской Лавре был расстрелян митрополит Киевский и Галицкий Владимир. Жестокое и циничное убийство престарелого владыки, мирного, далёкого от политики человека, который меньше трёх месяцев назад в храме Христа Спасителя в Москве объявил об избрании митрополита Московского Тихона Святейшим Патриархом, потрясло всех участников Собора. Собор решительно осудил произвол безбожной власти, приняв 5 (18) Апреля 1918 г. Определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь».167 Документ предусматривал молитвенные поминовения новомученников, ходатайство и помощь заключённым за религиозные убеждения, создание обществ и братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. Клирики и миряне поддержали решение Собора – к сожалению, не единодушно. Определение «О мероприятиях к прекращению нестроений церковной жизни» от 6 (19) Апреля 1918 г. свидетельствует, что безбожники находили вольную или невольную поддержку в самой Церкви. В документе упоминается «осквернение святых храмов прихожанами оных», «насильственное отобрание окрестными селениями имущества монастырей», «учинения... насилия над епархиальным епископом», самочинная смена монастырского начальства самими же монашествующими и другие невиданные деяния.168 Против них Собор пытался бороться методами церковных взысканий, отлучения от сана и другими решительными способами морального воздействия. К сожалению, некоторые части Определения были объективно выгодны большевикам: например, пункт о коллективном наказании приходов, в которых провинилась «значительная группа прихожан». Теперь закрытие храма могло совершаться не только по решениям советской, но и церковной власти: достаточно было «значительной группе прихожан» заявить о своём неповиновении Церкви, устроить бесчинство в храме или выступить инициаторами отобрания церковных владений. Вместе с тем, несмотря на столь ярко выраженную антирелигиозную политику Совнаркома, после переезда коммунистических главарей в Москву Церковное руководство попыталось вступить с ними в непосредственное общение. Так, 27 Марта в СНК пришла Соборная делегация, выразившая своё несогласие с Январским декретом. В ходе переговоров ей дали понять, что Совнарком не настаивает на толковании этого закона в худшую сторону, и последний может быть дополнен новым, более мягким декретом. Во втором заявлении Церковной стороны отмечались уже лишь наиболее неприемлемые пункты, вроде национализации всех Церковных имуществ. Управляющий делами СНК В.Д. Бонч-Бруевич дал обещание привлечь священнослужителей к дальнейшей работе над законах о культах, но оно так и не было выполнено. Постепенно переговоры прекратились, не приведя к каким-либо положительным результатам.169 А уже с Мая-Июня 1918 года были предприняты дальнейшие антицерковные шаги.

В Июле 1918 г. участников Собора поразило трагическое известие о расстреле низвергнутого Императора Николая II. Поскольку большевики не решились сообщить народу, что вместе с бывшим монархом была убита вся Его Семья, в том числе и несовершеннолетние Дети, Их участь оставалась неизвестной. Среди обывателей ходили противоречивые слухи о спасении Семьи или одного из Её членов.

«Когда получилась горькая весть об убийстве Царской Семьи (5/18 Июля 1918 г.), то Патриарх тотчас же на заседании Собора отслужил панихиду, а затем служил и заупокойную литургию, сказав грозную, обличительную речь, в которой говорил, что как бы ни судить политику Государя, Его убийство, после того, как Он отрёкся и не делал малейшей попытки вернуться к власти, является ничем неоправданным преступлением, а те, кто его совершили, должны быть заклеймены, как палачи. «Недостаточно только думать это, – добавил Патриарх – не надо бояться громко утверждать это, какие бы репрессии не угрожали вам».170

В течение своей деятельности Собор отзывался на все существенные события общественной и политической жизни России. Вместе с тем, следует с сожалением отметить, что Определения Собора уже мало влияли на ход событий и преобладающее «общественное мнение». Было явно, что одними теоретическими указаниями Церковь не в состоянии защитить свои интересы и оградить паству от нашествия безбожников. Время дискуссий заканчивалось. Наступила пора открытого противостояния двух сил – эпоха гражданской войны.

Историческое значение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. сыграл глобальную роль, как событие, завершившее и подведшее итог всему более чем 200-летнему Синодальному периоду. Главным его решением стало восстановление Патриаршества и утверждение связанных с ним документов.

Несмотря на большую проделанную работу, результатом которой явилось принятие ряда определений по вопросам организации церковной жизни, имеющих для нашей Церкви принципиальное и непреходящее значение (их обзору и был посвящён настоящий раздел), Собор не мог пока решить одного из важных вопросов, касавшегося положения Церкви в условиях именно советского государства. Такое положение объясняется вполне объективными причинами. Во-первых, приступая ещё до Октябрьского переворота к рассмотрению вопроса о правовом положении Православной Церкви в Российском государстве члены Собора, говоря о необходимости юридического закрепления Ее внутренней независимости в сфере религиозной деятельности и канонического устройства, исходили, однако, из опыта Ее почти двух-тысячелетнего исторического бытия в России, в связи с чем рассматривая Её, «как великую историческую силу, создавшую Российское Государство»171, никак не могли предположить полного её отделения от последнего, имея в виду лишение с его стороны правовой защиты ряда её установлений и материальной поддержки её учреждений.

Во-вторых, уже советское законодательство о религиозных культах не было тогда ещё достаточно разработано, а применение Декрета об отделении Церкви от государства принимало на практике ещё более радикальный характер, чем в теории.172 Но в дальнейшем, когда положение вещей начало проясняться, уже с 1923 года Русская Церковь стала всячески прилагать свои соборные усилия именно для разрешения вопроса о своём положении. Необходимо также отметить, что процесс подлинного обновления Русского Православия оказался прерванным в самом начале. Продлись Собор в 1919 году, Церковь бы несомненно продвинулась дальше по пути оздоровления собственного организма. Социальная же революция, в корне прервав процесс возрождения Церкви, постепенно ликвидировав процесс нормализации Ее жизни и дискредитировав саму идею реформаторства путём внедрения в 1920-е годы обновленчества, по сути стала своеобразной религиозной «контрреволюцией». Однако, даже то, что Собор успел совершить, является несомненным успехом Русской Церкви.

* * *

148

См. Осецкий А.А. Поместный Собор. Пг. 1917. Сс.75–82.

149

Апост. пр. 34.

150

Определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви (от 4/17 Ноября 1917 г.).

151

См. Определение о круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления. (8/21 Декабря 1917 г.). Опред. и Пост. Вып. I. М. 1918. Сс. 12–16.

152

См. Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете 7/20 Декабря 1917 г./ ст. 4–6. Опред. и пост. Вып. I. М. 1918. Сс.7–8.

153

См. Указ. опред. С.7.

154

См. Указ. опред. Сс.15–16.

155

См. Определение о круге дел... Раздел I. Опред. и пост. вып. I. М. 1918, С.16.

156

Таковой порядок является особенностью Русской Церкви. В других Поместных Православных Церквах имя предстоятеля возносится за Богослужением лишь в епархии, правящим архиереем которой он состоит. В остальных епархиях возносится имя её правящего архиерея, и только сам архиерей во время великого входа за Литургией поминает имя предстоятеля всей Поместной Церкви.

157

Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России. 8/21 Декабря 1917 г. Опред. и пост. вып.I. М. 1918. Сс.4–6.

158

ЦВ. 1918. №№3–4. С.160.

159

См. Определение о Местоблюстителе Патриаршего Престола. (28 Июля/10 Августа 1918 г.). Опред. и пост. Вып. 4. М. 1918. Сс.7–8.

160

См. Определение о порядке избрания Святейшего Патриарха (31 Июля/23 Августа 1918 г.) Опред. и пост. Вып. 4. М. 1918, Сс.3–6.

161

Определение об епархиальном управлении (1/14/, 7/20/, 9/22/ Февраля 1918 г.). Опред. и пост. Вып. I. М. 1918. Сс. 17–33.

162

По публ. в Орловск. епарх. вед. 1918. №10, Сс.232–235.

163

Определение о возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду. (2/15 Августа 1918 г.). Опред. и пост. Вып. 4. М., 1918. С.45.

164

См. Опред. и пост. Вып. 4. М. 1918. С.25–27.

165

Р.Ю. Плаксин. Тихоновщина и ее крах. Л. 1987. С.58.

166

См. в Приложении определение Священного Собора «О мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни от 6(19) апреля 1918 г.

167

Текст Определений приводится в Приложениях.

168

Богословский вестник. 1993. Номер первый. Выпуск второй. Сс.216–218.

169

РГИА. Ф.833. Оп.1. Д.56. Лл.23–25.

170

Новые мученики Российские. Ч.1. 1949. С.96.

171

Опред. о правовом положении Православной Российской Церкви в Российском Государстве (7/20 Декабря 1917 г.). ст. 2. Опред. и пост. Вып. 2. М. 1918. С.6.

172

Советский исследователь В.Ф. Зыбковец указывает, например, по этому поводу: “Отсутствие единой инструкции о проведении в жизнь Декрета от 20 Января 1918 года создавало условия для административной самодеятельности на местах”. В действительности большевики и не стремились к упорядочению собственного произвола, считая выгодной для себя политику бесконтрольных репрессий и запугивания верующих. Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917–1921). Изд. “Наука”. М. 1975. С.55.


Источник: История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1 (1917-1970) / Данилушкин М.Б. (ред.) - СПб.: Воскресение, 1997. — 1020 с. — ISBN 5-88335-019-4

Комментарии для сайта Cackle