А.Г. Кравецкий, А.А. Плетнева

Приложение 3 (к разделу 3.4) Докладная записка справщика Санкт-Петербургской Синодальной типографии Н.Ф. Чуриловского архиеп. Сергию (Страгородскому) и основанное на этой записке решение Синода458

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему Сергию,

Архиепископу Финляндскому, председателю

комиссии по пересмотру церковнобого-служебных

книг.

Определением Св. Синода от 17 января-3 марта 1909 г. за № 270 постановлено: в последующих изданиях Следованной Псалтири изменить дату распятия Господня в святцах, поставив вместо 5533-го года 5541-й год. При применении этого постановления к делу возникает ряд недоразумений, которые и имею честь представить Вам для доклада Святейшему Синоду.

1)      Прежняя дата распятия Спасителя была удобна тем, что она своим 30-м числом марта падала именно на Великую пятницу (день действительной смерти Спасителя), как это легко вычислить по приложенной к Следованной Псалтири пасхальной таблице. Между тем, при новой цифре года, 30-марта, как день распятия Спасителя, падает уже на Великий Понедельник – что недопустимо. Отсюда возникает потребность перенести день распятия Господня с 30-го марта на 3-е число апреля; переносить этот день на какую-либо другую пятницу Великого поста нельзя, потому что тогда может выйти несоответствие с днем еврейской «законной» Пасхи, праздновавшейся в год распятия Спасителя именно во дни Его страданий и кончины.

2)      Пасхальная таблица и даже обыкновенные выходные листы наших богослужебных книг исходят из того положения, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 полных лет и что Спаситель родился в начале 5509-го года; иначе не могли бы совпадать между собой високосные годы ветхозаветного и христианского летоисчислений. С другой стороны, принято за обычай считать, что Спаситель прожил на земле полных 33 года и умер на 34-м году Своей жизни. А в таком случае выйдет, что Спаситель был распят в 5542-м году от сотворения мира. День Великой пятницы в этом году приходится на 26 марта.

3) Оставлять день распятия Спасителя под 30-м марта неудобно еще и потому, что цифра эта находится в противоречии со следующими словами, напечатанными в тех же святцах при Следованной Псалтири, под самим заголовком месяца марта: «В сей день (т.е. в день Благовещения) вольною страстию Его (Спасителя) плотскою клятва потребися, смертию Его смерть умертвися, и живоносным Его воскресением ... Адам от Ада изведен». Правда, слова эти не отличаются большою точностью; может быть, слово «день» здесь следовало бы исправить на «месяц». Но при этом заслуживает внимания то обстоятельство, что в нынешних богослужебных книгах греческой Церкви днем воскресения Христова считается именно 25 марта (см. Τὸ μήγα ὡρολόγιον Константинополь, 1900 г., стр. 384, 386), почему Пасха, бывающая в один день с Благовещеньем, и назывется у греков «Кириопасха»; только год воскресенья Христова в греческих книгах совсем не указан. Из пасхальной же таблицы наших книг можно видеть, что Пасха бывает 25 марта в те года, которые имеют ключевую букву «Г», а таковым годом, ближайшим к вновь принимаемому 5541 году кончины Спасителя, является 5539 год. Во всяком случае, вышеприведенные подлинные слова Следованной Псалтири было бы весьма неудобно понимать в том смысле, что 25-го марта совершилась кончина Спасителя, потому что соответствующие этому годы имеют ключевую букву «Е», а ближайшими годами с такой буквой являются 5520-й и 5599-й годы.

4) Одновременно с переменой цифры года распятия Спасителя, необходимо соответственным образом изменить даты и других священных событий, отмеченных в тех же святцах и поставленных в хронологическую зависимость от первого. Сюда относится прежде всего дата Рождества Христова, относительно которого в Святцах сказано, что оно произошло «в 42-е лето Августа кесаря, в лето от сотворения мира 5500, индикта 19, круга солнца 12, луны 9, в среду». Затем сюда же относятся даты, исходящие из высказанного под 15-м августа утверждения, что Пресвятая Богородица «роди Господа нашего Иисуса Христа в 15–лето возраста своего». Таковы даты: Рождества Пресвятой Богородицы – 5486, зачатия св. Анны – 5485-й год; Благовещения Пресвятой Богородицы – 5499-й год «в неделю в пятый же час».

Все высказанные здесь недоумения будут по возможности разрешены и все очевидные противоречия в святцах при Следованной Псалтири устранены, если принять по отношению к святцам следующие меры:

а)      Принять за год рождения Спасителя 5509-й год, за год же Его распятия 5542 год.

б)      День распятия Спасителя отнести к 26-му числу марта.

в)      Переменить хронологические даты: Зачатия Святыя Анны – на 5494-й год; Рождества Пресвятой Богородицы – на 5495-й год, Благовещения Пресвятой Богородицы – на 5508-й год, «в четверток, в пятый час дне», Рождества Христова – на 5509-й год, «в 42-е лето Августа кесаря, индикта 10, круга солнца 21, луны 5, в субботу».

г)      В приведенным под самым заголовком месяца марта выражением «В сей день вольною страстью Его плотскою...» слово «день» переменить на «месяц».

Член Комиссии по пересмотру

церковнобогослужебных книг, Справщик

Санкт-Петербургской Синодальной

типографии Николай Чуриловский.

24 апреля 1909

На эту Записку опиралось Определение Синода за № 4014 от 5 мая (4 июня) 1909 года, в котором, в частности, говорилось:

«Признавая соображения, изложенные в настоящем заявлении Чуриловского правильными, Святейший Синод определяет: поручить Комиссии по исправлению текста богослужебных книг произвести в святцах при Следованной Псалтири указанные Чуриловским исправления; о чем, для исполнения, и послать Преосвященному Финляндскому указ».

* * *

458

Печатается по РГИА, ф. 796, оп. 187, № 6946, л. 54–56.


Источник: История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.) / Отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 400 с. – (Studia philologica)

Комментарии для сайта Cackle