А.Г. Кравецкий, А.А. Плетнева

Приложение 7 (к разделам 6.5–6.6) Материалы раздела «О богослужении и богослужебном уставе Св. Православной Церкви», помещенного в Православном церковном календаре на 1922 год, изданном Обществом православных приходов Петрограда и его губернии

Кроме календаря и богослужебных указаний, в этом издании имеется раздел «О богослужении и богослужебном уставе Св. Православной Церкви», в котором рассмотрены следующие темы:

1. (Правила) при совершении Божественной Литургии; 2. Порядок молебна; 3. Порядок панихиды; 4. О службе в посты; 5. Порядок пассии; 6. Порядок, соблюдаемый в крестных ходах; 7. Разделение дней года по характеру богослужения. Праздничные знаки; 8. Устав соединения воскресной службы со службой минеи.

Здесь мы приводим общее введение в этот раздел и замечания, относящиеся к совершению Литургии (Календарь Пг. 1922, с. 15–16).

«О богослужении и богослужебном уставе Св. Православной Церкви»

Богослужение должно быть предметом особого внимания и постоянного попечения со стороны пастыря как священнейшая область его церковного делания и важнейшее, а в большинстве приходов – и единственное проявление церковной жизни.

Священный богослужебный устав (Типикон) и другие богослужебные книги священнослужитель должен непрестанно изучать. Обыкновенно смотрят на Типикон как на свод мелочных предписаний и справок по недоуменным случаям богослужебной практики. Это глубокая ошибка. Типикон – это художественно-методологическое руководство для пользования священно-поэтическим и молитвенно-художественным содержанием богослужебных книг. Таким образом (помимо особого религиозного интереса, который сам собой разумеется) и Типикон и другие богослужебные книги должны быть рассматриваемы и изучаемы с тою любовью и интересом, с какими читаются и изучаются книги по искусству. Богослужение есть в значительной мере искусство, и в нем, как в искусстве, громадное значение имеет усвоение самого духа и стиля. Чтобы войти в этот дух и понять этот стиль, надобно постоянно любовно-внимательно читать богослужебные книги.

Кроме того, богослужебные книги заключают в себе громадное догматическое и каноническое содержание. В них заключено Предание Церкви Христовой, и потому они должны читаться и изучаться по тем же побуждениям и с тем же усердием и вниманием, что и книги Священного Писания.

Такое изучение богослужения вместе с благоговейным, внимательным и осмысленным его совершением окажет благодатное влияние на настроение священнослужителя и на всю его священную, пастырскую и благовестническую деятельность. Каждая, даже самая будничная, служба, каждая, даже самая малая, треба, будучи в свое время подготовлены, продуманы, пережиты и в данный момент благоговейно им совершаемы, будут приносить ему новые чувства, новые переживания. Каждое священнодействие будет новым, ценным приобретением для его духовной жизни. И священнослужение никогда не будет для него привычным, приевшимся делом, но всегда благодатно – новым, всегда содержательным и радостным.

Не будем распространяться о том, что такое отношение к богослужению и его Уставу даст священнослужителю знание Устава и умение разбираться в богослужебных книгах. К сожалению, такое умение в настоящее время есть доля немногих. Каждый, однако, священнослужитель путем постепенного чтения богослужебных книг должен стяжать себе знание Устава и умение применить его в своей деятельности.

Прилагаемые богослужебные заметки общего характера и богослужебные указания на 1922-й год суть только: 1) напоминания для знающих уже Устав; 2) руководственные замечания для недостаточно ознакомленных и 3) дополнительные примечания, которые необходимо сделать к Уставу в силу особых условий и обычаев общерусской, а также местной петроградской церковной жизни. Заменить собою Устав и устранить для священнослужителя необходимость изучения его наши «Заметки» и «Указания» ни в коем случае не могут.

Желающим изучать богослужение рекомендуем прочесть кроме Типикона в связи с ним Следованную Псалтирь, Триодь постную и цветную (Пентикостарион), Октоих (по крайней мере воскресную службу) и Ирмологий. Как пособия назовем: К.Т. Никольский, прот. «Руководство к изучению устава богослужения»; А. Неаполитанский. «Церковный устав в таблицах»; Розанов, Н. «Богослужебный устав Православной Церкви»; М. Н. Скабалланович, проф. «Толковый Типикон» (1–3) и «Христианские Праздники» (1–6). Кроме того (кому это доступно), было бы очень полезно для практического знакомства понаблюдать службу в каком-либо образцовом монастыре.

При совершении Божественной Литургии

священнослужители Петроградской епархии должны соблюдать следующее:

1.      Пред началом литургии совершать каждение не алтаря только, но всего храма.

2.      Первый и второй антифоны (в будни – повседневные, ищи их в конце Апостола, а также в Ирмологии, в воскресные же дни, в праздники Богородицы, а также в малые праздники – изобразительные псалмы «Благослови душе» и «Хвали душе», в великие Господские праздники – по Уставу) не должны опускаться.

3.      Блаженны исполнять все. Было бы прекрасно петь или читать при них полагающиеся по уставу тропари. Опыт некоторых церквей показывает, что для чтения их достаточно 1–2 минут, а для пения – 3–4. Во всяком случае перерыва в пении блаженств ради диаконского возгласа «Господу помолимся» не следует. Возглас этот нужно произносить тихо в алтаре перед малым входом. Священник после него должен читать молитву «Владыко господи» во время самого входа.

4.      Следует соблюдать некоторую стройность и логику в чередовании тропарей при входе. В Типиконе о сем есть особая подробная 52-я глава, которую следует внимательно прочесть. За подробностями отсылая к ней, здесь укажем общий на непраздничные дни порядок: тропари храма, дня (недели), святого Минеи, затем соответствующие им кондаки, на «Славу» – «Со святыми упокой» и на «и ныне» кондак храма Богородицы (или Спасителя) или просто богородичен: «Предстательство христиан непостыдное» (см. в Часослове «Последование изобразительных»). Петь на «Слава и ныне» «Со святыми упокой» нельзя, но на «Славу», а на «и ныне» покрывать богородичным кондаком или кондаком богородичного или Христова храма. В храме Христовом в воскресные дни не следует петь ни тропаря, ни кондака храма, но, начиная ряд тропарей воскресным тропарем, кончать (на «и ныне») воскресным же кондаком. В храме же Богородицы тропарь Ее храма поется после воскресного, а кондак на «и ныне», то есть в самом конце.

5.      Возглас «Господи, спаси благочестивые» произносить не следует, но после последнего кондака диакон говорит: «Господу помолимся», священник: «Яко свят», диакон: «и во веки веков».

6.      Следует точно и неукоснительно соблюдать последовательность рядовых чтений из Апостола и Евангелия. В случае великого (по Минее) или храмового праздника положенные на тот седмичный день, в который случится праздник, апостольское и евангельское чтения не отменяются, а вычитываются на кануне вместе с тогдашним апостолом и евангелием «под зачало» (то есть без перерыва в чтении посредством повышения или понижения голоса). Об этом см. в Типиконе конец 7 главы.

7.      Чтение Апостола и Евангелия должно совершаться с особым вниманием и благоговением. Заканчивание этого чтения громогласным криком должно быть выведено из церковной практики.

8.      Каждение совершать не во время чтения Апостола, чтобы не развлекать внимания слушающих, а во время пения «Аллилуйя» (по трижды на каждый стих аллилуария, которые стихи должен произносить чтец), как о том говорят старые издания Служебника. Каждение это, как и каждение на херувимской песни, – малое, то есть после алтаря кадятся только две местные иконы, а не весь иконостас.

9.      На ектеньях произносить так: 1) «О великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Тихоне и о Господине нашем Преосвященнейшем Митрополите Вениамине» и пр. и 2) «О стране Российстей православных людях ее». Прошение «о пособити и покорити» совсем пропускается. На всех ектеньях сначала произносится прошение о Патриархе и Митрополите, а потом о стране Российстей.

10.      По сугубой ектеньи молитву читать только в случае каких-либо нарочитых молений.

11.      В воскресные дни и в великие праздники за литургией на ектеньях не должно допускаться гласное поминовение умерших, то есть чтение поминовений. В тех местах, где такое поминовение вошло в обычай, предоставляется в такие дни по окончании литургии служить литию, на которой и возглашать имена усопших по поданным запискам. Тайное поминовение согласно с уставом допускается во все дни года на проскомидии и на литургии по преосуществлении Св. Даров. (Подробнее см. в постановлении Общего Собрания уполномоченных приходов Петроградской епархии 22 марта (9 апреля) 1921 г.)

12.      На Великом входе возглашать: 1) «Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Московского и Всея России Тихона и Господина нашего Преосвященнейшего Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского да помянет» и проч. и 2) «Всех вас да помянет Господь Бог». Иных возглашений не прибавлять.

13.      На заамвонной молитве читать так: «Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священником и всем людям Твоим, яко всякое даяние благо».

14.      По троекратном «Буди имя Господне» читать медленно или петь с народом 33 псалом и в это время потребить Св. Дары прежде всякого дела.

15.      При совершении литургии, кроме архиерейской службы, царские врата отверзаются только на малый вход до ектеньи об оглашенных, на Херувимскую песнь до окончания входа и на выход со Св. Дарами для причащения до окончания литургии.

16.      Заключительное многолетствование петь так: «Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Московского и Всея России Тихона и Господина нашего Преосвященнейшего Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского, страну Российскую и вся православные христианы» и проч.

17.      На торжественных молебнах многолетие произносится так: 1) «Великому Господину и Отцу нашему Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и Всея России многая лета»; 2) Господину нашему Преосвященнейшему Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому и (если соборная служба) всему освященному собору многая лета; и 3) «Прихожанам святого храма сего и всем православным христианам подаждь Господи мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение и многая лета».


Источник: История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.) / Отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 400 с. – (Studia philologica)

Комментарии для сайта Cackle