Источник

Приложение 9 (к разделу 7.1.5) Указы Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), направленные на упорядочение богослужебной практики в Московской епархии466

О. о. благочинным и настоятелям храмов гор. Москвы и Московской епархии

Ι. В целях поднятия церковной дисциплины:

1)      О. о. благочинным по всем вопросам церковной жизни, не предусмотренным церковными положениями, обращаться к местному архиерею.

2)      О. о. настоятелям находиться в субординационном отношении к своему благочинному, исполняя его распоряжения и предложения как основанные на постановлениях подлежащей церковной власти; все дела и ходатайства, направляемые на архиерейское благословение, предварительно представлять на рассмотрение и заключение местного благочинного; обо всех изменениях в приходской жизни (например, избрание нового приходского совета и старосты) и в жизни клира (закрытие и открытие вакансий, избрание просфорниц и т.п.) ставить в известность благочинного.

3)      Вторым священникам в храмах не присваивать себе прав настоятелей, назначаемых местным архиереем, и не распоряжаться в приходе как таковом; младшим членам причта следовать указаниям настоятеля храма и находиться у него в послушании. Совмещение членами причта посторонних обязанностей не освобождает их от ответственности за аккуратное исполнение ими своих обязанностей по храму. Настоятелям вменить в обязанность наблюдать за тем, чтобы отцы диаконы в воскресные и праздничные дни служили с приготовлением, чтобы члены причта являлись в храм в одеждах, присвоенных их сану, и чтобы архиерейское богослужение устраивалось с ведома о. о настоятелей.

Констатируя с великой скорбью случаи нарушения дисциплины в жизни клира, в предотвращение их прошу отцов благочинных, настоятели храмов и других членов причта «любовию служить друг другу» (Гал.5:13), стараясь «сохранить единство Духа в союзе мира» (Еф.4:3).

14 сентября 1925      Патриарший местоблюститель

митрополит Петр

С подлинным верно      благочинный протоиерей С. Сахаров

О. о. благочинным и настоятелям храмов гор. Москвы и Московской епархии

С некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1)      Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма.

2)      Опущение молений об оглашенных на литургии.

3)      Чтение Евангелия на литургии лицом к народу.

4)      Употребление неположенных обращений к молящимся перед чтением Евангелия («Христос с нами» и др.).

5)      Совершение всенощного бдения среди храма, нередко с кафедры.

6)      Совершение всенощной под 13 сентября по пасхальному чину.

7)      Совершение литургии Иоанна Златоуста Великим Постом в дни, не положенные по уставу.

8) Совершение утрени Вел. Пятницы (страсти Господни) в посты Успенский и др.

9) Совершение пассий не по уставу и в необычное время.

10)      Запоздалое совершение так называемого чина погребения Богоматери (позднее 16 августа).

11)      Совершение вечерни в Великую Пятницу не в установленное Уставом время (не в 3 часа пополудни, а позднее).

12)      Совершение всенощной под Вел. Субботу с обнесением плащаницы вокруг храма.

13)      Введение в богослужебную практику русского языка.

14)      Употребление произвольных возгласов и молитв.

15) Произвольное сокращение и изменение богослужебного исследования в ущерб молитвенному и праздничному содержанию (выпуск части стихир, канонов, антифонов, в которых картинно и живо изображается царство Божье, богоугодная жизнь святых, высокая и неизменная радость о Господе даже среди скорбен, – в результате чего остаются только обломки церковного последования). И т.п.

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о. о. благочинных неослабное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.

14 сентября 1925      Патриарший местоблюститель

митрополит Петр

С подлинным верно      благочинный прот. С. Смирнов

О. о. настоятелям г. Москвы

На основании распоряжения Патриаршего Местоблюстителя Владыки митрополита Петра даются следующие указания относительно приглашения и приема Правящего Владыки и других архиереев.

1.      Приглашение архиереев должно совершаться с ведома настоятелей церквей. Приглашение Правящего Владыки Митрополита – при личном участии настоятеля.

2.      О служении правящего Митрополита настоятель должен ставить в известность местного благочинного.

3.      При встрече архиереев должны наблюдать такой порядок: Патриаршего Местоблюстителя духовенство встречает в облачениях, – при встрече других архиереев надевает священное облачение только настоятель или очередной священник, держащий блюдо с крестом.

4.      Как при входе, так и при выходе архиереев из храма должен производиться звон. Если правящий Владыко Митрополит после служения благоволит быть на братской трапезе в квартире настоятеля или в другом помещении близ храма, то после отъезда его из прихода также должен производиться звон; но при отъезде других архиереев такого звона производить не следует.

1925 г. сентября 18 дня       Благочинный прот. С. Сахаров

Сверх того настоятелю вменяется в обязанность наблюдать, чтобы многолетствования в ходе всенощной и литургии пелись певчими полностью с провозглашением имени Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Петра.

1925 сентября 21 дня      Благочинный прот. С. Сахаров

* * *

466

ЦИАМ, ф. 2303, оп. 1, № 232, л. 1–3. Машинопись. Фрагмент этого документа был опубликован С. Голубцовым (Голубцов 1999, с. 95). Авторы благодарят протодиакона Сергия Голубцова, указавшего местонахождение этого документа.


Источник: История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.) / Отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 400 с. – (Studia philologica)

Комментарии для сайта Cackle