Приложение 9 (к разделу 7.1.5) Указы Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), направленные на упорядочение богослужебной практики в Московской епархии466
О. о. благочинным и настоятелям храмов гор. Москвы и Московской епархии
Ι. В целях поднятия церковной дисциплины:
1) О. о. благочинным по всем вопросам церковной жизни, не предусмотренным церковными положениями, обращаться к местному архиерею.
2) О. о. настоятелям находиться в субординационном отношении к своему благочинному, исполняя его распоряжения и предложения как основанные на постановлениях подлежащей церковной власти; все дела и ходатайства, направляемые на архиерейское благословение, предварительно представлять на рассмотрение и заключение местного благочинного; обо всех изменениях в приходской жизни (например, избрание нового приходского совета и старосты) и в жизни клира (закрытие и открытие вакансий, избрание просфорниц и т.п.) ставить в известность благочинного.
3) Вторым священникам в храмах не присваивать себе прав настоятелей, назначаемых местным архиереем, и не распоряжаться в приходе как таковом; младшим членам причта следовать указаниям настоятеля храма и находиться у него в послушании. Совмещение членами причта посторонних обязанностей не освобождает их от ответственности за аккуратное исполнение ими своих обязанностей по храму. Настоятелям вменить в обязанность наблюдать за тем, чтобы отцы диаконы в воскресные и праздничные дни служили с приготовлением, чтобы члены причта являлись в храм в одеждах, присвоенных их сану, и чтобы архиерейское богослужение устраивалось с ведома о. о настоятелей.
Констатируя с великой скорбью случаи нарушения дисциплины в жизни клира, в предотвращение их прошу отцов благочинных, настоятели храмов и других членов причта «любовию служить друг другу» (Гал.5:13), стараясь «сохранить единство Духа в союзе мира» (Еф.4:3).
14 сентября 1925 Патриарший местоблюститель
митрополит Петр
С подлинным верно благочинный протоиерей С. Сахаров
О. о. благочинным и настоятелям храмов гор. Москвы и Московской епархии
С некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного устава вообще. Как на пример этого можно указать:
1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма.
2) Опущение молений об оглашенных на литургии.
3) Чтение Евангелия на литургии лицом к народу.
4) Употребление неположенных обращений к молящимся перед чтением Евангелия («Христос с нами» и др.).
5) Совершение всенощного бдения среди храма, нередко с кафедры.
6) Совершение всенощной под 13 сентября по пасхальному чину.
7) Совершение литургии Иоанна Златоуста Великим Постом в дни, не положенные по уставу.
8) Совершение утрени Вел. Пятницы (страсти Господни) в посты Успенский и др.
9) Совершение пассий не по уставу и в необычное время.
10) Запоздалое совершение так называемого чина погребения Богоматери (позднее 16 августа).
11) Совершение вечерни в Великую Пятницу не в установленное Уставом время (не в 3 часа пополудни, а позднее).
12) Совершение всенощной под Вел. Субботу с обнесением плащаницы вокруг храма.
13) Введение в богослужебную практику русского языка.
14) Употребление произвольных возгласов и молитв.
15) Произвольное сокращение и изменение богослужебного исследования в ущерб молитвенному и праздничному содержанию (выпуск части стихир, канонов, антифонов, в которых картинно и живо изображается царство Божье, богоугодная жизнь святых, высокая и неизменная радость о Господе даже среди скорбен, – в результате чего остаются только обломки церковного последования). И т.п.
Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о. о. благочинных неослабное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.
14 сентября 1925 Патриарший местоблюститель
митрополит Петр
С подлинным верно благочинный прот. С. Смирнов
О. о. настоятелям г. Москвы
На основании распоряжения Патриаршего Местоблюстителя Владыки митрополита Петра даются следующие указания относительно приглашения и приема Правящего Владыки и других архиереев.
1. Приглашение архиереев должно совершаться с ведома настоятелей церквей. Приглашение Правящего Владыки Митрополита – при личном участии настоятеля.
2. О служении правящего Митрополита настоятель должен ставить в известность местного благочинного.
3. При встрече архиереев должны наблюдать такой порядок: Патриаршего Местоблюстителя духовенство встречает в облачениях, – при встрече других архиереев надевает священное облачение только настоятель или очередной священник, держащий блюдо с крестом.
4. Как при входе, так и при выходе архиереев из храма должен производиться звон. Если правящий Владыко Митрополит после служения благоволит быть на братской трапезе в квартире настоятеля или в другом помещении близ храма, то после отъезда его из прихода также должен производиться звон; но при отъезде других архиереев такого звона производить не следует.
1925 г. сентября 18 дня Благочинный прот. С. Сахаров
Сверх того настоятелю вменяется в обязанность наблюдать, чтобы многолетствования в ходе всенощной и литургии пелись певчими полностью с провозглашением имени Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Петра.
1925 сентября 21 дня Благочинный прот. С. Сахаров
* * *
ЦИАМ, ф. 2303, оп. 1, № 232, л. 1–3. Машинопись. Фрагмент этого документа был опубликован С. Голубцовым (Голубцов 1999, с. 95). Авторы благодарят протодиакона Сергия Голубцова, указавшего местонахождение этого документа.