Источник

Протокол502 заседания Богослужебно-календарной комиссии 10–11 февраля 1969 года

Заседание 10 февраля, понедельник

На заседании присутствовали Преосвященный Питирим, епископ Волоколамский, председатель Издательского отдела Московской Патриархии; Карманов Евгений Алексеевич, секретарь редакции «ЖМП»; Успенский Николай Димитриевич, профессор Ленинградской духовной академии; игумен Матфей (Мормыль), преподаватель Московской духовной академии; протоиерей Сергий Орлов; протоиерей Николай Деснов, преподаватель Одесской духовной семинарии; Уржумцев Павел Васильевич, литературный редактор ЖМП; Просвирнин Анатолий Иванович, литературный редактор ЖМП; священник Александр Сложеникин. Отсутствовал Д.П. Огицкий (по болезни).

Перед началом заседания, по прочтении молитвы, епископ Питирим поздравил с возобновлением заседаний Богослужебно-календарной комиссии, ранее возглавлявшейся епископом Афанасием (Сахаровым), поделился добрыми воспоминаниями о почивших членах комиссии епископе Афанасии и Ольге Андреевне Дашкевич и высказал пожелание отслужить о них заупокойную литию в обеденный перерыв.

Секретарем Богослужебно-календарной комиссии был избран священник Александр Сложеникин.

Цель заседания Комиссии – решить возникшие в настоящее время вопросы издания календарей, являющиеся предметом особой заботы редакции.

Программа:

I. Выслушать мнения об издаваемом церковном календаре.

ΙΙ. Рассмотреть вопросы, связанные с изданием богослужебных книг.

ΙΙΙ. Наметить дальнейшую программу работы. По первому пункту программы было представлено 20 вопросов, которые рассматривались поочередно.

1. Сентябрьская преступка чтений в календарях. Уржумцевым П.В. была дана краткая историческая справка о сентябрьской преступке в календарях Московской Патриархии. Сентябрьская преступка является не нововведением, а существовала на Руси с давних времен, есть она у греков, указания на нее имеются в Богослужебном евангелии. В 1958 году еп. Афанасием был сделан обстоятельный доклад на эту тему и поднят вопрос о внесении сентябрьской преступки в календарь, что и было сделано в 1959 году. Через некоторое время посыпались письменные протесты в Московскую Патриархию. Протопресвитер Н. Колчицкий передал эти письма Святейшему Патриарху Алексию, который положил резолюцию: «восстановить традицию». Сентябрьскую преступку в календарях перестали делать. Спустя несколько лет Преосвященный Никодим (Ротов) снова поднял вопрос о внесении сентябрьской преступки в церковный календарь. В качестве «восстановления традиции» преступка вновь была введена в календарь.

О. Николай Деснов прочитал письмо священников из Минской епархии (без подписей) в адрес Московской Патриархии, в котором они высказываются против сентябрьской преступки.

Было отмечено недовольство сентябрьской преступкой и других лиц, в частности, псаломщиков.

Замечание проф. Успенского Н.Д. о сентябрьской преступке заключалось в следующем: сентябрьская преступка не нововведение, она была до революции и трудности никакой не представляла даже для рядовых псаломщиков. Принципиально преступка должна быть, ибо расписание чтений, конечно, было богословски продумано теми, кто его устанавливал. Поэтому идти на поводу у литургически невежественных людей не следует. Преступку сентябрьскую нужно делать.

Решили:

а)      Просить Д.П. Огицкого, который специально занимался вопросом сентябрьской преступки, сделать доклад к следующему заседанию комиссии.

б)      Просить в дальнейшем проф. Н.Д. Успенского написать краткую, но доступную для понимания рядового читателя статью о сентябрьской преступке для помещения ее в церковном календаре.

2.      Указатель литургийных чтений в календаре с замечанием о сентябрьской преступке (в связи с этим рядовые чтения в Месяцеслове не помещать, а только праздничные).

Решили:

Оставить существующий порядок указаний чтений в Месяцеслове.

3.      Методика вычислений Пасхи,

Е.А. Кармановым сделано предложение, по причине поступления в редакцию ЖМП писем от лиц, не удовлетворяющихся таблицей вычисления Пасхи, помещенной в церковном календаре (ибо неизвестна давность ее происхождения), поместить в церковном календаре какую-либо из формул вычисления Пасхи, хотя бы формулу Гаусса.

При обсуждении данного вопроса проф. Успенский Н.Д. отметил, что формула Гаусса не сможет удовлетворить подобных вопрошающих. При этом ни одна формула и ни один календарь не могут дать точное астрономическое время Пасхи, ибо за тысячу с лишним лет после Никейского Собора постоянно происходит смещение весеннего равноденствия. И поэтому при определении православной Пасхи следует учитывать не только определенное астрономическое время, а больше руководствоваться православными традициями. (Примеры перенесения дня Пасхи можно видеть уже сразу после Никейского Собора в Римской Церкви: при совпадении римского национального праздника с Великим пятком Пасху переносили на более раннее время.)

Решили:

а)      К таблице, помещенной в церковном календаре, дать краткие комментарии.

б)      Поручить Д.П. Огицкому сделать сокращенный вариант статьи «Проблема церковного календаря», помещенной в IV сборнике «Богословских трудов», и напечатать ее.

4.      Количество имен святых в календарях.

Был прочитан черновик письма еп. Афанасия, в котором сообщается о вычеркивании из списка «маловажных святых» по резолюции Николая Ι.

Проф. Успенский Н.Д. в своем замечании отметил, что факт «николаевской расправы» был, но большая часть святых еще до революции была уже восстановлена. В наше время Месяцеслов календаря практически проверен по двум книгам – «Полный месяцеслов Востока» архиеп. Сергия (2-й том) и «Верный месяцеслов русских святых». Решили также, если Синод благословит, включать тех святых, которые не вошли в Месяцеслов. Таким образом были внесены в списки Месяцеслова прав. Тавифа, св. Иоанн Русский. Синодом были сделаны запросы о святых Грузии, Болгарии, Румынии, которые также вошли в календарный Месяцеслов.

Епископ Питирим предложил хотя (бы) один раз дать в календаре все христианские имена (список) и в скобках поместить их модификации на других языках.

Имена святых в Месяцеслове помещать в трех разделах: 1) вселенские, общехристианские святые; 2) русские и 3) православные святые нерусские.

Профессором Успенским Н.Д. было сделано предложение дать список имен святых, упоминаемых в Священном Писании, богослужебных книгах, Патериках и Синаксарях, но не помещенных в Месяцеслове. Он предложил не делать транскрипции имен, ибо могут быть нарекания – люди, падкие на новшества, будут называть своих детей западными именами.

Решили:

а)      Месяцеслов календаря на 1970 год оставить прежним.

б)      Можно приложить статью о наречении имени и выборе дня Ангела.

в)      Произвести дублированную выверку настольных календарей с 1944 года по 1969 год.

г)      После проверки и дополнения Месяцеслова русскими святыми снова собраться для дальнейшего решения вопроса.

д)      По море накопления материала продиспутировать еще по этому вопросу.

5.      Необходимость выделения русских святых.

Решили:

Сделать в календаре примечание в Уставных заметках с указанием, что если имеются два святых – русский и греческий, то службу русскому святому совершать со славословием.

6.      Образцы соединения служб святым русским со святыми вселенскими.

Решили:

а)      Сделать образцы соединения двух служб: 1) когда оба святые не имеют полиелея и 2) один святой имеет полиелей, а другой – не имеет.

б)      При печатании Миней соединять службы вселенским и русским святым.

7.      Разряды святых в Настольном календаре (по образцу 1958 г.).

Решили:

Принять.

8.      Список святых местночтимых.

Решили:

Помимо общей памяти святого, можно внести в списки и местное празднование ему, но в скобках указать: «местная память».

9.      Знаки праздничные в календарях.

Решили:

Если технически возможно, то сделать наряду знаки (с примечаниями).

10.      Шрифт жирный и светлый, черный и красный.

Решили:

Бденные праздники печатать красным шрифтом, а полиелейные – черным шрифтом.

11.      Размер уставных заметок.

Решили:

По мере возможности полнее.

12.      Место уставных заметок (наряду или в конце месяцев).

Решили:

Лучше наряду, нонпарелью, если это не затрудняет печатание.

13.      Древнерусские богослужебные особенности в настольном календаре.

Решили:

Собрание этих особенностей нужно, но для внутреннего употребления.

14.      Словарь славянских слов и литургических терминов в настольном календаре.

Решили:

а) В приложении к календарю на 1970 год поместить канон и молитвы ко Св. Причащению (без 4-й: «Яко на страшнем Твоем и нелицеирятнем предстояй судилищи...») и благодарственные молитвы по Св. Причащении.

е)      Дать список слов под титлами, церковнославянские цифры, азбуку и словарик славянских слов на базе приложений календарей за 1968, 1969 и 1970 гг.

ж)      Дать статью с пояснением неясных терминов в Месяцеслове.

з)      В приложениях календарей будущих лет желательно поместить службу Пасхи, тропари и кондаки двунадесятых и великих праздников, Триоди и тропари общие святым (с краткими словарями к ним).

15.      Юбилейные даты в календаре (с мотивировкой из авторитетных источников).

Решили:

а)      Все члены комиссии обязуются присылать в редакцию заметки с указанием будущих юбилеев.

б)      Раздел в календаре, означенный «Гражданские даты», следует назвать «Гражданские праздники». Можно при этом опустить такие даты, как 21 января, 22 января, 23 февраля, и добавить к 1 мая 2 мая, а к 7 ноября – 8-е.

16.      Формат стенного календаря.

Решили:

а)      Стенной календарь сделать более портативным, на 12-ти малых листах.

б)      Произвести размещение месяцев на листе по горизонтали в три колонки, но десять строк в каждом месяце, с выносом в верхнюю часть креста, фото Святейшего, церковных памятных дат и гражданских праздников.

17.      Начало календарей с 19 декабря старого стиля – 1 января нового стиля.

Проф: Н. Успенский: К новому стилю приучает быт, а не календари. Могут быть всякие неблагоприятные суждения, если перейти на 1 января нового стиля. Кроме того, и Минеи тогда нужно переделывать по новому стилю. Из практических соображений начинать церковный календарь с 1 января нового стиля не следует.

Кармановым Е.А. предложено было высказаться по поводу начала церковного календаря с сентября. После оживленных суждений

решили:

а)      Из практических соображений начинать церковный календарь с 1 января нового стиля не следует.

б)      Оставить существующий порядок граф (то есть новый стиль, дни недели, старый стиль).

в)      Новый стиль печатать курсивом.

г)      Старый стиль сделать другим кеглем (10 полужирным) и приблизить красную строку Месяцеслова к числу по старому стилю, а другие строки набирать со втяжкой.

18.      О литургийных евангельских чтениях святым с шестеричным знаком.

Решили:

В тексте каждого дня Месяцеслова можно эти чтения не указывать, а дать общие указания на них перед Месяцесловом.

19.      О сокращенном обозначении книг Священного Писания в Месяцеслове настольного календаря.

Решили:

Сокращения привести к единообразию с журналом.

20. О праздновании св. ап. Луки в 1970 году в связи с совпадением с Димитриевской родительской субботой.

Решили:

В 1970 году службу св. ап. Луке перенести на воскресенье после родительской субботы.

Заседание 11 февраля, вторник

II. Издание богослужебных книг.

1.      Праздничная Минея.

При рассмотрении вопроса переиздания Праздничной Минеи были сделаны предложения:

а)      Практически пересмотреть всем членам комиссии весь состав Праздничной минеи и внести свои соображения – нужны ли службы Трясению, победе над свеями, новому лету и некоторые другие.

б)      Может быть, добавить службы наиболее почитаемым на Руси святым – преп. Серафиму Саровскому, вмч. Пантелеимону.

в)      Добавить службы Недели ваий, с Великого четверга по Пасху, Преполовению, Вознесению, Пятидесятнице.

г)      Добавить в службы Праздничной минеи Апостольские чтения, Евангелия, прокимны, аллилуарии и причастны.

д)      Дать приложения: Святцы, догматики и богородичны воскресные.

е)      Подготовить положенные на ноты Службы двунадесятых праздников (малого формата).

ж)      Дополнительную Минею разделить по месячным Минеям.

2.      Постная Триодь.

При издании Триоди Постной предложено было исходить из Триоди, исправленной архиепископом Финляндским Сергием ((Страгородским)). Произвести чистку отдельных мест, дать объяснение трудных оборотов, подготовить словарь и некоторые нотные приложения. Например «Покаяния...», «Приидите, ублажим...»

Были сделаны пожелания включить в Триодь Постную «Чин прощения в Неделю сыропустную», поставить в определенное место вечерний Канон о распятии Господнем, читаемый в Великий пяток, а повечерие, может быть, исключить.

Еп. Питиримом были заданы вопросы:

1.      Почему Минеи и Триоди архиеп. Сергия не получили признания?

2.      Нельзя ли найти архивы, узнать методы его работы?

3.      Каким шрифтом делать вставки в новые издания?

Ответ проф. Н. Успенского.

1.      Люди привыкли к прежней редакции песнопений Постной Триоди (например, «Сеченное сечется...», а не «Сеченным сечется...», «студными бо окалях душу грехми», а не «студными бо оскверних душу грехми...»), а изменения нарушали музыкальный ритм песнопений.

2.      Архивных материалов не сохранилось. От П.П. Мироносицкого осталась исправленная им Цветная Триодь, хранится в библиотеке ЛДА, а Постной нет.

3.      Триодь печатать славянским шрифтом, а примечания в конце книги можно сделать русским шрифтом.

Пожелания:

Проф. Н. Успенского: При Триоди (Цветной или Постной) приложить Пасхалию, в которой сохранить славянскую цифирь, лета от Рождества Христова, вруцелето, ключ границ, но можно опустить годы от Адама, индикт, круг луны, эпакту, основание.

Свящ. А. Сложеникина: Приложить к Пасхалии 35 таблиц (кратких евангельских чтений на все 35 положений Пасхи).

По третьему пункту программы

решили:

В марте 1969 года (17 числа) провести второе заседание Богослужебно-календарной комиссии.503

* * *

502

Печатается по машинописи, хранящейся в фонде Е.А. Карманова (ОР РФК).

503

Сведениями о последующих заседаниях Комиссии мы не располагаем.


Источник: История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.) / Отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 400 с. – (Studia philologica)

Комментарии для сайта Cackle