Глава 1, Раздел 8Глава 1, Раздел 10

Глава 1. Византия и крестоносцы

9. Образование Второго Болгарского царства

В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов, после взятия Фессалоники, двигались к столице, около которой уже находился нормандский флот. Однако, опьяненные своими успехами норманны, занявшись грабежом захваченных областей и относясь пренебрежительно к византийскому войску, потерпели от последнего поражение и вынуждены были очистить Фессалонику и Диррахий. Эта неудача норманнов на суше заставила удалиться из-под Константинополя их корабли. Мирный договор, заключенный между Исааком Ангелом и Вильгельмом II, закончил столь грозную для Византии нормандскую войну. Что касается сельджукской опасности в Малой Азии, то Исаак Ангел смог на некоторое время ослабить ее лишь щедрыми подарками и ежегодной данью турецкому султану.

Для Исаака Ангела было в высшей степени крупной удачей прекращение, хотя бы и временное, враждебных действий с норманнами, так как в первые же годы его правления на Балканском полуострове разыгрались события чрезвычайной важности для империи. Покоренная еще во времена Василия II Болгаробойцы Болгария, после нескольких неудачных попыток возвратить себе независимость, свергла византийское иго и в 1186 году образовала так называемое Второе Болгарское царство. В конечном успехе болгарского движения сыграли видную роль не только славяне, но и тюркский элемент в лице половцев, или куманов, и романский элемент в лице валахов, или румын. Особенно валахи принимали живое участие в восстании на стороне болгар.

Во главе этого движения стояли два брата, Петр (или Калопетр) и Асень. Вопрос об их происхождении, так же как и об участии валашского элемента в восстании 1186 года, обсуждался многократно. Историки ранее полагали, что оба брата выросли среди валахов и приняли их язык. “В лице вождей, – говорил В. Г. Васильевский, – воплощалось именно то слияние двух национальностей, болгарской и валашской, в одно целое, которое действительно обнаруживается во всех рассказах о борьбе за освобождение и которое отмечено новыми историками.”205 В последнее время болгарские историки стали связывать происхождение Петра и Асеня с кумано-болгарским этническим элементом на севере Болгарии, стали стремиться уменьшить силу и роль валашско-румынского элемента в 1186 г. и стали считать образование Второго Болгарского царства в Тырново национальным делом болгар.206 Современные румынские историки, однако, всячески подчеркивают значение той роли, которую сыграли валахи в образовании Второго Болгарского царства и говорят, что династия нового царства была валашского, то есть румынского происхождения.207

Известная доля болгарского и румынского национализма оказалась втянутой в рассмотрение этого вопроса, так что представляется необходимым рассмотреть его с максимальной научной беспристрастностью и незаинтересованностью. На основе заслуживающей доверия информации можно сделать вывод о том, что освободительное движение во второй половине XII века на Балканах возникло и энергично поддерживалось в валашской среде предками современных румын. К нему присоединились болгары и в известной мере куманы в областях за Дунаем. Валашское участие в этом важном событии нельзя недооценивать. Лучший современный описываемым событиям греческий источник, Никита Хониат, ясно говорит, что восстание было поднято влахами, что их лидеры, Петр и Асень, принадлежали к тому же народу; что вторая кампания Византийской империи в это время была направлена против влахов; что после смерти Петра и Асеня империя влахов перешла в руки их младшего брата Ивана. Во всех тех случаях, когда Никита упоминал болгар, он упоминал их имя вместе с влахами: болгары и влахи.208 Западный священнослужитель Анасберт, который сопровождал императора Фридриха Барбароссу в Крестовом походе (1189–1190), рассказывал, что на Балканах император должен был сражаться против греков и влахов и называет Петра, или Калопетра, “императором влахов и большей части болгар” (Blacorum et maxime partis Bulgarorum dominus), или “императором влахов и куманов,” или просто “император влахов, который назывался ими императором Греции” (Kalopetrus Bachorum [Blachorum] dominus itemque a suis dictus Imperator Grecie).209 Наконец, папа Иннокентий III в своих письмах к болгарскому царю Ивану (Калояну) в 1204 году обращался к нему “царь болгар и влахов” (Bulgarorum et Blacorum rex). B своем ответе папе Иван называет себя “императором всех болгар и влахов” (Imperator omnium Bulgarorum et Blacorum), однако же он подписывается “император Болгарии Калоян” (imperator Bulgariae Calojoannes), архиепископ Тырново называет себя “примас всей Болгарии и Валахии” (totius Bulgariae et Blaciae Primas).210

Среди валахов, начавших освободительное движение, болгары, без сомнения, играли активную роль и, возможно, немало способствовали внутренней организации нового царства. Куманы также участвовали в этом движении. Новое болгарское царство в этническом смысле было валашско-болгарско-куманским, а его династия, если утверждение Никиты Хониата можно принять, была валашской.211 Причиной восстания было недовольство византийским владычеством, ощущавшееся и валахами, и болгарами, а также их стремление к независимости. Время, казалось, было особенно благоприятно для них, так как империя, переживая еще последствия смуты времени Андроника и революции 1185 года, не могла с надлежащими средствами приступить к ликвидации восстания. Никита Хониат с наивностью пишет о том, что причиной восстания стало отнятие скота у валахов для празднеств по случаю свадьбы Исаака Ангела с дочерью короля Венгрии.212

Петр, этот “отпавший лукавый раб,” как его назвал митрополит Афинский Михаил Акоминат,213 и Асень сперва понесли несколько поражений от византийских сил, однако они смогли заручиться поддержкой от куманов, живших по ту сторону Дуная. Борьба стала для империи более трудной, и в конце концов Петру и Асеню удалось заключить своего рода соглашение. Петр с самого начала восстания принял царский титул, теперь же он надел подобающие одежды и принял знаки царского достоинства. Новое болгарское царство со столицей в Тырново было признано независимым от Византии. Была признана и независимость национальной церкви.214Новое царство известно как Болгарское царство Тырново.215

Одновременно с болгарским восстанием происходило аналогичное движение в сербских землях, где основатель династии Неманичей, великий жупан Стефан Неманя, положивший начало объединению Сербии, вступил в союзные отношения с Петром Болгарским для общей борьбы против империи.216

В 1189 году германский государь Фридрих Барбаросса, как участник третьего Крестового похода, двигался через Балканский полуостров по направлению к Константинополю. Сербы и болгары возымели намерение использовать момент и при помощи Фридриха добиться своей цели. Во время своего пребывания в Нише германский государь принимал сербских послов и самого великого жупана Стефана Неманю и там же вел переговоры с болгарами. Сербы и болгары предлагали крестоносцам союз против византийского императора, но под тем условием, чтобы Фридрих позволил Сербии присоединить Далмацию и сохранить отвоеванные от Византии земли, а Асеням предоставил бы в бесспорное владение Болгарию и обеспечил за Петром императорский титул. Насколько можно судить, Фридрих не дал им решительного ответа и двинулся дальше.217 Один историк XIX века, В. Г. Васильевский, по этому поводу замечает: “Был момент, когда разрешение славянского вопроса на Балканском полуострове находилось в руках западного императора; был момент, когда Барбаросса почти готов был принять содействие болгарского и сербского вождей против Византии, что неминуемо повело бы к разрушению Греческой империи.”218

Вскоре после перехода крестоносцев в Малую Азию византийское войско понесло сильное поражение от болгар. Сам император с трудом спасся от плена. “Многочисленная потеря убитыми, – по словам источника, – наполнила города плачем и заставила деревни петь горькие песни.”219

В 1195 году, как известно, произошел в Византии государственный переворот, лишивший престола и зрения Исаака и возведший на трон его брата Алексея. Последний должен был прежде всего заботиться об укреплении своем на престоле и начал даже поэтому с болгарами мирные переговоры. Но последние предъявили неприемлемые условия. Спустя некоторое время, в 1196 году, благодаря греческим проискам, оба брата – Асень, а позднее Петр, погибли от руки убийц. После этого в Болгарии воцарился их младший брат Иоанн, живший прежде заложником в Константинополе и прекрасно изучивший византийские нравы. Это и был знаменитый царь Калоян, “с 1196 года гроза греков, а после и латинян.”220

Византия не могла справиться с новым болгарским государем, который, вступив в сношения с папой Иннокентием III, получил через его легата королевский венец. Болгары признали папу своим верховным главой, и тырновский архиепископ был возведен в звание примаса.

Таким образом, во время династии Ангелов Византия на Балканском полуострове получила сильного соперника в лице болгарского государя. Второе Болгарское царство, усилившееся к концу правления Ангелов, сделалось настоящей грозой для сменившей их Латинской империи.

* * *

205

В. Г. Васильевский. Рецензия на соч. Ф. И. Успенского «Образование второго Болгарского царства». – ЖМНП, т. 204, 1879, с. 181.

206

П. Мутафчиев. Владелите на Просек. София, 1913, с. 6–7; В. Златарски. Потеклото на Петра и Асеня на воданите на взъстанието в 1185 год – Списаник на Българската Академия на науките, т. 45, София, 1933, с. 427; П. Ников. Второ българскато царство. 1186–1936. София, 1937, с. 23.

207

См.: G. Brătianu. Vicina. I. Contribution à l'histoire de la domination byzantine et du commerce gênois en Dobrogea. – Bulletin de la section historique de l'Academie roumaine, vol. X, 1923, p. 136; G. Brătianu. Recherches sur Vicina et Cetatea Alba. Bucharest, 1943, p. 93.

208

Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., pp. 482, 485, 487–489, 516, 622.

209

Ansbertus. Historia de expeditione Frederici Imperatoris. (Fontes rerum Austriacarum, Scriptores, V, 1–90). Wien, 1863, pp. 26, 44, 48, 54.

210

Innocentii III Epistolae, VI, VII, VIII, IX, XI, XII. – PL, vol. CCXV, cols. 287, 290, 292–293, 294, 295, 295–296.

211

По поводу образования Второго Болгарского царства см. старую, но весьма хорошую монографию К. Р. Хёфлера (К. R. von Höfler. Abband lungen aus dem Gebiete der slavischen Geschichte. I. Die Walachen als Begründer des zweiten bulgarischen Reiches der Asaniden, 1186–1257. (Sitzungsberichte der philosophisch-historische Klasse der Akademie der Wissenschaften, Bd. XCV). Wien, 1879, S. 229–245). Если не ошибаюсь, эта монография до 1943 г. никогда не упоминалась исследователями, занимавшимися этим вопросом. См.: N. Bănescu. Un Problème d'histoire médiévalë Création et caractère du Second Empire Bulgare. Bucharest, 1943, pp. 84–93. Г. А. Острогорский заметил, что в движении, начатом Петром и Асенем, валахи играли значительную роль. (G. Ostrogorsky. Geschichte des byzantinischen Staates. München, 1940, S. 287, n. 3). См. также: R. L. Wolff. The Second Bulgarien Empire. Its Origin and History to 1204. – Speculum, vol. 24, 1949, pp. 167–206.

212

Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., p. 481.

213

Μιχαήλ Ακομινάτου του Χωνιάτου τα σωζώμενα. Ed. S. Lampros, vol. I, pp. 246–247.

214

П. Ников. Принос къмъ историческото изворознание на България и към историята на българската църква. – Списание на Българската Академия на науките, т. XX. София, 1921, с. 8–13; В. Н. Златарски. История на Българската държава презъ средните векове, т. 2. София, 1934, с. 441–483.

215

В. Н. Златарски. Там же. См. также: П. Ников. Българската дипломатия от началото на XIII век. – Българската историческа библиотека, т. 1, 1928, с. 76–77.

216

См.: С. Jireček. Geschichte der Serben, t. I. Gotha, 1911, S. 270.

217

Там же, S. 271–272.

218

В. Г. Васильевский. Рецензия на сочинение Ф. И. Успенского... – ЖМНП, т. 204, 1879, с. 196–197.

219

Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., p. 565.

220

В. Г. Васильевский. Рецензия на сочинение Ф. И. Успенского... ЖМНП т. 204, с. 203.

Комментарии для сайта Cackle