Лекции по истории Русской Церкви. Том 2

Источник

Том 1 →

Содержание

Предисловие

Патриаршество в России Царь Федор Иоаннович Внешние отличия русских патриархов Патриарх Игнатий Патриарх Гермоген и русское духовенство в их служении отечеству в смутное время Деятельность преподобного Дионисия, Архимандрита Троице-Сергеевой лавры Прославление Святейшего патриарха Гермогена Филарет Никитич, великий государь и патриарх Патриарх Иоасаф Патриарх Иосиф Святейший Никон, Патриарх Всероссийский Патриарх Иоасаф II и Питирим Патриарх Иоаким Патриарх Адриан Время Петра Великого Период синодального управления в русской церкви Митрополит Стефан Яворский, борьба его с протестантством, дело Кульмана и Тверетинова. «Камень веры» Св. Митрофан, епископ Воронежский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Феодосий Яновский и Феофан Прокопович Св. Правительствующий Синод Органы Синодального управления Время после Петра Великого Императрица Екатерина I Перемены в составе Св. Синода по смерти Петра I Св. Синод при Петре II и при Анне Иоанновне Преосвященный Симон Тодорский, Архиеписком Псковский и Нарвский Царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны Св. Синод при Императрице Елизавете Иоасаф Белгородский Исправление славянского перевода Библии Петр III и переворот 1762 г. Арсений Мациевич и его протест против отобрания в казну церковных имуществ Смерть Екатерины Тихон Воронежский Положение Св. Синода после Екатерины II Перемены в епархиальном управлении, органы епархиального управления История управления военным духовенством Царствование Павла I-го Император Александр I Библейское общество История перевода Библии на русский язык Борьба с религиозным вольнодумством, масонством и мистиками XVIII и начала XIX столетия Архимандрит Фотий Отношение к сектантству и к просвещению Монашество XIX века Старчество. Оптина пустынь и её литературная деятельность Иеросхимонах Амвросий, старец Оптинской пустыни Царствование Императора Николая I Состояние православия в западнорусских областях, принадлежащих Польше до присоединения к России История воссоединения униатов с православной церковью при Екатерине II и Николае I Митрополит Литовский и Виленский Иосиф Семашко Высокопреосвященный Григорий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический Преп. Серафим Саровский, митроп. Филарет Московский и прот. Иоан Кронштадтский Серафим Саровский (1759–1833 г. г.) Филарет митрополит Московский (1782–1867 г.) Протоиерей о. Иоанн Кронштадтский (1829–1908 г.г.) Епископ Феофан. Вышенский затворник  

 
Предисловие

Настоящий том «Лекций по Истории Русской Церкви» заключает в себе повествования о лицах, их делах и событиях церковно-общественной жизни со времени введения в России патриаршества, кончая событиями XIX века.

Как в первом томе, так и в этом томе сохранена связь между явлениями церковной, государственной и общественно-гражданской жизни. Государственная, а за ней и общественная жизнь, начиная с начала XVIII века, получила особенно бурное развитие, приводя к возникновению новых взаимоотношений, установлению новых взглядов и организаций, а также и утверждению новых начал. При изложении исторического материала, мы не могли быть безразличными к церковности – к идеи церкви, чем может быть нарушили требование верностей научно-систематического изложения. Но, поступая так, руководились желанием дать живую книгу жизни, а не мертвящей душу каталог событий, связанных по заранее надуманному плану, преследуя тем самым более интересы жизненности, – нежели академическо-теоретических построений. Главнейшей задачей «Лекций по Истории Русской Церкви» является необходимость дать слушателям Богословского факультета пособие при изучении предмета Русской Церковной Истории.

Церковная история имеет воспитательное значение. Достаточно вспомнить классические изречения: „Historia docet“, exempla trabunt“, чтобы определить её значение. Образы выдающихся строителей дела Христова, будучи вложены в память воспитанников, могут, при чуткости молодого возраста, к истинно доброму и возвышенному, дать направление для всей жизни воспитанника.

Но история, как отражение жизни, заключает в себе сумму явлений не только положительного, но и отрицательного характера. Засевать чистую почву молодой души следует, разумеется, сменами доброкачественными. Но умолчание о явлениях отрицательного значения в духовном отношении, делало бы воспитанника неприспособленным к практической деятельности в жизни, полной сцепления явлений и того и другого порядка, то есть не только положительных, но и отрицательных.

Повествование о деятельности трех выдающихся в жизни Русской Церкви праведниках: преп. Серафима Саровского, митрополита Филарета Московского и прот. о. Иоанна Кронштадтского, как бы нарушает хронологическую последовательность изложения, но это вызвано тем, что все три лица связаны общим подвигом, несмотря на разность характера их деятельности, и разновременность таковой.

Второй том заключен повествованием о преосвященном Феофане, Вышинском затворнике и для третьего и последнего тома отведены отделы: просвещение после Петра Великого, царствования Императора Александра II, Императора Александра III, Императора Николая II; история миссий: внешней и внутренней, а также отдел постройки выдающихся храмов, с историей коих должен быть знаком всякий русский православный человек, ибо Русский народ пишет свою автобиографию в трех книгах: книге дел – в истории, в книге слова – в литературе, книге искусств – архитектуре, живописи, музыке, пении и т. п. Формы наших храмов, живопись, их наполняющая, также отобразили все стороны русского религиозного духа и с этой стороны должны привлекать внимание просвещённого православного христианина.

Заключим свое предисловие тем, что святая православная вера спасла Землю Русскую и наш народ. Все, что мы видим доброго, великого и славного в Русском народе; все что есть доблестного, знаменитого, приснопамятного в истории царства Российского – есть плод святой православной веры, её благодетельного воздействия и её драгоценный дар. И действительно, не поразительно ли? При редком населении, не проезжих дорогах, в суровой природе, в вековой бедности, среди постоянных государственных невзгод в их далёкие века, когда не было на Руси ни школ, ни литературы, ни печати, только церковь одна учила народ. Её богослужения, её храмы, её священство сохранили наш народ в вере, воспитали его в христианских чувствах, в христианском мировоззрении, которые дали миру великий сонм праведников. Церковь сохранила нашему народу и основы его национального и государственного бытия, определяющая ему, как преемнику Византии, мировое предназначение и призвание.

Е. Сумароков


Источник: Лекции по истории Русской Церкви: В 2-х том. / Е. Сумароков, доцент Богословского фак. Инст. св. Владимира в Харбине. – Харбин: Изд. Т-во «Заря», 1944-. / Т. 2. - 1945. – 399, [4] с.

Комментарии для сайта Cackle