игумения Илариона (Феоктистова)

Монастырский устав и Иисусова молитва

Источник

Игумения Илариона (Феоктистова Зинаида Антоновна) – соискатель на кафедре церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

В статье рассматривается проблема соотношения монастырского устава и практики Иисусовой молитвы. Другими авторами данная тема не изучалась. Актуальность темы связана с более общей проблемой преемственности монашеской традиции в современных условиях. Для аргументации положения «Иисусова молитва – душа Устава», применяется метод триединства, единоначалия и целеполагания. На основании высказываний древних и современных подвижников благочестия выстраиваются триады понятий. Это позволяет соотнести различные виды монастырских уставов с этапами духовного преуспеяния и со способами молитвы. Показано место и значение Иисусовой молитвы в богослужебной и дисциплинарной частях монастырского устава. Сформулирована проблема духовного преуспеяния в современных общежительных монастырях. Делаются выводы о тесной взаимосвязи монастырского устава и Иисусовой молитвы, о возможностях духовного преуспеяния, заложенных в принципы общежительного устава. Данная статья первоначально была представлена в виде доклада на II монашеской конференции, которая была организована Историческим обществом Санкт-Петербургской Духовной Академии и состоялась 29 марта 2018 г.

В современных условиях довольно остро заявляет о себе проблема преемственности монашеской традиции. Одна из сторон этой проблемы: соотношение в монастырской жизни деятельных послушаний и духовного подвига. Иначе: соотношение монастырского устава и Иисусовой молитвы в деле спасения.

Преподобный Силуан Афонский писал: «В храмах совершаются божественные службы, и Дух Божий живет, но душа – лучший храм Божий, и кто молится в душе, для того весь мир стал храмом; но это не для всех»1. Допустимо ли помышлять, что занятие Иисусовой молитвой отменяет необходимость суточного круга богослужения и внешних форм благочестия? Или, если постоянная молитва в душе «не для всех», то можно обойтись и без Иисусовой молитвы? Уместно ли противопоставлять монастырский устав и Иисусову молитву?

Ответ, соответствующий монашеской традиции, представляется таковым: «Иисусова молитва – душа устава». Для аргументации этого положения необходимо показать, каким образом в деле спасения связаны между собой непрестанная молитва и монастырский устав.

Догматической основой нашего рассуждения будет учение Церкви о триединстве Бога при единоначалии Бога-Отца. Аналогии между тварным и нетварным всегда будут недостаточны, потому что тайна Пресвятой Троицы непостижима. Однако вопросы духовной жизни весьма уместно решать, применяя для рассуждений принцип триединства, иерархического единоначалия и целеустремленности творения ко спасению.

Архимандрит Софроний (Сахаров) писал: «Первое отречение соответствует постригу в рясофор; второе – в мантию; третье – в схиму»2 . Таким образом он связал между собой две триады:

1. Три отречения от мира3.

2. Три монашеских пострига4.

Продолжим следующими триадами:

3. Три этапа на пути спасения5.

4. Три ступени деятельной молитвы6.

5. Три образа молитвы7 .

6. Три вида духовного делания8.

7. Три образа монашеского жительства9.

В каждой из этих триад заключено единство смысла. Отрекаясь от вещей и людей, человек одновременно отсекает и своеволие, и тщеславие, – так происходит отречение от мира. В рясофор ли, в мантию ли, в схиму ли постригается человек, – он причисляется в «лику инокующих»10. При этом первенствует высшая ступень: она определяет свойства низших ступеней.

Следовательно, три пострига имеют внутреннее единство. Это отражается и в практике, и в терминологии. В практике может совершаться постриг в мантию без предварительного рясофора, или в схиму – без пострига в мантию. И монахом, и иноком можно называть постриженного не только в рясофор, но и в мантию, и в схиму. В чинопоследовании мантийного пострига говорится об обручении «великаго ангельскаго образа»11.

Таким образом, можно понять соотношение телесного, душевного и духовного подвига, – идеал единства мысли, слова и дела при исполнении евангельских заповедей. В конкретном поступке, например, в проговаривании Иисусовой молитвы, уже заключена высшая степень богообщения, потенциально или актуально, в зависимости от личного преуспеяния подвижника.

«Всяк, иже призовет Имя Господне, спасется» (Иоиль.2:32; Рим.10:13). Великая надежда сокрыта в возможности сразу получить спасительные плоды Иисусовой молитвы. Благоразумный разбойник «во едином часе раеви»12 сподобился, но в обычных условиях необходима постепенность. Об этом учат все наставники монашества, опровергая соблазн начать делание Иисусовой молитвы с конца, то есть с раскрытия благодатных ее даров. Спасительный путь надо начинать с начала, то есть с покаяния, внимания и благоговения13.

Соединим поступенно обозначенные выше триады.

1. Первое отречение:

рясофор (иночество)

делание

устная (словесная) Иисусова молитва

образность

псалмопение, молитвословие

монастырский общежительный устав.

2. Второе отречение:

мантия (малая схима)

естественное созерцание

умная Иисусова молитва

размышление

поучение

скитский общежительный и безмолвный уставы.

3. Третье отречение:

схима (великий ангельский образ)

таинственное богословие

умно-сердечная Иисусова молитва

чистое богомыслие

молитва в собственном смысле слова

отшельничество, пустынничество, безмолвие

Общежительный устав соответствует этапу устной, или словесной, Иисусовой молитвы, которая является сильнейшим средством борьбы с греховными страстями. Человек, оставивший мир и пришедший в монастырь, совершает первое отречение и облачается в рясофор. Получая четки, инок старается усвоить Иисусову молитву, которая на этом этапе связана с упорядочиванием телесных действий, исцелением воображения и освоением храмового богослужения (молитвословия). Именно для этого вида молитвы монастырский устав и создает необходимые условия, что видно из нижеследующего.

Богослужебная часть устава.

1.1. Иисусова молитва используется в богослужебных текстах постоянно. Чаще всего звучит краткая форма: Господи, помилуй.

1.2. Таинства совершаются призыванием Имени Божия. Божественное Откровение в развернутом виде хранится в богослужебных текстах, в сжатом – в Иисусовой молитве. Поэтому участие в ежедневном храмовом богослужении как нельзя лучше способствует пониманию смысла Иисусовой молитвы.

1.3. Иисусова молитва предназначается богослужебным уставом для замены служб суточного круга при невозможности их совершения по книгам (по неграмотности, по невозможности быть в храме в урочный час, по другим обстоятельствам)14.

1.4. Произнесение Иисусовой молитвы умом во время храмового богослужения способствует вниманию к текстам и одушевляет внешние формы благочестия15.

1.5. Иисусова молитва является частью келейного молитвенного правила. Для совершения молитвенного правила и в благословение непрестанности молитвы игумен вручает новоначальному четки при облачении в послушнические одежды и в рясофор16.

Дисциплинарная часть устава.

2.1. К дисциплинарной части устава относятся правила поведения в храме, в трапезе, на послушаниях и в келье; количество и время поклонов и других действий по время богослужения; совершение индивидуального келейного молитвенного правила; распорядок дня; устав о посте и бдении в течение года; правила межличностного общения. Все это упорядочивает душевную и телесную деятельность человека, что и создает условия для практики Иисусовой молитвой.

2.2. Устав определяет время, место, меру духовного делания, ограничивает внешние проявления греховных страстей, оставляя при этом место для личного усердия монаха17. Это личное участие в покаянном делании и осуществляется постоянным призыванием помощи Божией краткими молитвами, наиболее распространенной и действенной из которых является Иисусова молитва.

2.3. По мере духовного возрастания делатель Иисусовой молитвы приобретает внутреннюю свободу, которая не отвергает устав, а превосходит его. Увеличиваются духовные труды, усиливаются пост и бдение, укрепляется терпение злостраданий тела и души. Все это позволяет подвижнику просить благословение на более уединенный образ жизни, соответствующий жизни в скиту или отшельничестве, где возможен переход от делания к созерцанию.

«Богообщение и боговселение – последняя цель искания духа человеческого»18, достижение внутреннего и внешнего упорядочения, единения с Богом и через это – с собой, ближними и всем творением. Тогда Иисусова молитва становится созерцанием Бога в Его имени, то есть приобщением нетварным энергиям при непостижимости сущности Бога. В этом смысле Иисусова молитва становится не только средством, но и целью духовного подвига. При достижении этой цели молитва прекращается.

Возникает закономерный вопрос: возможно ли, находясь в рамках общежительного устава, достичь высоких степеней молитвы? Или постриги в мантию и схиму в общежительных монастырях остаются формой без содержания? Пример преподобного Силуана Афонского убеждает в том, что и в общежительном монастыре можно достичь высот боговедения. Триединство духовного подвига состоит в том, что отшельничество как высший образ монашеского жития является источником норм общежительного устава. Это относится к уставу в целом, в единстве богослужебной и дисциплинарной его частей.

Подтверждение такому пониманию можно найти в трудах игумена Серафима (Кузнецова), составителя известных «Монашеских уставов» в начале ХХ века19. И в общежительном монастыре, характерная особенность которого – строгий и четкий распорядок дня, преуспевающие подвижники могут и должны иметь свободное время и удобное место для упражнения в молитве20.

Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие выводы:

1. Иисусова молитва и монастырский устав тесно взаимосвязаны. Принцип триединства позволяет понять путь спасения как единство телесных, душевных и духовных усилий, раскрывающееся во времени.

2. Монастырский устав создает условия для упражнения в устной Иисусовой молитве, которая является средством борьбы с греховными страстями. В рамках общежительного монастыря возможно осуществление скитского и отшельнического образа жизни, при котором практика Иисусовой молитвы преображается из средства в цель на пути спасения.

3. Иисусова молитва – неотъемлемая часть монастырского устава, без нее устав теряет свой изначальный смысл и силу ко спасению. Иисусова молитва – душа устава.

Источники и литература

1. Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой и Божественной благодати / Сост. Н. М. Новиков. Красногорск: изд-во Успенского храма, 2000.

2. Гавриил (Бунге), схиархим. Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию святых отцов / пер. с немецкого В. Зелинского. М.: Никея, 2016.

3. Игнатий Брянчанинов, свт. О молитве / Отечник № 5. / Из писем. СПб.: Ковчег, 2011.

4. Игнатий Брянчанинов, свт. О молитве Иисусовой беседа старца с учеником. Трезвомыслие: в 2 т. / сост. архим. Авраам (Рейдман). 2-е изд., испр. Екатеринбург: изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2016. Т. 1.

5. Иоанн Кассиан Римялинин, прп. Творения. Свято-Троицка Сергиева лавра, 1993. Репр. 1892.

6. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М.: Благовест, 2013.

7. Илариона (Феоктистова), игум. Аскетика как наука // ХI Линтуловские чтения. Сб. науч. ст. СПб., 2018 (в печати).

8. Максим Исповедник, прп. Главы о любви / Пер. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница, 2013.

9. Положение о монастырях и монашествующих. Материалы Архиерейского собора РПЦ 2–4.12.2017 // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5074355.html (дата обращения 24.02.2018).

10. Псалтирь следованная. СПб., 1896.

11. Серафим (Кузнецов), иеромон. Монашеские уставы. В 3-х т. Н. Новгород, 1910.

12. Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Об основах православного подвижничества. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994.

13. Старец Силуан. Жизнь и поучения. Православная община. М.; Ново-Казачье; Минск, 1991.

14. Стегний П. Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова). М.: Индрик, 2017.

15. Требник монашеский. М.: Лодья, 2006.

16. Триодь постная. Ч. 2. М.: Издательский Совет РПЦ, 2002.

17. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М.: Сибирская Благозвонница, 2012.

* * *

1

Старец Силуан. Жизнь и поучения. Православная община. М.; Ново-Казачье; Минск, 1991. С. 271–272.

2

Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Об основах православного подвижничества. М., 1994. С. 205.

3

«Никто увенчанным не войдет в небесный чертог, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение от всех вещей, и человеков, и родителей; второе есть отречение своей воли; а третье – отвержение тщеславия, которое следует за послушанием». Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М.: Благовест, 2013. С. 43. Прп. Иоанн Кассиан: Три отречения, «кои каждый из нас непременно должен совершить со всем тщанием. Первое из них есть то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе – то, в коем оставляем все прежния нравы и порочныя страсти, как телесныя, так и душевныя; третие – то, в коем, отвлекая ум свой от всего настоящего и видимаго, созерцаем только будущее и желаем невидимаго». Иоанн Кассиан Римялинин, прп. Творения. Свято-Троицка Сергиева лавра, 1993. С. 208

4

Рясофор (иночество), монашество (мантия, малая схима), схимничество (великая схима). Положение о монастырях и монашествующих. Материалы Архиерейского собора РПЦ 2–4.12.2017 // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5074355.html (дата обращения 24.02.2018). С. 18–20.

5

Преп. Максим Исповедник: «Христианин любомудрствует тремя способами: заповедями, догматами и верой. Заповеди отделают ум от страстей, догматы вводят его в ведение сущих, а вера – в созерцание Святой Троицы». Коммент. А. И. Сидорова: «В данной главе преп. Максим как бы резюмирует суть христианского любомудрия, которое состоит в неразрывном единстве трех ступеней духовного преуспеяния: делании – естественном созерцании (ведении) – мистическом видении Святой Троицы». Максим Исповедник, прп. Главы о любви / Пер. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница, 2013. С. 136, 242.

6

 «Удобнее всего проходить эти три степени молитвы – словесную, умную и умно-сердечную деятельную, – находясь в нижнем чине, будучи послушником. Хотя и можно овладевшего умной молитвой постригать в мантию, а имеющего умно-сердечную – в схиму, но, как сказано, мирнее в послушническом состоянии». Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой и Божественной благодати / Сост. Н. М. Новиков. Красногорск: изд-во Успенского храма, 2000. С. 64–65.

7

 Архим. Софроний (Сахаров): «…молитва совпадает с этапами нормального развития человеческого духа. Первое движение ума есть движение вовне, второе – возвращение его к самому себе и третье – движение к Богу чрез внутреннего человека. В соответствии с таким порядком Святые Отцы устанавливают три образа молитвы: первый, в силу неспособности еще ума непосредственно восходить к чистому богомыслию, характеризуется воображением; второй – размышлением, а третий – погружением в созерцание. Действительно правильною, должною и плодотворную Отцы считают только молитву третьего образа, но, учитывая невозможность для человека иметь такую молитву с самого начала его пути к Богу, и два первых образа молитвы считают явлением нормальным и в свое время полезным Третий, наиболее совершенный образ молитвы, есть такое стояние ума в сердце, когда молящийся из глубины своего существа, вне образов, чистым умом предстоит Богу». Старец Силуан. Жизнь и поучения… С. 116–117.

8

Псалмопение, богомыслие, молитва. См. Схиархим. Гавриил (Бунге): «Псалмопение – молитва – медитация». Гавриил (Бунге), схиархим. Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию святых отцов / пер. с немецкого В. Зелинского. М.: Никея, 2016. С. 54–65.

9

«Все житие монашеское содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве; или в том, чтобы безмолвствовать с одним и, много, с двумя; или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии». Иоанн Лествичник, прп. Лествица… С. 37

10

«Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинен быти лику инокующих». Требник монашеский. М.: Лодья, 2006. С. 21.

11

Последование малаго образа, еже есть мантия. Требник монашеский… С. 37.

12

 Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Четвертка. Ексапостиларий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи. И мене Древом Крестным просвети и спася мя». Триодь постная. Ч. 2. М.: Издательский Совет РПЦ, 2002. С. 143.

13

«Начинают с середины те новоначальные, которые прочитав в отеческих писаниях наставление для упражнения в молитве Иисусовой, данное отцами безмолвникам, то есть монахам, уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с середины те, которые, без всякого предварительного приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылают молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве». Игнатий Брянчанинов, свт. О молитве Иисусовой беседа старца с учеником. Трезвомыслие: в 2 т. / сост. архим. Авраам (Рейдман). 2-е изд., испр. Екатеринбург, 2016. Т. 1. С. 29.

14

«Аще же которыя люди граммате не умеют, мужеска и женска пола, а церковная пения за каковыми случаи ради дальности. Яко в селах и деревнях, или и во градех за неудобством хождения, слушати не возмогают, и правила сами не ведят определити, желание же имеют благоугождати Богу, и очищати мысли сердца своего молитвою и постом. И чим бы возмогла кая христианская душа радость и сладость, ради молитвеннаго чина и правильнаго себе предела получити сице творити хотя помалу должни. За вечернее убо пение молитв Иисусовых: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго: сто и поклонов 25…». Псалтирь следованная. СПб., 1896. Л. 517 об.

15

«В церкви иногда внимайте богослужению, а иногда умом повторяйте молитву, не преставая внимать и богослужению. Можно вместе и молится умом, и внимать церковному молитвословию. Первое споспешествует второму, а второе первому… Во время церковных служб полезно упражняться молитвой Иисусовой». Игнатий Брянчанинов, свт. О молитве / Отечник № 5. / Из писем. СПб.: Ковчег, 2011. С. 150.

16

 Неписанная монастырская традиция. При постриге в мантию и схиму четки вручает постригающий при чтении соответствующей молитвы из чинопоследования. Требник монашеский… С. 45, 114

17

 Монастырская традиция, как записанная, так и устная, учит преодолению страстей на практике.

В подтверждение возьмем очевидный пример – борьба со страстью чревоугодия, которое проявляется в формах чревобесия (объядения), гортанобесия (лакомства) и тайноядения. С чревобесием помогают бороться такие установления устава как соблюдение общецерковного устава о посте с особенностями в каждом монастыре; общая трапеза (отсечение своей воли в выборе меню); правила – не смотреть в чужую тарелку и брать меньший кусок из предлагаемых. С гортанобесием помогает бороться предложение на монастырской трапезе пищи простой, несоленой, нежирной, неострой, нежареной, что соответствует правилам постничества. Против тайноядения направлены определенное время трапезы и запрет иметь пищу в келье.

Внутренняя свобода подвижника при этом не нарушается: количество пищи уставами не регламентируется, кроме отдельных случаев; святоотеческое наставление игумену гласит: не заставляй поститься и не запрещай поститься. Таким образом, брань с чревоугодием значительно облегчается внешними правилами монастырского обычая, но остается и место для личного подвига каждого монаха. Илариона (Феоктистова), игум. Аскетика как наука // ХI Линтуловские чтения. Сб. науч. ст. СПб., 2018 (в печати).

18

Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 492.

19

«В последовательности уставов – от общежительного к безмолвному – игумен Серафим видит совершенствование христианской жизни». Стегний П. Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова). М.: Индрик, 2017. С. 69.

20

 Архим. Софроний (Сахаров) о преп. Силуане Афонском: «Он имел под своим началом до двухсот рабочих. Утром, обходя мастерские, он давал в общих чертах указания старшим мастерам и затем уходил в свою келлию плакать “о народе Божием”. Сердце его болело от скорби за рабочих; он оплакивал каждого». Старец Силуан. Жизнь и поучения… С. 58.


Источник: Илариона (Феоктистова), игумения. Монастырский устав и Иисусова молитва // Вестник Исторического общества. 2018. № 2. С. 115-122.

Комментарии для сайта Cackle