иеромонах Авель

Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся

Содержание

Предуведомление

1. Сведения об обосновании Саровской пустыни и начальнике ее иеросхимонахе Иоанне Стихи Преосвященного Стефана Яворского пустынножителям саровским. 2. Димитрий, Строитель Саровской пустыни Первая молитва, Святого Макария Вторая молитва, Святого Исаака Сирина Третья молитва Святого Стефана Фивейского Четвертая молитва Святого Иоанна Златоустого Пятая молитва того же Святого Молитва ко Пресвятей Богородице Молитва ко Пресвятей Богородице вечерняя Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, Св. Антиоха Молитва ко Пресвятому Духу Молитва ко Пресвятей Богородице Молитва ко Ангелу 3. Филарет 4. Маркел 5. Исаакий 6. Ефрем 7. Пахомий 8. Строитель Иеромонах Исаия 9. Игумен Нифонт 10. Валаамский Игумен Назарий 11. Духовные наставления Старца Назария Наставление о любви Божией О пребывании в келлии и исхождении из нее О тщеславии О причащении Божественных Св. Таин Воздержание О молитве келейной О молитве особенно в церкви Об осуждении Наставление о трапезе 12. Духовник Саровской братии Иеромонах Иларион Наставления новоначальным Иеромонаха Илариона Речь, говоренная при гробе духовника Саровской пустыни Иеромонаха Илариона 13. Иеромонах Евгений 14. Настоятель Игумен Исаия 15. Взгляд на состояние обители при нынешнем Строителе Иеромонахе Серафиме 16. Об иночестве Краткое сказание о жизни и подвигах Старца Саровской пустыни Иеромонаха Серафима с приложением его наставлений Духовные наставления Отца Серафима  

Предуведомление

Помня заповедь Св. Апостола Павла: поминайте Наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13, 7), помня, говорю, сию заповедь, не мог я никогда забыть блаженных подвижников досточтимой обители Саровской. Потому, в знак особенной к ним благодарности за их духовные наставления, решился я, по мере сил моих, собрать нечто, более назидательное или менее известное, из учения в жизни сих добрых руководителей, уже перешедших от земли в селения небесные. Это сделал я сколько для собственной душевной пользы, столько и для пользы других благоговеющих к памяти сих пустынножителей. Прожив десять лет в Богоспасаемой обители Саровской, я получил как об ней, так и о блаженных, уже почивших, Отцах её достоверные сведения, которые теперь и предлагаю усердному вниманию Христолюбцев, ищущих спасения. Сведения сии, хотя и с усердием мною собранные, – без сомнения, – скудны; но иначе не могло и быть, ибо блаженные Отцы, о которых повествую я, работали Господу втайне, и крепко затворив за собою двери своей клети. Я же со своей стороны боялся быть лукавым, неблагодарным рабом и скрыть благочестивые подвиги блаженных Отцов, как драгоценные таланты, в земле, покрыть их забвением в противность выше приведенной заповеди Апостола.

Недостатки, какие найдутся здесь, как неизбежные во всех трудах человеческих, усердно прошу покрыть братолюбием и молитвой о трудившемся.

Иеромонах Авель.

 

Общежительная Саровская пустынь находится в Тамбовской Епархии, на границах Нижегородской и Тамбовской губерний, на расстоянии от Москвы в четырехстах, от города Арзамаса в шестидесяти, от Нижнего в ста семидесяти, а от города Мурома Владимирской Епархии в ста двадцати верстах, в лесу, на возвышенной горе, между двумя речками Сатисом и Саровкою, соединившимися вместе под монастырем. Мирские селения отстоят от монастыря верст на двадцать, и ближе нет жительства, как на пять верст, и притом с одной стороны. Местоположение пустыни очень красиво и восхищает душу каждого посетителя. Монашеское благочиние наблюдается со всею сторогостию; трогательная, продолжительная церковная служба умиляет сердце; во время пения столпового, по чину Афонской горы, сладостное чувство наполняет душу и в церкви особенное возбуждается благоговение к подвижникам, иноческими добродетелями в общежитии просиявшим. О сей пустыни по справедливости можно сказать, что в нынешнем веке это примерная пустынь. Она не только по внешности красива, но и внутренно украшена Христианскими монашескими правилами и подвигами благочестивой жизни приснопамятных мужей, подвижников добродетели, каковы были: первоначальник иеросхимонах Иоанн, преемник его ученик и сподвижник строитель Димитрий, благочестивый старец Ефрем, благоговейный муж Пахомий, смиренный Исаия, ревностный Питирим, строгий Иоаким, правдивый Игумен Нифонт, пустынник Игумен Назарий, иеросхимонах Дорофей, схимонах Марко, иеромонах Серафим, Иларион, иеродиакон Александр и другие. Подвиги сих мужей и поднесь сохраняются в памяти людей, чтущих благочестие. Подвижники сии совершенно преданы и полезны были обители; служа для неё украшением духовным, в своей жизни достоподражательный подавали пример братии в твёрдом уповании на помощь Бога всемогущего, Которому единому посвятили они на служение тело и душу свою. Они пребывали в безмолвии и вместе в непрестанной молитве, беседуя всегда мысленно с Богом; при содействии благодати Божией, имели мудрое и тонкое познание сердца человеческого и, как светильники, озаряли чистым светом учения Христова всех приближающихся к ним, указуя всякому истинный путь, ведущий к спасению. Сколь святыми добродетелями украшена была душа их! Какой духовной доблести в них недоставало! В вере тверды, в терпении непоколебимы, в любви к Богу и ближнему неподражаемы, в молитве неутомимы, в воздержании постоянны, даже в тяжком предсмертном борении плоти бодры и сильны. Не изнемогая в благочестии, но горя несомненной верой, с тёплой молитвой придавали они дух свой в руки Бога живого. Посему душеполезно воспомянуть некоторые черты из жизни их, назидательные мысли, какие любили они повторять, и их труды на пользу святой обители Саровской.

Комментарии для сайта Cackle