иеромонах Авель

Источник

11. Духовные наставления Старца Назария

Сей старец, Игумен Назарий, от юности хранитель девства и целомудрия, был одарен от Бога обильным духовным рассуждением. Братию и всякого к нему проходившего поучал с удивительным благоразумием, а особенно смирению, кротости и послушанию. К согрешающим без презрения оказывал любовь и желание спастися им, всячески стараясь советами искоренить гнездящиеся в них страсти. Был кроток, смирен и сердце его пылало любовью к Богу, так что он ни в какое время не переставал творить молитву Иисусову, всегда с нею перебирая в руках четки. Из многих, вот некоторые наставления его к приходившим в монастырь и желавшим спасения:

1) Святое послушание со отвержением своей воли проходить.

2) Чистую совесть и откровенную иметь.

3) Усердную молитву со смирением, с трезвением и с памятью смерти возносить.

4) Дело в руках, молитву в устах, очи в слезах, ум весь в богомыслии иметь.

5) Без благословения ниже у кого брать, или куда пойтить, или какую добродетель начинать делать. Ежели благословение где будет, тамо благодать Божия, очищающая и укрепляющая и соединяющая с самим Богом: а где благословения не будет, тамо гнев Божий, тамо помрачение, нестроение и отлучение от Бога.

6) Безмолвие душевное и телесное хранить.

7) О себе рассуждать, себя осуждать, т. е. свои дела, слова и помышления.

8) Нищету и нестяжание любить, яко многоценное сокровище.

9) Бесчестье за честь, хулу за хвалу, обиду за награжденье, всякое искушение и злострадание за превосходнейшее воздаяние почитать.

Творяй сия не подвижится во век.

Совлецыся своея воли, яко срамныя одежды; смирение – ограждение, терпение – подтверждение, любовь – покров; а где любовь, тамо Бог; а где Бог, тамо и вся благая по писанному: любящему Бога вся поспешествуют во благое. Пребываяй в любви, в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает. Любовь покрывает множество грехов.

Восстани падший, отверзи очи свои душевныя насыщайся хлеба, иже есть слово Божие и пий вино от чаши премудрости Божией. Если тебе случится печаль: то разбирай охотно и с любовью сие писание, и веруй, что с помощию благодати Божией утешишься. Утверди себя в сей истине, что всякое Божественное писание согласно к шествию спасительному наставляет, учить, наказует и подкрепляет, дабы шествие наше всегда было по Бозе.

Наставление о любви Божией

Мы все имеем желание последовать вышнему званию, туда, где искони уготовано нам вечное жилище, исполненное неизглаголанной радости. Ибо наше житие на небесех есть отонудуже и Спасителя ждем. (Филип. 3: 20). Итак, кто желает оную вечность получити, тот должен непременно познати любовь Божию к нам, и, любовь свою к Богу, в чем она состоит и как возлюбил Он нас, так и мы должны Его любити.

Но каким образом очистил Он грехи наши, подробнее рассмотрим. Он претерпел жестокие мучения, дабы чрез то загладить наши преступления, Он принял поносную смерть, дабы чрез то даровать нам живот и спасение. Итак когда Он не щадил Себя единственно для нас, то мы Христиане не должны ли Его любить, не должны ли по стопам Его ходить. Итак, мы должны иметь к Нему любовь и послушание, каковых Он от нас требует; мы беспрестанно должны помятовать любовь Божию к нам, искать совершенной любви к Нему, она снискивается исполнением Заповедей Божиих, надобно знать, что без добрых дел любви к Нему не окажешь. Итак рассмотри, сколь благ Господь и милостив, Он дал Христианам закон не для чего иного, как только на истребление нашей злобы, для очищения от грехов и на побеждение страстей, воюющих против Закона Божия. Посему мы должны не только сохраняти заповеди Божии, но и дары по заповедям приносить: якоже и Отцы Святые принесоша каждый по силе своей: иной пять талант, иной десять, иной тридесять; подобно и мы должны преуспевать в делании добра и в любви Господа нашего Иисуса Христа. Св. Апостол Павел клятвою устрашает того, аще кто не любит Господа Иисуса Христа да будет проклят (1Кор. 6: 22).

О Боже, Спасителю наш, воспали любовь в нас, да возлюбим Тебя, якоже Тебе угодно. Достойны ли мы любви Его, будучи прах и пепел, однако Он возлюбил нас. Сколько мы чувствуем неудовольствий, не имея любви к Нему; сколько без нея обуреваемся волнами бедствий и страждем, но хотя иногда мы Его отвергаем, Он не отвергается от нас; мы бегаем Его, но Он нас ищет и призывает к Себе: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (Матф. 11: 28.).

Боже наш, мы отвергаем любовь Твою, а Ты нас не престаешь любити. Мы нередко приемлем сатанинские внушения, паче Закона Твоего, мы не щадя себя и спасения своего прилежим к делам злобы и не смотря на то, человек часто говорит: Я люблю Бога! Какое противоречие! Он думает, что любит Бога, но заповедей Его не исполняет, какая ж эта любовь? Это одно лицемерие!

Если любиши Христа Бога, терпи, якоже Он претерпел и твори все то, что Ему угодно; – Он учил и творил; непременно и твоя любовь должна быть такова, чтоб добро творить, терпеть, не смущаться ни о чем находящем, а во всем Его благодарить, не словами и языком, но самыми делами, сердцем, умом; от всей души, крепости и помышления возлюбить Его ты должен. Итак, всякому должно с верой и надеждой любить Бога и стараться исполнять Его заповеди и повеления. Рассмотри возлюбленне: век сей не есть покой и почивание, но борьба, рать, торжище, купля, училище, морское плавание; для сих-то причин подвизаться ты должен, не унывать, не быть в праздности, но упражняться в делах Божиих. Знай, что на всяку борьбу есть победа, крепися, ратоборствуй, побеждай, ибо часто противоборствующие силы находят, яко львы рыкают и ищут, кого бы поглотити, берегися, да не побежден будеши, смотри прилежно, се продают венцы, приобретай их, да не тщетен возвратишися без купли, старайся не лишить себя Благодати Божией, в противном случае чужд будеши воздаяния и сверх того еще зле осудишися, и погибнеши. Рассмотри прилежно не рать ли и брань по вся дни: плоть восстает на дух, и дух на плоть.

Нам же инокам как не принять душеспасительных советов, как не тронуться столь благими наставлениями? Христос Спаситель, Пророки, Апостолы и все Святии с великим сожалением и с любовию нас призывают и увещавают, чтобы мы как можно огребались и удалялись от прелестей мира. Христос Марию похваляет, глаголя: Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея (Лук. 10: 42). Тако нам должно благо избирати и блюстися от мира, ибо он во зле лежит.

Наставление о монашестве

Иноку должно совершенно удалиться от Мира. Аще кто хощет по Мне ити, Спаситель заповедует, тот непременно должен отвергнуться себе, и взять крест свой, и по Мне итти (Матф. 16: 24.) Сие шествие должно быть не иное какое, как то, чтоб совершенно удалиться от мира. И Давид вопиет: се удалихся бегая и водворился в пустыню, яко видев беззаконие и пререкание во граде день и нощь (Псал. 14: 8–10).

Познай, что Сын Божий сошел на землю не погубити душ человеческих, но на путь истинный наставити нас. Он образом жития Своего, а не словом только, учил презирати мир. Господь не име покоя в мире, и последующим по Нему повелел бегати его. Прелестна бо и обманчива жизнь мира, безплоден его труд, опасно его веселие, скудно его богатство, призрачна его честь, непостоянна, ничтожна! И горе надеющимся на его мнимыя блага! От сего многие без покаяния умирают, блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его. Богоносные и Богодухновенные Отцы помощью благодати Божией искусством в оном жительстве успели и советуют нам, как должны и мы в оном подвизатися.

И познай, что монашеское житие основано на Божественной Заповеди, еще прежде Моисеева закона подвижническая жизнь просияла в Енохе и Мелхиседеке, под Законом в Илие, Иоанне Крестителе, и во времена благодати в целых соборах и полках монашествующих. Не блуждая, не дремля, но бдя прилежно, должен ты непременно стяжати добродетели, итак ищи их день и нощь, а познав их, поучайся и подвизайся в них, буди истинный христианин, который, дав обеты Богу и сооружая в сердце своем жилище добродетели, исполняет оныя без закоснения.

Если что доброе носиши с собою, береги себя пред Богом но не хвалися сим, но паче преуспевай в делании добра. Принеси Богу в дар и жертву всесожжения не бессловесных животных, но достойнейшее приношение, – пожри самого себя на всякий день, якоже и святии вси ради Христа умерщвляли себя; ты хощешь быть иноком, сие значит: ветхое оставить и соделать себя новым, вчера ты был по образу мира, а ныне во иное облекся, итак иное думай, иное говори, инако смотри, инако ходи, иначе делай.

Инок непременно должен быть делатель всех Заповедей Господних, подражатель чину и устроению бестелесных, познаватель Бога, и всея любви к Нему и ближнему.

Инок должен везде во всем держатися Божиих словес, а гласу чувств, или страстей не мало не внимати.

Инок должен иметь ум свыше просвещен, тело неоскверненно, уста молчаливы и язык чист; инок должен иметь душою и сердцем скорбь непрестанную о грехах своих, частые слезы и воздыхание и беспрестанное памятование о смерти и страшном Суде, отвержение себя во всем удаление от Мира, презрение всего приятного чувственности, т. е. взять самовольную на себя яко ветхого человека ненависть, подвергнуть себя жестокому, тесному, трудному, скорбному подвигу и с тем вместе иметь безропотное терпение и любовь с благодарением.

Инок должен быть безгневен, не лукав, не горд, во всем нищ, не стяжателен, не самолюбив, должен иметь кротость молчаливую, глубокое смирение, повиновение и послушание ко всем благочестно живущим. В теле своем должен быть аки чужд, и, так сказать, мертв, дух свой уготовлять Духу Святому в жилище, язык во всем благодарен. Подобает ему, беспрестанно радуяся и поя, в молитве и в чтении Божественных книг пребывать. Таков инок быть должен и так неизменно исполнять обеты свои, чтоб не только видимые подвиги, но сердечные и духовные жертвы приносить. Внимай прилежно, что Христос Спаситель сказал: (Матф. 5: 20.) аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в Царство небесное, т. е. аще желаешь внити в Царство небесное, то непременно должен грешников, на земле живущих, сторично добродетельми превзойти, и пожити яко Ангел на земле. ( Матф. 11: 12.). Царство небесное нудится и нуждницы восхищают е, то есть нужду должно претерпеть в телесных и душевных подвигах. Как Христос претерпел, так ученицы Его и все Святии претерпели, трудились и отвергнули мир, свои хотения, пристрастия и все желания мирские. Со всеусердною и горячею любовью сохраняй Заповеди Христовы. Таким образом, если и ты желаешь пробрести Небесное Царство, то претерпевай и ты нужды, наложи на свою выю иго работы Христовой; оно бременит тело, а душу восхищает на небеса. Не ропщи убо, когда подобает тебе быти в постех, во бдениях, в повиновении, в спокойствии, в уединении и безмолвии душевном, в пении, в молитвах, в слезах и в рукоделии, в терпении всякия скорби, приходящие на тебя от бесов и от человеков.

Если так Ангельски поживеши, то обрящеши в себе Царство Небесное, ибо Христос глаголет (Лук. 17: 21.): Царство небесное внутрь вас есть. Тогда и в душе твоей ничто мирское не может держаться, тогда, узнаеши, что ты послушник Христов, взял Крест Его, то есть скорби, подвиги и добродетели, и бегаеши от среды мира сего, оставляешь все его прелести, его дела и грядеши к горнему Иерусалиму. Постарайся же, возлюбленне, как можно, отбросить все мирское и плотское и сему моему полезному предложению повинися; приими совет мой со усердием и с горячею любовью и рассмотри, как начало отвержения сущих в мире должно тебе делати. Дабы познати путь истинный, в начале непременно должен ты внять сим спасительным словам. Христос глаголет (Лук. 9: 62): никтоже      возлож свою на рало и зряй вспять, управлен есть в Царствие Божие; Святый Апостол Петр говорит: (2. Петр. 2: 21 и 22) лучше им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять. Случися бо им истинная притча: пес возвращся па свою блевотину.

Итак познай, что всяк, кто Бога ради отрекается Мира, и всего, что есть в нем, тот непременно свой обет должен исполнять, и прилежно всегда стараться, как можно, скорее и приискренне прилепиться к Богу. И если ты, глубоко вошед в себя, тщательно себя испытаешь: то познаешь, что ты еще вовсе самого себя от мира не удалил и от всех желаний мирских не освободился, а потому надобно стараться к Богу приближаться. Непременно должен ты от всея души и помышления позаботиться об отвержении мира, и ко умерщвлению плоти тщание великое иметь и расположить себя к сему упражнению точно так, как бы к обучению превосходнейшему художеству, которого нет мудренее, важнее и превосходнее на земле, дабы все страсти, воюющие в тебе непрестанно в тонкости узнать и умудриться, обуздать их постничеством, то есть, воздержанием; старайся навыкнуть во всех отношениях и прочему добродетельному житию, чтобы не вотще было твое от мира отшествие.

Приими себе за правило краткое сие наставление и шествуй по оному, пока свыше благодать Христова не посетит и не вразумит тебя принять образ мужа, совершенно исполняющего Христовы заповеди.

При великом усердии, горячей любови и теплейшем расположении к монашескому житию ты должен прилежно стараться вникать в Священное Писание, вразумляться и в подробности знать все предания Святых Отец о том, как должно жить совершенным, средним и новоначальным, желающим облещися во образ иноческий, и как должно к оным состояниям себя понуждать, утверждаться в них, и как поступать для очищения себя от грехов и для получения Царствия Небеснаго.

Помысли, что ты инок и должен не словом только называться инок, но быти житием иной. Иоанн Лествичник в 1-мь слове об отвержении мира пишет, что не всяк крестяйся спасется, но творяй дела Божия, не всяк постригшийся спасется, но сохранивый иноческие обеты, и что не вси в монастырях иноки, но творцы иноческих дел суть иноки.

Тецы, возлюбленне, и путь мирного и преславного иноческого жития рассмотри прилежно. Сколь многие богоугодно в иноческом образе пожившие к Богу преселилися и ныне со Ангелами пребывают? Если и ты, возлюбленне, желаешь безмолвного и благого иноческого жития, то благое себе избираеши. Знай же, что ты, по иноческому обету, должен себя принудить во всем; пресеки волю свою, повинися Господеви, гряди с любовию в путь отцев своих.

О пребывании в келлии и исхождении из нее

Буди весьма осторожен в том случае, аще приидет помысл, чтобы за чем ни есть, к кому бы то ни было, пойти в келлию самовольно; иногда искуситель подущает помышлять, будто для сего благословную нужду имеем, когда ея в самом деле нет; в таком случае берегись как можно!

Не исходи безвременно из келлии твоей кроме разве великой и необходимой нужды, наблюдай же сие прилежно, чтобы не изъити из келлии твоей; старайся преодолеть оный лукавый помысл, но если по беспристрастному рассуждению совершенно признаем, что благословную нужду ко исхождению имеешь ради любви ближнего, чтоб немощному больному послужить, или иную нужду ко Отцу Духовному. Если выйдеши из келлии твоей по благословной причине, то идучи, старайся, как можно, не глядеть никуда по сторонам, не любопытствуй очами ни на что, а когда на пути нечаянно встретится кто с тобою, или увидишь вредное что или каких усмотришь между собою безвременно беседующих, не останавливайся, но с молчанием поклонися им и гряди мимо их за своим делом в путь свой, скорее в келлию свою возвращайся с спокойным духом, и аще будут они к тебе что говорити, или тебя останавливати, то ты паки поклонись им говоря: простите, иду за делом, имею нужду поспешить исполнением послушания и отбегай скорее на свое дело. Пришедши к тому, к кому ты послан, так же старайся, как можно, чтобы излишнего не говорити, или не сидети без нужды.

Когда пойдешь к кому либо, то наблюдай и сие правило, чтобы ты на пути к его келлии размышлял с собою таким образом: иду я к оному, но смею ли я окаянный упражняющагося в богомыслии, в молитвах и во святом молчании пребывающаго святаго мужа потревожить? Здесь предложи пред очи грехи твоя и глаголи в себе не устнами, но душею и сердцем: Если вниду в келлию и увидит меня Отец или брат нечиста пришедшего, то стерпит ли мою нечистоту, не начнет ли меня укоряти, изгоняти вон из келлии, аки пса смердящаго; не скажет ли от смущения души: для чего ты пришел святое мое упражнение разоряти, и келлию мою оскверняти, изыди вон, нерадиве о душе своей; и аще тако мне случится, то могу ли я стерпети и перенести обличение с благодарением? – Приготови себе, окаянный, к терпению, дабы чрез нетерпение более посрамления не прияти, и не нанести святому мужу оскорбления.

Такое рассуждение ты должен имети, и не аки играющий мыслями сие творити, но познавая свою внутреннюю нечистоту и недостоинство, уничижати себе, истинно от души и сердца, так твори и постави себе сие в закон, ибо если будеши тако рассуждати, и душу свою познанием своих грехов и самоукорением усмиряти; то от силы в силу благодатию Божиею приходити будеши, и не оставит тебе Христос, возносяй смиренныя, но посетит душу твою радостию духовною, и наслаждением неизреченным. Только твори все оныя дела, по вышеписанному, от всего сердца, и души и помышления. В таком святом мудровании должно пребывать, где бы ни случилось, в келлии, или на послушании, до самой Божественной Литургии или другой предстоящей Церковной службы.

О тщеславии

Блюди себе, как можно, и во оном: если станут во уши тебе шептать помыслы твои, аки змий Еве, горделивые, либо осудительные в чем на ближняго, или тщеславные; то проразумевай онаго душевреднаго хитреца. Он непременно первее вооружает на тебя кичение, что будто все худо делают, а ты все исправно и хорошо. Берегись, как можно, чтобы не впадать во оное, старайся не допущать к уму своему помыслов осуждения ближняго. Остерегайся сам себя похваляти, глаголя во уме: ах, как я то и то хорошо сделал, не стал с празднословящими, или не сделал того и того, я теперь исполнил заповедь Христову. Берегися, как можно, чтобы в сердце и в душу твою сие не принимати помыслов самооправдания и самохваления; ибо сие душегубное кроется зло, тихо скоро и даже неприметно входит в душу и сердце, как будто малыми нечувствительными и тончайшими скважинками. Случается, что даже вовсе неведомыми помышлениями вселяются и укореняются страсти в самую глубину сердца. Дабы избегнуть ближних презрения и осуждения, так же тщеславия, кичения и гордости и прочих сему подобных, чтобы крепко заградить им вход в душу твою, для сего должен от всего сердца и от всея души представить себя совершенно странника, глупа, неразумна, ничего не смысляща и ничего не умеюща. Такое рассуждение о странничестве приими себе, дабы ты мог удалить себя от человеческих разглагольствий, суетных бесед и ты непременно сбережешь себя от смеха, осуждения, кощунства и вредного празднословия, душепагубного тщеславия и высокомерия. Смиряй себя от всего сердца, души и помышления: любит бо Сладчайший Иисус со смиренною мудростию спасающихся и желающих с сердечною и горячею любовию совершенного исправления и хощет всем нам в разум истины приити.

О причащении Божественных Св. Таин

Достигши времени Божественной Литургии, поспешай, как можно, к началу ея и вниди в Церковь с восхищением и с горячею любовию, стой со страхом и трепетом, воображай в уме и в душе и в сердце Сына Божия, за беззакония твои закалаема и жрема, во спасение всех верующих в Него.

Аще было намерение и захощеши причаститися Божественных Таин и есть ли Духовник удостаивает тебя онаго причащения; то сохрани всю тую неделю в сухоядении, пребудь в посте истинном, в воздержании от обильной и услаждающей пищи и пития, старайся пребыть во бдении, в любви к Богу и в прилежных молитвах, в сокрушении сердца, в стенаниях, в сетовании и воздыханиях сердечных и в слезах. Знай же, что ни чем так скверны души и тела не очищаются, как слезами, сокрушением сердца, стенаниями и воздыханиями, сердечными и усерднейшими и теплейшими молитвами и прочими Богоугодными делами, и истинным покаянием себя очистить. Внимай прилежно, да не присоединишися к распеньшим Христа, да не уподобишися Иуде предателю. Рассмотри прилежно, что ты вкушаешь, чие есть оное брашно, не Самого ли Бога приемлешь; чем ты питаешься, не истинною ли манною, сшедшею с небес, да жив будеши во веки. Для сего должен ты великую и твердую веру иметь, и должен удалиться непременно от всех пороков и наичистейшую свою душу и тело соделати: ибо Святому в себе готовиши вход. Смотри, какою ты непостижимою почтен честью. Когда ты причащаешься сего Божественного таинства, чистейшие Ангели невидимо предстоят, трепещут и от ужаса зрети не могут? А ты бренный и всякия нечистоты исполненный сим питаешися, с Божественною Святынею соединяешися. Рассмотри прилежно, кого дерзаеши приняти внутрь? Самого Пресвятейшаго Бога. С кем хощеши в едином соединении быти? С сотворшим нас. Ужасайся и трепещи, ибо прикасается огнь Божественный устом твоим, празднословия, сквернословия, и всякия нечистоты исполненным. Берегися, да не опалит язык твой, многая злая, беззаконная и неправедная глаголавый. Чем желаеши окропити его? Кровию страшного Судии, ужасайся, да не подпадеши праведному Его суду. Благодари Бога за неизреченное милосердие Божие, что Он тебя сего удостаивает. При том понимай и сие, что есть ли бы ты имел или имети будеши Ангельскую чистоту или святость непорочну и Преподобие Иоанна Крестителя; то и тогда без особеннаго милосердия Божия не можеши удостоиться сего Божественнаго Таинства. Благодари за неизреченное милосердие Господа, что Он страшный и непостижимый Бог, не гнушается нашею худостию, но соединяет Себя с нами, от любви неисчетныя к нам. Для чего и должен ты всеми силами Господа благодарить не словами только, но делом и помышлением. Старайся, как можно, сохранить себя от многоглаголания, имей упражнение чистое и святое, и не только пред причащением во благоговении пребудь, но и по принятии оной Святыни блюдися от всего противнаго. Старайся иметь всегда пребывание со Христом Царем и Богом и не удаляй Его от себя. И так по отпетии Божественной Литургии, вниди в келлию с безмолвием языка, ума и всех чувств, пребывай в молитве и благодарении.

При сем должно помышлять и cиe: ты, конечно, негодуешь на Иуду предателя, также и на распенших и пронзивших гвоздием и копием Христа; внимай же и себе, да не и ты повинен будешь, яко предатель тела и крови Христовой. Иуда предал Христа единожды: а ты не предаешь ли многажды, когда не верен бываешь слову Его и заповедям Его? Единожды потерпел Он раны от распинателей: но ты не налагаешь ли Ему раны многажды разными богопротивными страстьми и грехами; поскольку за всякий грех наш понес Он страдание.

Вникни в самого себя, в душу, сердце и помышления твои: не увидиши ли в себе бездну страстей и грехов, хулы, татьбы, объядения, сластолюбия, пьянства, зависти, лукавства, лести, братоненавидения, злопамятования, злоречия, осуждения ближнего, оклеветания, нелюбдения, немилосердия, гордости, ярости, гнева, и всякия нечистоты? Таковую гнусность в себе имея, не нерадиши ли о душе твоей.

Постарайся, как можно, сердечным сокрушением, воздыханиями и частыми слезами, скверну души и тела твоего омыть. Будь в опасении, да не в суд себе приемлеши с неочищенною твоею душею Святых Святейшего.

Рассуждай, что ты причащаешися неизглаголанному таинству из таинств, сладости из всех сладостей, и святости из всех святостей, от которого ты и сам делаешися Святым.

Непостижимый Боже, кто изглаголет силы Твоя? кто может восхваляти Тебя достойно? кто может измерить милосердия Твоего пучину.

Помышляй, брате, что сей таинственной пищи и пития, то есть тела и крови Христовой, алкали и жаждали от первосозданнаго Адама все наши Праотцы и все Пророки, но не получили: ты же, далеко от них отстоящий недостоинствами твоими, сея Божественныя Трапезы причащаешися. Если бы кто помыслил в себе: я Священник и потому достоин: то напротив с таковыми помыслами он был бы недостоин Священнодействовати: ибо как было во чреве Пресвятыя Девы, так и зде на Олтаре благоволением всемогущего Бога и Духа Святаго действом бывает тело и кровь Христова. Виждь, что сие бывает выше естества, смысла и разума человеческого; и потому ни кто же может достойно причаститися, разве тот, кто в глубоком смирении верует и надежду крепкую имеет на Господа.

Посмотри, что Христос Спаситель глаголет своими пречистыми устами: Cиe есть тело Мое, глаголет; не образ тела даю, но тело Мое, под видом хлеба, вкусите и ядите во оставление грехов; сия есть кровь Моя, не образ крови, но кровь Мою, под видом вина, пийте во оставление грехов. (Матф. 26: 26, 27, 28.) Для чего и ты должен прилежно рассмотреть, с каким страхом, трепетом и истинным смирением, уничижением и сокрушением сердечным, воздыханиями и слезами, с любовью горячей, с несомненною верою и надеждою, с благоговением и радостию и благодарением величайшим от всея души и сердца приступати должен ты к сему причащению Божественному. Должен ты непременно по сему наставлению поступить, а именно: приступая ко святому олтарю, вообрази в себе, что ты действительно вместе со Христом, и святыми Апостолами удостоен быть на тайной вечери.

Когда отверзут врата и скажут: со страхом Божиим: пади во ужасе на землю пред Всемогущим Богом и Судиею; и старайся, как можно, не испущать из мыслей твоих вышесказанного, но все оное воображай и помышляй. Имея же руки крестообразно сложены, и к персям прижаты, – главу мало наклони, взор имей благоговейный, очи слезами наполнены, и читай молитву: Верую, Господи, и исповедую, до конца. Читай же оную от всея души с воздыханием, со страхом и трепетом, и сокрушением сердечным. Трепещи стоя и помышляй, да не в суд яси Владычню плоть, и кровь пиеши. Проси милосерднейшего Бога, дабы хотя в сие мгновение посетил тебя благодатию Своею, чтобы ты оказать мог сокрушенье и умиление, и слезы теплыя источить.

А по прочтении со усердием помянутой молитвы, положи до самой земли поклон; моли паки всемилостивейшего Бога, да удостоишися без греха приобщиться сего Божественнейшего таинства, и тако помышляя, смотри прилежно и умиленно на Святую чашу и молися, да не опалит тя огнь Божественный, но исцелит душу твою и тело по принятии оного. Надейся же и веруй, что он все греховное терние, в тебе живущее, потребит, если тако будешь воображать и чувствовать, как здесь показано.

Но сем, как скоро увидишь Ирейскую руку, простираемую со святым таинством и ко устам твоим приносящую: то не думай, что ты от Иерейской руки оный Божественный дар принимаешь, но воображай и веруй от всея души, что приемлешь от руки Самого Христа, невидимо стоящего и во уста тебе оный влагающего. Воображай и веруй, несомненно, что ты точно яси самую Владычню плоть, аки теперь из самого ребра Христова текущую кровь и воду, пиеши; что видиши на кресте висящаго Христа, и теперь из ран Его ссеши кровь, и свет, и жизнь. Тако причащайся: тако веруй несомненно; тако воображай беспрестанно во уме своем. С такими представления ми и чувствованиями приступая глаголи во уме своем: «Врата и заклепы сердца моего отверзитеся, да внидет Царь славы Христос, вниди свете мой, и просвети тьму мою; вниди животе мой, и воскреси мертвенность мою; вниди врачу мой, и исцели язвы мои; вниди огню Божественный, и попали терние грехов моих; разжги утробу мою и сердце мое пламенем любви твоея; вниди, Царю мой, и истреби греховное от Мене царство; сяди на престоле сердца моего, и царствуй во мне Ты един, Царь мой и Господь». С таким благомыслием причащайся Божественных Таин.

При том не забывай частых воздыханий и сокрушения: беспрестанно плачь, сетуй, укоряй себя, что ты совсем недостоин, что ты еще не совлекся плоти и мира, и не умертвил себя еще от страстей телесных, а исполнен нечистых желаний и неправых душевных движений, ленив к труду духовному, уныл и нерадив, к слушанию словес Божиих студен; что ты малейший и скудный и неочищенный, и недостойный сосуд к приятию источника животнаго, которого Небеса Небес объяти не могут. Ему поклонилися Святии и все Преподобные с великим благоговением, радостию и благодарностью соединившись причащением телу и крови Христовой, просветились, яко солнце, и живут с ними во веки. С таковым и ты желанием и великим усердием, как можно, потщися прибегнуть к сладчайшему источнику благостыни.

Воздержание

Окаянный, убойся, да не погибнеши в части злых, поревнуй добрым. И праведно поживши, многие страждут от чревоугодия и впадают в ров сластолюбия, так что ведут жизнь мирскую, а не монашескую, забыв обещания свои монашеские. Кто, вступив в монашество, после станет скорбеть о мирской жизни, что не наслаждается мирскою роскошною жизнью, тот близок к гибельным страстям. Знай, что чревообъядение, сластолюбие в пище в лакомство многим порокам мать.

Помни убо и сия всегда, что всякая злая диавольская страсть в человеке рождается скрытно и вселяется в него неприметно, внимай и познавай, что она начало свое берет более от невоздержания и пресыщения чрева. Сею-то сетью прежде всего и скорее человек уловляется. Сия начальнейшая страсть по виду кажется добра, приятна и благословна; но она имеет в себе скрытый яд всех смертоносных страстей. Оною человек если заразится, то много нужно трудов удалить ее от себя. Кто же сей страсти будет покоряться и не будет ея отвергать, сколько сил у него есть; тот в опасности пасть глубоко; а кто воздержится от нее, тот от многих страстей в безопасности и без язв пребудет. И так рассмотри, что сие душевредное зло человека влечет в пропасть; ты, возлюбленный брат, постарайся сохранить себя от оного, не пресыщайся, не упивайся и не угождай чреву твоему, дабы не умрети. Ибо если попустишь себе привыкнуть к чревоугодию, то много должен будешь употребить трудов и терпения, дабы от оной избавиться и в воздержании укрепиться.

О молитве келейной

В келлии не упускай из мыслей твоих Иисусову молитву и старайся стяжати душевное умиление сердца в тишине и глубоком молчании ума твоего. Собери разум и вся помышления твоя; стани на молитву; впери к Богу твой ум и сердце; молися о пастырях духовных, о сродниках, о друзьях, о благодетелях, о Государе и о всем мире. Кайся, проси милости от Создателя своего, дабы Он тебе простил грехи тобою соделанные и присоединил тебя к кающимся и избавил бы от вечныя муки. Помышляй и сие беспрестанно, что ни кто не может от дел оправдатися пред Господом и никто не может быть чист пред Создателем своим: все грешны и немощны; все требуем помощи и милости Божией.

Старайся, дабы отнюдь твои мысли не могли парить по сторонам и ни чем из сего мира не занимались, в такой тишине и глубоком молчании ума твоего, стани, потупи главу, руце приложи к персем, нози соедини вместе, очи смежи, дабы ничего земного не мог видеть, и, собрав ум и сердце воедино, зри Бога на престоле седяща и судяща, обстоима со страхом и трепетом Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными силами; помни ад и тартар, в который Он тебя осудить может: умом молись, сокруши сердце твое, плачь, стенай, воздыхай, осуждай себя, укоряй твою душу, что раздражил ты своего Создателя Искупителя многими беззакониями; в сокрушении пребывая и каяся, проси милости от Создателя, дабы тебе простил грехи соделанные, и избавил от вечныя муки. Смотри прилежно, дабы была теплая любовь и желанье неленостное, чтобы от всея души и сердца без роптания происходило твое моление, устрой себе молитвы келейныя после всякого церковного правила, по скольку можно, после вечерняго знаменай место, где хощеши от трудов мало покоиться, и тако возляжи и пока сон прикоснется к тебе, не упускай из уст и ума и сердца твоего молитвы Иисусовой, при которой сон к тебе мирно придет, и сладостно тебя успокоит; приставник же твой Ангел Хранитель сохранить тебя от всех вражиих мечтаний. Если пробудишься ранее положенного часа, то, не обленясь, возстани и мало помолися Богу твоему, и Святому возбудившему тя Хранителю; веруй же точно, что Хранитель твой возбуждает тебя на сие, почему ты не должен лениться, помолися, дабы ты не отогнал его от себя, а помолясь, паки возляжи, твори молитву до прикосновения сна.

О молитве особенно в церкви

В полунощи непременно востани прежде утренняго славословия; стани пред Богом, и чистосердечно пролей к Нему молитву. Приспевшу же времени утреннего славословия, со усердием востани и поспеши как можно к началу Богослужения Церковного. Пришедши в Церковь на соборную молитву, стани на удобном месте, собери все силы мыслей твоего разума, дабы не мечтали и не летали по всем странам и предметам, возбуждающим наши страсти; берегись как можно от зрения очима по сторонам, развлекающего ум и обольщающего чувства, и нередко обременяющего совесть и душу твою; старайся как можно углубить крепко в сердце твое чтение и пение церковное, и оное напечатлеть на скрижалях его. Берегись, как можно, чтобы отнюдь не сметь не только о чем-нибудь разговаривать, но ниже бы на кого, или на что очима воззреть. Внимай чтению и пению церковному, старайся, как можно, не допущать празднословити уму своему. Если не можешь понимать, слушая пение и чтение церковное, то с благоговением тайно твори Иисусову молитву следующим образом: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго, старайся углубить сию молитву в душу и сердце твое. Твори оную умом и мыслию, не попускай оной ни малое время удалиться из уст твоих; соединяй оную как можно с дыханием твоим, и сколько сил твоих есть, старайся при сем нудить себя к сокрушению сердечному, да не без слез каешися о гресех твоих. Если же нет слез, то должны быть, но крайней мере, сокрушение и стенание сердечныя, наблюдай, дабы церковная служба не проходила без сего. При сем же постарайся хранить глубокое молчание, дабы во время пения, или чтения, или слушания, ты мог иметь неразвлекаемый ум, непорочное сердце и мысли чистые, ибо чрез сие можешь насытить душу свою пищею духовною, еже есть слово Божие. При сем же не возносися, но смирися (Лук. 14, 11.). Господь Бог гордым противится, смиренным же дает благодать.

Сие водрузи в душу и сердце твое, блюди прилежно, дабы не вознестися. Аще же от сего получиши слезы, то старайся, чтобы слезы оныя послужили в пользу души твоей и омыли бы нечестие и беззакония твои. В таком смиренномудрии и покаянии должен ты всегда пребывати, моля и ожидая, доколе благодать Божия не посетит твою душу свыше своим Божественным просвещением.

Предстоя в храме Божием воображай, что ты в самом небеси с Вышними силами пред Богом предстоишь и творишь с ними всё то, что они творят. Воображая сие, положи себе таков закон, чтоб отнюдь не исходить от собрания братий твоих из Церкви до окончания службы. По окончании же утреннего славословия, исходя в келлию свою из церкви, берегись, как можно, дабы отнюдь ни с кем не стати, и ни чего не глаголати, паче же всего хранися вредного празднословия и смеха; но гряди спешно в келлию свою, не испущая из уст и ума твоего Иисусовой молитвы. Пришедши в келлию, затвори дверь, и аще можеши, то стани и со усердием, вниманием и благодарением помолись не много о себе, о родителях, о благотворителях, и о всем мире; положи несколько земных или поясных поклонов с молитвою. По сем возьми книгу и мало почитай, обуздай ум и мысли твои молитвою. Берегись, дабы не парили мысли твои к предметам неполезным, вредным душе. Тако подобает творить и оберегать себя непременно после всякого церковного правила, отдохнувши мало.

Если имеешь тебе врученное какое дело или общее послушание для телесных трудов; то принимайся за оное, размышляя в себе, так как бы от Самого Христа оное дело тебе определено, а не так как от человека. Почему воставай спешно с любовию, пребывай в служении без роптания, трудися, измождай свою плоть. Если же нет общего служения, или порученного тебе дела, то делай свое, какое умеешь, рукоделие, или чтением книжным насыщай душу твою, или иным чем, не препятствующим нашему спасению.

Внимай без лености, не ослабевай телом, не прислоняйся к стене или столбу церковному; но нозе соедини равно одну с другою, и утверди крепко к земле; руце приложи к персям; главою поникни к земле, а ум устреми в небесные селения.

Прошу тебя, любителю добродетели, приими вся словеса сия с любовию сердечной, и поставь себе оные началом добродетели, ибо кто благочестиво и Богоугодно желает жить: тот всякое дело Божие творит не с небрежением, но с усердием и ревностию, дабы поспешнее преобразиться в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Если так будешь совершенно стояти по чину, как выше сказано, и от онаго стояния очень ослабееши, или от случайной телесной болезни, или старости изнеможеши: то сяди, где ни есть в Церкви, дабы не соблазнить брата своего.

Рассматривай сам в себе не от уныния ли и лености ослабеваешь, не от развлечения ли мыслей и страстей телесных теряешь крепость и мужество. При сих рассуждениях укоряй себя в нетерпеливости, в немощи, в дряхлости, в лености и аки стыдися Бога и Ангелов Его и человеков, и помышляй в своей совести, что претерпевый да конца, той спасется. ( Марк. 13: 13.).

Аще на молитве стоя совершенно не можеши перенести естественной нужды какой, или в тебе случившейся великой болезни; так же себя по вышеписанному укоряй, или если по врученному тебе послушанию выйдешь из церкви; то и тогда с самоуничижением помышляй в себе, что лишился сопребывания и наслаждения небесных сожителей.

И если тако будеши рассуждать и укорять свою душу; а претерпиши до конца: то от силы в силу приходити будеши, и телесное здравие и душевное просвещение от Бога получиши невидимо.

Аще же изнеможеши от утруждения, либо от болезни, или по старости лет своих, как выше сказано, и оного исполнить будешь не в силах: то можешь, по сим причинам, и отменить сии труды: а вместо сего несколько молиться сидя и лежа с четками.

Внимай сему крепко, чтоб отнюдь не пробыть нимало в келлии своей праздному, ибо праздность первая всему злу учительница, и аще она вкоренится в кого, тому много трудов требуется для истребления оной.

Берегись, чтоб отнюдь зрением на что или на кого, слышанием чего не соблазниться и не осудить в чем ближнего, или что дерзновенно сделать противу его; бегай дерзновения как яда, обо оное весьма вредит всякому человеку и приводить его в высокоумие.

Об осуждении

Грешник, удержи себя от осуждения ближнего. Хотя ты и своима очима будешь видеть согрешающего, старайся как можно не осудить его, ибо един есть Судия всех Сын Божий. Остави тяжесть ближнего Всемогущему, смотри, заботься об исправлении своих немощей, ибо за свои грехи, а не за чужие воздаси ответ. Не отвергай заповедей Божиих, которые для тебя даны, не осуди и не будеши осужден, оправдывай ближнего, и не осуждай: да не будеши аки баня, которая всех нечистоту обличает и отъемлет, а сама всегда остается нечистоты полна; не радуйся падению ближнего; ибо бесы только и супостаты нашего спасения о сем радость имеют, для того, что сами уже погибли и востати не могут. Постарайся не осуждать, а молиться, плакать и рыдать о падающих, радоваться же о востающем от падения и спасающемся, дабы и самому от праведного Судии страшным судом не осудитися. Старайся получить оправдание пред Всемогущим, глаголи всегда в себе сие слова: кто есмь аз? грешник есмь и беззаконник. Потому себя должен обличать, а не других по реченному: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43: 26). Внимай, брате возлюбленный, Божию Провидению поучающему нас осторожности, дабы мы всячески береглися от осуждения; о сем положено слово в Прологе Сентября 27-го дня. Был некто святого жития муж, услышал от брата о некоем брате, что он впал в блуд, и святого жития муж, воздохнув, проглаголал сии слова: О! зле сотворил брат оный. И за сие слово, какое ужасное представилось ему видение. Чрез несколько времени Ангел Св., по повелению Божию, представил ко осудившему душу согрешившаго, и глагола ко осудившему: виждь, его же осудил еси, успе, где убо повелеваеши положити его, в Царство ли, или в муку? Старец же удивляшеся. Паки рече Ангел к старцу: понеже ты еси праведным и грешным судия; рцы, что убо велиши о смиренней сей душе, помилуеши или мукам предаси ю? Оное сказал и невидим бысть. Муж оный осудил сам себя, во все время жития своего в горестной скорби и в плаче неутешном пребысть.– Пал он Ангелу Святому в ноги, прося прощения, и едва прощен бысть чрез слезы и покаяние. Октября 22 дня в Прологе пишется: Св. жития муж Иоанн Саваитский, сам о себе объявляя, глаголет: слышах о некоем брате, злу славу имущем, и рех: – Ох! и се взяхся во ужасе сна и видех себя на лобном месте стояща, и Господа Иисуса Христа стоящего между двумя разбойниками; устремихся на поклонение к Нему, и егда приблизихся, и се видех обращающегося Христа к предстоящим Ангелам, и глаголюща им: изрините сего вон, яко антихрист Ми есть; прежде Моего Суда осуди брата своего. Изгониму убо ми, и яко придох изыти из дверей, удержася мантия моя и осталася тамо. И абие возбудихся, глаголах к пришедшему брату и рех ему: зол сей день мне. Глаголет брат: чего ради? Тогда сказах ему все явление, как лишился покрова Божия и благодати, и от того дня уже, по Господню слову, седьмь лет сотворих блудя по пустыням, ни хлеба вкушая, ни под кров входя, ни с человеком беседуя, дóндеже видех Господа моего, возвративша дати мантию мою. Рассуди, грешниче, что Богу единому надлежит Своя создания оправдати и осуждати; Он всех видит дела и помышления, судит всякого противу силы его и разума. Кто может недоведомые судьбы Божия испытывать и осуждать ближнего? Господь един есть сотворивый всех и создавый вся, Он испытует сердца и помыслы. Во всем рассмотри прилежно, не собственный ли свой порок судишь во грехе другого. Аки безгрешный сам и неповинный истязуешь ближнего во грехе малом, а своих и многих прегрешений не видишь и не чувствуешь, не ужасно ли сие. – Господь Создатель терпит до времени беззакония твои, а ты осуждаешь и укоряешь во грехе брата своего, и не помышляешь, что сам возбуждаешь Господа прекратить и к тебе терпение, и осудить тебя на веки.

Береги себя, да не явишься тощ пред Богом. Если что доброе носиши с собою, то не хвалися сам, но паче преуспевай в делании добра, и по мере Богоугодных дел, являй себя новым, правым, измененным во всем на лучшее. Буди истинный Христианин, который дает обеты Богу, сооружая в сердце своем жилище добродетелей, и исполняет оные без закоснения. Прелестна в мире жизнь, бесплоден труд, честь непостоянна и ничтожна. Горе надеющимся на нее. От сего многие без покаяния умирают. Блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его.

Наставление о трапезе

Если можеши воздержатися так, чтобы в сутки один раз принять пищу, и то по захождении солнца: устрой сие для себя с советом и благословением старейшего, и стяжавшего опытность и рассуждение.

Если же удостоят тебя сидети со всеми вместе на трапезе: то помышляй в себе: кто есмь аз недостойный, который вшед сюда, и како со святыми отцы хощу имети участие в трапезе? Тако в себе помышляя, представляй себя грешнейшим всех, странником, пришельцем и нищим. И сидя со братиею за трапезою, имей страх и стыдение пред ними, аки бы ты пред Царьми и князи сидел. Сотвори себя не дерзновенна даже ни на что и ни пред кем. Избирай всегда себе низшее и, если можно, последнее место. Отнюдь не озирайся ни куда и не любопытствуй. Не смотри, как кто сидит, или яст, или пиет.

Берегись, как можно, чтоб не иметь привреднаго дерзновения: не смей, прежде благословения от Иерея, или старейшего тебя брата, посягнути на что-либо на трапезе. Хотя кто и младший тебя будет: однако ты помышляй, что ты недостоин начинати ясти или пити прежде брата.

Ожидай, пока все начнут ясти, или пити: тогда и ты яждь со благодарением, со смирением и благоговением.

Берегись, как можно, испытывать брашно – вкусно ли или нет, или что такое, или много ли чего кому предложено, или мало: но старайся имети чистый ум.

Не выпускай из мысли твоей молитвы Господу Иисусу, и смешивай ее языком с пищею, то есть имей пищу во устах молитвою растворенную. От такого растворения не будешь чувствовать в пище ни какого неприятного вкуса и не позавидиши ни кому ни в чем, много-ли, мало-ли чего кому предложено. Веруй крепко сему, что Иисус усладит предложенную пищу в гортани твоей, и все приятно тебе будет.

Укоряй себя, помышляя, что ты недостоин такого общения; и благодари, причащаяся с братиею общей трапезы.

Берегися крепко, да не прикоснется твоему уму какое роптание, или зависть, чтоб больше вкусить какой лучшей пищи. Аще же случится тебе во уме твоем почувствовати таковое помышление: то лиши себя совсем лучшей пищи, или вовсе в той день не дай себе ясти, дабы впредь ум твой не дерзал принять оное сластолюбивое пожелание.

Итако предложенных брашен причащайся с молчанием и молитвою и все по вышеописанному твори. При сем же блюдися крепко и в сем: насыщай тело так, чтобы ты не почувствовал объядения, или обременения; по имел бы еще некоторую алчбу и чувствуемый глад. Питай более душу от происходящего во время трапезы чтения Богодухновенных словес и повестей Святых Отец.

Старайся, как можно, чтоб душу и тело не разлучно во внимании и попечении имети: тело чувственное брашнами питай, а душу умную Божественными словесы насыщай и украшай.

Несамоосужденна ли еси, душе моя, во грехах твоих? помысли, окаянный грешниче, где твои обещания ко Христу, и отметания сатаны в дел его? где соблюдение заповедей Божиих? где уподобление Христу? где телесные и душевные твои добродетели, которые в христианстве клятвенно обещался совершать? – также, где обет, данный во иноческом образе? где вера крепкая, яже к Богу, дабы и горы мог преставити. Гдe твое, человече, тщание, чтоб день и ночь в непрестанном о душе своей попечении пребыти, и соблюдати заповеди Господни, которые дражае злата и камней многоценных: о окаянный! убойся, да не погибнеши в части злых: поревнуй добрым и праведно поживеши.

Так всегда помышляя и укоряя себя, положи себе на всякий день, по скольку, по необходимому требовании естества, ясти пищи и пития пити. Не только удаляйся, как можно, пресыщения, но берегись и совершенного насыщения. Памятуй вышесказанное, что надлежит столько ясти и пити, чтобы еще несколько чувствованы были глад и жажда.

С такими Богоугодными расположениями вкушая от трапезы, остерегись от пристрастия к лучшим и более других вкусным снедям. Берегися сего лукавого змия, аки Еве шепчущего тебе. Красно казалось видеть и добро вкусить Адаму и Еве запрещенный плод: но поскольку не хотели лишить себя вкушения сего плода, то лишились многого и изгнаны из рая. Посему если представится глазам и уму твоему одна пища лучшею другой и помысел тебе скажет: оставь сию и насыться тою лучшею пищею: то старайся, как можно, такой помысл и желание твое преодолеть. Укоряй себя и полагай, что онаго ты ястия и пития недостоин. Посему предложи оное ближнему, а сам отнюдь онаго не яждь и не пий: ибо по страсти желает твой помысл. Берегись, чтобы не изгнати тебе чрез лакомство твое сокрушения сердечного. Ибо от пристрастия желания приятного ястия и пития рождается злое и душегубное объядение и опивство. Старайся воздержанием по малу обуздать себя и от великого пристрастия предохранить.

Внимай прилежно и сему: если приидет брат, или кто-либо из странных посетити тебя любви ради Божия, или по какому делу пред Литургиею, то не дерзай разрешити с ним что-либо ясти или пити. Тако же твори, если и после обеда кто приидет: насыщай тело брашнами, а душу питай молитвою и рассуждениями, или чтением от жития Святых отец. Также непрестанно укоряй себя и недостойна оных служб, или сидения с братиею представляй.

По трапезе иди с молчанием в свою келлию, затвори дверь, и, аще сможеши, то с молитвою и благодарением положи несколько поклонов, посем возьми книгу, почитай мало, и размышляй о прочитанном.

Если дни летние и по трапезе имеешь нужду в отдохновении от предшествовавшего труда: то на уготованное возляги место и поспи не много, только старайся, как можно, удалить от себя многий сон. Примечай, что если ты на трапезе по вышеписанному все сотворил, ел и пил с молитвою, вкушал умеренно и без пресыщения возстал, то сладко во здравие поспиши и скоро возстанеши, ибо Ангел приставник твой возбудит тебя скоро.

Если же дни зимние и сон не нужен: то по малом молении и чтении, как сказано, примися за рукоделие, и старайся руками делать, во устех же и во уме молитву неотлучно имети. Блюдися, чтоб не допустить отнюдь празднословити своему уму и тако провождай время.

Приспевшу же вечернему пению, поспешай к началу, как о сем выше объяснено; вшед в Собор, стани со страхом, внимай себе, и исповедуйся пред Богом усердно и по всему делай так, как выше указано в Церкви стояти.

Смотри прилежно и за сим, чтобы ты пришел просить пищи не с такими мыслями, как заслуживший оную трудом и постом; нет, думай, что ты недостоин, но что, может быть, Бог оному отцу известит, чтобы дал тебе ясти. Для сего должен ты смириться от души твоей, и укорять себя, как нетрепливого и немощного. С таким расположением пришедшему, если дадут укрух хлеба и воды: то благодари Бога и укрепи немощь свою.

Наблюдай и то, чтобы, если бывает в Монастыре, после вечерни, или после ужина, особливое церковное правило, не оставлять без крайней нужды и сего церковного собрания, но участвовать в оном с благоговением и усердием, подобно как и в других частях Церковной службы, по предписанному чину.


Источник: Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся : записки, собранные Троицкой Сергиевской Лавры иеромонахом Авелем : с дополнением и присовокуплением жизни старца Серафима и духовных его наставлений и с приложением четырех портретов: первоначальника иеросхиманаха Иоанна, игуменов: Нифонта, Исаии, старца иероманаха Серафима / [соч.] иеромонахом Авелем. - 3-е изд. - Москва, 1865 (Тип. Готье). - 306, 23, II с.

Комментарии для сайта Cackle