иеромонах Авель

Источник

2. Димитрий, Строитель Саровской пустыни

Преемник первоначальника, один из ближайших учеников его, второй строитель Иеромонах Дорофей, в мире Димитрий, избранный самим Иоанном 1731 года, Строителем был 17 лет. Родом был из Кадомского уезда, звание церковнослужительского. 1705 года пришел он в пустыню к первоначальнику Иоанну, а в 1708-м пострижен в монашество; был у него в послушании, яко истинный ученик его, и во всех его трудах и скорбях соучастник; подражая примеру учителя, он был для всех образом смирения и трудов иноческих; ходил на общие послушания, – как то: сенные покосы, рыбные ловли. Ибо по уставу общежития, братия вся, кроме немощных и престарелых, выходили вместе на труды и сам попечительный, смиренный пастырь их душ и отец с ними. Вся жизнь его обогащена была трогательными примерами терпения, милосердия, благочестия; ревность к славе Божией, пламенная любовь его к Богу были постоянным достоянием благочестивой души его. Для большего союза братолюбия и для единообразного всём порядка строго исполнял между братиею чин общежительства, по уставу Афонской горы, преданный учителем.

Не было в братии друг перед другом ни зависти, ни лести, ни раздора, ни рвения; а сохранялось удивительное с кротостью согласие, единодушие. Братия поручали ему свои души, он, как чадолюбивый и попечительный отец, имел неусыпное попечение о спасении их, отечески врачевал уязвленную от врага душу; попечительное, сердобольное, и мирное каждое слово его наставления направлено было к тому, чтобы поселить в братии мир, смирение, непамятозлобие, прощения обид, взаимное вспомоществование, признание своих слабостей, обуздание гордости и самолюбия, не мстительность, совершенную любовь до самоотвержения. Сей назидательный наставник был сам величайшим образом всех добродетелей, которым учил; своим благоразумием, твердостью характера, бескорыстием и примерной жизнью утверждал между ними общежития порядок, трудолюбие, послушание и братолюбие. Слух о святой его жизни более и более собирал к нему искавших жития безмолвного. Он проводил дни в непрестанной молитве; беседуя с приходившие братьями о предстоявших им подвигах, молился за них; никогда он не отягощался трудами постоянного попечения о назидании братии и не оставлял пользовать мудрыми советами добродетельных иноков до самой своей кончины. Посему все оказывали ему, по духу Евангельскому, беспрекословное послушание, нелицемерное и сыновнее почтение. Таким образом, все славили Бога жизнью и, под руководством своего опытного в духовных подвигах старца, созидали спасение душевное.

Наставления опытного старца Димитрия так были мудры и полезны, что не только сохранялись в сердцах его современников, но и доныне повторяются в устах братии для взаимного назидания. Вот некоторые из его наставлений: «Подобает бо нам повсечастное терпение имети, и егда приидут на нас скорби и напасти, подобает нам поминати на всяк час прежде нас бывших человек святых, как они всю жизнь свою в скорбях и напастях и бедах, в страдании течение скончаша, сего ради от Бога радость неисповедимую и неизглаголанную в царствии небесном и таковую радость, ея же око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде, юже уготова Бог любящим Его».

«Аще не претерпит искушения человек, не приимет дарования и венца от Бога. Терпение бо человеку спасение; леность же и слабость, и покой (праздность) – погибель; покой бо делает телу леность и слабость, и нерадение душе. Покой и суетное попечение губит спасительное время. Ничто же тако досаждает бесом и опаляет их, якоже молитва Иисусова; зело бо страшна бесом молитва Иисусова.»

«Блюдися с великим опасением; ибо посреди страстей и сетей ходиши; на всяк час всюду страсти обстоят, всюду сети бесов простерты. Яко же воздух проникает повсюду и земля исполнена страстей и сетей».

«Добро есть воздержание, и сего ради велика есть сия добродетель – воздержание; понеже мати всем добродетелям. Аще удержим чрево свое от пресыщения, братие, внидем в царствие небесное; воздержание бо есть греха убиение и страстей отчуждение, жизни духовныя начало и вечных благ ходатай. Объядение, несумненно, есть, тягость, а от тягости дремание и сон и леность; а от сна и лености вход страстем. Того ради должни есмы мужатися от сна и лености, – и укрепит нас Господь Бог. От лености происходит расслабление умных чувств и их изнеможение: погружаясь в дремание, сон и тягость, душа ленивая дает вход всем злым помыслам; и от помыслов нечистых бывает оскудение благодати и добрых дел. Молитвою ум очищается и светлеет и просвещенным делается».

«Нерадивому и непекущемуся о душе своей невозможно врага и страсти победити и в совершение приити, духовно жити и спастися и Богу угодити. В праздности живущие и поработившиеся плоти своей и наполнящии утробу – царицу всем страстем, царствия Божия наследити не могут. Сего бо ради Святии в скорбех и болезнех, во алчбе и жажде и в нищете пожили».

«Паче же не можешь освободитися дремания и сна многого и лености и тягости и иных страстей, работая царице страстей чреву и утробе, и ядущи и пиющи до пресыщения. Не преуспеет в жизни по Бозе тот, кто раб злых страстей. Подобает нам усердно молитися, да не покрыет страстный мрак наши умныя очи».

В Саровской обители, при строителе Димитрие окончательно утвердился устав, о панагии принятый первоначальником Иоанном согласно с чиноположением древних обителей. По отпусте божественной Литургии хождение из церкви в трапезу и ныне, как тогда, ежедневно бывает всей братии вместе. Просфора пречистая во время Литургии поставляется на блюде, несколько возвышенном, подобном дискосу, на горнем месте, за престолом и по окончании Литургии Иеромонах берет ее и несет впереди Настоятеля. За ними же братия идут чинно по два, все в мантиях и поют Псалом 144-й: «Вознесу Тя Боже мой». Кончивши Псалом, начинают молитвы трапезы: Отче наш. Слава. И ныне. Господи помилуй. Трижды. Благослови. Настоятель глаголет: Христе Боже! Благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси всегда, ныне и присно, и во веки веков. Потом Настоятель от принесенной просфоры отделяет две части, полагает на блюдо и разрезывает на мелкие частицы, которые и обносят сидящей уже за столом всей братии для вкушения. Часть, от которой вкушали братия, была отделена во имя Христово, а другая, отделенная в честь Божией Матери, полагается в панагиаре, на приготовленном для сего месте, и по окончании трапезы совершают возвышение панагии, по чину, установленному в следованной Псалтири. Братия в продолжение трапезы сохраняют глубокое молчание, посреди трапезы чтется иноком на налое книга житий Св. Отец. Из кушаний обыкновенно подают четыре перемены, а посты по три. По окончании трапезы Настоятель ударяет в колокольчик три раза. Вставши из-за стола, чередный Иеромонах глаголет: «Молитвами Святых Отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш помилуй нас». Клиросный: аминь. Иеромонах начинает: «Благословен Бог, милуяй и питаяй и проч. Слава и ныне. Господи помилуй. Трижды. Благослови. Иеродиакон, назначенный для возвышения панагии, положив поклон, говорит сие: «благословите мя, Отцы святии, и простите ми грешному». Иеромонах ответствует: «Бог простит ти и помилует тя». Иеродиакон, взяв мало коснувшись перстами рук часть просфоры, возвышает не много ее над панагиаром, на котором она утверждена была, и на котором напечатлено изображение Пресвятыя Троицы. Иеромонах говорит вслух: «велико имя Святыя Троицы!» Иеродиакон знаменует крестовидно и говорит: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Иеромонах: «Тоя молитвами Боже помилуй и спаси нас». И по сем поется: «Блажим Тя вси роди», и «Достойно есть яко воистину». Иеродиакон держит панагиар, чередный Иеромонах раздробляет на части просфору и глаголет: во многия молитвы Пречистыя Владычицы нашея Богородицы; после сего вкушает часть сей просфоры Игумен и потом Иеродиакон обносит всей братии3, и расходятся на труды своего послушания.

По звуку вечернего благовеста, братия собираются к вечерней молитве. Кроме занятых послушанием, все приходят на службу, которая каждодневно совершается тихо, благоговейно, в точности по чину первоначальника Иоанна и по церковному уставу. По вся дни правится вечерня с каноном Божией Матери из Октоиха, также прочитывается канон и Святому. По повечерии, не выходя из церкви, братия слушают и вечернее правило с тремя канонами: Сладчайшему Иисусу, Пресвятей Богородице с Акафистом и Ангелу хранителю. После оного собираются в общую трапезу по звону колокола. После вечерней трапезы спустя час удаляют в колокол к келейному правилу, и участвуют все в общем келейном правиле. Сие правило в некоторых обителях каждый инок совершает у себя келейно; но здесь по строгости Саровского устава все братия обязаны исполнять его вкупе. Оно состоит из многочисленных земных поклонов, из совершения тайной молитвы или безмолвной, из чтения помянника и молитв на сон грядущим. Все братия собираются в церковь, а монашествующие для удобства земных поклонов надевают короткие мантии по пояс. Умилительна бывает для сердца сия вечерняя молитвенная тишина, прерываемая неспешным возгласом: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Это действительно есть искренний вопль души к своему Искупителю: «из глубины воззвах Тебе, Господи!» Очень трогательно представляется глубокое молчание, прерывающее по временам поклоны и чтение молитвенное. Всякий брат творит в уме своем тогда безмолвную молитву, с глубоким чувством умиления взывая о помилование к своему Господу: Господи сыне Божий помилуй мя грешнаго! Это есть великое благо для души, когда она погружается внутрь себя, отвлекая себя от мира и приближаясь к Богу. Умилительно видеть благоговейное исполнение братиею сего правила: для душ благоговейных предлагается здесь изъяснение, как сие правило совершается в обители Саровской, от первых лет ее существования и до наших дней:

Чередный Иеромонах начинает посреди церкви:

Боже, Очисти мя грешнаго, и помилуй мя. Поклон земной.

Создавый мя Господи, помилуй мя. Покл.

Без числа согреших Господи, прости меня. Покл.

Боже милостив буди мне грешному. Покл.

Боже прости беззакония моя и согрешения. Покл.

Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй и спаси мя, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу и помози ми ныне в жизни сей, и во исход души моея и в будущем веце. Покл.

Непобедимая и непостижимая и Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня не остави мене грешнаго, уповающаго на Тя. Покл.

Все Небесныя силы: Святии Ангели, Архангели, Херувими и Серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце. Покл.

Ангеле Христов, хранителю мой Святый, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце. Покл.

Святый Великий Иоанне, пророче, предтече, крестителю Господень, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце. Покл.

Святии велиции трие Святителие: Василие Великий, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу и помозите мы ныне в жизни сей, и во исход души моея и в будущем веце. Покл.

Святителю Отче Николае, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози мне ныне в жизни сей, и во исход души моея и в будущем веце. Покл.

Преподобнии Отцы: Антоние и Феодосие и вси Киево-Печерские Чудотворцы, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне в жизни сей, и во исход души моея и в будущем веце. Покл.

Преподобные Отцы: Зосимо и Савватие Соловецкие Чудотворцы, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне в жизни сей, и во исход души моея и в будущем веце. Покл.

Святые Славные Апостоли, Пророцы и Мученицы, Святителие, Преподобнии и Праведные и вси Святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем, ко Господу Богу, и помозите ми ныне в жизни сей и во исход души моея и в будущем веце. Покл.

Посем Иеромонах говорит:

Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости мя, милости Твоея ради.

Потом чтутся молитвы.

Первая молитва, Святого Макария

«Боже очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою, но избави мя от лукавого», и проч.

Вторая молитва, Святого Исаака Сирина

«Господи Иисусе Христе Боже мой, посещай тварь Свою! Тебе явлены страсти моя, и немощь естества моего, и крепость супостата моего. Ты Сам Владыко покрый мя от злобы его», и проч.

Третья молитва Святого Стефана Фивейского

«Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, Ты помощник ми буди, в руку Твоею аз; да не оставиши мене согрешити», и проч.

Четвертая молитва Святого Иоанна Златоустого

«Господи, аще хощу, аще не хощу, спаси мя: Понеже бо аз, яко кал любосвещный, греховную скверну желаю: но Ты, яко благ и Всесилен, можеши ми возбранити», и проч.

Пятая молитва того же Святого

«Владыко, помилуй мя благости Твоея ради, и не остави мене заблудити от Твоея воли, и не отвержи убогия молитвы моея от Твоего лица, но услыши Господи глас молитвы моея», и проч.

Молитва ко Пресвятей Богородице

«Пресвятая Владычице моя Богородице, Святыми Твоими и Всесильными мольбами отжени от Мене смиренного и окаянного раба Твоего уныние, забвение», и проч.

Посем говорит: «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя». Покл.

Создавый мя Господи, помилуй мя. Покл.

Без числа согреших, Господи прости мя. Покл.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, и освяти, и сохрани мя силою живоноснаго креста Твоего.

После сего начинает Иеромонах: Благословен Бог наш. Чтец же, став посреди церкви, говорит: Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое. По Отче наш. Господи помилуй 12. Слава. И ныне. Приидите поклонимся 3. За сим Псалом 50. Помилуй мя Боже, и Верую во единого Бога Отца Вседержителя. И начинает полагать 30 земных поклонов, говоря на каждый поклон Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. По совершении же 30-ти поклонов, говорит сто молитв умственных: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Все сии молитвы произносить мысленно, исключая трех начальных, которые сказывает в слух. Братия в это время все безмолвствуют, творят молитву тихо, умом; чтец перепирает в руках лествицу. Окончивши же последнюю молитву, начинает говорить в слух: Слава. И ныне. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже 3. Господи помилуй 3. Слава. И ныне. И опять начинает полагать 30 земных поклонов, произнося на каждый поклон молитву: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. И, по скончании поклонов, творит умом сто молитв безмолвных: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Потом. Слава. И ныне. Аллилуия 3. Господи помилуй 3. Слава. И ныне. И за сим полагает 20 земных поклонов с тою же Иисусовою молитвою на каждый поклон. Вслед за сим творит сто молитв Иисусовых, умом. Слава. И ныне. Аллилуия 3. Господи помилуй 3. Слава. И ныне. И полагает еще 20 земных поклонов, по вышеизображенному, произнося на каждый поклон Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Наконец творит сто молитв безмолвных Пресвятой Богородице: Владычице моя Пресвятая Богородице спаси мя грешнаго. Посем. Слава. И ныне. Аллилуия 3. Господи помилуй 3. Слава. И ныне. И пять раз произносит приветствие ко Богородице: Богородице Дево радуйся, благодатная Марие, и проч. Покл.

После сего бывает чтение из книги Свят. Ефрема Сирина. После сего чтения начинает чтец: Достойно есть. Трисвятое. По Отче наш. Тропари: Помилуй нас Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, и проч.

Господи помилуй 40. И молитву сию.

Иже на всякое время, и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый и славимый Христе Боже наш, и проч. Господи помилуй 3. Слава. И ныне. Честнейшую Херувим. Именем Господним благослови отче. Молитвами Святых Отец наших.

Молитва ко Пресвятей Богородице вечерняя

«Нескверная, неблазная, нетленная пречистая Чистая Дево, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком преславным рождеством соединившая», и проч.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу

«И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души, и сохрани нас от мрачного сна греховного», и проч.

За сим читается Помянник4, в конце которого повторяется сие трижды:

Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежде воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим, и сотвори им вечную память.

После чего чтется молитва Св. Макария Великого к Богу Отцу:

«Боже вечный и Царю всякого создания, сподобивый мя даже в час сей достигнути, прости ми грехи, яже сотворих в сей день, делом, словом и помышлением», и проч.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, Св. Антиоха

«Вседержителю Слово Отчее, Сам совершен сый Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогда же отлучайся мене раба Твоего, но всегда во мне почивай», и проч.

Молитва ко Пресвятому Духу

«Господи, Царю Небесный, Утешителю Душе истинный, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному и прости вся, елика Ти согреших днесь», и прочь.

Молитва ко Пресвятей Богородице

«Благаго Царя Благая Мати Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу», и проч.

Молитва ко Ангелу

«Ангеле Христов, хранителю мой Святый и покровителю души и тела, вся ми прости», и проч.

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых», и проч.

«Преславная Присно-Дево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши».

«Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим».

«Богородице Дево, не презри меня грешнаго требующа Твоея помощи и Твоего заступления: на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя».

Посем молитва Святого Иоанникия Великого.

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров Мой дух Святый: Троице Святая, слава Тебе».

Наконец Иеромонах делает малый отпуст: «Помолимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Александре Николаевиче всея России», и проч.

По окончании всего правила Игумен выходит на средину церкви, и вся братия приближается к нему. Обратившись лицом к братии, Игумен говорит: благословите меня отцы святии и братия, и простите мне грешному, елика согреших во вся дни живота моего в сей день и час: без числа согреших душею, телом, словом, делом и помышлением, осуждением и всеми моими чувствами.

От лица всей братии один из старших Иеромонахов отвечает: Бог тя простит, честный отче. Благослови меня честный отче и прости меня грешнаго, елико согреших во вся дни живота моего, в сей день и час: без числа согреших душею, телом, словом, делом и помышлением, осуждением и всеми моими чувствами. И вся братия со смирением поклоняются в ноги Игумену. Игумен говорит: Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас, и кланяется братии до земли, и все соответствуют ему тем же земным поклоном, потом подходят к Игумену и принимают от него благословение, таким образом простившись с молитвою расходятся по келиям.

Поклоны творятся земные во весь год, кроме праздников. Когда бывает всенощное бдение, тогда бывают поклоны поясные, также во всю Пятидесятницу от великого четвертка до отдания праздника Пятидесятницы, в святые дни праздника Рождества Христова и до отдания Святого Богоявления, поклоны поясные.

Инокам и всем подвизающимся в обители Саровской, когда они идут в храм к церковной службе, издревле заповедуется соблюдать следующее.

Исходя из келии должно читать: Все упование мое на Тя возлагаю Мати Божия, сохрани мя покровом Твоим. Поклон. Потом: Достойно есть, и проч. до конца. Поклон. Слава. И ныне. Господи помилуй 3. И отпуст:

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою честнаго и животворящаго Креста, предстательства честных небесных Сил бесплотных, и Святаго Ангела хранителя моего, Святых славных и всехвальных Апостол, Святых славных добропобедных Мучеников, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех Святых, помилуй и спаси мя грешнаго. Поклон. Посем: Три поклона с молитвою: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

В церковь же пришед и став на обычном месте, надлежит глаголать в себе: Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя. Покл. Создавый мя Господи, и помилуй мя. Покл. Без числа согреших Господи прости мя. Покл. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Покл. Достойно есть, и Честнейшую. Покл. Слава. И ныне. Господи помилуй 3. И отпуст вышеописанный. Посем поклоняся по обычаю и испрося прощение у предстоящих, подобает стоять с благоговением и страхом Божиим, со всяким молчанием и умилением; слушать пения и чтения со вниманием, не озираясь вспять, семо и овамо – по сторонам; разглагольствия ни с кем не имети и до совершенного отпуска из церкви без великия нужды не исходить. По отпусте службы тоже должно читать, что пришед в церковь, с таковыми же поклонами надлежит присовокупить и сие: Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго 12. Владычице моя, Пресвятая Богородице спаси мя грешнаго 3. Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне грешнем 1. Спаси Господи и помилуй отца нашего Игумена (имярек) со всею о Христе братиею 3. Спаси Господи и помилуй отца моего духовного (имярек) 1. Спаси Господи и помилуй благотворящия, милующия и питающия нас 3. Упокой Господи души усопших раб твоих отец и братий святые обители сея 12. А когда скончается кто из братии, за преставльшегося 40 дней по 12 поклонов полагать после всякой службы, глаголя в себе: упокой Господи душу усопшего раба Твоего (имярек). По сем за родителей своих и за кого кто изволит, и тако все отходят в келии свои с молчанием.

В церкви, при строгом во всем благочинии, от времен первоначальника Иоанна и его преемника Димитрия всегда наблюдается, чтобы служение и чтение было неспешно: от сего же в праздники со всем ночным бдением вседневное служение продолжается в сложности часов десять. По установлению от времен первоначальника монашествующие, приходя в церковь, стоят в мантиях, каждый на своем приличном месте. Достойный преемник первоначальника, желая упрочить все предположения и учреждения своего любимого наставника, строго наблюдал, чтобы в церкви Божией все было благообразно и по чину монашескому. Самое установление ходить в церковь всем и постоянно в мантиях имело свои благотворные следствия: единство одеяния служащего отличительным знаком чина монашеского, напоминало братиям, что у них, если и во всей жизни должно быть единодушие, выражающееся в смирении, послушании, обуздание помыслов, то тем более в храме Божием они должны единым сердцем, единым чувством благоговения славить всечестное Имя Божие и одеждою нищеты и смирения охранять душу от рассеяния и превозношения. Кроме всех служб церковных, подвизавшейся в Сарове братии, от отца Строителя дано было после келейное молитвенное правило, состоявшее из земных поклонов и умственных молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В скорбях душевных и в унынии имеющие собственную какую духовную нужду во всякое время приходили для уврачевания души к нему и настоятель, как истинный отец их, оказывая отеческую любовь, принимал их, утешал и укреплял, давал наставления оберегаться всяких греховных страстей, кои воюют на душу, потому что кто друг миру, тот враг Богу бывает. Пожелав провести в обители остаток дней своих в молитвенном покое, довольно потрудившийся и сделавшийся примером добродетели для братии, избрав, с согласия братии, на место свое в строители сей обители Иеромонаха Филарета, сей благочестивый муж принял схиму, и переименован Димитрием. Краткое время он пожил в покое и, переподав всем целование мира, предал праведную душу свою в руце Божии 1746 года октября 4 дня. Жития его было 68 лет.

При нем построена соборная церковь Успения Пресвятыя Богородицы – каменная, которая начата 1736 года при первоначальнике Иеросхимонахе Иоанне, освящена Преосвященным Димитрием, Епископом Нижегородским 1744 года августа 25 дня, а после обращена в олтарь по построении в 1777 году другой большой церкви с особыми приделами по сторонам во имя преподобных отец Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев.

1749 года построена каменная колокольня и в средине оной церковь Св. Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных; при церкви две палатки для рухлядной поклажи5.

1745 года построена каменная больница для престарелых и немощных братий, и при ней церковь Преподобных Отцев Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, которая освящена 1746 года. В сей церкви совершается каждодневно ранняя Литургия для поминовения всех вообще благотворителей Обители.

* * *

3

Для чего установлено возношение Панагии?

По Воскресении Христовом, Апостолы, находясь все вместе на трапезе своей, оставляли праздное место, на нем полагали укрух хлеба, от которого вкушали во имя Христово. По трапезе же с молитвою и благодарением тот укрух хлебный, который в Господню отделен часть, возвышали, говоря: слава Тебе, Боже наш, Слава тебе, Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И вместо: «Велико имя», « Христос воскресе «, до вознесения, а с того времени: «Велико имя Святыя Троицы, Господи Иисусе Христе, помогай нам». Всё это так и совершалось. Так делали сие они, на всех местах своего пребывания даже до Успения Богородицы. В третьей же день по Ея успении, также по трапезе вставши, укрух хлеба, отложенный во имя Христово, по обычаю начали возвышать; и только что сказали: «Велико имя», вдруг усопшая и «по успении живая, на облаках с световидными Ангелами, предстоящими Ей, является в воздухе и говорит: радуйтеся! я с вами во все дни». Ученики же, удивившись такому чуду, вместо – «Господи Иисусе Христе», «Пресвятая Богородица помогай нам», воззвали. Потом пошли к гробу, и, не найдя в нем Пресвятого Ея тела, уверились несомненно, что Она тридневно, как Сын Ея, из мертвых воскресшая, на Небо переселилась и со Христом царствует во веки веков.

4

Содержание сего Помянника весьма умилительно; его составляют следующие моления и прошения:

«Помяни Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя, от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя веровавших, претерпети изволил еси, и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса, и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренные мольбы всем сердцем призывающих Тя. Приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене непотребного раба Твоего, в воню благоухания духовнаго Тебе за вся люди Твоя приносящего; и в первых, помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею кровию, и утверди, укрепи и расшири, умножи, умири и непребориму враты адовыми во веки сохрани; раздирания церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей восстания скоро разори и искорени, и в ничто же силою Святаго Твоего Духа обрати. Поклон.

«Спаси Господи и помилуй Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего Императора Александра Николаевича всея России (Здесь вспоминаются о здравии и спасении все члены Царствующаго Дома). Покл.

Благоверных правительствующий синклит, военачальники, градоначальники, и все Христолюбивое воинство, огради миром державу их и покори под нозе их всякого врага и супостата; и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во правоверии, и во всяком благочестии и честности. Покл.

Спаси Господи и помилуй Святейший Правительствующий Синод, и Святейшия вселенския Патриархи, и Преосвященнейшаго Епископа нашего (имярек), и Преосвященныя Митрополиты, и Архиепископы, и Епископы православныя, Иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо: и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. Покл.

Спаси Господи и помилуй отца нашего Игумена (имярек) со всею о Христе братиею, и молитвами их и мене окаяннаго помилуй. Покл.

Спаси Господи и помилуй отца моего духовнаго (имярек), и святыми его молитвами прости моя согрешения. Покл.

Спаси Господи и помилуй вся служащия в трудех во святей обители сей, братию нашу, рукодельныя же и мирския работники, и земледельцы монастыря сего, и вся Христианы. Покл.

Спаси Господи и помилуй родители моя (имярек), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. Покл.

Спаси Господи и помилуй во Святогорских монастырях, и в Российских, и в иных местех живущия и прибывающия отцы и братию нашу и сестры; и молитвою их помилуй и мене грешного. Покл.

Спаси Господи и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священно монахи, монахи же и монахини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущие в монастырях, в пустынях, в пещерах, горах, столпех , затворах, разселинах каменных, островах же морских и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия и молящияся Тебе; облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу от Тебе силу и крепость им подаждь; и молитвами их даруй ми оставление грехов. Покл.

Спаси Господи и помилуй старцы и юныя, нищие и сироты и вдовицы, и сущия в болезни, и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих; темницах же и заточениих, изрядне же в гонениих Тебе ради и веры православныя от язык безбожных, от отступник и от еретиков сущия рабы Твоя; и помяни я, посети и укрепи, утеши и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. Покл.

Спаси Господи и помилуй благотворящия нам, милующия и питающия нас, давшая нам милостыню, и заповедавшая нам недостойным молитися о них, и упокоевающия нас; и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению, прошения, и вечных благ восприятие. Покл.

Спаси Господи и помилуй посланныя в службу, путешествующия отцы и братию нашу и сестры, и вся православныя Христианы. Покл.

Спаси Господи и помилуй, ихже аз безумием моим соблазних и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим промыслом к пути спасения паки возврати. Покл.

Спаси Господи и помилуй ненавидящия и обидящия мя и творящия ми пакости, и не остави их погибнути мене ради греховнаго. Покл.

Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. Покл.

Мерзкое и богохульное Агарянское царство вскоре испровержи и правоверным Царем предаждь, правоверие же утверди и воздвигни рог Христианский, и ниспосли на нас милости Твоя богатыя. Покл.

Помяни Господи от жития сего отшедшия правоверныя Цари и Царицы, Благоверныя Князи и Княгини, Святейшия Патриархи, Преосвященныя Митрополиты, Архиепископы и Епископы православныя, во Иерейском же и в притче церковном и монашеском чине Тебе послужившия, и блаженныя ктиторы святыя обители сея, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой. Покл.

Помяни Господи души усопших рабов Твоих: родителей моих (имярек) и всех сродников по плоти, и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя жизни наслаждение. Покл.

Помяни Господи и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия отцы и братию нашу и сестры, и зде лежащия и повсюду православныя Христианы, и со Святыми Твоими, идеже присещает свет Лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец.

5

Колокольня, церковь и палатка в 1806 году сломаны.


Источник: Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся : записки, собранные Троицкой Сергиевской Лавры иеромонахом Авелем : с дополнением и присовокуплением жизни старца Серафима и духовных его наставлений и с приложением четырех портретов: первоначальника иеросхиманаха Иоанна, игуменов: Нифонта, Исаии, старца иероманаха Серафима / [соч.] иеромонахом Авелем. - 3-е изд. - Москва, 1865 (Тип. Готье). - 306, 23, II с.

Комментарии для сайта Cackle