Источник

Православные обители Святого Града

Иерусалимская Православная Патриархия

Современная резиденция Иерусалимских Первосвятителей, построенная в середине XIX в. Патриархом Кириллом II, находится, как мы уже отмечали, напротив старых зданий Патриархии – на улице, которая так и называется «Патриаршей». Перекинутая через улицу арка с коридором соединяет оба здания, на арке две большие буквы: заглавные греческие T и Θ. Это знак «Тафоса» – Гроба Господня. По сложившейся традиции православные паломнические группы, возглавляемые духовными лицами, в том числе из России, приходят в Патриархию получить благословение на успешное прохождение паломничества.

Войдя в подъезд и поднявшись по широкой каменной лестнице, оказываемся в просторном вестибюле, увешанном по стенам портретами Патриархов Иерусалимских. Из вестибюля налево вход в Патриарший Синодикон – зал, где происходят заседания Священного Синода, приемы официальных лиц и прибывших за благословением паломников. Это продолговатая комната, украшенная несколькими старинными иконами, у северной стены которой, напротив входной двери, поставлен трон для Патриарха. Большие окна выходят в разбитый за домом сад. Дверь из Синодикона влево ведет в кабинет Предстоятеля.

К резиденции примыкает с западной стороны по той же улице каменное здание, специально построенное (точнее, надстроенное) для приема первых «августейшихо» паломников из России. Здесь останавливался весной 1859 г. брат императора Александра II, генерал-адмирал (т.е. глава Морского министерства) и председатель Палестинского Комитета, великий князь Константин Николаевич с супругой, великой княгиней Александрой Иосифовной, и сыном Николаем.

Иерусалимская Православная Церковь, древнейшая в мире, по праву именуется Матерью Церквей. Другие ее почетные обозначения: Сионская Церковь или Престол святого Иакова, Брата Господня. Правда, иерархическое ее положение гораздо скромнее. Епископы Иерусалимские стали называться Патриархами лишь со времени IV Вселенского Собора (451 г.) и заняли в диптихе (каноническом списке) старейших патриархатов скромное пятое место – после Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского. Время и обстоятельства вносили свои корректировки. После отпадения католического Рима (1054 г.) Иерусалим стал четвертым в иерархии православных престолов, пятое место заняла (с 1589 г.) кафедра Патриарха Московского и всея Руси.

При этом Матерь Церквей очень невелика как по географическому пространству, так и по числу верующих, уже в начале XX в. составлявшему – в пределах Палестины – не более 30 тыс. человек, но входящие в ее состав епархии расположены на территории как Израиля, так и Иордании. Особенностью Иерусалимской Патриархии является компактность пребывания почти всех правящих архиереев в Иерусалиме. Это объясняется историческими условиями, когда при многовековом мусульманском владычестве епархиальное управление на местах часто оказывалось невозможным.

Всеми делами Церкви управляет Святогробское братство, т.е. весь Патриархат представляет собой один монастырь. Всех монашествующих-агиотафитов (от Агиос Тафос – «Святой Гроб») насчитывается порядка ста человек. В их число входят и митрополиты, и епископы, и архимандриты, и рядовые иеромонахи, посылаемые настоятельствовать в те или иные храмы и обители. По праздничным и воскресным дням архиереи, проживающие при храме Гроба Господня, совершают в нем по очереди богослужение и заседают в Синоде под председательством Патриарха или его наместника.

Из состава Святогробского братства избирается традиционно Патриарх. Практически все члены Братства являются греками, получающими образование в богословских учебных заведениях Греции (т.е. Элладской Православной Церкви) и далеко не всегда выражающими в своей деятельности духовные интересы арабской православной паствы. Православные арабы уже несколько веков ведут борьбу против этой своеобразной религиозной сегрегации.

Большинство иерархов Иерусалимского Патриархата владеют несколькими языками, в том числе арабским, а обычай совместного богослужения у Гроба Господня способствует тому, что некоторые из них понимают также и по-русски.

Мужские монастыри Старого Города

Кроме описанных Константино-Еленинского («Патриаршего») и Авраамиевского монастырей, непосредственно примыкающих к храму Гроба Господня, а также Малой Гефсимании, расположенной напротив, в стенах Старого Города ютятся в разных местах еще не менее дюжины греческих обителей.

Большинство из них, как мы уже предупреждали читателя, сильно отличаются от наших российских. Это, как правило, дома с террасами, коридорами, балконами, проходными дворами, по внешнему виду ничем не выделяющиеся среди окружающей застройки – обычный «дворовый» пейзаж восточного города. И функционально они были на протяжении веков не монашескими «уединениями» (что предполагается смыслом греческого слова «монастырь»), а более или менее (скорее менее) вместительными «странноприимницами» для разноязычной толпы паломников. Каждую из таких обителей возглавляет игумен, член Святогробского братства, имеющий при себе хорошо если одного или двух послушников (часто послушниц) и совершающий в положенное время, отнюдь не каждый день, литургию в монастырском храме. В остальное время храм почти всегда заперт, а иных достопримечательностей монастыри не имеют.

Монастырь святого Харалампия

В непосредственной близости от храма Гроба Господня, недалеко от Судных Врат, находится греческий православный монастырь во имя святого Харалампия (Харлампия). Путеводители указывают его обычно как место третьего падения Спасителя – так называемая девятая станция Крестного Пути. В церкви обители, в правой ее части, показывают место, где засвидетельствован знак падения Господа под тяжестью Креста. В храме существует также чудотворная икона святого Харлампия с частицей его мощей. Священномученик Харлампий был иереем в городе Магнезии в Малой Азии. При императоре Септимии Севере, в 198 г., во время антихристианских гонений, он был вызван к епарху области для отречения от Христа и принесения жертвы идолам. Отказавшись, святой старец (ему было в это время уже более 100 лет) был подвергнут мучениям и, наконец, приговорен к смерти. Он умер за несколько минут до приведения приговора в действие. Тело его было погребено с почестями царской дочерью. В настоящее время честная глава мученика находится в монастыре святого Стефана в Метеорах, в Греции.

В обители, по старым путеводителям, хранился текст «Приговора Пилата». По преданию, он был обретен в 1580 г. в железном сундуке, внутри которого находился другой, мраморный ковчег, содержавший свиток. По благословению Константинопольского Патриарха Иеремии II (того самого, который приезжал в Москву и принимал участие в поставлении первого Патриарха Московского и всея Руси Иова в 1589 г.) мраморный ковчег был перенесен в Константинополь.

Свиток был написан по-еврейски и в переводе «Приговор Пилата» звучал так: «В шестнадцатый год Тиверия Кесаря, императора римлян, непобедимого монарха, в 121-ю Олимпиаду, в восьмой солнечный круг от сотворения мира... при консулах римского народа (следуют имена)... я, Понтий Пилат, властью римского государства, осуждаю и приговариваю к смерти Иисуса, именуемого многими Христом, Назарянином, родом из Галилеи, человека закона Моисеева, врага великого императора Тиверия. Постановляю и решаю, что смерть его должна быть «чрез распятие» на кресте, с помощью гвоздей, за то, что собирал вокруг себя многочисленные толпы и вносил возмущение по всей Иудее, утверждая, что Он – Сын Божий и Царь Израиля, грозил разрушить Иерусалим и Священный Храм, имел дерзость триумфально войти с вайями в сопровождении множества народа как царь в город Иерусалим... Потому предписываю, связав, бичевав, увенчав терновым венцом, с крестом на плечах вывести его и других двух разбойников-убийц через городские ворота на гору злодеев, именуемую Голгофа, и распять на кресте, а сверху креста прибить заглавие на трех языках – греческом, латинском и еврейском: Иисус Назарянин Царь Иудейский».

Разумеется, текст апокрифический. В сознании христиан никак не укладывалось, что в Римской империи, кичившейся своей правовой культурой, Иисус мог быть осужден и казнен практически без суда и следствия. Нельзя же считать «следствием» тот короткий допрос – несколько вопросов, – который учинил ему Пилат перед тем, как отправить на распятие. Отсутствие реальных документов евангельского времени церковное предание восполняло апокрифическими писаниями, которые известны также и в древнерусской православной письменности. «Приговор», хранившийся в Харалампиевом монастыре, – один из этих апокрифических памятников.

Архангельский монастырь

Архангельский (или Михайловский) монастырь также относится к числу наиболее примечательных в Иерусалиме. Он находится в центре, на улице, ведущей к храму Гроба Господня, и был основан сербским королем Стефаном Милутиным в 1303 г. специально для паломников-славян. В XVI в., когда сербы владели Лаврой преподобного Саввы Освященного, Архангельский монастырь служил подворьем Лавры в Иерусалиме.

Сохранился интересный рассказ паломника XVI в., московского купца Трифона Коробейникова. Он был послан в монастыри Православного Востока царем Иоанном Грозным с обильной милостыней в поминовение об убитом им сыне. В Иерусалиме Трифону поведали следующую историю об Архангельском монастыре.

Турки, овладев Святым Городом, разорили, среди других, и эту обитель, «разбиша верх в трапезной церкви». Монахи обратились за помощью в Москву. Царь Иоанн Васильевич и возглавлявший тогда Русскую Церковь святой митрополит Макарий дали денег на ремонт. Но, когда иноки с помощью богатых бакшишей добились от султана разрешения и «верх церкви» починили, местный санджак (паша Иерусалимский) велел его вновь разломать.

...Ночью в опочивальню к паше явился неизвестный человек. И – невидимо для стражи – вывел правителя из дома. Наутро паша был найден перед храмом убитым. Подозревая в убийстве иноков, турецкие власти приказали тщательно обыскать монастырь, угрожая перебить всех старцев, если будет найдено какое-либо оружие.

Когда стражники вошли в обитель, монахи пребывали в храме в усердной коленопреклоненной молитве. Разумеется, никакого оружия найдено не было, и турки ушли в ужасе, убежденные, что это не монахи, вообще не кто-либо из смертных, но сам разгневанный Михаил Архангел сразил их начальника своим небесным мечом.

В подтверждение рассказа показывают сохранившуюся в храме старинную икону, на которой Архистратиг Михаил попирает пятой лежащего «санджака». Разумеется, это всего лишь извод известной иконографии с Архангелом, поражающим сатану. В середине XIX в. в стенах обители поселилась временно, до возведения собственного здания, Русская Духовная Миссия во главе со знаменитым историком и богословом архимандритом (впоследствии епископом) Порфирием (Успенским). В храме совершалось в те годы для русских богомольцев ежедневное богослужение.

Кроме чтимого образа святого Архангела Михаила, о древней истории обители напоминает икона преподобного Саввы Освященного. Есть здесь и еще одно свидетельство древних русско-палестинских связей. С правой стороны церкви существует небольшой придел во имя святого Иоанна Златоуста, устроенный, как предполагают, на средства царя Иоанна Грозного, в память его щедрости и покровительства.

Монастырь святых Феодоров

Подобно другим старинным иерусалимским обителям монастырь, посвященный двум соименным святым мученикам – Феодору Тирону и Феодору Стратилату, использовался в XIX в. для размещения русских паломников. Первоначально здесь жили как богомольцы-мужчины, так и женщины, но в 1840 г. российские дипломаты настояли на предоставлении мужчинам и женщинам двух различных монастырей, и женщин перевели в монастырь св. Екатерины. С созданием Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847) мужчины- паломники перешли вместе с членами Миссии в Архангельский монастырь, женщины вернулись в Феодоровский.

К сожалению, мало известно об истории и каких-либо святынях обители. Архимандрит Леонид (Кавелин) в своем путеводителе «Старый Иерусалим и его окрестности» пишет только: «Монастырь велик и удобен. Церковь небольшая. На храмовой иконе изображены Феодор Тирон и Феодор Стратилат совместно».

В XIX веке в Никольской обители по инициативе начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия (Успенского) была устроена Патриархом Иерусалимским Кириллом II типография с двумя печатными станками. На одном печатались книги на греческом языке, на другом – на арабском. Это были первые арабские православные книги, изданные в Иерусалиме, – первый шаг в борьбе за духовное возрождение местного арабского населения.

Рядом с монастырем находится так называемый «консульский дом», где в первой половине XIX в. останавливались, приезжая в Иерусалим, русские бейрутский генконсул и яффский вице¬консул, а позже жили многие состоятельные русские паломницы.

Никольский монастырь

Этот монастырь был построен грузинской (кахетинской) царицей Еленой, в монашестве Елизаветой. Он посвящен святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мирликийскому, –

одному из самых великих и чтимых христианских святых.

Святой Никола непосредственно связан и с Иерусалимом. Согласно житию, еще будучи молодым архимандритом, он побывал с паломничеством в Святой Земле. И когда пришел к храму Гроба Господня, – врата церковные сами чудесным образом растворились пред ним...

Храм монастыря трехпрестольный: главный алтарь посвящен святителю Николаю Угоднику,

боковые приделы – преподобному Антонию Великому и великомученице Варваре. В иконостасе много икон русского письма, привезенных Иерофеем, архиепископом Фаворским. Блаженнейший Иерофей (он занимал впоследствии престол Патриарха Антиохийского) шесть лет, с 1833 до 1839 г., провел в России – со специальной задачей сбора средств на нужды Иерусалимской Церкви. Миссия его увенчалась полным успехом: архиепископ вернулся в Палестину, собрав более 500 тысяч рублей.

Димитриевский монастырь

Монастырь святого Димитрия, как и Архангельский, являлся в средние века метохом, т.е. подворьем, Лавры Саввы Освященного. В XIX в. здесь был главный центр для размещения болгарских паломников.

Славяне в Святой Земле – отдельная большая тема. В разное время в Иерусалиме и Палестине существовали влиятельные православные общины из различных славянских стран: России, Сербии, Болгарии. В XIV – XVII вв. наиболее значительный вклад в развитие палестино-славянских связей вносили сербы. С 60-х гг. XIX в., когда российским правительством был воздвигнут в Иерусалиме целый квартал «странноприимных заведений» – так называемые Русские Постройки, подавляющее большинство богомольцев составляли русские. До этого главную массу православных паломников представляли болгары. В те годы здесь, в Димитриевском монастыре, по благословению Иерусалимского Патриарха, болгарские священники из числа паломников постоянно совершали – как для болгар, так и для русских – службу на церковнославянском языке в приделе великомученика Георгия.

Великомученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец от века почитались святыми покровителями православных славян. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий были родом из Солуни (нынешние Салоники). Кириллом Философом написан канон в честь святого Димитрия – едва ли не первое оригинальное поэтическое произведение на древнеславянском языке. После смерти Кирилла дело славянского просвещения продолжал его брат Мефодий, ставший архиепископом Моравским. Он окончил начатый ими совместно перевод Библии на славянский язык. И завершение перевода приурочил к празднику святого Димитрия – 26 октября 884 г. Так «Дмитров день» стал праздником славянской филологии.

Связь со Святой Землей была для Болгарии в период османского ига одним из живительных источников сохранения православной традиции, национальной культурной самобытности.

Монастырь святого Иоанна Предтечи

В самом центре Старого Города, на улице, которая называется «Улица христианского квартала», расположен монастырь святого Иоанна Предтечи.

Закрытая со всех сторон теснящимися рядами магазинчиков, лавок, складов, церковь вряд ли может произвести особое архитектурное впечатление. Ее фасад украшен лишь несколькими орнаментальными камнями и иконой головы Крестителя.

Тем более удивительным выглядит богатое внутреннее убранство храма. Зеленый с золотом иконостас – один из самых красивых в Иерусалиме, великолепны росписи на стенах и сводах. Нынешнее здание воздвигнуто на фундаментах древнего храма, оказавшегося в результате многовековых напластований культурного слоя на глубине более семи метров. И хотя место, на котором построен храм, не относится к числу «новозаветных», т.е. не связано впрямую с тем или иным из событий, упомянутых в Священном Писании, он может гордиться такой реликвией, как мощи (часть главы) святого Иоанна Предтечи.

Начало строительству было положено византийской императрицей Евдокией, опальной супругой императора Феодосия II. Сосланная в Святую Землю в 438 г., она стала для Иерусалима «второй Еленой» – основательницей целого ряда замечательных храмов. Современное здание воздвигнуто на византийских руинах в период IX-XI вв. Преуспевающие купцы из Амальфи (в Южной Италии), очевидно, восстановили древний храм, добавив к нему современную пристройку. В XII в. церковь была возобновлена крестоносцами.

Святой Иоанн Предтеча был патроном рыцарей-иоаннитов (госпитальеров). Православный монастырь возобновлен здесь в 1836 г. От древней церкви в нынешней сохранились лишь алтарное полукружие и часть стены.

По сторонам церкви, по периметру большого двора, идут кельи в два яруса с галереями. Церковь просторная и благоустроенная. Иконы в иконостасе XIX в. Иконографически все убранство церкви, начиная с иконы над входом, так или иначе связано с житием святого. Главная святыня храма – икона Честной Главы Предтечи с частью его лобной кости, вмонтированной в золотую оправу, находится сразу у входа, справа. Верующие прикладываются к ней прежде, чем пройти собственно в церковь.

История реликвии, как часто бывает на Востоке, сложная и запутанная. Она принадлежала в разные эпохи и византийским императорам, и грузинским царям, и волошским (румынским) господарям. В XVII в. Патриарх Иерусалимский Досифей добыл часть этой святыни для своего монастыря.

Другая уникальная икона находится в иконостасе и изображает также Главу Предтечи с клеймами Жития и Чудес его. Это типично русский образ в дорогом серебряном кованом окладе. В целом в иконостасе, который сам является замечательным образцом резьбы и орнамента, содержится около 50 икон самых разных стилей и размеров. На Царских вратах, датируемых 1853 г., двуглавый орел с короной и крестом и «всевидящее око» над ним. Золотое паникадило, висящее перед иконостасом в центре храма, тоже подарок из России.

На стенах и арках храма – великолепные образцы фресок византийского стиля, выполненные в середине 1890-х гг. В парусах свода, как положено, четыре Евангелиста, под арками – изображения двенадцати апостолов. С боку перед алтарем красивый епископский трон. С другой стороны – изящно украшенная кафедра византийского типа, перед которой золотая рука держит золотого орла, так что когда диакон во время богослужения читает Евангелие, он кладет книгу на спину орлу.

Каждый вторник (вторник в седмичном круге православного богослужения нарочито посвящен Иоанну Предтече) в монастыре бывает служба, на которую сходятся православные паломники и монахи других монастырей. Особенно торжественно совершается празднование Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля по новому стилю). Тогда вся церковь бывает полна верующих.

Чтобы попасть в древнюю церковь, построенную Евдокией в середине V в., нужно выйти из современного храма, свернуть за угол и спуститься вниз по лестнице. Внизу, непосредственно под современной церковью, находится крипта с сырыми каменными сводами. Здесь все действительно дышит древностью. На одной из стен – небольшая икона храмостроительницы, императрицы Евдокии. С восточной стороны в нише находится каменный престол с цельной верхней доской; в другом отделении аналогичная ниша, но без престола и за ней продолжение подземного хода на север, по направлению к храму Гроба Господня. В XIX в. подобные подземные ходы были открыты и на соседних участках. О них ходили, как писал в 1873 г. в своем путеводителе архимандрит Леонид (Кавелин), «темные, но не лишенные основания слухи, что они идут под весь храм Святого Гроба и известны лишь одним возобновителям храма после пожара 1808 г. грекам». Подземную церковь, отмечал тот же автор, греческие археологи того времени связывали с «темницею святого апостола Петра», и по мнению самого Леонида, известного церковного историка и археолога, «положение ее как нельзя более подтверждает эту гипотезу». Современная иерусалимская традиция указывает местонахождение «темницы Петра» совсем в другом районе – в монастыре святого Никодима («Чечевичного чуда»), севернее Виа Долороза, неподалеку от Лифостротона.

Монастырь Никодима, или «Темница апостола Петра»

По преданию, на этом месте находился иерусалимский дворец Ирода Антипы, тетрарха Галилеи, куда он приезжал на праздники. Святая Елена в первой трети IV столетия воздвигла на месте, где стояли пречистые стопы Христовы во время допроса его тетрархом, храм, мозаики которого были обнаружены в подвальном этаже современных зданий. После разрушения храма на руинах его был устроен монастырь. К настоящему времени он пришел в запустение, большая часть его территории была уступлена францисканцам (неподалеку находятся капеллы Осуждения и Бичевания), так что действующей осталась лишь церковь, связанная для православных с памятью евангельских событий.

Храм освящен во имя праведного Никодима, дом которого находился, по преданию, в этом квартале. Он был отреставрирован незадолго до Первой мировой войны с помощью Русской Православной Церкви, о чем свидетельствуют русские иконы. Так, на иконе, изображающей святых Герасима Иорданского и Герасима Кефалонийского, сохранилась надпись о том, что «образ написан афонским иеромонахом Серафимом (Титовым), бывшим игуменом, основателем Зеленчукского монастыря Кубанской области». Его же работы иконы Иоасафа Белгородского и Серафима Саровского.

О том, что обитель находится в местности, где стоял дом Никодима, тайного ученика Спасителя, напоминает икона «Беседа Христа с Никодимом», также русской работы, 1907 г., висящая на северном пилястре перед иконостасом. Но главной святыней монастыря является чудотворная плащаница.

...Она хранится под стеклом в правой части храма. Приникающие к ней (автор настоящих строк может подтвердить это лично) отчетливо слышат биение сердца Иисуса, если прикладывают ухо к груди Спасителя, и стук вбиваемых гвоздей, если приникают к Его ногам. Никто не может объяснить этого явления. Плащаница по виду обычная, русской дореволюционной работы, с традиционным церковнославянским текстом тропаря Иосифу Аримафейскому по краям: «Благообразный Иосиф...»

Справа от входа, на западной стене, висит большой, во многих местах прохудившийся бронзовый котел, с которым связано предание о совершившемся здесь в XVII столетии чуде. Во время голода, охватившего Палестину, игумен монастыря по внушению Духа Святого нашел в подвале большой котел, доверху наполненный чечевицей. Он стал раздавать ее голодающим – и она не убывала в котле, пока все не напитались. Эта история стала основанием для именования обители «монастырем Чечевичного чуда».

В крипте, в нижней церкви, находится темница, в которой томился, по преданию, апостол Петр и откуда он был чудесно изведен Ангелом. Поэтому нижний храм посвящен Святым Веригам апостола Петра, и в престольный праздник совершается крестный ход в темницу. Крутая лестница ведет в церковь от современного уровня земли – культурный слой, наросший со времен равноапостольной Елены. Справа от входа – алтарь храма, слева – еще несколько ступенек ведут в очень маленькое помещение, являвшееся, очевидно, тюремной камерой апостола. На стене висит цепь, изображающая ту, которую снял с апостола явившийся ночью Ангел.

Под престолом храма находится икона Неопалимой Купины, связанная с другим, совсем недавним чудом. Больная мусульманская девочка (у нее была сухая рука) видела во сне этот образ, который тотчас узнала, придя в храм. Она получила исцеление, когда в первый раз попыталась совершить крестное знамение перед коптской иконой преподобных Антония Великого и Павла Фивейского, находящейся на столпе в притворе храма.

Женские монастыри

Мы рассказали о главных мужских монастырях Старого Города. Паломники и туристы редко посещают их, хотя в прошлом роль их была гораздо более значительной. Скажем теперь кратко и о женских православных обителях.

Одним из древнейших в Иерусалиме является женский монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы, именуемый «Великая Панагия». Он находится неподалеку от храма Гроба Господня, в круто поднимающемся к Яффским воротам проулке. Игумен Даниил, русский паломник XII в., писал об этом монастыре: «Есть место на взгорье, примерно на полтораста сажен к западу от Распятия, которое называется Спудий, что переводится “тщание Богородично”. Это место, откуда Богородица увидела с горы Сына Своего, распинаемого на Кресте, и ужаснулась, согнулась, села, была печалью и рыданием одержима. На этом месте ныне монастырь стоит и церковь во имя Богородицы, со стрельчатым верхом».

Знатоки иерусалимской топографии уверенно отождествляли «Спудий» игумена Даниила с местом, занимаемом ныне монастырем «Великая Панагия». Панагия – по-гречески «Всесвятая». Это название происходит от одноименной древней иконы, найденной неповрежденной в пепле после пожара 1808 г. в храме Гроба Господня. Икона помещена на стене в церковном притворе, напротив входа в церковь. В храме хранятся также в особых ковчежцах часть мощей святой мученицы Иулиты и мученика Омара.

Это был один из турецких стражников, ставших очевидцами чуда Благодатного Огня, сошедшего на колонну перед запертым входом в храм Гроба Господня, когда армяне на Пасху 1569 г. не пустили в храм православных. Омар при виде явного чуда Божия исповедал себя православным – и тотчас был убит фанатиками- мусульманами. Образно говоря, он стал мучеником и исповедником, не успев еще сделаться христианином. Святые отцы называют такое обращение «крещением кровью».

По-другому обитель называют еще «монастырем Мелании». Преподобная Мелания Римляныня родилась в знатной семье и против воли была выдана замуж. С самого начала она предлагала супругу жить в непорочности. Но муж отвечал: «Когда по воле Божией у нас будет двое детей, тогда вместе отречемся от мира». Мелания родила мужу двоих детей, которые вскоре умерли. Для супругов началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Святой было двадцать лет, муж ее был всего на четыре года старше.

Прибыв в Иерусалим, святые роздали бедным оставшиеся у них богатства, и вскоре Мелания затворилась в одинокой келье. Вокруг нее и возник со временем монастырь. Преподобная умерла в 439 г., муж ее Апиниан умер раньше. Из церкви Великой Панагии есть подземный ход в келью-пещеру, где святая затворница проводила свою подвижническую жизнь. Пещера небольшая, продолговатой формы, единственное место отдыха в ней – каменное ложе. В храме указывают также место погребения преподобной, но мощи ее еще в средние века были увезены крестоносцами.

В Иерусалиме существует еще и «Малая Панагия» – Сретенский монастырь, расположенный неподалеку от Патриархии и Архангельского мужского монастыря. Главной святыней обители является икона Сайданайской Божьей Матери. По преданию, она происходит из известной женской обители Сайданай под Дамаском. Икона является чудотворной. По форме это складень: на средней доске изображена Богородица с Младенцем, на правой – вверху: пророк Исайя с Ангелом, внизу Василий Великий с Антонием Великим. На левой створке: вверху – пророк Давид и «Благовещение Пресвятой Богородицы», внизу – святые Иоанн Златоуст и Иоанникий Великий. Главный престол храма освящен во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Иконы местного ряда в иконостасе – русского письма XIX в.

Справа, симметрично с приделом Всех Святых, в котором находится чудотворная Сайданайская икона, стоит в отдельном киоте русская икона Елецкой Божией Матери, принесенная в XIX в. в обитель русской монахиней Улитой.

Недалеко, на улице Православной Патриархии, находится небольшой монастырь во имя Василия Великого, построенный, согласно источникам, грузинами. В его маленькой, но, как говорили в старину, «лепообразной» церкви служба совершается, как и в других городских монастырях, лишь по праздникам. А рядом с «Малой Панагией» есть еще Екатерининский монастырь, также грузинской постройки. Храмовая икона святой великомученицы Екатерины – русского письма. И это не случайно. На стене можно было бы поместить мемориальную доску с русским именем «Улита». Мы упоминали уже монахиню Иулиту, одну из легенд Русского Иерусалима. Приехав в Палестину в самом начале XIX в., эта русская женщина, родом из Казани, приняла здесь монашество от митрополита Мисаила («Святой Петр») и стала со временем игуменией Васильевского монастыря. Во время чумы конца 1820-х гг. спасла многих людей, так как с детства от матери научилась распознавать и лечить болезнь на ранней стадии. В конце 1830-х гг. приезжала в Россию (с непродленным в течение 30 лет паспортом), но вскоре вернулась в Иерусалим. Порфирий (Успенский), обходя Иерусалим в первый свой приезд, в 1844 г., отметил: «Смежно с Малою Панагиею находится монастырь Екатерининский, в котором помещаются русские поклонницы и живет пять русских монахинь под надзором русской игумении Иулиты». Он оставил в дневнике и портрет Улиты: «Старица девяностолетняя, сохранившая всю бодрость в теле, румянец в белом румяном лице, память и рассудок в душе». Когда Порфирий второй раз приехал в Иерусалим, уже как начальник Русской Духовной Миссии, Улита подарила ему «на новоселье» икону Божией Матери, принадлежавшую в свое время императрице Елизавете Алексеевне. Умерла подвижница, по местным преданиям, в возрасте 120 лет.


Источник: Откровение Святой Земли / Н.Н. Лисовой. - М.: ДАРЪ, 2012 г. - 476 с. ISBN 978-5-485-00372-2

Комментарии для сайта Cackle