С.М. Дорошенко

Источник

Словарь

Адамант – алмаз, чертит прочие камни, не повреждаясь ими. Так называют отцов и учителей Церкви, прославившихся твердостью веры или характера.

Азбука на листу – азбука размером в восьмую долю листа из восьми листов.

Аксамит – узорчатая ткань из шелка или бархата пряденой золотной нити.

Алтабас – плотная шелковая ткань с орнаментом или фоном из серебряной или золотной нити, разновидность парчи.

Архиерей (иерарх, епископ) – высший священнический чин, носит образ Богочеловека Иисуса и силою Его священнодействует.

Аспид – мрамор, по преимуществу темноцветный; зеленый аспид – мрамор под малахит; писать аспидом, аспидить – писать под мрамор.

Атлас – шелковая ткань с блестящей поверхностью.

Бакан – название краски; лак – краска, стертая на масле, прозрачная, но цветная; также драгоценный камень.

Басемный – тисненый.

Басман, по хлебу басманнику – буханка хлеба весом в батман (около полутора английских фунтов, или 610 гр., или 1/40 пуда, или 96 золотников).

Безуй (безоар; перс. противоядие) – округлые различно окрашенные отложения, образующиеся в кишечном канале жвачных животных, в особенности у диких коз, газелей и т.п.; разделяются на немецкие, западные и восточные, или настоящие. Древние приписывали им чудесные целебные свойства и ценили их очень высоко.

Белец – человек, живущий в монастыре, но не постриженный в монахи.

Варница – предприятие для выварки соли из соляных рассолов, оборудованное специальной печью и цреном – большой железной сковородой для выварки соли.

В верху у государя (в Верху) – то же, что и во дворце у государя, так как цари всегда занимали верхние ярусы дворца. Тот же смысл имело выражение «у государя на Сенях», так как сени – древнейшее наименование великокняжеского дворца, который представлял собой несколько отдельных особняков, соединенных переходами или сенями.

Ведро – мера жидких тел. Единицей измерения являлось ведро 8 вершков в вышину и 5 вершков в диаметре. Более крупные меры – бочка, насадка.

Верста межевая – употреблялась при обмере крупных земельных площадей и равнялась двум путевым верстам, или 1000 саженям, или 2,1336 км.

Верста путевая – применялась для измерения расстояния между населенными пунктами, равнялась 500 саженям или 1,0668 км.

«Взять в цену» – взять покупкою, купить.

Ворворка – украшение на одежде в виде шариков на тесьме или шнурке, которое

прикреплялось к кистям, а также плетеница – сплетенная верхняя часть кисти, где соединялись и укреплялись кистевые пряди; у золотых кистей ворворки почти всегда вынизывались жемчугом, а у шелковых плелись из золотого снурка (шнурка).

Воровские деньги – фальшивые деньги; их изготовители – денежные воры.

Воротные (зепные) часы – карманные часы, которые носили на цепочках на вороте или в зепи (кармане).

Вотчина – белая земля, владелец которой вместо оброка с нее нес службу; была полной собственностью владельца. По Уложению 1649 г., запрещалось владеть вотчинами лицам недворянского сословия. Вотчины служилых людей были родовые, выслуженные, купленные от казны или от чужеродцев.

Вощанки – сосуды из воска, в которых хранили-приносили во дворец святую воду – праздничную святыню из монастырей и храмов.

Выбойка (набойка) – самый грубый ситец, в котором узор набивался на одну доску, в одну краску; выбойка могла быть и холщовая.

«Выдача головой» – в судопроизводстве обряд удовлетворения исков.

Выть – условная единица податного поземельного обложения, применявшаяся на черных землях наряду с сохой, равнялась 12 четвертям доброй земли, 14 четвертям средней земли и 16 четвертям худой земли в поле (в трехпольной системе хлебопашества) или 2–4 дворам.

Гривна – 1) единица веса, серебряный слиток весом около фунта; 2) украшение иконы в виде полумесяца.

Дамаск – шерстяная ткань.

Деисус (греч. – моление, прошение) – трехличная икона: Спаситель посредине, по сторонам Богородица и Иоанн Предтеча. Была чрезвычайно распространена в XVII в. Помещалась во втором ярусе иконостаса, над царскими вратами, над дверями при входе в церковь, а также над воротами во дворцах и домах, на крыльце и над входными дверями; изображалась на предметах облачения (митрах), на венчальных венцах (мужских) и пр.

Деместик (демественник) – руководитель соборного и монастырского хора; начинал и заканчивал одни песнопения, другие пел сам.

Десть – 1) единица измерения писчей бумаги; размер бумаги («в десть»), равный полулисту; «в малую десть» – в пол-листа малого размера; 2) определенное количество бумаги (24 листа), пачка бумаги; 20 дестей составляли стопу.

Десятинная семга – десятая доля каждого улова, собиравшаяся по окладу на государев обиход.

Дети боярские – один из разрядов землевладельцев-феодалов на службе у царей, бояр, церкви.

Диакон (дьякон) – священнослужитель низшей из трех степеней священства, помогает в совершении таинств, но сам совершать их не может.

Дороги – восточная шелковая ткань, а также полосатая бумажная материя.

Достакан – стакан.

Дощаник – крупное речное парусное плоскодонное дощатое судно, предназначенное для перевозки товаров.

Дробницы – мелкие металлические пластинки; ставились на образных окладах, саккосах, шапках, пеленах, покровах.

Дьяк – высокий чин государственных учреждений, начальник и письмоводитель канцелярии разных ведомств, руководил работой местных учреждений (съезжие избы) и центральных (приказы); наиболее высокопоставленные – думные дьяки. Также дьяки певчие: государевы, верховые, крестовые, патриаршие, соборные и прочие; их также называли отроки.

Дьячок – монастырский служитель, выполнявший писарские, секретарские и другие административно-хозяйственные обязанности.

Ез – мощное деревянное сооружение, перегораживавшее реку целиком или частично с целью ловли рыбы ценных пород: осетров, стерлядей, белуг.

Енколпий (панагия) – носимый на груди ковчежец со святыми мощами.

Епитрахиль (эпитрахиль, патрахель) – от греческого «шея», собственно священническая одежда, тот же дьяконский орарь, но налагаемый на оба плеча: «орарь архиерей при посвящении пресвитера переносит с левого плеча на правое, а конец, висящий сзади, полагает напереди, и таким образом налагает как-бы ярем на хиротонисуемого»; епитрахиль означает совершительную и свыше сходящую благодать Духа, без нее священник не имеет права совершать ни одной службы и никакого таинства.

Жезл архиерейский – знак законного отеческого управления паствой, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе.

Живописные листы – картины, писанные на бумаге соковыми красками (водяные краски растительного происхождения, позже получившие название акварельных) и золотом.

Живот – движимое имущество.

Зватое – определенная сумма денег или подарок, получаемый посланным в праздник к духовным властям с зовом к царскому столу.

Зелья пряные – сладости.

Иподиакон – служитель церкви, в степени стоит между диаконом и чтецом.

Испод – целый мех на одежду.

Истопник – его службой было сторожить у внешних дверей царских покоев.

Кабала – письменное долговое обязательство, дававшее кредитору безусловную власть над отданными в кабалу вещью или личностью, – это кабалы закладные, или служилые. Была кабала ссудная – обязательство уплатить при окончании срока найма или отказа от него деньги, хлеб и другие вещи, данные при поряде (порядном договоре); была еще кабала заемная, кабала «за рост служити».

Кабальный долг – долг за взятые взаймы деньги или натуральные запасы.

Казна – предметы дорогого убора или посуды, вообще драгоценные вещи.

Камилавка – монашеская шапочка, нижнее головное одеяние монахов, которое носится под клобуком.

Камка – шелковая китайская ткань с разводами.

Канон – церковное песнопение, имеющее определенное строение и состоящее из девяти песен с ирмосами и тропарями.

Каноник (канонник) – сборник канонов.

Каптур – род попоны, которым закрывали голову лошади или осля при обряде Входа Господня в Иерусалим.

Каптырь (каптур) – покрывало на камилавку, черное, отороченное красным гарусом, т.е. сученой белой или цветной шерстяной пряжей.

Кафизма – несколько псалмов Псалтыри, объединенных в одну кафизму, вся Псалтырь разделена на 20 кафизм.

Келарь – ведал монастырским столом, кладовой, хозяйством монастыря.

Кизилбашский – персидский.

Киндяк – вид хлопчатобумажной ткани.

Клирос (крылос) – в православной церкви место для хора справа и слева от царских врат.

Клобук – верхнее головное одеяние монахов, «шлем надежды спасения».

Ключарь – священник, заведующий ризницей и церковной утварью.

Коник – лавка у входных дверей комнаты, в заднем углу, которой оканчивалась линия лавок; под коником почти всегда был рундук для спанья в виде ларя.

Копна – мера измерения сенокосных угодий или луговой площади. С десятины собиралось 10 копен сена, для определения величины копны существовала «мерная сенная двоесаженная веревка».

Кравчий – придворный чин, в обязанности которого входило ведение царских пиров и рассылка угощения, пожалованного государем; принимал кушанья от стольника и подавал их царю.

Красное крыльцо – с половины XVII века так называлось крыльцо, которое шло по всей лицевой стороне царского дворца, от Благовещенского собора до Грановитой палаты. На Красное крыльцо вело три лестницы: паперть Благовещения, средняя – против дверей Золотой палаты, третья – возле Грановитой палаты, в ее сенях. При перестройке, произведенной при Елизавете Петровне, была оставлена только лестница у Грановитой палаты, которую и стали называть потом Красным крыльцом.

Крашенина – толстый холст, окрашенный краской.

Крепостная казна – хранилище «крепостей». При передаче архива от одного хранителя к другому составлялись отводные книги крепостной казны.

Крепость – документ, подтверждающий право на владение какой-либо собственностью, то же, что и купчая.

Круговой поход – поездка в несколько вотчин за одно путешествие.

Купли – приобретенное куплей, покупка вообще.

Кустодия – прокладка, покрытие над печатью для предохранения ее от порчи.

Куфтерь – шелковая ткань, вид камки.

Летописи – погодные, «из лета в лето», записи о самых разных событиях мировой, общероссийской и местной истории, а также о людях, которые по тем или иным причинам вызвали интерес летописца. Летописи составлялись, редактировались, дополнялись и объединялись в своды.

Литургия – богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии. По времени совершения именуется также Обедней.

Лицевой – иллюстрированный.

Лодья – большое гребное или парусное морское судно, большая лодка для ближнего плавания (около 25 метров в длину, грузоподъемность 30–50 т).

Мантия архиерейская – знак достоинства и звания архиерея, означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию; имеет три струи, или источника, по обеим сторонам, означающие, как и на подризнике, учительную благодать иерарха и различные дары, данные ему свыше и чрез него изливаемые; над ними – две четырехугольные скрижали (таблицы, дщицы) во образ древней и новой благодати, вместе это означает, что учение всегда истекает из двух заветов, ветхого и нового.

Маргарит – книга избранных слов и бесед Иоанна Златоуста.

Местники – равные в местническом споре (тяжбе).

Метании (греч.) совершать – глубокий поясной, иногда земной, поклон.

Минея – книга, содержащая жития святых, сказания о церковных праздниках, поучения. Различают минеи богослужебные и четьи, предназначенные для чтения; богослужебные минеи разделяются на общие и праздничные.

Митра – «епископская шапка» по подобию головного облачения ветхозаветного

первосвященника, а позднее и императорской короны, знаменует терновый венец

Спасителя или сударь, которым была обвита голова Погребенного; также есть подобие Евангелию, под которое склоняется архиерей при поставлении, в ознаменование чего на митре помещают изображения Христа, Богоматери и евангелистов. «Во время хиротонисания архиерей не митру принимает на главу, но слово Божие». В России со времени Московского собора 1667 г. «серебряные золотые шапки, подобные митрам епископским» стали жаловаться и архимандритам, а также немногим лицам из белого духовенства (протопресвитерам и протоиереям).

Могарыч – награда сверх установленной платы за работу.

Монастырские слуги – исполняли в монастыре обязанности подьячих, или стряпчих.

Мурамленый – зеленого цвета изразец.

Набедренник – четырехугольное украшение (несколько продолговатый плат) с изображением креста, привешенное на поясе священника, при чреслах, имеет образ меча, означает силу и целомудрие человека, победу над смертью, восстание Христово, величество Божией крепости, победу над лукавым и чистоту от грехов. Набедренник был известен и отличался от палицы уже в XVI в.

Накрачей – музыкант.

Нарфекс – притвор, или трапеза церкви.

На Сенях – обозначение расположения домового храма.

Облачения архиерейские – их семь, по числу семи действий Духа Святаго: стихарь, эпитрахиль, пояс, поручи (нарукавницы), набедренник, фелонь, или саккос, омофор. Вместе они изображают вочеловечение Христово и все обстоятельства земной жизни Спасителя. Первые шесть одинаковы со священническими одеждами. Принадлежностью архиерейского облачения являются также панагия и крест, носимые на груди и означающие печать и исповедание веры от всего сердца.

Оброк «за московский платеж» – оброк с приказчиков за пользование промыслом; его платили монастыри государству за свои соляные промыслы и торговлю.

Оброчные книги – книги, фиксировавшие сбор арендной платы.

Объярь – плотная шелковая переливчатая одноцветная ткань.

Огненнеки – свещеносцы.

Окладные книги – составлялись для раскладки податей.

Окладывать что-либо (клеть, церковь) – ставить, строить. При начале строительства церкви служили молебен «на церковном окладе».

Окольничий – придворная должность, из окольничих назначались начальники приказов, воеводы, посланники.

Оловяник (оловянка) – оловянная кружка.

Омофор – собственно архиерейское одеяние, широкое лентие, лежащее на плечах и концами опускающееся спереди и сзади, знак особой архиерейской силы, означает вочеловечение нас ради и воплощение Слова, бывшее от Девы, изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои, и что Он, как агнец, был заклан за нас.

Орарь – принадлежность дьяконского облачения, лентион, который дьякон имеет на левом плече и препоясывается им во время причастия; орарь «украшает диакона благодатию и удобряет добротою славы Божией».

Осмина – мера сыпучих тел, равная 1/8 части кади; в разных местностях равнялась от 1,75 до 2, 5 пуда.

Отводные книги – описи отдельных монастырских служб; отводная составлялась при передаче монастыря новому настоятелю.

Палица – часть богослужебного облачения в виде ромбовидного плата, носимого на боку, означает меч духовный.

Память (запись) – вид служебной переписки, содержала распоряжения, поручения должностным лицам, записи частных лиц, а также письменная форма обязательств, например, долговых.

Панагия – всесвятая, носимый архиереем на груди образ Пресвятой Богородицы; панагией также назывался енколпий.

Патриарх – первоиерарх, первый среди собратьев-иерархов, глава автокефальной Церкви.

Патриаршие приказы – были учреждены патриархом Филаретом для управления

патриаршей областью. Дворцовый приказ управлял хозяйством патриаршего двора; Казенный ведал вотчинами и домовым имуществом патриарха, выдавал грамоты на строительство приходских церквей и на право служения духовенству; Разрядный (Патриарший разряд) ведал высшим духовенством, патриаршими служилыми людьми, рассматривал наследственные дела и церковные преступления. С 1625 г. патриаршие приказы стали ведать «судом и управою монастыри, находившиеся в патриаршей области, соборные церкви и приходские храмы, кроме разбойных и татиных и кровавых дел», которые до этого находились в ведении приказа Большого Дворца.

Пергамен – специально обработанная кожа овец или телят, основной материал для письма на Руси в X–XIII вв., прочен и долговечен, на нем писали княжеские грамоты и книги.

Переходы – непокрытые или покрытые одним навесом, они соединяли отдельные строения; находились вне общей кровли хором.

Печать – принадлежность каждого боярина, именная или с каким-либо изображением; служилые князья повторяли в своих печатях герб города, в котором княжили их предки; со времени правления царя Феодора Алексеевича печать стала заменяться гербом рода.

Писцовые книги – перепись людей, земель, владений и имущества; в них учитывались только окладные дворы и мужское население.

Подмога – ссуда, обычно не взыскиваемая.

Подьяк (поддьяк) – помощник дьяка; также поддиак, подияк – то же, что подьякон и подьячий.

Подьякон (поддьякон, поддиакон) – священнослужитель младшего чина, помогающий дьякону (диакону) при совершении церковной службы.

Подьячий (поддьячий, поддиячей, подиячей) – лицо, занимающееся составлением частных актов, челобитных, перепиской бумаг.

Пожилые деньги – вознаграждение за убытки, причиненные владельцу беглого крестьянина.

Позумент – золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка.

Полдесть – размер бумажного листа.

Полоть (полть) – большой кусок мяса; половина свиной или бараньей туши, иногда замороженной или провяленной.

Полушка (полденьги) – самая мелкая монета в XVII в.

Поместный приказ – ведал раздачей земли.

Поместье – земля, которая давалось служащим людям во временное владение, не подлежало продаже, обмену, наследованию.

Поприще – путевая мера, около 1480 метров.

Поручи – нарукавники. Оба вместе знаменуют узы Спасителя, которыми он был связан, когда вели Его к Пилату; правая поручь образует всемогущество Христово, левая поручь означает терпение Христово и его бодрственный дух.

Поручная запись – документ с подписью поручителей.

Порядная – договор о найме земли с установлением некоторой личной зависимости крестьянина от землевладельца.

Посестрия – названная сестра, бывшая жена (после пострижения одного из супругов).

Посольский приказ – осуществлял общее руководство внешней политикой, ведал выкупом и обменом пленных, управлял рядом территорий и некоторыми категориями служилых людей.

Посопный хлеб – хлебный оброк.

Поставцы – большие ящики с полками без дверец, вышиною в аршин с небольшим, большей частью крепились к стене на железных петлях и завешивались завесами, суконными или шелковыми.

Постельничий – придворный чин, убирал и охранял царскую постель.

Потребник (требник) – книга, содержащая последования и молитвы, совершаемые в различных нуждах.

Пояс священника – «показывает Спасителево служение о нас», также знаменует крепость и могущество силы Иисуса Христа и вместе с тем целомудрие и чистоту тела и души священника.

Правая грамота – выдавалась по окончании судопроизводства правой (выигравшей дело) стороне по ее просьбе, чтобы предупредить могущий вновь возникнуть спор между истцом и ответчиком, либо, чтобы доставить правой стороне акт укрепления его права на спорное имущество. Если в докладном списке прямо предписывалось выдать правую грамоту, то такая грамота называлась правою докладною, в отличие от простой. Правые разъезжие грамоты определяли границы спорных владений, а правые беглые грамоты давали право отыскивать и водворять беглого холопа.

Правеж – битье батогами во исполнение судебного решения, принуждение к оплате долгов, пошлин и т. п.

Пресвитер – священник, иерей.

Приказ – государственное учреждение, возглавлявшееся боярином, окольничим или дьяком.

Приказная справка земли за собой – запись в книге Поместного приказа о владении землей и получение отказной грамоты.

Припись – добавочная подпись, скрепляющая документ.

Приправочные книги – копии (списки) с писцовых, дозорных книг, перечневых росписей и других документов; составлялись в приказах и давались писцам для справок и руководства.

Пристав – должностное лицо, посылаемое для вызова или приведения ответчиков и свидетелей в суд, следившее за исполнением судебных постановлений, а также исполнявшее почетную обязанность по сопровождению знатных гостей, иностранных послов и т. п.

Протоиерей – первый в ряду священников, обычно настоятель церкви.

Протопресвитер – высшее звание русского белого духовенства; титул протопресвитера носили настоятели Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля.

Протосингел – духовное лицо при патриархе; обычно вел все дела.

Пуд – мера веса в 16,3 кг.

Пядь – мера, равная длине между концами растянутых большого и указательного пальцев, около 23 см.

Пядничный образ – икона размером в пядь.

Разрядные книги – в них записывались все движения по службе, на них ссылались в местнических счетах.

Разрядный приказ – ведал служилыми людьми, военным управлением, южными районами государства, жалованьем дворян.

Репей – розетка (украшение).

Репейный – узорчатый.

Романея (раманея) – вино, вывозимое из Греции; делалось из красных и белых мускательных лоз.

Руга – годичное содержание деньгами, хлебом, припасами по уговору или по положению.

Рундук – 1) вид поставцов, приделываемых внизу к стене, нередко под лавками, особенно в конике; мог иметь полки, дверцы; 2) возвышение со ступеньками, крытая площадка наружной лестницы, нижняя площадка парадного всхода.

Сажать на чепь (цепь) – наказание для лиц духовного звания: при заключении в

темницу и в кандалы, которые накладывались на шею и ноги, цепь прикреплялась к тяжелой деревянной колоде («стулу»), которую из-за ее тяжести иногда нельзя было сдвинуть с места.

Сажень – мера длины. Прямая сажень равнялась 1,52 м., косая сажень – 2, 49 м., трехаршинная государева, наиболее обиходная в XVII в., составляла 2, 1335 м.

Саккос (сакос, сак) – архиерейское облачение, то же, что и фелонь у священника, не имеет рукавов и покрывает все тело во образ Божия промысла, означает «высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святого Духа», одновременно есть образ вретища, в которое был одет Спаситель во время поругания.

Святцы – список святых по порядку месяцеслова. Церковные святцы назначены для употребления при богослужении и печатаются при богослужебных книгах – канонике, акафистнике, молитвослове.

Сени – вообще крытая постройка, довольно обширное пространство между отдельными помещениями как в верхних, так и в нижних ярусах всех строений; все части хором, расположенные перед входом в жилые и нежилые покои и соединявшие все отдельные хоромины.

Синаксарь – избранное из Четьих-миней и творений церковных историков, сокращенное изложение праздника или жития святого.

Синодик – особый тип рукописного сборника, весьма распространенный в русской письменности XV–XVII вв. Включал в себя переводные сочинения византийских богословов о торжестве православия и основные чины (разряды) церковного почитания, дополненные впоследствии русскими текстами.

Синодик-помянник – содержал наряду со статьями назидательного характера записи о поминовении усопших.

Слуга – должностное лицо в монастыре из высшего звена монастырского управления; выполнял ответственные поручения, возглавлял отдельные службы.

Служебник – должностное лицо из низшего звена монастырского управления; исполнял азличные административно-хозяйственные поручения.

Служилые люди – общее наименование лиц, находившихся на государственной службе; в большинстве своем это были дворяне, владевшие землей при условии несения службы. Высшую группу этих людей составляли думные чины: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки; ниже этой группы находились путные бояре, стоявшие во главе путей, – отдельных отраслей в дворцовом хозяйстве: конюшие, ловчие, стольники, чашники и др. К следующей группе относились московские дворяне, несшие службу при царском дворе и в приказах. Последняя группа – уездные чины, состоявшие из дворян городовых и детей боярских, составлявших основную массу дворянского ополчения.

Служилые люди «по прибору» – стрельцы, пушкари, затинщики, воротники, плотники, кузнецы, городовые казаки… Они получали за службу денежное и хлебное жалованье и лишь в редких случаях земельные наделы. В приборную службу поступали из любого звания, кроме крестьян и холопов. Эти люди селились слободами, которым земли давали на правах общинного владения, и с этих земель они несли свою службу.

Служить у крестов – совершать богослужение (читать, петь псалмы, «конархать», на крылосе петь) в государевых хоромах или Верховых церквах; служили крестовые попы и крестовые дьяки.

Служка – должностное лицо среднего звена монастырского управления; посылался в помощь приказным старцам и слугам, выполнял различные поручения.

Соборный старец – член монастырского руководства, собора, – собрания из наиболее уважаемых монашествующих, действующего при настоятеле.

Сорок соболей – часть меха, сшитого из 40 спинок соболей; два с половиной сорока составляли полный мех.

Соха – мера земли в административном и финансовом отношении, условная единица податного поземельного обложения; самый процесс измерения назывался «сошным письмом». Каждая соха облагалась податью определенного размера. На каждую соху полагалось определенное число четвертей земли, в зависимости от категории земли: по качеству – добрая, средняя, худая, «добре худая»; по принадлежности – служилая (вотчины и поместья), церковная, дворцовая, общинная (черная). Боярские сохи были гораздо больше церковных и черных. Одна соха церковной земли (в одном поле в трехпольной системе хлебопашества, в которой одна часть земли отводилась под озимь, другая – под ярь и третья – под пар) равнялась 600 четвертям доброй земли, 700 четвертям средней земли, 800 четвертям худой земли и 900 четвертям «добре худой» земли. Посадские люди подлежали обложению так называемой «подворной сохой», в которой считалось определенное количество посадских дворов.

Спальник – придворный чин; сопровождал царя в поездках, прислуживал ему.

Ссуда бескабальная (безкабальная) – простой словесный долг без рабства и службы, а также без заклада.

Ставец – деревянная глубокая миска.

Стадия – около 88 саженей.

Старец – духовно умудренный, опытный в борьбе со страстями монах.

Стихарь – облачение, у дьяконов – верхнее, у священников – нижнее (подризник); как и все священные одежды, само облачение и его детали имеют многосложное символическое значение. Дьяконский стихарь представляет светлую одежду ангелов, оплечья, края рукавов и подол, обшитые другим цветом, знаменуют язвы от биения и узы, которыми был связан Христос, обшивка на боках – образ крови, текшей на кресте из ребра Христова. Подризник священнический означает «луч Божества и чистую жизнь иерея». Архиерейский подризник имеет на себе гаматы – ленты, или струи, так называемые источники, означающие учительную благодать иерарха и вместе различные дары, данные ему свыше и чрез него изливаемые.

Столбец – письмо, рукопись, документ в виде свитка.

Стольник – для знатнейших родов начальный придворный чин, в котором служили и представители незнатных московских фамилий, заслужившие эту честь. Стольники служили за трапезой, в комнатах, сопровождали царя в походах, ходили «со стряпней» (носили царский посох, шапочку, полотенце, стул) при торжественных выходах во время государевых приемов, вызывали по списку допущенных к аудиенции, исполняли должность возницы государя. По росписям чинов стольники занимали пятое место после бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

Стопа – мера длины, около 4 вершков, или 18 см.

Стрельцы – составляли постоянное войско, набирались из вольных людей, жили в особых городах слободами.

Стряпчий – придворный чин, на иерархической лестнице стоял вслед за стольниками; при государевых выходах ходил «со стряпней»; когда государь раздевался, вместе с постельничим принимал и подавал платье. Стряпчий с ключом хранил ключ от комнаты.

Счетные списки – записи о проверке (счете) деятельности монастырских приказчиков.

Сныцари – украинские мастера резьбы по дереву.

Стяг – мясная туша, очищенная, без головы и ног.

Стул – предмет мебели, который позднее стал называться креслом, стул же как таковой назывался столец. Кресла считались почетной мебелью. Во дворце кресла подавали только государю и лицам царского семейства, а из посторонних – только патриарху: для этого случая в Шатерной палате, царской казне, сохранялись особые кресла, которые так и назывались – патриаршими.

Схима – высшая степень монашества, великий ангельский образ. Вместо клобука схимник надевает кукуль, который имеет остроконечный верх, покрывающий голову и плечи со всех сторон, и украшен крестами на челе, груди, обоих плечах и спине.

Тарханная грамота – освобождала от подлежания суду обыкновенных присутственных мест и представляла личному суду князя; кроме того, эта грамота освобождала от всяких податей.

Тафта – гладкая тонкая шелковая ткань.

Терем – древнерусский башнеобразный дом; верхний ярус хором.

Теснина, тесница (тесина) – доска, пиленая доска.

Тиун – осуществлял предварительное производство судебного дела.

Тиунская изба – регистрировала новопоставленное священство и выдавала официальное разрешение на совершение богослужения.

Тоня – 1) специально оборудованное место для рыбного промысла, рабочий стан, становище; 2) рыбная ловля.

Торжественник – сборник проповедей и поучений, произносившихся при богослужениях в главные церковные праздники. Кроме сочинений византийских отцов Церкви, включал произведения русских митрополита Илариона, Кирилла Туровского и др.

Трефолой – выборка из Минеи текстов праздничного богослужения.

Тюшак (тюфяк) – матрац, набитый соломой, мочалом, шерстью.

Тягло – система денежных и натуральных государственных повинностей. Окладная единица тяглого населения – соха. От тягловой повинности освобождались служилые люди. Основанием для сбора тягла служили писцовые, а затем переписные книги. Духовенство и монастыри не несли государственного тягла, но исполняли эту повинность по отношению к иерархии.

Убрус – нарядное полотенце.

Убрусец – род лентия, полагавшийся на венец иконы для украшения.

Укруг – ломоть калача.

Фряжские листы – эстампы, гравированные на меди и на дереве.

Фунт – русская мера веса, которая равнялась 96 золотникам или 1/40 пуда, или 0,4095 кг.

Харатия – пергамент.

Хартофилакс – первый секретарь патриарха Константинопольского.

Хоромы – большой древнерусский дом с многочисленными помещениями, а также общее имя основных ярусов строения.

Хорос – пространство между архиерейским местом и амвоном.

Хроники – переводные сочинения исторического содержания; события в них излагаются от сотворения мира до времени правления того или иного правителя.

Хронографы – исторические сочинения, в которых к общемировым событиям добавлены известия из русской истории.

Царственные книги – книги с картинками исторического содержания, излагали историю царств.

Цата – украшение иконы из золота или серебра.

Целовальник – выборное должностное лицо, исполнявшее финансовые и судебные обязанности, присяжный человек. При вступлении в должность целовал крест после принесения присяги – отсюда название.

Ценинный – синего цвета изразец.

Часовник – малый, сокращенный Часослов.

Часослов – богослужебная книга, используемая чтецами и певцами в церковном богослужении; заключает в себе необходимые молитвословия ежедневных церковных служб – утрени, полунощницы, часов изобразительных, вечерни и повечерия.

Четь, четверть (четверик) – мера веса в 5 или 6 пудов, соответственно около 80 или 100 кг; мера объема сыпучих тел, равная 26,24 л; также мера земли, не везде одинаковая, равнялась 1200 кв. саженей.

Чети (четверти) – органы государственного управления с финансовыми, административными и судебными функциями по отношению к тяглому населению подведомственных им территорий; подчинялись главе Посольского приказа.

Четьи – мера сыпучих тел, равнялась двум осминам (209,91 л), и мера жидкостей, равная 1/4 ведра, или 3, 08 л.

Шенданы – стенные подсвечники, помещались в простенках между окнами.

Шерть (шертная грамота) – присяга нерусского населения, чаще всего мусульманского вероисповедания, на Коране. Этим же словом на Руси обозначали принесение присяги язычниками по их обычаю.

Ширинка – платок.

Юфть – мера, составляющая четверть ржи и четверть овса.

Явка – донесение властям.

Яхонт червчатый – рубин (красный).

Яхонт голубой – сапфир.


Источник: Патриарх Никон: стяжание Святой Руси - созидание государства Российского : В 3-х частях / [Сост. и общ. ред. В.В. Шмидта, В.А. Юрчёнкова]. – Москва : Изд-во РАГС, 2009-. / Ч. 1: Летопись жизни и деятельность патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных / С.М. Дорошенко. - 2009. – 1198, [1] с.; 160 илл.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle