М. В. Шкаровский

Источник

2. Православные общины в Германии и попытки их унификации в 1933–1941 гг.

А. Предоставление Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права. 28 октября 1935 – 14 марта 1936 г.

Образованное в июле 1935 г. Рейхсминистерство церковных дел вскоре начало активно пытаться унифицировать русские приходы и включить их, несмотря на принадлежность к различным юрисдикциям, в Германскую епархию РПЦЗ, которой было отдано предпочтение, как наиболее консервативной в церковном и политическом плане. Цели этой кампании ясно высказаны в публикуемом письме министра церковных дел Г. Керла министру–президенту Пруссии Г. Герингу. 14 марта 1936 г. последний подписал постановление о присвоении епархии РПЦЗ предоставленного в 1933 г. Католической и Лютеранской Церквам статуса корпорации публичного права, одновременно был принят ее устав. Этот устав, в окончательном виде отредактированный чиновниками РКМ и утвержденный архиерейским собором РПЦЗ еще 23 октября 1935 г., ставил под контроль государственного аппарата многие важнейшие вопросы жизни епархии и ее отношения с Синодом. Правда, в дальнейшем на практике вмешательство германских чиновников во внутриепархиальную жизнь оказалось относительно небольшим. 8 июня благодарственное письмо Керлу написал председатель архиерейского синода митр. Антоний (Храповицкий), а 13 ноября 1936 г. подобное благодарственное послание министру отправил митр. Анастасий (Грибановский), ставший после смерти Владыки Антония главой РПЦЗ.

№ 641. Положение (устав) о православной епархии в Германии

Срсмские Карловцы, 15/28 октября 1935 г.

§ 1. Основанная Заграничным Русским Православным Архиерейским Собором православная епархия епископа Берлинского и Германского охватывает следующие приходы:

1. Православный приход собора Воскресения Христова в Берлине.

2. Православный приход в Бреслау.

3. Православный приход в Дюссельдорфе.42 Община в Дюссельдорфе в 1935 г. находилась в стадии формирования и в конце концов так и не была создана. До 1945 г. в этом городе имелось только постоянное место для православных богослужений.

4. Православный приход в Гамбурге.

5. Православный приход в Мюнхене.

Дальнейшие приходы могут основываться и присоединяться по ходатайству епископа с согласия правительства.

К епархии принадлежат все православные, не утратившие согласно § 3 свою принадлежность к приходу, вследствие перенесения места жительства. Епископ может принимать в епархию православных, проживающих в местах, в которых не имеется подчиненных ему приходов.

§ 2. Православные организации, братства, сестричества, служащие исключительно религиозным, культурным и благотворительным целям, канонически подведомственны епископу и могут быть принимаемы им в свою епархию по их ходатайству.

§ 3. Членами прихода являются все православные, занесенные настоятелем по их заявлению в приходские списки. Дети становятся членами прихода крещением по православному обряду, принадлежность к приходу утрачивается со смертью, с выходом из оного или с перенесением места жительства за пределы прихода,

§ 4. Приход управляется и представляется приходским советом на здоровых хозяйственных основах, приходский совет состоит из настоятеля, который является председателем, или, за неимением такового, лица, уполномоченного епископом управлять приходом, и шести выборных членов.

Совет избирается сроком на три года приходским собранием, состоящим из прихожан, достигших ко дню собрания 25-летнего возраста и проживающих в пределах прихода не менее трех месяцев. Выборы прямые и тайные.

Не имеют права избирательного голоса:

1) Лица, состоящие под опекой, временной опекой или попечением как душевнобольные.

2) Лишенные гражданских прав чести.

3) Утратившие избирательное право.

4) Отбывающие наказание или находящиеся в предварительном заключении, а также находящиеся в психиатрических лечебницах на все время пребывания в них.

Не могут пользоваться избирательным правом лица, не платившие членских взносов свыше одного года. Епископ может письменно обоснованным постановлением лишить избирательного права за общеизвестный и длительный, противоречащий обязательным нравственным требованиям православного учения образ жизни.

Может быть избираем каждый прихожанин, достигший 30-летнего возраста ко дню выборов, имеющий право избирательного голоса. Ежегодно выбывает треть членов в порядке старшинства избрания и избирается треть новых. Перевыборы тех же членов допустимы. Первые два года члены выбывают по жребию. Член считается выбывшим со вступлением в исполнение обязанностей преемника.

§ 5. Решения приходского совета принимаются простым большинством голосов явившихся; при равенстве числа голосов перс-вес дает голос настоятеля. Лица, лично заинтересованные в постановлении, не имеют права голоса и не присутствуют при обсуждении и голосовании.

Приглашения и повестка дня должны быть письменно сообщены настоятелем или епископом, по крайней мере – за три дня до собрания.

Постановления совета записываются в протокольную книгу за подписью председателя и двух членов. Правильность постановления подтверждается подписью епископа с приложением печати.

Епископ может по важным причинам распустить совет и назначить управляющего делами впредь до новых выборов, день которых назначается при роспуске.

§ 6. Члены совета теряют свои полномочия, если они не могут быть более избираемы, если выборы признаны недействительными или результаты выборов были впоследствии изменены. Окончательное решение зависит от епископа. Члены также выбывают, если они лишаются епископом должности за крупные проступки по должности или за безнравственный образ жизни. Решение епископа об устранении членов производится путем мотивированного письменного постановления и выносится по выслушании объяснений обвиняемого и приходского совета,

§ 7. Епископ является представителем епархии во всех делах. Он назначается с согласия имперского правительства Заграничным Русским Православным Архиерейским Собором, является членом Собора, таковому канонически подчинен и канонически подсуден. Он управляет епархией по канонам Православной Церкви и согласно постановлениям Московского Всероссийского Православного Собора от 1/14–9/22 февраля 1918 г. при участии Епархиального совета и состоящего из духовных и мирян Епархиального собрания. Он пользуется признанной государством печатью.

§ 8. Епархиальный совет состоит по меньшей мере из двух членов, которые назначаются епископом с согласия правительства сроком на три года. Совет должен состоять наполовину из духовных и мирских членов.

§ 9. Члены Епархиального собрания избираются приходскими собраниями сроком на 4 года. Епископ определяет число членов, подлежащих быть избранными каждым приходом. Собрание созывается епископом по мере надобности не реже одного раза в четыре года.

§ 10. Настоятели и все клирики назначаются епископом. При назначении настоятелем иностранца или бесподданного требуется предварительное согласие имперского правительства.

§ 11. Доходы приходов состоят из:

а) доходов с имущества,

б) добровольных, единоразовых и периодических пожертвований и сборов,

в) из определяемых с согласия государства членских взносов и пошлин.

Бюджет приходов подлежит утверждению епископа. Размер потребностей епархии определяется с согласия правительства.

С упомянутых в § 1 лиц, не принадлежащих к приходам, взносы, указанные под в), взимаются епархией.

§ 12. Изменение и дополнение сего положения возможно лишь с согласия имперского правительства.

Вышеуказанное положение составлено согласно решению Заграничного Русского Православного Архиерейского Собора от 10/23 октября 1935 г.

Председатель Архиерейского Синода

Митрополит Антоний

Начальник канцелярии граф Г. Граббе

№ 743. Из докладной записки министра церковных дел Г. Керла министру-президенту Пруссии Г. Герингу

Берлин, 17 февраля 1936 г.

Вследствие русской революции и утверждения советского господства в России Германия, как известно, принадлежит к странам, которые подарили свое гостеприимство большому числу изгнанных русских [...] Гестапо с особенным вниманием занялось этой проблемой, собираясь создать Бюро по делам русской эмиграции и в унисон с этим упорядочить русские православные церковные отношения [...].

Для немецких условий регулирование означало бы, что митрополит Евлогий больше не мог бы оказывать прямого воздействия на евлогианскис общины в Германии и что русская эмиграция в Германии собралась бы в рамках одной Православной Церкви в случае, если бы ей предоставили необходимую организацию и государственное признание.

Это признание, которое в Германии лучше всего осуществить в форме присвоения статуса корпорации публичного права (ст. 137 Веймарской Конституции), получением которого епископ Тихон озабочен уже на протяжении многих лет, представляется необходимым с точки зрения различных государственных интересов.

1) Присвоение прав публичной корпорации открывает государству возможность воздействия на русские церковные отношения и тем самым на культурную жизнь русской эмиграции. Надежды германских властей, что после государственного признания епархии РГЩЗ произойдет добровольный переход в нее евлогианских общин, совершенно не оправдались.

2) Присвоение будет с благодарностью воспринято эмигрантами внутри страны и зa границей как акт особого дружеского расположения и. возможно, в отдаленном будущем окажет благоприятное воздействие в области внешнеполитических устремлений Германского рейха. Подобного воздействия следует ожидать уже сейчас применительно к балканским государствам, дипломатические представительства которых в настоящее время находятся под духовной опекой епископа Тихона.

3) Благодаря присвоению ослабнет церковная связь с численно очень сильной русской эмиграцией во Франции, так как оно даст эмигрантам ощущение религиозной Родины.

4) Ценная русская церковная собственность, которая находится, главным образом, в местах, в которых русские великие княгини правили как княгини земель, будет управляться в соответствии со своим назначением и сохраняться, как того требует необходимость ухода.

5) Враждебная Германии агитация, которая в прошлом использовала трудности в церковной области в Германском рейхе против Германского рейха во всех сферах, была бы ослаблена в своем воздействии благодаря подобному дружественному акту по отношению к Русской Православной Церкви […].

Имперский и прусский министр церковных дел Керл

№ 844. Постановление правительства Пруссии о присвоении статуса корпорации публичного права епархии православного епископа Берлинского и Германского

Берлин, 14 марта 1936 г.

1. Русской православной епархии православного епископа Берлинского и Германского на основе устава православной епархии в Германии от 15/28 октября 1935 г. предоставляется статус корпорации публичного права.

Министр церковных дел уполномочен предоставить православным церковным общинам епархии права публичных корпораций.

2. Решения признанных в пункте 1 корпораций нуждаются в государственном одобрении:

а) при изменении устава:

в) при ликвидации корпораций;

c) при отчуждении предметов, которые имеют историческое, научное или художественное значение:

d) при займах, которые служат не только целям временной помощи;

e) при определении членских взносов и сборов;

f) при определении епархиального бюджета.

3. Государственные ведомства вправе:

а) контролировать управление церковным имуществом и опротестовывать нарушения соответствующего законодательства;

в) в случае отказа, внести в бюджет узаконенные доходы и сделать дальнейшие необходимые распоряжения;

с) осуществлять имущественные права органов епархии и приходов, если эти органы не готовы или не в состоянии осуществлять данные права.

4. Государственные права соблюдаются министром церковных дел или ведомствами, которым он это право предоставил.

Правительство Пруссии Геринг Керл

Б. Постройка русского православного собора в Берлине 18 июня 1936–16 августа 1938 г.

Вопрос сооружения кафедрального православного собора Воскресения Христова, который сейчас является главным храмом Средне-Европейского экзархата Московской Патриархии, вызывал и вызывает повышенное внимание. Его возведение, несомненно, было дорогостоящей пропагандисткой акцией со стороны III рейха, но она была проведена только благодаря исключительной настойчивости РКМ, другие германские ведомства в основном ограничивались пассивным соучастием, а то и выражали свое критическое отношение. Средств для строительства не хватало, и Г. Керл был вынужден 30 мая 1936 Г. обратиться за выделением недостающих денег к Рейхсканцелярии и Гитлеру лично. Но ответ был негативным.45 Керлу пришлось внести еще 12 тыс. марок из средств своего министерства, что в дальнейшем вызвало неприятные разбирательства со счетной палатой Германского рейха. После того как первоочередные средства нашлись, 31 августа 1936 г. состоялась закладка здания. Православные жители Германии и ряда других стран также вносили свои денежные пожертвования. Но в целом, по подсчетам составителя сборника, немецкие ведомства оплатили 88% общих затрат на возведение и оборудование собора, составило почти 90 тыс. марок. Храм строился около двух лет, его торжественное освящение состоялось 12 июня 1938 г, в присутствии представителей Сербской и Болгарской Православных Церквей. Оно воспринималось, прежде всего, как акт торжества православия в инославной стране, что подтверждается приветственными письмами глав многих автокефальных церквей.46

№ 947. Ответ государственного секретаря и шефа Рейхсканцелярии министру церковных дел на просьбу выделить пособие в 12 тыс. марок для строительства православного собора в Берлине

Берлин, 18 июня 1936 г.

На письмо № 2 12/36 от 30 мая этого года я согласно данному поручению покорнейше отвечаю, что фюрер и рейхсканцлер отклонил представление пособия для строительства русской православной церкви в Бсрлине-Вильмерсдорфе.

Подпись

№ 1048. Письмо счетной палаты Германского рейха министру финансов о государственных пособиях при строительстве православного собора в Берлине и ремонте русской церкви в Висбадене

Потсдам, 16 августа 1938 г.

Счетная палата Германского рейха при проверке счетов главной имперской кассы о доходах и расходах Рейхсминистерства церковных дел за 1936 финансовый год напоминает:

1. Проверочное напоминание 4 для первого полугодия.

«Вследствие Ваших приказов № 2303.36 от 26 июня 1936 и № 3188.36 от 5 сентября 1936 президентом Прусской строительной и финансовой дирекции в Берлине было выплачено 16000 + 12000 рейхсмарок в качестве пособия при строительстве русского православного собора.49 Однако согласно письму господина рейхсминистра финансов от 29 августа 1936 поддержка строительства русской православной церкви не соответствует назначению выделенных [РКМ] средств».

2. Проверочное напоминание 2 для второго полугодия.

«Приказом №3310.36 от 7 октября 1936 г. было выделено пособие в 5000 рейхсмарок на покрытие расходов русской церкви в Висбадене. Так как это разрешение согласно письму господина рейхсминистра финансов от 29 августа 1936 г. не могло соответствовать назначению выделенных {PKM] средств, счетная палата просит о любезном принципиальном высказывании мнения».

Рейхсминистр церковных дел на эти напоминания в письме от 9 июля 1938 г. ответил следующее:

На 1: «В связи с мнением господина рейхсминистра финансов, которое он выразил в своем письме от 29 августа 1936 г., я должен высказать свои возражения. Фонд детального плана XIII переходящих расходов запланированного бюджета на 1936 финансовый год имеет обозначение «для особенных церковных целей на всей территории рейха"».

То, что поддержка Русской Православной Церкви, которой в рейхе предоставлено право корпорации публичного права, оказанная в создании церковного устава и строительстве кафедрального храма, соответствует церковным целям, оспорено быть не может.

Церковь является единственной русской православной епископской Церковью в Германии, и ее деятельность распространяется на всю территорию рейха. В ее членах числятся не только русские и представители русской эмиграции, но и другие проживающие в Германии представители этой формы религии (болгары, румыны, югославы и др.). Значение Русской Православной Церкви на всей территории рейха было подчеркнуто также имперским законом о землевладении Русской Православной Церкви от 25 февраля 1938 (лист имперских законов I, с. 223), и это следует из того, что ее поддержка представляется особенной церковной целью. Копию не предназначенного к публикации обоснования к вышеупомянутому имперскому закону я прикладываю в приложении.

Кроме того, поддержка Русской Православной Церкви благоприятно влияет на отношения Германского рейха с государствами Юго-Востока (Болгарией, Румынией, Югославией), в которых Церкви играют большую роль в политической жизни. Может быть, поддержка Русской Православной Церкви в Германии приведет эти государства в общий с III рейхом антибольшевистский фронт, актуальность которого была снова подчеркнута внешнеполитическими событиями новейшего времени (визитом югославского премьер-министра в Германию).

Таким образом, поддержка Русской Православной Церкви в Германии имеет внутри- и внешнеполитические обоснования. Кроме того, я замечаю, что решение о том, оправдывает ли намеченная цель использование средств фонда, должно быть предоставлено мне одному как компетентному в своей области министру, и мое решение не подвержено критике со стороны господина рейхсминистра финансов.

На 2: «…я ссылаюсь на мое обстоятельное и принципиальное высказывание мнения по поводу проверочного напоминания 4 о счетах первого полугодия».

Для принятия дальнейших решений счетная палата покорнейше просит высказать Вас свою точку зрения, д-р Мюллер

№ 1150. Из ответа Патриарха Антиохийского Александра III председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию на извещение от 4 июня 1938 г. о постройке правительством Германии на свои средства православного храма в Берлине51

Дамаск, 11/24 июня 1938 г.

[...] Русский парод, как ныне все убеждаются, должен все-таки восстановить свою славу и величие и занять в европейском концерте великих держав свое достойное место в интересах всеобщего мира.

Сердечно поздравляя Ваше Высокопреосвященство с этим радостно-знаменательным событием, мы твердо надеемся и горячо молим нашего Великого Пастыреначальника Христа, дабы Он сделал этот новый священный храм счастливым залогом скорейшего восстановления законности, славы и величия во всех отраслях церковной, государственной и общественной жизни любимого русского народа.

[....] фотографии храма вместе с посланием Вашего Высокопреосвященства мы хотим поместить в местной прессе как знак нашей глубокой признательности Германскому правительству за столь ценное доброе отношение к многострадальной Православной Церкви.

В. Насильственное, включение евлогианских общин в состав Германской епархии РПЦЗ 7 мая 1936 – 25 ноября 1938 г.

Акции германских властей сначала не вызвали особой тревоги у евлогианских священнослужителей. Сам митр. Евлогий в письме 7 мая 1936 г. своим германским приходам выражал надежду на сохранение прежнего относительно спокойного существования. Но с октября 1936 г. нацистские ведомства стали оказывать на них все более сильное давление, заставляя перейти в епархию РПЦЗ. В неравной борьбе прихожане евлогианских общин продемонстрировали удивительную сплоченность и доказали верность своим убеждениям. 4 августа 1937 г. в Министерстве церковных дел состоялось заседание с участием настоятелей большинства евлогианских храмов Германии, на котором священники единогласно заявили о своем неприятии главы карловацкой епархии еп. Тихона. До 1938 г. только один приход (в Висбадене) перешел в юрисдикцию РПЦЗ, главным образом из-за изменения позиции находившегося под давлением гестапо свяш. П. Адамантова.52 Осенью 1938 г. развернулась упорная борьба за судьбу прихода в пригороде Берлине Тегеле. Эту общину возглавлял очень одаренный и популярный священник Сергий Положенский. Под давлением РКМ 23 октября 1938 г. было проведено общеприходское собрание. Ему предшествовало состоявшееся в тот же день другое заседание прихожан с участием нового главы епархии РПЦЗ еп. Серафима (Ляде), генерала В. Бискупского и представителя Антиком интерна П. Гёкке. Агрессивные выступления двух последних сильно отличались от миролюбивых слов Владыки. Оказанное давление не помогло, и подавляющее большинство прихожан высказалось за сохранение подчинения митр. Евлогию. Тогда власти добились, чтобы Братство св. кн. Владимира расторгло договор с общиной об аренде здания церкви и кладбища в Тегеле. Отец С. Положенский протестовал, но безрезультатно. В итоге он был вынужден 20 ноября с разрешения митр. Евлогия объявить о роспуске общины и перешел служить в другой евлогианский приход Берлина, в который влилась и значительная часть его прежней паствы.

№ 1253. Циркулярное письмо митр. Евлогия (Георгиевского) православным русским приходам в Германии

Париж, 7 мая 1936 г.

Епископ Берлинский Тихон сообщил мне, что он получил от германского правительства официальное назначение Управляющим Православными Русскими Церквами в Германии и что Русская Православная Церковь там получает публично-правовое положение. Эти сведения подтверждаются и в печати, и потому достоверность этого факта, по-видимому, не подлежит сомнению.

Хотя в этих сообщениях не указан точный объем прав, полученных епископом Тихоном и его организацией, но, несомненно, наши приходы через это ставятся в новое и менее благоприятное положение, поскольку на них эти права не распространяются. Однако я не сомневаюсь, что через такое положение не будет нарушен существующий во всем культурном мире закон о свободе вероисповеданий и не создастся для наших приходов необходимости насильственного, вопреки велениям совести верующих, подчинения епископу Тихону. Наши приходы остаются на своем прежнем правовом положении, сохраняя свой статус-кво-анте, т.е. на правах церковных общин, зарегистрированных по германским законам, которые свободно и беспрепятственно исполняют свои религиозные потребности. Точно так же за ними остается существующее доселе право пользования церковными имуществами на общих законных основаниях, т. с. так, как это право закреплено германскими законами.

Ввиду этого я предлагаю нашим дорогим прихожанам теперь особенно крепко сплотиться около своих храмов и своих духовных пастырей и продолжать спокойно, без всякого смущения вести свою духовную религиозную жизнь в твердом уповании на помощь Божию и на справедливое отношение Германского правительства.

В случае возникновения каких-либо трудностей в том или другом приходе прошу немедленно обращаться ко мне за надлежащими разъяснениями и руководством.

Одновременно с этим мною предложено Благочинному – администратору наших приходов в Германии получить полную информацию о положении дела.

Итак, дорогие братья и сестры, как всегда, крепко держитесь своей православной веры, горячо и самоотверженно храните преданность своей родной Русской Православной Церкви, строго соблюдайте полную лояльность и подчинение законам и правительству оказавшей Вам гостеприимство Германии, – и Господь Вас благословит.

Митрополит Евлогий54

№ 1355. Памятная записка сотрудников Министерства церковных о заседании РКМ, посвященном вопросу перехода евлогианских общин в епархию РПЦЗ

Берлин, 4–12 августа 1937 г.

4 августа 1937 в соответствии с нашим письмом от 24 июля 1937 – № 2214/37 – состоялось намеченное совещание по вопросу о подчинении православных евлогианских священников епископу Тихону.

Заседание вел нижеподписавшийся герихтсрат Гаугг, и его результаты зафиксированы в протоколе регирунгсинспектором Нут-то, подпись которого также следует ниже. Кроме того, в заседании принимали участие: епископ Тихон; генерал в отставке фон Бискупский от русской политической эмиграции56; регирунгерат Гассельбахер из гестапо; криминалкомиссар Шредер из гестапо; господин Дерингер, господин Гёкке из Комиссии Про Део; фрау Марта фон Клот-Гейденфельд как служебная переводчица. Со стороны евлогианских священников: о. Сергий Положенский – Берлин – Тегель; благочинный Михаил Штефирца – Баден-Баден; о. Михаил Радчук; церковный староста Васильев от православного прихода на Находштрассе; псаломщик Можаровский – Дрезден; благочинный Александр Аваев – Эккерсдорф под Альт-Упта в Восточной Пруссии; иеромонах Мануил – Лейпциг.

Не присутствовал, так как уехал из Германии для духовного окормления армии Франко, архимандрит Иоанн Шаховской, которого однако представляли упомянутые выше присутствовавшие от православного прихода на Находштрассе (сравни со следующим в качестве приложения № 1 списком участников).57

Вначале герихтасессор Гаугг поприветствовал собравшихся и поблагодарил их за интерес, проявленный к этому заседанию. Он сказал, что они приглашены сюда, чтобы в ходе обмена мнениями установить, насколько и если – да, то каким путем возможно урегулировать церковный спор внутри Православной Церкви в Германии. Германское правительство предоставило Православной Церкви в Германии возможность иметь свой собственный устав, присвоило ей права корпорации публичного права и возвело практически полностью на государственные средства собор в Берлин– Вильмерсдорфе – заметный памятник и центр Православия в Германии.

Оно сделало это тем скорее и тем охотнее не только потому, что в Православной Церкви видит надежного соратника в борьбе против общего врага всего мира – большевизма, но и потому, что оно видит в глубоко верующей Православной Церкви подлинное христианское вероисповедание, которое полностью заслуживает государственного покровительства. Правительство также с удовлетворением признает, что глубоко верующая Православная Церковь ограничивается своей внутренней религиозной жизнью и избегает любого смешения религии и политики. Упомянутые выше привилегии, предоставленные Православной Церкви в Германии, были даны Рейхсправительством, прежде всего, при молчаливом условии, что в перспективе в Германии может быть только одна Православная Церковь, но не два направления, которые отчасти действуют параллельно, отчасти – друг против друга. История конфликта в Евангелической Церкви показывает, что в подобном случае одно или другое церковное направление почти неизбежно вступает в конфликт с государственными властями, который для всех участвующих может иметь необратимые последствия.

Устав православной епархии в Германии называет известное число православных приходов уже принадлежащих к ней и недвусмысленно предполагает дальнейшее присоединение приходов. Для правительства германского государства является основополагающим и само собой разумеющимся, что постепенно все православные приходы тем или иным путем найдут свое место в рамках этого устава.

Абстрагируясь от государственно-правовой стороны этого дела, правительству германского рейха не видится также никаких препятствий для подобного вхождения евлогианских приходов в православную епархию в Германии по каноническим причинам, т. е. с точки зрения православного церковного права. Правительству германского рейха должно быть предоставлено право решать единолично и окончательно, кто в пределах границ и на его собственной земле будет учреждать церковную юрисдикцию. Оно приняло это решение, имея в виду, что оно, как известно всем присутствующим, выбрало не присоединение к митрополиту Евлогию, а к Православной Зарубежной Церкви, Собору и Синоду в Сремских Карловцах. Германскому правительству известно также, что митрополит Евлогий заявил, что он отпустит подчиненных ему до сих пор священников в юрисдикцию епископа Тихона только в том случае, если давление германского правительства в этом вопросе стало бы «невыносимым». Случай с Адамантовым в Висбадене показывает, что этот священник посчитал необязательным получить какую-либо особую отпускную от митрополита Евлогия для присоединения к епископу Тихону.

Весомым препятствием для присоединения евлогианских священников к епископу Тихону не может быть также личность епископа. Германское правительство признало его и работает с ним, решает с ним все текущие вопросы, оно могло бы после этого по меньшей мере ожидать от других, чтобы они проявляли готовность к подобному сотрудничеству. Поскольку германское правительство признает и поддерживает епископа, оно также будет последовательным в уважении и защите прав отдельных священников перед епископом и в дальнейшем намерено пресекать возможные превышения епископской власти. Таким образом, после вхождения евлогианских приходов в русскую православную епархию оно не допустит перемещений и смещений священников, что как раз доказал и случай с Адамантовым. Вы могли бы в перспективе рассматривать предложенные пути как удобные и благоприятные для всех присутствующих.

Фрау фон Клот-Гейденфсльд последовательно перевела все вышесказанное отдельными частями на русский язык.

Генерал фон Бискупский изложил на русском точку зрения русской политической эмиграции на преимущества церковного объединения.

Господин Гёккс, референт Комиссии Про Део, перевел на русский памятную записку, которая следует далее как приложение 2.58

Затем слово было предоставлено епископу Тихону для продолжительной аргументации, которая должна была осветить научную и церковно-религиозную деятельность епископа по церковному обустройству среди православных русских.

После этого каждый евлогианский священник получил возможность высказать, что он думает по поводу ситуации и какие средства и пути он видит для прекращения распрей. Из высказываний этих священников ясно вырисовывалось, что они отвергают личность епископа Тихона и питают к нему величайшую враждебность, просто озлобление.

В качестве промежуточного результата заседания было условлено, что каждый священник, принимая во внимание доводы германского правительства, от себя лично должен ходатайствовать перед митрополитом Евлогием о разрешении на переход в православную епархию в Германии, что архимандрит Иоанн должен сделать это еще раз от имени всех, чтобы каждый из священников обсудил ситуацию со своим приходом, и священники, каждый в отдельности, сообщили нам о своей позиции примерно через 3 месяца.

Подводя итог, следует заметить, что необходимо, прежде всего, наблюдать за дальнейшим развитием ситуации. Не исключена возможность, что преемнику Патриарха Варнавы59 – в качестве кандидата сейчас называют митрополита Досифея – удастся ликвидировать схизму между митрополитом Евлогием и Собором в Карловнах.

Гаугг, Нутто

№1460. Письмо свящ. С. Положенского старосте евлогианского прихода в Дрездене

Берлин, 22 августа 1937 г.

Дорогой Николай Иванович!

Считаю долгом своим поделиться с Вами содержанием письма, присланного мне Владыкой Митрополитом Евлогием в ответ на донесение мое от 5-го августа о происшедшей 4-го августа беседе. Вот что пишет Владыка:

«Дорогой о. Сергий!

Спаси Вас Господи и всех сущих с Вами за правильное, ясное и твердое исповедание нашего церковного положения. Конечно, мы от него не можем отказаться, не можем белое назвать черным и наоборот. Мы совершенно лояльны правительству, мы благодарны ему за оказанный нам, русским эмигрантам, приют, но мы не можем ломать, менять своих церковных убеждений. И мы питаем надежду, что над нашей церковной совестью и совестью наших прихожан не будет произведено насильственное давление. Прихожане наши имеют свои взгляды, и мы не можем говорить им против нашей и их совести. Об этой свободе совести я всегда говорил и теперь говорю. Мы никакого насилия делать не хотим и вправе ожидать, что и с нами не будет этого насилия.

Да благословит Господь Вас и Вашу паству. Ваш М. Евлогий».

Письмо помечено 12 августа, получено мною 14-го. К сожалению, до сих пор я не имел времени перепечатать его для рассылки участникам беседы, – что теперь и исполняю.

Проездом из Англии был у меня сегодня протоиерей Рижского кафедрального собора о. Иоанн Янсон. Он передал мне и всем соучастникам беседы особый привет и благодарность Владыки Митрополита за нашу твердость в этом деле.

Сообщая о сем, приветствую Вас самым сердечным образом. Супругу Вашу видел в пятницу: она исповедовалась и причащалась на Находштр. Если Ваш родитель уже вернулся, то ему – сугубое, нижайшее почтение. Всем Вам желаю всего наилучшего и помощи Божией во всем.

Искренне всех Вас любящий Свящ. Сергий Положенский

№ 1561. Протокол общего собрания прихожан второго русского православного прихода в Берлине (Тегеле)62

Берлин, 23 октября 1938 г.

Собрание открывается в три (15) часов дня в помещении Александерхейма (Берлин – Тегель, Виттештрасс, 24, комн. 12). Как вторичное, собрание действительно при любом количестве собравшихся. Присутствует, включая настоятеля, ровно сто (100) человек.

Открывает собрание настоятель прихода, долженствующий председательствовать по должности, и передает предеедатсльствование присутствующему благочинному Церквей Германии, архимандриту Иоанну. Члены приходского совета М. М. Ничкс, Н. Я. Скродзкий. В. А. Тгокин возбуждают вопрос о том, имеет ли вообще право благочинный присутствовать на собрании. Этот вопрос возбуждает смех среди присутствующих, и настоятель разъясняет вопрошавшим, что благочинный не только имеет право, но и обязан присутствовать на общих приходских собраниях такого решающего для дальнейшей судьбы прихода значения. Председатель предлагает избрать секретаря. Общее собрание единогласно просит быть секретарем П. А. Новопашенного, но он, за отсутствием очков, вынужден категорически от этого отказаться. Тогда собрание, большинством всех голосов против двух, избирает В. В. Леонтовича. В. В. Леонтович занимает место по левую руку председателя.

Слово берет председатель, архимандрит Иоанн. Он указывает на необходимость в предлагаемом рассмотрению сегодняшнего собрания вопросе о присоединении прихода к признанной правительством епархии Карловацкой юрисдикции четко различать две стороны; внутренно-церковную и церковно-имущественную. Он указывает, что если правительство решит передать храм и кладбище в Тегеле признанной епархии и отдаст соответствующее распоряжение, то приход без всяких возражений или протестов должен будет покинуть это имущество, но это или иное решение имущественного вопроса никак не должно влиять на решение вопроса о принадлежности прихода той или иной юрисдикции, как вопроса чисто церковного и канонического. Вопрос о благодарности правительству никак не связан с принципиальной позицией прихода в церковном отношении. Есть германские подданные во всех наших приходах, которые не только благодарны правительству, но готовы жизнь свою отдать за Германское отечество; однако в вопросе юрисдикции и они исходят из чисто церковной точки зрения и свободно занимают ту позицию, которая соответствует их церковной совести.

Как нельзя было бы, из благодарности к кому бы то ни было, быть некорректным по отношению к отцу своему по плоти, так же точно нельзя, из подобных чувств к другим, быть некорректным и к духовному отцу, к своему епископу. Благочинный объясняет, что он долго был против созыва настоящего собрания не потому, чтобы он боялся того или иного решения вопроса о присоединении, а потому, что опасался нового возбуждения страстей и внесения раскола в приход. Раз, однако, собрание состоялось, говорит благочинный, я умоляю не злобствовать, уважать убеждения друг друга, не говорить лишних слов, – тем более, что, кажется, на предшествовавшей собранию беседе вопрос был достаточно освещен с разных сторон. В. В. Леонтович подтвердил, что вопрос, действительно, и на предшествовавшей собранию беседе, и теперь, в словах о. Иоанна, освещен совершенно достаточно, а потому лучше всего было бы теперь поставить на голосование предварительный вопрос: нужно ли еще продолжать прения или желательно перейти прямо к голосованию по основному вопросу, ради которого созвано настоящее собрание. Н. Я. Скродзкий заявляет, что голосование должно быть открытое. П. А. Новопашенный говорит, что вопрос о присоединении к признанной епархии, т. е., в сущности, о переходе из одной юрисдикции в другую, есть персональный и личный вопрос каждого: большинство, все равно, не могло бы принудить меньшинство примкнуть к той юрисдикции, в которой оно быть не хочет. Поэтому каждый должен и может свободно голосовать согласно своим личным убеждениям и своей совести. Ввиду же того, что личные убеждения большинства присутствующих уже достаточно определились, желательно непосредственно перейти к голосованию, – но, конечно, тайному. П. А. Новопашенный напоминает, что, согласно церковному уставу, в случае, если бы даже кто-нибудь один потребовал тайного голосования, таковое становится неизбежным. Хотя, закончил П. А. Новопашенный, г-ну Скродзкому и очень хочется узнать, кто как будет голосовать, но он того не узнает! Последние слова вызвали дружный смех и долго не смолкавшие аплодисменты всего собрания.

Архимандрит Иоанн ставит на голосование предварительный вопрос о желательности прений. Желающих продолжать прения не оказывается. Тогда ставится на голосование основной вопрос о присоединении к признанной епархии Карловацкой юрисдикции, настоятель сам раздает членам прихода пустые записки с печатью прихода, на которых и предлагается желающим перейти на Карловацкую юрисдикцию писать букву «К», а желающим остаться в юрисдикции митрополита Евлогия – букву «Е». Председатель предлагает избрать счетную комиссию в составе М. М. Ничке, В. А. Тюкина, П. А. Новопашенного, проф. А. А. Боголепова, П. И. Богданова. Список кандидатов принимается без возражений. Производится голосование. Пока идет подсчет голосов, председатель уговаривает всех присутствующих, каковы бы ни оказались результаты голосования, сохранить полное спокойствие и, главное, не выражать дешевого торжества со стороны получивших большинство над меньшинством, относиться с уважением к убеждениям обеих сторон. Голосуют всего 95 человек, т. к. четверо ушли до голосования, а одна из присутствующих еще не имеет права голоса, как состоящая только три месяца в приходе. За присоединение к Карловацкой юрисдикции высказываются 31 человек, за сохранение канонического подчинения митрополиту Евлогию – 58 человек, воздержавшихся (подавших пустые записки) оказывается 6 человек. По окончании подсчета и оглашении результатов его П. А. Новопашенным, председатель предлагает собранию вынести следующую резолюцию:

«Приход Святых Равноапостольных Константина и Елены на общем собрании своем 23-го октября 1938-го года, выражая свое церковно-каноническое убеждение в прилагаемом результате голосования, приносит высокому германскому правительству свою глубокую благодарность за все его заботы о Православной Церкви в Германии и за предоставление приходу возможности свободно высказать голос своей церковной совести».

Резолюция принимается единогласно при пяти воздержавшихся.

После этого собрание объявляется закрытым, присутствующие поют несколько молитв и расходятся.

Председатель собрания архимандрит Иоанн

Секретарь Виктор Леонтович

№ 1663. Заявление Братства во имя святого равноапостольного князя Владимира в совет второго русского греко-православного прихода в Берлине – Борзигвальде

Берлин, 9 ноября 1938 г.

Принимая во внимание новый порядок русских православных церковных отношений в Германии (изменение основы договора), как и негативное отношение некоторых членов правления к стараниям по унифицированию, мы расторгаем арендный договор от 10 ноября 1932 г. со вторым русским греко-православным приходом в Берлин – Борзигвальде к 10 февраля 1939 г.

Исполняющий обязанности председателя правления русский генерал-майор Н. Глобачев Секретарь барон А. Крюденер Струве

№ 1764. Проект ответа приходского совета общины свв. Константина и Елены Братству св. кн. Владимира

Берлин. 15 ноября 1938 г.

На заявление Ваше от 9-го сего ноября о прекращении нашего арендного договора с 10 февраля 1939 года долг имеем разъяснить, что мы не можем признать это Ваше заявление законным. Доводы, приводимые Вами, не имеют никакой юридической силы. По пункту первому ясно, что никакие изменения существующего законодательства не могут явиться поводом к разрыву договора, ибо закон не имеет обратной силы. По пункту второму также совершенно ясно, что то или иное поведение членов нашего приходского совета есть внутреннее дело прихода, никак Вас не касающееся. Поводы к разрыву договора предусмотрены в самом договоре, и ни того, ни другого из указанных Вами пунктов там нет. Впредь до того момента, когда Вами будут указаны какие-нибудь конкретные с нашей стороны нарушения договора, мы считаем этот договор – с законными продлениями – действующим по 31.ХП.1943 года.

№ 1865. Выписка из журнала заседания Епархиального совета Управления православных русских церквей в Европе в юрисдикции митр, Евлогия66

Париж, 21 ноября 1938 г.

Слушали:

а) Донесение настоятеля Тегельского прихода священника С. Положенского от 24 ноября 1938 года, на имя Его Высокопреосвященства.

б) Донесение Н. Ф. Васильева от 16 ноября 1938 года на имя Его Высокопреосвященства.

в) Сообщение Владыки Митрополита о сообщенных ему по телефону последних событиях в деле Тегельского прихода.

Священник С. Положенский сообщает благоприятные результаты голосования общего собрания Тегельского прихода 23-го октября, что было уже известно из донесения и личного доклада Благочинного архимандрита Иоанна на заседании Епархиального совета 7-го сего ноября.

Н. Ф. Васильев сообщает, что правление Владимирского братства сообщило Тегельскому приходскому совету о расторжении арендного договора с приходом к 10-му февраля 1939 года. Н. Ф. Васильев заготовил заявление об отвержении указанного постановления как незаконного. Тегельский приходский совет в заседании 15-го ноября 1938 года постановил всеми голосами, кроме священника С. Положенского и еще одного члена, указанное постановление правления Владимирского братства принять к сведению и вывесить объявление о прекращении договора на церковных дверях, а настоятеля священника С. Положенского, как сопротивляющегося члена Ферейна исключить из списков членов за непристойное поведение и затребовать от него все дела прихода и Ферейна.

Слушали:

Н. Ф. Васильев полагает целесообразным Тегельский приход закрыть, а священника С. Положенского переместить на должность помощника настоятеля Берлинского князь Владимирского прихода.

Предположение о созыве нового общего приходского собрания для переизбрания Тегельского приходского совета едва ли будет разрешено, а если и будет, то общий исход дела, несмотря ни на какие резолюции – предопределен. Такое собрание только затруднит или сделает невозможным перевод отца С. Положенского в Берлин,

Постановили:

1. Тегельский приход закрыть и присоединить к приходу св. Равноапостольного князя Владимира в Берлине.

2. Принять к сведению и исполнению предложение Его Высокопреосвященства епархиальному совету от 8/21-го ноября 1938 года: «Вследствие закрытия Тегельского прихода в Берлине, настоятель этого прихода, священник Сергий Положенский перемешается помощником настоятеля прихода св. Равноапостольного князя Владимира в Берлине.

Помощник настоятеля этого прихода иеромонах Савва (Шимксвич) временно командируется в Париж, в распоряжение епархиального начальства, впредь до назначения на приход.

Митрополит Евлогий.

Г. Замена управляющего Германской епархией РПЦЗ 28 февраля 1938 – 9 января 1939 г.

Видя, что личность архиеп. Тихона (Лященко) крайне непопулярна среди евлогиан, немецкие ведомства постепенно склонялись в мысли сделать в этом плане уступку и поставить перед архиерейским синодом РПЦЗ вопрос об отзыве архиерея из Германии, Синод и сам имел достаточно внутриперковных причин для отстранения Владыки Тихона от управления епархией. Этот вопрос уже дважды обсуждался в 1933–1934 гг. и был близок к разрешению. 1 января 1938 г. архиерейский собор постановил провести следствие по делу о нестроениях в Германской епархии, поручив расследование архиеп, Феофану, который с 20 января по 7 февраля находился в Берлине. Заслушав доклад этого Владыки по итогам поездки, Синод освободил архиеп. Тихона от управления. Временным главой германских приходов первоначально был назначен архиеп. Феофан, а до его повторного прибытия в Берлин – епископ Потсдамский Серафим (Ляде). 29 августа архиерейский собор назначил на Берлинскую кафедру Владыку Серафима, который являлся наилучшей кандидатурой. Немец по национальности, он имел германское гражданство, пользовался уважением всей русской церковной эмиграции в III рейхе, как карловацкой, так и евлогианской, и, кроме того, обладал спокойным, взвешенным, невластолюбивым характером. Для деятельности еп. Серафима было характерно и стремление смягчить национальные конфликты. Этому мешали различные обстоятельства, в том числе явно ошибочное постановление архиерейского собора 1938 г. о введении обязательного поминовения российского царского дома во всех храмах РПЦЗ. В дальнейшем в Германии оно было отменено, и, как показало епархиальное собрание 1942 г., удалось найти действенный компромисс с украинцами.

№ 1967. Указ Архиерейского Синода РПЦЗ архиеп. Курскому и Обоянскому Феофану (Гаврилову) о временном поручении ему управления Германской епархией

Сремские Карловцы, 15/28 февраля 1938 г.

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей

11/24 февраля 1938 года слушали: доклад Вашего Преосвященства о произведенном Вами расследовании о положении Германской епархии. Ознакомив Архиерейский Синод с многочисленными показаниями свидетелей, Ваше Преосвященство докладываете, что нестроение Германской епархии очень глубоко, настолько, что какое бы ни было вынесено решение, мир там скоро не может наступить. Высшею церковного властью уже были испробованы разные меры к прекращению там разрухи; Преосвященного Тихона поддерживали и старались укрепить его авторитет, но это не привело к благим результатам. Если, с одной стороны, архиепископ Тихон имеет и добрые качества, как-то ревность, преданность Собору и Синоду и усердие к проповедованию, то, с другой – у него есть ряд отрицательных свойств, а именно: неуравновешенность, неумение подбирать сотрудников, бестактность, роняющая его достоинство, нелюбовное отношение к духовенству, в частности проявившееся в прямом гонении на протоиерея Солодовникова и неоднократно проявившееся непослушание Собору и Синоду в вопросе об удалении от епархиальных дел кн. Масальского и о назначении настоятеля кафедрального собора. Приказали: Из дела о нестроении в Германской епархии явствует, что уже с 1932 года в Архиерейский Синод стали поступать жалобы на архиепископа Тихона, вследствие чего в Берлин был командирован архиепископ Финляндский Серафим для обследования положения в Германской епархии. По заслушании сего доклада и объяснений архиепископа Тихона последнему предложено было отказаться от сотрудничества с кн. Масальским и назначить настоятеля кафедрального собора. Несмотря на ряд напоминаний Синода и на Соборах, мероприятия эти не были осуществлены и кн. Масальский, напротив, даже был архиепископом Тихоном назначен юрисконсультом. Приглашенный было на должность настоятеля протоиерей Солодовников поныне не получил сего назначения и жалуется, как видно из данных расследования справедливо, на нелюбовное отношение к нему со стороны архиепископа Тихона. В октябре месяце 1937 года Берлин посетил председатель Архиерейского Синода, который в своем докладе Архиерейскому Собору засвидетельствовал о крайне напряженном настроении в Германской епархии, ставящем нередко в большое затруднение германское правительство в его искреннем стремлении оказать поддержку Русской Церкви в Германии и служащем одним из главных препятствий для осуществления там церковного объединения. Как видно из доклада сего и из расследования, произведенного Вашим Преосвященством, архиепископ Тихон не мог наладить сотрудничества и с мирянами, принимающими участие в церковной жизни, как-то с Владимирским братством, б. Обществом при кафедральном соборе, а ныне с приходским советом. Все это привело к такому положению в епархии, что ее дальнейшее развитие при данных условиях делается невозможным. Принимая во внимание все вышеизложенное, а также имея в виду, что произведенное расследование лишь подтвердило обвинения и жалобы, получавшиеся ранее, объяснения по которым уже даны были архиепископом Тихоном, что исключает необходимость затребования новых его объяснений, и находя, что приведение в порядок Германской епархии и обеспечение дальнейшего развития в ней церковной жизни при наличии там архиепископа Тихона невозможно, Архиерейский Синод определяет:

1) Освободить архиепископа Тихона от управления Германской епархией, предложив ему прибыть на жительство в Югославию.

2) Временное до Собора управление Германской епархией поручить Вашему Преосвященству, а до Вашего прибытия в Берлин – Преосвященному епископу Потсдамскому Серафиму, с предложением ему принять дела не позднее месяца со времени получения о том указа.

3) Просить Святейшего Патриарха Сербского о предоставлении архиепископу Тихону для жительства один из монастырей.

4) Выдавать архиепископу Тихону по прибытии его в Югославию содержание, получаемое ныне Вашим Преосвященством по должности члена Синода.

5) В случае согласия на то Преосвященного управляющего Западно-Европейской епархией, пригласить архиепископа Тихона к участию в работах Синода в качестве представителя Западной Европы.

6) В соответствии с п. 7 Положения о Германской епархии 53, о вышеизложенных мероприятиях уведомить Имперского и Прусского министра церковных дел, испросив его согласие на осуществление их.

7) О настоящем определении дать указы Вашему Преосвященству, Преосвященному архиепископу Тихону и Преосвященному епископу Серафиму, а по п. 4 дать выписку Синодальному казначею.

Председатель Архиерейского Синода митрополит Анастасий68

См. документ. № 6.

№ 20. Письмо епископа Берлинского и Германского Серафима митр. Анастасию (Грибановскому) в Белград69

Берлин. 9 января 1939 г.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший и Милостивейший Архипастырь.

На запрос Вашего Высокопреосвященства от 22 декабря/4 января с. г. за № 1203 честь имею доложить следующее.

Действительно, в «Положении о православной епархии в Германии» в п. 1 говорится только о «православной епархии епископа Берлинского и Германского». Опубликованный Германским министерством внутренних дел текст соответствует вполне русскому тексту. Но в постановлении Прусского правительства от 14 марта 1936 г. о предоставлении православной епархии в Германии прав публично-правовой корпорации употребляется выражение «Русская православная епархия православного епископа Берлинского и Германского» (См. «Церковная Жизнь», 1936 г. № 6, стр. 86). Но у меня нет никаких оснований для предположения, что у Германского министерства по церковным делам обнаруживается желание ограничить состав православной епархии в Германии одними русскими православными людьми, проживающими в пределах Германии. Недавно Румынский Патриарх Мирон просил министерство сообщить ему, в каком положении находится Православная Церковь в Германии. Министерство ответило ему, что в Германии имеется признанная Германским правительством православная епархия. Хотя эта епархия возглавляется епископом, назначенным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей, но к ней могут принадлежать и православные других национальностей. При этом министерство обратило внимание Румынского Патриарха на то. что наш кафедральный собор в Берлине является фактически собором и для православных сербов, болгар и румын. Далее, проживающие в Берлине украинцы обращались многократно в министерство с ходатайством о разрешении им открыть украинские приходы в Германии. Министерство ответило им (и одновременно сообщило и мне), что со стороны министерства нет препятствий, если украинские приходы будут находится в юрисдикции признанного Германским правительством епископа Берлинского и Германского. На основании всех разговоров с представителем министерства по церковным делам я могу утверждать, что министерству было бы очень желательно, если бы все православные церкви в Германии находились в юрисдикции епископа Берлинского и Германского. Но в настоящее время, после установления обязательного поминовения российского царственного дома во всех наших церквах, это объединение всех православных почти невозможно. Это постановление Архиерейского Собора оттолкнуло от нас прежде всего всех украинцев, включая приверженцев бывш. гетмана П. Скоропадского, который раньше посещал наш Берлинский кафедральный собор, а теперь отошел от нас (я имел с ним по этому поводу пространную беседу). Переговоры, которые я вел с украинцами, которые были готовы признать меня, пришлось прекратить, так как они не согласны поминать российский царственный дом. Все богослужебные постановления последнего Архиерейского Собора осуществлены в наших церквах в Германии, поэтому наша епархия в Германии теперь фактически русская православная епархия. Постановления Архиерейского Собора известны министерству по церковным делам.

Испрашивая Вашего Высокопреосвященства молитвенной памяти,

Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга и усердный богомолец

Епископ Серафим

Д. Принятие закона о землевладении Русской Православной Церкви в Германии и его применение на практике 25 февраля 1938г. – 11 июля 1939г.

Решающее значение для перехода большинства евлогианских общин в карловацкую юрисдикцию имел принятый в 1938 г. закон о землевладении Русской Церкви. Он был разработан чиновниками РКМ. Согласно этому акту государственная инстанция получала право распоряжаться всей церковной недвижимой собственностью. На основании закона епархии РПЦЗ вскоре были переданы здания церквей и другая ранее находившаяся в пользовании евлогиан недвижимость в Баден-Бадене, Бад Эмсе, Дармштадте, Штутгарте и Висбадене. Это, несомненно, повлияло и на формальное присоединение общин. Распоряжением рейхсминистра Керла от 5 мая 1939 г. указанный закон был распространен на Судеты и Дрезден. Евлогианская община в этом городе лишилась своей церкви и была вынуждена перейти в епархию РПЦЗ. В Судетах карловчанам передали три храма – в Карлсбаде, Мариенбаде и Франце не бале, которые считались евлогианскими, но не имели собственных приходов.70

№ 2171. Закон о землевладении Русской Православной Церкви в Германии72

Мюнхен, 25 февраля 1938 г.

Имперское правительство приняло следующий закон, который здесь обнародуется:

§ 1. (1) Земельная собственность, расположенная в Баден-Бадене, Бад Эмсе, Дармштадте, Штутгарте и Висбадене и предназначенная для Русской Православной Церкви, должна продолжать использоваться по этому назначению.

(2) Рейхсминистр церковных дел может в связи с этим регулировать отношения собственности на эти земельные участки, а также образ и объем пользования с правообязывающей силой и разрешать конфликты из-за этой земельной собственности без использования обычного процессуального порядка. Ограниченные вещные права тем самым не затрагиваются.

§ 2. (1) Судебные процессы, которые касаются указанной в § 1 земельной собственности, прерываются. Делопроизводство по кадастровым книгам приостанавливается.

(2) В случае, если текущий процесс оканчивается в соответствии с этим законом или итоги уже законченного процесса урегулируются в соответствии с § 1, возмещение судебных издержек прекращается, внесудебные издержки взаимно компенсируются сторонами.

(3) Внесения в земельный кадастр происходят по требованию рейхсминистра церковных дел беспошлинно,

§ 3. Рейхсминистр церковных дел издает в целях исполнения и дополнения этого закона необходимые предписания. Он может распространять положения этого закона путем соответствующего распоряжения на другие, предназначенные для целей Православной Церкви земельные участки.

Фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер

Рейхсминистр церковных дел Керл

Имперский министр юстиции д-р Гюртнер

№ 2273. Рапорт еп. Серафима (Ляде) Архиерейскому Синоду РПЦЗ о положении в Германской епархии

Берлин, 8 июля 1939 г.

Честь имею почтительнейше доложить Архиерейскому Синоду, что распоряжением господина министра по церковным делам от 5 мая с. г. [и] закон[ом] о передаче храмов и церковного имущества в Германии православной епархии в Германии от 25 февраля 1938 г. переданы нашей епархии храмы и их имущества в Дрездене, Карлсбаде, Мариенбаде и Франпснсбаде. Прием означенных храмов состоится в ближайшем будущем.

Таким образом, в православной епархии в Германии имеется в настоящее время 10 приходов, именно: в Берлине, в Тегсле, в Вене, в Лейпциге, в Висбадене, в Гамбурге, в Баден-Бадене, в Штутгарте, в Бреслау и в Дрездене.

Кроме того, православной епархии в Германии подчинены храмы в Дармштадте, Бад Эмсе, Карлсбаде, Мариенбаде и Фран-ценсбаде.

Архиерейского Синода

нижайший послушник

Епископ Серафим

Е. Заключение соглашения о вхождении евлогианских общин с сохранением их юрисдикциошюй принадлежности в Германскую епархию РПЦЗ, июль 1938 – ноябрь 1939 г.

Остававшиеся в Германии евлогианские общины продолжали упорное сопротивление. Поэтому в июле 1938 г. гестапо посчитало необходимым выслать из страны их благочинного архим. Иоанна (Шаховского). Проведению этой акции помешали, несмотря на протесты непримиримо настроенных карловчан, первые совместные богослужения, проведенные с о. Иоанном 28 и 30 июля еп. Серафимом, а также очень доброжелательное по отношению к евлогианам письмо Владыки в РКМ. В результате министерство предложило гестапо наблюдать за развитием удела Шаховского, не прибегая к высылке. В конце концов, безрезультатно использовав все возможные методы воздействия, РКМ было вынуждено смириться с существованием в стране евлогианских приходов. К осени 1939 г. была оккупирована Чехия, на территории которой проживал викарный епископ митр. Евлогия Сергий (Королев). Между ним и возведенным в сан архиепископа Серафимом 3 ноября было заключено компромиссное соглашение. Владыка Серафим получил широкие права надзора за жизнью евлогианских приходов, которыми он, однако, почти не воспользовался. Заключение coглашения приветствовалось подавляющим большинством православных верующих Германии, что видно и из публикуемого обращения архим. Иоанна.

№ 2374. Обращение части прихожан Берлинского собора Воскресения Христова к управляющему Германской епархией РПЦЗ епископу Потсдамскому Серафиму (Ляде)

Берлин, июль 1938 г.

Ваше Преосвященство!

Мы, прихожане Берлинского кафедрального собора Воскресения Христова, обращаемся к Вашему Преосвященству с покорнейшей просьбой не привлекать к богослужениям в нашем храме архимандрита Иоанна Шаховского.

Мы очень благодарим Ваше Преосвященство за Ваши старания прекратить вызванный иудо-масонами раскол в нашей Церкви. Но мы просим Вас защитить нашу Церковь от вторжения в нее иудо-масонских сил, старающихся замаскировать себя путем совместного служения с нашим духовенством.

До того времени пока местные евлогианские приходы официально и честно не выйдут из подчинения масонской церкви митрополита Евлогия в Париже и не признают главенства нашего Синода, мы просим Ваше Преосвященство не допускать появления темных сил в соборе, постройкой которого мы обязаны доброте Вождя Германскою народа и его правительства.

Вашего Преосвященства покорные слуги

№ 2475. Соглашение между архиепископом Серафимом (Ляде) и епископом Бельским Сергием (Королевым) из Праги о вхождении евлогианских общин с сохранением их юриедккпионной принадлежности в Германскую епархию РПЦЗ

Берлин, 24 октября/3 ноября 1939 г.

1. Все церковные общины митрополита Евлогия в Великогермании, включая Протекторат, кроме тех, которые уже ранее присоединены к епархии православного епископа Берлинского и Германского, – что для этих общин и остается в силе, – подчиняются викарному епископу митрополита Евлогия – епископу Сергию в Праге. Имеются в виду общины в Праге, Брюнне, Берлине – на Находштрассс, Одервальде-Ост и Данциге.

2. Эти общины включаются в Русскую православную епархию епископа Берлинского и Германского, корпорации публичного права, на следующих основаниях:

а) Самостоятельность и собственная внутрицерковная жизнь их сохраняются.

в) Подчинение их епископу Сергию остается.

с) Юрисдикционныс отношения епископа Сергия и подчиненного ему духовенства и церковных общин с митрополитом Евлогием остаются неприкосновенными.

3. Епископ Сергий заявляет о своем согласии с тем, что архиепископ Серафим осуществляет надзор за общинами Берлина – Находштрассе, Одервальде-Ост и Данцига, в частности за пастырской деятельностью духовенства, ведением метрических книг и за деятельностью приходских советов.

4. Архиепископ Серафим вправе предлагать епископу Сергию применение необходимых дисциплинарных и иных мер, если священники, приходские советы или отдельные члены последних в общинах Берлина – Находштрассс, Одервальде-Ост и Данцига не выполняют своих обязанностей надлежащим образом или окажутся виновными в антиканонических поступках.

5. Архиепископ Серафим вправе присутствовать на собраниях вышеназванных трех общин епископа Сергия или требовать предъявления протоколов собраний.

6. Официальная корреспонденция между епископом Сергием и священниками вышеназванных трех общин сообщается архиепископу Серафиму для сведения.

7. Во всех делах, которые возникнут в связи с присоединением вышеназванных общин в Русской православной епархии епископа Берлинского и Германского, корпорации публичного права, архиепископ Серафим осуществляет представительство от лица этих общин перед Министерством церковных дел и другими ведомствами рейха.

8. В качестве представителя перед властями архиепископ Серафим вправе вступать в непосредственные отношения с причтом и приходскими советами общин Берлина – Находштрассе, Одервальде-Ост и Данцига, требовать от них предоставления сведений и давать указания. По делам приходов в Протекторате архиепископ Серафим обращается к епископу Сергию.

9. Архиепископ Серафим представляет все русские православные приходы Великогермании и Протектората в делах, имеющих официальный характер.

10. Если архиепископом Серафимом будет образован «Совет епископов Православной Церкви в Германии (включая Протекторат)», епископ Сергий становится полноправным членом этого совета.

Серафим, Архиепископ Берлинский и Германский, Епископ Сергий

Одобрено в порядке надзора Рейхсминистр церковных дел Керл

№ 2576. Обращение архим. Иоанна (Шаховского) к прихожанам евлогианского храма св. князя Владимира в Берлине

Берлин, ноябрь 1939 г.

Желая наиболее полно осведомить Вас о соглашении, достигнутом между архипастырями: архиепископом Серафимом и епископом Сергием и санкционированном имперским министром церковных дел, я посылаю Вам подлинный текст этого соглашения на немецком языке. Значение его Вам самим станет ясным из ознакомления с ним.

Епископы, его подписавшие, подали пример взаимного уважения между двумя юрисдикциями, признанными правительством. Если верующие в Великой Германии последуют этому примеру, то мы подлинно вступили в полосу духовного объединения православных во всей стране. На это духовное объединение, основанное на взаимном уважении и, главное, на смирении христианском, при сохранении своих убеждений церковных, – я призываю благословение Божие.

Архимандрит Иоанн

Ж. Срыв руководством НСДАП планов создания института православной теологии в Германии 5 января 1939– 10 июня 1942 г.

Первые неудачные попытки создания православного Богословского института в Германии предпринимались в 1935–1936 г. Вопрос вновь приобрел актуальность через два года. Теперь инициатором выступил крупнейший германский специалист в области изучения Православных Церквей – директор Восточно-Европейского института в Креслау профессор Ганс Кох. 10 октября 1938 г. он написал в РКМ, что открытие в III рейхе православной Богословской академии имело бы очень благоприятное психологическое бездействие в связи с попытками Англиканской Церкви завязать связи с Церквами Востока. Предложение Коха R4 встретило в министерстве положительную реакцию. Вскоре РКМ удалось убедить министра народного образовании в необходимости учреждения православного Богословского института при университете в Бреслау. Последний запросил санкции у руководства НСДАП. Но решающая инстанция – заместитель фюрера по партии Р. Гесс ответил в целом негативно. 20 июня 1939 г. в РКМ также поступило письмо министра народного образования. В нем со ссылкой на позицию Гесса говорилось, что министерство не в состоянии содействовать организации института, и содержался отказ предоставить для него государственные помещения. Так завершились все планы, связанные с Бреслау. С осени 1939 г. РКМ, используя поддержку МИД, вновь стало предпринимать попытки открыть Богословский институт, на этот раз в одном из районов Берлина – Тегеле. Процесс его создания остановился на стадии подготовки, и причиной этого опять стала позиция Партийной канцелярии77.

№ 26. Ответ заместителя фюрера по партии Р. Гесса на запрос рейхсминистра науки, воспитания и народного образования о возможности учреждения института православной теологии при университете в Бреслау от 3 декабря 1938 г. 78

Мюнхен, 5 января 1939 г.

С учреждением государственного института православной теологии я не могу согласиться. При этом я не отрицаю, что такой институт мог бы приобрести некое культурно-политическое значение. Но я глубоко убежден, что было бы возможно углублять и расширять германское культурно-политическое влияние на Балканы другим путем.

Против допущения частного института православной теологии особых возражений не имеется.

Хайль Гитлер!

Подпись

№ 2779. Письмо рейхсминистра науки, воспитания и народного образования в Министерство церковных дел

Берлин, 20 июня 1939 г.

После того как возможность учреждения государственного института православной теологии была отклонена заместителем фюрера, я не в состоянии вступаться за создание церковного института такого рода. В частности я не могу предоставить для церковного института государственные помещения и этим как-нибудь содействовать [его] организации, на осуществление которой я практически не имею никакого влияния.

С другой стороны я не выдвигаю никаких возражений в том случае, если институт будет организован не в государственных помещениях.

По поручению – Гро

№ 2880. Ответ Министерства церковных дел на запрос МИД о состоянии дела учреждения православного учебного заведения в Берлине от 21 августа 1941 г.

Берлин, 3 сентября 1941 г.

Из-за войны с Сербией и сейчас с Россией дело было сперва несколько отодвинуто на задний план; также вследствие ведения войны вопрос приобретения подходящих институтских помещений и сейчас еще представляет трудность. Однако я надеюсь, что в скором времени могут последовать другие сообщения.

По поручению – д-р Стан

После начала войны с СССР – в августе 1941 г. – Партийная канцелярия вообще поставила вопрос о целесообразности поддержки Православной Церкви из средств РКМ (например, в 1940 г. министерство выделило на ремонт русских храмов в Бад Эмсс и Висбадене 3500 марок). В ответе Керл упомянул среди мероприятий, связанных с поддержкой православных, о подготовке создания соответствующего учебного заведения в Берлине и запросил одобрения своих действий.81 Как видно из публикуемого ответа д-ра Стана, чиновники РКМ еще не считали дело полностью потерянным.

Через 3 месяца работники МИД окончательно прояснили для себя ситуацию в партийных инстанциях. В их соответствующей заметке говорилось: «Согласно переговорам с д-м Крюгером от 09.12.1941 это дело пока не должно разрабатываться дальше. Следует довольствоваться его возобновлением после окончания войны».82

№ 2983. Письмо Партийной канцелярии в Рейхсминистерство церковных дел о ненужности поддержки Православных Церквей

Мюнхен, 10 июня 1942 г.

Министерство иностранных дел в связи с задуманным Вами письмом господину рейхсминистру и шефу Рейхсканцелярии, копию которого я получил, связалось с Партийной канцелярией.

Нельзя согласиться с особой поддержкой рейхом Православной Церкви. Действительно Православная Церковь играет достойную внимания роль, особенно на Востоке и Юго-Востоке Европы. Но отношение к Православной Церкви должно определяться только соблюдением внешнеполитической линии. Поэтому решение о возможной поддержке Православной Церкви, вероятно, следует принимать Министерству иностранных дел, а в случае, если должна быть задействована его компетентность, – Восточному министерству или же каждый раз после установления контакта с этими ведомствами,

В проектируемом Вами письме Вы упоминаете находящееся в подготовительной стадии создания православного учебного заведения в Берлине, с которым Партийная канцелярия выражала свое согласие. Вопрос организации подобного учебного заведения снят с повестки дня событиями последнего года на Балканах.84 В свое время этот вопрос стоял на первом плане, так как благодаря подобному учебному заведению могла появиться возможность определенного влияния на балканские государства. Между тем обстоятельства изменились. Конечно, при определенных условиях именно благодаря православному учебному заведению в Берлине мог бы быть создан центр для совместной работы различных Церквей Балкан, однако следует добиваться не столько единства, сколько гораздо большей степени раздробленности Православной Церкви. Поэтому вопрос основания православного учебного заведения в Берлине и его возможной поддержки путем выделения пособия или предоставления стипендий должен быть заново обсужден.

Хайль Гитлер

Подпись

* * *

41

Haugg W. Materialen zur Geschichte der ostlich-orthodoxen Kinhe im Deutschland in: Kyrios, 5 Band, 1940/41. S. 289–291.

На русском опубл.: Никитин А. К. Нацистский режим и русская православная община в Германии (1933–1945). – М.: 1998. – С. 373–378.

42

37 ВА, R5101/23 173. В1. 6 – 7, R43H7181. BI.45; РГВА, ф. 1470, оп. 1, д. 13, л. 20.

43

Gcsde К. Russische Orthodoxe Kirche in Deutschland in der ersien Hdlfte des 20. Jahrhunderts. Kdln, 1985. S. 289–290. На русском частично опубл.: Никитин А. К. Указ. соч. С. 370–371.

44

Haugg W., a.a. O. S. 288–289.

45

Чиновники Рейхсканцелярии и сами, как видно из их замечаний по поводу доклада Керла, были настроены в отношении проекта весьма критически (ВА, R43II/181, В]. 36–40). Таким образом, существующие версии, что Гитлер относился положительно к созданию собора и даже являлся чуть ли не его инициатором, лишены всяких оснований.

46

ВА. R510I/23 094 В. 433–134. 472, 487–490; Граббе Г. Церковь и ее учение в жизни. Т. 2. Монреаль, 1971). С. 163.

47

ВА, R5101/23 094. BL 122. Подлинник.

48

ВА, R2/5023. В 1. 23–24. Подлинник.

49

Реально Министерство церковных дел затратило на постройку собора значительно больше, так как, например, еще приобрело для него участок земли за 12 тыс. марок.

50

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6343, оп. 1, д. 230, л. 1–2. Перевод с арабского.

51

Свои приветственные письма прислали также главы Греческой. Кипрской, Сербской и ряда других Православных Церквей.

52

ВА, R5101/23 094. BI. 487–490.

53

Архив русского православного прихода в Дрездене (ЛАД), ф. Документы, б/л. Подлинник.

54

Надежду на сохранение возможности спокойного существования выражали в своем письме от 25 мая 1936 г. в РКМ и настоятели двух евлогианских приходов в Берлине: игумен Иоанн (Шаховский) и прот. Л. Розанов (НА. R5I01/23 094. BI. 119–120).

55

Российский государственный военный архив (РГВА), ф. 1470, on. 1, д. 17, л. 147–148. Подлинник.

Опубл.: Никитин А. К. Этапы и методы унификации русской православной общины в Германии в 1935–1939 годах // Русская эмиграция в Европе (20-е–30-е годы XX века). – М.: 1996. – С. 145–148.

56

В.В. Опекунский – руководитель Бюро по делам русской эмиграции в Германии.

57

Приложение № 1 является формуляром, в котором расписались присутствовавшие на заседании (РГВА, ф. 1470, оп. 1,д. 17, л. 149–150).

58

Приложение №2 представляет собой составленную чиновниками РКМ записку с обоснованием необходимости перехода евлогианских общин в епархию РПЦЗ (РГВА, ф. 1470, оп. 1, д. 17, л. 151–154). Опубл.: Никитин А. К. Этапы и методы унификации русской православной общины в Германии в 1935–1939 годах. – С. 148–156.

59

Глава Сербской Православной Церкви

60

ПАД, ф. Документы, б/л. Подлинник.

61

Архив Средне-Европейского экзархата Московской Патриархии в Берлине (АСЭ), ф. протоиерея Сергия Полаженского, О/л. Подлинник.

62

В этом же фонде, о. Сергия Положенского, хранится и непубликуемый «Краткий протокол беседы епископа Серафима и генерала Бискупского с прихожанами Тегельской кладбищенской церкви перед общим собранием прихожан 23 октября 1938 г.».

63

АСЭ, ф. протоиерея Сергия Полаженского, б/л. Подлинник.

64

АСЭ, ф. протоиерея Сергия Положенского, б/л. Копия.

65

АСЭ, ф. протоиерея Сергия Положенского, б/л. Заверенная копия.

66

Выписка 1!ч журнала 1ассданий была елсланн 25 ноября 1938 г. для свящ. С. Положенского.

67

В РГВА, ф. 500. оп. 3. д. 453, л. 91.

68

Синодальный архив РГЩЗ в Нью-Йорке (СА), д. 24/42, л. 30–32. Подлинник.

69

СА, д. 24/42, л. 4. Подлинник.

70

РГВА, ф. 1470, оп. 1, д.6, л. 100–153.

71

Haugg W., a-a.O. S. 293–294.

На русском опубл.: Никитин А. К. Нацистский режим и русская православная община в Германии. – С. 387–389.

72

Проект этого закона и его конфиденциальное обоснование рейхсминистром Керлом от 12 января 1938 г. хранится в: ВА, R2/5023. В1. 20–21.

73

СА, д. 24/42, л. 9. Подлинник.

74

СА, д. 24/42, л. 9. Подлинник.

75

Haugg W., a.a.O. S. 304–305.

На русском опубл.: Никитин Л. К. Указ. соч. С. 399–401.

76

РГВА, ф. 1470, он. 1, д. 17, л. 313. Подлинник.

77

ВА, R5101/23 173. В1. 459–62. См. подробно в: Никитин А. К. Указ. соч.

78

Этот документ с сопроводительным письмом Гесса от 13 января 1939 г был послан для сведения министру церковных дел Керлу. В указанном письме сообщалось, что «господин рейхсминистр науки, воспитания и народного образования в своем запросе ссылался на культурно-политическое значение такого предприятия, в котором православные теологи балканских стран наполнялись бы немецкой культурой и дружбой к рейху» (ВА, R5101/22 173. В]. 492).

79

РГВА, ф. 1470, он. 1. д. 14, л. 15. Копия.

80

ВА, R901/69 300. В1. 21. Подлинник.

81

ВА, R5101/23 092. В1. 43, 80

82

ВА, R901/69 300. В!. 22

83

РГВА, ф. 1470, on. 1, д. 14, л. 114–117. Копия.

84

О том, что именно позиция Партийной канцелярии явилась главной причиной неудачи всех попыток создания высшего православного учебного заведения, говорил в своем докладе на епархиальном собрании 1946 г. митр. Серафим (Ляде): «Прежде всего центральное руководство НСДАП не допустило открытия Высшего Богословского факультета в Бреслау, несмотря на то. что все подготовительные работы были закончены. Затем OFIO провалило план открытия Богословского института в Тегеле, несмотря на то, что церковное министерство дало благоприятное заключение» (Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа. Мюнчен, август 1946. – С. 2).


Источник: М. В. Шкаровский. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов / Сборник документов. – 2003.

Комментарии для сайта Cackle