М.В. Шкаровский

Русские обители Афона и Элладская Церковь в XX веке

Публикация документов

I. РУССКИЕ ОБИТЕЛИ СВЯТОЙ ГОРЫ

№ 1

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА ПЕРВОИЕРАРХА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗА ГРАНИЦЕЙ АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) ИЕРОСXIМОНАХУ ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ 487 НА КАРУЛЮ

26 мая 1926 г.

Достолюбезный батюшка,

Отец Феофан! 488 По-видимому, и Вы вкупе с Вашим тезкой 489, впавшим в прелесть, готовы меня подозревать в национализме. Я читал Ваш голос с Афона и конечно я вполне согласен со всем, что Вы написали об обязательности канонов и о нежелательности теперь (а может быть никогда) VIII Вселенского Собора. Впрочем, его и не будет. Но я консервативнее Вас касательно различения вселенского и всеправославного. Какая разница между первым и вторым термином? Разве I–VII Соборы не были всеправославные? Разве Церковь разделилась в 8-м или 11-м веке? В наших дурацких учебниках так действительно пишут, но Церковь не полагает делать никакой разницы между ересями древними и ересью латинскою, принимая последних в общение тем же чином, как и несториан (VI Собора, 95 правило). Я думаю, что латиняне значительно дальше от Церкви, и они хуже, чем монофизиты и монофелиты, ибо создали второго Христа, т. е. Антихриста в виде папы, якобы непогрешимо разъясняющего все вопросы благочестия ex sese, etisam sine cousen su ecclesie (постановление Ватиканского Собора 1870 года). Впрочем, Вы готовы, по-видимому, и за Синодальными постановлениями признать непогрешимость общеобязательную. Или я напрасно так заключил по Вашей статье? В таком случае очень рад. Ведь Синод же оправдывал богопротивное упразднение патриаршества (вопреки 34 правилу Апост. и 9 правилу Антиохийского собора и мн. др.), дозволили по нужде причащаться у пасторов (чего? – пищи демонов, как выразился преп. Феодор Студит).

Впрочем, Ваше смиренномудрие все побеждает: в этом Ваше радикальное отличие от Вашего тезки и его адъютанта Епископа Серафима 490.

Прошу, батюшка, Ваших св. молитв за меня грешного и за тяжко болящего юношу студента Николая Якимыча 22 лет, обрусевшего серба, сына профессора.

Пока Василий III сидит в Фанаре 491, мне нет надежды возвратиться на св. Афон, а как бы желал! Сердечный привет.

Митрополит Антоний.

– Жив ли тот Антоний Младший, что жил около нас? Он – офицер.

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).

Джорданвилл, 1988. С. 171–172.

№ 2

ОБРАЩЕНИЕ НАСТОЯТЕЛЕЙ 15 РУССКИХ ОБИТЕЛЕЙ АФОНА К АРXIЕРЕЙСКОМУ СОБОРУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

1 сентября 1926 г.

Православной Церковью со времен Апостольских установлено, чтобы на всех общественных Богослужениях возносить моления за Царя. Так веками велось на Руси и Афоне, в русских обителях, больших, средних и малых, до печального дня 2 марта 1917 года, когда Император Николай Александрович снял с себя Царскую власть и стал русским гражданином, с того времени русская Церковь молчит при молитвах о своем Царе. На Афоне у нас сделалось большое замешательство и разногласие в поминовении при Богослужении Царствующего Дома. Глас Матери Св. Церкви, повелевающий молиться едиными усты и единым сердцем, стал гласом вопиющего в пустыне о сравнении холмов и дебрей, потому что каждый пошел своею стезею и молчание зловеще для нас, афонцев, и для Матушки России. Всенародная молитва за Помазанника Божия есть источник государственного благополучия. И вот, с тех пор, как Русская Св. Церковь замолчала, не стала молиться за своего Царя, то уже почти девять лет Россия, обуреваемая небывалыми ужасными бедствиями и церковное моление там немыслимо, так как не только молитва, но и всякое слово о Царе карается смертью. Посему мы, святогорцы, смиреннейше просим Священный Собор Иерархов, возглавляемый Его Высокопреосвященством, Митрополитом Киевским и Галицким Антонием – благословить и разрешить нам поминать на общих церковных молитвах на ектиниях по основным русским законам прямого и законного наследника Русского престола Великого Князя Кирилла Владимировича, принимая Его Царский манифест от 31 августа 1924 года, и весь Царствующий Дом.

Предоставляя Высокопреосвященному вниманию Вашему, Боголюбивые Архипастыри, на все наши вышеизложенные соображения, горячо и убедительно умоляем Вас, на предстоящем в 1926 году Соборе, благословить всенародно совершать при Богослужениях о законном нашем Государе и тем удовлетворить справедливое желание Православных верноподданных иноковсвятогорцев и всех русских людей, снять с измученных душ глубочайшую скорбь и прекратить тем злорадное торжество над нами многочисленных врагов Православной Церкви и законного Русского Царя. Засим просим Ваших Архипастырских Св. Молитв и благословение Вашего Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейших Владык и Архипастырей, Смиренно послушники.

Подписи 15 настоятелей русских обителей: 1) Обители Вознесения Господня, 2) Богословской обители, 3) Свято-Троицкой обители, 4) Обители Иселлии, 5) Обители Св. Иоанна Златоуста (Иверской), 6) Обители Благовещения Пресвятой Богородицы, 7) Обители Св. Саввы, 8. Обители Св. Николая, 9) Обители Покрова Пресвятой Богородицы, 10) Обители Св. Великомученика Георгия, 11) Обители Преображения Господня, 12) Обители Св. Георгия, 13) Обители Преп. Евфимия. 14) Обители Рождества Пресвятой Богородицы, 15) Обители Преп. Онуфрия.

Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии Русской Православной Церкви за границей. Ф. В.А. Маевского. Д. Афон. Копия.

№ 3

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) ИЕРОСXIМОНА ХУ ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ НА КАРУЛЮ

2 декабря 1926 г.

Всечестный и достолюбезный батюшка, отец Феодосий!

Сейчас вторично перечитал Ваше разумное и строгое письмо. Конечно, Вы правы, совершенно правы в оценке событий изменения календаря, а виновники его достойны всякой укоризны, а может быть даже и отлучения. Однако иное дело – суждения о них, а иное – дерзание на прекращение церковного общения. Вы ссылаетесь на Патриарха Германа 492, ответственного хранителя св. Предания и современного раскольникам борца за св. веру и Церковь[…]. Но в решении вопроса о продолжении или прекращении общения должно, не человекоугодия ради, но ради слова св. Церкви и согласно волe Божией, явленной через предания, каноны и примеры жизни святых, руководиться икономией. Вот почему в правилe 14–15 Двукратного Собора упомянуто: «до суда» над нарушителями. Вероятно, не только дозволено, но и полезно их обличать, проповедовать против их действий, но откалываться от них не спешить, дабы и нам самим не впасть в суд диавол. – Вот, например, болгарская Церковь. Она была отлучена 4-мя патриархами после продолжительного обсуждения дела 493, а Пр. Феофан, Серафим 494 и др. продолжают сослужение с ними в церквах: даже Анастасий 495. Я, однако, воздерживаюсь, а здесь дело совершенно иное, хотя и есть смягчающие их, т. е. болгар, вину. – Между тем даже в книге Правил имеются каноны о том, что в некоторых случаях прервание отношений с виновником обязательно только для епископов, а виноватый должен «довольствоваться общением со своим клиром», который, впрочем, может оставаться в общении с прочими епископами (см. Карфагенский собор правила 87, 98, 147, а об икономии вообще – Василия Великого I и Карфаг. отд.).

Я остаюсь при убеждении, что Вы напрасно терзаете свою совесть сомнениями о продолжении общений с Константинопольской Ilaтриapxией, предоставьте это дело суду apxиepeeв, а пока он не состоялся (т. е. м.б. никогда), пребывайте спокойно в общении. Ваше письмо я еще отдам на отзыв проф. Суботицкого университета С.В. Троицкого – канониста церковного духа. Прошу Ваших св. молитв.

Любящий Митр. Антоний.

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).

С. 196–197.

№ 4

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) ИЕРОДИАКОНУ ПРОТАСИЮ 496 НА АФОН

17 апреля 1927 г.

Воистину воскресе Христос.

Всечестнейшему отцу Протасию на запрос его отвечаю: не Церковь Христова, а презревшие ее законы некоторые иepapxи отступают от календаря, освященного общецерковным преданием и огражденному от изменений проклятиями Великого Патриapxa Иеремии XVII века. Эти проклятия и падут на голову изменяющих свящ. месяцеслов. Пред VI-м Вселенским собором трое Восточных Патриархов, а потом и четвертый присоединился к еретикам-монофелитам и убеждали преп. Максима Исповедника причаститься с ними в церкви, но он ответил: «аще и вся вселенная с ними причастится, аз един не причащуся». Итак, ни в каком случае не должно переходить на новый стиль, о чем хлопочут западные еретики и масоны, подкупая доверчивых людей деньгами, дабы оторвать их от единства св. Церкви. Они пока обещают не касаться св. Пасхалии, ибо она ограждена проклятиями 1-го Вселенского собора, I-го прав. поместного Антиохийского собора, VI-го собора, а также 7 правилом св. Апостол. Все это, Батюшка, подробно и не однажды пояснял наш Синод и отпечатывал в Церковных Ведомостях за 1924 год и еще раньше и позже. Посмотрите эти ведомости и найдете там проклятия Патриаpxa Иеремии и Кирилла и других на нарушителей законов о Пасхалии и месяцеслов.

Прошу Ваших св. молитв и остаюсь Ваш доброжелатель и сомолитвенник Митрополит Антоний.

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).

С. 201.

№ 5

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) ИЕРОМОНАХУ ИЛАРИОНУ НА АФОН

Апрель 1927 г.

Всечестный Батюшка отец Иларион.

Спешу ответить на Ваше письмо от 26 мая, которое я получил только сегодня.

Поминайте по-прежнему Патриapxa Василия 497, а только сами служите по-прежнему – по старому стилю. Отделяться от Патриарха 15-е правило Двукратного Собора разрешает только тогда, когда он соборне осужден за явную ересь, а до того времени можно только не исполнять его незаконных требований, но отделяться от него в молитвах, а тем паче не признавать рукоположенных им клириков не можете, ибо тогда подлежите вы осуждению того же правила, которое советую в типиконе отыскать. Знайте, что латиняне и их односторонники – безбожники-масоны стараются всеми силами разъединить православную иepapxию и подчинить ее либо римскому папе, либо своим безбожникам. Святитель Тарасий Патриарх Цареградский своим примером учит нас, как должно дорожить церковным миром. Пусть Батюшка о. Феофан спокойно служит иерейски, и молится за мир всего Mиpa, о благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех людей. Прошу Ваших святых молитв.

Остаюсь Ваш доброжелатель Митрополит Антоний.

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).

С. 201–202.

№ 6

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) ИЕРОСXIМОНАХУ ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ НА КАРУЛЮ

13 августа 1927 г.

Любезный Батюшка О. Феодосий!

Пишу в навечерие дня преп. Феодосия, Вашего Ангела. Заверяю Вас, что на все Ваши письма без исключения отвечаю обыкновенно в тот же день, подробно по существу, – иногда через о. Архимандрита Кирика 498, а иногда на Карулю. Но у меня есть особый отдел друзей, которые постоянно не получают моих писем, ибо не умеют дать правильный адрес. Посему прошу Вас еще раз взять терпения и поставить мне определенные вопросы (так я уже не все помню). – Сообщаю Вам, что Финское правительство разрешило валаамцам желающим возвратиться на старый стиль. Прошу св. молитв Ваших и остаюсь

Ваш доброжелатель Митр. Антоний.

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).

С. 205.

№ 7

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) ИЕРОСXIМОНАХУ ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ НА КАРУЛЮ

29 мая 1928 г.

Всечестный и достолюбезный Батюшка, Отец Феодосий!

Вчера я получил Ваше письмо с приложением выводов касательно нового стиля; прочитал с вниманием и сдал для напечатания в Церковные Ведомости, что и редактор желает исполнить.

Христова Церковь раскалывается на куски. Истинно верные составляют, думается, численное меньшинство, как во время иконоборцев и монофелитов, но св. вера от сего не умаляется и Церковь не унижается.

Прошу Ваших св. молитв о ней и о Вашем искреннем доброжелателе Митрополите Антонии.

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).

С. 210.

№ 8

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) ИЕРОСXIМОНАХУ ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ НА КАРУЛЮ

23 марта 1929 г.

Достолюбезный и любимый Батюшка, Отец Феодосий!

Спаси Вас Христос за мудрый и мужественный ответ студному Митрополиту Гурию 499. Подобные ему господа просто не веруют в Бога, как множество современных архиереев и более половины иереев. Их нисколько не интересует догматическая, и каноническая, и историческая и даже научная правда, а только выполнение масонских поручений. Последние поняли, куда должно им направлять свои стрелы против Христовой веры и Церкви – на разрушение предания Церковного и св. канонов, а также на сеяние раздоров среди служителей Церкви. Увы, они не безуспешны, но преуспевают на горшее, и слово их, как рак, будет распространяться (2Тим. 2, 17). Но скажем: «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный, да творит правду еще, и святый да святится еще» (Апок. 22, 11).

Итак, я горячо сочувствую Вашей апологетической деятельности, а только печалюсь о том, что Вы убеждали братию не молиться за Патриарха Василия. Ну что хорошего быть под запрещением, хотя и не совсем законно? Да и монашество Афонское будет разделенное не как нешвенный хитон Христов. Молитесь, чтобы Господь вразумил старого безумца 500. – А Гурий человек безнадежный; он еще в России посмеялся своему монашеству, и если бы не отделение Румынии от нашего отечества, то был бы лишен сана. Посему он так радовался автономии Бессарабии, что не постыдился появиться в облачении на том бесовском празднике, да еще с жезлом в руке. – Вообще, похоже на то, что св. Церковь численно умалится, как после Афанасия, когда правительство и едва ли не большинство паствы стало арианами или полуарианами; подобное же было и во времена иконоборцев и еще ранее – монофелитов при св. Максиме Исповеднике. Не гневайтесь на меня, но обаче помолитесь о моем спасении.

Преданный душевно Митрополит Антоний.

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).

С. 212–213.

№ 9

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) ИЕРОСXIМОНАХУ ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ НА КАРУЛЮ

8 февраля 1930 г.

Всечестный и преподобный Батюшка Отец Феодосий!

Внимательно перечитал Ваше большое письмо о Глубоковском и заметку, но, простите, забыл, с каким назначением Вы его послали? Не откажите напомнить: то ли желательно его отпечатать, то ли куда переслать? Я его храню у себя впредь до Вашего указания. А за мою забывчивость простите. Сегодня пишу 5-ое письмо, 67 лет мне исполнится 17 марта, было, когда ослабеть памяти, разбрасывая себя по неволе на все стороны.

С Вашими мыслями и доводами я вполне согласен. Не знаю, как уладить отношения на Валааме и на Св. Горе по поводу новостильников.

Во всяком случае, новый Патриарх Фотий желает, чтоб его считали консерватором. Мне писали о нем, что он лучший из современных иерархов в Царьграде: он ответил на мое приветствие только недавно, ибо первое мое письмо потерялось не дойдя до него, о чем меня уведомил о. Архимандрит Кирик; тогда я повторил, и он ответил весьма любезно и по-церковному. Пишу воззвание к русским воинам по приглашению Генерала Краснова; он церковный человек и предан Царю и родине. Помолитесь за него и за Вашего доброжелателя, преданного во Христе

Митрополита Антония

На ответ посылаю марки: греческих не имею.

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).

С. 218.

№ 10

ПИСЬМО МОНАХА ВАСИЛИЯ (КРИВОШЕИНА) 501СВОЕЙ МАТЕРИ ЕЛЕНЕ ГЕННАДИЕВНЕ КРИВОШЕИНОЙ 502

17/30 января 1932 г. Прп. Антония Великого Дорогая мама, милость Господня да будет с тобою! Получил на днях твое письмо. Прости, что не поздравил тебя с Праздниками: сначала было много другой работы, а потом уже оказалось поздно… У нас Праздники прошли по-обычному. Особенно только праздновалась память преподобного Серафима Саровского (по случаю столетия его смерти). Обычно в этот день бывает полиелей (надеюсь, что, пожив в Обители Нечаянной Радости, ты разбираешься в разных видах богослужения и в их названиях), в этом году было устроено торжественное бдение. В другие годы мы не устраиваем бдения 2 января, так как накануне бывает бдение святителю Василию Великому, но в этом году было совершено два бдения подряд: святителю Василию Великому (1 января) и преподобному Серафиму Саровскому (2 января). Тем не менее, бдение преподобному чудотворцу Серафиму Саровскому (совпавшее с воскресной службой) прошло очень легко и радостно, в настроении почти пасхальном… Так велика благодать, дарованная ему Богом, что даже молиться ему легко.

Очень рад, что тебе удалось побывать на главных праздничных службах; грустно, конечно, что служба в банке препятствует Кире 503 бывать в церкви в рабочие дни, но что поделать: слава Богу, что ему удается ходить в церковь хотя бы по воскресеньям и что у него есть к тому сердечное желание; а Господь смотрит на сердце, на внутреннее произволение, а не на внешнее его выполнение (когда это не в нашей воле).

Здесь мы избалованы церковными службами и как бы погружены в эту атмосферу церковности, а потому мало ее замечаем, и даже, увы, недостаточно ценим. Но когда случается побывать в миру, то начинаешь ощущать, какого источника благодати мы лишаемся без церкви!

«Путь к спасению» вышлю, как только получу деньги. Вышлю тебе также и жизнеописание Божией Матери. Отдельной платы за эту книгу не надо, вполне достаточно, если ты вышлешь деньги за кресты (да и то если тебе это не трудно).

Мне кажется, что ты поступила правильно, поселившись вместе с Кирой, и оставила Обитель Нечаянной Радости. Жить тебе там было не по силам (а значит и не в пользу), а монахини из тебя все равно не вышло бы – в твоем возрасте слишком трудно полагать начало. В древности, правда, были тому примеры. Так, преподобный Павел Препростый пошел в монахи 66 лет и быстро достиг великой святости, так что по силе чудотворений превосходил самого Великого Антония, учеником которого был. Но это особые благодатные случаи, им подражать неразумно (по словам преподобного Иоанна Лествичника), а общий опыт нашего времени показывает, что людям, перешедшим известный возраст, почти невозможно стать монахами. Вот почему в некоторых греческих монастырях Святой Горы существует правило не принимать никого свыше 35 лет. Очень рад был от тебя слышать, что в Обители Нечаянной Радости ведется строгая жизнь.

Частичка мощей Святого Великомученика Пантелеймона (о которой ты пишешь) пожертвована Карпатской Православной Миссии 504 нашим Монастырем в 1931 году (игумену о. Серафиму Иванову 505, приезжавшему к нам тогда на Пасху). О православном движении на Карпатах я хорошо осведомлен, ибо в нашем монастыре живет 21 монах из Карпатской Руси. Они бывшие униаты, много пострадавшие за Православие и непризнание унии. Все они сравнительно молодые люди (26–40 лет), из крестьян, очень ревностные православные и хорошие монахи. К нам они поступили в 1922–28 гг. и продолжали бы поступать и сейчас, если бы греческое правительство не запретило бы им этого. Им просто отказывают в визе! А помимо их поступления в Монастырь почти никого нет.

За истекший 1932 год опять умерло 20 человек, остается братии всего около 380 человек. Беженцев к нам поступило за все время сравнительно мало, сейчас у нас в монастыре их около 10 человек. Несколько больше в других обителях и келиях (вместе взятых).

О моем здоровье не беспокойся – слава Богу, я вполне здоров и за все эти годы почти не болел (серьезно). В первое время мне было трудно переносить летом жару, но потом я к этому привык. Единственное, что иногда болит, – это зубы, но я их лечу, здесь это возможно.

Трудности монашества не столько во внешних тяготах (пост, продолжительные богослужения и т. д.), сколько во внутренней душевной брани. А еще в умении извлекать душевную пользу и поддерживать «божественное желание» в обычном ходе монастырской повседневной жизни. Все опять сводится к «стяжанию Духа Святого» – в чем преподобный Симеон Новый Богослов и преподобный Серафим Саровский усматривают цель всей духовной жизни и даже условие нашего спасения!

Не могу сказать, чтобы я хоть сколько-нибудь преуспел на этом пути. Характер мой за эти годы почти не изменился сравнительно с тем, что было в миру. Больше читаю о духовной жизни, нежели прохожу ее на деле. Читаю вообще много и в ущерб молитве. Хорошо только, что в монастыре имеются некоторые старцы большой духовной жизни (большей частью простые монахи – как, например, о. Силуан 506) – от них можно многому научиться.

Сейчас зима, на горах снег. Никаких гостей в это время года (от Покрова до Пасхи) не бывает. А там опять пойдут иностранцы всех национальностей – мне с ними приходится «возиться» (таково мое послушание). Среди них иногда попадаются люди с духовными запросами и интересом к Православию. Но таких мало.

Прошу твоих святых молитв.

Твой сын недостойный монах Василий, твой смиренный богомолец.

Архиепископ Василий (Кривошеин). Спасенный Богом.

Воспоминания, письма. СПб., 2007. С. 208–212.

№ 11

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) ИЕРОСXIМОНАХУ ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ НА КАРУЛЮ

11 октября 1934 г.

Всечестный Батюшка отец Феодосий!

Сохраняю к вам прежнюю любовь и уважение, я прошу прощения, что я не осторожно написал Вам некоторые строки, из которых можно заключить будто я желаю отвернуться от нашей с Вами давнишней дружбы.

Но я уверяю Вас, что уважаю Вас и люблю по-прежнему, хорошо зная Ваши yceрдиe к спасению души и непоколебимость в истинной вере.

В ответ на Ваш вопрос об о. Леониде, которого бес попутал, то пусть приносит в своем грехе покаяние Господу Богу, когда приступает к молитве. Прочитайте ему чин разрешаемым от клятвы.

А разрешительную молитву я прочитаю заочно.

Вот измена веры это более серьезный грех, но и он да будет прощен потому, что согрешивший конечно не знал наших правил о грехах и епитимиях.

Теперь мы уже оба старики и нуждаемся в покаянии за всю нашу жизнь, о том же напишите Вашему клиенту.

Призываю благословение Божие на Вашу нелегкую жизнь. А рабу Божию Леониду да подаст Господь утешение и прощение.

Прошу Ваших св. молитв и остаюсь

Ваш неизменный доброжелатель Митрополит Антоний.

Сремские Карловцы.

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).

С. 271.

№ 12

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) ИЕРОСXIМОНАХУ ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ

НА КАРУЛЮ

Сремские Карловцы.

18 ноября 1934 г.

Всечестный и Достолюбезный Батюшка О. Феодосий!

Время нашего делания приходит к общечеловеческому концу. Пора, давно пора готовиться нам к смерти. Слава Богу, что Вы сознательно, т. е. по мере разумения находитесь в послушании Св. Церкви и единомысленных с Нею. Я уверен, что Бог Вас не оставит.

О себе прошу Ваших св. молитв.

Проводя жизнь до старости среди молитв и старцев, Вы уготовали себе верный путь ко спасению. Пути наши сошлись у самых врат небесной двери.

Преданный всей душей Ваш старый друг М. Антоний.

Земно кланяюсь достоуважаемому Авве Феодосию, прося святых молитв о недостойнейшем имени чернеца почитающем Вас Архимандрите Феодосии 507.

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).

С. 270.

№ 13

ПИСЬМО МОНАХА ВАСИЛИЯ (КРИВОШЕИНА) СВОЕЙ МАТЕРИ ЕЛЕНЕ ГЕННАДИЕВНЕ КРИВОШЕИНОЙ

23 января/5 февраля 1940 г.

Святая Гора, Афон, Греция

Дорогая мама.

Вчера во время ранней литургии тихо скончался наш Игумен о. Архимандрит Мисаил.

Ему было свыше 87 лет. Последние 5 лет он был наполовину парализован, но сохранял вполне ясность сознания. Болел перед смертью несколько дней. Был сильный жар. Ежедневно приобщался. Похороны завтра. Будет архиерей. В Монастыре все тихо и благополучно, Бог даст не будет никаких препятствий извне в утверждении нового игумена о. Иустина.

Покойного Игумена все очень любили и огорчены его кончиной. Но, да будет воля Господня… Пишу тебе по-русски, ибо из Франции здесь постоянно получаются письма все по-русски, и так же туда пишем. Было бы странно только с тобой переписываться по-французски. Отец Кассиан 508 уезжает в Афины: пока не дают разрешения жить на Афоне.

Господь да хранит тебя,

Твой сын м. В.

Архиепископ Василий (Кривошеин). Спасенный Богом. С. 218.

№ 14

СООБЩЕНИЕ ЭКУМЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ПРЕСС-СЛУЖБЫ О ПИСЬМЕ РУССКОГО МОНАХА СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН, ПРИВЕТСТВОВАВШЕГО УСПЕXI ГРЕЧЕСКОЙ АРМИИ В ВОЙНЕ С ФАШИСТСКОЙ ИТАЛИЕЙ

Женева, январь 1941 г.

Восприятие войны на горе Афон.

За чудом Финляндии 509 последовало еще большее чудо Греции. У нас в монастыре война мало ощущается, только новости, которые мы получаем, заставляют нас еще больше удивляться. Единство греческого народа – прежде всего религиозное единство, единство с Христом. Без желания чего-либо для себя, без стремления к захвату чужих земель народ Греции знает, что с начала военных действий Бог защищал, и в дальнейшем будет защищать его. Я хотел бы сказать и большее: Православие получило большой урок. Я читал письма с фронта, которые все пронизаны одной мыслью: защита, даваемая нам свыше, – защита Матери Божией, празднование которой произошло после торпедной атаки у острова Тинос. Чудо Греции – это чудо божественного присутствия, и это божественное присутствие, которое узнал народ, теперь стало реальным событием его жизни.

Bundesarchiv Berlin (BA), 62 Di1/85. Bl. 169.

Копия / Перевод с немецкого М.В. Шкаровского.

№ 15

ПИСЬМО НАСТОЯТЕЛЕЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО МОНАСТЫРЯ, СВЯТО-АНДРЕЕВСКОГО СКИТА И СВЯТО-ИЛЬИНСКОГО СКИТА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТУ ВИДИНСКОМУ НЕОФИТУ В СОФИЮ

22 февраля 1942 г.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец, благословите!

Вернувшиеся из Болгарии представители наших русских Святогорских обителей: Св. Пантелеимона, Св. Андрея Ап. и Св. Прор. Илии – монах Василий и иером. Николай – сообщили нам о щедром пожертвовании в размере 35.000 лева, сделанном Св. Синодом Болгарской Церкви на нужды наших обителей в настоящее трудное время, когда мы были вынуждены обратиться к братской единоверной Болгарии с просьбой о разрешении покупки нужного для наших обителей хлеба. Болгарское правительство откликнулось на нашу просьбу, и нам было разрешено вывезти из Болгарии на Св. Гору 40 тонн пшеницы. Однако расход по перевозке этой пшеницы оказался, по независящим от нас обстоятельствам, столь высоким, что если бы не денежная поддержка со стороны Св. Синода, мы не смогли бы довезти до места назначения всей данной нам пшеницы.

Поэтому приносим в лице Вашего Высокопреосвященства нашу искреннюю и глубокую благодарность Болгарскому Св. Синоду за оказанную нам поддержку и помощь. Благодаря ей, наша братия была спасена от верного голода.

К сожалению, только по распоряжению Беломорского Областного Управителя г. Герджикова из привезенного нами в Кавалу из Северной Болгарии в февраля месяце количества пшеницы 36 тонн нам было разрешено вывезти во Св. Гору всего 20 тонн, а остальные 16 тонн мы были вынуждены временно оставить в Кавале на хранение на складе Храноизноса. И это вопреки тому, что Министерский Совет разрешил нам вывезти для нужд братии наших русских обителей все количество 36 тонн. Мы с большими трудностями и расходами привезли его из Северной Болгарии в Кавалу, после того, как уплатили его стоимость в Дирекцию Храноизноса.

Вывезенного нами количества пшеницы совершенно недостаточно, чтобы наша многочисленная братия смогла бы прожить, не голодая, до нового урожая. Поэтому горячо просим Ваше Высокопреосвященство и в Вашем лице Св. Синод походатайствовать о скорейшей отмене запрещения Беломорского Областного Управителя о вывозе из Кавалы 16 тонн пшеницы, временно оставленной там. Все нужные на вывоз разрешения (Министерского Совета, Дирекции Внешней торговли, Народного банка, Дирекции Храноизноса и др.) уже давно получены нами, и только со стороны Беломорского Областного Управителя мы встретили противодействие, непонятное нам, ибо пшеница, которую мы должны вывезти, происходит не из Беломорья, но привезена нами из Червена Брега.

Будем Вам бесконечно благодарны за содействие, которое Вы окажете нам в этом жизненно важном для нас вопросе 510.

Еще раз благодарим Ваше Высокопреосвященство и в Вашем лице весь Св. Синод Болгарской Православной Церкви за его отеческую милость и любовь к нашим русским Святогорским обителям.

Испрашивая св. молитв Ваших и святительского благословения, остаемся

Вашего Высокопреосвященства

Смиренными послушниками и богомольцами

Игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

Архимандрит Иустин со всею о Христе братиею, Игумен Русского на Афоне Андреевского скита

Архимандрит Митрофан со всею о Христе братиею, Игумен Русского на Афоне Ильинского скита

Архимандрит Иоанн со всею о Христе братиею

Св. Гора Афон

Централен държавен архив – София.

Ф. 791к. Оп. 2. Ед, хр. 166. Л. 11–12. Подлинник.

№ 16

ИЗ ПИСЬМА НАСТОЯТЕЛЯ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО МОНАСТЫРЯ АРXIМАНДРИТА ИУСТИНА НАЧАЛЬНИКУ РУМЫНСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ОДЕССЕ МИТРОПОЛИТУ ВИССАРИОНУ (ПУЮ)

26 мая 1943 г.

[…] Несмотря на серьезные затруднения, созданные обстоятельствами военного времени, тяжелым материальным положением, в котором сейчас находимся (в силу тех же обстоятельств), а также очень ограниченным количеством лиц из нашей братии, подходящих для дела церковного и хозяйственного восстановления нашего подворья, наш монастырь все же решается принять Ваше предложение о посылке монахов[…] Не можем бросить на произвол судьбы наше монастырское достояние. Желаем внести и нашу посильную лепту в светлое дело восстановления Православия среди русского народа. При первом же удобном случае мы решили послать в Одессу двух из наших монахов (больше нам было бы трудно, так как за последние 25 лет, вследствие отсутствия притока новых монахов из России, число нашей братии резко сократилось, и большинство оставшихся – старики).

До этого времени, мы думаем, было бы наиболее целесообразным временно передать наше подворье тем из наших монахов (раньше там живущих), которые по всей вероятности еще должны находиться в Одессе, ее окрестностях, или вообще в освобожденных районах[…] молимся Богу о благословении Вашего святого дела – восстановления православной веры среди русского народа и об окончательном освобождении его и Русской Православной Церкви от безбожной власти большевиков[…].

Bundesarchiv Berlin (BA), R 901/69684. Подлинник. Bl. 8–9.

№ 17

СЛУЖЕБНОЕ ПИСЬМО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ШЕФА ПОЛИЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ И СД В НЕМЕЦКОЕ МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

18 октября 1943 г.

Относительно: Греко-православный архимандрит Сергей Безобразов (монашеское имя Кассиан), проживающий в монастыре Пантелеимон / гора Афон.

Ссылка на: Ваше письмо от 6.10.43 – Инланд I-Д 1710/43

Кассиан собирается снова заняться своей прежней деятельностью в монашеской школе в Париже, где готовятся молодые силы для использования в России. Однако этот теологический институт находится под руководством исключительно прозападно ориентированного митрополита Евлогия. Согласно имеющимся у нас сведениям, возвращение в Париж было рекомендовано архимандриту Кассиану ОКВ 511, для которого тот действовал в качестве доверенного лица, так как в Белграде он вызывал текущие издержки, поскольку там нужно было заботиться о его содержании, в то время как в Париже это обстоятельство упразднялось. Со стороны митрополита Анастасия Кассиану, который в настоящее время снова находится на горе Афон, было обещано место приходского священника в Банате.

По церковно-политическим причинам я не могу согласиться с его переездом в Париж. Так как по новейшим полученным нами сообщениям Кассиан собирается побудить монашескую республику Афон к резкому высказыванию мнения против выборов Патриарха в Москве, я прошу в соответствующей вежливой форме сообщить ему, что в настоящее время его заявление о переезде в Париж не может быть выполнено по общим политическим причинам.

Подпись

BA, R 901/69687. Bl. 3. Подлинник. Перевод с немецкого

М.В. Шкаровского.

№ 18

ИЗ ПОСЛАНИЯ ИГУМЕНА РУССКОГО СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО МОНАСТЫРЯ АРXIМАНДРИТА ИУСТИНА CВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ І

Июль 1945 г.

Ваше Святейшество, милостивейший Архипастырь и Отец, благословите! Русский монастырь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской сыновне шлет настоящим письмом свои искреннейшие и теплейшие поздравления Вашему Святейшеству по случаю избрания Вас на древний Московский Патриарший престол и торжественного поставления Святейшим Патриархом Московским и всея России. Недавнее восстановление патриаршества в России, избрание на Патриарший престол сначала Вашего приснопамятного предшественника – блаженно о Господе почившего Патриарха Сергия, а теперь и Вашего Святейшества наполнили наши сердца, русских православных людей, чувствами глубокой радости и благодарности Богу. Отрадно думать, что святая православная вера, как и в древние времена, вновь сияет на Святой Руси, что в эти тяжелые годы войны с исконным внешним врагом-завоевателем Святая Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Сергия и Вашем воодушевляла и наставляла (как и во все трудные времена истории России) верующий русский народ на святое дело защиты Родины. Еще с большею радостию слышим мы отовсюду, что православная вера и Церковь в России обладают сейчас полной свободой и что правители державы Российской относятся к Церкви Христовой с подобающим ей уважением и доброжелательством. Радостно также, что Русская Православная Церковь вновь занимает подобающее ей почетное место среди других Автокефальных Церквей и что в Москве обсуждаются и решаются во благо Православия важнейшие вопросы, касающиеся всей Православной Церкви в целом […].

Пользуясь случаем этого первого после многих лет перерыва письменного общения с Русской Церковью, мы обращаемся от имени нашего Русского монастыря Святого Пантелеимона и всех русских монахов Святой Горы к Вашему Святейшеству с нижеследующей просьбой: Вот уже 30 лет, как Святая Гора Афонская перешла без согласия на то России во власть греков. С этих пор наш монастырь и все русские обители на Афоне начали подвергаться тяжелым стеснениям со стороны греческого правительства[…]. Негреческие обители Святой Горы обречены на верное и сравнительно быстрое вымирание и уничтожение, за которыми последует общая гибель Святой Горы как особой монашеской автономной области. Мы вместе с тем сознаем, что в нашей беде, беде русских людей на далеком Афоне, нам может помочь одна лишь Россия. Поэтому мы умоляем Ваше Святейшество: взять нас под свое отеческое духовное покровительство […].

Игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

Архимандрит Иустин со всею о Христе братиею.

Положение русского монашества на Святой Горе Афон / Pravoslavie.ru.

II. ПОДВОРЬЕ СВЯТО-АНДРЕЕВСКОГО СКИТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

№ 1

СПРАВКА НАСТОЯТЕЛЯ ПОДВОРЬЯ СВЯТО-АНДРЕЕВСКОГО СКИТА ИЕРОМОНАХА МАКАРИЯ (РЕУТОВА) И ПРИХОДСКОГО СОВЕТА О ПРИХОДСКОЙ ОБЩИНЕ И СОСТАВЕ «ДВАДЦАТКИ» ЦЕРКВИ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДЛЯ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПЕТРОГУБИСПОЛКОМА

Осень 1921 г.

Приходская община при Петроградском подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского скита (в Греции), объединенная местным приходским советом, утверждена 10-го октября 1919 года (договор группы верующих с Смольнинским Советом Рабочих и Красноармейских Депутатов).

В состав приходского совета входят:

1) Василий Павлович Акулов

2) Петр Иванович Архипов

3) Николай Васильевич Базырин

4) Авраамий Тимофеевич Босых

5) Александр Ионович Брылов

6) Тихон Петрович Владыкин

7) Серафим Сергеевич Говырин

8) Лаврентий Семенович Добрецов

9) Гермоген Васильевич Крылов

10) Игнатий Иринеевич Лебедев

11) Аполлинарий Федорович Маслов

12) Петр Матвеевич Матвеев

13) Василий Степанович Митяков

14) Николай Флегонтович Николаев

15) Георгий Димитриевич Помылев

16) Макарий Тимофеевич Реутов

17) Никанор Антонович Семенов

18) Алексей Егорович Сергеев

19) Николай Фомич Фомин

20) Прокопий Артамонович Ханов

21) Иулиан Казимирович Копяткевич

22) Дамиан Димитриевич Отрыганьев

Ответственным лицом является Настоятель Подворья Макарий Тимофеевич Реутов, жительств. по 5-й Рождественской улице, в доме № 33/14.

Возникла община для совершения Богослужений в приходском храме – Петроградском Подворье Старо-Афонского Скита.

Деятельность общины выражается в совершении Богослужений и в заботах о поддержании в исправности приходского храма в силу договора с гражданскою властью.

Подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского Скита находится на 5-й Рождественской улице, № 33/14.

При сем прилагается копия договора с Смольнинским Советом Рабочих и Красноармейских Депутатов от 10-го октября 1919 года 512.

Настоятель Подворья М.Т. Реутов

Секретарь приходского совета М. Лебедев

Резолюция заведующего отделом управления Петрогубисполкома: «Перерегистрировать».

Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб).

Ф. 1001. Оп. 7. Д. 4. Л. 124–124об. Подлинник. Рукопись.

№ 2

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРИХОДСКОГО СОВЕТА ЦЕРКВИ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТДЕЛ ЛЕНОБЛИСПОЛКОМА С ПРОСЬБОЙ НЕ ВЫСЕЛЯТЬ МОНАШЕСТВУЮЩИХ ИЗ ЗДАНИЯ СТАРО-АФОНСКОГО ПОДВОРЬЯ

24 ноября 1929 г.

4 ноября с.г. 25 человекам монахам, как служителям культа (из них на иждивении двадцатки состоят 22 человека, т. е. исключая Веденеева, Серебрякова и Орехова) объявлено о добровольном, в месячный срок, в порядке 155 ст. Г.К. выселении из помещения дома № 33 по 5-й Советской улице.

Полная невозможность в этот краткий срок подыскать помещение при существующем тяжелом жилищном кризисе, а также то обстоятельство, что все выселяемые по преимуществу люди пожилые (от 46 до 70 лет), а некоторые из них тяжело больные и инвалиды, вынуждает обратить внимание Административного Отдела на следующие обстоятельства:

1). – Жилое помещение дома, состоящего при церкви Старо-Афонского подворья, сооружено одновременно с церковью иждивением, трудом и частью средствами находящегося в Греции на Афонской горе Андреевского скита Ватопед, почему монашество подворья состоит в иерархической зависимости от Вселенского (Константинопольского) Патриарха и Афонского монастыря в Греции.

2). – Помещения, занимаемые выселяемыми, тесные – площадью всего 207 метров и выселение их существующего жилищного кризиса ни в какой мере не разрешит.

3). – Все выселяемые, начиная с настоятеля, по происхождению из трудового русского крестьянства, в юности по религиозным убеждениям приняли постриг в Афонском монастыре в Греции, там проживали долгие годы, будучи в порядке послушания на трехлетний срок посланы в Россию для обслуживания подворья и религиозных нужд населения. Остались они здесь на жительство, вследствие начавшейся в 1914 году войны, т. к. в виду затруднительности выезда, с решения Советской Власти и, по представлению греческого правительства, возвратились на Афон только 5 человек.

4). – Все выселяемые люди совершенно необеспеченные, содержание их производится общим котлом и обходится не свыше 25 руб. в месяц на каждого, люди по своему религиозному убеждению заботящиеся только о спасении душ, а потому, как чуждые политиканству, они всегда молятся «за иже во власти сущих». Ни в каких противосоветских выступлениях монахи Афонского подворья не участвовали.

5). – Несмотря на их материальную необеспеченность, монахи, как устанавливается управдомом на поданном в Райжищсоюз 5/XI с.г. заявлении, всегда исправно оплачивали квартплату, а также производили ремонт. Таким образом, монашество подворья всецело выполнило свой долг перед страной и Советской Властью.

6). – Массовое выселение монашества из подворья чрезвычайно затруднит как отправление религиозных нужд, так и надлежащее сохранение отданных приходскому совету храма и предметов церковной утвари.

Ввиду изложенного приходской совет убедительно просит Административный Отдел предложить ЖАКТу не применять выселение 22-х монашествующих из здания Старо-Афонского подворья (административному выселению указанные лица, за отменой пункта 2-го постановления Ленинградского Совета от 2/III-29 г. ВЛС № 44, 35, 18 не подлежат, потому что по своему имущественному положению подоходным налогом никто из них обложен не был), доводим до сведения отдела, что монашествующие согласны уплотниться даже на половине занимаемой площади.

Председатель: ( С. Простаков)

Председатель Ревизионной Комиссии: ( А. Брылов)

Секретарь: ( С. Тихонов)

Резолюция заведующего сектором административного надзора Камчатова от 28 ноября 1929 г.: «По распоряжению т. Иванова 513 заявление оставлено без последствий, о чем сообщено заявителям» 514.

ЦГА СПб. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 50. Л. 8–8об. Подлинник.

№ 3

ЗАЯВЛЕНИЕ АРXIВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕНОБЛИСПОЛКОМА В ПРЕЗИДИУМ ВОЛОДАРСКОГО РАЙСОВЕТА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗДАНИЯ ЦЕРКВИ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

15 ноября 1932 г.

Ввиду того, что по всей области разбросаны архивные материалы Профдвижения, необходимые в данный момент для использования по истории фабрик и заводов и 15-летия Октябрьской Революции, которые должны быть сконцентрированы в одном месте, без чего они могут погибнуть безвозвратно, Ленинградское Областное Архивное Управление просит предоставить ему церковь бывш. Афонского монастыря по 5 Советской ул.

Зам. Управляющего ЛОАУ ( Журавлева)

Секретарь ( Дитенко)

ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 50. Д. 28. Л. 35. Подлинник.

№ 4

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА РАЙОННОГО ИНСПЕКТОРА КУЛЬТА ЛЕОПОЛЬДОВОЙ В ПРЕЗИДИУМ ВОЛОДАРСКОГО РАЙСОВЕТА

Середина ноября 1932 г.

Здание Старо-Афонского (быв. Мужского) подворья уг. 5-й Советской и Дегтярной ул. 2-этажное, каменное, в удовлетворительном состоянии, фасадом здание выходит на две указанных улицы, а задней частью во двор, принадлежащий ЖАКТу, размер площади нижнего помещения около 200 кв. м., а верхнего – около 450 кв.м. До 1923 г. подворье состояло из здания церкви и жилого флигеля, примыкающего к церкви, в котором до 1929 г. проживали монахи, занимая с 1923 г. часть здания, которое было передано в ведение Райкоммунотдела, а здание церкви оставлено в пользовании верующих.

Несмотря на то, что подворье как таковое было ликвидировано, фактически же до октября мес. текущего года во главе церковн[ого] управления стоял настоятель (быв. игумен подворья), монахи, проживавшие в Петро-Славянке, адрес был указан в анкетах, представленных для регистрации священнослужителей, а между тем в течение неопределенного времени проживали в церкви, что и было установлено в октябре месяце текущего года, не ожидая посещения кого-либо, в 11 часов вечера приготовились на ночлег, разостлав по всей церкви постели; двадцатка, зная о пребывании в ночное время монахов в церкви, никаких мер не принимала, а наоборот, помогала монахам скрываться в стенах церкви, не ставя в известность Райсовет. Так как большинство церквей подворья и монастырей напоминают по типу своей постройки домовые церкви, к которым может быть причислена и церковь Афонского подворья, а посему просить Президиум Облисполкома договор с двадцаткой расторгнуть, церковь закрыть и ликвидировать, передав здание Архив[ному] управлению под профсоюзный архив.

Религиозные чувства верующих могут быть обслужены рядом расположенной церковью Рождества на 6-й Советской ул.

Инспектор культа ( Леопольдова)

ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 50. Д. 28. Л. 36. Подлинник.

№ 5

ВЫПИСКИ ИЗ ПРОТОКОЛА № 76/32 ЗАСЕДАНИЯ МАЛОГО ПРЕЗИДИУМА ВОЛОДАРСКОГО РАЙСОВЕТА XIII СОЗЫВА О ЗАКРЫТИИ И ЛИКВИДАЦИИ СТАРО-АФОНСКОГО ПОДВОРЬЯ

17 ноября 1932 г.

п. 21 опросом. О закрытии и ликвидации Старо-Афонского подворья.

Внесено: Инспектором Культа Леопольдовой.

Принимая во внимание:

1. что Старо-Афонская церковь как быв. подворье принадлежит к типу домовых церквей, что задняя часть здания церкви выходит во двор жилого дома, принадлежащего ЖАКТу, в силу чего церковь тесно соприкасается с жилым флигелем;

2. что религиозным обществом Афонской церкви допущено проживание монахов в течение продолжительного времени в здании церкви и скрыт при регистрации точный адрес, просить Президиум Облисполкома договор с религиозным обществом Афонского подворья расторгнуть, церковь закрыть и ликвидировать, а здание передать Архивному Управлению, согласно их ходатайства.

Секретарь: ( Петров)

Резолюция от 22 ноября 1932 г.: «На Комиссию» 515.

ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 50. Д. 28. Л. 33–33об. Подлинник.

№ 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЛЕНОБЛИСПОЛКОМА О ЗАКРЫТИИ СТАРО-АФОНСКОГО ПОДВОРЬЯ

15 февраля 1933 г.

Протокол № 103, пункт № 54.

По вопросу: «О ликвидации Старо-Афонского подворья по 5-й Советской ул. г. Ленинграда, Володарского района».

Исходя из того, что при обследовании в ночное время Старо-Афонской церкви было обнаружено тайное проживание монахов, 20-ка, зная о пребывании их, никаких мер не принимала, а наоборот, помогала скрываться продолжительное время в стенах церкви, что является явным нарушением закона о религиозных объединениях, а также принимая во внимание, что здание церкви является быв. мужским подворьем и принадлежит к типу домовых построек, в силу изложенного постановление президиума райсовета утвердить, подворье ликвидировать, а здание использовать для намеченных целей.

Зам. пред. Леноблисполкома Зернов

Секретарь Леноблисполкома Ломтев

ЦГА СПб. Ф. 7179. Оп. 10. Д. 488. Л. 78. Подлинник;

Ф. 1000. Оп. 50. Д. 28. Л. 27. Копия

* * *

487

Письмо адресовано упоминаемому в тексте книги иеросхимонаху Феодосию (Харитонову).

488

Отец Феодосий до пострига в великую схиму носил имя Феофан.

489

Имеется в виду архиепископ Полтавский Феофан (Быстров, 1872–1940).

490

Опять имеется в виду аpxиепископ Феофан и его сподвижник епископ Богучарский Серафим (Соболев), управлявший русскими православными общинами в Болгарии.

491

Василий III был избран Константинопольским Патриархом в 1925 г. Фанара – район Константинополя, где находится Патриархия.

492

Герман II был патриархом Константинопольским с 1222 по 1240 г., в то время когда латинские рыцари владели Царьградом. Вел постоянную борьбу с папским престолом. Сохранились его произведения против латинян.

493

В 1872 г. Константинопольский Собор объявил Болгарскую Церковь «схизматской», за самовольное провозглашение автокефалии. Схизма была снята в 1945 г.

494

Аpxиeпископ Феофан Полтавский и епископ Серафим Богучарский.

495

Apxиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский) в 1924 г. участвовал в освящении собора св. кн. Александра Невского в Софии.

496

Иеродиакон Протасий – русский инок, живший на Aфоне в Старом Русике.

497

Имеется в виду Константинопольский Патриарх Василий III.

498

Речь идет о схиархимандрите Кирике – духовнике Свято-Пантелеимоновского монастыря.

499

Митрополит Бессарабский Гурий (Николай Гроссу) был профессором Киевской Духовной Академии, овдовев, принял монашество. В 1919 г. эмигрировал за границу. Из Бессарабии был изгнан за присвоение общественных денег в 1936 г.

500

Имеется в виду Константинопольский Патриарх Василий III.

501

Будущий архиепископ Брюссельский и Бельгийский Московского Патриархата Василий (1900–1985).

502

Е.Г. Кривошеина (урожденная Карпова, 1870–1942) была дочерью профессора истории Московского университета Г.Ф. Карпова и племянницей знаменитого миллионера-мецената Саввы Морозова.

503

Кира – Кирилл Александрович Кривошеин, младший из пяти братьев Кривошеиных.

504

Имеется ввиду монастырь прп. Иова Почаевского в Ладомировой (Словакия), основанный русскими эмигрантами в 1924 г.

505

Будущий архиепископ Чикагский и Детройтский в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей.

506

Речь идет о преподобном Силуане Афонском.

507

Приписка келейника митрополита Антония архимандрита Феодосия (Мельника).

508

Речь идет об архимандрите Кассиане (Безобразове).

509

Речь идет об относительных неудачах СССР в войне с Финляндией 1939–1940 гг.

510

Помощь была оказана, – Болгарский Священный Синод обратился с соответствующим письмом в Министерство иностранных и религиозных дел.

511

Верховным командованием вермахта.

512

Приложенный к справке договор о передаче церкви верующим не публикуется (ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. Д. 4. Л. 125–125об.).

513

Иванов – заместитель начальника административного отдела Леноблисполкома.

514

Результатом заявления стало проведение 27 ноября 1929 г. обследования комиссией административного отдела здания Благовещенской церкви. Акт обследования не публикуется (ЦГА СПб. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 50. Л. 12).

515

То есть передать на рассмотрение в Комиссию по вопросам культов при Леноблисполкоме.