Источник

Арсений (Брянцев Александр Димитриевич), архп. Харьковский и Ахтырский

Родился 27 августа 1839 года в семье дьячка Смоленской епархии, с.Волсты-Пятницы, Юхновского уезда. День Ангела 8 мая. Детство его и годы учения протекли в крайней бедности и нужде и навсегда оставили в душе его заметный след, научили понимать впоследствии, когда он был уже совершенно обеспечен, чужую нужду, чужую бедность. Дело в том, что отец его был в очень бедном приходе, семья же была большая. Два старших брата были отвезены в Вяземское духовное училище и воспитывались там на средства отца; когда же настало время везти в училище третьего сына Александра, то средств уже не хватало совсем, и потому решено было, чтобы не оставить его вовсе без всякого образования, поместить в какой-либо монастырь, где бы он мог хотя практическим только путем обучаться пению и вообще церковному обиходу.

Но к счастью, как раз в это время старший брат, только что перешедший в семинарию, ввиду, с одной стороны, крайней бедности, а с другой – хороших успехов, был принят, хотя и не был сиротой, на казенное содержание. Обрадованный отец тотчас же отправил Александра в Вязьму в духовное училище, где и поместил на свой счет на частную квартиру – с платой – 50 копеек в месяц! Более или менее благополучно, при 50-копеечной плате, протекли годы ученья в духовном училище, но затем, по переходе в семинарию, положение опять весьма осложнилось. Жизнь в Смоленске значительно дороже, чем в Вязьме, принять на казенное содержание второго брата, не сироту, когда уже принят первый, было невозможно; между тем, отцу необходимо было везти еще и следующего младшего брата в духовное училище. Тогда с молчаливого согласия семинарского начальства, устроился такой2 почивший архиепископ поселился, как он сам впоследствии всегда любил вспоминать, в семинарском корпусе, в качестве «зайца». Начальство делало вид, что его не замечает, он же устраивался где-нибудь на свободной койке заболевшего товарища, питаясь чем случится также от товарищей ит.п. Собственной койки или прибора за столом ему, конечно, не полагалось. Однако через год начальство, видя его прилежание и любовь к учению и входя в крайне бедственное положение, нашло возможным принять его «вне правил» на полуказенное содержание.

В 1863 году он окончил семинарию. В этом же году он поступил в Киевскую Духовную Академию, которую окончил со степенью магистра богословия в 1867 году. По окончании Академии женился и был определен законоучителем гимназии в м.Белая Церковь Киевской епархии.

4 февраля 1868 года рукоположен во священника.

В 1869 году был перемещен в Киев настоятелем Киево-Печерской Воскресенской церкви и вместе законоучителем Киево-Подольской гимназии и Киевского военного училища.

С 1872 года – настоятель церкви Киевского института благородных девиц и законоучитель института.

19 марта 1873 года, по рекомендации митрополита Киевского Арсения, назначен ректором Таврической духовной семинарии и 9 апреля возведен в сан протоиерея. Вскоре он овдовел.

26 апреля 1875 года пострижен в монашество с именем Арсения, а 27 апреля возведен в сан архимандрита.

17 мая 1882 года хиротонисан во епископа Ладожского, вик.С.-Петербургской митрополии. Хиротония состоялась в Свято­Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Хиротонию совершали: митр. СПб Исидор; Архп.Холмско-Варшавский Леонтий и архп. Казанский Сергий и др.

В этом же году по совместительству назначен наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских мужских и женских учебных заведениях г.С.-Петербурга и его окрестностей и, кроме того, определен председателем Историко-Статистического Комитета и первенствующим членом Синодальной Конторы.

22 окт.1883 года назначен в сане епископа ректором и профессором С.-Петербургской Духовной Академии. Это назначение преосвященному приходилось принимать при довольно трудных условиях. В Петербургской Академии давно уже не было ректора из монашествующего духовенства: перед наречением Преосвященного Арсения ректорство долго занимал о.Иоанн Леонтьевич Янышев, пользовавшийся, ввиду известной учености, выдающимся авторитетом. Студентами, отчасти и корпорацией, назначение монашествующего лица, притом не бывшего прежде профессором, было встречено не особенно благоприятно. Однако, благодаря тактичности, простоте обращения и благодушию владыки, не произошло не только никаких эксцессов, но все устроилось к лучшему. В академии заметно поднялся и окреп дух церковности; затем начались между студентами дебаты о церкви, о духовной жизни, о подвижничестве, пробудился интерес, а затем постепенно и стремление к иноческой жизни, к монашеству. После 20-летнего перерыва начались в академии пострижения в монашество. Первым постриженником был студент 4-го курса Михаил Грибановский, впоследствии инспектор этой же академии и епископ Таврический. Всего же Преосвященным Арсением пострижено было в академии за четыре года девять студентов, в том числе другой выдающийся архипастырь – Преосвященный Антоний Волынский. Всего викарием Петербургской митрополии Преосвященный Арсений пробыл около пяти лет. В это время при его непосредственном участии и под личным его наблюдением выстроено было, между прочим, «Исидоровское», тогда 6-классное женское епархиальное училище. Немало потрудился над изданием описания С.-Петербургской епархии.

28 марта 1887 года назначен епископом Рижским.

За десятилетнее пребывание на Рижской кафедре он приобрел средства для постройки храмов, ввел духовные беседы с народом, устроил библиотеки и издал много брошюр духовного содержания. Его усердием создан Пюхтицкий женский монастырь, а в Риге основана Свято-Троицкая женская община и устроены почти во всех значительных городах епархии церковные склады книг религиозно­нравственного содержания. При всех церквах завел библиотеки, широко развернул миссионерские беседы, учредил при духовной семинарии Историко-статистический Комитет по описанию церквей и приходов Рижской епархии. Преобразовал Рижские Епархиальные Ведомости и на небывалую высоту поднял распространение популярных книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. Был некоторое время редактором «Таврических Епархиальных Ведомостей» и кроме того, издал «Путеводитель по святым местам Киево-Печерской Лавры». Владыка часто посещал учебные заведения вверенной ему епархии и с большой любовью относился к учащимся.·

Считаю не лишним поместить здесь некоторые воспоминания об архп. Арсении и на примере показать его отеческую заботу об учениках и его тесное соприкосновение с душами тех, кого десница Божия избрала на свещнику высшего служения Церкви. В годы своего детства и отрочества я проживал в г. Либаве (ныне Лепайя Латвийской ССР). Я обучался тогда в Николаевской классической гимназии. В один из учебных дней с утра нам, школьникам, стало известно, что днем, после окончания обедни в Свято-Троицкой церкви, к нам должен приехать наш архиерей. Был погожий осенний день. Среди учеников старших классов было несколько товарищей, побывавших на архиерейской службе, которые поделились своими впечатлениями об архиерее. Называли его строгим, суровым, молчаливым. После часа дня, всех нас попросили пройти из классов в актовый зал, где надзиратели расставляли всех школьников по линейке, не по росту, а по классам. Первый класс от входа стоял с левой стороны.

В числе первоклассников в первом ряду стоял и я. Приготовления, связанные со встречей владыки были закончены, ученики и учителя стояли в томительном ожидании. Наконец, двери в коридор с лестницами открылись и все услышали громкий голос швейцара:

Приехали! – Слышно было как подкатила карета и через несколько минут стал тихо подыматься по главной лестнице величавый, плотный старец в клобуке и во всех своих регалиях. Он ласково кланялся всем стоящим. Вот он взошел в актовый зал. Почему-то он обернулся к малышам и близко подошел к ученикам первого класса. Он стал внимательно всматриваться в лица школьников. Взор его почему-то остановился на мне. Он подошел вплотную и, нагнувшись, взял меня за подлокотники и стал поднимать. При его тучности поднимать меня ему было тяжело. Но, я хорошо помню, что он поднял меня до крайнего предела своих сил и возможности.

Подержав меня некоторое время в руках, он молча стал тихо опускать меня на пол и, улыбнувшись, спросил меня:

А что ты хочешь; малыш, учиться или гулять?

Я ответил не обинуясь.

Хочу гулять.

И владыка, обернувшись к директору гимназии А.К.Вольгекуту (немец прибалтийский), сказал:

Отпустите, господин директор, учеников на три дня. Поговорив еще несколько минут с персоналом учащих, он сел в кресло и стал каждого ученика благословлять и вручать ему Евангелие в 16-ю долю листа с крестиком. И иноверцы, и даже евреи, все получили по этой святой книжице с крестиком.

При пении всеми учащимися «Достойно есть», епископ Арсений величественно проследовал к выходу.

В первый момент я не мог растолковать значение этого возвышения меня кверху. А затем эта встреча с епископом Арсением в 1894 году постепенно стала исчезать из памяти и вновь всколыхнула меня весной 1898 года, когда наш город посетил епископ Рижский и Митавский Агафангел, впоследствии митрополит Ростовский и Ярославский. Я тогда учился в третьем классе, но и после этого воспоминания об Арсении невольно стали забываться.

В 1923 году Святейший Патриарх Тихон рукоположил меня во епископа. И тогда воочию вдруг стал предо мной образ покойного Архиепископа Харьковского и Сумского (б.Рижского) Арсения.

Как толковать этот необычайный случай со мной и Владыкой Арсением – сам не берусь.. .

Все происшедшее осенью 1894 года подтвердилось через тридцать лет также осенью.

15 мая 1893 года за выдающиеся заслуги для Церкви возведен в сан архиепископа.

4 октября 1897 года назначен архиепископом Казанским и Свияжским.

На Казанской кафедре особенной его заботой была миссионерская деятельность. Много магометан и язычников было крещено, а также и отпавших от Церкви (разных сектантов и раскольников) возвращено в православие.

Был утвержден почетным членом Казанской Духовной Академии.

В 1901 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

8 февраля 1903 года – архиепископ Харьковский.

На этой кафедре, сравнительно с Казанской и Рижской более спокойной и легкой (нет академии, менее инородцев) хотя и почетной, Владыка Арсений надеялся было на склоне лет несколько отдохнуть. Но здесь его захватили смутные годы русской жизни: сначала русско-японская война, требовавшая и от духовенства особого напряжения, а затем с осени 1905 года первая русская революция, бурно разразившаяся в Харькове.

Будучи по самой природе, характеру и воспитанию человеком истинно русским, Владыка Арсений непоколебимо стоял в эти смутные годы на своем высоком посту стражем православия и законности и твердо, словом и делом, призывал к тому же духовенство и паству.

В последовавшие затем годы успокоения Владыка Арсений, несмотря на свой преклонный возраст и частое недомогание, все таки немало заботился о благоустроении Харьковской епархии и религиозно-нравственном просвещении паствы. С этой целью им было открыто в Харькове братство Озерянской иконы Божией Матери, с отделениями во всех городах епархии, а при братстве обширная миссионерская библиотека, в которую лично им пожертвовано более тысячи томов; расширена деятельность миссионерского совета, учреждены должности уездных и окружных миссионеров; выстроен епархиальный дом, и при нем открыта епархиальная библиотека, учреждено церковно-археологическое общество и музей, епархиальная типография; устроено второе женское епархиальное училище, расширены некоторые мужские училища; даже низшие чиновники консистории обеспечены приличными бесплатными квартирами, для чего выстроен прекрасный каменный дом; для вдов и сирот духовенства значительно расширена деятельность епархиального попечительства, учреждена вспомогательная похоронная касса, и, главное, почти при всех монастырях епархии устроены приюты для сирот духовенства.

Скончался 28 апреля 1914 года после непродолжительной болезни в Харькове.

По личным качествам он отличался своей глубокой христианской верой, доброжелательством ко всем, особенно к людям бедным и любовью к народу.

Отличительной чертой характера владыки была простота обращения. Это был человек старого закала, старой школы, который любил действовать напрямик, апеллировать прямо к совести, к человеческому сознанию своего собеседника, безо всякой официальности· На подчиненных, на духовенство, особенно на студентов, когда был ректором, он любил покричать, «постращать» как следует. Редко к кому обращался официально на «Вы», обычная манера его была говорить всем, особенно своим ученикам «ты»; но это не было у него ни грубо, ни оскорбительно, а выходило как-то, хотя подчас и ворчливо, но по-отечески, по-стариковски. В случае какого-либо проступка со стороны подчиненных, учеников ит.п., владыка также не любил вести дело официально, но позовет к себе, покричит, постучит посохом, пригрозит и с миром отпустит. Студентам это нравилось, и они знали, что чем больше накричит о.ректор, тем скорее пройдет его гнев и дело забудется. Но когда нужно, он умел быть строгим. Особенно строг и требователен всегда был владыка к своим ближайшим помощникам и сотрудникам, в том числе и к своим викариям, руководясь, очевидно, в этом случае правилом: «кому много дано, с того много и взыщется».

Простота, прямота и непосредственность его натуры также сказывались и в проповедях, которые владыка обычно говорил почти при всех богослужениях, в которых принимал участие. Он любил беседовать с простым народом и народ любил слушать его проповеди, они были вполне доступны пониманию каждого; мысли в них изложенные, нередко иллюстрировались примерами и образами из повседневной будничной жизни прихожан. В своих последних, предсмертных распоряжениях владыка повелел также совершить погребение его, как можно проще, без всякой пышности и торжественности; запретил возлагать на гроб венки, нести в процессии знаки отличия, даже просил не произносить надгробных речей.

Труды :

«Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви».

Магистерская диссертация, издана отдельной книгой.

СПБ и в «Страннике», 1868.

«Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев» .

Изд.Лавры, 1870.

Много статей и проповедей за 1874–1882 гг. напечатано в Таврическ.Епарх.Ведом., когда он состоял редактором этих ведомостей.

Слова и Речи, сказанные Рижской пастве.

Рига, 1894.

О миссионерстве вообще и в Рижской епархии – особенно.

«Приб. к «ЦВ» 1867, № 3, стр.77–90.

«Путешествие на богомолье в Киев 6–21 сентября 1898 года». Казань, 1898. Путевые заметки.

Путевые заметки во время его путешествия на богомолье в августе-сентябре 1902 года.

«Изв.Каз.еп.» 1902, № 20, стр.911–927·

Беседа с отцами благочинными Харьковской епархии.

Харьков, 1903.

Слово при служении в Захарие-Елизаветинском храме при Казанской инородческой семинарии 22 марта 1898 года.

«Изв.Каз.еп.» 1898, № 9, стр.353–360.

Статьи, проповеди. «Рижские Епарх.Вед.» 1887–1897 гг.

Речь наблюдателю миссионерских курсов архимандриту Андрею при вручении жезла.

«Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.321–324.

Речь студентам Казанской духовной академии перед началом учения.

«Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.319–320.

Речь новоназначенному ректору Казанской семинарии архимандриту Алексию при вручении жезла.

«Прав.Собес.» 1899, нояб., стр.455–456.

Слово Высокопреосвященнейшего Архиепископа Арсения при прощании с Рижской паствой 2-го ноября 1897 года.

«Прав.Собес.» 1897, нояб., стр.513–517·

«Мое участие на юбилейном торжестве Рижской епархии».

«Прав.Собес.» 1909, нояб., стр.473–482.

Слово при первом служении его в кафедральном Казанском соборе, 14 ноября 1897 года.

«Прав.Собес.» 1897», декаб., стр.665–668.

Слово при втором служении в Казанском соборе пред панихидой об усопших архиереях Казанских. 16 ноября 1897 года.

«Прав.Собес.» 1897, декаб., стр.669–673.

Речь на погребение архиепископа Владимира Казанского.

«Прав.Собес.» 1897» октяб., стр.360–361.

Беседа с о.о.благочинными Рижской епархии.

«Церк.Вед.» 1888, № 48, стр.1330.

Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чебоксарскому Иоанну, второму вик.Казанскому.

«Прав.Собес.» 1899, апр·, стр.3–6.

Слово к студентам духовной академии.

«Прав.Собес.» 1899, май, стр.527–528.

Речь настоятелю Свияжского Успенского монастыря архм.Афанасию после возведения его в сан архимандрита, при вручении жезла.

«Прав.Собес.» 1899, июль-авг., стр.3–6.

Речь при вручении посоха настоятелю Михаило-Архангельского монастыря , игумену Аркадию.

«Прав.Собес.» 1899, сент., стр.177–176·

«Изв.Каз.еп.» 1899, № I4, стр.634–636.

Речь при освящении здания Промышленного училища и при начале учебных занятий сказана I-го сентября 1899 года.

«Изв.Казан.еп.» 1899, №.18, стр 789–790.

Слово, сказанное в селе Ишаках, Козьмодемьянского уезда.

«Изв.Каз.еп.» 1898, № 12, стр.503–508.

Речь пред вручением жезла епископу Алексию, вик.Казанской епархии, после его хиротонии.

«Прав.Собес.» 1900, окт., стр.325–329·

С о.о.законоучителями светских средне-учебных заведений гор. Харькова.

«Приб. к «ЦВ» 1911, 17, стр.717.·

Литература:

«Церк.Вед.» 1893, № 20, стр.152.·

-«- 1897, № 42, стр.381.

-»- 1897, № 44, стр.401.

-«- 1899, № 48, стр.361.

-»- 1900, № 22, стр.217.

-«- 1901, № 18, стр.107–108.

-»- 1902, № 20, стр.171–193.

-«- 1906, № 21, стр.303.

«Приб. к «ЦВ»1889, № 2, стр.39.

-»- 1897, № 3, стр.77.

-«- 1901, № 29, стр.1031.

-»- 1903, № 7, стр.249.

-«- 1914, № 18–19, стр.872–876.

«Церк.Вед.» 1903, № 7, стр.43.

«Рус.Палом.»1912, № 30, стр.463.

-»- 1914, № 24, стр.388.

«Прав.Собес.»1897, октябрь, стр.355

-«- 1897, нояб., стр.3–10.

-»- 1897, дек., стр.674, 682–686, 4 отчет.

-«- 1898, март, стр.283–301.

-»- 1898, май, стр.513.

-«- 1898, окт., стр.494.

-»- 1899, янв., стр.7.

-«- 1901, май, стр.493–94.

-»- 1904, дек., стр.1156.

-«- 1905, июль-авг., стр.59.

-»- 1907, окт., стр.544.

-«- 1909, март, стр.I, отчет.

-»- 1914, февраль, стр.1–3, отчет.

-«- 1914, ноябрь, стр.8, 11–12.

«Церк.Вестн.»1883, № 45, 48.

-»- 1887, № 16.

-«- 1891, № I, стр.II.

-»- 1891, № 9, стр.142–143.

-«- 1891, № 32, стр.508.

-»- 1891, № 36, стр.572.

-«- 1891, № 47, стр.746.

-»- 1891, № 50, стр.796.

«Христ.Чтен.»1885, янв.,июнь, стр.157, 160, 149–150, 155.

-«- 1890, май-июнь, стр.278, 280, 281.

-»- 1891, май-июнь, стр.3, 16–17, 20–21, 32, 38–48, 370–371,373.

-«- 1894, декабрь, стр.135.

«Изв.Казан.еп.»1883, № 23, и 24, стр.717.

-»- 1887, № 9, стр.205.·

-«- 1889, № 2, стр.23.

-»- 1895, № 9, стр.292.

-«- 1897, № 18, стр.485, 486, 487, 488.

-»- 1897, № 21, стр.571.

-«- 1897, № 22, стр.595–599, 599–609, 626.

-»- 1897, № 23, стр.644–651.

-«- 1897, № 24, стр.660–664, 669–670, 679–689.

-»- 1898, № I, стр.15–18, 18–30.

-«- 1898, № 2, стр.41–48.

-»- 1898, № 3, стр.70–91,.

-«- 1898, № 4, стр.113, подстр. 109–116.

-»- 1898, № 5, стр.147–148, 159–171.

-«- 1898, № 6, стр.200–203,.

-»- 1898, № 7–8, стр.294–301.

-«- 1898, № 9, стр.347–360.

-»- 1898, № 12, стр.488–518.

-«- 1898, № 13–14, стр.560–593.

-»- 1898, № 15, стр.601–616.

-«- 1898, № 16, стр.669–671.

-»- 1898, № 17, стр.711–729.

-«- 1898, № 18, стр.744–765, 766–769.

-»- 1898, №19, стр. 799–838.

-«- 1898, №20, стр. 852–873.

-»- 1898, №21, стр. 902–934.

-«- 1898, №22, стр. 948–970.

-»- 1898, №23, стр. 998–1027.

-«- 1899, №I, стр. 24–26, 30–33.

-»- 1899, №2, стр. 105–120.

-«- 1899, №4, стр. 162–186.

-»- 1899, №5, стр. 204–218.

-«- 1899, №6, стр. 248–272.

-»- 1899, №7, стр. 312–315.

-«- 1899, №8, стр. 349–352.

-»- 1899, №12, стр. 530–532, 535–538.

-«- 1899, №17, стр. 737–740, 742–767.

-»- 1899, №18, стр. 788–789.

-«- 1899, №20, стр. 886–905.

-»- 1899, №21, стр. 933–952.

-«- 1899, №22, стр. 981–996, 997–1006.

-»- 1899, №23, стр. 1041–1054, 1061–1063.

-«- 1899, №24, стр. 1079–1091.

-»- 190I, №24.

-«- 1902, №I, стр. 10–26.

-»- 1902, №2, стр. 54–68.

-«- 1902, №3, стр. 100–115.

-»- 1902, №5, стр. 197–215.

-«- 1902, №6, стр. 247–259.

-»- 1902, №8, стр. 345–351.

-«- 1902, №9, стр. 389–390.

-»- 1902, №10, стр. 438–439.

-«- 1902, №II, стр. 488–495.

-»- 1902, №13, стр. 582–587.

-«- 1902, №14, стр. 632–636.

-»- 1902, №17, стр. 759–769.

-«- 1902, №22, стр. 998–1004.

-»- 1902, №23, стр. 1048–1054.

-«- 1902, №24, стр. 1102–1106.

-»- 1903, №I, стр. 17.

-«- 1903, №3, стр. 20–21.

-»- 1903, №4, стр. 113–118.

-«- 1903, №5, стр. 33, 163–168.

-»- 1903, №6, стр. 404–408.

-«- 1903, №16, стр. 18 отчет.

-»- 1908, №4, стр. 2, отчет попечительства.

-«- 1908, , за 1907 год, стр.4.

-»- 1911, №2, стр. 64, подстрочн.

-«- 1914, №17, стр. 505.

-»- 1914, №19–20, стр. 598, 601, 626.

-"- 1914, №21, стр. 641–644.

«Отдых христ.»1908, авг.-сент., стр.59.

«Прав. Обозр.»1889, январь-апр., стр.213–214.

«Русск. Архив»1912, №3, стр. 381.

«Ж.М.П.» I96I, №3, стр. 31.

«Труды К.Д.А.»1914, т.III,отчет, стр. 538.

«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии

на 1894 г., стр.44.

на 1903 г., стр.44.

на 1905 г., стр.38.

на 1906 г., стр.42.

на I910 г., стр.46–47.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 464, стр.69.

«Мисс.Календарь» 1907, стр.130.

Подробные биографические сведения об архиепископе Арсении (Брянцеве).

«Рижские Епарх.Beд.» 1895·

Подробные биографические сведения об архиепископе Арсении (Брянцеве).

Историко-стат.описание церквей и приходов Рижской епархии, 1895 год.

«Высокопреосв.Арсений (Брянцев), архп.Казанский и Свияжский». Первые дни архипастырского служения в Казани.

Казань, 1897·

«Чествование Высокопреосв.Арсений (Брянцева), архиепископа Казанского и Свияжского паствой 4 февр. 1898 г.

Казань, 1898.

Венгеров. Критич.биограф.словарь, стр.752–753, т.первый.

Булгаков, стр.1401, 1410, 1416.

БЭС,т.I, стб.232, 233.

БЭС,т.II, стб.1140, 1955, 2272.

БЭЛ, т.I, стб.1064–1068.

БЭЛ, т.7, стб.723. т.2, стб.96.

НЭС, т.3, стб.726, 727 и доп. т.I, стр.155.

* * *

2

Lücke im Original.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

Комментарии для сайта Cackle