Источник

Кирион (Садзагелов Георгий Иеронимович), архп. Мцхетский и Тбилисский Католикос-Патриарх всея Грузии

Родился 10 ноября 1854 года в семье священника Грузинской епархии.

В 1876 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и в 1880 году – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и I августа назначен помощником инспектора Одесской духовной семинарии.

С 1883 г. – помощник смотрителя Телавского духовного училища.

В 1865 г. перешел на ту же должность в Горийское духовное училище.

В 1890 г. назначен преподавателем Кутаисского духовного училища и епархиального женского училища.

В 1891 г. переведен в Тифлисское духовное училище.

2 ноября 1896 г. пострижен в монашество Московским митрополитом Владимиром б. Экзархом Грузии, 6 ноября рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена, а с 31 декабря – благочинным монастырей Грузинской епархии и инспектором школ «Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе”.

10 мая 1898 года возведен в сан архимандрита.

23 авг.1898 года хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузинской епархии. Хиротонию совершали в Тифлисском Сионском кафедральном соборе: Экзарх Грузии Флавиан, епископы: Гурийско-Мингрельский Александр, Имеретинский Виссарион и Горийский Леонид.

С 12 авг. 1900 года – епископ Горийский, вик. Грузинской епархии.

С 10 марта 1902 года – епископ Балтский, вик. Подольской епархии.

С 3 мая 1903 года – епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии.

С 23 апреля 1904 года – епископ Орловский и Севский.

С 3 февр.1906 года – епископ Сухумский, переведен на эту кафедру по собственному желанию.

С 25 янв.1907 года – епископ Ковенский, вик. Литовской

епархии.

С 15 февр. 1908 года уволен на покой.

Будучи на покое, проживал в Куряжском монастыре (Харьковской епархии), затем в Санаксарской пустыни (Тамбовской епархии), и, наконец, в Херсонесском св. Владимира монастыре близ Севастополя (Таврической епархии).

С 10 янв.1915 года – епископ Полоцкий и Витебский.

I авг.1917 года уволен, согласно прошению, от управления епархией.

После Февральской революции летом 1917 года вернулся в Грузию и 17 сентября того же 1917 года Собором Грузинской автокефальной Церкви избран Католикосом-Патриархом всея Грузии.

Интронизован I-го октября 1917 года во Мцхете, в патриаршем соборе 12-ти Апостолов при громадном стечении народа и всеобщем ликовании.

Скончался 13/26 июня 1918 года в Марткопском св. Антония монастыре, а 7 июля торжественно погребен в Тбилиси, в Сионском соборе. (Зарезан).

Будучи еще преподавателем, был деятельным сотрудником «Духовного Вестника Грузинского Экзархата», в котором помещал статьи по изучению грузинской старины.

Любовь к церковно-историческим вопросам и учено-литературная деятельность, посвященная, главным образом, прошлым судьбам Церкви родного ему Грузинского края, определилась еще в студенческие годы под обаятельным влиянием даровитых профессоров Киевской Духовной Академии, в особенности Малышевского И.И., Терновского Ф.А. и Ковальницкого М.Г. (впоследствии архиепископа Херсонского Димитрия).

Состоя викарием Грузинского Экзархата, Преосв. Кирион некоторое время исполнял обязанности председателя Комитета Тифлисского Церковно-археологического музея, где положил много труда. Под его председательством музей как бы возродился, значительно увеличилось число памятников древнейшей грузинской христианской культуры. Количество одних грузинских рукописей, в особенности на пергаменте, возросло в нем до тысячи. Стали печататься научные рефераты и исследования, обратившие внимание не только русских ученых, но и ученых заграничной печати.

Многочисленные книги и брошюры частью печатались отдельными изданиями, частью перепечатывались во многих журналах, в которых он сотрудничал, как-то:

«Журналы и протоколы Предсоборного Присутствия”.

«Пастырь”.

«Духовный Вестник Грузинского Экзархата”.

«Весь Кавказ”.

»Мцхемсь».

«Иверия»·

«Маамба».

»Кавказ”.

«Новое Обозрение”.

«Тифлисский Листок».

«Кавказское Обозрение».

«Труды Московского Археологического Общества».

«Подольские Епархиальные Ведомости».

«Херсонские Епархиальные Ведомости».

«Орловские Епархиальные Ведомости».

Труды:

«Никозский храм и его древности».

«Дух. Вестн. Груз. Экзархата» 1881, № 2.

«Религиозно-политические сношения Православной Грузии с единоверной Россией».

(Юбилейный номер).

«Дух·Вестн. Груз·Экзархата«·

«Характер Грузинской (Иверской) Церкви и ее значение для православия»·

«Пастырь» 1886, № 3.

«К вопросу о Грузинской церковной историографии».

«Пастырь» 1886, № 20 и 21.

-«- 1887, № 2.

«Краткий очерк грузинской церковной истории».

«Пастырь» 1888, № 9-II.

«Иудеи распространители мессианских идей в древней Иверии и принесение ими Хитона Господня в Мцхет».

«Пастырь» 1888, № 1–3.

«Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии». (Кандидатская диссертация).

«Пастырь» 1888, № 16 и 18.

-»- 1889, № I, 4, 5, 6.

«Св. царь Мириан Хосриани, первый христианский венценосец Грузии».

«Пастырь» 1889, № 23, 24.

-"- 1890, №I, 2.

«Перевод священно-богослужебных книг на грузинский язык и значение его для Церкви Грузинской».

«Пастырь» 1892, № 2, 4.

«История одного из гвоздей, которым пригвожден был ко Кресту Господь наш Иисус Христос».

«Пастырь» 1892, №1,2.

«Последний эпизод из вековой борьбы православной Грузии с мусульманами – шиитами».

«Пастырь» 1895, № 23, 24.

1896, № I, 6.

«Воск и восковая свеча».

«Пастырь» 1896, № 13.

«Никозский Собор».

«Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1891, № 21.

«Описание Метехского Евангелия 1049 год».

«Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, № 22.

«Описание Мешехского четвероевангелия».

«Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1892, № 10.

«Описание Никозской Михаило-Архангельской церкви».

«Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1888.

«Историко-археологический очерк Метехского храма».

1893.

«Исторический очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери». «История Промского Вознесенского храма». 1896.

«Пять дней в Карталинии». 1897.·

«Ананурский Успенский собор и его окрестные достопримечательности» ·1898.

«Повествование о чудодейственном камне Давидгареджийской пустыни"·

«Харистикарная система и ее влияние на церковно-поземельные отношения в древней Грузии».

Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.

«Св. Давид III-й Возобновитель, царь Грузии».

(1089–1125).

Тифлис, 1899·

«Жизнь и подвиги св. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского». Тифлис, 1899.

«Або, мученик Тифлисский». Тифлис, 1899.

«Назревший вопрос» (Ко дню столетия приосединения Грузии к России 1900 г.).

Тифлис, 1900.

«Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной церкви и общества».

«Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, № 22.

«Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом».

1900.

«Восковая свеча в Греко-Грузинской Церкви».

Тифлис, 1901.

«Крест св. Нины в связи с вопросом о значении креста в древности»,

«Две святыни в Кахетии».

«Давид Гараджели и его лавра».

Тифлис, 1901.·

«Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX веке».

Тифлис, 1901.

Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1901, № 4–7, стр. 1735–1738.

«Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831–1834гг.»

Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.

«Ананурская атлешга».

Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.

«Мцхетский храм и его реставрация».

Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.

«Народные обычаи и их значение».

Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.

«Новый вариант творения Александра Сергеевича Грибоедова». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.

«Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность (по поводу его пятидесятилетия 1853–1903 гг.)

Одесса, 1905.

Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1905, № 16–17, стр.732–734.

«Четыре доклада в пользу Грузинской Церковной автокефалии».

«Журн. и Проток. Предсоборн. Присутств.» т.III.

СПБ, 1907, стр.43–58.

«Культурная роль Иверии в истории Руси».

Тифлис, 1910, стр.445–448.

«Крест в мире языческом и христианском».

Харьков, 1912.

«Лексикологический материал». (На грузинском языке в сборнике Груз.Об-ва истории и этнографии).

Тбилиси, 1912–1913 гг.

«Грузинские фемы в Византии: Халдия и Иверия».

Полоцк, 1916.

«Клемакс св. Иоанна на грузинском языке».

Полоцк, 1916.

«Санаксарские этюды» печатались в «Полоцких Епархиальных Ведомостях» 1915–1916гг., а отдельным издание вышли в Полоцке в 1916 году.

«Этюды» состоят из двух частей, независимых одна от другой:

Первая часть – Обилие церковных древностей в России и настоятельная необходимость открытия кафедр археологии в семинариях.

Вторая часть – Страдная эпоха (ХVIII в.) русского монашества и его поборник Феодор Ушаков.

Полный список трудов (печатных и рукописных) до 1910 года, включительно, дан в конце его объемистого труда: «Культурная роль Иверии в истории Руси”, (стр·445–448).

Литература:

«Церк. Вед.» 1898, №29, стр.269.

-«- 1900, №36, стр.323.

-»- 1902, №12, стр.61.

-«- 1903, №20, стр.197.

-»- 1904, №18–19, стр.177.

-«- 1906, №6, стр.71.

-»- 1907, №5, стр.20.

-«- 1908, №9, стр.45.

-»- 1915, №3, стр.22.

-«- 1917, №30, стр.237.

-»- 1918, №3–4, стр.13–15.

«Приб. к «ЦВ» 1898, №38, стр.1414.

-«- 1901, №47, стр.1735.

-»- 1903, №40, стр.1546.

-«- 1905, №16–17, стр.732–734.

«Русск. Паломн.» 1911, №32, стр.510.

«Орлов. Еп. Вед.» 1904, №20, стр.35.

-»- 1905, №5, стр.41.

-«- 1905, №38, стр.987.

-»- 1905, №39, стр.1029.

Газета «ЮГ» 1904, №1761, 1763.

«Мисс.·Календарь» 1907, стр.134.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на

1905 г., стр.170–171.

1917 г., стр.188–189.

«Журналы и Протоколы Предсоборного Присутствия».

том III, СПБ, 1907, стр.35 и др.

«Мисс. Обозрен.” 1901, т.1, стр.145.

Настроев А. «Дух. Вестн. Груз. Экзархата» 1898, № 17.

Булгаков, стр.1399, 1404, 1408, 1413, 1416.

БЭС т.II, стб.1708–1709, 2134–2135.

БЭЛ т.IX, стр.44–58.

БЭЛ т.Х, стб.435–440.

ФКМ.

Gruzinskaja Pravoslavnaja Cerkov» (Moskau 1983), 5.

J.W. Cunningham, A vanquished Hope. The Movement for Church Renewal in Russia, 1905–1906 (New York 1981) 136, 143f.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle