Источник

Маркелл-Маркиан (Попель Маркелл Онуфриевич), еп. Полоцкий и Витебский

Родился 31 декабря 1825 года от потомственного дворянина Онуфрия Попеля в г. Галиче, в Австрийской Галиции.

Первоначальное образование получил в четырехклассной немецкой школе в том же городе, а затем в классической гимназии в Станиславове и Бучаче в Галиции. По окончании гимназии, поступил на философский факультет в г. Черновицах на Буковине и, по окончании его, прослушал полный богословский курс в двух университетах во Львове и в Вене.

В 1849 году был назначен учителем педагогических курсов во Львове, а в следующем 1850 году 20 декабря рукоположен во священника к приходской церкви униатской Львовской архиепископии в г. Бучаче.

В 1851 году определен законоучителем гимназии в г. Тернополе.

В 1859 году – учитель русского языка в академической гимназии во Львове, и, наконец, в 1862 году – законоучитель немецкой гимназии в том же городе.

Основательная богословская подготовка и неутомимое трудолюбие, всегда отличавшие Маркелла Попеля, доставили ему известность в литературном мире.

В годы юности принимал деятельное участие в светской литературе. В первой по времени русской газете в Австрии, под названием «Зоря Галицкая», напечатана была, между прочим, его трагедия «Немира». В официальной Венской газете, издаваемой для русских в Австрии «Вестник», напечатано его рассуждение о певце Бояне, упоминаемом в слове о Полку Игореве. Но настоящее его призвание сказалось в целом ряде богословских работ, доставивших ему известность далеко за пределами Галиции. В последние годы пребывания в Галиции 1865–1866, о. Маркелл был издателем Львовской народной религиозно-нравственной газеты «Неделя».

Церковно-литературная и научно-богословская деятельность Маркелла, его глубокое убеждение в истинности православной веры и ревностная защита им греко-восточных богослужебных и других обрядов обратили на неутомимого ревнителя православия внимание бывшей Правительственной комиссии народного просвещения в Польше. По вызову этой комиссии о. Маркелл с семейством, состоящим из двух сыновей (жена его Климента Феодоровна, урожденная Еловецкая, умерла еще в 1864 году), в конце 1866 года переселился в Россию.

В январе 1867 года о. Маркелл был назначен законоучителем Холмской гимназии и преподавателем Литургики и Нравственного богословия в Холмской униатской духовной семинарии.

В 1868 году он был возведен в сан старшего протоиерея при Холмском кафедральном соборе. Назначенный референтом Холмской униатской духовной консистории, о. Маркелл вступил на путь административной деятельности в пользу Православной Церкви и принял присягу на верноподданство России.

После удаления епископа Калинского в 1866 году вступила в управление епархией Холмская духовная консистория и в нескольких своих посланиях обратилась со словом увещания к местному духовенству о необходимости устранить из церковного употребления латинопольские нововведения и в церковных проповедях употреблять местный русский язык вместо польского. Тридцать приходов на Подляшье, Седлецкой губернии, воспротивились убеждениям консистории. Для их умиротворения послан был протоиерей Маркелл Попель.

С 12 сентября до начала октября 1867 года он посетил, в сопровождении благочинных и священников, означенные приходы и в столь короткое время оказал самое благотворное влияние на народ своими ясными доводами в пользу того, что консистория в посланиях имела в виду только восстановить нарушенное.

Дальнейшая деятельность его продолжалась при утвержденном папой Пием IX в должности епископа Холмского Михаиле Куземском. Нерешительный в своих распоряжениях и колеблющийся между православием и католичеством новый епископ по делу об исправлении церковных обрядов обратился к протоиерею Попелю с вопросом, может ли епископ собственной властью производить изменения в церковных обрядах. О. Маркелл в подробном докладе разъяснил, что епископ не только может восстановить правильность церковного обряда, но даже должен сделать это. При Михаиле Куземском протоиерей Попель назначен был епархиальным экзаменатором по Церковной истории и Церковному Праву для священников, подвергавшихся испытанию по богословским предметам для получения места настоятеля прихода, а также председателя комитета по возобновлению Холмских епархиальных учреждений.

Действенность действий епископа Куземского послужила причиной увольнения его от управления Холмской епархией.

16 марта 1871 года Куземский был уволен, а вместо него администратором Холмской епархии назначен был протоиерей Маркелл Попель.

В послании к духовенству Холмской епархии от 25 марта 1871 года администратор объяснил, что тяжелые труды и, может быть, многие скорби ожидают его на предстоящем поприще служения, но, не взирая на то, он вступает на этот путь с бодростью духа и готовностью принести все свои силы душевные и телесные на алтарь церкви и отечества.

2 октября 1873 года Холмское епархиальное начальство обстоятельно разъяснило духовенству, что и богослужение и обряды в Холмской Руси издревле были православные, и сделало распоряжение о повсеместном совершении богослужения по уставу Греко-Восточной Церкви. Распоряжение это вызвало беспорядки в 26 приходах на Подляшье (из 266). О беспорядках, а равно и о ревностной деятельности администратора и консистории в защиту восточных обрядов дошло до сведения папы Пия IX, который издал 11(23) мая 1874 года в день памяти святых первоучителей славенских Кирилла и Мефодия, буллу на имя Галицкого униатского митрополита Сембратовича.

В этой булле папа называет протоиерея Попеля «ложным церковным правителем, не достойным церковного сана», осуждает его за то, что он своевольно будто бы изменил литургию и ввел схизматическую (т.е. православную) и поощряет униатов к неповиновению.

Несмотря на то, администратор Попель постепенно, но настойчиво шел к намеченной им цели. Через десять месяцев после издания послания, а именно 18 февраля 1875 года духовенство консистории и Холмского кафедрального собора, под председательством администратора, постановило составить акт о воссоединении Холмской греско-униатской епархии с Православной Всероссийской церковью. Акт был составлен и вместе с делегацией отправлен рассмотрение Св. Синода.

23 апреля 1875 года Святейший Синод постановил: присоединить Холмскую греко-униатскую епархию к Варшавской и, образовав из них одну православную епархию, наименовать оную, в воспоминание того, что Холмская православная епископская кафедра основана еще в начале ХIII-го века, Холмско-Варшавской, а архиерея оной именовать Холмским и Варшавским, взамен установленного в 1840 г. именования его Варшавским и Георгиевским; непосредственное заведывание нововоссоединенными с Православной Церковью приходами поручить особому епископу, с наименованием его епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии. На эту должность Святейший Синод признал справедливым и полезным назначить протоиерея Маркелла Попеля, по воссоединении его с православием.

Самое присоединение торжественно было отпраздновано в Холме II мая 1875 года, в день памяти св. первоучителей славенских Кирилла и Мефодия, ровно через год после издания вышеупомянутой папской буллы.

8 июля 1875 года он был хиротонисан в Исаакиевском кафедральном соборе во епископа Люблинского.

После хиротонии, посетив вместе с протоиереями Холмского кафедрального собора И.Гошовским и М.Хойнацким святыни русских городов Киева и Москвы, епископ Маркелл отправился для новых трудов к своей пастве.

Во время управления нововоссоединенной паствой заботы Преосвященного Маркелла направлены были к утверждению ее в православии.

В отношениях своих к подчиненным епископ Маркелл отличался простым, добрым и предупредительным обращением и теплым искренним участием к каждому. О времени своего служения в Холмской епархии сам он в слове, сказанном в день Нового года при прощании с Холмской паствой, повествует так:

«двенадцать лет тому назад, я был вызван в Холм для обучения молодежи, вскоре затем я принял деятельное участие в управлении епархией и, наконец, поставлен во главе правления.

Двенадцать лет усиленного и неусыпного труда; двенадцать лет удручающих душу опасений и розовых оживляющих надежд. Но по милости Божией, труд увенчался успехом, опасения прошли мимо и надежды сбылись. Вековое заблуждение вверенной мне паствы рассеялись пред светом истины: уния, введенная насилием и хитростью, исчезла, как исчезает всякое дело обмана, и Холмская Русь опять стала веровать, как веровали ее предки. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое».

9 декабря 1878 года он был назначен епископом Подольским и Брацлавским после Преосвященного Феогноста. На новом месте служения ему пришлось управлять благоустроенной епархией, и самое управление отличалось тем же духом кротости и сердечности в отношении к пастве, какое было и в Холмской епархии.

Самым могущественным средством религиозно-нравственного воспитания народа в духе православной веры и церковности Преосвящ. Маркелл считал церковную проповедь и хоровое пение. При первом же обозрении церквей подольской епархии в 1879 году Подольский архипастырь обратил внимание на пение в церквах и предложил консистории предписать благочинным, чтобы во всех приходах духовенство заботилось об открытии церковно-приходских школ и из учеников составляло певческие хоры для стройного пения при богослужениях в церкви. Наиболее усердных церковнослужителей в устроении церковных хоров Преосв. Маркелл поощрял наградами. Духовенство поддержало хорошие стремления своего архипастыря, и в 1880 году Преосв. Маркелл отметил в отчете при обозрении епархии об удовлетворительном состоянии пения при церквах; при многих церквах принимали участие в пении не только мальчики и девочки, но и взрослые мужчины и женщины. Преосвященный предложил местным благочинным обратить особое внимание на этот способ воспитания в народе религиозно-нравственного чувства.

Преосв. Маркелл заботился о распространении церковной проповеди в своей епархии. Еще до упомянутого обозрения церквей Подольской епархии в 1879 году он сделал распоряжение, чтобы во время ревизий церквей специально назначенные благочинными проповедники произносили пои богослужениях поучения народу. Слушая проповеди, архипастырь обращал внимание, чтобы они произносились не монотонно, чтобы в них не было изысканности, а чтобы они были понятны для простого народа. Возвратившись после обозрения церквей в епархиальный город, Преосв. Маркелл предписал духовенству чрез консисторию произносить проповеди с церковной кафедры в каждый воскресный и праздничный день просто, ясно, применительно к пониманию слушателей, и для большего впечатления наизусть, а не по тетрадке, так как известно, что изустная речь легче воспринимается и тверже запечатлевается в памяти слушателей. Каждый священник должен был хранить в церкви список произнесенных им проповедей и предъявлять этот список архиерею при обозрении епархии и благочинному при обозрении церквей округа. Последний вместе с отметками о поведении духовенства клировых ведомостях, обязан был отмечать сколько произнесено тем или другим священником проповедей за год, а о нерадивых доносить епископу.

Сам Преосв. Маркелл в деле проповедания слова Божия служил образцом для духовенства. Неустанно и красноречиво проповедовал он слово Божие за церковными служениями и по случаю разных событий церковно-общественной жизни. Значение церковной проповеди для паствы выяснено Преосв. Маркеллом в слове в неделю 31-ю по Пятидесятнице.

«Замолкни слово Божие, то и вера Христова зачахнет, и свет истины померкнет», так смотрел на проповедание слова Божия архипастырь. Около 60 его слов, речей и бесед помещено на страницах «Подольских Епархиальных Ведомостей» за 1880, 1881 и 1882 годы. Проповеди отличаются краткостью и простотой изложения, глубиной мысли и силой чувства.

6 марта 1882 года Преосв. Маркелл был назначен епископом Полоцким. Здесь главной заботой архипастыря было устроение церковно-приходских школ. За время пребывания епископа Маркелла на Полоцкой кафедре (в епархии 310 церквей) было открыто 172 церковных школы, для которых изыскано было достаточное материальное обеспечение. Число учащихся в церковных школах мальчиков и девочек простиралось до 4000.

Затем заботами Преосв. Маркелла еще в первые годы управления епархией стали появляться во многих сельских церквах, не говоря о городских, правильно сформированные хоры певчих. Устроив почти при всех церквах такие хоры, Полоцкий архипастырь стал убеждать духовенство заводить при церквах постепенно и общее хоровое церковное пение. Значение личного участия православного христианина в церковном пении для развития в нем и укрепления религиозного чувства понятно всякому.

В целях развития в епархии церковного проповедничества Преосв. Маркелл располагал своим архипастырским влиянием ставленников и состоящих на службе священников возможно чаще беседовать с своими прихожанами о религиозно-нравственных предметах и говорить проповеди с церковной кафедры; ставленникам, до отправления в приход, вменял в обязанность говорить проповеди в архиерейской церкви. При каждой церкви священникам предписано было вести богослужебный журнал, для занесения в него тем для проповедей, и предъявлять этот журнал епархиальному архиерею при обозрении им церквей.

В тех же целях религиозно-нравственного воспитания народа в духе православной церкви в пределах Полоцкой епархии, Преосв. Маркелл в 1887 году в Витебске основал братство во имя святого равноапостольного князя Владимира. В первый же год существования братства в число членов его поступило до пятисот человек братчиков. Братство это постоянно пользовалось поддержкой, руководством и поощрением со стороны Преосвященного Маркелла.

Кроме того он много заботился о построении и благоукрашении храмов Божиих и о правильной постановке учебно-воспитательного дела в местных духовных школах, в мужском училище, в Полоцком женском училище духовного ведомства и в Полоцком Спасо-Евфросиньевском женском училище.

25 февраля 1889 года епископ Маркелл назначен присутствующим в Св. Синоде, с увольнением от управления Полоцкой епархией.

С этого времени, в течение почти двенадцати лет, Преосвящен. Маркелл принимал живое и деятельное участие в делах высшего церковного управления.

20–22 февраля 1901 года подписал постановление Св. Синода об отлучении Л.Толстого от Русской Православной Церкви.

Скончался 29 сентября 1902 гола б С.-Петербурге и погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры.

В 1932 году перенесен на общее Никольское кладбище. Духовный писатель. Напечатал несколько учебно-богословских сочинений, обнаруживших его преданность греко-восточному обряду.

Труды:

«Немира» (трагедия). Напечатана в газ. «Зоря Галицкая».

«Нравственное богословие». Львов , 1857.

«Литургика».

Львов, 1862 и 1863 гг.

«Сто образков» (сто примеров из природы для чтения юношества). 1865.

Около 60-ти слов, речей и бесед помещены в «Подольских Епархиальных Ведомостях» за 1880, 1881 и 1882 гг.

Речь при наречении его во епископа Люблинского.

«Прав. Обозрен.» 1875, июнь, стр.316.

Литература:

«Церк. Beд.» 1891, № 20, стр.166, 171.

-«- 1896, № 19–20, стр.162.

«Приб. к «ЦВ» 1900, № 51, стр.2111–2117.

-»- 1903, № 40, стр.1546–1548.

«Русск. Паломн.» 1889, № 7, стр.87.

«Церк. и жизнь» 1922, № 3, стр.6 (обнов.).

«Подол. Еп. Вед.» 1879, 1880, 1882.

«Подол. Еп. Вед.» 1889, №8.

-«- 1900, №8 и 9.

«Изв. Каз. Еп.» 1882, № 8, стр.162.

«Русск. Старина» 1885, апр., стр.205.

«Церк. Вестн.» 1891, № 50, стр.795.

«Мис. Обозр.” 1901, март, стр.297.

«Труды К. Д. А.” 1877, янв.-март, стр.654.

-»- 1879, том II, стр.276.

-«- 1886, янв.-апр., стр.291.

-»- 1888, янв.-апр, стр.516.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. Рос. Церк. Иерархии на 1903 г.», стр.218–219.

«Списки архиереев Иерархии Всеросс.» СПБ, 1896, № 439 стр.64.

«Подольские архипастыри». Каменец-Подольск, 1875.

«Дело архива Св. Синода о воссоед· униатов № 1257, 1875 г.

«Холмский месяцеслов 1872, ХХХIV».

ПБ Некр. т.IV, стр.737.

НЭС т. ХХУ, стр.742.

Батюшков, «Холмская Русь».

Батюшков, «Памятники русской стари». Вып.VII.

Мишин. «Краткий истор. отчет воссоед. униатов в Литве и Польше»,

Попов. «Судьбы унии в Русск. Холмской епархии».

Булгаков, стр.1408, 1409.

БЭС т.II, стб.1823–1824, 1836–1837.

E. Przekop, Verlauf der Auflösung der kirchlichen Union in der Diözese Chelm (1875), in: Ostkirchliche Studien (Würzburg) 31(1982)160–175.

E. Likowski, Dzieje Kościoła unickiego na Litwie i Rusi w XVII i XIX w. uważane głównie z wzgledu na przyczyny jego upadku. T. 2. Warschau 1906.

J. Bojarski, Czasy Nerona w XIX wieku pod rządem moskowskim

czyli prawdziwie neronowskie prześladowania unitów w dyecezji chelmskiej, T. 2. Lwów 1885.

J. Bojarski, Recenzja rozporzqdzenia ksiqdza Popiela pseudoadministratora dyecezji chelmskiej wydanego w zamiarze zburzenia religii katolickiej w obrządku unickim. Lwów 1874.

B. Staszczuk, Rasata unii kościelnej w dekanacie hrubieszowskim w 1875 r. Lublin 1975, Ms.

J. Pelesz, Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom. Bd. 2 (Wien 1880) S. 859–874.

J. Cunningham, A vanquished Hope 28.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle