Источник

Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич), митр.Крутицкий и Коломенский

Родился 31 декабря 1891 года (по н/ст.13 января 1892 года) в г.Ковне, в семье протоиерея, настоятеля Ковенского Александро-Невского собора.

Окончил Петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета в СПБ университете и поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия.

23 октября этого же года пострижен в монашество, 34 октября рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – в сан иеромонаха.

Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт, сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндскогополка.

С 1915 года в СПБ духовной семинарии преподавал Литургику, Гомилетику, Практическое руководство для пастырей, Церковную археологию и немецкий язык.

В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.» (Этот труд был его кандидатским сочинением).

В 1916 году – настоятель Петергофского собора.

Веспой 1919 года возведен в сан архимандрита. В том же году наместник Александро-Невской Лавры.

25 марта 1922 года хиротонисан во епископа Петергофского, вик. Ленинградской епархии.

С 17 сент.1927 г. по февраль 1928 г. временно управлял Ленинградской епархией.

В 1935 году возведен в сан архиепископа и назначен архп. Петергофским с предоставленными правами епархиального архиерея.

После известной декларации митрополита Сергия, вызвавшей большое волнение умов, был полностью согласен с декларацией.

С 1936 по 1940 г., оставаясь архиепископом Петергофским, управлял Новгородской и Псковской епархиями по поручению митрополита Алексия.

В 1940 г. – архиепископ Волынский и Луцкий, Экзарх Украины и Белоруссии.

9 марта 1941 года возведен в сан митрополита.

С 19 июля 1941 года – митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, с правом ношения двух панагий и предношением креста при богослужении.

С февраля 1942 года по сентябрь 1943 года – заместитель митрополита Сергия Патр.Местоблюстителя по управлению Московской епархией и управляющий делами Московской Патриархии на время эвакуации митр.Сергия в Ульяновск. В короткое время заслужил горячую любовь верующих Москвы.

После возвращения митр.Сергия в Москву в сентябре 1943 г., продолжал оставаться управляющим Московской епархией, одновременно занимаясь и церковными делами Украины.

За патриотическую деятельность в Москве награжден медалью “За оборону Москвы“.

Подписал определение от 22 сентября 1942 года по делу митрополита Литовского и Виленского Сергия Воскресенского с другими.

Подписал определение о предании суду Собора Поликарпа Сикорского.

2 ноября 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР, назначен членом Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и его сообщников.

В 1942 году под его редакцией издана книга “Правда о религии в России», а в 1943 году отредактирована и издана книга “Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война“- сборник церковных документов.

С того же года – член редакционной комиссии “Журнала Моск. Патриархии“.

С 8 сент.1943 года – постоянный член Священного Синода. Всегда являлся ближайшим советником и помощником Патриарха в решении всех общецерковных дел и вопросов.

28 января 1944 года назначен митр.Крутицким, управляющим Московской епархией и, по положению Русской Православной Церкви, патриаршим наместником. В этом же году награжден предносным крестом при богослужении.

В апреле 1946 года был назначен председателем вновь созданногоОтдела Внешних Церковных Сношений при Священном Синоде.

25 марта 1947 года в ознаменование 25-летнего служения в епископскомсане присвоен титул “Крутицкого и Коломенского“.

II апр. 1949 года удостоен ученой степени доктора богословия за совокупность его богословских трудов.

4 февраля 1950 года присвоена степень доктора богословия гонорискауза Богословским Евангелическим факультетом имени Яна Гуса в Праге.

3 мае 1951года награжден докторской золотой цепью, как внешнийзнак докторского достоинства.

В 1952 году избран доктором богословских наук Софийской духовнойакадемии.

12 мая 1952 года награжден панагией с украшениями за труды по организации и проведении конференции всех Церквей и религиозных объединений в СССР.

19 июня 1952 года избран почетным членом Ленинградской духовной академии.

31 окт.1953 года избран почетным доктором богословских наук Венгерской Реформатской Церкви.

В 1954 году избран доктором богословия Румынской Православной Церкви.

6 авг.1955 года награжден орденом “Трудового Красного Знамени“.

Святейшим Патриархом Алексием на него были возлагаемы многие ответственные церковные поручения. Так, в августе 1945 года он блестяще выполнил миссию по воссоединению Русских Православных приходов во Франции с Матерью-Церковью. Затем возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в Англию, Румынию, Чехословакию и др.

В мае 1957 года осуществил акт воссоединения Финляндской Церкви с Московской Патриархией.

Как представитель Русской Православной Церкви, он состоял членом Советского Комитета защиты мира, членом Палестинского Общества при Академии Наук СССР и членом Славянского Комитета СССР.

Человек редкой скромности и вместе с тем сильной воли и необычайно твердый в своих решениях. Авторитет его чрезвычайно велик как среди духовенства, так и среди мирян. Замечательно трудоспособный и на редкость выносливый, деятельный и инициативный человек. Впрочем, он был не чужд стремлений к славе земной в ущерб небесной. Он весьма дорожил той популярностью, которую имел среди жителей Петергофа, Ленинграда и Москвы.

Kакнастоящий дипломат, он мог принять человека чрезвычайно любезно и приветливо, обещать ему много, не имея при этом намерения выполнить обещания.

26лет потрудился в Ленинградской епархии. Среди напряженной работы он находил время для углубления своего образования. Интересовался медициной, высшей математикой и другими науками.

В журналах «Вера и Разум», «Вера и жизнь», «Голос церкви», «Церковные Ведомости» и др. за 1913–1916 гг. напечатаны его стихи, статьи и проповеди.

21 июня 1960 года освобожден от должности Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии.

19 сент.1960 года освобожден от должности митрополита Крутицкого и Коломенского, согласно его прошению.

Скончался 13 декабря 1961года, погребен в Троице-Сергиевой лавре.

Труды:

«О проповеднической импровизации», К вопросу о живом слове и

нормативных методах проповедничества. (Гомилетический этюд), Чернигов, 1913.

«Гонения на христиан императора Декия». – Страница из истории первых веков христианства».

Харьков, 1914.

«Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов древней Вселенской Церкви», историко-канонический очерк.

Чернигов, 1914.

«Испытание любви». «Слово в день преставления Св.Апостола, и Ввангелста Иоанна Богослова».

1915.

«Путь коспасению по Св.Григорию Нисскому». Богословско-психологический этюд. 1917.

См.также «Голос церкви», 1916, март-ноябрь.

«Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.» диссертация, Петроград, 1917.

„Предостерегающий призыв в отношении изменившего Родине и Церкви епископа Поликарпа Сикорского».

“Рус.Прав.Ц. и В.От.война», стр.86–69.

“Обращение к братьям славянам в день двухлетия войны».

“Рус.Прав.ц. и В.От.война», стр.87–89.

“Обращение от 22 июня 1942 года к православному населению оккупированных областей с благословением партизанских подвигов».

«Рус.Прав.Ц. и В.От.война», стр.70–71.

“Обращение к православному клиру и верующим жителям Украины». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.72–74.

“Обращение к солдатам Румынской армии с призывом прекратить проливать братскую кровь единоверного русского народа». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.77–79.

“Обращение к Румынским пастырям и пастве со словом убеждения «отречься от подневольного союза с Гитлером».

«Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.80–82.

“Слова и речи, послания (1914–1946 гг.)».

т.1, изд. Моск.Патр.1947.

“Слова_и речи (1947–1950 гг.)».

т.II, изд. Мocк. Патр. 1950.

“Слова и речи (1950–1954 гг.).

т. III, изд. Моск. Патр. 1954.

“Слова_и речи (1954–1957_гг.)».

т.IV, изд.Мoск.Патр.1957.

“Взыскание погибших».

«ЖМП» 1957, № 5, стр.19.

«Обращение к братьям-христианам Германии».

(20 апреля 1957 года).

«ЖМП» 1957, №5, стр.23.

«Добро пожаловать, христианская молодежь».

«ЖМП» 1957, № 5, стр.24.

«Радостное событие» (Финляндия, 3–11мая 1957 г.).

«ЖМП” 1957, № 6, стр.17.

«Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Пекинскому Василию».

«ЖМП» 1957, № 6, стр.24.

«После Воскресения».

«ЖМП» 1957, №6, стр.32.

«Первоворховные Апостолы».

«ЖМΠ» 1957, № 7, стр.30.

«Речь на сессии Всемирного Совета мира в г.Коломбо (Цейлон).

13 июня 1957 года».

«На Цейлоне».

1957, № 7, стр.41.

«Преображение».

«ЖМΠ» 1957, №8, стр.36.

"Вода».

“ЖМП» 1957, № 9, стр.20.

“Спасение”.

«ЖМП» 1957, № 10, стр.19.

“Обращение к народу Цейлона“.

«ЖМП» 1957, № 10, стр.23.

“Корабль“.

“ЖМП“ 1957, №12, стр.23.

“Новогодние мысли и пожелания».

«ЖМП» 1957, №12, стр.26.

“Обращение по радио к христианам Европы“.

«ЖМП» 1957, №12, стр.27.

“Русская православная богословская наука в прошлом столетии“. “Теологише Литературцейтунг» 1957, декабрь.

“Победа».

«ЖМП“ 1958, № 4, стр. 19–20.

«Сила Божия».

«ЖМП“ 1958, № 5, стр.36–38.

“Православие и современность» (речь на торжественном акте в Московской дух.академии 13 мая 1958 г.).

“ЖМП“ 1958, № 6, стр.67–73.

“Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Феодосию». “ЖМП» 1958, №7, стр.23–24.

“Дар Божий».

“ЖМП“ 1958, № 7, стр.37–39.

“Речь на расширенном пленуме советского комитета защиты мира с представителями общественности СССР I июля 1958 года». “ЖМП» 1958, № 7, стр.40–41.

“Звезды».

“ЖМП» 1958, № 8, стр.23–25.

“Речь на всемирном конгрессе народов мира в Стокгольме 20 июля 1958 года».

«ЖМП» 1958, № 8, стр.30–34.

“Русская православная Церковь иэкуменическое движение».

(Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме). “ЖМП» 1958, № 9, стр.29–32.

«Пустынник».

“ЖМП“ 1958, № 9, стр.38–42.

“Перед смертью».

«ЖМП» 1958, № 10, стр.19–22.

“Приветственное слово проф.Громадке (Чехословакия) по случаю награждения его Ленинской премией “За мир и дружбу между народами».

«ЖМП» 1958, №10, стр.24–25.

“Долготерпение».

«ЖМП» 1958, № II, стр.23–25.

“Накануне”

“ЖМΠ» 1958, 12, стр.16–18.

“Речи о мире”.

“Вып. III”, Москва, 1958.

„Обращение кo всем слушателям Московского радио по случаю праздника Рождества Христова и Нового года“.

«ЖМП» 1955, № I, стр.5.

„Обращение по радио к христианам северных стран».

«ЖМП» 1959, №I, стр.5–6.

«Встречайте».

«ЖΜΠ» 1959, №I, стр.19–20.

«Мать».

«ЖМП» 1959, № 2, стр.46–49.

«Тяжкое бремя».

«ЖМП» 1959, № 3, стр.21–24.

“Свитокжизни».

«ЖМП» 1959, № 4, стр.25–26.

»Слезы».

«ЖМП» 1959, № 4, стр.26–30.

«Свет воскресения Христова».

«ЖМП» 1959, № 5, стр.28–29.

«Приветственное послание участникам второй христианской мирной коноференции в Праге».

«ЖМП» 1959, № 5, стр.38–39.

«Христиане в покаянии».

(Доклад на второйхоистианской мирнойконференции в Праге). «ЖМП» 1959, № 5, стр.39–43.

«Речь, произнесенная в Стокгольме на юбилейной сессии всемирного совета мира 10 мая 1959 г.»

«ЖМП» 1959, № 6, стр.48–51.

«К христианам Англии» (выступление по радио 27 апреля 1959 года).

«ЖМП» 1959, № 6, стр.55.

«Обращение к молодежи VII Всемирного фестиваля в Вене».

«ЖМП» 1959, №7, стр. 9–10.

Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Леониду (Полякову).

«ЖМП» 1959, № 8, стр.27–28.

«Восторг».

«ЖМП» 1959, № 8, стр.43–45.

«Речь при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Василию (Кривошеину)».

«ЖМП» 1959, №9, стр.30–31.

«Добродетели».

«ЖМП» 1959, № 9, стр.53–54.

»Святость».

«ЖМП» 1959, № 10, стр.55–57.

«Рождественское обращение к братьям-христнанам Англии».

1960, №1, стр.9–10.

«Рождественское обращение к братьям-христианам Германии».

«ЖМП» 1960, №I, стр.10.

«Рождественское обращение к братьям-христианам Финляндии и Скандинавии».

«ЖМП» 1960, № I, стp.10–11.

«Земная жизнь пресвятой Богородицы».

«ЖМП» 1960, №I, стр.58–67.

«Обращение к участникам конференции борцов за мир в Дрездене

9–11 мая 1960 года».

«ЖМП» 1960, №6, стр.54–56.

«Речь на собрании советской общественности г.Москвы(18 мая 1960 г.).

«ЖМП'1960, №6, стр.56–58.

Литература:

“ЖМП” 1943, №1, стр.16,17.

-“- 1944, №2, стр.9.

-“- 1945, №4, стр.47–55.

-“- 1947, №5, стр.4.

-“- 1949, №5, стр.11.

-“- 1951, №7, стр.8.

-“- 1952, №4, стр.8–21, 50–52.

-“- “ , №5, стр.51–59; №6, стр.3.

-“- “ , №8, стр.13.

-“- 1953, №11, стр.15–18.

-“- 1954, №11, стр.19–22; стр.59–64.

-“- 1955, №7, стр.36; №9, стр.3.

-“- 1956, №4, стр.22; №6, стр.31–41.

-“- “ , №7, стр.71; №8, стр.22.

-“- 1957, №6, стр.17; №7, стр.41.

-“- 1958, №1, стр.14; №6, стр.6, 10.

-“- “ №8, стр.10, 34–37, 73.

-“- “ №9, стр.16, 22, 24, 26–28.

-“- “ №12, стр.14, 64–65.

-“- 1959, №1, стр.60–63.

-“- “ №3, стр.15, 27.

-“- “ №4, стр.6, 21–22, 73, 76, 64.

-“- “ №5, стр.10, 12, 16–19, 30–33.

-“- “ №6, стр.28; №7, стр.11–12, 18, 34.

-“- “ №8, стр.3, 15, 17–18, 19, 25.

-“- “ №9, стр.8–9, 13, 15, 17, 20, 21, 23, 34–37.

-“- “ №9, стр.50, 51, 55–56.

-“- “ №10, стр.18, 21, 23, 24, 30, 58.

-“- “ №11, стр.5, 6, 10, 15, 39, 73.

-“- “ №12, стр.4–5, 11–13, 15, 19.

-“- 1960, №1, стр.5–7, 11–12, 18, 19, 23, 24, 26–29, 36.

-“- “ №2, стр.28, 34, 35, 46, 47, 52–54.

-“- “ №3, стр.13, 33, 38.

-“- “ №4, стр.11, 12, 14, 19–20, 54–60.

-“- “ №5, стр.39–45.

-“- “ №6, стр.27, 28, 32, 35.

-“- “ №7, стр.5, 6, 9.

-“- “ №8, стр.7, 8, 12, 14, 17, 21, 22.

-“- “ №9, стр.6, 17, 21; №10, стр.4.

-“- 1962, №1, стр.14–22 (Некролог).

“Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война»., стр.8–10, 22–23, 34, 35–36, 40, 67, 145, 170, 172, 177, 179, 182, 183, 188, 200, 201, 205,

208, 213, 214, 216–218, 226, 228, 232, 233, 234–238, 240, 242.

“Правда о религии в России». МП, 1942, стр.53, 63, 105–111, 104, 112, 113.

ФАМ№ 42, стр.l8.

ФПС I, № 137, стр.5.

ФПCII, стр.3.

ФПСIV, стр.5.·

ФПС V, № 132;

ФАМ №177, стр.14.

“Памятная книжка Петроград. Дух. Акад. на 1914/1915уч.год», стр.29.

“Имен.список ректор. и инспект. Дух. Акад. и Семин. на 1917 год», стр.III.

“Урал. Церк. Вед.» (обн.) 1928, №5–6, стр.7.

“Журнал Засед. Св.Синода» №14 от I.VIII.1958, стр.3.

«Церк.Ведом.» 1915, № 35, стр.434.

“Изв.Каз.Еп.» №10, стр.341–342.

“Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр.Алексия», стр.20, 67.

Nach Nikita Struve, S. 337–341, soll M Nikolaj ermordet worden sein:"Sein Sturz muß im Zusammenhang mit den Ereignissen der beiden ersten Jahre der neuen Verfolgungswelle gesehen werden. Ein derart jäher politischer Kurswechsel mußte notwendig ein Verschwinden der Hauptverantwortlichen auf beiden Seiten nach sich ziehen. In der Leitung des Regierungsamtes für Angelegenheiten der orthodoxen Kirche wurde zur gleichen Zeit G. Karpov., durch V. Kuroedov abgelöst, dessen Übereifer in der praktischen Durchführung der neuen Regierungspolitik genugsam bekannt ist... Auf der anderen (kirchlichen) Seite aber stand M Nikolaj als der starke Mann der Kirche. Da er ganze 15 Jahre jünger war als der regierende Patriarch (Aleksij), konnte er fast mit Sicherheit als sein Nachfolger angesehen werden. Seine politischen Verdienste, vor allem aber seine vielfältigen Beziehungen zu Persönlichkeiten und Institutionen des Auslandes wirkten außerordentlich hinderlich in dem Augenblick, in dem der Staat erneut gegen die Kirche vorzugehen beabsichtigte.

Dazu kommt noch..., daß M Nikolaj für eine härtere Haltung der Kirche dem Staat gegenüber eintrat; so soll er z.B. auchhinter dem Beschluß des Hl. Synods gestanden haben, die Apostaten (Erzpr. Prof. Aleksandr Osipov, Erzpr. Nikolaj Spaskij,Pr. Pavl Darmanskij, vgl. Ukaz vom 30.12.1959, in: ŽMP 1960, 2,27) öffentlich zu exkommunizieren, und hinter der mutigen Ansprache, die der Patriarch 1960 vor der Friedenskonferenz der sozialen Organisation der Sowjetunion gehalten hat. In dieser Ansprache, die von Geschrei und Zwischenrufen aus der Zuhörerschaft unterbrochen wurde, hob der Patriarch die historischen Verdienste der russisch-orthodoxen Kirche hervor und beklagte sich über die ungerechte Behandlung, die ihr widerfahren sei (Ansprache vom 16.2.1960, Struve 412–414, ŽMP 1960,3,33–35).

Der Sturz des Metropoliten erfolgte unmittelbar nach diesen beiden Ereignissen.

«Seit dem 19.9.1960», schrieb M Nikolaj an eine führende Persönlichkeit der Friedensbewegung, «bin ich in einer ebenso unerwarteten wie unbegreiflichen Weise von jeder Art Aktivität ausgeschlossen. Gott sei Dank, befinde ich mich in guter Gesundheit. Aber es ist klar, daß ich keinerlei Tätigkeit mehr ausüben, nicht mehr zelebrieren und auch nicht mehr publizistisch tätig sein kann. Ein schwerer Schlag nach vierzig Jahren rastloser Arbeit!»

Auch am 6.12.1960, dem Fest seines Namenspatrons, erhielt er keine Erlaubnis zu zelebrieren. Weihnachten gestattete man ihm zwar die Konzelebration mit anderen... in der Patriarchatskathedrale, schärfte ihm aber ein, daß er gleich nach der Kommunion... die Kirche zu verlassen habe. Die Osternacht des Jahres 1961 mußte er auf seinem Zimmer verbringen, «das erste Mal seit 40 Jahren», schreibt er. Am vierten Tag der Osterwoche erhielt er die Genehmigung, im Dreifaltigkeits-Sergius-Kloster zu zelebrieren, wurde aber sorgfältig von den Gläubigen getrennt gehalten. "Der Bischof weinte die ganze Liturgiefeier über, und als sie ihn sahen, weinten die Konzelebranten und viele Gläubige mit ihm, als spürten sie, daß dies seine letzte Liturgie sein sollte. Bis Mitte November konnte er noch von verschiedenen Leuten Besuch erhalten. Er fühlte sich körperlich recht wohl und kräftig und machte einen munteren und lebendigen Eindruck. Da erschien eines Tages eine Ärztin bei ihm mit Namen Valentina Iwanowna und verordnete ihm eine Kur, die er jedoch ablehnte. Kurze Zeit darauf begann er sich krank zu fühlen, tfan brachte ihn ins Botkin-Krankenhaus, wo er ständig von der Ärztin überwacht wurde‘ (Posev vom 23.1.1962)....Während derganzen Dauer seiner Krankheit war jeder Besuch... aufs strengste verboten. ... Es wurde verboten, in den Kirchen laut für den Kranken zu beten. Der Bischof starb am 13. Dezember 1961,um 4 Uhr morgens, ohne die Sterbesakramente empfangen zu können und ohne daß er verstehen konnte, weshalb nicht einer von seinen Angehörigen und Freunden bei ihm war. Nur die Ärztin war bei seinem Tod zugegen. ... Dreizehn Stunden blieb der Leib des Toten entblößt im Leichenhaus liegen. Endlich gegen ein Uhr mittags kamen Angehörige des Patriarchats und bekleideten ihn mit seinen bischöflichen Gewändern. Als Bischof Kyprian und Bischof Nikodim (Rotov) zur Aufbahrung erschienen, empfing sie das Volk, das sich in großer Menge am Leichenhaus versammelt hatte, mit dem Ruf «Mörder”...

Obwohl der Metropolit einen Begräbnisplatz auf dem Friedhof der Verklärungs-Kathedrale in Moskau käuflich erworben hatte, wurde angeordnet, ihn im Dreifaltigkeits-Sergius-Kloster in Zagorsk beizusetzen. Man tat alles, um die Gläubigen daran zu hindern, daß sie ihre Anhänglichkeit und Verehrung bekundeten... Am Morgen der Begräbnisfeierlichkeiten ließ man mehrere fahrplanmäßige Züge nach Zagorsk ausfallen. Als dann in seiner Totenpredigt der Rektor Ruiitskij Überanstrengung als Todesursache nannte, erhoben sich in der Kirche zornige Protestschreie ...

Der Tote wurde in der Kirche «Vom Glockenturm» beigesetzt. Kurz nach seiner Beisetzung wurde diese Kirche dann geschlossen um den Strom der Pilger abzudrosseln...

Gewiß, all diese unheimlichen und undurchsichtigen Ereignisse, die mit dem Tod des Metropoliten Zusammenhängen, können keinen schlüssigen Beweis dafür geben, daß er als Opfer eines Mordes umgekommen ist. Es bleibt bei einer Vermutung. Eins ist aber sicher: In den Augen des Volkes ist Bischof Nikolaj als Märtyrer gestorben.

Der 1974 in die Schweiz emigrierte bekannte Dissident Anatolij E. Levitin-Krasnov berichtet dagegen in seinem 1983 erschienenen Buch «Auf der Suche nach der neuen Stadt», von

Patriarch Aleksij sei verlangt worden, M Nikolaj aus Moskau zu entfernen. Nikolaj weigerte sich aber, weder nach Leningrad noch nach Novosibirsk zu gehen. Daraufhin antwortete Kuroedov; «Dann soll er ganz gehen.» Wegen seiner angeschlagenen Gesundheit wollte M Nikolaj im September für zwei Monate auf Urlaub nach Suchumi (Georgien) gehen. Zuvor schrieb er ein Gesuch um Entlassung in den Ruhestand, worum ihn der Patriarch bat. Als der Metropolit in Suchumi ankam, erwartete ihn schon im Hotel ein Telegramm, mit dem Inhalt, daß sein Gesuch genehmigt worden sei.. .

«Erst Anfang November kehrte M Nikolaj nach Moskau zurück, direkt vom Bahnhof in seine Residenz, in sein Holzhaus in der Bauman-Gasse. Anfangs wollte man ihn in eines der Klöster schicken, doch er weigerte sich... Doch erhielt er das Verbot, Gottesdienste zu halten» (S. 190).

Ende Oktober 1961, bald nach der Rückkehr des Metropoliten von der Krim, rief er bei der Hausärztin an: «Es scheint, ich fühle mich schlecht. Ich habe erhöhte Temperatur. Ich bitte Sie, zu kommen.» «Er ist tatsächlich krank, hat hohe Temperatur. Man rief noch einen Arzt, einen Spezialisten. Diagnose: Lungenentzündung... Am nächsten Tag überführte man den Metropoliten ins Krankenhaus. Gehen konnte er nicht... Er lag länger als einen Monat zwischen den düsteren Wänden des Kremlkrankenhauses. Man ließ niemand zu ihm. Bei ihm befand sich ständig seine Hausärztin...

Einmal schickte der Metropolit zu einem jungen Priester, Vater Orest, den er einmal geweiht hatte und der damals auf dem Rogoshskij-Friedhof Dienst tat. ‘Gehen Sie zu Orest. Er soll Ihnen in Zellulose vorgeweihte Abendmahlsgaben geben. Ich will kommunizieren.‘ Er kommunizierte. Und einige Tage später kam das Ende. Am 13. Dezember 1961, am Tage des Apostels Andreas des Erstberufenen, sagt er um vier Uhr morgens zu der Ärztin:‘Ich glaube, ich sterbe. Versprechen Sie mir, daß Sie,solange Sie leben und sie (die Fürstin Bebutova, eine alte Freundin des Metropoliten) lebt, sie nicht verlassen werden.‘ Die Ärztin versprach es. Der Metropolit bekreuzigte sich und schloß die Augen. Etwas später trat der Tod ein (S. 192f.).

Nach dieser Version scheint uns ein Mord an Metropolit nikolaj unwahrscheinlich.

Zur Charakterisierung des M Nikolaj schreibt A.E. Levitin: „Er blieb bis hin zu seinen letzten Tagen ein überzeugter Anhänger der Politik des ’Kompromisses‘... Man muß indessen anmerken, daß es eine Grenzlinie gab, die der Metropolit Nikolaj niemals überschritt. Eine solche Grenzlinie waren die Prinzipien der Ethik. Im Jahre 1922 versuchte sein alter Kamerad von der GA, Nikolaj F. Platonow, damals ein Agent der GPU, mehrfach, mit Drohungen und Versprechungen von ВNikolaj zu erreichen, daß er zum Schisma der Erneuerer überginge. Der Bischof blieb (ungeachtet seines weichen Charakters) unbeugsam und zog die Verbannung in Syrjan [Zyrjanovsk] solch einer ehrlosen Handlung vor...

In den 20er und 30er Jahren, als viele Geistliche (zur Rettung ihres Lebens in den Jahren der Jeshowschtschina) die Sünde des Judas Ischariot begingen, befleckte sich der ВNikolaj kein einziges Mal weder durch Verrat noch durch schändliche Verbindungen zum MGB. Und im Jahr 1960 ging der M lieber in den Ruhestand (was ihm, einem aktiven und energischen Menschen, sehr schwer fiel), als daß er der Schließung der Kirchen zustimmte (ebda 199–200).

In dem ersten Artikel nach seinem Tod – nach 21 Jahren! – schreibt V. Nikitin über ihn: «Sich keiner starken Gesundheit erfreuend, war er gezwungen, das letzte Jahr seines Lebens im Ruhestand zu verbringen. Er starb am Mittwoch, dem 13. Dezember 1961, um 6 Uhr morgens im Botkin-Krankenhaus, wohin er mit einem Herzinfarkt eingeliefert wurde» (ŽmP 1982,1,44).

Werke :

Večnaja radost‘, in: ŽmP 1982,1,42–44.

Nikolai, Mitropolit Kruticki i Kolomenski v Bulgariju. Dokladi, reči, slova i izkazyvanija proizneseni po vreme na gostuvaneto mu ot 30 maj do 6 juni 1952. Sofija 1952. Sinodalno izd. 90 S.

Večnost‘, in: ŽmP1985 ,4 ,30–32.

Der Tag ist nahe herbeigekommen. Gottes Offenbarung und Weg mit den Völkern der Erde, in: StdO 1986,2,18–20.

Literatur:

V. Nikitin, Mitropolit Krutickij i Kolomenskij Nikolaj (Jaruševič). К90-letiju so dnja rofdenija (1891–1961), in:

ŽmP 1982,26–33.

Struve, passim, bes. 166–170 und 337–341.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 243, II, 179, 197, 202, 208, III, passim, bes. 168–172, 225–229, 259–267.

Posev vom 23.1.1962.

A.E. Levitin-Krasnov, Auf der Suche nach der neuen Stadt (Luzern/ Stuttgart 1983) 52f, 112, 134, 186–187–202, 257.

Heyer, Die orthodoxe Kirche 167–175, 230–236.

A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hände 218, 277f.

A.E. Levitin-Krasnov, Böse Jahre 99.

W. Kolarz, Die Religionen in der Sowjetunion (Freiburg 1963), passim.

W.C. Fletcher, Nikolai. Portrait of Dilemma. New York 1968,

230 S.

Seide, Geschichte der R0K im Ausland 67, 74, 276, 426.

I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 494, 519.

D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.

M. Bourdeaux, Patriarch and Prophets 23f, 27, 66, 277, 283,

291


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с.

Комментарии для сайта Cackle