Источник

Тихон (Оболенский Иоанн Иоаннович), митр.Уральский

Родился 25 мая 1856 года в семье священника г.Спасского, Тамбовской епархии.

Первоначальное образование получил во 2-м Тамбовском училище в Тамбовской духовной семинарии, откуда из 5-го класса поступил в Казанский университет на медицинский факультет, где и окончил курс в 1880 году со степенью лекаря.

В марте 1881 года назначен уездным врачем в г.Елатьме.

В течение девяти лет шел он путем служения ближним в качестве врача.

Проводя дни и ночи у постели больных, он научился верить в могущественное действие благодати Божией в таинствах Св.Церкви, ибо был неоднократно свидетелем поразительной и чудесной помощи Божией тяжелым и безнадежно больным. У постели же больных он познал всю пустоту и тщету мирской жизни, и постепенно Господь влек его к жизни духовной, к отрешению от мира.

В 1890 году он поступил вольнослушателем в СПБ духовную академию, где в феврале того же года был пострижен в монашество, а 29 апреля рукоположен во иеромонаха.

20 декабря 1891 года назначен настоятелем Спасо-Преображенского единоверческого монастыря, Самарской губернии, с возведением в сан архимандрита.

Здесь он устроил в стенах монастыря 2-х классную церковноприходскую школу с миссионерским отделением и приемный покой для больных с бесплатным лечением.

Миссионерская школа в то время,именно в тех местах, была очень нужна. Удаленные от столицы, глухие леса по рекам Большому и Малому Иргизам, и плодородные степи вокруг, издавна привлекали к себе раскольников – старообрядцев. Они основывали там скиты, монастыри и села, находившиеся под крепким влиянием монастырей. Впоследствии почти все старообрядческие монастыри перешли в единоверие, за ними потянулись и крестьяне, хотя далеко не все.

Новая миссионерская школа готовила священников в единоверческие приходы, которые сыграли важную роль в борьбе против старообрядчества. Те из старообрядцев, которые остро чувствовали недостатки своих толков – отсутствие таинств и правильного священства, – могли без особой ломки получить необходимое в единоверии. Законные священники, рукоположенные законными православными епископами, служа по старопечатным книгам и соблюдая с детства привычные бывшим старообрядцам обычаи, наглядно показывали, «что подобает творити, а что отметати». Те самые обычаи, из-за которых когда-то происходило столько смут, были дозволены, благословлены Православной Церковью, под условием подчинения единоверцев духовному руководству православных иерархов. Недаром в народе единоверческие церкви получили название «благословенных».

Миссионерская школа обеспечила эти церкви священниками, которые, уступая семинаристам в общем развитии, имели, однако, специальную подготовку и могли успешно возражать старообрядцам – консерваторам, которые любили и умели спорить.

В дальнейшем, в 20-х годах, когда число священников-семинаристов сильно уменьшилось, бывших воспитанников миссионерской школы стали назначать и в исконные православные приходы, где они, конечно, служили по православному обряду.

14 января 1901 года хиротонисан во епископа Николаевского, вик.Самарской епархии.

Чин хиротонии совершали: епископ Самарский Гурий, епископ Симбирский Никандр, епископ Оренбургский Владимир и епископ Чебоксарский Иоанн, вик.Казанской епархии.

7 ноября 1908 года – епископ Уральский и Николаевский.

Был участником Священного Собора 1917/1918 гг. в г.Москве. После 1918 года возведен в сан архиепископа.

В 1924 году – митрополит Уральский.

Скончался в мае 1926 года. Погребен в Софийской церкви гор. Москвы.

Труды:

Речь при наречении его во епископа и вручении ему жезла.

«Самар.Еп.Вед.» 1901, № 3, стр.145.

Литература:

«Церк.Вед.» 1901, № I, стр.2.

-“- 1916, № 19–20, стр.114.

«Приб. к «ЦВ» 1901, № 5, стр.159–165.

«ЖМП» 1933, № 16–17, стр.1.

«Мисс.Календ.» 1907, стр.138.

«Прав.Собес.» 1897, окт., стр.383.

“Состав Св.Прав.Всер. Син. и Рос.Церк. Иерархии

на 1917 г.», стр.270–271.

«Мисс.Обозрен.» 1901, февр., стр.284.

-«- 1901, апр., стр.588–591, с фото.

«Отд.христ.” 1908, авг.-сент., стр.58.

“Самар. Еп. Beд.” 1901, № 3, стр. 131.

-»- 1903, № 5, стр.27.

-«- 1908, № 3, стр.122.

-»- 1909, № 2, стр.39.

-«- 1909,№ 5, стр.205.

-»- 1910, № 13, неоф.стр.852.

-"- 1910, № 16, неоф., стр.1121.

Булгаков, стр.1411.

ФАМ II, № 84, стр.8.

Елевферий митр. “Неделя в Патриархии”.

Париж, 1933, стр.74.

Da er seine Ер. im Ural‘ nicht verwalten durfte, lebte er seit 1922 in Moskau und stand dem Patr. Tichon nahe. Er gehörte zuletzt zu seinem Synod. Zusammen mit M Petr (Poljanskij) brachte er die Erklärung des Patr. Tichon in die Redaktion der «Izvestija», die er auch mitunterzeichnete (Izvestija,

1923, Nr. 186; BezboSnik 1923, Nr. 36).

Literatur:

Regel‘son 344, 345 , 352 , 365.

Vest.russ.ehr.dv. 138(1983)197,200f.

D. Pospielovsky, The Russian Church 122.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 356, 382; II, 17, 27.

A.Levitin – V.Šavrov, Očerki po istorii II, 266, 268, 293, III, 23.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle