Источник

Феодор (Поздеевский Александр, в схиме Даниил), архп. б.Волоколамский вик.Московской епархии

Родился 21 марта 1876 года в Костромской епархии.

В 1896 г. по окончании Костромской духовной семинарии, поступил в Казанскую духовную академию.

В 1900 году пострижен в монашество.

В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия, рукоположен во иеромонаха и оставлен профессорским стипендиатом.

С 1901 г. – преподаватель Калужской духовной семинарии.

С 1902 г. инспектор Казанской духозной семинарии.

В 1903 г. – удостоен степени магистра богословия.

С 1904 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии в сане

архимандрита.

С 1906 г. – ректор Московской духовной семинарии.

С 19 авг.1909 г. – ректор Московской духовной академии.

14 сентября 1909 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, вик.Московской епархии. Хиротония состоялась в Москве в храме Христа Спасителя. Чин хиротонии совершал митр.Московский Владимир в сослужении других иерархов.

Оставался ректором Московской академии.

С 1914 года – почетный член Казанской духовной академии.

I мая 1917 года назначен настоятелем Даниловского монастыря г·юосквы·

В обновленческом журнале «Сибирская Церковь» за 1922 г.,

№ 2, стр.15 помещена заметка, ни на чем не основанная, об епископе Феодоре (Поздеевском) о том, что он увольняется от должности с признанием нежелательности пребывания его в пределах Московскойепархии.

В октябре 1923 года Святейшим Патриархом Тихоном назначен управляющим Петроградской епархией с возведением в сан архиепископа. Назначение не принял и, оставаясь архиепископом, возглавлял оппозицию против Патриарха Тихона и митрополита Сергия, именуемых «даниловскими» и «феодоровскими» группировками, не порывая, однако, с ними (Патриархом и митрополитом) молитвенно- канонического общения.

С 1924 года епархией по управлял.

Незадолго до своей кончины принял схиму с именем своего покровителя преп.Даниила Московского, оставаясь однако в оппозиции.

Скончался в конце сороковых годов вне Москвы, примиренным с митрополитом Сергием

Труды:

“Аскетическиевоззрения преп.Иоанна Кассиана.

(Пресвитера Массимейского).

Казань, 1902.

«Изв.Каз.Еп.” 1908, № 12, стр.379.

1908, № 14, стр.456.

“К вопросу о страданиях”.

“Богосл.Вестн.” 1909, окт., стр.286.

“Речь при наречении его во епископа Волоколамского 12 сентября 1909 года”.

«Богосл.Вестн.” 1909, дек., стр.513.

См.также ”Приб. к «ЦВ” 1909, № 39, стр.1807.

«Библиография: ”О духовной истине”. Опыт православной Теодицеи (столп и утверждение истины).

Книга свящ. П.Флоренского.

«Богосл.Вестн.” 1914, май, стр.140.

«К новому столетию”.

«Богосл.Вестн.” 1914, окт.-нояб., стр.209.

“К академическому новолетию».

«Богосл.Вестн.” 1915, окт., стр.1.

«Из истории папства. Значение Папы Льва Великого в развитии идеи папства”.

«Богосл.Вестн.” 1912, июль-авг., стр.477.

«Путь духовной мудрости».

«Богосл.Вестн.” 1910, янв., стр.54.

«Путь обновления”.

«Богосл.Вестн.” 1910, сент., стр. 149.

«Начала Богопознания”.

«Богосл.Вестн.” 1912, сент., стр.153.

«Церковно-богослужебная практика по «Постановлениям Апостольским”. «Голос Церкви», 1914, февр., стр.29–48.

«Речь при пострижении в монашество доцента Троицкого Вл.(Илариона)” «Богосл.Вестн.” 1913, апр., стр.697.

«Речь в день торжественного поминовения приснопамятного митр. Платона по поводу 100-летия его кончины».

«Богосл.Вестн.» 1912, дек., стр.661 и

«Приб. к «ЦВ” 1912, № 47, стр. 1897.

«Задача духовной школы«(речь перед началом учения в Моск.Дух. Акад.).

«Богосл.Весты.” 1913, сент., стр.1.

«Речь при открытии женских Богословских педагогических курсов в Москве».

«Богосл.Вести.» 1916, окт.-дек., стр.177.

«Речь при пострижении студента Пятницкого (в монашестве Вассиана) 6 октября 1913 года».

«Богосл.Вести.»1913, нояб., стр.692.

«Из чтений по Пастырскому Богословию (Аскетика)».

Сергиев Посад, 1911.

Литература:

«Церк.Вед.» 1909, №36, стр.339.

-“- 1914, №22, стр.257.

-“- 1916, №50, стр.434.

-“- 1917, №18–19, стр.117.

«Приб. к «ЦВ» 1909, №38, стр.1774.

«Прав.Собес.» 1900, сентябрь, стр.321.

-“- 1901, декабрь, стр.18.

-“- 1902, апрель, стр.177, 143.

-“- 1902, ноябрь, стр.723.

-“- 1905, июль-авг., стр.28.

-“- 1913, декабрь, стр.837.

-“- 1914, март, стр.560.

-“- 1915, февраль, стр.368.

-“- 1915, сентябрь, стр.77.

«Изв.Каз.Еп.» 1901, №9, стр.274.

-“- 1901, №43, стр.361.

-“- 1903, №16, стр.39.

-“- 1903, №17, стр.16.

«Изв.Каз.Επ.» 1904, №9, стр.295–297.

-“- 1911, №27–28, стр.839.

«Синодик епископа Афанасия (Сахарова)».

«Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк. Иерархии на

1917 г.», стр.16–17.

«Именной список ректор. и инспектор. СПБ дух. академ. и семинар.

на 1917 г., стр.20.

Теодорович Т.П. «К сорокалетию пастырства».

ч.1,стр.28.

Булгаков, стр.1406.

БЭС т.II, стб.2411.

ФПС I, №30, стр.2.

ФПС III, стр.7.

ФАМ I, 265, стр.21.

Nach Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 218–23, war er ausgesprochen rechtsorientiert, ein übertriebener Antimodernismus kennzeichnete seine Tätigkeit als Rektor der GA.

Der «Bogosl. Vest.» (1927,6–7,135) bezeichnete ihn als einen „fanatischen Despoten» , der alle Ansätze zur kirchlichen Erneuerung schon im Keime ersticke. Deshalb sei er wohl schon nach der ersten demokratischen Revolution zum Vw des Moskauer Danilov-Klosters den Rechten des Vorstehers ernannt und damit vom Amt des Rektors der GA enthoben worden. Das Danilov-Kloster wurde unter seiner Leitung zum Zentrum besonders konservativer «Tichonovcy» (aber auch Zufluchtsort der Verbannten) , die im stillen auch den Patr. Tichon den «Erneuerern» gegenüber für zu konziliant hielten.

Doch gegenüber Plänen einiger Hierarchen, die Versöhnung mit den Erneuerern auf Kosten eines freiwilligen Amtsverzichts des Patr. Tichon zu versuchen, habe EB Feodor geantwortet: „EB Ilarion verliert damit den Patriarchen Tichon und die Kirche; denn im Patriarchat ist die Rettung. Wenn es den Patr. Tichon nicht gibt, dann wird die Regierung in Rußland das Patriarchat überhaupt nicht mehr zulassen, ohne das Patriarchat macht aber die Kirche Pleite» (Regel'son 574f).

Nach der Freilassung des Patriarchen und seiner Erklärung vom 16.6.1923 wurden Pläne laut, ob der Patr. sein Amt nicht niederlegen sollte, damit das Konzil seinen Nachfolger bestimmen könnte. Als solcher wurde EB Feodor genannt, wegen seiner Ablehnung der Lebendigen Kirche und furchtlosen Haltung gegenüber den Bolschewisten (Cerk. Ved. 1923 ,Nr.19–20,S.9–10).

1924 wurde er verhaftet, doch war er 1928 offenbar wieder frei. Woher Joh. Chrysostomus, a.a.O., 223, die Nachricht hat,

EB Feodor sei erst 1960 im Ruhestand gestorben, wissen wir nicht; sie scheint uns unwahrscheinlich.

Werke:

Smysl christianskago podviga. Iz čtenij po pastyrskomu bogosloviju. Izd. Bratsva prep. Iova Počaevskago v Montreale, 1976, 181 S.

Literatur:

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 218–223; III, 23, 31.

Regel'son 340, 345, 347, 533, 574–576.

A.Levitin – V.Šavrov, Očerki po istorii II, 161f, 212 , 214 , 227. M. Pol'skij, Novye mučeniki II, 90.

D. Pospielovsky, The Russian Church 156.

I.Μ. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 185, 203, 237: 1920 befand er sich im Gefängnis.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle