Источник

Ювеналий (Половцев Иван Андреевич), архп. Виленский и Литовский

Родился 21 октября 1826 года в гор.Ораниенбауме Петербургской губернии.

Окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его нежной душе таились такие нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно «ходил пред Богом» и мечтал о скромной келии отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки его товарищей-артиллеристов, которые вышучивали его религиозность и в насмешку сулили ему белый клобук. Даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем Петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына, – блестящего офицера, когда он после своей тяжелой болезни, решительно заявил о своем намерении принять монашество.

15 марта 1847 года в возрасте 21-го года он поступил послушником в Оптину пустынь.

29 апреля 1855 года пострижен в монашество.

II июля 1857 года рукоположен во иеромонаха и 22 октября назначен вместе с иером.Леонидом (Кавелином) сотрудником в Иерусалимскую миссию под начальство еп.Кирилла (Наумова).

10окт.1861г. по возвращении в Россию возведен в сан игумена и назначен настоятелем Глинской Рождества Богородицкой пустыни Курской епархии.

8 мая 1862 года назначен настоятелем Коренной Рождества Богородицкой пустыни, а 15 августа возведен в сан архимандрита.

21 дек.1867 г. назначен наместником Александро-Киевской Лавры.

26 июня 1871г. уволен по болезни на покой в Оптину пустынь Калужской епархии.

21 мая 1884 года назначен наместником Киево-Печерской Лавры.

25 октября 1892 года хиротонисан во епископа Балахнинского, вик.Нижегородской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Киевский Иоанникий, архп.Холмско-Варшавский Флавиан и епископы:

Гурий, Герман, Антоний, Никандр и Николай.

С 3 сент.1893 года еп.Курский и Белгородский.

7 марта 1898 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Литовским и Виленским.

С 1899 года – почетный член Казанской духовной академии.

Скончался 12 апр.1904 года в г.Вильно и погребен в СвятоДуховом монастыре.

С детства отличался постоянным благочестием. Ученик Оптинского старца Макария, под руководством которого свыше десяти лет подвизался смиренномудрию и послушанию. Был связан тесными узами с игуменом Исаакием Оптинским. Имел особое расположение к старцу Агалиту, который за пять-шесть лет до возведения его во епископы в Киево-Печерской Лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре. Очевидно на Ювеналии была особая печать Божия. Много потрудился, принимая участие «в Божьем деле», по выражению старца Макария, т.е. занимался подготовительной работой к печати произведений аскетической литературы и переводом с новогреческого языка на русский книгу преп.Дамаскина.

В продолжении многолетнего служения его Церкви, он явил собой светильник, горевший ярким светом православия и благочестия, Владыку, сердце которого всегда горело любовью к Богу и ближним, особенно влекло к обездоленным, неимущим, вдовам и сиротам. Он был мудрым и заботливым (хозяином) начальником, отечески милостивым наставником и руководителем и высоким примером жизни, благоустроенной по правилам веры и благочестия христианского. Забота о просвещении юношества в духе благочестия была одной из самых дорогих и близких его сердцу забот.

Заботами архипастыря в Вильне был выстроен величественный Знаменский храм, выстроено 7 новых, отремонтировано девять и испрошено пособий на тринадцать новых храмов, что при отсутствии храмов в Литве имело огромное значение для укрепления православия.

Архиепископ Ювеналий в совершенстве владел языками французским, немецким, и английским, а приняв монашество, прекрасно изучил греческий, латинский и сирийский язык.

Труды:

«Речь при наречении его во епископа».

«Приб. к «ЦВ» 1892, № 44, стр.1522–1524.

«Жизнь и творения св.Петра Дамаскина».

«Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни

архимандрита Моисея». М.1868.

«Монашеская жизнь по изречениям о ней св.отцов подвижников”. «Истор.Вестн.» 1904, май, стр.766.

«Для духовного руководства ученым инокам».

(Письмо иеродиакону о. студенту К.Д.Акад.)

«Русск.Инок» 1911, март, вып.5, стр.12–13.

«Сила Божия и немощь человеческая».

Литература:

«Церк.Beдом.» 1891, №20, стр.173.

-“- 1892, №41, стр.413.

-“- 1893, №37, стр.269.

-“- 1896, №19–20, стр.163.

-“- 1898, №11,стр.53.

-“- 1900, №6, стр.35.

«Приб. к «ЦВ» 1892, №44, стр.1522–1524.

-“- 1905, №1, стр.14.

-“- 1904, №16, стр.584–586.

«Русск.Инок» 1916, №7, стр.440,443.

«Прав.Собес.» 1900, ноябрь, стр.7.

-“- 1904, май, стр.842,843.

-“- 1905, июль-авг., стр.9.

«ЖМП» т.II, стр.226, 227.·

-“- т.VIII, стр.436.

-“- т.IX, стр.464, 505, 506.

«Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии

на 1904 г.», стр.52–53.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 536, стр.81.

«Церк.Вестн.» 1891, №1, стр.11.

«Мисс.Обозр.» 1904, авг., стр.312.

«НЭС» 1904, т.41, стр.276.

«Истор.Вестн.“ 1904, январь, стр.225.

-“- 1904, май, стр.766–767.

-“- 1908, сентяб., стр.882.

«Русск.Паломн.» 1904, №18, стр.311–312.

Булгаков, стр.1404, 1406.

БЭС т.II, стб.1502, 1528, 2391.

Денисов, стр.66, 273.

«Мое бытие». «Воспом.архим. Евгения».

СПБ, 1911, стр.128, 129, 132, 133, 456, 462, 469.

«Хроника моей жизни» 1904, т.V, стр.555.

-"- 1906, т.VI, стр.585.

Рункевич С.Г. «Александро-Невская Лавра».

СПБ, 1913, стр.916, 919.

Половцев A.B. «Ювеналий архп.Литовский и Виленский».

«Страж православия в Литве». М.1904, стр.154.

“Очерки жизни настоятеля Оптиной пустыни архим.Исаакия».

“Изд.Козел.Введ.Оптин.пустыни“.

М.1899, стр.44.

«На память о Высокопреосв.Ювеналии, архиепископе Литовском и Виленском».

Вильно, 1904.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle