А.А. Завьялов

Источник

1876 г.

2.-слушали предложение Господина Товарища Синодального Обер-Прокурора по делу о нанесённом одним священником Таврической епархии, во время пребывания его в Волынской епархии, оскорбления местному становому приставу, при исполнении сим последним обязанностей службы. Из дела видно, что волынская духовная Консистория, в епархии которой совершён сказанный проступок, отказалась принять к своему рассмотрению дело, потому что обвиняемый священник не принадлежит к духовенству Волынской епархии, а Таврическая духовная Консистория, к епархии которой принадлежит этот священник, не приняла дела к своему рассмотрению на том основании, что по определению сей последней Консистории от 15 июня 1870 года положено: считать того священника не принадлежащим к Таврической епархии и состоящим в запрещении священнослужения, с предоставлением права разрешить ему священнослужение той епархиальной власти, где он будет принят. Имея в виду: а) что названный священник должен считаться, на основании примечания к 79 ст. Устава дух. Конс. принадлежащим к ведению Таврической духовной Консистории, пока он не будет принят, после надлежащих сношений епархиальных начальстве, в другую какую епархию, и б) что. согласно 197 ст. уст. дух. Конс., разъяснённой уголовным кассационным департаментом Правительствующего Сената (сборн. реш. за 1868 г. № 12), священнослужители по делам об оскорблениях, наносимых ими должностным лицам, подсудны общим судебным установлениям, Господин Товарищ Синодального Обер-Прокурора нашёл, что Таврической духовной Консистории следовало рассмотреть это дело для надлежащих, на основании 154 статьи зак. суд. угол. (свода 1857 г., т. XV, кн. II), распоряжений, и что Консистория эта, запретив упомянутого священника в священнослужении и предоставив разрешить от такового запрещения той епархиальной власти, которая согласится принять сего священника, поступила вопреки прав. 15 св. Апост., прав. 3 Антиох. и прав. 13 Сардик. соборов. Предлагая о сем и усматривая по некоторым делам, производившимся в Святейшем Синоде, что многие епархиальные начальства выдают паспорта монахам для приискания себе приюта в монастырях других епархий, г. Товарищ Обер-Прокурора полагал полезным циркулярно подтвердить от Святейшего Синода о точном соблюдении постановления, содержащегося в примечании к ст. 79 уст. дух. Конс., относительно лиц белого духовенства, распространив сие правило и на лиц монашествующих, применительно к ст. 77 уст. о пасп. Приказали: Находя и с своей стороны, что настоящее дело подлежит рассмотрению Таврической духовной Консистории, Святейший Синод определяет: дать знать о сем указом, для зависящих распоряжений, Преосвященному Таврическому и вместе с тем подтвердить по духовному ведомству о точном соблюдении постановления, содержащегося в примечании к ст. 79 уст. дух. Конс. относительно лиц белого духовенства, распространив сие правило и на лиц монашествующих, применительно к ст. 77 уст. о пасп. на каковой конец и напечатать настоящее определение, для исполнения и руководства по духовному ведомству, в журнале «Церковный Вестник». Января 23 дня 1876 года.

9.-слушали предложение Господина Исправлявшего должность Синодального Обер-Прокурора, от 7 Сентября 1876 года № 202, о том, что Контроль при Святейшем Синоде, рассмотрев соображения учреждённой Преосвященным Митрополитом Исидором особой Комиссии, о новых формах приходорасходных, церковных книг и ежегодных отчётных ведомостей и о правилах ведения сих книг и ведомостей, полагает: принять составленные упомянутою Комиссией новые формы приходорасходных церковных книг и отчётных ведомостей, обозначенных литерами А, Б, В, Г, Д и римскими цифрами I, II, III, IV, V и VI, а равно и правила о порядке записи в церковные книги прихода и расхода сумм и представления отчётных ведомостей и предоставить Преосвященным сделать зависящие распоряжения о замене существующих в церквах приходорасходных книг таковыми нового образца, с тем, чтобы по получении в какой либо церкви книг нового образца, перенесена была причтом и старостою в новую книгу прихода вся наличность капиталов, а прежние книги прихода и расхода, по заключению оных, по существующему порядку, представлены были для надлежащей поверки в Консисторию; и чтобы приходорасходные книги нового образца были заменяемы выдачею в церкви новых экземпляров, чрез каждые три года, к Январю месяцу нового трёхлетия, хотя бы в первое трёхлетие и не протекло сполна трёх лет со времени замены книги прежнего образца книгами новой формы. Приказали: утвердить изложенное в настоящем предложении заключение Контроля при Святейшем Синоде, о новых формах приходорасходных церковных книг и отчётных ведомостей, обозначенных литерами: А, Б, В, Г и Д и римскими цифрами: I, II, III, IV, V и VI, а равно и о правилах, относительно записи в церковные книги прихода и расхода и представления отчётных ведомостей, и дать знать о сем по Духовному ведомству печатными циркулярными указами с приложением при них печатных же означенных форм и правил, к должному в потребных случаях руководству и исполнению. Декабря 24 дня 1876 года.

Правила о порядке записывания приходов и расходов в церковные шнуровые книги и представления отчётных ведомостей.

I. О суммах, подлежащих записи в церковные приходорасходные книги.

1) К суммам, подлежащим записке в церковные приходорасходные книги, относится:

а) суммы, принадлежащие местной церкви,

б) капиталы, предназначенные в пользу причта и

в) сборы и доходы, имеющие особые назначения, и поступающие в церковь в виде переходящих сумм.

2) Церковные суммы составляют:

а) Кружечный и кошельковый сборы, которые по книгам и отчётным ведомостям показываются нераздельно.

Примечание. Существующие сборы в пользу некоторых богоугодных и благотворительных учреждений: одни с кружечного дохода, а другие с кошелькового отчисляются для той или другой цели с половинной суммы всего кошелькового и кружечного дохода. Так напр., если на один предмет положено было отчислять 1% с кошельковой суммы, а на другой предмет 1% с кружечного дохода, то с общего кошелькового и кружечного дохода берётся 1% и полученная таким образом сумма делится на две равные части; если же по какой-либо церкви существует только один из сказанных сборов, в размере напр. 1%, то от общего кошелькового и кружечного дохода берётся ½% или же целый % от половины всего дохода.

б) Доход от продажи церковных свечей и восковых огарков, к которому относятся вклады, поступающие за освещение церкви при венчании браков, отпевании покойников и проч.

в) Доходы от отдачи в наём домов, лавок, мельниц и других оброчных статей, принадлежащих церкви.

г) Суммы, поступающие за отпускаемые из церкви катафалк, покров и подсвечники на время панихид и отпевания усопших, а также доходы собственно по кладбищам, как-то: за отдаваемые места на кладбищах, за вырытие могил, за обкладку могил дёрном и проч.

д) Получаемые некоторыми церквами суммы из казны на церковные потребы.

е) Денежные пожертвования в пользу местной церкви; как-то: на украшение храма и благолепие богослужения, на неугасаемую лампаду, и на другие церковные потребности, согласно воле жертвователей.

ж) Проценты с капиталов, принадлежащих местной церкви.

з) Вклады с определённым назначением на постройку или перестройку церкви, а равно доброхотные пожертвования, собираемые в пользу местной церкви по сборным книгам, или доставляемые вследствие повсеместной в Империи подписки на сооружение и украшение храма.

Примечание. Подобные сборы и пожертвования в пользу церквей других епархий, или других церквей той же епархии, показываются по книгам в числе переходящих сумм.

и) Мелочные и случайные поступления, как-то: деньги, выручаемые продажею пришедшего в ветхость церковного имущества, старых окладов с икон, облачений и пр., а также взыскания по разным случаям и т. под.

3) Капиталы причта составляют:

а) постоянные капиталы, с коих проценты обращаются в пользу всех членов причта, или на содержание сверхштатного члена причта, напр. диакона; и

б) такие пожертвования, которые, по воле жертвователей, или если жертвователями не сделано никакого распоряжения о способе их употребления, то по распоряжению духовного начальства, предназначаются на построение или покупку дома для причта, или на приобретение в пользу причта приносящего постоянный доход имущества.

Примечание. Другие взносы и приношения в пользу причта, равно как и проценты с причтовых капиталов, на основании Высочайше утверждённых 24-го Марта 1873 года правил, записываются только в тетрадь о братских доходах.

4) К переходящим суммам относятся:

а) Имеющие особое назначение сборы в кружки, выставляемые в церквах по указам Святейшего Синода, как-то: на сооружение и возобновление православных храмов внутри Империи и за границею; на вспоможение беднейшему православному духовенству, если имеются таковые сборы независимо от сбора в пользу епархиального Попечительства; в пользу православных церквей и школ в Западном крае; на распространение Православия между язычниками Империи; в пользу Иерусалимской церкви Св. Гроба Господня и т. под.

Примечание. Суммы, собираемые по кружке в пользу епархиальных попечительств о призрении бедных духовного звания, равно как и сборы подаяний в кружки, учреждаемые по распоряжениям епархиального начальства для местных в епархии богоугодных и благотворительных назначений, вносятся только в особые по каждому сбору тетради, и записке в церковные шнуровые книги не подлежат,

б) Залоги, представляемые арендаторами, подрядчиками и поставщиками разных материалов.

II. Порядок записывания приходных и расходных статей в церковные шнуровые книги

5) По наступлении каждого года, переносится в приходную книгу, первою статьёй, остаток от предшествовавшего года, т. е. всё денежное имущество церкви и причта, в билетах и наличных суммах состоящее.

6) Все поступающие в продолжение года доходы и производимые расходы записываются, по порядку статей, в тот самый день, когда в первом случае поступили, или высыпаны из кружки, а во втором-когда произведена выдача, или отсылка денег.

7) В церковных денежных счетах и в шнуровых приходорасходных книгах доли копеек не допускаются; только в крайних случаях, как напр. при исчислении процентов, допускаются доли копейки: ¼, ½ и ¾.

Примечание. Полученная по какому-либо сбору или доходу доля копейки может быть присоединена к другому доходу; равным образом, оказавшаяся при высыпке из кружки какая-нибудь часть копейки, или мелкая ассигнационная монета может быть оставлена в той же кружке до следующей высыпки.

8) За причислением свечного сбора к общим церковным доходам, как выручаемые от продажи церковных свечей и восковых огарков суммы, так равно и производимые на покупку свечей и воска и за выделку свечей хозяйственным способом расходы записываются в цифре действительного поступления, или действительной уплаты, без отделения в первом случае, так называемого приращения или чистой прибыли, а во втором случае не стесняясь количеством израсходованных в течение месяца свечей, так как в инструкции церковным старостам (п. 12) необходимые для церковного богослужения предметы дозволяется, при достаточности церковных средств, заготовлять в полугодовой, и даже в годовой пропорции.

Примечание. За отнесением поступлений за освещение церкви к свечным доходам, покупка так называемых люстренных свеч производится из общего свечного сбора, вместе с прочими сортами церковных свечей.

9) Для своевременного записывания доходов собственно по кладбищам, как-то: за отдаваемые места на кладбищах, за вырытие могил, за обкладку могил дёрном и проч., кладбищенские церкви ведут особые книги, из которых приходные статьи еженедельно, или по крайней мере один раз в месяц, переносятся в церковную шнуровую книгу, и показываются в числе прочих церковных доходов общею цифрою, под именем дохода по кладбищу.

10) Как церковные, так и причтовые наличные суммы, подлежащие внесению в Государственный Банк, или обращению на покупку государственных процентных билетов, по записке в своё время на приход в подлежащей графе в числе наличных, выписываются в графе оборотных наличными, а затем приобретённый билет записывается на приход в числе оборотных билетами. Для большей наглядности против каждой оборотной статьи расхода (при выписке наличной суммы для внесения в Банк или для покупки % билетов) в последней графе книги делается надлежащая отметка, с обозначением как рода сумм или капиталов, так и соответствующей статьи оборотного прихода, т. е. той статьи, под которою записан приобретённый билет или книжка; подобным образом, в приходной книге, в последней графе, против подлежащей статьи оборотного прихода делается отметка с обозначением рода капитала и соответствующей статьи оборотного расхода.

11) Принадлежащие церкви и причту процентные билеты, как в начале года, при переносе остатков, так и вновь поступающие в течение года, показываются по их номинальной цене, а не по курсу, непременно с обозначением рода билетов, года выпуска, № и, где есть, серии. В графе билетов записываются и книжки сберегательных касс.

12) 50-ти рублёвые билеты Государственного Казначейства записываются по книгам также по нарицательной их стоимости, с обозначением разрядов или серий; проценты, наросшие на них, записываются на приход (в числе наличных) в тот самый день, когда проценты получаются из местного казначейства, или же когда билеты эти выписываются в расход с причитающимися на них процентами, в счёт следующей кому-либо выдачи или уплаты.

Примечание. В случае представления арендаторами или подрядчиками билетов Государственного Казначейства в залог, билеты эти как при приёме их записываются на приход, так и при возвращении по принадлежности выписываются в расход по номинальной их цене, с обозначением только года выпуска или серии и числа неотрезанных купонов, без исчисления наросших на билеты процентов.

13) В тексте таких значительных расходов, на производство коих испрашивалось разрешение епархиального начальства, прописывается число месяца и № указа, в котором последовало разрешение.

14) Если при какой-либо церкви есть имущество, с которого получаемый доход, по назначению жертвователей, или по разрешениям духовного начальства, обращается в известных долях в пользу церкви и в пользу причта, то на приход по церковной книге записывается только та часть этого дохода, которая причитается в пользу церкви (примеч. к ст. 3).

15) Билет, с коего проценты предназначены частью в пользу церкви, а частью в пользу причта, если не признается удобным разделить его, записывается по шнуровой книге на приход, в числе церковных доходов и капиталов причта, в суммах, пропорциональных причитающимся церкви и причту процентным долям, с надлежащим объяснением сего в тексте приходной статьи; самые же проценты записываются на приход по церковной книге, согласно предыдущей статьи, только с той части билета, которая предназначена в пользу церкви.

16) В случае выигрыша на пожертвованный кем-либо в пользу причта 5% билет внутреннего с выигрышами займа, выигрыш этот, равно как и наличная сумма, получаемая в том случае, когда билет выйдет в тираж, причисляются к капиталу причта, и затем сумма эта вносится в Банк или употребляется на приобретение Государственных процентных билетов.

17) Как приходные, так и расходные статьи записываются в книги по порядку от начала до конца года: итоги каждой страницы складываются с итогами предшествовавшей страницы или итогами переноса.

18) С окончанием каждого месяца, как по приходам, так и по расходам, выводятся общие месячные итоги и остаток, которые пишутся только в тексте за графами; при этом ежемесячное свидетельство книг и показанных в них остатков производится причтом церкви и старостою на основании существующих на сей предмет постановлений.

19) Полугодовые итоги к 1-му Июля и годовые – в конце Декабря пишутся, как и месячные, только в тексте, но с большею подробностью, а именно с разделением по роду сумм капиталов, и с точным обозначением имеющихся при церкви банковых билетов и других процентных бумаг.

III. О расписках.

20) Расписки в получении значительных денежных сумм делаются в шнуровой расходной книге под статьями, в которых те выдачи записаны, самими получателями, или теми лицами, кому они доверят.

21) В тех случаях, когда в получении расписки в шнуровой книге встречается заслуживающее уважения препятствие, дозволяется делать расписки в получении денежных сумм на выдаваемых продавцами счетах, или на особой бумаге, о чём каждый раз делается надлежащая отметка под расходною статьёй в шнуровой книге.

22) Для записки покупаемых старостою в лавках восковых свечей, красного вина, ладана и пр. дозволяется иметь особую тетрадь, в которую вносятся как забранные материалы, так и уплаты за них денег, с удостоверением распиской содержателя лавки или его приказчика. Показанные в тетради расходы своевременно переносятся в церковную расходную книгу с разделением по роду статей и с надлежащею отметкой относительно расписок в получении денег.

23) Расписки в мелочных расходах по церкви и церковным домам, равно как и в расходах на покупку воска на торгу с возов и т. под. заменяются ежемесячною подписью причта и старосты на книгах о свидетельстве прихода и расхода сумм.

IV. Порядок составления и представления отчётных ведомостей.

24) По истечении года, церковным старостою с причтом церкви составляется из приходорасходных книг перечневая ведомость обо всех доходах и расходах, по форме под лит. А., и представляется Благочинному в двух экземплярах: один-полный, для представления в Консисторию, а другой-только о церковных собственно доходах и расходах, кроме вкладов, сборов и пожертвований, показанных в ст. 2, под лит. 3, – для передачи этого экземпляра в Правление духовного училища по принадлежности, для соображений училищного съезда окружного духовенства.

25) Благочинные, по получении от всех причтов перечневых ведомостей, составляют из них общие по каждому Благочинию ведомости, по формам Б, В, Г и Д, – при чём бывшие в течение года обороты как по церковным суммам, так и по капиталам причта, выпускаются, и если приход оборотных сумм в точности равен оборотному расходу, то исключение оборотов выразится только заменою известной наличной в остатке суммы, равной ей суммою в билетах.

26) По ведомости Б под чистою свечною прибылью разумеется сумма, ежегодно выручаемая от продажи свечей и восковых огарков, а также за освещение церкви, за вычетом произведённых в течение года расходов на покупку свеч и воска, и на уплату за выделку свеч.

27) Подучаемые некоторыми церквами пособия из казны показываются в числе кошельковых и кружечных сборов, с пояснением в выноске: «В том числе столько-то р., отпущенных из казны на церковные потребы».

28) Суммы, получаемые за покров, катафалк и подсвечники, отпускаемые из церквей на время панихид и отпевания покойников, а равно и все доходы собственно по кладбищам, причисляются к доходам от оброчных статей.

29) Получаемая иногда при покупке банковых процентных билетов премия, или-другими словами-излишек оборотного прихода причисляются, по ведомости Б, к процентам на принадлежащий церкви капитал. Подобным образом, в случае потери при размене билета на наличные деньги, равная этой потери сумма, т. е. избыток оборотного расхода над приходом исключается из полученных в течение года процентов.

30) по ведомости В, к расходам на содержание и ремонт церкви и церковного дома относятся: покупка домов, наём помещений для причта, ремонтные исправления по церкви, по дому и по кладбищу: городской сбор, страхование домов, отопление и освещение зданий, содержание чистоты, наём прислуги, содержание певчих, или единовременная им плата и т. под.

31) К расходам на ремонт ризницы и церковной утвари относятся также: поновление иконостаса, местных образов, паникадил, подсвечников и лампад; покупка богослужебных и поучительных книг: покупка вербы, цветов и других приличествующих некоторым праздникам предметов.

32) В третью графу ведомости В, вносятся расходы на покупку необходимых принадлежностей богослужения, как-то: красного церковного вина, деревянного масла, ладана, служебных просфор (или муки для просфор), благословенных хлебов, артоса, а также светильни и фитилей.

33) К мелочным и случайным расходам относятся: заготовление метрических, мировых, приходорасходных и других книг; канцелярские и почтовые расходы; установленные сборы на лечение бедных духовного звания и в пользу епархиального Попечительства; вспоможения, с разрешения епархиального начальства, вдовам и сиротам, и вообще все расходы, вносимые в церковные и шнуровые книги, но к показанным в прочих графах расходам не относящиеся.

34) Для соглашения выводимого к концу года по ведомостям остатка с наличною церковною кассою, в ту же графу мелочных и случайных расходов вносятся похищенные в течение года суммы, с краткою отметкой, как показано в форме ведомости В.

Примечание. В случае открытия виновных в похищении денег, взысканная сумма показывается по ведомости Б, в числе случайных в том году поступлений.

35) По форме ведомости Г, составляются сведения о приходе, расходе и остатке капиталов, принадлежащих причтам местных церквей-наличными и билетами нераздельно, при чём, обороты, как объяснено выше, исключаются.

36) По форме Д, составляются ведомости только о таких сборах и пожертвованиях, которые хотя и записываются по церковным приходорасходным книгам, но имеют особые назначения, к потребностям местных церквей не относящиеся.

37) По графе «на вспоможение Православному духовенству» показываются все те сборы, которые существуют в некоторых церквах под наименованиями сборов: на вспомоществование духовенству, на вдов и сирот, на разорённых по разным случаям и т. под.

Примечание. Что касается производимым, на основании Указа Святейшего Синода от 14-го Ноября 1866 года, сборов с духовенства, не получающего казённого содержания, для назначения пособий наиболее нуждающимся духовным лицам, то таковые сборы, как отнесённые на собственные священнослужителей средства, в церковные приходорасходные книги не записываются, а потому и в перечневых ведомостях не показываются.

38) Залоги, представляемые арендаторами, подрядчиками и поставщиками разных припасов и материалов, в благочиннические ведомости не вносятся.

39) Ежегодные ведомости, доставляемые Консисториями, на основании Указа от 17-го Мая 1872 года за № 27, в Контроль при Святейшем Синоде, составляются по формам I, II, III и IV, которые соответствуют благочинническим ведомостям Б, В, Г и Д.

V. О венчиковой сумме и о других местных средствах, поступающих на содержание духовно-учебных заведений.

40) На основании правил, разосланных при указе Святейшего Синода от 17-го Июля 1871 года за № 45, для записывания венчиков, возлагаемых на усопших, и листов разрешительной молитвы, а равно выручаемых от продажи их денег установлены особые тетради или книги, а потому так называемые венчиковые суммы в церковные шнуровые книги, ни приходом, ни расходом, вовсе не вносятся.

Примечание. По точному смыслу тех же правил (п. 6), церковные причты отсылают в конце года в Духовные Консистории венчиковую сумму, по количеству проданных в том году венчиков и листов разрешительной молитвы, а не по количеству требуемых на следующий год материалов.

41) Вместе с отчётными ведомостями о церковных доходах и расходах, Консистории доставляют в Контроль при Святейшем Синоде, по формам V и VI, сведения как о венчиковой сумме, так и сборах и пожертвованиях, состоящих в непосредственном заведывании местного епархиального начальства, и поступающих на содержание духовно-учебных заведений.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle