А.А. Завьялов

Источник

1892 г.

3.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 7 Февраля сего года № 2789, о необходимости внесённые на имя церковных причтов в государственные кредитные учреждения наличные деньги и процентные бумаги перевести на имя тех церквей, при коих состоят причты, с указанием назначения сих вкладов и процентов с них на нужды причтов. Приказали: Усматривая из имеющихся в Центральном Управлении духовного ведомства сведений, что в государственных кредитных учреждениях находятся на хранении процентные бумаги и капиталы, внесённые специально на имя церковных причтов, между тем в существующих законах церковные причты вовсе не поименованы в числе .лиц и учреждений, имеющих право на приобретение имущества, а потому и внесённые в кредитные учреждения на имя церковных причтов наличные деньги и процентные бумаги должны быть признаваемы не причтовыми, а церковными, но лишь назначенными на нужды причтов, Святейший Синод определяет: предписать циркулярно всем Епархиальным Преосвященным сделать распоряжение, чтобы внесённые на имя церковных причтов в Государственный Банк, Конторы и Отделения оного наличные деньги и процентные бумаги были переведены на имя тех церквей, при которых состоят причты, с указанием, что сии вклады и проценты, по оным получаемые, назначены на имя причтов и чтобы на будущее время взнос денег и капиталов в государственные кредитные учреждения на имя причтов, а не церквей, допускаем не был. О чём для исполнения послать печатные указы всем Епархиальным Преосвященным и Протопресвитеру военного и морского духовенства. Марта 20 дня 1892 года.

7.-имели суждение о мерах к благоустройству хозяйственной части в епархиальных мужских и женских монастырях. Приказали: Попечение о благоустройстве епархиальных монастырей, мужских и женских, неоднократно вызывало особые распоряжения, направленные к установлению должного порядка в делах денежных и хозяйственных сих обителей. Между тем с течением времени заметным сделалось, что заведывание монастырским хозяйством постепенно стало переходить в зависимость от единоличной безотчётной власти настоятеля и настоятельницы, вследствие чего лицам сим открылась возможность расходовать монастырские деньги не только произвольно, но и неправильно; случалось и то, что, по смерти настоятеля или настоятельницы, иногда не оказывалось лица, ответствующего за точную известность и целость монастырской собственности. До Святейшего Синода многократно доходили из епархии сведения о хранении настоятелями и настоятельницами монастырских сумм в своих келиях, вместе с собственными деньгами, и бесконтрольном расходовании их на такие потребности, удовлетворение которых решительно не соответствует иноческой простоте, каковы, напр., украшение настоятельских келий дорогою мебелью, коврами и картинами, иногда светского содержания, покупка для настоятелей и настоятельниц дорогих экипажей и лошадей, устройство в храмовые праздники роскошных обедов, с дорогими заграничными винами, приобретение ценных вещей для поднесения их почётным благотворителям монастыря и другим сторонним лицам и проч.: бывали случаи торговли настоятелей иконами и крестиками в собственную пользу и в явный ущерб монастырей, бывали, а по местам и ныне встречаются, и такие случаи, когда настоятели, вопреки требований монастырского устава, дозволяли и дозволяют, к стеснению и на соблазн братии, помещать на долгое время в монастырских зданиях своих родственников, при том не в видах призрения сиротству или беспомощной старости в существующих при обителях благотворительных учреждениях, а в целях предоставления им спокойной удобной жизни, особливо в летнее время; наконец не мало было случаев, когда, по смерти настоятеля или настоятельницы, оказывались вещи и деньги, не значившиеся по монастырским документам, между тем как имелись в виду данные, что умершие не могли их получить иначе как от монастыря или от благодетельствовавших собственно монастырю. Такой порядок заведывания делами монастырского хозяйства решительно не соответствует требованиям действующих ныне по ведомству православного исповедания постановлений. Пункт 54 Приб. к Дух. Рлгл. предписывает: казна монастырская да не будет в келии настоятеля, ниже за ключом его единого хранима, но на собственном месте за ключом казначея и за печатью монастырскою, а п. 55 того же Прибавления рекомендует единощи в неделю, или по не единощи в месяц, настоятелю и келарию, при других нескольких честнейших старцах, слушати приходы и расходы монастырские и слушав записать в книгу, чтобы могл настоятель дать о том ответ, кому он подручен. Соответственно с сим благочинным монастырей, данною им в 1828 году от Святейшего Синода инструкцией, вменяется в обязанность иметь наблюдение а) чтобы всякий приход и расход без промедления записан был в книги, с надлежащими расписками в получении денег; б) чтобы монастырские деньги хранились непременно в ризнице или в безопасной кладовой, за печатью настоятеля или наместника и за ключом казначея; в) чтобы хозяйственные заготовления делаемы были благовременно и осмотрительно казначеем или экономом, под надзором настоятеля или наместника, с советом сведущих из братии и г) чтобы не было никаких расходов не нужных и не законных. Независимо от сего определением Святейшего Синода 17 Марта/ 16 Ноября 1836 г. постановлено: «в монастырях приходорасходные книги ведёт казначей; по окончании каждого месяца поверяет их настоятель с старшею братией: затем один или два раза в год благочинный монастырей». Наконец по действующему ныне Уставу Духовных Консисторий, по монастырям, состоящим в епархиальном ведомстве, непосредственное управление экономией вверяется не единолично настоятелям и настоятельницам, а с советом старшей братии и старших сестёр (ст. 118). Из рассмотрения приведённых постановлений и распоряжений явствует, что замечаемое ныне в епархиальных монастырях, мужских и женских, единоличное заведывание настоятелей и настоятельниц монастырским достоянием совершенно не согласно с требованиями закона. В устранение Сего непорядка на будущее время и в видах ограждения достоинства православных обитателей от нареканий в незаботливости о их собственном благоустройстве и в расходовании монастырского достояния не согласно его назначению, Святейший Синод за благо признает постановить следующие правила о ведении монастырского хозяйства и отчётности по приходо-расходным книгам: 1) заведывание всею хозяйственною частью в мужских монастырях вверяется настоятелю при участии старшей братии, а в женских-настоятельнице при участии старших сестёр; на эти лица возлагается предварительное обсуждение и решение вопросов: о мелочных починках в церквах, о поправках и починках в монастырских зданиях, о приобретении необходимых для монастыря богослужебных и поучительных книг, исправлении утвари, об отдаче в наём оброчных статей, о подрядах на наём рабочих и на другие предметы, о посылке закупщиков, о примерных сметах-сколько чего должно быть ими куплено и заготовлено и на какую сумму, при чём на отдачу в наём оброчных статей, на капитальные постройки и вообще на расходы из экономической суммы, превышающие пятьсот руб., надлежит, согласно требованию ст. 126 и 129 Уст. дух. Конс., представлять на усмотрение и зависящее распоряжение Епархиального Начальства; 2) монастырские суммы хранить в ризнице или в безопасной кладовой в особом сундуке за печатью настоятеля или настоятельницы и за ключом казначея или казначеи, при чём обязательно соблюдаются требования, изъяснённые в Синодальных циркулярных указах 5 Февраля 1883 г. за № 3 и 27 Мая 1888 г. за № 7; 3) вложение денег в сундук, равно как и взятие их из оного казначею производить в присутствии настоятеля и старшей братии, с записью в особой тетради: сколько когда положено или вынуто, каковая запись утверждается всеми присутствовавшими лицами; такой же порядок наблюдать и в женских монастырях; 4) поступающие в монастырь деньги от оброчных статей, от сборщиков и сборщиц, а равно вклады и пожертвования принимает с выдачею, где нужно, установленных расписок, в мужских монастырях казначей; в женских казначея и немедленно, по записи их на приход, с обозначением о вкладах, на какой предмет они даны, вносят в денежный сундук указанным в п. 3 порядком; 5) в первых числах каждого месяца поименованные в п. 1-м сих правил лица производят высыпку из всех монастырских кружек денег, которые, по надлежащем счёте и записи в особой книге, вносятся тем же порядком в монастырское казнохранилище; 6) еженедельно, а в обителях, посещаемых во множестве богомольцами, и чаще, казначей или казначея принимают деньги от лиц, производящих продажу от монастыря разных предметов, с выдачею надлежащих расписок, и принятые деньги, по записи их в книгу, вносят вышеозначенным порядком в казнохранилище; тот же порядок наблюдается при получении денег, выручаемых и от других доходных статей (напр. от гостиниц), принадлежащих монастырю; 7) поименованные в п. 1 лица тщательно наблюдают, чтобы никакие деньги, поступающие как на приход, так и в расход, отнюдь не оставались незаписанными в книгах; 8) по окончании каждого месяца приход и расход всех монастырских сумм свидетельствуется названными в п. 1-м сих правил лицами, о чём и делаются надлежащие записи в книгах за подписью присутствовавших при свидетельствовании, на основании общих постановлений о свидетельствовании казённых сумм, а по прошествии года теми же лицами и на том же основании производится годичное свидетельство и составленные за тем отчёты, вместе с книгами, представляются, по принадлежности, в духовные Консистории, где отчёты сии заведующий хозяйственным столом член тщательно проверяет с книгами и о последствиях поверки подробно и обстоятельно докладывает Присутствию, которое заключение своё особым протоколом представляет на усмотрение местного Преосвященного; 9) за верность записей прихода и расхода, равно как и свидетельства сумм ответствуют все лица, принимавшие, на основании сих правил, участие в монастырской денежной отчётности; 10) в случае отсутствия настоятеля или настоятельницы, тяжкой болезни или их смерти, заступающие, на основании ст. 122 Уст. Духовн. Консист., лица, вместе с монашествующими, поименованными в п. 1-м сих правил, ответствуют за сохранение монастырской собственности; 11) расходы из монастырских сумм как на приобретение для настоятелей и настоятельниц и других начальствующих в обителях лиц предметов роскоши, так и на покупку ценных вещей для поднесения их разным почётным лицам решительно воспретить, с тем, чтобы и в дни храмовых праздников в трапезе была наблюдаема древняя простота, без роскоши и каких либо излишеств; существующий же в некоторых обителях древний обычай устраивать в дни храмовых праздников и в другие нарочитые дни на счёт монастыря трапезы для богомольцев и нищих сохранить во всей неприкосновенности и вместе с сим указать на сей обычай как на достоподражательный, тем обителям, коим он неизвестен; 12) равным образом воспретить настоятелям и настоятельницам держать при себе родственных лиц с целью предоставления им в стенах обители спокойной жизни, так как не бесподозрительно было бы, что они содержат их на монастырское иждивение, и 13) наблюдение за точным исполнением вышеизложенных требований и по-полугодное свидетельствование монастырского хозяйства возложить на благочинных монастырей, а в особых случаях на иных, по избранию Епархиальных Преосвященных, доверенных духовных лиц, с тем; чтобы они о всяком замеченном ими нарушении означенных правил немедленно доносили им, Преосвященным, для дальнейших с их стороны распоряжений о привлечении виновных к ответственности, при чём рекомендовать Преосвященным, в видах действительности наблюдения, на должности благочинных монастырей или особых доверенных избирать духовных лиц не токмо добре ведущих устав жития монастырского и монашеского, но и отличающихся опытностью, правдолюбием и духовною рассудительностью. Полагая, что настоящее постановление, при добросовестном, под надзором Епархиальных Преосвященных, исполнении, может предохранить монастырское хозяйство от беспорядка и злоупотреблений, Святейший Синод определяет: об изложенном для руководства Епархиальным мужским и женским монастырями, дать знать епархиальным Преосвященным печатными циркулярными указами. Мая 28 дня 1892 года.

8.-слушали: предложение Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода по возбуждённому Секретарём одной Духовной Консистории вопросу о том, может ли быть допускаемо производство, по распоряжению Духовной Консистории, повального обыска о поведении лиц, являющихся ответчиками по делам бракоразводным. Приказали: Секретарь одной Духовной Консистории обратился к Г. Обер-Прокурору Святейшего Синода с рапортом о разъяснении вопроса о том: может ли быть допускаемо производство, по распоряжению Духовной Консистории, повального обыска о поведении лиц, являющихся ответчиками по делам бракоразводным. Сообразив означенный рапорт с имеющимися на сей предмет узаконениями, Святейший Синод находит: 1) что в Уставе Духовных Консисторий не содержится никаких указаний не только на порядок производства по делам бракоразводным повального обыска, но и на самое право Епархиального Начальства делать распоряжение о производстве такового обыска и 2) что сделанное в статье 249 Устава указание на показания обыскных людей относительно развратной жизни ответчика, как на одно, из числа второстепенных доказательств совершенного сим последним нарушения супружеской верности, должно быть понимаемо только в том смысле, что если об ответчике, по производившемуся о нём по гражданскому ведомству делу, был уже учинён, по распоряжению подлежащих властей того же ведомства, повальный обыск, то показания, данные на этом обыске, могут быть приняты духовным судом в соображение при рассмотрении бракоразводного дела. О вышеизложенном Святейший Синод определяет: дать знать для руководства, по духовному ведомству циркулярными указами. Августа 28 дня 1892 года.

9.-слушали: представление Преосвященного Митрополита Московского, от 18 Ноября 1891 года № 334, с отчётом о занятиях бывшего в Москве в 1891 году второго съезда противораскольнических миссионеров. И, по справке. Приказали: Бывший в Москве в 1891 году второй съезд противораскольнических миссионеров занимался обсуждением вопроса об изыскании мер для борьбы с расколом и противодействия сектантству, в видах охранения православия, и проектировал мероприятия, которые по мнению съезда, с пользою могли бы быть применены для пресечения пагубного для государства и Церкви вреда, проистекающего от распространения раскольнических и сектантских заблуждений. Обсудив указанные съездом меры для борьбы с расколом и противодействия сектантству и находя оные соответствующими достижению предположенной цели, Святейший Синод определяет: 1) предписать всем Епархиальным Преосвященным, чтобы они и сами лично и чрез благочинных, равно и других доверенных лиц, имели неослабное и бдительное наблюдение за исполнением со стороны подведомого из духовенства относящихся к сектантству постановлений Святейшего Синода, состоявшихся: а) по поводу деяний Преосвященных, собравшихся в Июне 1885 года в г. Казани (Церк. Вести, за 1886 г. № 13; циркул. указ Св. Синода, от 28 Марта 1886 г. № 4), б) по отчёту о занятиях бывшего в 1887 году в Москве съезда противораскольнических миссионеров (Церк. Вед. за 1888 г. № 28; циркул. указ Св. Синода, от 18 июля 1888 г. № 11) и в) изданных в отдельных случаях, по особым делам, отнюдь не оставляя без предостережений и взысканий тех, кои окажутся виновными в уклонении от исполнения указанных постановлений, а тем паче в нарушении оных. При этом Святейший Синод выражает надежду, что Преосвященные сами потщатся о точном и неуклонном исполнении всего того, что постановлено и впредь будет указуемо к вразумлению в истине заблуждающихся и к утверждению в вере православных, присно памятуя, что епископ в своей епархии есть первый проповедник слова истины, руководитель сущих под ним пастырей церковных и попечитель о спасении вверенных ему душ христианских. 2) Предписать Преосвященным тех епархий, в коих не учреждено миссий для борьбы с сектантством, чтобы они, по долгу пастырской душеспасительной попечительности, основали и открыли в своих паствах оные многополосные учреждения и если бы, паче чаяния, оказались к сему препятствия, приняли меры в их отклонению; вместе с сим поручить всем Епархиальным Преосвященным, в Апреле 1894 году донести Святейшему Синоду, учреждена ли миссия, и если нет, почему. 3) Предоставить Преосвященным, по усмотрению удобств и местных потребностей, открывать под руководством преподавателей учения о расколе, в свободное от учебных занятий время, публичные беседы с иномыслящими, а там где нет сектантов, поручать преподавателям вести в часы свободные от классов практические занятия с воспитанниками, оканчивающими семинарский курс, для ознакомления их с способами опровержения возражений сектантских и источниками, нужными в борьбе с тем или другим лжеучением. 4) Поручить Епархиальным Преосвященным устроить под своим личным наблюдением и руководством противосектантские епархиальные библиотеки при архиерейских домах или где окажется более удобным, и озаботиться устройством противосектантских библиотек окружных и церковных, возложив образование первых на обязанность миссионеров, а вторых на обязанность благочинных. Вместе с сим, признавая полезным снабдить приходские церкви книгою Озерского «Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг», Синод поручает Епархиальным Преосвященным доставить сведения, сколько в какую Епархию потребно экземпляров этой книги, дабы оными первоначально снабдить церкви, для которых она более нужна, предоставив за сим личному усмотрению Преосвященных выписку рассылку и безмездную раздачу по приходам брошюр и листков церковно-православного и противо-сектантского содержания. 5) Возложить на архипастырскую благопопечительность Преосвященных, чтобы они, для облегчения способа приобретения за деньги икон искусного письма, позаботились об открытии и устройстве при монастырях, братских, лавках и свечных складах иконных помещений, в которых, кроме икон, могут быть продаваемы книги и листки духовного содержания. 6) В виду особенной важности церковных богослужений для духовного воспитания и спасения православных христиан, пригласить Епархиальных Преосвященных употреблять всё зависящее от них наблюдение за правильностью и порядком совершения богослужений и при этом: а) обращать особое внимание на то, чтобы в монастырских и соборных храмах Божии службы отправлялись всегда в положенное время, без нарушения устава, с неспешным и внятным чтением и благозвучным пением так, чтобы монастыри и соборы в этом отношении являлись образцом для причтов прочих церквей епархии; б) требовать от совершающих богослужение не только внешнего благоприличия и наружной благопристойности, но и сердечного, смиренного и нелицемерного благоговения, сопровождаемого правильным употреблением внешних молитвенных знаков, как напр., изображения на себе крестного знамения, и воздержанием от разговора; в) внушать членам клира, чтобы и вне богослужения все своё поведение они располагали так, как заповедано в ставленой, данной каждому, грамоте, стараясь в словах своих и наружных поступках не полагать никому соблазна; г) виновных в нарушении правил благоповедения исправлять соответственными взысканиями, а в случае надобности переводить с занимаемых на другие места, особенно священников приходов, заражённых сектантством, с лишением таковых, при перемещении их, по причине их неисправности, права приносить на сие жалобы, и д) в отношении к церковному пению наблюдать, чтобы оное всюду производилось по тем нотным книгам, которые изданы и впредь будут издаваться Святейшим Синодом и которые должны быть в неотменяемом употреблении, учреждать курсы церковного пения, где и когда будет удобно, разрешая вводить, где окажется полезным, общее пение некоторых церковных молитв. 7) Пригласить Преосвященных, чтобы, сколько от них зависит, оказывали содействие к умножению церковно-приходских школ, и так как сии школы служат охраною православия и способствуют разъяснению предметов истинной веры, дозволяли допускать и сектантских детей к обучению в оных; при чём требуется, чтобы а) учители излагали только положительное учение веры, без разбора и тем паче без порицании лжеучений, б) пресекаемо было глумление со стороны сектантских детей над предметами и обычаями православными и в) дети сии предостерегаемы были от непристойных слов и поступков, под опасением исключения неисправимых из школы, – что предварительно должно быть известно лицам, их в неё поместившим. 8) Предписать Епархиальным Преосвященным обязать миссионеров и приходских священников ежегодно доставлять им сведения о числе сектантов, и немедленно о появлении лжеучителей или случаях отступления; при чём предупредить, что прежние неверные сведения и показания никому не будут обращаемы в вину. 9) Поручить Епархиальным Преосвященным внушить приходским священникам, чтобы они, ревнуя о почитании воскресных и праздничных дней, прилагали заботу и о том, чем их прихожанам наполнять свободное от труда праздничное время: грамотным давали духовные книги, а для всех устроили внебогослужебные собеседования и чтения и не оставляли отправлять предписанные Святейшим Синодом вечерни. 10) Предписать Епархиальным Преосвященным внушить подведомому им духовенству, чтобы оно имело особое попечение о православных, живущих в сектантских семьях, и подвергающихся притеснениям и насилиям со стороны сектантов за православную веру. О вышеизложенном послать Епархиальным Преосвященным и Протопресвитеру военного и морского духовенства печатные циркулярные указы для зависящего исполнения. Декабря 21 дня 1892 года.

10.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 23 Октября сего года № 15819, о сделанных Министерством Финансов распоряжениях относительно порядка выдачи из государственных кредитных учреждений церквам и монастырям принадлежащих им вкладов, а также о переводе внесённых в государственные кредитные учреждения причтовых денег и процентных бумаг на имя тех церквей, при коих состоят причты, и о вечных вкладах церквей. Приказали: Определением Святейшего Синода, от 25 Февраля – 9 Марта сего года, постановлено: 1) предоставить Синодальному Обер-Прокурору просить Министра Финансов сделать распоряжение, чтобы Государственный Банк, Конторы и Отделения оного выдавали монастырям и церквам принадлежащие им вклады и проценты, по предъявлении надлежащих документов на оные, не требуя на то особых разрешений Епархиальных Начальств и 2) предписать циркулярно всем Епархиальным Преосвященным сделать распоряжение, чтобы внесённые на имя церковных причтов в Государственный Банк, Конторы и Отделения оного наличные деньги и процентные бумаги были переведены на имя тех церквей, при которых состоят причты с указанием, что вклады и проценты, по оным получаемые, назначены на нужды причтов, и чтобы на будущее время взнос денег и капиталов в Государственные кредитные учреждения на имя причтов, а не церквей, допускаем не был, о чём и посланы были 20 Марта сего года за № 3 всем Епархиальным Преосвященным циркулярные указы. Управляющий Министерством Финансов, на сделанное с ним отношение, от 25 Августа сего года за № 10.164, уведомил, что согласно помянутому определению Святейшего Синода, от 25 Февраля-9 Марта сего года, Государственный Банк, циркуляром от 7 Августа сего года за № 76.267, предложил своим Конторам и Отделениям выдавать монастырям и церквам принадлежащие им вклады и проценты по сим вкладам, по предъявлении надлежащих на оные документов, не требуя на то особых разрешений Епархиальных Начальств, преподав вместе с тем банковым учреждениям следующие указания: 1) что перевод вкладов с имени церковных причтов на имя церквей следует учинять не иначе, как по письменным заявлениям подлежащих причтов; 2) что переводу должны подлежать: вклады срочные и бессрочные, вклады сберегательных касс и вклады на хранение в процентных бумагах, безразлично, внесены ли сказанные вклады самими причтами или посторонними лицами и жертвователями; 3) что на расписках, свидетельствах или книжках, выдаваемых на имя церквей, надлежит указывать, что вклады и проценты назначены на нужды причтов; и 4) что если на прежних документах (выданных на капиталы пожертвованные) были какие либо указания относительно употребления вклада или доходов с него, все сии указания должны быть дословно прописываемы на вновь выдаваемом документе. К сему Управляющий Министерством Финансов, присовокупляет, что при перечислении в помянутом циркуляре разного рода вкладов, подлежащих переводу на имя церквей, не упомянуто о вечных вкладах в виду того, что, по правилам о сих последних вкладах, в выдаваемых на оные билетах указывается лишь, кому должны быть выдаваемы проценты, без обозначения принадлежности самых вкладов. Принимая во внимание, что сделанными Управляющим Министерством Финансов и Государственных Банков указаниями разъясняется последовавший циркулярный указ Святейшего Синода, от 20 Марта сего года за № 3, Святейший Синод определяет: о вышеизложенных распоряжениях по настоящему делу Управляющего Министерством Финансов и Государственного Банка, для надлежащего в потребных случаях руководства, дать знать печатными указами всем Епархиальным Преосвященным и Протопресвитеру военного и морского духовенства. Декабря 9 дня 1892 года.

21.-имели суждение о порядке разрешения позаимствований из монастырских и церковных сумм на нужды архиерейских домов и на другие епархиальные потребности. Приказали: Циркулярными указами Святейшего Синода, от 16 Августа 1870 года за № 48 и 29 Июля 1872 года за № 41, было предписано Епархиальным Начальством, чтобы на нужды архиерейских домов и на другие епархиальные потребности отнюдь не делалось позаимствований из монастырских и церковных сумм без испрошения на то каждый раз особого разрешения Святейшего Синода. Между тем, по имеющимся в Святейшем Синоде сведениям, в некоторых епархиях допускаются, в нарушение сих циркулярных указов, распоряжения Епархиальных Начальств о позаимствованиях на означенный предмет, без разрешения Святейшего Синода. В виду сего Святейший Синод признает необходимым вновь подтвердить циркулярно всем Епархиальным Архиереям, чтобы на нужды архиерейских домов и на другие епархиальные потребности отнюдь не допускалось впредь позаимствований из монастырских и церковных сумм без испрошения на то каждый раз разрешения Святейшего Синода. Для исполнения сего послать Епархиальным Преосвященным печатные указы. Декабря 10 дня 1892 года.

12.-имея суждение по вопросу о принятии мер к точному выполнению прихожанами приговоров их относительности обеспечения причтов содержанием, Приказали: На основании ст. 178 Общ. Полож. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (прил. к IX т. Зак. о сост. изд. 1876 г.), крестьянским обществам предоставлено, смотря по надобности и своим средствам, установлять мирские сборы на устройство и поддержание церквей, заведение сельских училищ, содержание учителей и на удовлетворение других общественных и хозяйственных потребностей крестьян. Порядок составления приговоров по этим предметам указан в ст. 52, 54 и 57 того же положения, по коим на таковые приговоры необходимо согласие 2/3 всех крестьян, имеющих голос на сходе, при чём требуется, чтобы приговоры вписаны были в особую для сего книгу. Между тем, как видно из сведений, имеющихся в делах Центрального Управления Святейшего Синода, мирские приговоры, которыми крестьянские общества добровольно принимают на себя обязательство обеспечить определённым содержанием местные причты на счёт мирских сборов или складок нередко нарушаются самими обществами, не взирая на то, что приговоры эти вполне удовлетворяют выраженным в законе условиям. В таковых случаях причты, лишившиеся, по неисправности обществ, содержания, обыкновенно оказываются в крайне затруднительном положении. Хотя, на основании ст. 190 Общ. Пол. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, сельские общества и могут быть понуждаемы к исполнению приговоров чрез местную полицию, но применение сего порядка ко взысканию в пользу причтов назначенного приговорами содержания, как вызывающее неудовольствие и жалобы со стороны прихожан, должно быть признано крайне нежелательным, а особенно в приходах, заражённых расколом. Вместе с сим, принимая во внимание, что разрешение настоящего вопроса должно иметь значение для всех тех епархий, в которых причты не обеспечены содержанием от казны, Святейший Синод определяет: циркулярно разъяснить Преосвященным всех епархий,, на которые распространяется действие Общего Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (прил. к IX т. Зак.. о сост. изд. 1876 г.), что приговоры крестьянских обществ об обеспечении причтов содержанием должны удовлетворять требованиям, изложенным в ст. 52, 54 и 57 сего Положения, поручив при сем Епархиальным Начальствам озаботиться, чтобы причты о взыскании следующего им содержания на основании приговоров крестьянских обществ отнюдь не обращались к гражданским начальствам, а при неисполнении таковых приговоров ограничивались мерами нравственного воздействия на прихожан, при безуспешности же сего доносили о том Епархиальным Начальствам, от которых в таковых случаях будет зависеть перемещение причтов на другие места, с причислением неисправных обществ к соседним приходам. Декабря 18 дня 1892. года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle