А.А. Завьялов

Источник

1895 г.

1.-имели суждение об увековечении памяти в Бозе почившего Благочестивейшего Императора Александра Александровича, за явленные Им Церкви, её служителям и народу неисчислимые Царственные милости. Приказали: Неисповедимому в судьбах Своих Богу угодно было отозвать от нас в небесные селения Благочестивейшего Императора Александра Александровича. В безграничной скорби о тяжкой утрате Царелюбивый русский народ находит утешение в молитвах о блаженном упокоении души почившего Государя и в благодарном воспоминании о Царственных Его трудах на благо своего народа, особливо же Святой нашей Церкви. Во всю Свою жизнь твёрдо храня унаследованную от Венценосных своих предков истинную веру Христову, Он явил неисчислимые доказательства сыновней преданности Православной Церкви, ревности и попечительности об ограждении её достоинства о поддержке и ободрении пастырей, добре трудящихся, о воспитании народа в духе веры и благочестия. Многие мероприятия Государя-Отца, всегда сердечно отзывчивого на нужды всех и каждого, направлялись к возможному улучшению быта духовенства, духовно-учебных заведений и церковно-приходских школ. Своим державным словом, неоднократно раздававшимся с высоты Престола, Он оживил искони излюбленные народом церковные школы, поощрял учителей, радовался успехам сих школ и повсеместному их распространению, щедро помогал в их нуждах. Духовенство высоко ценило и ценит таковое благоволительное внимание и милости Царя. Со всех концов России слышатся ныне громкие заявления искреннейших желаний духовенства почтить добрым делом память почившего Государя. Всецело разделяя столь благие желания, Святейший Синод и с своей стороны поставляет священным долгом воздать подобающую дань глубочайшей признательности почившему в Бозе Великому Монарху и, для увековечения достославных Царственных дел Его, полагает: 1) соорудить в С.-Петербурге храм во имя святого Благоверного Великого Князя Александра Невского; 2) при сем храме устроить в С.-Петербурге же двухклассную образцовую церковно-приходскую школу для мальчиков и девочек, посвятив её Августейшему Имени в Бозе почившего Императора Александра III, и 3) учредить неприкосновенный капитал Его же Имени для выдачи из процентов с оного пособий учащим в церковно-приходских школах и школах грамоты. Но принимая во внимание, что при осуществлении сих предположений надлежит сообразоваться с желаниями жертвователей, Святейший Синод определяет: ныне же поставить в известность Епархиальных Преосвященных, Синодальные Конторы, заведующего Придворным духовенством, а равно Протопресвитера военного и морского духовенства, что Святейший Синод, в удовлетворение поступивших в оный многочисленных от разных лиц заявлений об увековечении памяти в Бозе почившего Императора Александра III, благословляет принимать добровольные на вышеуказанные предметы пожертвования, как от самих Преосвященных и их викариев, так от настоятелей и настоятельниц монастырей, начальниц общин, епархиального духовенства, духовенства придворного и военного ведомств, начальствующих и служащих при духовно-учебных заведениях-мужских и женских, церковных старост и попечителей церковно-приходских школ, а также и от всех радеющих о нуждах и пользах народного образования в духе православной Церкви, и для сего препроводить при циркулярных Синодальных указах образцы подписных листов, с тем, что Преосвященные, Синодальные Конторы, Заведующий придворным духовенством и Протопресвитер военного и морского духовенства разослали по сим образцам таковые же листы, за надлежащим подписанием, в монастыри, общины, духовно-учебные заведения и причтам всех церквей, с предписанием листы сии, по окончании сбора, вместе с пожертвованными по оным деньгами, доставить в Синодальные Конторы, Консистории, в Канцелярию Заведующего придворным духовенством и в Духовное Правление при Протопресвитере военного и морского духовенства, по принадлежности, для отсылки из сих учреждений пожертвований в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде, которому поручить, по получении из всех мест сведений об окончании сбора, представить, в установленном порядке, Святейшему Синоду общий отчёт о пожертвованиях для дальнейших по сему делу распоряжений; о чём, для зависящих к исполнению сего распоряжений, послать, по принадлежности, печатные циркулярные указы. Января 18 дня 1895 г.

2.-слушали: а) отношение Главного Штаба, от 31 Декабря 1894 года за № 57.599, с просьбою об устранении неправильного со стороны причтов требования от запасных нижних чинов, служащих на железных дорогах, при вступлении их в брак, увольнительных билетов, вместо установленных паспортов или видов, и б) справку из производившегося в Святейшем Синоде дела по сему предмету. Приказали: Вследствие донесения одного из Епархиальных Преосвященных о неправильностях, оказывающихся в предъявляемых причтам нижними чинами воинских документах, по отношению к переменам в семейном их положении, и имея в виду, что по отзыву Военного Министра выдаваемые увольняемым в отставку нижним чинам свидетельства о выполнении воинской повинности, а равно изготовляемые для перечисляемых в запас нижних чинов увольнительные билеты удостоверяют только прохождение военной службы предъявителей, но не могут служить им ни видами на жительство, ни удостоверениями о семейном их положении, Святейший Синод циркулярным указом, от 28 Февраля 1889 года за № 2, дал знать к исполнению по духовному ведомству, что от лиц, состоящих в запасе армии и уволенных в отставку, при вступлении их в брак, священники обязаны требовать такие-же документы, какие, при подобных обстоятельствах, должны быть предъявляемы всеми прочими лицами, не бывшими на военной службе. Между тем ныне Главный Штаб сообщает о продолжающемся со стороны некоторых причтов неправильном требовании от служащих на железных дорогах запасных нижних чинов, при вступлении их в брак, увольнительных билетов. В виду сего и принимая во внимание, что допускаемое некоторыми причтами венчание браков нижних чинов на основании предъявляемых ими увольнительных билетов или свидетельств о выполнении воинской повинности не редко, как видно из производящихся в Святейшем Синоде дел, ведёт к заключению брачующимися незаконных браков, Святейший Синод определяет: вновь предписать Епархиальным Преосвященным циркулярными указами принять необходимые меры к точному исполнению причтами во вверенных им епархиях при совершении браков нижних чинов циркулярного распоряжения Святейшего Синода, от 28 Февраля 1889 года за № 2, коим предписано, чтобы браки лиц, состоящих в запасе армии и уволенных в отставку, были совершаемы причтами на основании тех-же документов, какие при подобных обстоятельствах, должны быть представляемы всеми прочими лицами, не бывшими на военной службе, и отнюдь не по увольнительным лишь билетам, самое требование коих от брачующихся представляется излишним. Февраля 9 дня 1895 года.

3.-имели суждение о порядке награждения ректоров духовных семинарий из белого духовенства знаками отличия. Приказали: Принимая во внимание, что Синодальным циркулярным указом, от 22 Января 1869 г. за № 5, ректорам духовных семинарий из протоиереев, по важности занимаемой ими должности, предоставлено, при соборных священнослужениях, занимать места непосредственно за кафедральными протоиереями, а в случаях, когда кафедральный протоиерей будет моложе ректора, выше их, Святейший Синод, в видах вящшаго возвышения должности ректора в среде епархиального духовенства, признает справедливым разрешить всем ректорам духовных семинарий из протоиереев, как вновь определяемым, так и состоящим на службе, возлагать на себя камилавку, и независимо от сего, предоставить Епархиальным Преосвященным ходатайствовать о награждении ректоров из протоиереев следующим в порядке постепенности наград Синодальным наперсным крестом, по непосредственному своему усмотрению, не стесняясь трёхлетним междунаградным сроком, о чём и определяет: послать Епархиальным Преосвященным, для исполнения, печатные циркулярные указы. Марта 24 дня 1895 года.

4.-имели суждение о св. мощах и другим святынях, носимых с собою сборщиками доброхотных подаяний на церкви и монастыри. Приказали: По имеющимся в Святейшем Синоде точным сведениям, лица, производящие в России сборы пожертвований в пользу заграничных православных церквей и монастырей, иногда, позволяют себе носить с собою св. иконы, частицы мощей угодников Божиих и другие святыни с целью предлагать их для благочестивого чествования христиан. Между тем ни при переездах сборщиков с одного места на другое, по водяным путям, равно и по сухопутным-железным и другим дорогам, ни при остановках в гостиницах, на постоялых дворах и в частных домах, не представляется необходимых удобств хранить святыни с подобающею им честью и благоприличием и оберегать их от разных нежелательных случайностей, достоинству их несоответствующих и оскорбляющих благочестивое чувство верующих. В предотвращение сего на будущее время Святейший Синод определяет: не дозволять впредь приезжающим из-за границы сборщикам иметь при себе святые мощи, иконы, кресты и другие святыни: о чём поставить в известность Епархиальных Преосвященных, для руководства и зависящих в потребных случаях распоряжений, и, вместе с сим, предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору сообщить Министрам Иностранных и Внутренних Дел о настоящем определении, на каковой предмет Епархиальным Преосвященным послать указы, а в Канцелярию Обер-Прокурора передать выписку из сего определения. Марта 27 дня 1895 года.

5.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 23 Марта сего года за № 1570, по ходатайству одного из Епархиальных Преосвященных о разъяснении порядка выдачи из духовных Консисторий метрических свидетельств. Приказали: По поводу обнаруженного в одной из духовных Консисторий подлога в метрических книгах и в видах устранения на будущее время возможности каких либо вообще злоупотреблений и неправильностей при выдаче метрических свидетельств, местный Преосвященный представил Г. Синодальному Обер-Прокурору о необходимости изменить существующий в подведомой ему, Преосвященному, Консистории порядок выдачи метрических свидетельств, в силу коего метрические свидетельства изготовляются на основании справок, выписываемых из метрических актов и ведаемых в метрический стол Консистории архивариусом оной за его подписью, причём выписанные из метрических книг справки архивариуса, а равно и самые метрические свидетельства, изготовленные по сим справкам, с подлинными метрическими книгами Присутствием Консистории не сличаются. Обсудив предложенное Г. Синодальным Обер-Прокурором означенное представление Преосвященного и имея в виду, что по закону (Уст. Дух. Конс. ст. 264) Консистории обязаны при разрешении прошений о выдаче метрических свидетельств прежде всего обращаться к подлинным метрическим книгам и выдавать метрические свидетельства лишь в том случае, если окажется, что запись в метрических книгах данного события не подлежит сомнению, Святейший Синод, признавая изъяснённый в представлении Преосвященного порядок выдачи метрических свидетельств на основании одних лишь справок архивариуса, без проверки и сличения сих справок самим Присутствием Консистории с подлинными метрическими книгами, из коих эти справки извлечены, несогласным, с существующими узаконениями и могущим вести к различным опущениям и даже злоупотреблениям, как это и случилось в одной из Консисторий, определяет: в устранение возможности каких либо вообще злоупотреблений и неправильностей при выдаче метрических свидетельств и в Консисториях других епархий, поручить Епархиальным Преосвященным неотложно-же сделать по вверенным им Консисториям распоряжение о том, что при выдаче метрических свидетельств Присутствие Консистории неопустительно всякий раз непосредственно само, а не ограничиваясь лишь справками архивариуса, учиняло тщательную проверку и сличение выдаваемых им метрических свидетельств с подлинными метрическими книгами. О чём и дать знать, для сведения и должного исполнения, по духовному ведомству циркулярными указами. Мая 20 дня 1895 года.

7.-слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 31 Мая сего года за № 453, Журнал Учебного Комитета, № 156, с заключением Комитета, по представленным епархиальными Преосвященными отчётам о состоянии их епархиальных женских училищ за 1893/4 учебный год. Приказали: Рассмотрев настоящий журнал и принимая во внимание крайнее умножение в некоторых епархиальных женских училищах числа иносословных приходящих воспитанниц, чрез что происходят не малые затруднения, а иногда беспорядки и привнесение болезней и дурных навыков, а с другой стороны имея в виду, что в отчётах статьи 1) о составе учащихся и 2) о средствах училищ излагаются весьма разнообразно и иногда не вполне ясно, Святейший Синод определяет: поручить Епархиальным Преосвященным предписать Советам епархиальных женских училищ – а) в целях ограждения сих училищ от чрезмерного наплыва в оные иносословных воспитанниц, принимать с наступающего 1895/6 учебного года иносословных с крайнею разборчивостью и притом не свыше 10% общего числа принятых воспитанниц, и б) принять за правило в составляемые Советами годовые отчёты, вместо особой статьи о составе учащихся, помещать таблицу по прилагаемой форме и вносить в эту таблицу те числовые данные, какие окажутся в конце отчётного учебного года; в статье о средствах училища указывать за отчётный финансовый год только валовой доход и валовой расход на содержание училища, а переходящие суммы исключать как из общей суммы дохода, так и из общей суммы расхода; строительные же работы, буде таковые производились в отчётном году в каком либо училище, показывать отдельно; о чём, для зависящих распоряжений и исполнения, послать Епархиальным Преосвященным печатные циркулярные указы. Июля 19 дня 1895 года.

Форма таблицы для сведений о составе учащихся в епархиальных женских училищах.

Училище 6-ти классное или 3-х классное.


Классы Общее число учащихся Духовных. Иносословных. Живущих в общежитии. Приходящих. На полном епархиальном содержании На половинном. Стипендиантки и содержим. на средства благотворит. Окончили курс и удостоены аттестации
Приготовительный. I Нормальный . . I Параллельный . II . . . . . . и проч.
Всего . .

В случае надобности, к сей таблице могут быть прибавлены объяснительные примечания.

8.-слушали: представления некоторых из Епархиальных Преосвященных о разъяснении порядка применения новых Высочайше утверждённых 14 Января сего года правил производства дел о расторжении браков, по безвестному отсутствию одного из супругов, к дедам сего рода, возникшим ранее опубликования означенных правил. Приказали: Некоторые из епархиальных Преосвященных испрашивают указаний Святейшего Синода относительно того, каким порядком должны производится дела о расторжении браков по безвестному отсутствию одного из супругов, возникшие до издания Высочайше утверждённых 14 Января сего 1895 года новых правил о производстве сих дел. Обсудив таковые представления и принимая во внимание: а) что согласно 60 и 61 ст. Основ. зак. Св. зак. т. I ч. I изд. 1892 года каждый закон действует такмо на будущее время, за исключением того случая, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на времена, предшествовавшие его обнародованию: б) что в Высочайше утверждённых 14 Января сего 1895 года новых правилах о производстве бракоразводных дел по безвестному отсутствию одного из супругов такого постановления о распространении действия сих правил и на время, предшествовавшее их обнародованию, не сделано и в) что применение новых правил к делам, находящимся уже не в первой стадии бракоразводного процесса, может вызвать путаницу в делопроизводстве Консисторий по сим делам и вызвать справедливые на них нарекания, Святейший Синод определяет: разъяснить Епархиальным Начальствам, в разрешение их представлений, что дела о разводе по безвестному отсутствию одного из супругов, начавшиеся до 14 Января 1895 г. должны быть производимы прежним порядком, существовавшим до издания новых Высочайше утверждённых 14 Января 1895 года правил по сему предмету. Вместе с сим в устранение могущих встретиться и в других епархиях недоразумений по делам сего рода дать знать о вышеизложенном циркулярными указами Епархиальным Преосвященным и Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе, для должного исполнения и руководства. Августа 17 дня 1895 года.

9.-имев суждение по поводу рапортов двух епархиальных Преосвященных о происшедших в недавнее время покражах из церквей, что поступившая в церковный доход значительная денежная сумма не была записана в приходорасходные книги. Приказали: В виду усматриваемого в некоторых епархиях несоблюдения церковными причтами и старостами правил относительно записи и хранения церковных сумм, предписать Епархиальным Преосвященным и Синодальным Конторам циркулярными указами строжайше подтвердить о точном и непременном соблюдении означенных правил, вменив благочинным в обязанность, чтобы имели строгое за этим наблюдением и в своих отчётах о состоянии церквей неопустительно отмечали о соблюдении сих правил, а о случаях неисполнения оных немедля доносили Епархиальному Начальству. Августа 21 дня 1895 года.

10.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 12 Августа сего года 15094, следующего содержания: Государственный Совет, в Департаменте Государственной Экономии, рассмотрев, представление его, Г. Обер-Прокурора, об отпуске из казны пособия на возмещение духовному ведомству убытков, понесённых от конверсии процентных бумаг, принадлежащих духовному ведомству, мнением положил: отпустить духовному ведомству, единовременно, один миллион восемьсот сорок одну тысячу семьсот тридцать четыре рубля девяносто коп. на возмещение потерь в доходах от капиталов, принадлежащих, учреждениям сего ведомства, по случаю конверсии 5% банковых билетов 1 и 2 выпуска и облигаций 2 и 3 восточных займов, с отнесением сего расхода насчёт имеющегося в распоряжении Министерства Финансов свободного остатка от реализации 4% государственной ренты 1894 года. Означенное мнение Государственного Совета в 22 день Мая 1895 г. Высочайше утверждено, о чём сообщено и Министру Финансов. Приказали: Об изъяснённом Высочайше утверждённом в 22 день Мая 1895 года мнении Государственного Совета относительно отпуска из казны пособия на возмещение духовному ведомству убытков, понесённых от конверсии процентных бумаг, принадлежащих духовному ведомству, сообщить циркулярно печатными указами Епархиальным Преосвященным и Конторам Святейшего Синода Московской и Грузино-Имеретинской. Августа 31 дня 1895 года.

11.-слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 11 минувшего Августа за № 755, журнал Учебного Комитета, № 266, с проектом правил о порядке выдачи воспитанникам и воспитанницам духовно-учебных заведений свидетельств, заменяющих им виды на жительство, согласно Высочайше утверждённому 2 Июня 1895 г. новому Положению о сих видах.

Правила: 1) Для воспитанников духовных академий, семинарий и училищ и воспитанниц женских духовных училищ, проживающих в учреждённых при сих заведениях общежитиях, как содержимых на средства, отпускаемые Святейшим Синодом, так и на средства изыскиваемые местным духовенством, особых свидетельств, заменяющих виды на жительство, не требуется.

2) Равным образом не требуется особых свидетельств для тех из воспитанников и воспитанниц означенных учебных заведений, которые проживают в местах нахождения самых учебных заведений у своих родителей и родственников, если, по ходатайствам последних, они внесены в их виды на жительство, согласно 10 ст. Положения о видах на жительство.

3) В случае проживания воспитанников и воспитанниц не в имеющихся при духовно-учебных заведениях общежитиях и не в домах родителей и родственников, а на частных вольнонаёмных квартирах, начальствами упомянутых заведений выдаются таковым воспитанникам и воспитанницам особые бесплатные свидетельства, заменяющие виды на жительство.

4) В выдаваемых воспитанникам и воспитанницам от начальств духовно-учебных заведений особых свидетельствах прописывается учебное заведение, в котором они находятся, имя, отчество и фамилия воспитанника ми воспитанницы, их возраст, место постоянного жительства их родителей или ближайших родственников, а относительно воспитанников, достигших 18 лет от роду, и отношение их к отбыванию воинской повинности.

5) В случае потери или уничтожения свидетельства поступается на основании ст. 24 Полож. о вид. на жительство.

6) В случае отпуска воспитанника или воспитанницы из города или селения, в котором находится учебное заведение, в другой город или селение, они должны получать для сего от начальства особый отпускной билет по установленной в духовно-учебных заведениях форме, причём те из них, которым были выданы особые свидетельства на жительства, возвращают таковые свидетельства обратно в заведение.

7) Особые свидетельства на жительство подписываются в духовных академиях и семинариях инспекторами академий и семинарий, в мужских и женских духовных училищах начальниками и начальницами сих училищ, причём к свидетельству прикладывается и печать заведения, от которого выдано свидетельства.

СВИДЕТЕЛЬСТВО.

Дано сие от Правления С.-Петербургской духовной семинарии ученику V класса Ивану Васильеву Вознесенскому, сыну священника церкви Св. Николая чудотворца, в селе Ильешах, Ямбургского уезда, восемнадцати лет (род. 15 Мая 1877 г.), для жительства в Петербурге, сроком по 1 Января тысяча восемьсот девяносто шестого года. (По отношению к отбыванию воинской повинности, означенный в сем свидетельстве ученик Вознесенский в год достижения им призывного возраста. (1 октября 1897 г.) обязан явиться 8 ) в Ямбургское уездное по воинской повинности Присутствие). С.-Петербург, 1 Июля 1895 года.

На сем месте в свидетельстве прописывается, где имеют постоянное местожительство родители или ближайшие родственники воспитанника. Так напр., о Вознесенском следует сказать: «Отец сего воспитанника, священник Василий Вознесенский, постоянное местожительство имеет в селе Ильешах Ямбургского уезда».

СВИДЕТЕЛЬСТВО.

Дано сие от Совета Исидоровского епархиального женского училища 9 ученице оного Анне Васильевой Вознесенской, дочери священника церкви Св. Николая чудотворца в силе Ильешах, Ямбургского уезда, 15 лет (род. 15 Августа 1879 года), для жительства в С.-Петербурге, сроком по первое Января тысяча восемьсот девяносто шестого года. С.-Петербург. 1 Июля 1895 г.

На сем месте в свидетельстве прописывается, где имеют постоянное местожительство родители или ближайшие родственники воспитанницы. Так, напр., о Вознесенской следует сказать: «Отец сей воспитанницы, священник Василий Вознесенский, постоянное местожительство имеет в селе Ильешах, Ямбургского уезда».

Приказали: Рассмотрев правила о выдаче воспитанникам и воспитанницам духовно-учебных заведений особых бесплатных свидетельств, заменяющих им виды на жительство, и формы сих свидетельств и находя их цели соответствующими, Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: правила и формы эти утвердить и, для руководства начальствам духовно-учебных заведений сообщить циркулярными печатными указами Епархиальным Преосвященным. Сентября 5 дня 1895 года.

* * *

8

Или же -„являлся к призыву и получил отсрочку до окончания образования, именно до 189_г. (ст. 12 Полож. о видах на жительство).» При этом следует цитовать документ, на основании которого даётся это удостоверение об отсрочке.

9

Или от Правления N женского училища духовного ведомства.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle