А.А. Завьялов

Источник

1870 г.

11.-слушали дело об учреждении при женских монастырях воспитательных и благотворительных заведений. И, по справке, Приказали: В исполнение Высочайшей отметки на отчёте Могилёвского Губернатора за 1866 год, относительно устройства при женских монастырях учебных заведений для девочек, преимущественно духовного звания, сообщённой Г. Управляющим делами Комитета Министров Г. Синодальному Обер-Прокурору, в Декабре 1867 года, Святейший Синод, указом от 29 Февраля 1868 года, поручил Преосвященному Могилёвскому предложить женским монастырям вверенной ему епархии озаботиться принятием мер к осуществлению означенного предположения, если представится к тому возможность по имеющимся в монастырях средствам, и, с тем вместе, циркулярным указом от того же числа, предписал и прочим Епархиальным Преосвященным предложить женским монастырям в подведомственных им епархиях об исполнении, по возможности, означенного предположения. За тем, вследствие Высочайшей отметки на отчёте того же Губернатора за 1867 год, касательно неразрешения Могилёвским Епархиальным Начальством дела об учреждении при монастырях воспитательных и благотворительных заведений и затребованного по сему предмету отзыва от Г. Синодального Обер-Прокурора, для представления на Высочайшее благоусмотрение, Святейший Синод указом, от 29 Августа 1868 года, предписал Епархиальным Преосвященным о доставлении, в возможно непродолжительном времени, сведений о том: что сделано ими в исполнение циркулярного указа Святейшего Синода, от 29 Февраля 1868 года, относительно учреждения при монастырях учебных заведений для девиц или заведений благотворительных и в какой мере, по состоянию средств каждого женского монастыря в епархии, представляется возможным устройство таких учреждений. Из представленных, в исполнение сего, Преосвященными сведений видно, что при 36 монастырях и 5 общинах учреждено 38 училищ, 5 богаделен и 2 больницы и предполагается открыть ещё 3 училища (два по Киевской и одно по Тверской епархии). Никаких заведений, ни учебных, ни благотворительных, не учреждено и не предполагается учредить при 88 монастырях и 15 общинах. В числе сих последних находятся все без исключения монастыри (46) и общины (9) следующих 19 епархий; Архангельской, Астраханской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Енисейской, Кишинёвской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Полтавской, Самарской, С.-Петербургской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тульской, Харьковской и Ярославской. По отзывам Преосвященных оказывается, что большая часть монастырей не имеют средств к учреждению ни воспитательных, ни благотворительных заведений в таком виде, чтобы для сих заведений были особые помещения для воспитанниц и призреваемых из мирянок и особые от монастырских способы содержания. Монастыри большею частью наполнены бедными сиротами, малолетними и престарелыми, которые находятся на полном содержании и попечении монастырском. Монахини, по назначению настоятельниц, кроме монастырских послушаний, занимаются в келиях обучением грамоте и рукоделью малолетних и уходом за престарелыми и больными без особо заведённых школ, больниц и богаделен. Впрочем и в этих последних монастырях настоятельницы предполагают завести особые благотворительные и воспитательные заведения в то время, когда представятся к тому способы. Таким образом оказывается, что там, где средства позволяют и надобность ощутительнее, женские монастыри наши имели и имеют при себе, в том или другом виде, как училища, так и богадельни и больницы, но что, к сожалению, число таких монастырей, сравнительно, не велико и в скором времени не может быть увеличено, по крайней бедности большей части сих монастырей. Вследствие сего и имея в виду, что, согласно Высочайшей воле, открытие новых обителей допускается исключительно под непременным условием устройства при оных учебного или благотворительного заведения, Святейший Синод определяет: не делая до времени обязательным для всех существующих ныне женских монастырей устройства при них того или другого из помянутых учреждений, предписать Епархиальным Начальствам усугубить свои попечения как о поддержании и развитии существующих при женских обителях школ, богаделен или больниц, так и об устройстве таковых там, где будет представляться к тому возможность; о чём и дать знать Епархиальным Преосвященным циркулярными указами. Января 28 дня 1870 года.

12.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 12 Декабря 1869 г. за № 14842, об установлении порядка доставления Духовными Консисториями сведений Хозяйственному Управлению о расходах на постройки и починки зданий Духовного ведомства, предполагаемых на счёт кредита, заносимого в Государственную роспись по смете Св. Синода. Приказали: Имея в виду, что при внесении в смету Св. Синода предполагаемых к исполнению работ на счёт строительного кредита, отпускаемого из казны, необходимо означать сведения: 1) когда состоялось разрешение Св. Синода на постройку или починку здания; 2) в какую сумму по технической смете исчислена постройка: 3) предполагается ли отпуск суммы сполна в один год или с рассрочкою на несколько лет; и наконец 4) каким порядком будет производиться работа, с торгов или хозяйственным образом, – и принимая во внимание, что обязанность вести всю переписку по строительной части, на счёт сумм, отпускаемых из Государственного Казначейства, возложена на Хозяйственное Управление, Св. Синод, согласно с заключением сего Управления, определяет, установить следующий в этом отношении порядок: 1) Консистории, по мере получения сведений, о расходах по строительной части и по признании местным Епархиальным Преосвященным действительной необходимости новой постройки или ремонта здания, представляют о том в Хозяйственное Управление при Св. Синоде, с изложением всех данных, бывших в виду Консистории и послуживших основанием к заключению о настоятельной нужде в постройке, с примерным, если возможно, указанием цифры расхода, для дальнейшего со стороны Управления распоряжения. 2) Хозяйственное Управление, по рассмотрении предположений местного Епархиального Управления и по дополнении их нужными сведениями, если в том окажется надобность, представляет с своим заключением, установленным порядком, Св. Синоду, о возможности отпуска суммы и, по получении разрешения, сообщает о том Консистории. 3) После сего местное Епархиальное Управление распоряжается составлением планов и смет на постройку и ремонт зданий, препровождает их на рассмотрение местных Строительных Отделений и по утверждении сообщает Хозяйственному Управлению, с представлением означенных планов и смет, заключение: каким порядком оно предполагает произвести работы, т. е. с торгов или хозяйственным образом и почему предполагается тот или другой способ. 4) Хозяйственное Управление, при значительности суммы исчисленной по смете, может препроводить смету на поверку в Министерство Путей Сообщения и с мнением своим о способе постройки сообщает Консистории о производстве торгов, если таковые будут признаны необходимыми, и 5) затем Консистория о последствиях торгов доносит Хозяйственному Управлению, для утверждения их установленным порядком, и в ведомостях о предполагаемых постройках, которые она обязана доставлять в Хозяйственное Управление к 1 Мая на основании циркулярного указа Св. Синода 1869 г. за № 13, делает надлежащие отметки, согласно прилагаемой при сем форме. О сем дать знать по Духовному ведомству циркулярными указами, с приложением формы ведомости, к руководству и исполнению. Января 29 дня 1870 г.


ВЕДОМОСТЬ о постройках по такой-то епархии, на счёт кредита, предполагаемого к отпуску из казны на строительные надобности Духовного ведомства в 1___ году
№№ по порядку. Означение постройки или починки здания. Когда состоялось разрешение Св. Синода. По технической смете исчислено. Предполагается ли отпускать суммы только в 1 год, или с рассрочкою на несколько лет. Каким порядком будет производиться работа: с торгов или хозяйственным образом.
Руб. Коп.
Постройка Архиерейского Дома 8 Мая 1859 г. 85000* В 1 г. 40 т., а в остальные по 22500 р. С торгов, утверждённых 1 Декабря 1870 г.

Примечание. Здесь обозначается сумма, исчисленная по смете, если торгов не было, при торгах же последняя цена, состоявшаяся на переторжке и окончательно утверждённая.

13.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 8 Января за № 73, при коем препровождена выписка из журнала Присутствия по делам Православного Духовенства, Высочайше утверждённого 31 Декабря 1869 г., об облегчительных мерах к приобретению в церковную собственность домов для помещения причтов, а также и других недвижимых имуществ. В этой выписке изъяснено: Высочайше утверждённое Присутствие по делам Православного Духовенства, рассмотрев представленные Преосвященными соображения об облегчительных мерах к приобретению в церковную собственность домов для помещения причтов, а также и других недвижимых имуществ, между прочим полагало: 1) Предоставить епархиальным начальствам, по постановлениям Консисторий, утверждёнными Преосвященным, давать разрешение на обращение части доходов с принадлежащих церквам оброчных статей, за удовлетворением потребностей церкви, на улучшение содержания причта, а также на употребление сих доходов и других церковных сумм, равно как вечных вкладов в пользу причтов, на устройство церковных домов и на покупку в собственность церкви других недвижимых имуществ, для постоянного из доходов с них обеспечения содержания священно-церковно-служителей, с тем однако, чтобы не были отклоняемы от своего назначения: а) свечные и другие доходы, которым дано правительством определённое назначение, и б) имущества и капиталы, предназначенные жертвователями на какое либо особое по церкви или приходу употребление, как-то: на учреждение и содержание школы, богадельни или на приобретение какой-либо утварной или ризничной принадлежности и т. п. 2) Поручить Епархиальным Начальствам сделать распоряжение, чтобы в тех приходах, где открыты приходские попечительства, предположения о постройке и починке церковных домов для жительства причтов были предлагаемы священнослужителями и церковным старостою на соображение приходских попечительств, по постановлениям коих и вносить к Преосвященным представления как о разрешении употребления на построение или починку дома церковных сумм или вырубки лесных материалов из церковных дач, где таковые имеются, так и об исходатайствовании у ведомства Государственных Имуществ, безденежного отпуска на постройку таковых домов из казённых дач, на основании Уст. Лесн. ст. 606 и. 2 и ст. 608 (по прод. 1868 г.). 3) Предоставить духовному начальству, при представлении церковных старост к отличиям принимать особенное внимание попечение их о построении или починке церковных домов для жительства причтов, а где уже есть таковые дома, там и о приобретении в собственность церкви других приносящих доход недвижимых имуществ для постоянного обеспечения причтов, а так же принимать во внимание содействие в этом отношении и со стороны священников, при удостоении их установленных для них отличий: об оказанном же в этом деле особенном усердии волостных и сельских начальников сообщать их начальству для соображения при удостоении их к существующим по их службе и званию наградам. Государь Император, на журнале Присутствия в 31 день Декабря 1869 г. Высочайше соизволил написать собственноручно: «Исполнить». Приказали: Об означенном журнале Присутствия по делам Православного Духовенства, Высочайше утверждённом 31 Декабря 1869 г., дать знать, к должному исполнению, по духовному ведомству, печатными указами. Февраля 11 дня 1870 г.

15.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 4 Ноября 1869 г. за № 4844, при коем препровождено в копии, переданное из Министерства Народного Просвещения, сообщение по вопросу о возможности православным священникам преподавать духовные требы по просьбе лиц греко-униатского обряда. Из сообщения этого видно, что один из живущих в С.-Петербурге греко-униатов обратился в недавнее время к одному из столичных православных священников с просьбою совершить св. крещение по обряду православной церкви над ребёнком, происходящим от родителей-униатов. Священник долго колебался исполнить эту просьбу, и только уступая настояниям отца, в виду крайне опасного положения ребёнка, почти умирающего, решился совершить крещение. Случай этот привёл в недоумение униата, ищущего сближения с Православною церковью. Естественно ожидать, что повторение подобных случаев подействует весьма неблагоприятно на возникающее ныне в части униатского населения добровольное стремление к православной церкви. Г. Обер-Прокурор обратил внимание на это обстоятельство и указал, в видах разрешения возникающего отсюда вопроса о допущении униатов к принятию духовных треб от православных священников, на последовавшее в последние годы, по ходатайству Г. Военного Министра, решение Св. Синода о дозволении православным священникам преподавать духовные требы служащим в войсках униатам. Справка. В 1866 г. Военный Министр сообщил, что в число рекрутов Царства Польского принимаются на службу греко-униаты и при распределении поступают между прочим и в такие войска, которые расположены в местах, где нет униатских храмов и духовенства, а потому возбуждается вопрос: каким образом в подобных местах нижние чины греко-униатского вероисповедания должны исполнять свои религиозные обязанности? Св. Синод, выслушав предложение по сему предмету, по определению 25 Января/ 21 Июня 1867 г., предоставил Г. Обер-Прокурору сообщить Генерал-Адъютанту Милютину, что военные чины греко-униатского исповедания, состоящие в войсках, расположенных в таких местах, где нет униатских храмов и духовенства, могут, для исполнения христианских треб, обращаться к православному духовенству, что и исполнено 21 июня 1867 г. за № 3360. Приказали: Рассмотрев изложенное, Св. Синод находит, что по вопросу, возбуждённому в Декабре 1866 г. Военным Министром о том, к кому должны обращаться, нижние чины греко-униатского исповедания для исполнения религиозных обязанностей в тех местах, где нет храмов и духовенства сего исповедания, Св. Синод, по определению 25 Января/ 21 Июня 1867 г., разрешил, что военные чины греко-униатского исповедания, для исполнения христианских треб, могут обращаться к православному духовенству. Согласно с сим и ныне, в разрешение выше изъяснённого сообщения Министерства Народного Просвещения, Св. Синод определяет: предоставить православным священникам исполнять требы и совершать таинства над лицами греко-униатского исповедания, когда сии последние будут их о том просить; о чём дать знать циркулярными указами Епархиальным Преосвященным, для объявления духовенству вверенных им епархий. Февраля 25 дня 1870 г.

37.-слушали дело по рапорту Преосвященного Таврического о появившихся в Таврической епархии иностранцах, производящих незаконный сбор подаяний на Иерусалим и монастыри, под видом продажи крестиков, икон, чёток и проч., вывезенных будто бы из Иерусалима. И по справке, Приказали: Рассмотрев настоящее дело, Св. Синод находит, что некоторые Духовные Консистории выдали в 1864, 1865 и 1867 годах трём иностранным подданным свидетельства на право продажи в местных епархиях икон, крестиков, чёток и проч., объявленных вывезенными из Иерусалима. Свидетельства сии, по объяснению Епархиальных Начальств, выданы по примеру таких же свидетельств от других Консисторий и на основании Высочайше утверждённого 1 Января 1863 г. Положения. Но так как это положение не могло служить основанием к выдаче Консисториями сказанных свидетельств, то посему, и в виду циркулярных указов Св. Синода от 26 Августа 1843 г. и 6 Июля 1864 г., коими подтверждено Епархиальным Начальствам не дозволять собственною властью производство сборов пожертвований в пользу заграничных церквей и монастырей, Св. Синод определяет: дать знать по Духовному ведомству циркулярными указами, чтобы Епархиальные Начальства ни в каком случае не выдавали свидетельств на право продажи священных вещей, объявляемых вывезенными из заграничных монастырей и церквей, без особого, каждый раз, разрешения Св. Синода, а в случае появления в епархиях продавцов таких вещей сообщали-бы об них на распоряжение Гражданского Начальства. Июля 19 дня 1870 года.

38.-слушали предложение Г. Исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 6 Июня сего года за № 2320, с приложением копии с выписки из журналов Комитета Министров 19 Мая и 27 Июня 1870 года, о предоставлении Св. Синоду права на будущее время разрешать отчуждение недвижимых церковных имуществ, отходящих под линии железных дорог и сооружения оных. В выписке этой изъяснено: по выслушании представления по сему предмету Синодального Обер-Прокурора, Комитет Министров, принимая во внимание, что предварительно проведение линий железных дорог, издаётся законодательным порядком именной Высочайшей Е. И. В. – а указ об отчуждении под устройство дороги частных земель и других имуществ, согласно с заключением Св. Синода, находил, что за сим не представляется уже надобности вторично испрашивать по каждому отдельному случаю Высочайшее Его Величества соизволение на отчуждение под ту же дорогу земель, принадлежащих церковным учреждениям. По сему и имея в виду, что в ст. 593 Т. X ч. 1. Св. Зак. указан порядок для назначения церковным учреждениям вознаграждения за отходящие от них в государственную или общественную пользу имущества, Комитет полагал: предоставить Св. Синоду, не испрашивая Высочайшего соизволения на уступку под линии железных дорог имуществ, принадлежащих церковным учреждениям, поступать относительно назначения вознаграждения за таковые имущества на точном основании установленных в ст. 575, 591 и 593 Св. Зак. Т. X. ч. 1 правил. Государь Император, в 29 день Мая 1870 года, положение Комитета Высочайше утвердить соизволил. За тем Комитет, в заседании 2 июня, определил сообщить о том Обер-Прокурору Св. Синода, к исполнению, выпиской из журнала. И по справке, Приказали: Об изъяснённом Высочайше утверждённом положении Комитета Министров дать знать циркулярно по Духовному ведомству к надлежащему руководству. Июля 19 дня 1870 года.

48.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 24 Марта сего года за № 4162, о сообщении Епархиальным Начальствам, чтобы церковные суммы расходовались единственно на предмет своего назначения, а заимствования делались с разрешения Св. Синода. Приказали: Усматривая из настоящего предложения, что в одной из епархий капиталы, принадлежащие более нежели 60 церквам, соединены в один общий капитал и из него выдано причту Кафедрального собора, на постройку дома для причта, 16 т. руб. заимообразно, без согласия на это причтов тех церквей, коим принадлежат капиталы. – Св. Синод признает необходимым, в отклонение возможности повторения подобных неправильностей, подтвердить по всему Духовному ведомству циркулярными указами: 1) что суммы, принадлежащие церквам, составляя неотъемлемую их собственность, должны быть употребляемы на предмет их назначения или хранимы, на основании 139 ст. Уст. Дух. Конс., при церквах порядком, указанным в Высочайше утверждённой 17 Апреля 1808 г. Инструкции церковным старостам, в именных билетах, приобретаемых, согласно циркулярным указам Св. Синода, от 29 Октября 1865 и 31 Июля 1869 годов за № 31, церковными причтами непосредственно: и 2) что займы из церковных сумм, если бы в них встретилась надобность, могут быть допущены не иначе, как с согласия на то подлежащих церковных причтов и по испрошении особого, каждый раз, разрешения Св. Синода. Августа 16 дня 1870 г.

50.-в виду неоднократно повторяющегося в епархиях вмешательства Духовных Консисторий в дела училищных Съездов духовенства, тогда как, на основании Устала Духовных Семинарий и Училищ, дела эти принадлежат непосредственному ведению самого Епархиального Преосвященного, Приказали: Предписать циркулярно всем Епархиальным Преосвященным не допускать подобного со стороны Консисторий нарушения Устава Духовных Семинарий и Училищ. Августа 20 дня 1870 г.

57.-слушали предложение Г. Исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора за № 8103, о сделанном, в видах сокращения переписки, изменении в 27 ст. правил о назначении денежных выдач по ведомству Св. Синода, с предоставлением непосредственной власти Епархиальных Преосвященных распределять остатки от суммы, ассигнуемой на содержание личного состава и на канцелярские расходы Духовных Консисторий, в награду и пособие чиновникам сих Консисторий. По прежнему порядку это распределение производилось с разрешения Г. Обер-Прокурора Св. Синода. Приказали: Согласно настоящему предложению предписать, печатными указами, всем Епархиальным Преосвященным, чтобы они распределяли по собственному усмотрению и распоряжению между чиновниками Духовных Консисторий остатки от сумм, ассигнуемых сим учреждениям на содержание личного состава и на канцелярские расходы. Октября 15 дня 1870 г.

71.-по поводу визирования Русским Консулом в Черновцах Австрийского паспорта Протоиерея тамошнего кафедрального собора Николая Гакмана на проезд в Киев для приобретения там богослужебных книг и мира, без требуемого на то по ст. 499–503 Уст. Пасп. разрешения, входил в суждение о том, что по этим статьям паспорта иностранным духовным лицам православного исповедания на проезд в Россию выдаются не иначе, как а) по отобрании от сих лиц пограничными начальствами объяснения, куда и по какой надобности они отправиться желают, б) сообщении таковых сведений на рассмотрение Св. Синода и в) изъявлении со стороны Синода согласия на пропуск тех лиц в пределы Империи, с доведением о сем до Высочайшего сведения. В виде изъятия из этих правил, только переезды из одного пограничного места в другое по той же границе и временный приезд духовных лиц, посылаемых Молдаванским (ныне Румынским) высшим духовным начальством в Бессарабию по делам, собственно до имений молдаванских монастырей относящимся, предоставлены, по ст. 504 и 505 Уст. Пасп., ближайшему разрешению местных главных начальств, на особо изложенных в сих статьях условиях. Между тем опыт показывает, что подобное сему изъятие из общих правил касательно пропуска единоверного с нами иностранного духовенства в Россию оказывается необходимым и в отношении тех лиц из сего духовенства, которые, не принадлежа к указываемым в ст. 504– 505 местам и монастырям, встречают, однако же, нетерпящие отлагательства нужды для проезда в Россию по своим делам или по поручению начальства на непродолжительное время. Применение к таким исключительным случаям предписанных в ст. 499–503 правил представляется тем более неудобным, что заставляет людей, встречающих крайнюю нужду в безотложном пропуске в пределы Империи, ожидать испрашиваемого на пропуск разрешения в продолжение нескольких месяцев, тогда как для самой поездки их в Россию требуется не более двух, трёх месяцев или даже недель, и проживаться, в ожидании разрешения, на границе, издерживая тем большие суммы, чем продолжительнее может быть возникающая по делам сего рода переписка, а в иной раз просимое разрешение, как видно из представления Министерству Иностранных Дел бывшего поверенного нашего в делах при Оттоманской Порте Новикова по делу о пропуске в Россию греческого с о. Мителене священника Павлиди, может быть получено просителем уже тогда, когда поездка, вследствие упущения времени, делается или бесполезною или неудобною. Вследствие такого рода неудобств ещё в 1853 г. Статский Советник Новиков ходатайствовал о разрешении ему делать, в подобных случаях, исключения из общего правила, не дозволяющего православному иностранному духовенству въезда в Россию без особого на то разрешения в предписываемом по ст. 499–503 Уст. Пасп. порядке, а в настоящем 1870 г. консул наш в Черновицах, визировав тамошнему протоиерею Гакману австрийский паспорт для следования, но нетерпящей отлагательства надобности, в пределы Империи, без требуемого на то по ст. 499–503 Уст. Пасп. разрешения, испрашивал от Министерства Иностранных Дел особого на таковые случаи наставления. Во внимание к сему и в видах возможного облегчения для единоверного с нами иностранного духовенства на указываемые случаи, Св. Синод, согласно определению своему от 25 Октября/ 2 Декабря 1863 г., признал сколько необходимым, столько и справедливым, чтобы Русским Миссиям и Консульствам, применительно к общим правилам о выдаче паспортов иностранцам, приезжающим в Россию из-за границы (Уст. Пасп. примеч. к ст. 436 по прод. 1863 г.), предоставлено было право делать изъятия из предписываемых в ст. 499–503 Уст. Пасп. правил в пользу лиц, принадлежащих к православному духовенству пограничных с Империей православных епархий, в тех случаях, когда епархиальные их начальства будут свидетельствовать о безотлагательной для них необходимости прибыть в Россию на непродолжительное время, для поклонения русской святыне, или по епархиальным нуждам, но отнюдь не для денежных сборов, и когда благонадёжность сих лиц будет совершенно известна нашему дипломатическому начальству; при чём представляются непременными условиями: а) чтобы лица сии отнюдь не были, вопреки указу 11 Июля 1816 г., русскими подданными, по происхождению, принявшими пострижение за границею; б) чтобы они оставались в пределах Империи никак не долее трёх месяцев, в) чтобы, при самом их въезде в Россию, от них были отбираемы подписки в том, чтобы они, во всё время пребывания своего в Россию, отнюдь и ни под каким видом не производили никаких сборов, и без особого, каждый раз, разрешения духовного начальства не заезжали ни в какие города или селения, кроме лежащих по пути следования к месту их назначения, под опасением немедленной высылки заграницу; г) чтобы о всех лицах, которым будет, таким образом, дано разрешение на прибытие в пределы Империи, было сообщаемо, каждый раз, как Синодальному Обер-Прокурору для предложения Св. Синоду, и всеподданнейшего доклада Государю Императору (ст. 500 и 601 Уст. Пасп.), так и подлежащим Епархиальным Начальствам, для требуемого по закону за теми лицами наблюдения. Таковые предположения Св. Синода, согласно определению 7 Сентября/ 7 Октября сего года; были подвергнуты Г. Исправляющим должность Обер-Прокурора на Высочайшее Государя Императора воззрение и удостоились Всемилостивейшего утверждения в 13 день Октября 1870 г. Приказали: О сем Высочайшем повелении подлежащим духовным и местным лицам, для сведения и должного в потребных случаях руководства, дать знать циркулярным указом. Ноября 27 дня 1870 г.

73.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 6 Ноября сего года за № 12213, следующего содержания: Начальник одной из губерний, представил на разрешение Министра Внутренних Дел вопрос о том, не следует-ли при произведении каменных церквей избегать, для безопасности от пожаров, устройства в сих зданиях деревянных сводов, куполов и кровель. Министерство Внутренних Дел, обсудив этот вопрос, пришло к заключению: во-1-х) что по действующему закону, 214 ст. Уст. Стр. (изд. 1857 г.), общим правилом при сооружении церквей приемлется, чтобы церкви строены были каменные с изъятиями, допущенными по случаям, подробно объяснённым в 315 ст. того же закона; во-2-х) что по порядку, установленному 206 ст. Уст. Строит. (Прод. 1868 г.), постройка церквей допускается не иначе, как по проектам, утверждённым Строительными Отделениями Губернских Правлений или, в случаях, превышающих предоставленную им власть, по утверждении проектов, подлежащими Министерствами; и в-3-х) что по букве этих постановлений, проекты на постройку каменных церквей с деревянными сводами, куполами и кровлями, должны составлять исключение из общего правила, указанного в 213 ст. Уст. Стр. (изд. 1857 г.), и утверждение этих проектов следует откосить к предусмотренным 206 ст. того же Устава (прод. 1868 г.) случаям, превышающим власть, предоставленную Строительным Отделениям по утверждению проектов. На основании этих соображений Министром Внутренних Дел предложено Начальникам губерний, 9 Июля 1869 г. за № 180, сделать зависящее распоряжение, чтобы проекты на постройку каменных церквей с деревянными сводами, куполами и кровлями, как составляющие изъятие из общего правила, установленного 214 ст. Уст. Стр., были относимы к поименованным в 206 ст. того же Уст. (по Прод. 1868 г.) случаям, превышающим власть Строительных Отделений, и за тем были представляемы для утверждения в Министерство Внутренних Дел. Приказали: О содержании изложенного в настоящем предложении Г. Синодального Обер-Прокурора распоряжения Министра Внутренних Дел, касательно представления проектов на постройки каменных церквей с деревянными сводами, куполами и кровлями на утверждение Министерства Внутренних Дел, дать знать по Духовному ведомству циркулярным указом к должному в надлежащих случаях исполнению. Декабря 4 дня 1870 года.

74.-усмотрев в решениях некоторых Епархиальных Начальств по делам о многобрачии применение ст. 222 Уст. Дух. Конс., в которой сказано, что «брак расторгается, если муж или жена, при существовании их брака, дерзнут вступить в другой брак», находит нужным объяснить, что применение упомянутой статьи составляет отступление от точных слов действующего Свода Законов: так как, вместо этой 222 ст. Уст. Дух. Конс., содержание коей вошло в состав ст. 57 Зак. Гражд. Т. X. Свода 1842 г., равно как и вместо других статей относительно браков, состоялись Высочайше утверждённые 6 Февраля 1850 г. (II. С. З. № 23906) правила, внесённые в 1 и 2 части Т. X. Свода 1857 г., где значившиеся по Своду 1842 г. ст. 34– 64 т. X. заменены ст. 37–60 (см. сравн. указ. к 1 ч. т. X.). А так как на основании прилож. к ст. 102 Учр. Сен. т. 1 ч. 2, во всех случаях, при производстве дел, требующих ссылки на узаконения, надлежит приводить статьи Свода Законов, изданного в 1857 г., согласно правилам, изъяснённым в этом приложении, то и решения по делам о многобрачии должны быть основаны не на изменённой, как значится выше, ст. 222 Уст. Дух. Конс., по которой расторгались бракосочетания лиц, обязанных супружеством, а на действующем ныне узаконении ст. 37 т. X. Зак. Гражд. Свода 1857, по силе коей брачные сопряжения лиц, обязанных другими законными супружескими союзами, не признаются законными и не действительными. Вследствие сего и в виду ст. 65 Зак. Оси. т. I ч. 1, Св. Синод определяет: о вышеизложенном дать знать печатными указами всем Епархиальным Преосвященным для надлежащего распоряжения о том, чтобы в подведомственных им Консисториях при разрешении дел о многобрачии был принимаем в руководство действующий закон, изображённый в ст. 37 т. X. ч. 1, на основании которой надлежит постановлять заключения не о расторжении упомянутых брачных сопряжений, а о признании оных незаконными и не действительными. Декабря 29 дня 1870 г.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle