№ 175. Справка В.С. Карповича о беседе экзарха Болгарского Стефана с К.Д. Левычкиным по вопросу об участии делегации БПЦ в московском совещании, составе участников, отношении к экуменизму и о перспективах возведения Стефана в сан патриарха
г. Москва–София
1 июня 1948 г.
СЕКРЕТНО
Экзарх Стефан 29-го мая по настоятельной его просьбе был принят поверенным в делах т. Левычкиным. В беседе, длившейся 1 ч. 20 мин., Стефан заверял, что он всегда ненавидел немцев, является другом Советского Союза, и поднял следующие вопросы:
1. Примыкая к экуменизму в течение 20 лет, Стефан разрывает с ним нелегко и сначала он не мог понять Московского патриарха Алексия и поддержать его отрицательное отношение к экуменизму. Стефан заявил, что теперь ему ясно, что экуменическое движение обслуживает интересы англо-американских империалистов, направлено против коммунизма, Советского Союза, стран новой демократии, славянского единства, против его собственной отчизны, и поэтому Болгарской церкви не по пути с экуменизмом.
Конкретным выражением новой позиции к экуменизму, по заявлению Стефана, будет поддержка антиэкуменической позиции Русской церкви и уклонение Болгарской церкви от принятия приглашения на конгрессы экуменистов в Лондоне и Амстердаме. В ближайшее время Синод должен будет принять решения, официально отклоняющие приглашение экуменистов. Сам он намерен разослать письма в центры экуменического движения (Лондон, Амстердам, Роттердам, Женева и др.) и заявить о том, что Болгарская церковь не может поддерживать связь с экуменизмом как движением, не отвечающим ее интересам.
После этого экзарх перешел к составу Болгарской церковной делегации на московское совещание, в составе которой он после бесед с Димитровым и Коларовым 22 мая с.г. произвел перемены. Он вывел из состава делегации Цанкова как уроженца экуменизма750, Шавельского и митрополита Парфения как недружелюбно относящихся к Русской церкви. Стефан намерен включить, по желанию патриарха Алексия, Неврокопского митрополита Бориса и протоиерея Шпиллера. Кроме этих, он намерен включить в делегацию архимандрита Мефодия, Климентия Димитрова (коммуниста), Сливенского митрополита Никодима.
Димитров и Коларов рекомендовали включить Пловдивского митрополита Кирилла, но он не может сделать этого, так как Кирилл был в близких связях с немцами. Прощупывая, экзарх заявил, что, если Левычкин пожелает, он может включить и Кирилла. Кандидатов патриарха он включил без большого желания.
В заключение экзарх заявил, что окончательный состав делегации будет установлен по возвращении Димитрова из Варшавы751.
Затем Стефан поднял вопрос о Болгарской патриархии и возведении его в сан патриарха, который он хочет получить не от Вселенского, а от Московского патриарха Алексия. Об этом он будет говорить в Москве с патриархом Алексием и в августе намерен пригласить его в Софию для проведения этой церемонии. Стефан выразил надежду, что в Москве ему удастся повидать тов. Сталина и поговорить с ним по важнейшим церковным делам.
Впечатление от поведения экзарха складывается, что он *в сложившихся условиях пойдет в ногу с Московской патриархией. Что касается его искреннего отхода от экуменизма – вещь трудновероятная*752.
Главное для Стефана стать патриархом, и тут нужно:
1. Не торопиться с возведением Стефана в сан и, умело используя это, добиться перестройки Болгарской церкви в интересах Отечественного фронта.
2. Довести до конца намерение Стефана разослать письма руководителям экуменизма и поссорить экзарха с ними.
Зам. зав. Отделом
Карпович
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 418. Л. 115–116. Подлинник.
* * *
Примечания
Так в тексте. Следует читать: как последовательного экумениста.
28 мая – 1 июня 1948 г. Г. Димитров во главе болгарской правительственной делегации находился в Варшаве по приглашению польского правительства в связи с подписанием Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Польшей и Болгарией.
Текст, отмеченный *–*, подчеркнут карандашом.
