№ 30. Рабочие материалы Совета по делам РПЦ о положении православной церкви в Польше, провозглашении автокефалии, возможности перехода ППЦ в юрисдикцию Московской патриархии и др.
г. Москва
[март 1945 г.]
СЕКРЕТНО
Материалы о Польской автокефальной православной церкви126
I. Как возникла автокефалия
После образования Польского буржуазного государства и захвата украинских и белорусских западных земель под властью польских правителей оказалось многомиллионное население украинцев, белорусов и русских православного вероисповедания с количеством православных храмов до 3000 (епархии: Волынская, Пинско-Новогрудская, Гродненская и небольшое количество приходов Варшавско-Радомской, Холмско-Подлясской и Краковской епархий).
Польское правительство сразу же стало принимать меры к отрыву названных епархий от Московского патриархата и к установлению автокефалии (самостоятельности) Польской православной церкви. В 1921 г. польский представитель Филиппович обратился к патриарху Тихону с меморандумом, в котором излагал просьбу о выдаче патриархией грамоты на установление автокефальной Польской церкви.
Патриарх Тихон отклонил просьбу Филипповича и в своем ответном письме указал:
«По канонам автокефалия дается отдельным народам. Если бы поляки были православными и просили для себя автокефалию, то, конечно, получили бы ее. Но порабощенным меньшинствам белорусов, русских и украинцев автокефальными быть нельзя».
Константинопольский Вселенский патриарх дважды отклонял просьбу Польши о предоставлении автокефалии Польской православной церкви.
После этих неудачных попыток поляки стали искать иерарха, который взял бы на себя инициативу объявления автокефалии. Такой иерарх был найден среди русской белой эмиграции в Италии по рекомендации католических кругов – бывший минский архиепископ Георгий Ярошевский.
В сентябре 1921 года Георгий Ярошевский добился у патриарха Тихона назначения на пост экзарха Московской патриархии и митрополита Варшавского и всея Польши, а в январе 1922 г. с целью объявления автокефалии созвал совещание епископов Гродненского Владимира, Новогрудского Пантелеймона, Кременецкого Дионисия и Виленского Елевферия. Но провозгласить автокефалию на этом совещании не удалось из-за несогласия названных епископов. Однако в июне того же 1922 года Георгий Ярошевский вновь созвал совещание епископов, на котором тремя голосами против двух было постановлено провозгласить автокефалию. Владимир, Елевферий и Пантелеймон были подвергнуты репрессиям и запрещению служения.
Узурпация со стороны Георгия Ярошевского обострила борьбу внутри православной церкви. Сам Ярошевский в 1923 году был убит архимандритом Смарагдом Латышенко, бывшим ректором Холмской духовной семинарии.
После убийства Ярошевского польское правительство поставило во главе церкви бывшего епископа Кременецкого Дионисия (Валединского), который в 1925 году добился у Константинопольского патриарха, при помощи польской дипломатии, признания польской автокефалии127.
II. Положение православной церкви в Польше
С 1922 по 1938 год православная церковь в Польше управлялась на основании «Временного положения об отношении правительства Польского и Православной церкви в Польше». Согласно этому положению, церковь полностью была подчинена польским властям. Например, кандидатура епископа предварительно утверждалась министром исповеданий. То же самое и кандидатуры членов духовных консисторий. Перед назначением епископ, а равно и член духовной консистории и рядовой священник давали присягу в присутствии представителя правительства или воеводства на верность польскому государству.
Назначение рядовых священников проводилось правящим епископом, если в течение 2-х месяцев не последует отвода со стороны воеводских властей.
Если должностное духовное лицо чем-либо скомпрометирует себя перед польским государством или утратит подданство, правящий епископ отстраняет его от должности.
[...]128
С момента захвата западных земель Украины и Белоруссии польское правительство проводило насильственное окатоличивание православного населения; здания православных храмов сотнями насильственно отбирались и передавались католикам или разрушались. Из выступления, например, в Сейме депутата от украинской фракции Хрупкого от 10 февраля 1931 года видно, что на Волыни было к тому времени отдано католикам 302 храма, униатам 22 храма, занято под жилье 19 храмов, разрушено 79, закрыто 104.
В то же время польские власти воздействовали на православную иерархию путем подкупа. Из утвержденного польским правительством Постоянного статута о православной церкви в 1938 году видно, что духовенство было наделено земельными участками в следующих нормах: митрополиту 180 га, епископу – 150, настоятелю прихода – 30, священнику – 20, диакону – 10, псаломщику – 7, консистории – 125, монастырю – 180.
Церковь также получала государственные субсидии в размере до 2 милл. злотых в год, из которой выплачивалось жалованье: митрополиту 1825 злотых в месяц архиепископу – 1200, викарному епископу – 500, настоятелю прихода – 60, священнику – 35, диакону – 25, псаломщику – 15, студенту богословской школы – 30.
* Православной церкви разрешено было иметь несколько духовных семинарий и, кроме того, было создано православное отделение при Богословском факультете Варшавского университета*129.
III. Распад польской автокефалии
После воссоединения западных областей Украины и Белоруссии с Советским Союзом большинство православных епархий выбыло из юрисдикции Варшавского митрополита Дионисия. 8 епископов из 13 остались на территории советских западных областей и вошли в юрисдикцию Русской православной церкви, 2 епископа выехали за границу и только 3 епископа – Варшавский, Краковский и Холмский – составляли в 1941 году остатки Польской автокефальной православной церкви.
Со стороны лондонского эмигрантского польского правительства делались попытки в 1942 году получить признание польской автокефалии со стороны Московской патриархии: в январе 1942 года бывший польский посол в Куйбышеве Кот обратился по этому поводу с письмом к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию, в котором просил сообщить мнение Сергия, как Русская православная церковь будет относиться в будущем к Польской автокефальной православной церкви. Митрополит Сергий в письме от 29 марта 1942 г. на имя польского посла в Куйбышеве сообщил, что ввиду того, что подавляющее большинство верующих бывшей Польской православной церкви являются жителями западных областей Украины и Белоруссии, воссоединившихся в 1939 г. с Советским Союзом, автокефалию Польской церкви можно считать фактически упраздненной. Что же касается православных верующих, проживающих в собственно Польше, то вопрос об их автокефалии – дело будущего.
IV. О возможности подчинения православных польских епархий юрисдикции Московского патриарха
В настоящее время бывшие православные епархии в Польше – Варшавская и Краковская – остались без управления, так как епископы сбежали с немцами. Остался на месте лишь управляющий Холмско-Подляшской епархии епископ Тимофей (Шрётгер Георгий Иванович, 1901 г. рождения, окончил Богословский факультет Варшавского университета, посвящен в сан епископа в 1938 г.).
Епископ Тимофей установил связь с экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Иоанном и на его имя прислал прошение о принятии его епархии в юрисдикцию Русской церкви.
Стремление епископа Тимофея к подчинению Московскому патриархату может явиться предпосылкой к проведению мероприятий в этом направлении.
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 17. Л. 46–51. Подлинник.
* * *
Примечания
Первоначально документ назывался «Справка о Польской автокефальной православной церкви». Впоследствии слово «справка» было зачеркнуто и сверху от руки чернилами вписано новое название документа.
Автокефалия была дарована Константинопольским патриархом в феврале 1924 г. Официальный документ (томос), подписанный патриархом Григорием VII, был вручен в сентябре 1925 г. при новом патриархе Василии III. В связи с этим существуют разночтения по вопросу о дате дарования автокефалии Польской церкви. Историография признает факт «покупки» Варшавой автокефалии: Константинополю было заплачено 3 миллиона польских злотых. Именно такая сумма фигурирует в документах Министерства иностранных дел Польши (Свитыч А. К. Православная церковь в Польше и ее автокефалия // Православная церковь на Украине и в Польше в XX столетии. 1917–1950 гг. Сборник. М., 1997. С. 137).
Знаком [*] отмечено зачеркнутое название раздела документа «Политика кнута и пряника».
Текст, отмеченный *–*, вписан от руки.
