Источник

Ключ от царства небесного. Поучение о молитве Господней

Поучение 1-е. О происхождении и употреблении молитвы Господней, во все времена христианской церкви

Господи, научи ны молитися. Так просили Господа ученики Его, чтобы Он научил их молиться! И Господь дал им молитву, когда сказал: егда молитеся, глаголите: Отче наш, иже на небесех и проч. (Лк.11:1). В другой раз, Господь, вопреки ошибочному мнению некоторых, яко во многоглаголании своем услышани будут, дал наставление, как должно молиться Богу благоугодно, кратко и успешно. В известной нагорной беседе Он, к бесчисленному собранию окружавшего Его народа, воззвал снова: Сице убо молитеся вы: Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь. (Мф.6:9–13). Итак, мы знаем из Евангелия, что святая молитва Господня: Отче наш дважды произнесена была устами Самого Господа нашего Иисуса Христа.

После сего было бы излишне говорить о том, в каком употреблении молитва сия была и долженствовала быть у апостолов, когда они, по собственному их прошению, приняли оную от Самого Господа. Не обинуяся можно сказать, что св. апостолы непрестанно молились сею молитвою, и других научали молиться именно сею молитвою. Потому, без всякого сомнения, она была главнейшею и всегдашнею молитвою и во всей первенствующей церкви Христовой. Это особенно ясно видно из того, что все первенствующие христиане, кроме примера и наставления апостолов, сами слышали на горе блаженства как молитву, так и наставление о сей молитве из уст Самого Господа, и потому несомненно возглашали ее не только дома, но даже на общественном торжественном Богослужении, как об этом свидетельствует Божественная литургия св. ап. Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалимского.

Во 2 веке, молитву Господню называли «молитвою, которой научены мы от Самого Господа; на которой должны основываться, и которою должны запечатлеваться все другие наши молитвы», – называли «сущностию всего Евангелия, и – сокращением всего учения Христова». (Тертуллиан).

«Жившие тогда христиане, по произнесении молитвы «Отче наш», имели обыкновение целовать друг друга, и этим, священным лобзанием, запечатлевали истину всего, что произносили они в сей молитве* (Тертул. о мол. Госп). Св. священномученик Киприан Карфагенский, отец III века, называя молитву Господню «духовною» и «истинною», говорит: «будем, братие, молиться, как научил нас Учитель наш, который есть Бог. Молитва Христова достигнет слуха Божия» (Кипр. о молитве Господней).

В конце III-го века верующие обязаны были каждый день читать молитву Господню три раза. Молитва сия и в последующие времена была общественною молитвою на Божественной литургии, и до сих пор остается таковою же, – это видно из того, что она и в литургии Василия Великого, и в литургии Иоанна Златоуста торжественно поется всеми верующими. Эту же молитву, по свидетельству блаженного Феодорита и Августина, обязаны были изучать и читать в день своего крещения все оглашенные христианским учением. «Приими, говорили тогда к ним, – приими эту драгоценность, и храни ее; приими молитву, которую Сам Бог научил нас приносить Богу». Так высоко ценили сию молитву христиане всех веков и времен, и не иначе называли ее как «молитвою Господнею, молитвою Отеческою, молитвою ежедневною, молитвою Отче наш». В таком же великом почитании и уважении молитва Господня находится и у нас, в настоящее время. И дома, и в школе, и в церкви мы постоянно или слышим, или читаем, или поем молитву Господню.

Так, братие, кратка была молитва апостолов: «Господи, научи нас молитися»; но она произнесена была из глубины души, и милосердие Божие дало им такую драгоценность, с которою и они все христиане никогда не могут расстаться. Если и мы с вами также усердно будем просить у Господа молитвы: – Господи, научи ны молитися, и так же будем дорожить молитвою Господнею, как дорожили ею первенствующие христиане, то без сомнения и мы, долго ли, коротко ли, поймем смысл её, озаримся её божественными мыслями и чувствами, – и души наши никогда уже не расстанутся с нею. Аминь.

Поучение 2-е. Об употреблении молитвы Господней в наше время

В наше время, как мы заметили, молитва Господня слышится, читается, поется, можно сказать, на каждом шагу, куда бы мы ни пошли – и дома, и в школе, и в церкви. Й действительно, начинает ли мать, или отец учить свое дитя молитве, они заставляют его произносить: Отче наш; начинают ли учить детей в школе, прежде всего стараются о том, чтобы они знали и читали молитву Господню наизусть; молится ли христианин дома – утром и вечером, пред обедом и ужином, – он обязательно читает: Отче наш, приходит ли христианин в церковь, – здесь он то и дело слышит молитву Господню.

В церкви молитва Господня читается: на полунощнице 3 раза, на утрени 3 раза, на первом часе 1 раз, в Великий пост 2 раза, на третьем часе 2 раза, на шестом часе 1 раз, на изобразительных 1 раз, на девятом часе 2 раза, на вечерне в пост 2 раза, на великом повечерии 5 раз, на малом повечерии 2 раза, на литургии 1 раз. Итого 24 раза, сообразно с 24 часами, из которых состоят сутки. Так велико и широко употребление молитвы Господней в нашей религиозной жизни! И посмотрите, как премудро св. церковию обставлено это употребление?! Везде почти молитве Господней предшествует, так называемое, Трисвятое, то есть: Святый Боже... Пресвятая Троице... Господи помилуй 3. Слава Отцу и Сыну и Св. Духу... Что это значит? Значит то, что до молитвы Господней необходимо восходить постепенно в сердце своем, или – что тоже – полагать восхождение в сердце своем, как выражается св. царь и пророк Давид, а не прямо – непосредственно приступать к ней. Восхождение сие состоит в том, что когда мы читаем – Святый Боже, – возносимся мысленно, как бы на первое – воздушное небо, куда восхищен был когда-то известный отрок, и там слышал сию молитву от Ангелов; а когда читаем – Пресвятая Троице, – возносимся далее на второе небо; – и затем летим уже мыслию на третье небо, где полагаем особенное присутствие Бога, окруженного Ангелами, Архангелами2 и всеми святыми, и здесь-то, остановившись мыслями, дерзновенно молимся молитвою Господнею. На Божественной литургии молитва Господня также предваряется словами: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, смети призывати Тебе небесного Бога Отца и глаголати: "Отче наш» и проч.

Но, братие, несмотря на такую премудрую обстановку молитвы Господней, всегда ли мы употребляем и молимся сею молитвою, как должно?! О, братие, если бы мы употребляли сию молитву с должным вниманием и благоговением, – она производила бы в нас такие действия, которые прямо можно бы было называть чудесными!

Она изменяла бы наше внутреннее, более или менее, греховное состояние в состояние святое и блаженное, из чад гнева она делала бы нас чадами Божиими, из тьмы переводила бы нас в чудный свет Божий. Это всякий из нас может, если захочет, сам испытать. Много есть рассказов и о том, что молитва Отче наш, читаемая в каких либо опасных и бедственных случаях, например: при падении, при нападений злых людей и проч., часто неожиданно спасала подвергающихся опасности.

Если желаем себе добра, – будем молиться сею молитвою со всем вниманием и усердием, а не так холодно и безучастно, как привыкли молиться ею от частого употребления. Аминь.

Поучение 3-е. О внутреннем свойстве и содержании молитвы Господней

Мы видели, братие, что молитва Господня есть превосходнейшая из всех молитв: но это будет еще яснее, когда мы рассмотрим внутреннее её свойство.

Молитве сей, как уже знаем мы, научил нас Иисус Христос, Единородный Сын Божий, сый в лоне Отчи (Ин.1:18), Который, по своему единосущию со Отцем, точно также знает сердце Своего Отца, как, – по Своему всеведению, знает сердце всех людей. Научил, говорим, Сам Господь, Учитель истины, Ходатай наш пред Отцем, Сама Божественная премудрость (1Кор.1:24), т.е. по самому происхождению Своему, молитва сия уже есть твердое ручательство в том, что обращающиеся с нею к Богу всегда будут Им услышаны. Сие есть дерзновение еже имамы к Нему, говорит возлюбленный ученик Христов, яко аще чесо просим по воли Его послушает нас (1Ин.5:14). Посему молитва сия есть прямой ключ ко Отеческому сердцу Божию, и ко всем сокровищам спасения, ключ, данный Самим нам Господом.

Рассматривая содержание молитвы Господней, мы находим в ней удивительное обилие мыслей, неисчерпаемое богатство, которое совмещает в себе все, что только может быть когда-либо предметом молитвы. Молитва сия есть неиссякаемый и живоносный источник, из которого христиане должны почерпать мысли и для всех своих молитв. Кто в молитве сей не примечает ничего особенного, тот, или слеп духовно, или не желает видеть великих чудес, в ней являемых, или же глух; ибо глаголы живота вечнаго (Ин.6:68) считает пустыми звуками. Это, братие-христиане, никак непростительно нам, если мы сердечно веруем в Иисуса Христа. Мы издетства привыкли читать сию молитву без внимания; потому и не видим в ней ничего особенного.

Но если бы мы оком ума взглянули на сию молитву, то увидели бы, – как много заключается в ней и мыслей, и чувств! Апостол увещевает нас творити молитвы, моления, прошения, благодарения (1Тим.2:1). Все эти молитвенные виды заключаются в молитве Господней. Здесь есть и молитва в словах: Отче наш... яко на небеси и на земли; здесь и моление об отвращении от нас напастей, – в словах: и не введи... от лукавого; здесь и прошение о самих себе и о ближних, – в словах: хлеб наш... должником нашим; здесь, наконец, и благодарение, в словах: Яко Твое есть царство и проч.

И какая же глубина в этой молитве, при всей её простоте! Молитва Господня и для детей понятна; и для зрелых – просвещеннейших христиан неизследима во всей глубине своей. Иные думают, что они вполне понимают сию молитву, когда с известными словами, умеют соединять известный смысл; но этого еще недостаточно. Надобно возвыситься до того смысла, какой Сам Господь соединял со Своими словами: а этого смысла нам никто не может открыть, кроме Духа Божия, Который испытует вся и глубины Божии (1Кор.2:10). Если же, прямее сказать, то смысл сей молитвы, в полной мере, мы уразумеем, может быть, только лишь в одной вечности. Аминь.

Поучение 4-е. О целом составе и расположении частей молитвы Господней

Если рассматривать молитву Господню со внешней только стороны её, то и здесь мы увидим величайшую премудрость Божию в самом расположении составных частей её.

Так, молитва Господня разделяется на три части: на призывание, семь прошений и славословие. Тройственное число составных частей и седмеричное число прошений в молитве Господней не есть что-либо случайное. Это мы ясно увидим, когда глубже войдем в рассмотрение сего гармонического целого, в котором, как в доме премудрости, утвержденном на семи столпах (Притч.9:1), все расположено в премудром порядке.

Обратим внимание на призывание: Отче наш, иже еси на небесех! Слова сии заключают в себе глубокий смысл. Слово Отец есть слово Веры; ибо чрез веру мы делаемся чадами Божиими (Ин.1:12). Слово наш есть слово любви; ибо чрез любовь все искупленные входят в единение друг с другом. Слова иже еси на небесех суть слова надежды; ибо небеса суть цель нашего упования и желаний. Так, в кратких словах призывания совокупляются три сии: вера, надежда и любы (1Кор.13:13). Вера, которая призывает Бога отца; надежда, которую мы имеем на Иисуса Христа, иже есть упование наше; любовь, которая изливается в сердца наши Духом Святым данным нам (Рим.5:5).

В следующих затем трех первых прошениях говорится о том, что относится к Богу, а в четырех последних о том, что касается главным образом нас самих. И здесь опять самый образ неравного разделения семи прошений на две части не есть случайный. В разделении этом мы видим величайшую любовь Божию к нам; ибо только три прошения относятся к Богу, тогда как в пользу нас самих – четыре. Как благ и любвеобилен к нам Господь! Он дарует нам более, чем сколько оставляет для Себя Самого. Так и в 10 заповедях Божиих только 4 относятся к Нему, а 6 – даны в нашу пользу. Так и из 7 дней недели Господь один только день назначил для служения Себе Самому; а шесть дней предоставил нам – для наших собственных занятий. Так точно и блага в ежедневной молитве нашей Он разделил неравно, так что большая часть осталась на стороне нашей. Мало того: даже и то, что в первых трех прошениях относится к Нему Самому, и то обращено к нашему спасению.

В частности, в молитве сей, три первые прошения указывают на участие всех трех лиц св. Троицы в домостроительстве нашего спасения: Отца, пославшего в мир Единородного Сына Своего, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16), – Сына Божия, искупившего нас кровию своею от греха, проклятия и смерти, – Духа Святого, спасающего нас своею благодатию. В среднем, четвертом, прошении испрашиваем у Отца небесного насущного хлеба для тела и души нашей, остальные три прошения относятся к нашему спасению. А потому, как в первых трех выражается отношение Бога к нам, так в трех последних – наше отношение к Богу. В этих трех прошениях, кратчайшими словами выражено все учение христианской деятельности, как в первых трех – все учение веры.

В заключение, как венец всех прошений, в молитве Господней следует славословие Пресвятой Троице; за славословием полагается подтверждение истины, да будет все так, как мы просили. Аминь.3

Поучение 5-е. О призывании: Отче наш, иже еси на небесех!

Кто хочет знать, о чем должно молиться, тот пусть вникнет в смысл молитвенных слов: Отче наш, иже еси на небесех! А кто так говорит пред Богом, тот должен подумать: кто и кому так смеет говорить, называя себя сыном Его? Падшие, грешные мы не смели бы называть Бога Отцем Своим; но в св. крещении, по вере в Сына Божия, мы получаем усыновление Богу: вси вы, во Христа крестившиеся, писал ап. Павел христианам, сынове Божии есте верою о Христе Иисусе, и понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал.3:26). Итак, должно нам, во-первых, помнить, что не по своему природному достоинству оказываемся мы детьми Божиими: какие мы дети Божии, если бы Сын Божий не усыновил нас! И не своего праведностию удостоились мы такого величия, что смеем Бога, бесконечно святейшее существо, называть Отцем своим. Сие право дается нам только по вере в Единородного Сына Божия: елицы прияша Его, сказано, дал им власть быть чадами Божиими (Ин.1:12)

Посему, при молитве, которая есть беседа с Богом, должны мы обращаться к Богу с полною верою, как к истинному по благодати Отцу своему, и вполне надеяться, что Он подаст нам все, чего у Него просим, по молитве Господней; сердечные чувства наши, при семь, должны быть исполнены любовию и преданностию Богу – Отцу Своему; приступать к Нему должны мы, как истинные Его дети, и говорить с Ним обо всем, в чем имеем нужду, по внушению Духа Его. Только душевно прилепляющийся Господу един Дух есть с Господом; и он только может и должен молиться так, как Господь велит, взывая к Нему: Отче наш, иже еси на небесех!

Ты, Который на небесах утвердил престол Свой, Отче наш, иже еси на небесех! Ты во веки пребываешь, а мы здесь как скоро гибнущая трава преходим. Лета жизни нашей всего до 70 и 80-ти, и самый цвет их процветает скоро, и мы улетаем, уничтожаемся, как бы и не было нас! Но мы ведь дети Твои. Отче наш, живущий всегда на небесах; и мы, значит, не уничтожаемся, но переселяемся туда же, где и Ты: идеже есмь Аз, сказал Господь верующим в Него, и тии будут со Мною (Ин.17:24). Тебе, Отче жизни вечной, угодно было, чтобы бессмертное наше бытие проходило смертную бездну – чтоб дух наш в смертность облачился, и чрез смерть бы – возвратился. Отче, в бессмертие Твое! Отче наш, иже еси на небесех! Ты, живущий на небесах, пребываешь вечно, и число дней Твоих бесконечно; а дни человека, яко цвет сельный, отцветают, и потому нет надежды на князей и сынов человеческих. О, живущий на небесах, Отче наш! Кто поможет нам, кроме Тебя, и кто нас приютит? Отцы наши земные оставили нас; Ты един только можешь не оставить нас. И мы к Тебе прибегаем, Отче наш, коего лета не истощатся, к Тебе, коего лета не оскудеют. Мы здесь странники и пришельцы; отечество же наше на небесах, где Ты живеши. Там – в дому Отца нашего небесного – обители многи суть, кои уготованы нам Спасителем нашим. О, не лиши нас, Господи, обителей сих!

Отче наш, иже еси на небесех! Как высоко величество Твое! Как дивно превознесен Ты над всеми! И видимое небо дивно как указывает на величие Твое: как над всею землею являет славу Твою, и до пределов вселенной открывает силу Твою! Если столь высоко небо и так величественно солнце, – дело рук Твоих: каков же должен быть ты – Создатель всего? О, сколь Ты, Отче, бесконечно превосходен пред всем Своим творением! Ты – сущий на небесах! Не только небо, видимое нами, но и небо небес не довлеет Ти, сказано; и потому Ты превознес величие Свое превыше всех небес. И никто же взыде на то небо, токмо сый на небеси (Ин.3:13). Так, по величеству Славы Твоей, Ты превознес и величие Свое. О, Отче Святый! Как величественно, достопоклоняемо и свято должно быть имя Твое по всей земли! Аминь.

Поучение 6-е. О первых трех прошениях: да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли

Превеликое имя Отца светов всею разумною тварию почитается; и пророк сказал: свято и страшно имя Его. Свято оно и страшно даже небесным силам: тысячи тысяч и тьмы тем предстоят пред Его престолом на небесах, и, покрыв лица, день и ночь, друг другу вопиют: свят, свят, свят Господь Саваоф! Так свято и страшно имя Твое, Отче наш, небесному воинству. Да будет оно свято и страшно и нам – земным чадам Твоим. Как на небесах страшатся имени Твоего, и сим страхом, как источником, благоволение Твое непрестанно изливается; так и на земли милость Твоя, Господи, от века и до века пребывает на боящихся Тебя. Посему и просим мы: подай, Господи, страх Твой в сердца наша, и да будет свято для нас великое имя Твое! Умножь в сердцах наших веру словом Твоим: да будет свято и страшно для нас имя Твое, да не дерзаем произносить Его без всякой надобности и благоговения! Ты всем сказал: святи будете, яко Аз Свят есмь, и как не любящий беззакония, Ты только во святых почиваеши, Ты живущим по воде сердец своих сказал: вас ради имя Мое хулится во языцех; нам же заповедал творить, при свете веры, добрые дела, да, видя их, люди прославят Отца нашего небесного. Господи, соделай нас людьми добрыми и святыми, чтобы не словами только, но и делами могли мы прославлять Тебя: помоги нам, Святый, быть сынами света и не делать дел темных. Пусть святится имя Твое в нас и чрез нас, да прославляется и благоговейно чтится оно всеми Людьми! Так да святится имя Твое, и – да приидет царствие Твое! Если бы мы жили по заповедям Евангельским, то царствие Божие давно было бы внутри нас; но в нас царствует грех, потому Господь и повелел нам искать царствия Божия. И так будем просить: Отче! да приидет Твое всемогущее, всеблаженное царствие, и разрушится владычество диавола, овладевшего душами нашими. Отче благий! да воссияет умам нашим истина Твоя, и померкнет в нас царство тьмы. Отче святый! да приидет во всей Божественной силе царство Твое непобедимое, царство всех веков, и да исполнятся сердца и уста наши радостию и хвалением Твоей благости. Отче Милосердый! Много и ныне есть еще людей, блуждающих во тьме неведения; сего ради, молим Тя: да и они будут призваны, чрез избранных рабов Твоих, в царство Твое благодатное, да будет на всей земле едино стадо и Един Пастырь, и воспоют все люди – едиными усты и единым сердцем песнь Тебе Победную! Боже, Боже наш! да приидет то всеблаженное царство Твое, в котором явится презельное богатство благости Твоея, его же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, – царство, исполненное величайшей благодати и славы, в котором несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечно блаженная. Отче наш, иже еси на небесех! да приидет царствие Твое, и да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! Благая воля Благаго Отца небесного всех небожителей приводит в восхитительное торжество, в одну чудную, всеобщую радость. Там – на небе тысячи тысяч и тьмы тем бесплотных духов неусыпно служат и неумолкно поют, Триипостасному Божеству вечно радостное славословие (Откр.19:6–7). О, если бы и на земле, как на небе, была совершаема воля Господня, – везде и всеми был бы славим Господь Бог шип! Тогда повсюду и у всех была бы одна радость, – одна мысль только о величии Божией благости. Как на небесах исполнение воли Отца небесного подает всем одно блаженство; так и на земле был бы мир, и во всех людях было бы бесконечное благословение Божие, если бы мы все творили только волю Господа своего, как творили ее, и радовались, и блаженствовали еще на земле, все святые угодники Божии. Если бы и ныне все мы, живущие на земле, как и Ангелы и святые на небесах, днем и ночью, восхваляли Свят Святых, который всегда просвещает всякого человека; то при виде и слышании всеобщего благохваления, можно было бы нам считать себя перенесенными в рай сладости. О, Отче наш, Иже еси на небесех! Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; и жизнь наша будет святая и блаженная. Желаем, Отче наш, чтобы все мы исполняли благую волю Твою. Да будет воля Твоя всегда и во всем, как в населяющих горния обители, так и в нас – живущих на земле! «Тебе Господи ведомо, что для нас полезно; сотвори же с нами по воле Твоей!» Аминь.

Поучение 7-е. О четвертом прошении: Xлеб наш насущный даждь нам днесь!

Четвертое прошение, как среднее в ряду семи, разделяет собою шесть остальных прошений на две равные части, оставляя три – впереди себя, как имеющие целью славу Божию, и три – позади, как относящиеся к нашему спасению. И здесь опять какое премудрое размещение! Жизнь, для поддержания которой мы просим у Бога насущного – существенно необходимого – хлеба, не есть цель, но только средство к достижению тех двух главных целей. Поэтому в средине между теми шестью прошениями о предметах, с одной стороны, относящихся к вечному Богу, а с другой к нам, живущим во времени, поставлено одно такое прошение, которое касается и вечности, и времени.

Бог дал человеку двоякую природу – духовную и телесную; по сему и хлеб потребен ему двоякий – духовный и вещественный: тот насыщает душу, а сей подкрепляет тело. Первый подает нам Господь чрез Свою св. Церковь, а последний – чрез видимую природу. Под именем духовного хлеба разумеется и слово Божие, которое есть хлеб для души человеческой, и притом такой хлеб, при котором и без вещественного хлеба, по словам Господа жив будет человек, и «без которого внутренний человек и при вещественном хлебе умирает с голода», как учит св. Кирилл Иерусалимский. Но, к великому преимуществу истинно верующих во Христа, надо отнести особенно то, что в молитве своей они имеют дерзновение просить Господа о даровании им той преестественной пищи, которой приобщаемся мы в таинстве св. Евхаристии, эта преестественная пища есть истинное тело и истинная кровь Христова; а то и другое есть истинное брашно и истинное питие, употребляя которые, человек жив будет во веки, ибо ядый тело Христово и пияй кровь Его в Господе пребывает и Господь в нем, по учению Спасителя (Ин.5:56). Под именем же вещественного хлеба разумеется все то, что необходимо для нашей телесной жизни, как-то: пища, одежда, жилище, крепость сил и прочее подобное, чем питается и живет человек телесно.

Просим и духовной, и телесной – существенной пищи только днесь, т.е. на нынешний день, потому что Отец наш небесный бесконечно благ, и всегда готов подать нам все необходимое для нашей жизни и духовной, и телесной. При том же и Спаситель наш сказал, чтобы не заботились о завтрашнем дне. Если и мириады живых творений получают себе готовую пищу от благого Творца и Промыслителя их; то тем более, без сомнения, попечется Его благость о нас, верующих в Него и любящих Его. Все сие понуждает нас более не заботиться ужо о временных благах, но заботиться о том только, что душе служит на пользу и ходатайствует ей жизнь вечную.

Итак, чада Божии и наследники небесного царствия, позаботимся удержать ум свой от суетного попечения, а привести его в послушание Господним повелениям, тем более что не о хлебе едином, как сказал Господь, жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Мф.4:4). Не столько должно страшиться смерти от голода, сколько Божия неблаговоления, о котором Господь сказал: послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (Ам.8:11). Как тело принимает жизненную силу от того естества, из которого оно создано, так и душа Св. Духом живится и делается Богоподобною чрез соединение с Богом. Потому и Господь, Сын Бога живаго, сказал нам; «старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин.6:27); и, указывая на нее прибавил: Аз есмь хлеб, сходяй с небесе, и даяй живот миру. Плоть Моя истинно есть брашно: ядый хлеб сей жив будет во веки (Ин.6:35).

Сего-то небесного хлеба, по преимуществу, и должны мы желать всякий день, и просить у Господа подобно тем, которые, находясь при Нем говорили: всегда даждь нам хлеб сей (Ин.6:3–4). И ты, Отче наш небесный, даждь нам днесь – в продолжение всей нашей земной жизни, вкушать Божественную пищу, уготованную нам во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Поучение 8-е. О последних трех прошениях: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукавого

Эти три прошения относятся к нашему спасению. Как в первых трех прошениях выражается отношение Бога к нам; так в этих трех последних – наше отношение к Богу. В сих трех прошениях совключено, можно сказать, все учение христианской деятельности, как в первых трех – все учение веры. Дабы яснее видеть, как премудро и здесь все расположено, вникнем в эти три последние прошения.

Возносясь в молитве Господней духом своим горе, – но вместе с сим, чувствуя, как бремя грехов тяготит душу нашу, в пятом прошении, мы молим правосудного н многомилостивого Бога оставить нам долги наша; чтобы правосудие Его еще более подвинуть на милосердие, свидетельствуем пред Ним, и с своей стороны, искреннюю готовность – оказывать подобное прощение долгов нашим ближним, говоря: якоже и мы оставляем должником нашим. Какое верное ручательство за успех нашего прошения! И подлинно, чтобы удовлетворить правосудие Божие, пред которым мы остаемся всегдашними должниками, когда не воздаем Ему того, что должны бы были воздавать, – с нашей стороны нет лучшего средства, как отпущение долгов ближним нашим; потому что Сам Господь сказал: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14–15).

И не введи нас во искушение! Сам Бог никогда и никого не искушает (Иак.1:13); и потому слова сего прошения надобно понимать так, чтобы Бог не попустил нам впасть во искушение, – в такое положение, в котором есть близкая опасность потерять веру и добрую жизнь; но напротив – предотвратил бы всевозможные к тому случаи. Здесь нужно нам обратить внимание свое на врагов наших, которые обыкновенно стараются искусить нас. Это плоть, мир и диавол. Но против сих врагов мы имеем сильные орудия, которыми и должны пользоваться в борьбе со врагами нашими, и при помощи Божией, побеждать их. Против плоти мы имеем пост и воздержание, которые крепко смиряют этого домашнего нашего врага; против искушений мира, мы должны ум и сердце свое устремлять к предметам божественным и духовным, и пользоваться всем, что может уклонять нас от соблазнов мира, против искушений диавола имеем всеоружие Божие (Еф.6:11), слово Божие, молитву и крестное знамение. Но сами по себе без помощи благодати Божией мы не можем успешно пользоваться и этими оружиями против вражеской силы, потому и молимся к Отцу нашему небесному: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого!

Это последнее прошение, как заключительное в ряду других, довершает молитву Господню молением к Отцу небесному об избавлении нас от всякого зла. Зло, какое может постигнуть нас в сей жизни, по навету лукавого, как-то: болезнь, голод, язва, темничное заключение, лишение имущества и т. п. не должно устрашать нас, потому что такого рода напасти часто попускаются на нас Господом для испытания твердости нашей веры и крепости упования на Бога, дабы без ропота претерпевшим сии искушения даровать венец живота (Откр.2:10), (1Кор.9:25).

Но то зло должно быть страшно для нас, какое уготовано за грехи наши в будущей жизни. Это зло имеет для нас, все ужасы, ибо оно последнюю участь человека делает несчастной на все веки. Потому не напрасно, в след за молитвою об освобождении от искушения, поставлено моление об избавлении нас от всякого зла, лукавого – вообще, и вечного мучения во аде – в особенности.

Так, в молитве Господней, ни одной важнейшей истины не пройдено мимо, но все они в ней совключены и сосредоточены. И как символ веры заключается чаянием воскресения мертвых и жизни будущаго века; так и молитва Господня оканчивается надеждою на избавление от вечного зла, и упованием на получение вечного блаженства. Аминь.

Поучение 9-е. О славословии: Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына, и Св. Духа, ныне, и присно, и во веки веков, аминь

В заключение всех прошений молитвы Господней, как венец всего полагается славословие. Это великая песнь Живоначальной Троице, которой всей принадлежит участие в домостроительстве нашего спасения, по разумению православной церкви; ибо, по прочтении Отче наш, на божественной литургии, священнодействующий, возглашая: яко твое есть царство, и сила, и слава, вслед за сим присовокупляет: Отца, и Сына, и св. Духа, ныне, и присно и во веки веков. Наконец, как печать истины всего, что содержится в молитве Господней, за славословием следует подтвердительное Аминь, что значит: истинно или да будет все так, как мы просили.

Отче наш небесный! Ты Господь неба и земли, Ты Един Царь всей вселенной, – Царь Всемогущий, Твое есть царство над нами и над всею вселенною; посему верно и крепко уповаем, что Ты, избавишь нас от всех бед сущих в мире и введешь нас в царство Твое вечное, идеже всех нас упокоишь от всех болезней и трудов, немощей и лишений, скорбей и несчастий. Ибо Твоя, Отче святый, сила всемогуща: Ты создавший мир из ничего – одним словом Своим, – силен сделать все, что Тебе угодно, – силен, во мгновении ока, изменить самую жизнь нашу, извлечь нас из сей бездны погибели, и даровать все потребное к животу и к благочестию, да водворимся в вечном царствии Твоем! Твое, Отче наш, царство и сила, но Твоя же потому и слава! Куда ни посмотришь, везде видна Твоя слава: непостижимым величием славы Твоея исполнены небо и земля. Славу Твою являют созданные Тобою небесные светила; Твою славу возвещает, так великолепно украшенная, вся вселенная! Если такая неподражаемая слава является во всех делах Божиих, то можно судить – какою славою Сам Он облечен, и каким великолепием украсит Он нас – чад Своих?! Итак, да не превозносится лукавый дух над нами; ибо Божия есть слава, и она будет и пребудет над нами, и в нас самих, как и во всей вселенной. И в слове Божием возвещается великая слава Божия. Там сказано: «Когда сотворены были звезды, восхвалиша мя гласом велиим вси Ангели Мои». Когда появились светил возженных миллионы, и пошли в свой круговой ход в пространствах эфирного неба; тогда и сами они составили из себя неизобразимо величественный и стройный хор, воспевающий до сих пор славу Божию. Нельзя было первым очевидцам сего хора не восхвалить славы Божией велиим гласом. Так они и доныне хвалят Тебя немолчно: и мы Отче наш, будем славить Тебя непрестанно: только даруй нам дух усердной, пламенной молитвы, – исполни нашу молитву, и прославим имя Твое в век, охотно принесем Тебе хвалу и славу, и будет слава Твоя вечна. Ибо Твое есть царство, и сила, и слава во веки веков. Небо и земля мимо идет: но царство Божие не будет иметь конца. Небо и земля погибнут; но сила Божия пребудет во веки. И самые небеса, как сказано, обветшают, как риза или одежда свиются; но слава Божия продлится во век; и не будет царству Божию, равно как и силе, и славе Его, конца. Аминь.

Истинно сказано, что ни одна черта от закона Божия не предана нам напрасно; все, исшедшее из уст Божиих, не останется не исполненным, но все совершится верно по глаголу Божию. Поэтому, и наша молитва будет верно услышана; ибо Господь Сам обещал исполнить все, чего будем просить с верою. Правда, мы сотворены из праха, и ничто иное, как прах ничтожный пред Богом; но что мало и презренно пред Богом, – Богом же сотворенное? Он дал жизнь всему живущему и дыхание всем тварям Своим; посему Он, внимает и гласу малой птицы, слышит и вздохи насекомых, тем более внимает и слышит вздохи детей Своих, созданных по образу и по подобию Его.

О, неизъяснимый Боже щедрот и Отче всякой утехи! Не отврати лица Твоего от нас, и мы не отступим от ожидания нашего. Ты знаешь все наши нужды, и многое прежде прошения подаешь нам; ибо всякое даяние благое исходит от Тебя – Отца светов. И тебе в Троице единосущному принадлежит царство над нами, и сила и слава во все времена – в прошедшие, настоящие и будущие века! Истинно. Аминь.

Поучение 10-е. Заключительное

В кратких словах молитвы Господней мы получаем познание о величии существа Божия и о всем Божественном домостроительстве спасения рода человеческого, уготованного от вечности. Ибо, с первоначальными из сей молитвы словами: Отче наш! мы как бы с золотым ключом, имеем доступ во все храмины дома Премудрости, где в постепенном порядке открываются нам все тайны царствия Божия и все благодатные сокровища, какие только уготованы в пользу христианина. Так в первом прошении вступаем мы в храм неизреченной славы Триипостасного Бога, где торжествующая церковь небесная – ангелы и святые, а также и церковь воинствующая на земли, во едином лике и согласных звуках, воспевает Ему, свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея (Ис.6:3), и где пресвятое имя Его присно славится – и молитвами, и благодарениями, и прилежным слушанием слова Божия, и христианскою жизнию. Во втором прошении входим мы в Его царский чертог, и видим там превознесенный престол, а на нем Царя царствующих и Господа господствующих, облеченного властию и силою, и содержащего врагов у подножия ног Своих. В третьем – приступаем мы к Его святилищу, где открывается нам благая, угодная и совершенная воля Его (Рим.12:2), то есть – что предопределено было Им от вечности, в совете Его Троического единства, относительно нашего спасения, и чего требует Он от нас по закону и Евангелию. В четвертом – переходим мы в Его великую Трапезу, где предлагается для нашей души и тела богатый запас пищи, которою мы можем снабдить себя на всю нашу жизнь. В пятом прошении мы предстаем пред Его грозное Судилище, и с ужасом видим пред собою рукописание долгов, которые мы должны заплатить Его правосудию, но которые тотчас изглаждаются ходатайством Единородного Сына Божия, как скоро мы даем верное обещание – иметь терпение, прощение и любовь к должникам нашим. В шестом – приходим мы в дом, где хранятся оборонительные оружия, с которыми мы можем противостоять всем искушениям врагов наших: так видим мы и меч духовный, и щит веры и броню правды, и шлем спасения (Еф.6:14–17).

В седьмом прошении переносимся мы в Его пренебесный рай, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, и где уже не постигнет нас то зло, какое ежечасно встречаем мы в сем мире.

Но, дабы при изъяснении столь глубокого смысла молитвы Господней, нам самим не остаться без молитвы, произнесем с благоговением еще раз из глубины души своей сладостные слова сей святой молитвы. Вообразим, что в настоящие минуты, во всех церквах вселенной, все христиане, как бы всемирный лик сплетше, поют сию молитву. Чтобы не отстать от них, преклоним и мы грешные пред Отцем нашим небесным колена душ и сердец наших, и возопием: «Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение: но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Так произнесенная молитва Христова достигнет слуха Божия. Аминь.

* * *

2

Как это видел св. Григорий Богослов и молился: «Спаси меня, спаси возлюбленны Троице! Светозарные Ангелы, неизмеримым кругом обстоящие равночестный Свет Трисиянного Божества, приимите недостойнаго Григория священника!»

3

Прошения молитвы Господней изложены в нисходящем порядке, но, чтобы ясно видеть связь и последовательность их, возьмем их в порядке восходящем: живем мы в мире лукавом, во зле лежащем, где враг рода человеческого всегда пресмыкается, яко лев, рыкая, ходит иский кого поглотити, – потому молимся: избави нас от лукаваго; в мире сем подвергаемся искушениям плоти, мира и диавола, потому молимся: не введи нас во искушение; искушаемые грешим против Бога и ближних, – потому молимся: и остави нам долги – грехи – наша, якоже и мы оставляем должником нашим; желая жить, чтобы очиститься от грехов покаянием, молимся: хлеб наш насущный даждь нам днесь; исполнять волю Божию, молимся: да будет воля Твоя; исполняя волю Божию, надеемся получить царствие Божие, и молимся: да приидет царствие Твое; сыны царствия Божия должны быть святы, и ревновать о славе Божией, – потому молимся: да святится имя Твое. Таким образом восходим до усыновления Божия, и дерзаем взывать к Богу: Отче наш, иже еси на небесех.


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle