Источник

На высоте истинной и чистой христианской нравственности

(По мыслям епископа Феофана)

Истинный христианин должен располагать жить свою по заповедям Христовым, как обещался при святом Крещении.

Желающий не именоваться только, а и быть истинным христианином, или – что тоже – стоять на высоте истинной и чистой христианской нравственности обязан, прежде всего, – веровать в Бога и – проводить жизнь благочестивую, во всех отношениях: верою и благочестием обнимаются обязательные для нас расположения и действия, по отношению к Богу, ближним и к самим себе. Все великое дело сие, кратко и молитвенно, выражается в тропаре св. Ангелу Хранителю:"Ангеле Божий, Хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истинном пути, и к любви горней уязви душу мою: да тобою направляем – получу от Христа Бога велию Милость».

Здесь – начало страх Божий, рождаемый верою; потом истинный путь – путь благочестия; конец всему – любовь союз совершенства. Жизнь христианина должна быть проводима не иначе, как в страхе Божием; ум христианина должен постоянно углубляться и уразумевать истинный путь спасения; а сердце христианина должно быть непременно уязвлено Божественною любовию.

А. Вера

Все дело спасения начинается верою, или исповеданием веры, – определенным выражением Богопознания и Богопочтения. Здесь обязанности:

1) Иметь веру, или религию, т.е. знать определенным образом Бога и образ Его почитания, или свое к Нему отношение – содержать исповедание. Вера есть семя и зародыш всех обязанностей всей религиозно-нравственной жизни человека.

2) Иметь единую истинную веру. Ибо Бог Один и человеческая природа одна; следовательно, и отношение между Богом и человеком истинное может быть только одно, а потому и выражение сего отношения, или исповедание истинное, есть одно.

З) Всякому должно испытать и несомненно увериться, истинна ли та вера, которую он содержит, истинно ли она ведет к истинному Богу и дарует несомненно вечное спасение. Это так обязательно и понудительно, как исхищать себя из огня... Сим испытанием воздается честь вере и утверждается истинное достоинство человека, – лица разумного, сознательного, совестного. Наша вера в нашу веру, т.е. убеждение в истине православного христианского исповедания должна быть разумная.

Как увериться и каким путем испытать? К сему два способа: один внешний, научный, а другой внутренний, путь веры. Первый – в изучении богословских систем; но он очень долог, труден, не всеобщ и часто бесплоден. Второй путь веры искреннее, внутреннее, живее, многоплоднее и общедоступнее: это молитва к Единому истинному Богу о вразумлении.

4) Иметь всецелую покорность вере истинной. Вера сия идет от Бога, есть Его царский Указ к нам – подданным, открыта нам с желанием, чтобы мы приняли ее и спаслись ею. Сия покорность, или послушание вере, требует связать разум и обязать его на все беспрекословно соглашаться, что ни проповедует вера. «То и есть вера – безмолвная покорность глаголющему Богу», – говорит святитель Тихон Задонский.

5) Когда такою покорностью положено прочное основание, – нужно назидать на нем все здание веры. Изречено решительное и молчаливое согласие ни все, что содержит вера; теперь следует самым делом воспринять сие содержание, чтобы знать свою веру, т.е. совокупность истин и здравых обо всем понятий. Св. Афанасий Великий говорит: «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет».

Что значит – познать свою веру? Значит довести себя до состояния – ясно, точно и определенно созерцать и высказывать те истины, которые содержит св. Православная вера.

Что надобно узнавать? Все, что содержит св. Православная вера.

Всем ли это нужно? Всем верующим: иначе зачем и вступать в ограду веры? Всякий верующий должен говорить: все содержу и знаю ясно; или же, по крайней мере: все содержу, что содержит св. вера, хотя не все еще успел узнать.

Как узнавать? Истинная вера открыта в слове Божием, уяснена в богословских системах, сокращенно изложена в катехизисах. Читай и узнаешь все.

6) Кто, как должно, уразумеет веру православную, тот не может не возлюбить ее всем сердцем своим. И возлюбивши веру свою, сердце же может не исполниться соответственными тому чувствами. Чувствами: а) радостного и благодарного славословия: «благословен Бог, что дал нам свет и разум, да познаем Его и Единородного Сына Его»; б) успокоения или безопасности: это чувство у Ап. Павла изображено под видом Субботства (Евр.4); в) любви, как вообще ко всей вере, так и к каждому ее догмату, правилу и постановлению. Что свято, истинно, божественно, спасительно, того как не любить?

7) Кто узнал и возлюбил единую истинную веру, тот не может не свидетельствовать своей к ней преданности: «от избытка бо сердца говорят уста» (Мф.12:34). Отсюда – а) исповедание веры, т.е. открытое, искреннее и небоязненное – делом и словом показание, что сия именно есть святая и единая истинная вера. Исповедание веры – одно всеобщее и всегдашнее, а другое особенное, являемое во время гонений. Отсюда – б) ревность о распространении веры, или приведении её в известность. Кто убежден, что святая вера есть единая истинная, тот не может молчать об ней, особенно в виду или пред лицем лжи и заблуждения.

Кто должен это делать? и священник, и мирянин. Кому проповедовать? И своим, и чужим. Как это делать? И словом, и писанием.

Но ревность сия должна иметь следующие признаки:

а) твердое, основательное, разумное убеждение в истине св. веры; б) чувство покорности и рабства истине и Богу; в) умоляющий тон любви и убеждения с самопожертованием и уничижением; г) мужество.

8) Любящий по естественному влечению хранит любимое, как зеницу ока; тоже и в отношение к вере: хранение веры – и своей сердечной, или своих убеждений, и веры исповедуемой. Хранить веру значит отклонять угрожающие ей опасности – и внутренние и внешние. Внутренние, т.е. помыслы сомнения и страсти: внешние, т.е. чтение развращающих книг и развратные сообщества. Это – отрицательное хранение веры; а положительное: внимательно слушай и читай Слово Божие и книги духовного содержания, – вопрошай знающих и беседуй с верующими, – размышляй об истинах веры, – молись и вопий к Богу: помози моему неверию, – живи по вере и часто достойно приобщайся Св.Таин. Так будем содержать самый источник истины в сердце своем.

Храня, таким образом, в себе веру, не оставайся равнодушным и к судьбе исповедуемой религии. – Постоянно молись, желай и содействуй её благосостоянию, целости и безопасности. Видишь угрожающую опасность от лжи, заблуждения и ложной философии: – возвести кому должно, – борись и противодействуй сам сколько можешь, – жалей, скорби и сокрушайся, что так есть, и взывай ко Господу – Царю истины, да проженет налегающий мрак и воцарит истину.

После сего, всякое неверие и безбожие, всякий индифферентизм и скептицизм, всякий рационализм и холодность к вере, для тебя будут немыслимы и безопасны; потому что ты в спасительной ограде веры, а то все совершается вне её, – за пределами её, в царстве глупости и безумия.

Б. Благочестие, или жизнь в духе веры

Истинное благочестие есть постоянное, искреннее, полное и всестороннее хождение в духе единой истинной и святой веры. Принявший сию веру непременно должен осуществить ее в своей деятельности, образовать себя по ней, как бы представлять ее всю в своем лице на деле.

Христианская благочестивая жизнь обнимается и выражается двумя способами. Это а) воссоединение с Богом, и б) пребывание в Боге.

В. Воссоединение с Богом

Необходимо прежде прийти к Иисусу Христу, чтобы чрез Него и от Него взойти к Богу. Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною, сказал Господь (Ин.14:16). Здесь – обязательные для нас чувства и расположения – одни на пути сочетания с Господом Иисусом Христом, а другие на пути восхождения от Иисуса Христа к Богу Триипостасному.

1. Сочетание с Господом Спасителем

Сердечное сочетание с Господом совершается верою. Начало веры полагается в познании своей бедности и в познании богатства Иисуса Христова. Вера переносит богатство Христово на бедность человека и ради того сочетавает сердце его с Господом.

Всякий христианин обязан знать и в чувстве сердца носить свою бедность и свое окаянство. Стоит только внимательно и беспристрастно взглянуть на себя человеку, находящемуся вне благодатной помощи; и нельзя не видеть ему своего ничтожества и крайнего бессилия, по отношению к нравственному самоусовершенствованию. Потому-то Спаситель сказал: без Мене не можете творите ничесоже. И замечательно: чем больше кто растет в добродетели, тем больше сознает и чувствует, что он – ничто.

Всякий христианин обязан, поэтому, знать и возрастать в познании неисследимого богатства Господа нашего Иисуса Христа. Для сего нужно благоговейно размышлять и углубляться во все совершение спасения, особенно в страшные страсти и последовавшую за тем славу Господа, – радоваться и утешаться тем, что так есть. Такими занятиями само собою будет расти познание Господа; а молитва при сем о благодатном введении в тайны спасения, без сомнения, откроет их уму и сердцу во всем свете. К сему-то особенно всех побуждал и о всех молился св. Ап. Павел (Еф.3:18).

Всякий христианин обязан таким образом возгревать в себе веру в Господа Спасителя. Когда в одном и том же духе встретятся и познание своего окаянства и своей бедности, и познание Господа Спасителя, – то они сочетаваются между собою естественно и растворяются как вода с сухою землею, или как две сродные стихии. Каждое чувство скорбное находит себе соответственное врачество в Господе. Из сего-то сочетания и рождается, как дщерь их небесная, истинная вера в Господа Спасителя, которая потому и есть ни одно познание Господа, ни одно познание своего ничтожества, а то и другое совместно, и не одно подле другого, а одно в другом: как в химическом сродстве один элемент входит в другой, так и они растворяются взаимно. Безответный прибегает к Распятому, как жертве, и приемлет оправдание, – растленный к Господу – Животу и оживляется, – пленный к Господу – Царю и Победителю и освобождается. Вера есть внутреннейшее благодатное в нас действие, коим на наше ничтожество и бедность переносится полнота Христова и усвояется нам. Тайна сия велика есть. Это есть акт всемогущий, творческий, ибо им совершается новая тварь в нас, наш дух сочетавается со Христом, и рождается из того в нас новый, потаенный человек, вера которого зрит Господа единственным источником своего облаженствования, исчезает в Нем сердцем, объемлет Его любовию, живет Им одним и для Него одного, ибо чувствует, что если бы не Он, то он погиб бы безвозвратно. Познанием себя и Господа отверзается сердце; затем входит Господь Сам и вечеряет, т.е. насыщает душу своими благами, яко землю безводную; вследствие чего и изрекается в глубине духа человеческого, как Фомою по осязании Господа: Господь мой и Бог мой! Это первый голос веры и верный её символ.

Но как первоначально вера родилась таинственным прикосновением Господа к сердцу, так и поддерживаться она может и должна сим же прикосновением, которого верующий сподобляется в приобщении Св. Таин и в пламенной молитве, которая, в истинном смысле и силе, есть не что иное, как беспрерывное повторение первоначального возношения и первого Его присещения. Из неё, как из горнила, каждый раз христианин выходить обновленным. Вот где причина, смысл и необходимость, заповеданной всеми Отцами церкви, молитвы Иисусовой, которую положено – вращать в сердце и устах так же часто, как часто дыхание, к которому некоторые и приноравливали ее. От забвения же своей бедности, от ослабления познания Спасителя и прекращения молитвы Иисусовой гаснет вера (Откр.5).

О, Господи мой и Боже мой! Нищ я и окаянен; в Тебе все мое богатство, в Тебе и вся моя отрада: в Тебе, Спасе мой, в Тебе Едином оправдаюся. Погружаю мое ничтожество в бездну беспредельного Твоего милосердия, и молю Тя, ради честных Твоих страданий, ими же веси судьбами, спаси мя, непотребного раба Твоего! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!

2. Восхождение к Богу Триипостасному

Когда образуется вера и сердце сочетается с Господом, тотчас рождаются из сего другие чувства и расположения, как лучи от солнца, по которым, как по ступеням лестницы, утвержденной на камени – Христе, восходит христианин на небо – к Богу, и поклоняется Ему у подножия Престола Его. Чувства сии и расположения суть следующие:

1) Упование спасения в неразрывной связи с самоотвержением. Упование спасения так существенно в жизни по Христе, что есть как бы самое лучшее определение и выражение веры в Него. В нем христианин, рожденный от Бога во упование живо (1Пет.1:3), чувствует себя вне опасности, за пределами всего зла, лежавшего на нем, – чувствует, что вступил в область спасающихся, спасается Господом. Это, по Апостолу, твердая и благонадежная котва души (Евр.6:19). Самоотвержение есть самоозлобление, или такая деятельность, которою беспрерывно озлобляется и поражается – или тело, или душа, и которая совмещает все дела наперекор самоугодию, своей воле и желаниям сердца. Это, по св. отцам, значит: «не иметь своей воли и не давать покоя телу», – два способа самоозлобления. Из них составляется все подвижничество, которое тоже, что жизнь в самоотвержении (Гал.5:24; Мф.16:24). Только жизнь самоотверженная, строго-подвижническая, самоозлобительная есть единственное условие упования спасения.

2) Мир с Богом в неразрывной связи с беспрерывным покаянием. Мир сей свидетельствуется ощущением благоволения Божия, сознанием отъятия и изменения гнева Его на милость, веселовоззрение на небо. Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом, – говорит Апостол (Рим.5:1). В другом месте говорится, что Бог мир во Христе примирил Себе, и дал Апостолам Слово примирения, которые и молят всех: примиритеся Богу (2Кор.5:19–20).

Но пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Покаяние сие состоит не в словах только: прости Господи, помилуй Господи! Но при нем неизбежны все действия, условливающие отпущение грехов, то есть: сознание определенной нечистоты помысла, взгляда, слова, соблазна, или другого чего-нибудь, сознание своей в том виновности и безответственности без самооправдания, молитва об оставлении ради Господа – до умирения духа. По Апостолу, мир с Богом возможен только тогда, когда сердце наше не зазрит нам (1Ин.3:21, 1:8–9).

3) Чувство любви отчей от Бога, или сыновства Богу, в неразрывной связи с усиленною деятельностью ради Его. В Господе Иисусе Христе истинно верующие, отрожденные водою и духом, стали благодатными сынами Богу Отцу, ради живого союза с Господом и воображения Его в себе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Такой неизреченный дар, существенный в царстве Христовом, обращает к нам Бога, как отца к детям, с отеческою любовию. А это не может не отзываться и в самом сердце, и не оставлять там сознания или чувства отеческой любви Божией и своего сыновства Богу. Потому христианин обязан напрягаться возбудить, питать и хранить это сознание и чувство навсегда (Рим.8:14–16; Кол.3:26–27; Гал.4:5–6; Ин.3:1, 1:12). Сознавая и чувствуя, что он есть Божий – искренний, ближний, свой – сын, он должен и действовать не иначе, как от лица Бога, по распоряжениям и намерениям Божиим, ради чести и славы дома Его – во вне, ради благосостояния внутри, – должен стоять за Господа Бога и за дом Его до крови, ради своего Ему сродства благодатного. Здесь исходное начало всей деятельности христианина. Оттого у него должна быть неудержимая ревность о благе церкви и христиан.

Таковы обязательные для нас чувства и расположения, вытекающие из воссоединения с Богом во Христе Иисусе, – и те, кои приводят нас к Господу Иисусу, и те, кои от Господа возводят к Богу Триипостасному.


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle