Азбука веры Православная библиотека преподобный Иустин (Попович), Челийский Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла


преподобный Иустин (Попович), Челийский

Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла

«Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его» (Еф. 3:1–7) – κατὰ τὴν ἐνεργειαν τῆς δυνάμεως αὐτοῦ. «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайныἡ οἰκονομία τοῦ μυστηρίου, – сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3:8–16)

Еф. 3:1. Для сего-то я, Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

Да, для сего-то, для благовестия, для богатства, которое Господь Христос принес с неба для вас язычников. Ибо Своим сошествием с неба Он Собой принес наивечную и наидрагоценную тайну вечности и предвечности: Церковь Божию, а в ней и с ней все вечные Божественные, наднебесные, надхерувимские богатства, и призвал вас в нее, чтобы все это стало вашим, вашим навсегда во всей целостности вашей жизни в вечности. Подумайте, чего вы удостоены: Христом через Церковь быть вознесенными над всеми небесами, выше Херувимов и Серафимов, Ангелов и Архангелов, чтобы быть посаженными одесную Бога. И для кого это? Для вас, бывших язычников! Это наибольшее и самое удивительное чудо всех миров! это чудо не только для людей, но и для безгрешных умов Небесных – святых Ангелов: любовь Христова к вам, к людям вообще! Нет большего чуда, чем это; а если задуматься над чудом из чудес, то это и есть вечное всечудо! Простритесь перед ним, все человеческие сердца, исполненные бесконечных метаний, и растворитесь в радостном и прехвальном славословии! Взгляните, вы, некогда чужие всему Божию, становитесь через Церковь своими Богу, близкими Богу, родными Богу, становитесь членами Божиего семейства, бессмертного и вечного. И теперь вы собессмертники Христовы в вечности, ибо суть сыны Божии, ибо – сонаследники Христа: и все Христово стало вашим, вашим, вашим! – Может ли быть для вас большее благовестие? да и вообще может ли быть для людей нечто большее, чем это благовестие? Для проповеди этой благой вести язычникам меня, недостойного, избрал чудесный Господь Иисус и послал к вам (ср. Деян. 9:15; Деян. 22:17–21). Ради этого благовестия вам я живу и умираю; каждый день с радостью умираю за него: страдаю от людей, страдаю от демонов, страдаю от евреев, страдаю от язычников. Но при всем этом я самый счастливый узник всех миров, ибо я узник всечудесного и всемилостивого Господа Иисуса: Он сковал меня сладкими оковами любви Своей, чудными оковами Своего благовестия, и я без устали и без страха проповедую Евангелие всем, а более всего язычникам. А когда ради Евангелия Христова становлюсь узником от людей, нет никого счастливее меня: да тем буду подражателем страданий чудесного Господа моего, которые Он претерпел ради меня, ради нас, ради всех нас (ср. Флп. 3:10). А узник любви Христовой радуется оковам Христа ради. И вы все радуйтесь, когда сподобитесь оков Христа ради; радуйтесь наибольшему отличию, наивысшей почести. Эти оковы за Господа Христа суть самые драгоценные ваши украшения, ваши кольца, ваши ожерелья, ваши венцы! С их помощью покупается небо. Что еще скажем? покупаются небеса над небесами, покупаются все непреходящие сокровища, которые только Единый истинный Бог и Господь Иисус Христос может предложить и дать, и уже подает и мне, и вам, и всем, – подает через чудную Свою Церковь.

Еф. 3:2. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас.

Савл – пламенный христоборец, Савл – неистовый христоубийца, христоубийца вне всякого сомнения, ибо с упорством стремился уничтожить Христа и все Христово в душах всех христиан; Савл – верховный христогонитель; Савл – ожесточенный христоненавистник; каким же образом такой Савл стал наиодухотворенным поклонником и наинеустрашимым исповедником Христа как Единого истинного Бога и Господа и Спасителя, и Его наиревностным Апостолом? Как он дошел до того, что ради Христа отверг все, так что все и вся, кроме Христа, почитал за тщету, за вздор, за сор (ср. Флп. 3:7, 8)? – Только чудом Божией вселюбви, распустившимся в бесконечное множество чудес Божией благодати: ибо за первым чудом явления ему на пути в Дамаск воскресшего Господа Иисуса в Божественном сиянии, перевернувшим ему всю душу, все существо, последовали многие и многие личные, непосредственные явления воскресшего Господа, Который лично Сам открывал ему все тайны Своей Богочеловеческой личности, все тайны Своего Евангелия, все тайны спасения, все тайны всех миров, и Сам лично вручил ему Апостольство среди язычников в одном из тех «видений и откровений», сказав ему: «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21). А сразу после первого Своего явления Савлу воскресший Господь явился апостолу Анании и, дав указание ему крестить Савла, сказал: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15).

Все это есть дело и домостроительство благодати Божией. Святой Апостол и называет свою проповедь Евангелия Христова «домостроительством благодати Божией»ἡ οἰκονομία τῆς χαριτος τοῦ Φεοῦ – (икономией благодати Божией), ибо служит тому, что есть Божие: святым и спасительным тайнам Божиим. В Евангелии – все Божие, все – свято, все – спасительно, все – благодатно; все от Бога, все дар Божий, все есть благодать Божия. Ни в чем оно не от человека, не через человека (Гал. 1:1). В нем все от Богочеловека и через Богочеловека: и святыни, и силы. А святой Апостол всем существом своим только служит им; ибо дано ему это от Самого Бога. Поэтому свое Апостольство он и называет домостроительством благодати, домостроительством тайны: служит он святому Откровению Богочеловека, которое все исполнено Божественных тайн и даров и святынь, – все с неба, хотя и все предназначено для людей на земле, ибо и они происходят с неба. Домостроительство благодати есть домостроительство тайны, предвечной тайны Божией, которая сошла в наш земной мир воплощением Бога Слова как Церковь и осталась в нем как Церковь, соединившая в себе небо и землю, ангелов и людей, Бога и человека, а тем самым и все тайны всех миров и существ. Вот почему служение Церкви и есть домостроительство тайны, домостроительство благодати: ἡ οἰκονομία τῆς χαριτος, ἡ οἰκονομία τῆς μυστηρίου в Церкви все есть тайна и все благодать. Но и сама жизнь в Церкви каждого ее члена есть домостроительство тайны и домостроительство благодати: ибо каждый из нас есть небоземное существо самим тем, что Церковью и в Церкви он сонаследник Христов, и еще: благодатное бо-гочеловеческое существо, которое становится таковым благодаря тому, что постоянно переживает себя благодатной богочеловеческой ячейкой, черпающей полноту своего существа в полноте Богочеловеческого тела Христова, Церкви, и полноту жизни так же, в полноте Церкви; ибо каждый член Церкви живет через всех членов Церкви, через всех ангелов и людей, а прежде всего через Самого Богочеловека – Господа Иисуса, Который по безграничному Своему человеколюбию ради нас стал Церковью и ею даровал нам все, все, все – Божественные и богочеловеческие дары и силы. И христиане, живя в Церкви и Церковью, живут как «добрые домостроители (приставники, экономы) многоразличной благодати Божией»ὡς καλοε οἰκονόμοι ποικίλης χάριτος τοῦ Φεοῦ (1Пет. 4:10).

Еф. 3:3, 4. Потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой.

Как ни взгляни на Иисуса Христа, Богочеловека, для человеческого сознания Он представляет наибольшую тайну, большую, чем какая-либо другая личность земной истории. Благодаря этой ее исключительности и единственности святой Апостол называет ее тайной Христовой, τὸ μυστήριον τοῦ Χριστοῦ. Среди всех остальных тайн, наполняющих наш мир, тайна Христова настолько велика, что представляет из себя всетайну. Она в действительности есть то же, что и Христос Богочеловек, ибо в Нем конкретно дана и показана вся тайна Бога и вся тайна человека. В Богочеловеке воплотились все Божественные совершенства: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» – σωματικῶς (Кол. 2:9), то есть обитает в человеческом существе, в границах человеческого тела, обитает как человеческая, земная, очевидная реальность. Более того, в Богочеловеке тайна человека выросла в тайну Бога: маленькое, малюсенькое человеческое тело, а в нем вся тайна Божия – вся полнота Божества. Так и явилась Христова тайна, Христова всетайна. Пребывая таковой, она не может быть охвачена никакими усилиями человеческого духа, человеческого ума, человеческого разума. Здесь необходима помощь Божия: дабы Он благодатью Своею отверз ум человеческий (ср. Лк. 24:45), чтобы он стал способен к постижению этой пресвятой тайны, дабы открылась ему ее глубина и разверзлась ее высота, и разлились по нему ее свет и благодатные силы. Да, только через откровение Божие раскрывается перед человеком тайна Христова. Ее не мог постигнуть даже человек такого светлого ума, каким был святой апостол Павел. Он говорит: «мне через откровение возвещена тайна»κατὰ ἀποκάλυἁςψιν ἐγνωρίσθη μοι τὸ μυστήριον.

Так что же произошло с умом Павла, с его разумом? Он весь погрузился в беспредельности этой святой тайны, слился с ней в восхищении и радости и стал ее даровитейшим вестником и благовестником. Это очевидно из его благовестия, из его Посланий. Вот почему он и напутствует ефесских христиан, чтобы они читали его, ибо: читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой – νοῆσαυ τὴν σύνεσίν μου ἐν τῷ μυστηρίῳ τοῦ Χριστοῦ. А душа этой тайны – Евангелие Христово о Церкви как предвечной и пресвятой тайне Божией, к познанию которой превеликий Апостол пришел через дивные и исключительные видения и откровения Господни (ср. 2Кор. 12:1). Для чего? Дабы «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3:9), дабы «показать, какое богатство славы в тайне сей» (Кол. 1:27), дабы «возвещать тайну Христову» (Кол. 4:3).

Еф. 3:5–7. которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Тайна Христова открывается духу человеческому только Духом Святым; это неотъемлемое евангельское правило христопознания (ср. 1Кор. 2:10–12). Оно равно необходимо для всех Апостолов, для всех Пророков, для всех людей всех времен. Но почему же тогда тайна Христова прежде открыта – ἀπεκαᾁλύθη – святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, для того, чтобы через них Духом Святым быть открытой и остальным людям. Для чего? – чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, – συγκληρονόμα καε σύσσωμα – и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе. Живя Евангелием Христовым, люди становятся сынами Божиими, а значит и наследниками, и сонаследниками всех Божественных богатств Христовых (ср. Гал. 4:7; Рим. 8:17). Живя Евангелием Христовым, люди становятся сотелесниками Христовыми: совоплощаются телу Христову, Церкви, становятся живыми членами, частицами, клеточками ее богочеловеческого организма, живут в нем соборно, вместе со всеми святыми, сохраняясь теми же Божественными святынями и силами. Одно тело – и множество сотелесников; одна Церковь – и множество верных. По-этому Церковь не есть обычное содружество человеческое, в котором члены связаны определенным образом, но богочеловеческий организм, живое тело, в котором члены один для другого сотелесники, связанные единой жизнью, всеми жизненными силами и действиями. У них одно тело, одна душа, одно сердце, одна совесть, одна истина, одна правда, одна любовь, одна жизнь, один рай, одна вечность. – Живя Евангелием Христовым, люди становятся сопричастниками обетований Божиих, которые все имеют свое воплощение во Христе: «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» (2Кор. 1:20). – Отсюда, по слову святого Афанасия Великого: «Мы уже спасаемся как сотелесники Слова»1.

Таким образом, апостол Павел стал слугой Божественного Евангелия по дару благодати Божией, а не по своим человеческим заслугам. Для такого Божественного служения человеку необходимы Божественные силы, которые ему по мере необходимости подает и додает Сам Господь Евангелия. Служитель Евангелия Божия может успешно осуществлять свое домостроительство благодати Божией (Еф. 3:2) только благодаря ее постоянной помощи и содействию. Наибольший труженик и ревнитель Евангелия Христова свое служение Евангелию полностью приписывает действию благодати Божией и утверждает, что оно вверено ему действием силы Божией – κατὰ τὴν ἐνεργειαν τῆς δυνάμεως αὐτοῦ. И этот равноангельский служитель Божий смиренно говорит: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор. 15:10).

Еф. 3:8, 9. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом.

Святой Апостол считает себя наименьшим из христиан. Неужели он этим умаляет себя? – Нисколько. Ибо человек никогда не в силах достаточно умалить себя, когда сравнивает себя со Христом. Для этого даже необязательно сравнивать себя со всечистым и всесвятым Господом, а достаточно просто рассмотреть себя в свете Христа. Освети себя Христом, рассмотри себя Им, оцени себя Им, и тогда тебе станет ясно, почему великий Апостол умаляет себя. И не только он, – то же делали и все святые от первого и до последнего. Вдумайся, Богочеловек Господь Христос есть норма и образец, и идеал, – осуществленный идеал совершенного человека; человека, каким должен быть любой человек вообще, все люди вообще. Вот почему и наичистейший человек чувствует себя перед Ним безмерно нечистым, и наисвятой – безмерно грешным, и наилучший – безмерно плохим, и совершеннейший – безмерно несовершенным, и наибольший – безмерно малым. Вот почему среди святых нет ни одного гордеца; вот почему нет ни йоты гордости ни в одном святом; безмерное смирение есть душа всякого святого. Богатство Христово в такой степени неизреченно, в такой степени неисследимо, – ἀvεξιχνίαστον – что любой человек в сравнении с Ним чувствует себя последним нищим. Однако наша радость состоит в том, что чудесный Господь Свое неизреченное богатство принес в наш земной мир, чтобы мы, люди, им обогатились. Этому нас учат, этому служат Его святые Апостолы; а прежде всех и больше всех – святой апостол Павел.

Что же представляет из себя неизреченное богатство Христово? – Это тайна Христова. А что есть она? – Богочеловек. А Он? – Церковь. Богочеловек низводит Собой всецелого Бога, со всеми Его бесчисленными и бескрайними совершенствами, с Царством небесным, с небом, с раем. И все, что Он воплотил в Своем Богочеловеческом теле – Церкви, Он оставил навек и в нашем земном мире: Церковью чудный Господь соединил в Себе все небесное и земное и таким образом осуществил вечный Божественный план целостного творения. Вот почему Церковь – неизреченное богатство Христово, неизреченное, ибо неисследимое. В Ней вся тайна Божия о всех существах и тварях всех миров. До появления Богочеловека на земле она была сокрыта в Боге. От Него Церковь обрела свое бытие и основание, Он через Церковь явил Себя роду человеческому и показал, что Церковь не имеет другого предназначения, кроме служения этой тайне. А в Церкви этой тайне прежде всех и больше всех служат святые Апостолы. Им дана великая благодать благовествовать эту тайну и открывать всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге.

Еф. 3:10. дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия.

Однако пришло время и для того, чему удивляются и сами святые Ангелы, созерцая Церковь земную. Что же это? – А вот что: только Церковью открывается и соделывается им известной эта вечная тайна Божия, сокрывавшаяся от начала творения, эта многоразличная премудрость Божия. Церковь земная своим неизреченным богатством Христовым обогатила и святых Ангелов небесных: обогатила их жизнь, обогатила их знание о Боге, о мире, о цели Божией в мире. Да, и Ангелы Божии на небе живут Богочеловеческим телом Христовым, бытие которого на земле, – живут Церковью. Ибо и они – члены Церкви Христовой; они стали ими тогда, когда Богочеловек подвигом Своим на земле основал Церковь и в ней соединил все небесное и земное. А значит, и Ангелов? – Да, и их. И все они с беспредельным смирением и пламенной ревностью служат пресвятой тайне Церкви, ибо они суть служебные духи – λειτουργικὰ πνεύᾁμᾁτα, и служат спасающимся в Церкви (ср. Евр. 1:14). Вот истина неба и земли: в Церкви переплетается жизнь Ангелов и людей: всем им необходимо одно и то же Евангелие, одна и та же жизнь, одна и та же Истина, одна и та же Правда, одна и та же Любовь, Один и Тот же Бог и Господь Иисус Христос, со безначальным Своим Отцом и животворящим Духом – Троица Пресвятая, единосущная и нераздельная. Церковь – это школа, в которой и Ангелы обучаются многим Божиим истинам (ср. 1Пет. 1:12).

Еф. 3:11, 12. по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

Все это так, ибо есть предвечное определение Божие, которое Бог Слово исполнил Своим воплощением и богочеловеческим домостроительством спасения. От начала и до конца все в этом определении непреходяще и логосно, исполнено многоразличной премудрости Божией. А с момента, когда Бог Слово стал человеком, стал жить и действовать как Богочеловек, в нем все богочеловечно. А значит и доступно для людей. Став человеком, Бог Слово соделал возможным нам как человеческим существам доступ к Себе. До этого, далекий от людей из-за их грехов, Он стал им близок вочеловечиванием Своим, стал доступным, своим, сочеловеком и собратом, спасая нас от греха, смерти и диавола (ср. Евр. 2:14–18). С тех пор мы имеем дерзновение и доступ к Нему через веру в Него. Почему в Него? Потому что под верой понимается все Богочеловеческое домостроительство спасения мира, которое от начала и до конца совершил лично Он как Богочеловек: основатель и совершитель веры (Евр. 12:2). Дерзновение к Нему подает нам Его бескрайнее человеколюбие; ибо Он безгранично милостив, особенно к грешникам; и чем грешнее, тем сильнее, безграничней, Божественней Его милосердие, тем трогательнее, умилительней и преизобильней Его жалость.

Еф. 3:13. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

Страдать ради такого Бога и Спасителя – это радость и слава для человеческого существа. Быть в скорбях ради Него, быть и в оковах ради Него – это благовестие для человеческой природы, благовестие и спасение. Радостный свидетель этого для нас – святой апостол Павел. Какие только муки он не претерпел с радостью за чудного Господа Иисуса! А какие за тех, кого он приводил к вере в чудесного Господа Иисуса! Вот и ефесским христианам он пишет: Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава, ибо все это ради вашего спасения, а в спасении обожение, а в обожении вся слава человеческого существа, бессмертная, бесконечная и вечная.

Еф. 3:14, 15. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле.

Святой Апостол благовествует тайну Христову, открывает неизреченное богатство Христово. Что же еще требуется? – Чтобы люди усвоили это. Ради этого святой Апостол и преклоняет колена пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, дабы даровал им необходимые Божественные силы для подвига, без которых люди не в состоянии совершить этот спасительный подвиг. Главное при этом – приобрести Господа, принять Его в себя и жить Им. Ибо Он все и вся для существ небесных и для существ земных: от Него именуется всякое отечество на небесах – это для Ангелов, и всякое отечество на земле – это для людей; Он есть глава этой огромной семьи. С тех пор как существует Церковь, тело Его, Он – глава тела Церкви, а Ангелы и люди составляют одну семью, Его семью. Может ли быть иное благовестие, исполненное большей радости и чести?

Еф. 3:16. да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке.

Без Божественной крепости христиане не могут жить Божественной, евангельской жизнью, не могут преуспевать в ней. Для всего богочеловеческого человеку необходима помощь Божия. Хочет ли человек совершить что-либо богочеловеческое, он может совершить это только вместе с Богом, только с помощью крепости Божией. Только облеченные «силою свыше» (Лк. 24:49), божественной силой Духа Святого, люди могут жить евангельски на земле. Вот почему Спаситель на Тайной Вечери открыл великую Божественную истину о Духе как о Совершителе и Завершителе спасения че-ловеческого с помощью Евангелия (ср. Ин. 14:16, 17, 26; Ин.16:7–13). Дух Святой подает людям благодатные силы, чтобы они могли иметь прочную жизнь во Христе по Евангелию и утверждаться во внутреннем человеке, христоподобном и вечном. Внутренний, христоподобный человек рождается в людях от их благодатного сочетания с Господом Христом: их дух сочетается благодатью с Его Духом, Духом Святым: Им мыслит, Им живет, Им осуществляет всю свою жизнедеятельность. И таким образом «растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19), утверждаясь всякой силой Божией во внутреннем человеке (ср. Кол. 1:11).

Без Святого Духа дух человеческий распадается и расточается через грех в бесчисленное множество смертей, в бесчисленное множество небытия и псевдобытия. Ибо здесь имеет силу всеистинное слово Спасителя: «кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11:23): расточает душу, расточает совесть, расточает волю, расточает всецелое существо свое. Наш внутренний человек, созданный богоподобным, слабеет, иссыхает, увядает, умирает от всего греховного, смертоносного, демонического; наоборот, укрепляется и утверждается в бессмертии, когда евангельской верой устремляется ко Господу Духом Святым. Тогда он собирается, обретает целостность и постепенно благодатью святых таинств и святых добродетелей укрепляется Христом Богом: укрепляется его душа, укрепляется ум, укрепляется совесть, укрепляется воля до всепобедительной божественной крепости, осуществляя евангельское благовестие и заповедь: «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10): ибо в этом мире, в котором пребывает диавол, необходимо быть укрепленным Христом Богом, чтобы его победить. А укрепляясь евангельской жизнью в Господе и могуществом силы Его, «укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его» (Кол. 1:11), вы обретаете крепость от любой смерти и от всего смертоносного, крепость от любого греха и от всего греховного, крепость от любого демона и от всего демонского. Тогда ничто греховное и демонское не может совладать с вами и подвести к смерти, из которой нет воскресения. Ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17).

* * *

1

Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 2. М., 1994 (репринт). С. 342.


Источник: "Альфа и Омега", № 27. Перевод с сербского протоиерея Игоря Вострикова. Перевод выполнен по изданию: Отац Jустин Поповиђ. Ooмацење Посланице Ефесци-ма светог апостола Павла. Београд, 1983. Архимандрит Иустин (Попович, 1894–†1978) канонизирован Сербской Православной Церковью в 1993 г. В нашем журнале по соображениям объема публикуются лишь фрагменты “Толкования”; полностью перевод будет опубликован отдельной книгой в издательстве Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Вам может быть интересно:

1. Второе послание к Тимофею преподобный Ефрем Сирин

2. Толкование на послание к Титу Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

3. Толкование на второе послание к Фессалоникийцам блаженный Феодорит Кирский

4. Толкование на послание к Филимону святитель Иоанн Златоуст

5. Первое послание св. ап. Павла к Тимофею священномученик Петр (Полянский)

6. Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла преподобный Иустин (Попович), Челийский

7. Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих святитель Кирилл Александрийский

8. Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях преподобный Максим Грек

9. Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану] святитель Марк Эфесский

10. Фрагмент с толкованием на послание к Римлянам XI, 26 священномученик Дионисий Александрийский

Комментарии для сайта Cackle