Азбука веры Православная библиотека Иван Георгиевич Айвазов Беседа с хлыстами об Иисусе Христе, Сыне Божием


Иван Георгиевич Айвазов

Беседа с хлыстами об Иисусе Христе, Сыне Божием

Во время миссионерских поездок по Екатеринославской епархии, я особенное внимание обратил на с. Ольховатку (Славяно-сербского у.). В Ольховатке меня интересовала личность местного крестьянина Василия Лаврентьевича Даниленко, ставшего известным в миссионерской литературе своей перепиской с хлыстовским «богом-словом» Уваром Ермоленко1.

К моему приезду в Ольховатской церковно-приходской школе собралось много православных крестьян. Одновременно с ними пришли в школу и местные сектанты – хлысты, иначе – «воздержники», или «трезвенники» обоих толков, строгие и «ослабешие», т. е. допустившие: ядение мяса, рыбы, луку и употребление водки, вина и чаю. Сообща мы пропели молитву, и я начал беседу.

Миссионер. Признаешь ли ты, Василий Лаврентьевич, себя верным сыном св. Православной Церкви?

Василий Лаврентьевич. Да, признаю, и в Церковь хожу, когда есть на то время, и все по-православному исполняю.

Миссионер. Ну, а к православной вере от себя чего-либо не прибавляешь?..

Василий Лаврентьевич. Пожалуй, что и прибавляю... Вы, верно, на мои письма к Увару Ермоленко намекаете?..

Миссионер. Да, ты прав. Я читал твои письма и письма Увара и сам пропечатал два письма Увара к тебе. Из этих писем я вижу, что ты как будто одной веры с хлыстовским «богом-словом» Уваром Ермоленко?!

Василий Лаврентьевич. Да, уж скрывать-то я не буду, что с Уварушкой мы одного «упования» и что правильно нас прозывают хлыстами. Я вот и «братьям» своим не раз говорил, что скрываться нам нечего, хлысты мы и только, – так не слушают меня и называют «трезвенниками»... А теперь, как вы пропечатали наши письма, так, пожалуйста, возьмите и еще письма мои и Увара, разберите их и напечатайте, а то я переписчика себе не могу найти, чтобы в порядок их привести. А как перепечаете, и мне дадите печатную копию2.

Миссионер. И прекрасно, что ты не скрываешь своего «упования» и нам поведать о нем хочешь. Письма я возьму и, если сгодятся, то пропечатаю... А теперь давай погорим с тобой об Иисусе Христе, Сыне Божием.

Василий Лаврентьевич. Да оно бы лучше наедине, без народа побеседовать...

Православные. Чего таишься, Василий Лаврентьевич!.. Среди нас живешь, наших к себе сманиваешь, – так и ответ держи при народе, чтобы и нам видно было, чему у вас тайно поучают3

Миссионер. Успеем, Василий Лаврентьевич, поговорить с тобой и наедине. А сейчас побеседуем при народе. Ведь ты и сам говорил, что прятаться нечего... Да и в Слове Божием сказано: «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Ев. Mф. 5:15)... Стало быть, нужно светить всем, в доме собравшимся, а не прятаться от людей... Тем более, что беседа наша будет о Христе, а прятать Христа «в пустыню, аль в потаенные комнаты» (Ев. Mф. 24:23–26) не велено; наоборот, сказано, что идите и научите Христу все народы...

Василий Лаврентьевич. Да уж пусть будет по-вашему.

Миссионер. И хорошо делаешь, что в этом ты не противишься Слову Божию.

А только вот что плохо, Василий Лаврентьевич: об Иисусе Христе вы с Уваром учите не по слову Божию...

Василий Лаврентьевич. А нам сдается, что слово Божие с нами согласно...

Миссионер. Посмотрим, правду ли говоришь ты, Василий Лаврентьевич! Вот о рождении Иисуса Христа вы учите, что Он родился по плоти от Иосифа и Девы Марии и до 30 лет был обыкновенным человеком и носил имя только Иисус. А затем уже, когда при крещении на Него сошел Св. Дух, Он стал называться Сыном Божиим или Христом, что то же помазанником Божиим… Так что, по-вашему, выходит, что Иисус Христос и жил, и умер простым человеком, только в тридцать лет Он был признан праведником, был помазан Св. Духом, отчего и стал называться еще Христом.

Василий Лаврентьевич. Да, мы так и учим… И до Иисуса были такие же «Христы»: Авраам, Моисей, Давид… и после Иисуса: сперва св. Апостолы, а затем и все праведники… И ныне есть «христы», подобные Иисусу Христу…

Миссионер. Значит, я правильно сказал, что вы так учите. Но так ли говорит нам об Иисусе Христе Слово Божие? У Св. Евангелистов Матфея и Луки читаем: «сказал Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Свято наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:30–35). И Ев. Матфей пишет: «рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого… И Ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:18–23). И выходит по Св. Писанию, что Иисус Христос родился не от Иосифа и Девы Марии, как учите вы, а от Св. Духа и Девы Марии, и посему Он от самого зачатия Своего во чреве Девы Марии был не простым человеком, а Сыном Всевышнего, Сыном Божиим, Еммануилом, что то же Богом, как и Ап. Павел после писал: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16). Да и имя Христа Иисус носил со времени рождения Своего, а не с 30 лет, как учите вы, потому что Ев. Матфей пишет: «рождество Иисуса Христа», а не просто Иисуса, и Ангел сказал Вифлеемским пастухам: «ныне родился Спаситель (т.е. Иисус), Который есть (а не только будет) Христос Господь» (Лк. 2:11). Также и праведный Симеон, по внушению от св. Духа, признал Младенца Иисуса за «Христа Господня» (Лк. 2:26). И слово «Христос» в применении к Иисусу значит: «Мессия» (Ин. 1:41), Которого, как Избавителя или Искупителя людей от грехов их, прорекли древние пророки. При крещении же Иисуса Христа Иоанном голос Бога Отца лишь засвидетельствовал Иоанну, а через Него и всему миру, что Иисус Христос есть действительно Агнец Божий, вземлющий грехи мира (Ин. 1:29–34). И то же Св. Писание говорит нам, что Иисус Христос есть Единородный Сын Божий (Ин. 1:18, 3:16–18), равного и даже подобного Которому не было и быть не может, ибо как Бог-Отец есть Един, как Един Св. Дух, так Един и Сын Божий Иисус Христос (Ин. 1:18), и Сии три также суть едино (1Ин. 5:7). Посему неверующий во имя Единородного Сына Божия, учит нас Слово Божие, уже осужден (Ин. 3:18).

Как же вам, Вас. Лаврентьевич, противиться Слову Божию и признавать Иисуса Христа не за Бога, не за Единородного Сына Божия, рожденного от Духа Святого и Девы Марии, не за Мессию – Искупителя грехов всего мира, а за обыкновенного человека, рожденного от мужа и жены, который в 30-летнем возрасте лишь стал праведником таким, каким были: Моисей, Авраам, Апостолы и другие, даже до сего дня!.. Иль не боитесь вы грозных слов св. Апостола: кто благовествует не то, что благовествовали о Христе Апостолы, да будет анафема?!

Василий Лаврентьевич. Вы по-своему Писанию толкуете, а мы по-своему.

Миссионер. Нет, ты опять неправду сказал. Я от себя ничего не говорил, а все читал по Слову Божиему. Почему же ты не хочешь оправдать себя не своим вымыслом, а словами Св. писания?..

Василий Лаврентьевич. Писание я знаю и опять при своем мнении остаюсь. Вот вы говорили об Искуплении грехов всего мира Христом, а я и об этом иного мнения держусь…

Миссионер. Значит, ты, Василий Лаврентьевич, Св. Писанием не можешь себя оправдать, а все твердишь о своем мнении и ставишь свое разумение выше учения Слова Божия!.. Иначе, почему бы тебе, вместо десятка своих слов, не указать в свое оправдание хоть одного слова из Св. Писания!..

Василий Лаврентьевич. Как хотите думайте, а я при своем мнении остаюсь…

Православные. Что ж, Василий Лаврентьевич, ведь беседа идет о божественном и нужно говорить от Слова Божия, а ты все от себя да от себя… Небось, твоя правда была бы, так ты сразу открыл бы Писание…

Миссионер. Видно, что Василий Лаврентьевич так и не откроет нам Св. Писания, а останется при своем вымысле, от которого предостерегает нас св. Апостол, говоря: «смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Я уверен, что и об Искуплении мира Иисусом Христом Василий Лаврентьевич также будет говорить не от Св. Писания, а от своего вымысла. – Как же учишь ты, Вас. Лавр., о Христе Искупителе?

Василий Лаврентьевич. Об искуплении людей Иисусом мы рассуждаем так, что оно есть вселение бывшего в Иисусе, а до него в других избранниках Божиих, Духа Святого или, что то же, Христа в чистое сердце человека. Это искупление состоялось в момент смерти Иисуса на кресте, когда Он испустил Дух для ниспослания его чистым сердцам. Мы верим, что на кресте умер только Иисус, иначе плоть Христа, которая и истлела. А Дух, бывший в Иисусе, или, иначе, Христос воскрес, т.е. вышел из Иисуса и водворился в чистых сердцах. Этого Христа получили впервые Апостолы в день 50-цы и стали «христами». Этого же Христа получают и ныне чистые сердцем. В этом мы и полагаем искупление людей…

Миссионер. Теперь, Вас. Лавр., оправдай свое учение о Христе Искупителе словами Св. Писания. Ведь ты признаешь, что в делах веры мы должны опираться на Слово Божие?

Василий Лаврентьевич. Конечно, свидетельство Божие больше человеческого (1Ин. 5:9).

Миссионер. Ну, так вот мы и ждем от тебя свидетельства Божьего: а иначе твоя речь останется вымыслом человеческим, которым ты устраняешь Слово Божие…

Василий Лаврентьевич. Вам известно, что я говорил по Слову Божию..

Миссионер. Опять, Вас. Лавр. не хочет нам раскрыть Св. Писание, а посему мы сами раскроем его и прочтем: тогда увидим, что Вас. Лавр. и в этом случае остается при своем вымысле и во всем противоречит свидетельству Божьему. Так, Св. Писание учит нас, что мы искуплены не духом, который Иисус испустил на кресте, а Телом и Кровью Иисуса Христа, которые он принес в жертву за грехи всего мира (Еф. 1:7; Евр. 10:5, 10:19–20; Откр. 5:9; Рим. 3:25); что искупил нас не просто Христос, а неразрывно Иисус Христос (1Кор. 1:30; Еф. 1:5; Евр. 10:10,19), ибо Иисус всегда был и Христом; что самое искупление состоит не в обитании духа Христова в наших сердцах, а в прощении грехов наших и всего мира (1Ин. 2:2); что св. Апостолы в день 50-цы получили не духа Христова (Мф. 27:50), а Духа Святого, посланного Иисусом Христом от Бога Отца (Лк. 24:49; Ин. 15:26; Деян. 2:4,17) и никогда не называли себя «христами», что плоть Иисуса Христа не истлела во гробе, а воскресла и являлась многим (Деян. 2:29–32; Лк. 24:37–46), а затем Иисус Христос вознесся на небо, откуда мы ждем Его второго пришествия, которое будет видимо глазами, как и Его вознесение (Деян. 1:11)… Если же принять вымысел Вас. Лавр., то тогда Иисусу Христу и страдать не зачем было, а ожидать обыкновенной смерти, как умерли Моисей, Авраам, Давид и другие праведники; тогда и всех этих праведников придется признать за наших Искупителей; тогда и надежду на воскресение из мертвых придется нам потерять… Словом, придется нам отвергнуть все Апостольское благовестие о Христе и нашем спасении!.. С чем же тогда мы останемся? А с тем же, с чем остаются принявшие учение Вас. Лавр. и Увара Ермоленка о Лице Иисуса Христа, – это с вымыслом человеческим, ведущим к погибели. На место Единородного Иисуса Христа появляются у них лжехристы, на место Единой Божией Матери появляются лжебогородицы, лжепророчицы…

Вас. Лавр. Это выдумка ваша: никаких пророчиц у нас нет…

Православные. А в письмах к тебе от Увара прямо сказано об этих пророчицах, да и «богородицы» ваши нам известны…

Миссионер. Вот опять ты неправду говоришь. Я ведь обо всем этом читал только что из ваших же писем, в которых сказано, что и в Ольховатке «Дух Святой открывается через плоть одной сестры и говорит вам, что Бог послал его заключить с вами завет»… Видишь, Вас. Лавр., в какую бездну греха вы пали… Пока еще время благоприятное, пока еще не пришел Господь судить нас, покайся ты, а там за тобой и другие смягчатся сердцем…

В это время Даниленко с помутившимся взором быстро выскочил из-за парты и ударил палкой о пол так, что куски от нее разлетелись по сторонам; а затем, с ожесточением произнес: вот так я усмиряю плоть свою, чтобы не грешила!..

Я поспешил успокоить его и заметил, что это лукавый дух ожесточил сердце его, чтобы он не принял слов увещания моего… Даниленко успокоился…

Ко мне подошел А. Подорванов из «ослабевших» хлыстов; но, оказалось, что в Св. Писании он совершенно не сведущ и сильно проникнут воззрениями баптистов… Даже Вас. Лавр. не раз останавливал его словами: «ничего не знает, а только путает»!..

Было уже 11 часов вечера. Пропели молитву. Сопутствуемый благодарностью со стороны многочисленных крестьян, я отправился на покой.

* * *

1

«Мисс. Обозр.» 1902 г. Янв. Стр. 126–128; Февр. 309–312 и Ноябрь 651.

2

На следующий день утром Вас. Лавр. Принес мне эти письма.

3

Православные заинтересовались, когда я прочел им два письма Увара к Даниленко, и между собой поговаривали: «а еще говорят (хлысты), что ничего у них этого нет»!.. Ну и «трезвенники»!..


Источник: Книгоиздательство "Верность", Миссионерский отдел № 24-й. Издание 2-е, исправленное. Москва. «Русская Печатня», Садовая-Триумфальная, д. № 170. 1910.

Вам может быть интересно:

1. Материалы для исследования русских мистических сект. Христовщина Иван Георгиевич Айвазов

2. Новохлысты Кубанской области Михаил Александрович Кальнев

3. Сущность и юридическая природа церковного властвования профессор Павел Васильевич Гидулянов

4. О так называемых иоаннитах в русском народе протоиерей Дмитрий Боголюбов

5. Суждения современной протестантской церковно-исторической науки об Аполлинарии Лаодикийском и его значении в истории догматики профессор Анатолий Алексеевич Спасский

6. Об основных началах беспоповства Дмитрий Иванович Скворцов

7. Слово пред отпеванием прот. А. В. Мартынова профессор Николай Александрович Заозерский

8. Сведения о раскольниках в сочинении Н. Берга: Exercitatio historico-theologica de statu Ecclisiae et religionis Moscovitae профессор Иван Николаевич Корсунский

9. Болгарская ересь богомилов протоиерей Николай Стеллецкий

10. К материалам для истории Московских соборов 1666-1667 гг. Сергей Алексеевич Белокуров

Комментарии для сайта Cackle