Иван Васильевич Баженов

Честные вериги святого апостола Петра

В 16[-й] день января Православная Церковь Христова совершает поклонение честным веригам первоверховного апостола Петра, при чем в читаемом на литургии Апостоле (Деян. 12, 1–11) воспоминается следующее чудесное обстоятельство, случившееся во время возбужденного Иродом Агриппой I гонения на христиан в 44 году по Рождестве Христовом. Доселе церковь христианская в Иерусалиме постепенно возрастала внутренне, особенно благодаря ревностной деятельности апостола Петра, и даже долгое время наслаждалась покоем. Иерусалимские блюстители закона, быть может последовав разумному совету уважаемого всем народом законоучителя Гамалиила (Деян. 5, 34–39), стали по-видимому равнодушно относиться к вере христианской и удерживались от новых преследований ее как бы в ожидании дальнейших последствий. Когда же из Кесарии, обычной резиденции тогдашних иудейских правителей, Ирод Агриппа I прибыл в Иерусалим на праздники Пасхи и опресноков, первосвященники не преминули при столь благоприятном случае указать ему на быстрое и успешное распространение нового учения о Христе Иисусе и вместе на унижение иудейства, и представили это дело Ироду с самой чувствительной и для него стороны, со стороны веры и чести. И вот легкомысленный, хитрый и льстивый правитель не столько из ревности к иудейскому закону (он был природный иудей {а}), сколько из желания приобрести расположение представителей иудейства и затем в интересах своего личного возвышения в глазах народа вообще, возбудил без всяких видимых причин преследование против ни в чем не повинных христиан. По приказанию Ирода схвачены были некоторые иерусалимские христиане и, вероятно, подверглись телесному наказанию, а Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, был обезглавлен; это был первый из двенадцати апостолов и второй после архидиакона Стефана мученик за имя Христово. Тогда представители иудейской церковно-иерархической власти, в надежде чрез Ирода правителя подавить все более и более возраставшую силу христианства, поспешили выразить ему все свое расположение за такое отношение к ненавистному им христианству. Увидев, что это весьма приятно начальникам иудейским и вообще иерусалимлянам, Ирод повелел схватить и посадить в темницу апостола Петра, первого из представителей христианства, доселе сильнейшего всех других собратий и словом и делом пред Богом и людьми. Так вере апостола первоверховного, который понес уже много трудов и страданий за Христа, предстояло выдержать тяжкое испытание, которое завершилось последующим явлением ему чудесной и могущественной милости Божией. Ввиду того, что в праздник, и притом такой великий как Пасха, непозволительно было осуждать на казнь, Ирод Агриппа в угоду фанатикам иудейства намерен был по окончании праздничных дней торжественно при многолюдном стечении народа судить и осудить на смертную казнь этого мнимого преступника. До того же времени повелено было его, якобы чрезвычайно опасного для всех, тщательно стеречь четырем четверицам воинов, так что на каждую из четырех ночных страж приходилось по четыре воина; причем соответственно римскому обычаю – при строгом военном заключении темничном приковывать заключенного цепью к своему стражу – апостол Петр в темнице прикован был к двум стражам, к одному одной рукой, к другому другой; между тем остальные два стража из четырех находились у дверей темницы. В виду столь явно решительного намерения врагов христианства, опечаленные верующие прилежно молились Господу Богу, чтобы Он сохранил жизнь славного апостола для блага Церкви Своей, так или иначе освободив его из рук яростных врагов, как несколько прежде освободил из темницы всех апостолов (Деян. 5, 18 и далее). И молитвы церкви оказались сильнее темничных уз. Накануне того дня, когда царь Ирод хотел публично произнести смертный приговор над неповинным святым узником, последний посреди ужасов предстоявшей смерти не предается ни унынию, ни страху и остается спокойным в полной преданности воле Господа Бога, и Он избавил апостола от великой опасности. И вот ангел Господень предстал, и свет заблистал в той комнате темницы, в которой находился Петр. Толкнув в бок его, спавшего сном невинности, небесный посетитель пробудил его и сказал: «Встань скорее!». И – цепи упали с рук его. Чудесно отцепившийся от обоих стражей, спавших с ним, святой узник по повелению ангела оделся во всю верхнюю одежду, которая на время заключения была с него снята, вероятно, из предосторожности, и руководимый ангелом прошел мимо двух воинов, стерегших двери этого отделения темницы. Далее, «прошедши первую и вторую стражу», они подошли к охраняемым воинами железным выходным дверям из темницы на улицу или площадь города, и ворота сами собой отворились им; когда затем, очутившись в полной безопасности на свободе, апостол прошел одну улицу в сопровождении ангела, этот внезапно оставил освобожденного. Тогда апостол Петр, доселе считавший все происходившее видением во сне, пришел в обычное состояние души и, увидевши чудесно спасшую [его] десницу Божию, с умилением и благодарностью радостно сказал: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (Деян. 12, 11). Прибыв тотчас в дом Марии, матери Иоанна Марка, где многие верующие собрались и молились об избавлении святого узника, освобожденный апостол при глубоком изумлении и среди порывов неудержимой радости рассказал им о том, как Господь вывел его из темницы (Деян. 12, 17). Спустя почти 25 лет после этого события, именно в царствование Нерона, апостол Петр как ревностный проповедник веры Христовой в Риме, особенно же за обращение в христианство двух любимейших жен этого царя, был схвачен и заключен в Мамертинскую темницу, при чем на выю {b} первоверховного была возложена тяжелая верига. Провидению угодно было, чтобы тогда здесь же он, по суду римской власти, увенчал свою святую и многотрудную жизнь мученической кончиной (29 июня 68 года {c} по Рождестве Христовом).

Питая высокое уважение и благоговение к великому апостолу-чудотворцу, благочестивые ученики, без сомнения, не могли не дорожить теми или другими предметами, имевшими такое или иное отношение к нему, и не замедлили приобрести – как великую драгоценность и святыню – вериги или цепи, находившиеся на теле страдальца Христова. Если апостол Петр обладал таким обилием благодати Божией, что, по сказанию дееписателя {d}, выносили больных на улицы и полагали их тут на постелях и кроватях для того, чтобы хотя тень мимо проходящего Петра осенила кого-либо из них (Деян. 5, 15), ибо от нее исходила сила целебная (подобно тому, как прикосновение к одежде Иисуса Христа сопровождалось исцелением болезни прикоснувшихся: Мф. 9, 20; 14, 36 и др[угие]), то, без сомнения, христиане имели великую веру в чудодейственную силу вериг Петровых и действительно получали от них многоразличные исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле апостола Павла (Деян. 19, 12). Отсюда понятно, что вериги первоверховного апостола-мученика всегда привлекали к себе благоговение его чтителей, были в великом почтении первенствующей Церкви Христовой и с подобающим уважением сохраняемы были и передаваемы верующими преемственно от одного к другому как священный памятник, как наследственная святыня Церкви. Однако краткие известия сохранились о судьбе вериг, возложенных на святого Петра в иерусалимской темнице и впоследствии в римской. Иерусалимские вериги со временем поступили в сокровищницу храма Воскресения Христова. Когда же по благочестивому обету прибыла в Иерусалим для поклонения святым местам императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего (408–450 годы), тогдашний иерусалимский патриарх Ювеналий, в уважение благочестия ее и по вниманию к многим драгоценным ее пожертвованиям для этой церкви, поднес ей в дар между другими духовными сокровищами и чудотворные вериги апостола Петра. Считая величайшим приобретением оковы его, царица Греции с благоговением перенесла их в Царьград и одну из них в 439 году (по Баронию {е}) положила в храме во имя апостола Петра близ Софии. Другую веригу она тогда же послала в дар дочери своей Евдоксии, супруге римского императора Валентиниана (423–460 годы); последняя соорудила в Риме храм в честь вериг святого узника и в нем положила подаренную ей святыню. О первой вериге свидетельствует русский паломник Антоний в 1200 году, говоря: «У святого Петра, прилежащего к Софии, висело Петровых вериг железо вковано в золотую икону; на праздник же Петровых вериг целует патриарх и все люди». К этой же вериге следует относить выражение месяцеслова Василия и других: «Поклонение веризе», то есть одной, ибо другая была в Риме, и одна верига изображена в его месяцеслове. Между прочим, о части иерусалимских вериг апостола Петра, сохранявшихся в Риме, святой Григорий Двоеслов в VI веке писал к Динамию патрицию: «Послал я к тебе в благословение от первоверховного апостола небольшой крест с частицами вериг апостола, дабы вериги сии, недолго державшие его в узах, освободили тебя навсегда от грехов» (письмо 1-е). Некогда в Риме обретены были и те вериги святого Петра, в которых он заключен был здесь по повелению императора Нерона пред смертью, и тогда они поступили также в апостольский храм для хранения вместе с веригой иерусалимской, присланной из Константинополя. В настоящее время в Риме Петровых вериг имеется две и они сохраняются в ризнице Евдоксиевой базилики. Для поклонения этой святыне паломники каждый раз должны испрашивать особое разрешение папы с уплатой определенной канцелярской пошлины. При входе в ризницу внимание поклонника привлекает прежде всего мраморная стена, в средину которой вделан шкаф с двустворчатыми бронзовыми дверцами, украшенными снаружи резными изображениями. Облачившись в епитрахиль и затеплив свечи пред иконами, ризничий отворяет дверцы шкафа, имеющие на обратной стороне надпись: «Растерзал еси, Господи, узы моя» (Пс. 115, 7) {f}. Затем, открывши находящийся в шкафу ковчежец с честными веригами апостола Петра, ризничий по прочтении с коленопреклонением некоторых молитв дает богомольцам приложиться к веригам.

Церковь Христова, по высокому уважению к трудам, подвигам и страданиям святого славного Петра посвящая воспоминанию и прославлению его несколько дней в году, между прочим совершает память и поклонение честным веригам его. Торжество поклонения им началось на Востоке и Западе почти в одно время. Римский праздник вериг восходит к временам папы Александра (109–119 годы), именно в память вериг апостола Петра в римской темнице; впоследствии этот праздник обновлен перенесением вериги из Иерусалима. Папа Сикст III (432–440 годы) установил повсеместно праздник поклонения веригам, который у западных христиан совершается 1 августа, у восточных же 16 января; вероятно, это дни принесения вериг на место или освящения храмов, воздвигнутых по случаю принесения их. О празднестве в честь Петровых вериг в Константинопольской Церкви имеется свидетельство паломника Антония. В древних русских летописях (Новгородская первая летопись в Полном собрании [русских] летописей, том 3) 16[-й] день января называется днем спадения вериг, ибо, по свидетельству Писания, узы спадоша с Петра (Деян. 12, 7). Святая Православная Церковь в день празднества поклонения честным веригам святого апостола представляет их особенному вниманию христиан – для благочестивого воспоминания о носившем их – и призывает верующих праздновать Петру чудесе честныя вериги (кондак, глас 2) {g}, верою поклоняться им (тропарь, глас 4) и целовать их: верою вериги облобызаем твоя, от нихже почерпающе здравие телесе и души спасение (стихира на Господи воззвах, [на] 6), приглашает возводить мысленные очи чад своих к самому апостолу для прославления: верховнаго и перваго апостолов, истины Божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще (кондак, глас 2). На литургии положено чтение Апостола о веригах, возложенных на святого Петра в Иерусалиме (Деян. 12, 1–11), Евангелием же церковь благовествует о восстановлении Петра в звании апостола и предвозвещении ему мученической кончины (Ин. 21, 15–22).

{Примечания редактора – в тексте выделены фигурными скобками:}

а. Видимо, опечатка: по происхождению он был идумеем.

b. То есть шею.

c. Согласно церковному преданию, святые апостолы Петр и Павел приняли мученическую кончину 29 июня 67 года.

d. То есть писателя Деяний апостольских.

е. Цезарь Бароний (1538–1607) – католический историк, кардинал.

f. Здесь и далее: сравнительно с традиционным церковно-славянским текстом – цитируется не дословно.

g. В богослужебном тексте: … праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги…


Источник: Костромские епархиальные ведомости, 1895, № 2; отдел II, часть неофициальная; с. 24–30

Вам может быть интересно:

1. О ризе Христовой Иван Васильевич Баженов

2. Чермное море профессор Иван Гаврилович Троицкий

3. Время войн профессор Дмитрий Иванович Введенский

4. Когда пророчествовал Авдий? профессор Иван Степанович Якимов

5. Искра Божия: книга для начальнаго чтения Иван Кузьмич Кондратьев

6. Слова к тобольской пастве, говоренные в продолжении 1852-1856 гг. Том I архиепископ Евлампий (Пятницкий)

7. Значение высшей русской иерархии и исторические условия ее служения церкви и государству до XVIII века профессор Иван Михайлович Покровский

8. Инок-справщик Арсений Глухой Дмитрий Иванович Скворцов

9. Прощание высокопреосвященного Владимира, митрополита С.-Петербургского с Московскою церковью Иван Георгиевич Айвазов

10. Новые труды в области Палестиноведения профессор Иван Николаевич Корсунский

Комментарии для сайта Cackle