Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Бухарев О постах в Православной Церкви, с опровержением возражений против соблюдения их


протоиерей Иоанн Бухарев

О постах в Православной Церкви, с опровержением возражений против соблюдения их

У нас, в Православной Церкви много постов, так что почти целая половина года посвящена посту, напр., в 1880 году было около 200 постных дней. Каждое из четырех времен года: весна, лето, осень и зима имеет у нас по посту. У нас есть посты в честь Господа и Пресв. Богородицы, как Великий, Рождественский и Успенский, и в честь святых Божиих, как Петров, и др. Из сих постов некоторые продолжаются по нескольку недель, напр., до 7-ми, другие однодневные. Кроме того, и не в постное время, от каждой недели отделяется у нас посту по два дня – среда и пяток. Для чего в православной церкви так много времени отделено посту, тогда как в других христианских обществах или меньше, как у католиков, или и совсем нет постов, как у лютеран? Многочисленность постов вполне прилична нашей православной церкви, потому что они в высшей степени душеполезны. Отступив от истины в вероучении Православной Церкви, сии общества отступили от правил и постановлений ее для жизни, напр., и о постах. Лютеране, пожалуй, отвергают и монашество, след. и подвижничество ради царствия Божия. Многочисленные и строгие посты соответствуют духовному характеру нашей Православной Церкви в том отношении, что служат наилучшим пособием в деле угождения Богу и спасения души. Каким же образом пост, т. е. воздержание от излишней и известной мясной, лакомой пищи – и от излишних и известных – горячащих – питий помогает нам в угождении Богу и спасению души?

1.  Воздерживаясь от излишней пищи и пития, мы удобнее и больше можем заниматься добрыми делами. Кто больше способен к молитве, к размышлению о Боге и о божественном и о грехах, и к другим духовным занятиям и добрым делам, – кто, как не тот, который удерживается от излишней пищи и пития? Обременившему себя пищею и питием обыкновенно бывает не до бодрствования, не до молитвы, у него забота об одном телесном покое. «Кто постится, тот с добрым духом молится» (Св. Злат. 57 бес. Матф.). «В насыщенном чреве нет разума таин Божиих», говорят св. подвижники, собственным опытом извйдавшие пользу поста в отношении благочестия (Св. Исаак Сир. сл. 56). «Пост предшественник всех добрых дел» говорят они же. «Животные многопищные и тучные не могут бегать так скоро, как малопищный олень: подобно сему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен в подвигах, как воздержный» (Из бес. Фил. м. М.). И вообще когда хотим мы заняться чем-либо важным и требующим размышления, то избираем для сего часы утренние, когда тело не отягчено пищею; а после стола говорим, что теперь не способны к умственной работе.

2. Постясь, мы меньше можем грешить. Известно, что у нас больше грехов от неги, в которой любим содержать нашу плоть; кто обыкновенно в своей плоти имеет меньше влечений ко грехам, особенно грубым чувственным, и кто посему меньше грешит, – кто, как не тот, который воздерживается от излшних и горячащих пищи и пития, кто изнуряет тело свое постом, воздержанием и так укрощает в себе страсти и не дает им возобладать над духовными потребностями? (Бес. В, на кн. Быт. Злат.). Это каждый может видеть и верно не раз видел на себе. «Пост, говорит св. Исаак Сирин, источник целомудрия» (Твор. св. От. XII год, стран. 110), Авва Иоанн Колов говорит: «Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего задерживает воду и съестные припасы, и таким образом неприятель, погибая от голода, покоряется. Так бывает и с плотскими страстями: если человек будет жить в посте и голоде, то враги, будучи обессилены, оставят душу его» (Душеп. Чт. 1861 г., окт. Патер. § 15). «Пресыщение – начало всякого зла; ибо вместе с роскошью и лакомствами возникают все виды скотской невоздержности», говорит Василий Великий (Бес. о посте 1-я). «Не упивайтесь вином, в немже есть блуд» – апостол сказал прямо (Еф. 5:18). Исидор пресвитер говорил: «Кто предается винопитию, тот не избежит навета помыслов. Лот, принужденный дочерями, упился вином, и диавол чрез опьянение легко вовлек его в беззаконное дело» (Патер. §§ 23). Вообще пост служит средством отогнания от нас диавола с его искушениями ко греху (Мф. 17:21), по словам Самого Господа и по Его примеру, так как Сам Он после поста или лучше самым постом в пустыне отразил от себя сатану, Его искушавшего (Мф. 4; Лк. 4).

3. Постом и воздержанием мы делаем некоторого рода вознаграждение за грехи: лишением себя вкусных и приятных яств, каковы мясные, и пития, каковы вина, воздержанием и от простой пищи и пития, мы как-бы платим за те греховные удовольствия, которые часто позволяем себе во всем, наказываем себя тем за них (Аскет, оп. Еп. Игн. т. 1 стр. 355), как наказывают духовники известною епитимией в исправление. Так о преподоб. Макарии известно, что он за стакан вина, который приходилось ему иногда выпить, по целым дням не позволял себе пить воды, Mapиa Египетская за 17 лет, проведенным, во грехах блудодеяния, 47 строго постилась и подвизалась. Подобное значение имели подвиги преп. Арсения Великого, хотя и не относившиеся к посту. Так, когда он был при дворе, то никто не носил лучшей его одежды, за то в скиту никто из иноков не носил худшего его рубища. Также за то, что при дворе наслаждался благовонными курениями и мастями, он производит у себя в келии смрад, никогда не переменяя воды, где мокли прутья для плетения корзин.

Итак, в Православной Церкви так много времени отнято у скоромной и приятной пищи и отдано постной и более умеренной потому, что пост весьма много помогает нам в деле угождения Богу и спасения души. Вот почему Сам Господь, наш Спаситель, собственным примером освятил для Своих последователей пост (Мф. 4:3). Вот почему и св. Апостолы постились (Деян. 13:3, 14:23; 2Кор. 6:5, 11:27), и все святые и стремившиеся быть святыми, праведными, постились и постятся. Вот почему заповедано поститься и всем ищущим богоугождения и спасения. Особенно необходим нам пост, когда говеем и готовимся к очищению и освящению себя исповедью и св. причащением. Ибо пост, как поется в церковной песне, в начале Великого из постов, есть «мать целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков». Правда, пост неприятен для нашей плоти. Но что же делать? Царствие Небесное, как и все земное более важное, не дается легко. Оно, как говорится в евангелии, "нудится", т. е. берется силою, усилием, путь в него узкий и тесный по словам Самого же Спасителя (Мф. 11:12, 7:14), – путь лишений и скорбей; и желающему войти в него не угождать своей плоти должно, а, по слову Апостола, распинать ее со всеми ее страстями и похотями (Гал. 5:24). Ученик Христов к тому и должен стремиться всегда, чтобы, порабощая плоть, делать крепким и неослабным дух в стремлении к небу. В какой мере внешний наш человек т. е. тело, тлеет, в такой внутренний т. е. душа, обновляется (2Кор. 4:16).

Итак, что же после сего значит несоблюдение постов? Посты служат нам пособием в деле угождения Богу и спасения души; следовательно нарушающие посты без особенных, крайне уважительных причин и случаев, о чем будет речь далее – плохие служители Богу и спасению своих душ. Вот, что значит несоблюдение постов!

Но нарушающее посты отчасти для успокоения своей совести, не мирящейся с нарушением их, отчасти по предубеждению против них, в оправдание представляют не мало возражений против постов. Рассмотрим, справедливы ли такие возражения.

Известно, цель постов – пособие нам в деле угождения Богу и спасения души. «Мы и без поста блюдем души свои, хорошо ведем дело своего спасения и угождения Богу» говорят противники поста. – Неправда, что без поста можно иметь такой успех в служении Богу и спасении, какой при посте. Это может говорить только не наблюдавший над собою хорошо, занимающийся своим спасением поверхностно. Можно ли ожидать от нас, чтобы мы всегда находили полное удовольствие в делах самоотвержения для блага ближних, если в нас нет и на столько самоотвержения, чтобы на время отрешиться от известного рода пищи? Как трудно поверить больному, что он здоров телом, когда еще не в силах привести в движение и малого члена тела, или что он несомненно выздоровеет, когда не хочет соблюдать диеты; так трудно поверить и тому, кто говорит, что он и без поста телесного здоров душою, т. е, угождает Богу и богат добрыми делами. Кто были св. пророки Моисей, Илия, Предтеча Хр. Иоанн? А и они постились. Сам Христос Бог-Спаситель наш постился. «Нарушать пост и в этом извиняться своим духовным деланием, говорит один из духовных писателей, значит горделиво, по-фарисейски, взирать на свои дела и по гордости терять оправдание пред Богом. (Дни Богосл. Дебольскаго. кн. 2, стр. 4).

«Можно заменить пост чем другим добрым, напр. милостыней, благотворениями, молитвою; или, лучше чем другим не согрешить, или меньше согрешить, напр. не посердиться, не осудить, не пустословить и пр., вместо того, чтобы пост соблюдать», говорят еще противники поста. – Но для угождения Богу и спасения души нам нужно исполнять одно, не оставляя и другого, – нужно милостыню подавать, молиться, а вместе поститься душою и телом. Св. Златоуст дозволяет заменять пост чем другим только по нужде. Кто не в силах соблюсти пост телесный, тот пусть вознаградит это особенными делами милостыни, продолжением молитвы, большим усердием к слышанию слова Божия, говорит он. «Лучше в другом чем не согрешить или меньше согрешить, чем пост соблюдать». Но говорящее cиe поступают ли так, как говорят? Вернее то, что и пост-то нарушают они, и другие грехи творят с одинаковым бесстрашием. История святых и благочестивых людей, правда, представляет случаи нарушения постов; так к Епифанию, епископу Кипрскому пришел друг его авва Иларион; за трапезою принесена была птица, и Епифаний, взяв ее, подавал авве. Старец сказал ему: «Прости мне; с того времени, как принял монашеский образ, не ел я ничего закалаемаго». «А я, – сказал Епифаний, – с того времени, как принял монашеский чин, не допускал, чтобы кто-нибудь заснул, имея нечто против меня, и сам не засыпал, имея что-нибудь против другого». Старец сказал: «Прости меня, добродетель твоя больше моей» (Душ. Чт. 1861 г. окт. Патер. стр. 15). Но ведь так могли относиться к посту святые, очистившиеся от скверны страстей, притом немногие, а не мы грешные, нуждавшиеся в посте для душевного очищения. И если они говорили, что не соблюдая поста, воздерживались от других грехов, то говорили правду, – как говорили, так и поступали. А мы большею частью только говорим, как мы показали сейчас; а исполнять, – не исполняем.

«Мы рады бы соблюдать пост, – говорят иные, – да не можем, – не можем есть постной пищи». Но всякий ли говорящей, что он не может поститься, пытал себя в том, да не один раз, а несколько? Есть действительно некоторые, коим постная пища не по желудку, те пусть, по совету Златоустого, заменяют телесный пост усилением милостыни и молитвы: им по болезни позволяется несоблюдение поста. Но большая часть из нас признают для себя телесный пост не по силам, не по желудку, не вследствие испытания себя, а по одному мудрованию плотскому и по увлечению примером других. Грешно таким не соблюдать постов! Обходимся ли мы без поста в делах житейских? Добрые родители в заботах и беспокойствах о детях своих, ревнители знания в своих ученых занятиях, промышленники в своих заботах о приобретении, не выдерживают ли часто продолжительных постов? Есть ли после сего основание нам жаловаться на слабость сил своих для несения поста? Не справедливее ли из наших жалоб вывести то заключение, что в нас не достает не силы и крепости для поста телесного, а не достает усердия для сего? От чего у некоторых из нас непривычка к посту? От того, что издетства не соблюдают постов, едят скоромное в постные дни. Худо делают те родители и воспитатели, которые своих детей и воспитанников кормят без нужды в посты скоромною пищею. И вообще, неуважение возрастных не только к посту, но и к другим церковным установлениям и обычаям, происходит от того, что они с юных лет не приучены к жизни по правилам церкви и привыкли попирать то, что для многих на их же глазах так священно. Бедные родители, бедные и дети! Несоблюдение поста позволяют детям в видах укрепления здоровья и сил. «Ослабеешь от постной пищи», говорят и взрослые, нарушающие посты, но говорят большею частью неправду. Люди допотопные не знали мясной пищи и вина, а жили необыкновенно долго. Израильтяне в пустыне пока довольствовались манною и водою, дотоле «не бе в коленех их боляй» (Пс. 104:37). Анна пророчица среди поста и молитвы достигла восьмидесяти четырех лет. И ныне на глазах сколько примеров постников долгоденствующих! Наши простолюдины строго соблюдают посты относительно качества пищи, да еще притом много трудятся, и – благодарение посту – не слабеют, а еще цветут здоровьем, живут долго, тогда как расстройство желудка, ожирение сердца, подагра, одышка и другие многочисленные болезни и никак недолговременная жизнь – именно принадлежность людей, избегающих постной пищи. Знатоки врачебной науки пишут: «Желудок, приученный к трудноваримой, вообще к постной пище, получает больше силы и вырабатывает лучшие соки, нежели избалованный мясною и удобоваримою пищею» (Зацепин). «Детям обыкновенно дают много животной пищи, что решительно вредно для них, особенно для золотушных» (Гапкон. публ. лекц. докт. Зацеп. 1863 г.). Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, принятые ко двору Навуходоносора, когда приказано было кормить их как можно лучше и с царского стола, не согласились есть со стола язычника, а выпросили себе позволение питаться овощами, пищею самою постною и скудною, и что же? Оказались полнее и красивее других, и умнее. Слава Богу, отрадно встретить, что частью начинает падать предубеждение против поста по отношению к детям воспитанникам так в недавно открытой московским земством учительской для народа семинарии в непременный долг поставлено воспитанникам соблюдать все посты (Епарх. Моск. Вед. 1869 г. № 11).

«Мне и доктор запретил есть постное, а велел есть непременно скоромное», прибавляют еще некоторые из говорящих, что они не могут есть постного постом. Так! Если доктор запрещает действительно больному, действительно не могущему есть постного, – это резонно: но если доктор делает так в потворство сластолюбию мнимо больного, не могущего будто есть постное, – ему трех, да не прав и не соблюдающий поста на основании слов его. Предписание врачей касательно нарушений поста не заслуживают уважения, особенно тогда, когда идут от врачей равнодушных к вере и церкви, хотя и православных, или от иноверцев. Те и другие, как сами не соблюдают постов, так и на несоблюдение постов смотрят очень легко и предписывают и советуют всякому здоровому и больному, по нужде и без нужды, не соблюдать постов. Врач-христианин и истинный сын церкви без сомнений не возбранит поста, если он действительно не вреден больному. Иногда доктора советуют молодым холостым людям нецеломудрие; так и нужно слушать их беспрекословно? Между православными бывают еще такие, что при всем вреде для них постной пищи во время болезни никак не решаются нарушить поста; и что же? Господь видимо и чудесно благословляет их ревность к благочестие выздоровлением, как благословил здоровьем трех еврейских отроков.

«Пост не в качестве, а в количестве пищи, говорят противники поста: лучше есть немного скоромного, хотя бы и в пост, чем много постного, до обременения». Но именно в качестве пищи состоял пост в раю у первых человеков; из множества дерев в раю им запрещено было вкушать плоды с одного дерева. Что же касается до количества пищи, то и всегда, в пост ли постной, не в пост ли скоромной, употреблять много до обременения – грешно. Всякий раз, когда вкушаем пищу, нужно вкушать ее столько, чтобы не пресытиться. По слову великих церковных учителей должно «отсекать нечто от количества пищи, требуемого чувственным пожеланием» (Слова и реч. митр. Филар. Сл. в нед. сырой.), вставать из-за трапезы всякий раз с неким остатком глада, а не с пресыщением (Иннок. сл. в в. среду).

В оправдание свое некоторые не соблюдавшие постов указывают на слова И. Христа в Евангелии: «не входящее во уста сквернить человека: но исходящее из уст» (Мф. 15:11). – Но тут слова нет о посте и против поста; здесь выражается то, что телесная нечистота ничто в сравнении с душевною: эти слова И. Христос сказал тогда, когда фарисеи спрашивали Его, почему ученики Его не умывают рук, когда едят (Слич. Мк. 7:18–33).

Указывают на слова апостола Павла: «Брашно... нас не поставляет пред Богом» (1Кор. 8:8), т. е. пища не приближает нас к Богу. – И это говорит апостол совершенно не о посте: он сам много и часто постился, в пощениях многажды был я, пишет он о себе (2Кор. 11:27); так мог ли он учить несоблюдение поста? В указанных словах апостол говорит о снедях идоложертвенных, т. е. окропленных идоложертвенною кровью и в таком виде продаваемых язычниками на торжищах и в домах языческих предлагаемых христианам в пище (сл. 1Кор. 8:4–13). Но прочитаем, что далее говорит апостол: «Блюдите... да не како власть сия ваша, – т. е. употреблять в пищу идольские жертвы, – преткновение будет немощным» (1Кор 8:9), т. е., чтобы пищею сею не подать другим соблазна. Сии последние слова нельзя ли приложить к нарушителям поста?!.. Прибавим, что церковь заповедует пост не потому, что одна пища, скоромная например, оскверняет нас, а другая, – постная, освящает, приближает нас к Богу, а потому, что воздержание от скоромной пищи в известные времена служит пособием к укрощению плоти и к христианскому смирению. "Вся ми есть (позволено) суть, но не вся на пользу», (1Кор. 10:23), говорит апостол.

Указывают еще на слова апостола: «не ядый ядущаго да не осуждает» (Рим. 14:3). – Но как будто едущий уже и прав, что ближние не в праве осуждать его? Не только ядущего, но и всякого грешника нам не велено осуждать; но это, конечно, не оправдывает грешника в его грехах.

Говорят еще противники поста: «В Свящ. Писании не видно, чтобы Самим Господом Иисусом или св. апостолами сказано прямо о том, что нужно поститься; заповедь о посте – это, говорят, предание церкви, установление отцов церкви». – Правда, ни в Евангелии, ни в прочих новозаветных книгах нет прямой заповеди о посте. Но несомненно, что Господу Иисусу угодны посты; это видно из того, что Он Сам постился 40 дней, что Он дал наставление, как поститься: «Егда... поститеся, не будите якоже лицемери» (Мф. 6:16); указал и время для установления поста: когда ученики Иоанна и фарисеи спрашивали Его, почему они постятся, а Его ученики нет, то Он сказал: «еда могут сынове брачнии, дóндеже жених с ними есть, поститися? (Под сынами брачными разумеются апостолы, а под женихом И. Христос)... приидут же дне, егда отымется от них жених, и тогда постятся» (Мк. 2:18–20). Еще однажды Господь прямо указал, что пост в соединении с молитвою лучшее средство против врагов спасения (Мк. 9:29). Не надо притом забывать, что пост заповедан еще в раю: «от древа... еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него» (Быт. 2:17). Чрез Моисея заповедано было израильтянам поститься в день очищения (Лев. 16). «Пост не новое изобретение, говорить Василий Великий, св. отец IV-гo века, но драгоценность отцов, дар древний, отеческое наследие, передаваемое от отца к сыну, так что стяжание cиe, по порядку преемства, сохранилось и до нас» (Бес. о посте 1).

«Заповедь о посте есть заповедь церковная, а не евангельская, потому можно и не соблюдать ее», говорят противники поста. – Но правда ли, что нет греха не соблюдать правил церковных, ведущих начало если не прямо от Самого Господа, то от Апостолов или отцов церкви? Нет, Сам И. Христос, Глава церкви, о человеке христианине, который не хочет слушать Его церкви, сказал так: «аще... церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17), т. е. кто не слушает церкви в лице ее предстоятелей, тот подлежит отлучению от общества верующих, как и неверующий (язычник) и великий грешник (каковы были, по понятиям евреев, мытари, сборщики податей у них) и след. лишается всех благ искупления Христова и надежды блаженства на нее. В неделю православия, в соборных храмах произносится анафема (отлучение) на всех еретиков, вместе с ними и на отметающих соборы св. отцов и их предания, согласные с божеств. откровением. «Слушаяй вас, Мене слушает... отметаяйся вас, Мене отметается» (Лк. 10:16), сказал Сам Господь предстоятелям Своей церкви. «Иже бо сим повинуется, слушает Христа, учредившего их, а иже противляется им, противляется Христу Иисусу», пишут св. отцы. «Тот не может иметь Бога отцом, кто не имеет матерью церковь» (Игн. Богон. посл. к Филад.). И в самом деле, принадлежать к церкви и не исполнять ее правил – на что это похоже? Если принадлежащие к какому-нибудь обществу житейскому, или подданные государства, исполняют правила этого общества, законы государства, то можно ли к церкви, духовному обществу принадлежать, а уставов ее не исполнять? И если где, то особенно в церкви и в деле душевного спасения пагубны своеволие и гордость. Между христианскими подвижниками было не мало таких, которые долго и много подвизались и вдруг теряли все чрез гордость и своеволие. «Якоже грех есть чарование (волшебство), тако [грех есть] противление, и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение... а послушанье лучше жертвы благи, и покорение лучше тука овня" (1Цар. 15:22, 23). Кто хранит пост по установлению церкви, тот одним своим смиренным послушанием уставам ее не мало уже приобретает. И если бы непослушание церкви в деле соблюдения постов было небольшим грехом, то за него не было бы такого большого наказания, какое полагается в правилах церковных: за несоблюдение поста Великого и среды и пятка полагается там напр. отлучение от св. причащения на два года (132 пр. в Бол. Треб.); за несоблюдение постов: Успенского, Рождественского и Петрова отлучение от храма, т. е. от участия в службах церковных, особенно в литургии (228 пр.) Афанасий Великий говорит: «Разрешаяй среду и пяток, сей распинает Господа, якоже и Иуда: ибо в среду предадеся, в пяток распятся» (Бол. Треб. 218). Не соблюдать постов не значит ли чревоугождать? А чревоугодие есть один из смертных грехов, т. е. подвергающих душу смерти вечной; не потому ли за него и такое строгое церковное наказание, чтобы показать его тяжесть? Несоблюдение постов, ядение в постные дни скоромного не служит ли соблазном для многих христиан, особенно ревнителей православной церкви и ее св. уставов, и не вводит ли одних в этот же грех, а других – в грех осуждения? У хозяев, которые едят скоромное в пост, не едят ли тоже и слуги? А соблазн – страшный грех: «горе человеку тому, им же соблазн приходит» (Мф. 18:7), сказал Сам Господь Судия. Худо тому, кто ест на соблазн, сказал апостол Его. «Аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса вовек, да не соблазню брата моего» (Рим. 14:20; 1Кор. 8:13), т. е. я не стану есть мяса всю свою жизнь, если увижу, что тем соблазняется ближний мой, чтобы только не соблазнить его, сказал о себе св. апостол Павел.

Говорят еще противники поста: «Скоромная пища дешевле постной?» – Но не в сто ли раз должно быть для нас дороже угождение Богу и спасение души, чему обыкновенно способствует пост, – чем деньги? Не гнусное ли это предательство веры и уставам церкви, – из-за большей дешевизны мясной пищи сравнительно с рыбною есть мясо в посты? Ее паче ли тысяч злата и серебра (Пс. 118:72) должен быть для нас закон Божий как он был и есть для святых и ищущих праведности?

Еще говорят: «Не мы одни не соблюдаем постов, но очень многие, даже и из духовных; если не сами они, то семейные их». – Это не оправдание. Должно брать пример с других в добром, а не в худом. Не мы одни грешим; так все, вместе с ними и мы будем наказаны за то. Перед потопом во время всеобщего развращения, верно многие говорили: не мы одни худо себя ведем, а и все; равно – и в развращенных городах Содома и Гоморры: но что же? Все и погибли, а не погибли только не уподобившиеся всем – Ной и Лот с семействами.

Противники постов говорят: «Бог все сотворил и дал нам на пользу, к нашему утешению и довольству; так мы и утешаемся даром Божиим; что за разбор в пище: то ешь, другого не ешь?» – Ответим на cиe словами одного благочестивого подвижника (Адриана Югского): «О, такое умничанье несправедливо, а потому и душепагубно! таковые хоть бы поучились у земных то врачей: они ведь не разрешают больному пользоваться без разбора лекарством из аптеки, а предписывают по опытному усмотрению, соответственно болезни; да и больной-то сам, когда приходит, или другой кто за него в аптеку, не из той банки берет себе лекарство, которая полюбилась ему на вид, и не из всех подряд и не того, которое приятно ему на вкус, а одобренное и предписанное ему опытным врачем, а иначе не послушавшись врача, умрет: так разумейте в отношении пользования вообще пищею и питием. Небесный врач, наш Создатель, из любви к своему созданию, даровал ему (человеку) этот видимый мир, обильный всякими потребностями жизни, как бы аптеку какую для больного человечества, а наблюдать-то за лекарствами поставил опытных врачей, со вниманием всю свою жизнь, под руководством Духа Св., изучавших природу свою, для возвращения ей потерянного чрез страсти и грехи совершенства, св. Апостолов и отцов. Они-то, чистейшие и опытнейшие по жизни, в совете своем, по приказанию Божию, и в память важнейших событий Божьего попечения о нас, и учредили посты, предписав нам обращать строгое внимание не только в отношении количества пищи, но в известное время, и качества, – как единственное средство к очищению души и тела и спасению вечному; а если не послушаем сих опытных врачей для нашего душевного здравия и чудных вождей к благополучию, так подобно непослушным врачу больным умрем, как чрез них же нам Господь сказал: душа, питающаяся пространно, жива (за живо) умерла. На что же чистейший из чистейших Сам Господь-то постился? Примером своим указать нам потерянную дорожку в рай! Господь чрез церковные заповеди о посте не испытывает ли и нас в покорности к Себе, как когда-то испытывал Адама, дав ему в раю заповедь о посте? Коль хочешь возвратиться в потерянный Адамом рай, живи по Адамову, – как он был до падения верен заповеди о посте, – тогда спасение несомненно и для тебя. Вольничать и умничать против предписаний церкви в отношении поста страшно, душепагубно, – это лжемудрие не православное!» и пр. (Достопам. соб. жиз., назид. изреч. и кел. зап. старца Адреана, подвиж. Югск. ст. 61).

Вот основания, по которым некоторые из нас не соблюдают постов; вот возражения, которые делают против поста противники его. Судите, тверды ли сии основания, неопровержимы ли сии возражения, – и правы ли потому нарушители постов? Можно ли слушать их и поступать по их примеру другим? Все, что говорят противники постов, есть мудрование плоти, об умерщвлении которого мы особенно молимся Великим постом на 9 часе: «Иже в девятый час нас ради плоти смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование». Несоблюдениe постов – это недавнее между нами явление, перешедшее к нам от не православных, еретиков. Это подтвердят наши деды и прадеды. Судите, должно ли быть между нами так? Нет, мы православные, будем и жить во всем по православному. Мы и без того много угождаем своей плоти; будем ли дерзать угождать еще ей по примеру не православных и несоблюдением постов, когда все истинные христиане постятся? Мы и тем нарушаем посты, что во дни их рано – раньше полудня, не как предписывает устав церкви – вкушаем пищу; еще ли будем нарушать тем, что во дни их станем есть скоромное вместо постного?

Будем подражать примеру древних христиан, о которых св. Златоуст пишете так: «Иной, хотя бы кто в наступивший пост тысячу раз заставлял и принуждал его пить вино или вкусить чего-либо неположенного в посты, скорее решится потерпеть все, чем прикоснуться к запрещенной пище» (13 бес. по низверж. царск. статуй).

Займемся теперь решением вопросов: Кому когда разрешается пост? В том ли только состоит пост, чтобы не есть скоромного и есть умеренно?

Церковные правила говорят о разрешении поста: «Аще кто болен и от сильныя болезни совершенно истощен, непременно ли должен поститися или по причине сильного изнеможения его, священнослужитель разрешит ему употреблять, что может, или и елей и вино? Должно разрешить больному примати питие, смотря по тому, что может он понести04 (Кн. правил. Канон, отв. Тимоф. Алекс. 10). «Рождшая в великую седмицу, т. е. страстную, ест масло и вино пьет. Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она (родившая) принимать пищу и питие, как хочет и понести может» (там же).

При несоблюдении поста по нужде, не худо помнить сии слова св. Златоустаго: «Кто не в силах строго соблюсти пост телесный, тот пусть вознаградит это делами милостыни, продолжительной молитвою, большим усердием к слушанию слова Божия, в чем никакого препятствия не сделает телесная немощь» (Бес. на Быт. 4:1, или 26 бес. по случ. низвер. стат.) Равно больным, детям, престарелым и находящимся в особенных телесных трудах облегчается пост по правилам церкви. Церк. устав относительно поста в великий пяток, напр. так говорит: «аще же кто будет много немощен, или престарился не многий пребыти постен, дается ему хлеб и вода» (Церк. уст.)... «Что делать нам, несоблюдающим поста по непривычке издетства?» спросит кто при сем. – Что делать? Отучите себя от непривычки к посту. Конечно нельзя, пожалуй скоро и легко отвыкнуть от того, к чему очень привыкли, а все таки хотя и говорится: «привычка – вторая природа, привычку можно изменять, – и не привычку только, а и природу, как видим на опыте св. подвижников, изменять можно: так о святителе Тихоне Задонском известно, что он от природы был вспыльчив, но подавлял и подавил в себе вспыльчивость, изменил в себе эту природу (Житие свят. Тих. ч. 1. стр. 77). Нельзя при сем не повторить сказанное прежде: худо делают, грешат те родители и воспитатели, которые своих детей, воспитанников кормят в посты скоромною пищею!

«В том ли только состоит пост, чтобы не есть скоромное и есть умеренно?» Так ошибаются те, которые отвергают пользу поста для духовной, благочестивой жизни, а потому не считают грехом есть в посты скоромное: так равно обманываются и те, которые думают, что пост состоит только в неядении скоромной пищи и в умеренном ее употреблении. Нет, человек состоит из тела и души, и пост должен быть для тела и души: для тела неядение скоромной пищи, а постной и не до пресыщения, для души – воздержание от греховных мыслей, чувств и дел и творение добрых дел. Так тело без души мертво, так и один наружный пост без внутреннего Богу неугоден. Еще в ветхом завете Бог осуждал иудеев за то, что они соблюдали только наружный посте без внутреннего, без исправления сердца: «Не сицеваго поста Аз избрах, и дне, еже смирити человеку душу свою: ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен», говорит Он тогда чрез пророка. Какой же пост угоден Богу? «Разрешай всяк союз неправды, – заповедует Бог, – разрушай обдолжения насильных писаний... раздробляй алчущим хлеб твой и нищия безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей» (Ис. 58:5–7). «Постящиеся, братие, телесне, постимся и духовне, – поется в свящ. песни вел. поста – разрешим всякий союз неправды, дадим алчущим хлеб и нищия безкровныя введем в домы» (В среду 1-й нед. на вечер, стих.). «Мяса ты не ешь, пишет Василий Великий в своем слове о посте, но съедаешь брата; вина не пьешь, но от наглостей, обманов и злых приобретений себя не удерживаешь; до самого вечера не вкушаешь пищи, но целый день проводишь в судах, в сварах, в злобе. Это ли пост? Истинный пост есть воздержание от пороков, обуздание языка, укрощение гнева и страстей, отложение злоречия, или обмана. Пусть чрево твое будет праздно от пищи, и ум от грехов. Пусть внутреннее будет согласно с внешним: ни душа да не оскверняется пороками» (Сл. Вас. В. о посте). «От брашен постящиеся, душе моя – сказано еще в одной песни церковной и страстей не очистившихся, всуе paдуешься не ядением: аще бо не вина (средство) ти будет ко исправлению, яко ложная, возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим» (См. стих. утр. среды сырн. нед.). «Ты постишься? вопрошает св. Златоуст. Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй» (10 бес. по случ. низв. цар. статуй) Особенно должно творить милостыню постом именно из остатков, сберегаемых у нас требованием поста от пищи, пития и прочих удовольствий. О древних христианах известно, что они постами действительно раздавали бедным пищу, которую надлежало бы приготовлять к своему столу, но которая сберегалась пощением. «Один пост телесный, – говорит св. Златоуст, – не восходит на небо, без сопровождения сестры своей – милостыни, которая есть не только его спутница и союзница, но и его колесница» (Бес. 72 о посте). Ориген называет блаженным того, кто постясь, питает нищего: «Ибо такой пост весьма приятен Богу» (Бес. X на кн. Левит). Заметить должно при сем, что худо делают те, которые постом употребляют пищу, хотя постную, но изысканную. Это сластолюбие никак несовместимо с требованиями поста. Блаженный Августин таки обличает подобного рода пощение: «Есть и такие хранители четыредесятницы, которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатыми и дорогими подборами разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосуды, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева. Подобное злоупотребление поста нередко между нами, за столом сладкие кушанья, за чаем вместо сахару, который считают скоромным, ставят множество разных сластей: меду, варенья, ягоды и пр. Сим постом, как и телесным и душевным воздержанием, для его совершенства, соединяется удаление от всех забав, игр, удовольствий и празднеств – вообще всего, что льстит чувственности, от телесного общения между собою супругов. «Во дни четыредесятницы, пишет блаж. Августин, да прекратятся удовольствия плоти, приманки мира; вместо праздных разговоров, колких шуток, пагубных развлечений, займитесь благочестивыми беседами из свящ. писаний» (Sermo LY de tempore). «Преданный забавам и увеселениям мирским обыкновенно бывает неспособен благоговеть пред Богом и терпеть для славы Божией; забавы и увеселения поселяют в нас чувствования и помыслы, несовместные с подвигами поста и покаяния, рассеивают нас. Забавами поджигаются внутри нас страсти и раздувается пламень порочных вожделений, говорить св. Златоуст» (Бес. об Анне). С этою целью еще древними законами – гражданскими и церковными во время Великого поста запрещено устраивать театральные зрелища, забавы и увеселения (Cod Theod Lit ХV, tit V, leg V.), совершать браки – что запрещается и во все другие посты, – и пиршества по случаю празднований дня своего рождения (52 прав. Лаодик. соб.). «Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте» – пишет А. Павел супругам (1Кор. 7:5). «Oт жен воздержаться весь святой великий пост предписывает церковное правило, и за нарушение сего назначает невоздержному наказание – в Пасху, когда в древние времена причащались все христиане, не причащаться, «занеже весь пост обезчествовал»1 (Бол. Треб. др. 40).

При посте, как средстве к очищению и освящению нашему, в известное время полагается у нас говение, исповедь и причащение тела и крови Христовых. С постом, как средством к умилостивлению Бога за наши грехи, соединяется примирение с ближними. «Аще... отпущает человекам согрешения... отпустит и ему Отец... небесный: аще ли не отпущаете... ни Отец... отпустит вам» (Мф. 6:14, 15). Сырная неделя, и особенно так называемое прощеное воскресенье пред Великим постом, как временем общего говения и покаяния посвящаются у нас примирению со всеми. Здесь прибавим, что ошибаются те, которые думают, что постом должны строго соблюдать правила пощения только те, которые говеют. Скажем об этом словами св. Амвросия Медиоланского о тех, которые не все постились в Великий пост. «Многие из верующих, – говорит он, – в недели четыредесятницы то постятся, то предаются невоздержанию. Таким я должен сказать, что они напрасно надеются на свой пост, потому что такой пост бесполезен, ибо они хотя воздерживаются в известные дни и не вкушают сладкой пищи, но тем не угождают Богу, так как не постятся во все дни четыредесятницы; четыредесятницу тот совершает, кто в посте и бдении достигает Пасхи. Как в прочее время пост составляет заслугу, так нарушение его в четыредесятницу есть грех, потому что первого рода произволен а сей необходим; первый зависит от воли, а последний узаконен; к первому нас убеждают, а к последнему принуждают» (Сл. пред четыред.).

Церковные правила о пище на время постов Церковным уставом обыкновенно определяются и назначаются в различные времена различные степени поста: или совершенное неядение, или сухоядение, т. е. хлеб, вода и cyxиe плоды древесные; разрешается вареная пища постная, приготовленная без елея, или иногда бывает разрешение на елей и вино, а в некоторые дни и на рыбу. Строжайший пост назначается уставом церковным для святой четыредесятницы, особенно в первую и страстную седмицы. Ближайший к ней по строгости есть пост Успенский. В Петров пост и Филиппов или Рождественский, церковным уставом несколько облегчается строгость поста. Правило св. апостолов во св. четыредесятницу и всякую среду и пяток всего лета равно законоположили пост. Якоже в св. четыредесятницу, едим также и в среду и пяток всего лета, кроме немощи и праздников (Бол. требн. пр. 2112). Монахи же и понедельник да хранят всего лета, якоже среду и пяток (219).

«В навечерии Просвещения (Крещения Господня) и Рождества Христова, в оньже день случится, постимся: рыб и масла не ямы, точию пием вино; еще ли случится в субботу или в неделю, по вечерни ямы масло и пьем вино» (219 3 ).

«День просвещения и Христова Рождества, аще случится в среду и пяток, миряне убо едят мясо, иноци же сыр и яйца» (220). В праздники Успения пресв. Богородицы и св. ап, Петра и Павла, если случатся в среду или пятоку не разрешается пост, как в Рождество и Крещение Христово» (Устав церк. в cии дни). «Постимся и в день Воздвижения честного и животворящего креста, 4 сентября месяца, в оньже день случится, или в субботу, или в неделю. Едим же в тот день, бывшего ради обретения честного креста, масло и вино, и вящше ничтоже» (222). «Во святую великую четыредесятницу, ямы единою на день сухоядением: сочива точию без масла: вина же и масла в субботу и неделю ямы: такожде и от черепокожных. Рыбы же не ямы, точию в день Влаговещения, по божественным правилам. Аще же случится Благовещение в седмицу (страстную), не ямы рыбы, точию масло и вино» (224). Но ниже в великий четверток ямы масло, по 50 правилу в Лаодикии собора: ядущий же рыбу в дени праведного Лазаря, или в неделю креста, или св. Феодора, якоже видим многие сего творящие, суд себе восприимут, наипаче же и в Пасху не причащаются божественного причащения, в прощение их сластолюбия: како бо дерзают в сицевые дни?» (225). «В посты святых апостолов и Рождества Христова, и Богородицы, сухо ямы три дни, сиреч понедельник, среду и пяток, хранимся от рыбы, масла и вина, кроме немощи, ямы же сочива без елея, тоже и в великую четыредесятницу: хотящие же благоугодити Богу, в субботу и ее неделю токмо едят рыбу и елей» (226). «Ведомо буди и сие, яко разрешается пост среды и пятка на рыбы всего лета точию в Господские праздники и Богородицы. Разрешается же и всея Пятидесятницы среды и пятки миряне убо на рыбу, монаси же на елей и вино токмо... В праздники же святых Апостолов, и святых Мученик, и Святителей, не разрешаем рыбу, аще случится в среду и пяток точию на елей и вино, вящше ничтоже. Ямы же токмо рыбу на Рождество честного Предтечи, во ин же праздник сего никакоже, точию елей и вино. Такожде и в день верховных Апостолов Петра и Павла разрешаем на рыбу», якоже глаголет святой Феодор Студит в своем уставе (227). Замечателен устав о пище во дни страстного пятка и праздника Усекновения главы св. Крестителя Господня Иоанна. Приведем слова его здесь.

«Яко прияхом в Палестине, в сей день Великого пятка не творити... литургию, но ниже трапезу поставляем ниже ядим в сей день распятия: аще кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода, по захождети солнца. Сице бо прияхот от св. заповедей св. Апостол, не ясти в Вел. пяток. Господне бо слово, еже рече к фарисеом: яко егда отимется от них жениху, тогда постятся в тыя дни: зде блаженнейшии апостолы восприяша. И сие обрящеши в апостольских преданиях внимательно сия проходя» (Уст. церк. в В. пят.).

«В день Усекновения достоит всяко воздержатися постом, за истину пострадавшего пророка и проповедовавшего во аде Господа. Разрешению же быти точию на деревянное масло, и прочая от различных овощного плода, и по мере единой чашице вина в славу Божию, труда ради бденного. Всяко бо достоин нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети воздержательного ради жития святого, и скверноубийственного кровопролития его от Ирода: понеже усечена бысть глава Предтечева на пиру плясанием блудныя плясавицы, и чревоугодием, и различных животных закланием и кровопролитием. Нам же ни единого от таковых животных, из нихже кровь изливается, но ниже рыб (кровь бо имеют, аще и в воде жительствуют, и от тварей животных суть) подобает вкущоти, да не сообщницы явимся Иродову чревоугодию. Како бо Крестителево честное усекновение почтити восхощем! Мясо ли хощем ясти, или от иных различных брашен многоценных? А он живяше в пустыне безводной и безтравной, ни хлеба ядяше, ни трапезы имяше. Вино ли пием? А он никогдаже пияше вина, ни иного пития мирского: ни в храмех живяше, но под камением вкопався живяше. Стол и трапеза, и одр ему бяше земля, разве нужды естественныя, единою днем вкусяше акриды и мед дивий: чаша же ему пригорща, a питиe из камень текущая вода. Темже, братия, усердно почтим день сей молитвою и постом в целомудрии, отбежим пьянственного сего злого нрава. Аще бо кто неверствием одержим будет и узаконенного сего многоразсудительного повеления не сохранит, таковой зле пагубныя напасти постраждет: право содержащих же подвиг сей, Господи, благослови и управь молитвами св. Предтечи» (Уст. ц. 29-го авг.).

Против самых правил о посте приходится слышать тоже свои возражения. Рассмотрим, и сии возражения.

1. «Правила эти для монахов, а не для мирян». – Так говорится по слуху, а не по знакомству с делом. Монахами и в монастырях действительно составлены правила о посте, но составлены не для одних монахов, а и для мирян. Читайте самые правила и увидите там, что для монахов иногда предписывается такая пища, а для мирян иная, своя, напр. на день Успения устав говорит так: «Аще будет праздник сей в среду или пяток, разрешаем точию на рыбу и вино. Аще ли же в понедельник, миряне разрешают на мясо, и сыр, и яйца: монаси же точию на рыбу и вино». Если бы устав был только для монахов, то зачем же упоминается здесь о мирянах?

2. «Правила о посте у нас очень строги, а мы очень слабы, слабее, чем были люди прежде, когда составлялись правила, равно как – сказать кстати – и самые церковные службы, если совершаются в точности по уставу, – продолжительны и утомительны для нас: время требует пересмотра и изменения правил о посте и вообще о службах, применительно к слабым силам теперешних людей; а для сего хорошо было бы созвать собор, который бы смягчил строгость этих правил и своею снисходительностью успокоил слабых христиан». – Правила о пище, как равно и устав о службах, очень строги? Это правда. Но ведь и весь закон Христов кажется таковым для нашей поврежденной природы и слабой воли, напр. любви ко врагам, о терпении обид, о том, чтобы не только не делать худого, но и не думать о худом. Строги очень? Но кто же и принуждает поститься против возможности, не по силам? Правила эти суть как бы идеал, к которому должно стремиться всякому; сколько кто может, и кому возможно и удобно, пусть всецело исполняет их, а кому нет, напр. по болезни, по работе, пусть тот честно только, а не всецело исполняет их, напр. не соблюдая поста относительно времени употребления пищи в тот и другой день, пусть соблюдает относительно качества пищи, т. е. пусть не ест в пост скоромного, нарушение случайное пусть считает грехом и кается в том, но да не дерзает нарушать поста и говорить в то же время, что это ему не грех, или грех да небольшой. Вот что пишет один из подвижников: «Неумеренность в пище приводит к одному концу. Ибо ослабевший от излишнего воздержания приходит в то же состояние, в каком находится нерадивый от беспечности. Так, мы часто видели, что те, которые не могли быть прельщены чревоугодием были низложены неумеренностью постов; и неумеренные бдения и ночные стояния низложили тех, которых не мог победить сон. Итак, руководствуясь рассуждением, должно вести себя так, чтобы не уклоняться от стези воздержания и не пасть от гибельного послабления гортани и чреву» (Достоп. сказ. о подв. 225 стр.). И опытные старцы осуждали тех, которые вместо того, чтобы есть каждый день по два хлебца (эти хлебцы были оба едва одного фунта), чрез два дня съедали по четыре хлебца, – потому что это могло производить отягчение (Твор. св. от. кн. 1, 1855 г.) – Изменить правила о посте, равно и устав о службах? Но вот как думал о сем блаженной памяти наш великий учитель митрополит Филарет: «В требованиях перемен, уступок из строгих уставов церкви, ему, – говорит о нем один проповедник, – слышался голос миpa, который, будучи однажды допущен в область церкви, ничем не удовольствуется и из уступленного никогда не сделает доброго употребления. Он находил, что строгие уставы церкви навсегда хранят в себе прямой путь для воспитания ревнителей веры и благочестия, а уступки, делаемые миру, только поощряют его требовательность и ведут к расслаблению христианских нравов. Пусть лучше в виду строгих уставов церкви, общество сознается в своей немощи и расслаблении, чем остается спокойным к своими недостаткам, никем необличаемое» (Сл. при помин, митроп. Филарета в 40 д.).

* * *

1

Можно ли в пост пить чай и т. п. ? часто спрашивают, пишет один духов. писатель: можно ли в пост и особенно во время говения позволить себе это? И отвечает: истинный пост в том и состоит, чтобы воздерживаться именно от того, что особенно нравится нашей изнеженной и избалованной плоти, будет ли то чай, табак, что бы то ни было. Лишь соображаясь с уставом церковным, все подобные роскоши могут быть допущены разве в те дни, в которые разрешается на вино и елей, и то в узаконенное время, т.-е. после вечерни и преждеосвящ. литургии, а никак отнюдь не утром. (Пис. о Богосл. Белл, стр. 283).

2

Пост среды и пятка равен великому в том отношении, что в эти дни хранить его должно с вечера и вкушать единожды; питаться же не сухоядением, а варением с елеем и проч., а в некоторые среды и пятки разрешается и на рыбу. Увидим это далее.

3

В сочельник есть благочестивый обычай вкушать пищу не ранее вечера: в Рождественский не есть до вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении И. Христа, в Крещенский до воды т. е. после водоосвящения, вкусив св. воды.


Источник: О постах в православной церкви / [Соч.] Д.И. Бухарева. - 5-е изд. - Москва : тип. Снегиревых. 1880. - 47 с.

Вам может быть интересно:

1. Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

2. Психология поста архиепископ Иоанн (Шаховской)

3. О постах православной восточной Церкви профессор Иван Данилович Мансветов

4. Пост - заповедь Божия. Учение Православной Церкви о святых постах митрополит Стефан (Яворский)

5. Вы – свет мира – О посте митрополит Иларион (Алфеев)

6. К истории Великого Поста архимандрит Амвросий (Погодин)

7. Православное учение о посте протопресвитер Евгений Аквилонов

8. Поучения постникам или говельщикам святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский

9. Отдел 10. О богослужении постовом протоиерей Григорий Дьяченко

10. Великий Пост профессор Михаил Николаевич Скабалланович

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс