Источник

Октябрь

1 октября

Икона Кукузелисса

Эта икона находится на Афоне, в лавре Афанасия. Так названа она по имени св. подвижника XII века Иоанна Кукузеля.

Однажды в субботу, после всенощного бдения, после того как пропел акафист Пресвятой Богородице, Иоанн сел против иконы и слегка задремал. «Радуйся, Иоанн! – вдруг произнёс кроткий голос. – Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». И Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел в своей руке златницу. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы.

Покров Пресвятой Богородицы

В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришёл в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Её омофором и частью пояса. Омофор – это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову, и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришёл в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвёртом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Её поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания:

– Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

– Вижу и ужасаюсь, – отвечал Епифаний.

Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слёзы стекали по ланитам Её. Богоматерь прошла в алтарь и долго ещё там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростёрла над всеми молящимися, как бы покрывая им их.

За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нём народу, и рассказ его произвёл сильное впечатление.

В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей.

В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»!

Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися. Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия».

В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской – пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых.

Есть целый уездный город Владимирской губернии Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестёр милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царём Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошёл приступ, и русские овладели городом.

Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектенью. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окружённую святыми и ангелами. Она держит на широко распростёртых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.

Издавна существовали в России храмы и целые монастыри в честь Покрова Богоматери. Так, по преданию, благоверный великий князь Андрей Боголюбский в городе Боголюбове, близ Владимира, построил храм Покрова. В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь в честь Покрова Богоматери.

Молитва пред иконой, именуемой «Покров Пресвятой Богородицы»

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице!

Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога и Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верой и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас. Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.

Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; рассеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси. Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верой. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Псково-Покровская

Эта икона находится во Пскове, в Покровской церкви. Она написана на проломе стены в память чудесного избавления Пскова в 1581 году от упорной осады Польским королём Стефаном Баторием. На ней изображено бывшее тогда благочестивому старцу Дорофею чудесное явление Пресвятой Богородицы с преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псковским, с благоверными князьями Василием Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковскими и Николаем – юродивым Псковским (об этом явлении см. под 15 августа в сказании о Псково-Печерской иконе).

Икона эта названа Псково-Покровской по месту своего нахождения и прославилась чудесами.

Икона, именуемая Барской

Она находится в Барском монастыре Могилёвской епархии.

В начале XVI столетия, когда поляки завладели городом Баром (иначе Ровом), монастырь был под их властью; но в 1793 году вся Подолия и монастырь с чудотворной иконой были возвращены обратно России.

Барская икона очень древняя. Она привлекает к себе множество богомольцев не только православных, но и иноверных.

Молитва пред иконой, именуемой «Барская»

Приидите, людие российстии, преславно и православно ублажим Преблагословенную и Пречистую Марию Деву, в Баре граде благодать Свою издревле выну явившую, православныя люди Подольския земли от агарян и сарацын свободившую, православную веру в пленении латинстем сохранившую.

К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице! Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице, Дево Пречистая, лествице к небеси, святое вместилище Слова Божия, прибежище верным и избавление, достоянию Твоему помощь и защищение, скорбящим подательнице вечнаго радования, иноков бого мудрых возведение к горнему Царствию.

Ты бо, яко имущая державу непобедимую, злую дерзость латинскую отмстила еси, иезуитское и униатское неправоверие в веру православную обратила еси, верой имя Твое всехвальное призвавших отцев наших спасла еси и покрыла их святым омофором.

Не отврати и ныне рабы Твоя тщи. Тя бо едину надежду имамы; избави люди Твоя присно и град и обитель, юже избрала еси Себе местом проявления благодати Твоея, и Подольскую землю и вся православныя христианы от искушений, от пагубных, душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя, и от всякаго лютаго обстояния, и наветов врагов Церкви Твоея православныя, и до ныне тайно и неустанно сеющих скверныя плевелы на доброй, от века православной ниве Подольской; аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы избавил веру отцев наших от толиких бед, кто бы и нас сохранил до ныне свободны?

Мы же преблагому Твоему заступлению о нас радующеся, благодарственно да восписуем Ти и да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

7 сентября

Икона Псково-Печерская Умиление

Эта икона прославилась вместе с иконой Успения спасением Пскова и Псково-Печерской обители от осады в 1581 году Польским королём Баторием.

За несколько дней до осады Пскова было чудесное явление Пресвятой Богородицы благочестивому старцу Дорофею относительно предстоящего бедствия. Тогда был вызван архиепископом игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Псково-Печерскими иконами Успения и Умиления, чтобы совершать молебствия на указанных во время Своего явления Самой Богородицей местах (о явлении Богородицы и об иконе Успения см. под 15 августа).

Помощью Пресвятой Богородицы город и обитель были спасены. Празднование Псково-Печерской иконе Умиления вместе с таковой же иконой Успения установлено в память избавления Пскова от нашествия французов в 1812 году. В этот день бывает крестный ход вокруг города.

Молитва пред иконой, именуемой «Умиление Псково-Печерская»

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо!

Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионой Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней.

Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогдаже отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей, да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

9 октября

Корсунская, иначе Ефесская, икона Божией Матери

Эта икона, как говорит предание, написана евангелистом Лукой.

В 988 году, после крещения, принёс её из Корсуни, или Херсона, в Киев великий князь Владимир. По другому же сказанию, она принесена из Греции в Россию в конце XII века Предиславой, в монашестве Евфросинией, дочерью Полоцкого князя Георгия. Удалившись от мира, княжна основала в Полоцке девичью обитель. Слыша о писанных евангелистом Лукой иконах, она пожелала иметь такую икону и, после слёзной молитвы об исполнении своего желания, отправила нарочного к Греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хрисовергу с дарами и просьбой доставить ей икону из Ефеса. Император и патриарх исполнили желание св. княжны.

В XIII веке икона сия принесена была дочерью князя Полоцкого Брячеслава Александрой, при вступлении её в брак с князем Александром Невским, в Торопец Псковской епархии, где в Богородицком соборе стоит она и доселе. Есть несколько чудотворных списков с Корсунской иконы: в нижегородском Благовещенском соборе, писанная в 995 году, в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Сергиевой лавры.

10 октября

Икона Акафистная-Зографская

Эта св. икона прославилась по следующему случаю. Римские папы всячески старались подчинить своей власти православный Восток, и некоторые из Греческих императоров усердствовали помогать им в этом. Латинянам хотелось, чтобы св. Афонская гора, которая считалась оплотом Православия Греческой Церкви, ранее других мест подчинилась их папе.

Явившись в обителях Святой горы, они начали всякими путями склонять иноков к подчинению. Были случаи увлечения, но б́ольшая часть иноков с твёрдостью обличали ревнителей папы в святотатственном присвоении им себе прав наместничества Христова. И Господь Сам и Его Пресвятая Матерь помогали инокам в борьбе с неправославием.

Так, силой Божией, для вразумления, Ксиропотамская обитель, принявшая западных гостей с честью и раболепством, сотряслась и задавила многих латинян и иноков во время литургии; а близ Зографского монастыря, где подвизался в уединении некто старец, однажды, когда он пел акафист Пресвятой Богородице пред Её иконой, вдруг услышал голос от иконы: «Радуйся и ты, старец Божий!»

Старец затрепетал от страха. «Не бойся, – продолжал голос от иконы, но иди скорее в монастырь и объяви игумену и братии, что враги Сына Моего и Мои уже близко. Кто слаб в духе терпения, тот пусть скроется, пока пройдёт искушение; но желающие страдальческих венцов пускай остаются». Старец поспешил в монастырь, но едва он вошёл туда, как икона, от которой он слышал голос, уже явилась впереди его. Инок взял её и с нею явился к игумену. Тогда чувствовавшие себя слабыми из братии скрылись в горы, а 26 иноков, в том числе настоятель и сам старец, остались в монастыре и заперлись в башне. Латиняне скоро явились и сначала словами стали убеждать отпереть монастырские ворота и признать папу главой всей Церкви и обещали за это всякие милости и много золота. «У нас глава Церкви Христос, отвечали иноки с башни, – и мы все скорее умрём, чем дозволим осквернить святость этого места вашим насилием». – «Так умирайте же!» – с яростью воскликнули латиняне и, обложив башню хворостом, зажгли; иноки, благословляя Бога, предали Ему свой дух.

Это было в 1276 году 10 октября. Икона, от которой старец слышал голос, находилась при страдальцах и найдена под пеплом совершенно невредимой. Она ещё называется Предвозвестительницей.

11 октября

Икона, именуемая Вододательница [Вотодательница]

Об этой иконе нет сказания, известно только её название.

12 октября

Икона Иерусалимская

По преданию, она написана св. евангелистом Лукой в 15-е лето по вознесению Господню. В 453 году она перенесена из Иерусалима в Царьград Греческим царём Львом Великим и поставлена в храме Богородицы Пигии, т. е. источника; потом была перенесена во Влахернскую константинопольскую церковь.

По случаю нашествия руссов на Херсон, или Корсунь, царь Лев VI Философ принёс икону в 988 году в дар великому князю св. Владимиру, когда он покорил этот город и крестился в нём. Св. Владимир даровал святыню Корсунскую новгородцам по обращению их в христианскую веру. В новгородском Софийском соборе икона оставалась до покорения Новгорода царём Иоанном Васильевичем IV, который в 1571 году перенёс её в Москву, в Успенский собор.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона была похищена неизвестно кем и на место её поставлен верный старинный список её, взятый из дворцовой церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. На полях сей иконы написаны кругом св. апостолы Пётр и Павел, Иоанн, Лука, Симон, Филипп, Матфей, Марк, Иаков, Фома и Варфоломей, свв. мученики Прокопий, Георгий и Меркурий. Кроме этой иконы, есть и ещё чудотворные Иерусалимские иконы:

Иерусалимская, находящаяся в Кривоезерской пустыни. Кривоезерская пустынь находится в Костромской епархии. Икона написана одним благочестивым иноком этой обители – живописцем, который до вступления в монастырь был на военной службе при Петре I. Икона в первый раз прославилась исцелением девицы от водяной болезни. Однажды икону носили по деревням, и девица дала обет всюду ходить за нею. Более недели ходила, наконец, так ослабела, что без чувств упала на землю в лесу. В это время ей представилось, что как будто кто ударил её в бок острым орудием; затем подошла к ней необыкновенно прекрасная Дева и будила её. Придя в себя, девица заметила, что место, где она лежала, и одежда её мокры; на боку у неё язвина, из которой текла вода; себя же почувствовала совершенно здоровой.

Иерусалимская, находящаяся в Покровской церкви Измайловской богадельни, в Москве. Находящаяся здесь икона есть копия с подлинной в Успенском соборе, которая была поднесена в дар великому князю Владимиру в 988 году. Она прославилась в 1867 году во время свирепствовавшей холеры в подмосковных имениях. Жители села Коломенского надумали принести Иерусалимскую икону из Измайловской богадельни для общественной молитвы о прекращении болезни. 15 и 16 сентября были днями этих молебствий. Пред иконой совершали молебствия и в храме, и пред домами крестьян, и во время крестного хода. И молитва была услышана: в селе Коломенском и в смежных селениях, Садовой слободе и Дьякове, холера не коснулась никого. А во время пребывания иконы в Дьякове получила исцеление от слепоты семилетняя девочка Елисавета, дочь раскольников села Сабурова.

Эта Иерусалимская икона – очень большого размера, в 3 аршина вышины и 2 – ширины.

Молитва пред иконой, именуемой «Иерусалимская»

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице!

Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли. Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Икона Смоленская, что под Ярославлем

Эта икона находится в монастыре, в пяти вёрстах от Ярославля. Прославилась она в 1642 году, 12 октября.

Икона стояла в келье архимандрита Сергиевой лавры Адриана, и однажды ночью, во время лёгкого сна он слышит от неё голос: «Иду в пределы Ярославля, в новосозданный монастырь во имя Моё». Архимандрит в великом ужасе проснулся и вскоре торжественно проводил икону в названный монастырь. Игумен того монастыря с братией вышел в сретение св. иконы с крестным ходом и поставил её в церкви у царских врат, на правой стороне. От этой иконы было много чудотворений.

Икона Руденская

Сия св. икона явилась в 1687 году в местечке Рудне Могилёвской епархии, а в октябре 1689 года тамошний священник Василий принёс её в Киев и поставил в церкви Печерского женского монастыря. По соединению же сего монастыря с Флоровским в 1712 году икона перенесена во Флоровский монастырь, что на Подоле.

Калужская икона

Явление сей иконы празднуется 2 сентября. См. о ней там. 12 же октября празднуется Калужской иконе в память избавления Калуги от французов. В этот день с иконой совершается крестный ход вокруг города.

Икона Ерманская

Об этой иконе сказаний нет2. Известно только, что Церковью положено празднование ей 12 октября.

Икона Филермская

Икона Пресвятой Богородицы, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана святым евангелистом Лукой и им же препровождена в Египет к назореям, т. е. к лицам, посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству, откуда со временем она была перенесена в Иерусалим; а в V веке Греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла эту икону в Константинополь, где она торжественно была поставлена во Влахернской церкви.

Отсюда св. икона была взята в XIII веке западными христианами, когда они овладели Константинополем; после она досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли её с собой на остров Родос.

Когда в начале XVII века этот остров был взят турками и рыцари переселились на Мальту, то туда перенесли с собой и Филермскую икону. В конце XVIII века, когда французы овладели Мальтой, то рыцари прибегли под покровительство Русского императора Павла I и избрали его своим великим магистром и защитником Мальтийского ордена. В то же время, в 1799 году, 12 октября, они перенесли в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Одигитрии вместе с частью древа Креста Господня и десной рукой славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Эта святыня внесена в Гатчинскую придворную церковь, а оттуда в С.-Петербург, в церковь Зимнего дворца. В 1800 году, 12 октября установлено празднование в память перенесения из Мальты в Россию части Креста, чудотворной Филермской иконы Богородицы и правой руки Иоанна Крестителя.

13 октября

Иверская икона

13 октября празднуется Иверской иконе в память прибытия её в Москву с Афона. Икона была встречена с великим торжеством самим царём Алексеем Михайловичем с семейством, патриархом Иосифом, духовенством, боярами и множеством народа. Память же её явления празднуется 12 февраля (см. о ней там).

От Иверской иконы в Москве произошло множество чудес. В 1880 году было замечательное исцеление от глухоты учителя музыки, протестанта. Это был человек ни во что не верующий; потеряв слух и прожив всё, что им было приобретено, он решился на самоубийство. «Проходя мимо Иверских ворот, – писал в газетах исцелённый, – я увидел толпу народа, собравшегося вокруг кареты, в которой привезли в часовню икону Божией Матери. Во мне явилось неудержимое желание помолиться вместе с народом и приложиться к иконе. И вот я, дожив до 37 лет, в первый раз искренно перекрестился и упал на колени пред образом; – и что же случилось? Случилось поразительное чудо: я, считавшийся доселе врачами неизлечимо глухим, приложившись к иконе, в тот же момент получил способность слуха, так что не только резкие звуки, но и тихий говор стал слышать совершенно явственно...»

Ещё ознаменовали себя чудесами следующие Иверские иконы, находящиеся:

В Святоезерском Богородицком Валдайском монастыре

Этот монастырь устроен патриархом Никоном, в бытность его митрополитом Новгородским, по образцу Иверского на Афонской горе. Икона в сем монастыре – новая копия с древней Иверской иконы. Икона украшена дорогой ризой.

В Молчанской Софрониевой пустыни

Сюда была принесена Иверская икона в 1713 году после особенного явления Богоматери сумским атаманом Лукианом Константиновым. Она стоит над царскими вратами. Во время пения соборных акафистов и для прикладывания её торжественно спускают на шнурах.

В Моздоке, в Успенской церкви

Она привезена сюда из Осетии вместе с другими иконами, где прославилась многими чудесами.

Предание говорит, что икона была прислана в Осетию из Грузии Грузинской царицей Тамарой, которая заботилась об обращении язычников и осетин, и что в конце XVIII века, когда в Моздоке была епископская кафедра, и её занимал Гай, какие-то осетины, ехавшие в Кизляр, остановились ночевать около Моздока. Почему-то они везли с собой Иверскую икону.

Во время ужина они увидели, что от арбы, в которой находилась икона, исходит необыкновенный свет. Этот свет сиял всю ночь. Утром, когда осетины хотели ехать далее, волы с иконой не могли двинуться с места. Тогда один из осетин сказал, что он слышал какой-то голос, который повелевал оставить икону здесь. Так и сделали. Скоро слух о чудотворной иконе распространился между окрестными жителями, и народ толпами начал сходиться к ней. Тогда многие из осетин узнали прославившуюся по всей Осетии чудотворную икону.

Епископ Гай, узнав о явлении иконы, устроил к ней крестный ход, а городские жители поспешили построить для неё часовню, затем – и храм. В 1791 году здесь был устроен женский монастырь, который существовал до 1800 года, когда, с упразднением епископской кафедры, был обращён в приходскую церковь.

Моздокскую икону очень чтут черкесы, грузины, армяне и осетины. При болезнях или других каких несчастьях обращаются к ней с молитвой и вносят в дома и по вере получают просимое. Существует предание, что когда в 1840 году Шамиль, предводитель черкесов, был около Моздока, то ему и его войску явилась какая-то Женщина (Пресвятая Богородица) и запретила нападать на город.

Икона, именуемая Седмиезерной

Этой иконе празднуется 26 июня. См. о ней там.

14 октября

Яхромская икона

Чудотворная икона сия находится в мужском Косьмине монастыре Владимирской епархии, что в 60 вёрстах от Владимира, на реке Яхроме, или Яхреме.

Икона сия явилась в 1482 году, 14 октября благочестивому отроку Косьме, сопутствовавшему одному больному. Однажды остановились они на пути при потоке Яхремы, и больной, утомлённый дорогой, крепко заснул. В это время Косьма увидел необыкновенный свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Косьма увидел, что лучи света исходили от иконы Успения Богородицы, стоявшей на дереве. Отрок благоговейно взял святую икону и поднёс к болящему, и тот немедленно получил исцеление.

После сего Косьма тайно удалился от исцелённого, которому уже был не нужен, и пришёл в Киев, в Печерскую обитель, где увидел подлинник обретённой им иконы. Здесь он принял монашеское пострижение и после многих лет, проведённых в иноческих подвигах, по тайному внушению Божию, удалился из Киева, взяв с собой икону, на то место, где она явилась ему. Здесь построил он церковь во имя Успения и, поставив в ней явленную икону, сам поселился при этой церкви.

Впоследствии при этой церкви образовалась обитель, названная Косьминой в память её основателя.

17 октября

Икона, именуемая Прежде Рождества [И По Рождестве] Дева

Об этой иконе сказаний нет. Известно только то, что она находится в Николаевском Песношском монастыре Московской епархии.

Икона, именуемая Избавительница

Эта икона сначала находилась на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре; но в 1889 году, по завещанию архимандрита Макария, бывшего отцом и руководителем сего монастыря, была дарована Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю на Кавказе, в благословение и в залог взаимной братской любви. Она прославилась чудесами, когда ещё была келейной у схимонаха Мартиниана, известного своей подвижнической жизнью и скончавшегося в 1884 году. Икона малого размера, и старец в путешествиях всегда носил её с собой.

Однажды, находясь в епархии Спарты, он узнал, что на поля и леса жителей окрестных сёл налетело страшное множество саранчи и ничем они не могут избавиться от неё; предложил жителям обратиться с молитвой к Пресвятой Богородице. По совершению литургии вынесли бывшую со старцем икону в поле и стали молиться. И саранча вдруг поднялась и полетела; затем появилось множество скворцов, которые совсем истребили оставшуюся.

Были от неё ещё чудеса. Празднование иконе Избавительнице в 17-й день октября установлено в память чудесного спасения Государя Императора Александра III с Его семейством при крушении железнодорожного поезда.

Молитва пред иконой, именуемой «Избавительница»

О Мати Божия, помоще и защито наша, егда попросим, буди избавительница наша, на Тя уповаем и всегда вседушно Тя призываем; умилосердися и помози, пожалей и избави, приклони ухо Твое и наша скорбныя и слезныя молитвы приими, и якоже хощеши, успокой и обрадуй нас, любящих Твоего Безначальнаго Сына и Бога нашего. Аминь.

18 октября

Всецарица

Чудотворная икона 17 века «Всецарица» находится возле восточной колонны собора Ватопеды.

Первым доказательством, что икона имеет специальное дарование, было такое событие. Однажды один молодой человек вошёл в собор и отправился к иконе. Вдруг лицо Богородицы блеснуло, и какая-то невидимая сила бросила его на землю. Только он пришёл в себя, как сразу отправился исповедоваться отцам со слезами на глазах, что он жил далеко от Бога и занимался магией. Чудотворное вмешательство убедило молодого человека изменить свою жизнь и стать благочестивым.

Молитва пред иконой, именуемой «Всецарица»

О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворной иконой Твоею, из удела Афонскаго в Россию пренесенной, призри чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором.

Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй.

Исцели болящия люди Твоя, о Всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача, Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

22 октября

Казанская икона

22 октября празднуется Казанской иконе в память избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году.

Тяжёлые годы переживала в то время Россия. С низвержением с престола царя Василия Иоанновича Шуйского род царей в России прекратился. Наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. В Астрахани в то время явился самозванец, именовавший себя царевичем Димитрием и склонивший на свой сторону казаков и много тёмного, доверчивого народу. К тому же ещё тогда поляки коварно овладели Москвой и многими русскими городами, а шведы взяли Новгород. Те и другие хотели поставить в России своего царя, и уже большинство русских людей признало своим царём Польского королевича Владислава. Но тяжело было верным сынам отечества на православном Русском престоле видеть царём чужеземца и иноверца. И тогда дружно ополчился русский народ и грудью встал на защиту и освобождение своей столицы и отечества.

К Москве стали стягиваться ополчения из разных городов и местечек Русской земли. Прибыло ополчение и из города Казани, составленное князем Пожарским, и принесло с собой принадлежавший князю список с чудотворной иконы Божией Матери. С верой и упованием на милосердное заступничество Богоматери приняли ратники св. икону и при помощи Пресвятой Богородицы поразили поляков, отняли у них хорошо укреплённый ими Новодевичий монастырь, забрали много пленных и неоднократно побеждали их во многих столкновениях.

Но не настало ещё время окончательного спасения Руси от господства чужеземцев. Вскоре за успехами русских войск последовали вражда и раздоры между начальниками отдельных отрядов: своеволие, пьянство, грабежи и насилие казаков и некоторых ратников ополчения над окрестными жителями, вместо защиты подвергавшимися нападениям и обидам со стороны своих же войск.

В 1611 году, зимой, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, её встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершённых от иконы в Москве, взяло её с собой и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость, взяла под Свой покров верных сынов отечества, и с Её помощью Россия была спасена.

Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укреплённый и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену.

Кроме того, отсутствие продовольствия в разорённой местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы всё сделали для твоего освобождения; но видно, Богу не угодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но, не надеясь на собственные силы, всё войско и народ обратились с молитвой к Господу и Пречистой Его Матери, установив для этого особое торжественное молебствие и строго соблюдая трёхдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость.

Находившемуся в тяжком плену у поляков в занятом ими московском Кремле, приехавшему в Россию с Греческим митрополитом Иеремией, больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасённую Россию сынам её, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление.

Ободрённые радостной вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве и 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление своё от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни.

Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохранённой им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковью ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроению нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в собор.

Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска. Кроме указанных под 8 июля, чудотворные Казанские иконы находятся ещё в следующих местах:

Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими её благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам её изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где её найти. Наконец, явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре, в соборной церкви, на правой стороне. Икона была найдена, и больная после молитвы пред нею получила исцеление.

Впоследствии в честь её и для неё был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни

Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахиней Миропией, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести её в Вышенскую пустынь, и после её смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливающийся от неё по церкви яркий свет.

Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре [Казанская Высочиновская]

Так названа обитель по иконе, а икона – по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I.

Села Высочино тогда ещё не было, а стоял тут казённый сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окружённой болотами, в избе жил сторож с семьёй. Этому сторожу и явилась икона стоящей на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвой взял её и поставил в своей избе с иконами на полке.

Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от неё солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика – отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время Полтавской битвы подарил землю с лесом – бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенёс сюда церковь, куда и была поставлена чудотворная икона.

Впоследствии здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в тамбовском кафедральном соборе

Эта икона богато украшена. Первым её чудом были в 1695 году 6 декабря во время всенощного бдения слёзы, смочившие пелену и аналой.

Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе. Она находилась в кладовой между негодной к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдёт её. Больная потребовала, чтобы её свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.

Казанская, находящаяся в городе Вязниках

Стоит она в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.

Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребён.

Икона Греческая-Андроникова [Андрониковская, Монемвасийская]

Эта икона с древних времён принадлежала к домашней святыне императора Андроника III Палеолога. В 1347 году была им пожертвована Монемвасийской обители в Морее, где пребывала до начала XIX столетия.

Когда в 1821 году турки напали на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию (ныне Наполи или Наполи-ди-Романи); тогда настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андроникову икону и скрылся с ней в городе Патрас. Перед смертью своей Агапий завещал эту святыню родственнику своему, русскому генеральному консулу Н.И. Власопуло, сын и наследник которого А.Н. Власопуло в 1839 году послал её из Афин в С.-Петербург императору Николаю Павловичу.

Здесь Андроникова икона стояла то в Зимнем дворце, то в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году она перенесена в Казанский женский монастырь Тверской епархии, близ города Вышнего Волочка. На иконе на вые Пресвятой Богородицы с правой стороны видна рана с запёкшейся кровью. На раме иконы находится серебряная пластинка со следующей греческой надписью: Сия всечестная, святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию.

На поклонение сей иконе стекается множество богомольцев, особенно к 8 июля и 22 октября.

24 октября

Икона, именуемая Всех скорбящих Радость

Эта икона впервые прославилась в 1688 году, в Москве, в Преображенской-Скорбященской церкви на Ордынке, исцелением родной сестры Патриарха Иоакима, Евфимии, которая так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Видя своё безнадёжное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Особенно она взывала к Пресвятой Богородице о своём помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: «Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?»

– Где же мне найти такую исцелительницу? – спросила больная.

– Есть в храме Преображения Сына Моего, – отвечал невидимый голос, – образ Мой, именуемый Всех скорбящих Радость. Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени.

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Всех скорбящих Радость, попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это было 24 октября, и с того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, «иже с верой притекающие приемлют неоскудно исцеление; слепые прозрение, немые глаголаше, глухие слышаше, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ – всех скорбящих радость».

Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе и, сделав с неё список, в 1711 году, с переведением царской резиденции из Москвы в С.-Петербург, перевезла список в новую столицу и поставила в дворцовой церкви. В царствование императрицы Елисаветы Петровны был воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Эта икона ознаменовала себя чудесами, и к ней прибегают для молитвы не только простые верующие, но и особы царствующего Дома. Перед нею молятся не только православные, но и неправославные люди. Икона весьма богато украшена царевной Наталией, императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и др.

Кроме того, есть ещё следующие чудотворные иконы Всех скорбящих Радость:

В Киеве. Она стоит в Сретенской церкви.

В С.-Петербурге у стеклянного завода

Эта икона впервые прославилась в 1888 году 23 июня, во время страшной грозы. Икона стояла в небольшой часовне у завода. Сюда она была пожертвована купцом Матвеевым, торговавшим на заводе. Рассказывают, что икона была прибита волнами к берегу Невы и принята купцом. Она представляет копию с иконы, привезённой из Москвы княгиней Наталией, письма простого. Во время грозы молния ударила в часовню, обожгла тут внутренние стены и бо́льшую часть икон. Коснулась иконы Скорбящих Радости, которая висела на шнуре в углу, и она, до сего времени бывшая с потемневшим от времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и без всякого повреждения спустилась на землю, только шнур был обожжён. Невдалеке от неё валялась разбитая вдребезги кружка для сбора подаяний. Деньги были рассыпаны по полу, а двенадцать грошиков оказались очень плотно прильнувшими в различных направлениях к иконе. Слух разнёсся по столице, и многие больные получили от иконы исцеление.

Особенно поразительны были следующие два чуда: 6 декабря в 1890 году был исцелён отрок Николай Грачев от ужасной болезни, признанной врачами неизлечимой. Больной уже был приготовлен к смерти, но ночью со 2 на 3 декабря, во время сна он услышал голос: «Николай!» – и увидел пред собой Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и ещё неизвестного святителя в белом клобуке с крестом. И Пресвятая Богородица сказала ему: «Николай, поезжай в часовню, где упали монеты; и ты получишь исцеление, но раньше никому ничего не говори». Проснувшись, он убедительно стал просить свезти его в часовню. Как ни трудно было сделать это, сделали, и здесь во время молебна он получил исцеление.

Вскоре после сего от иконы получила исцеление от чахотки г-жа Белоногова. Ей явился во сне, как она рассказывала, седенький старичок в чёрной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах, и приказал идти в часовню и отслужить молебен.

В настоящее время, усердием богомольцев к иконе, устроен около часовни великолепный храм.

Икона Всех скорбящих Радость в кирсановском Успенском соборе. Сюда её перенесли в 1775 году из города Керенска. Икона до 1800 года ничем себя не ознаменовала; но в этом году, 18 марта, ночью мещанин Курилов, обкрадывая соборную церковь, хотел снять с иконы серебряный венец – единственное её украшение; но едва протянул к венцу руку, как получил несколько ударов, один за другим, и в страхе и изнеможении упал на пол пред иконой. После сего от иконы стали совершаться чудеса.

Икона Всех скорбящих Радость в Тобольске, в Захарьевской церкви

Эту икону очень уважают в городе и носят по домам почти всего города. Никто из рыболовов не отплывёт из Тобольска на низовья реки Оби, не приняв на своё судно иконы для молебна. Первым чудом, после которого особенно стали почитать икону, было спасение от неминуемой смерти купца Пиленкова, прихожанина церкви, где стоит икона. Однажды во время пути его по торговым делам лошади, испугавшись, свернули с дороги и понеслись, так что экипаж готов был разлететься вдребезги. Видя крайнюю опасность, Пиленков обратился с молитвой к Царице Небесной и дал обет в случае спасения устроить на Скорбященскую икону в своей приходской церкви новую ризу, и лошади мгновенно стихли и даже остановились. Было несколько случаев исцеления от этой иконы.

Икона Всех скорбящих Радость в селе Ивановском. Первое чудо от этой иконы было – исцеление неизлечимой больной Петровой. Ей явилась во сне Сама Пресвятая Богородица и повелела отыскать икону Скорбящей, обещая исцеление. Больная нашла икону в церкви села Ивановского и после молебна получила исцеление. После Петровой от иконы получили исцеление и другие.

Молитва пред иконой, именуемой «Всех скорбящих Радость»

Надеждо ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых покрове, напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево!

К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена. Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прощению благо изобильствующих: на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевны ма очима и хром душевными чувствы.

О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя: веси всякую мою скорбь, веси всякую беду: не презри моления моего, о, Полезно дательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго: вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матери моея. Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от Мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

30 октября

Икона, именуемая Численской

Эта икона известна только своим названием, и других сведений о ней не сохранилось.

Озерянская икона

Так называемая чудотворная икона Божией Матери находится в Харьковской епархии, в Преображенском Куряжском монастыре, стоящем от Харькова по дороге в Киев в 10 вёрстах. Икона сия явилась в конце XVI столетия на месте, называемом Озерянкой, в 35 вёрстах на юго-восток от Харькова, где впоследствии устроена была и пустынь, называемая Озерянской.

Явилась и прославилась Озерянская икона следующим образом. Во время татарских набегов на Украину один крестьянин из села Озерянки вышел летом косить траву на лугу; вдруг под ударом косы послышался человеческий стон. Косец наклонился и увидел икону Божией Матери и пред нею горящую свечу. Икона была написана на холсте и от удара косы разрезалась на две половины. Крестьянин взял эти обе половины иконы со свечой, принёс домой и поставил подле других икон. На другое утро с удивлением увидел он, что разрезанные части иконы соединились, и так плотно, что остался только самый слабый след разреза. От иконы стали совершаться многие чудеса.

В Озерянской пустыни пребывала святая икона до упразднения этой обители. Тогда икона перенесена была в Куряжский монастырь, а по закрытии и этого монастыря – в Харьков, в Покровскую церковь. Но когда Куряжский монастырь восстал из развалин в начале XIX века, то по прошению иноков того монастыря чудотворная икона была возвращена им и до сего времени пребывает там.

На поклонение сей иконе стекается множество жителей из Харькова и его окрестных селений. Икона поставлена в Преображенской церкви внутри монастыря, стоящего на горе; летом для богомольцев переносят её в церковь св. Онуфрия, стоящую под горой и устроенную на роднике. Родник находится под самым престолом, и из него по трубе вода проходит в устроенные недалеко от церкви купальни, в которых болящие нередко получают исцеление. 30 октября ежегодно Озерянская икона приносится в Харьков и остаётся там до Фомина воскресенья. В этот день вторично празднуется Озерянской иконе.

Молитва пред иконой, именуемой «Озерянская»

От суеты житейския возникше и ума своего помыслы во едино собравше, ко Твоей, Богородице, иконе очи душ и телес наших воздвизаем, и Тебе взываем сице: не остави, Пречистая, нас немощных во гресех наших растлетися, не попусти злому демону души наша от Сына Твоего в дебри страстей отгнати, но помози нам Того заповеди присно памятовати, да ниже блудным возбешением себе предаем, ниже друг друга злобой угрызаем, но якоже днесь, святыни Твоей предстояще, о исправлении жития нашего ревностию распаляемся, тако и от храма Твоего в домы своя отшедше, сие доброе намерение сохранити потщимся. По сих же и телесныя наша нужды утоли, и горести Твоею молитвой исцели, Всепетая.

Вемы, яко подобаше нам паче вся сия благодушие претерпевати и точию о терпении в скорбех Господа просити: но понеже изнемогают в печалех душы наша и помыслы уныния нашу колеблют веру, сего ради в сокрушении сердец к Тебе сице взываем; якоже безчисленныя болящия страдальцы исцелила еси и скорбящия утешила еси, тако и нас пред чудотворной Твоею иконой припадающих и в скорби Тебе молящихся услыши, и всех прошения во благое исполни, болящим здравие, скорбящим утешение подающи, во вражде сущим мир от Бога низпосылающи, сомнящимся же веры утверждение.

Услыши грешныя рабы Твоя, Пречистая, воздвигни нас на благодарственное Ти славословие, да умножится вера людей Твоих, да прославится в них Твое заступление, да тако Царствие Сына Твоего посреде нас утвердится, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

2

 Из http://pravicon.com/b: Германовская (Ерманская) икона Божией Матери (ударение на «е»), чудотворный образ, который по церковной традиции связывают с именем патриарха Германа Константинопольского, защитника иконопочитания. Архиепископ Иоанникий (Галятовский) в сборнике «Небо Новое» (изд. 1: Львов, 1665) сообщает об иконе следующее: будто свт. Герман ещё ребёнком видел в церкви константинопольского монастыря во имя Пресвятой Богородицы образ Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Он подал яблоко Христу «як дитятку, сам дитя будучи», тогда «Пресвятой Богородицы образ протянул руку и принял от него яблоко». Сказание о Г. и. из рукописного сборника «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг. (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536–22–71), содержит дату этого события – 3 апр. 732 г., которая приходится на время уже после Патриаршества Германа, но никак не на время его младенчества (род. в 630–650 или в 653–658). Архиепископ Сергий (Спасский) приводит Г. и. под названием «Ерманскiя» в списке чудотворных образов, «местно чтимых в России». В списке «Солнца Пресветлого», принадлежавшем в 1730 г. Фёдору Мурыгину (ГИМ. Муз. 42. Л. 100 об. –101), в статье о Г. и. вклеена гравюра Г. Тепчегорского с подписью: «Вотодательница». Очевидно, составитель хорошо ориентировался в иконографии чудотворных икон, т. к. извод помещённой гравюры во многом совпадает с Г. и. Главное сходство этих икон определяют положение Младенца Христа на правой руке Богоматери и то, как Она придерживает Младенца спереди. Т. о., невзирая на то, что Г. и., принадлежит к Богородичным изображениям типа «Умиление», а «Вотодательница» – к типу «Одигитрия», сходство наиболее типичных черт иконографии предопределило размещение в сборнике Моховикова и в его копии под сказанием о Г. и. гравюры с изображением иконы Божией Матери «Вотодательница», не востребованной по назначению, т. к. её описание в сборнике не представлено. Изображение Г. и., как правило, входит в состав пространного цикла свода чудотворных икон и известно на иконах «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресвятой Богородицы (конец XVIII – начало XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; Богоматерь «Неопалимая Купина» со 151 изображением праздников и чудотворных икон Богоматери из собрания В.А. Бондаренко, 1894 г., иконописец В.А. Кукин, Мстёра (12-й ряд) и др.; а также на 4-листовой гравюре с изображением 132 икон Богородицы, начало XIX в. (Ровинский. Народные картинки. Книга 3 № 1217), и на 4-листовой гравюре с изображением 160 икон Богородицы, начало XIX в., мастер Долгов (Там же, № 1218). Статья опубликована участником [tol] 2012–05–30. Описание иконы Германовская (Ерманская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон» [1914]. Эта икона Богоматери явилась в Константинополе св. патриарху Герману в 732 году, и ныне православная церковь воспоминает самое явление этого образа.


Источник: Сердец наших утешение : 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы : молитвы о благодатной помощи в нуждах и немощах / сост. священник Иоанн Бухарев. - Москва : Артос Медиа, 2006 (М. : Типография АО "Молодая гвардия"). - 488 c.

Комментарии для сайта Cackle