Источник

Июль

2 июля

Икона, именуемая Ахтырской

Она явилась в 1739 году в городе Ахтырке Харьковской епархии священнику Покровской церкви Даниилу Васильеву, человеку весьма добродетельному и благочестивому. Однажды, при наступлении сенокоса он косил траву на своём огороде и увидел в траве икону Божией Матери, молящейся пред распятием Господа Иисуса. Икона блистала необыкновенным светом. В благоговейном страхе он осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице. Усердно помолившись Пресвятой Владычице, священник внёс икону в свой дом.

В продолжение трёх лет эта икона находилась в доме священника. Домашние его заметили, что в той комнате, где стояла икона, невозможно было ночевать от какого-то непонятного страха. В праздник Покрова священник, войдя в эту комнату, так же неожиданно, как в первый раз, был поражён сильным светом от иконы. Явление это повторялось много раз, но он молился и никому не говорил о том.

Однажды он увидел во сне Божию Матерь и услышал повеление обретённую им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник, проснувшись, поспешил исполнить повеление. Воду он собрал в сосуд, с намерением поутру вылить в реку. Опять заснув, он увидел во сне, что идёт к реке с сосудом воды, которой омыл икону, но на пути явилась ему Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эти воду: она будет исцелять всех страждущих лихорадкой».

Священник имел дочь, давно страдавшую лихорадкой; проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкой стали прибегать к Пресвятой Богородице и, как только пили воду от Её иконы, немедленно выздоравливали.

В продолжение трёх лет икона оставалась у священника в доме, затем, видя чудесные явления от благодатной иконы, он почёл лучшим внести её в свой приходскую церковь, и здесь-то сия икона особенно просияла силой чудотворений. Иконописец Иоанн, которому отдана была икона для справления, имел у себя ребёнка, страдавшего лихорадкой. Слыша о чудесном действии воды от Ахтырской иконы Богородицы, он омыл икону, и, как скоро напоил этой водой больного младенца, болезнь оставила его.

Много совершилось чудесных исцелений от чудотворной иконы по вере прибегающих к благодатной от неё силе. Одно из них особенно замечательно. Оно было во времена императрицы Екатерины. Жена генерала Вейделя Елисавета приехала в Ахтырку больная и усердно молилась пред чудотворной иконой Богородицы об исцелении её от болезни. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Её повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни; это для тебя не нужно; ты скоро оставишь жизнь. Раздай по церквам и нищим всё твоё имение; такая жертва послужит на пользу души твоей». Больная отвечала: «Мати Божия! У меня есть дети, и, если я раздам всё имение, дети мои останутся в крайней нищете и бедности». На это Матерь Божия сказала: «Не заботься о детях. Я буду всегдашнею их покровительницею. А ты чрез пять дней умрёшь, потому готовься к исходу, поступи с имением, как Я тебе сказала». После сего Матерь Божия стала невидима.

Больная, пробудившись ото сна, призвала духовного отца, рассказала ему о видении и, по глаголу Богородицы, чрез пять дней скончалась с миром. Императрица Екатерина II, узнав о чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей Вейдель, взяла двух её дочерей на своё попечение и выдала замуж: одну за графа Палена, другую за графа Чернышева.

Чудотворная сия икона находится в Ахтырском соборном храме.

Молитва пред иконой, именуемой «Ахтырская»

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити.

Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественный истины просвети, сердце наше теплотой христианския любви и спасительных желаний согрей, волю же нашу в нелицемернем заповедей Господних исполнении утверди.

Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханиям и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси.

Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лицы Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона, именуемая Пожайской

Она находится в Пожайском Успенском мужском монастыре, в десяти вёрстах от города Ковно, на берегу реки Неман, основание которого относится к XVII столетию.

Монастырь устроен на урочище Пожайсце, почему и называется Пожайским. На Пожайской иконе изображение Пресвятой Богородицы написано на холсте, и на Её лике выражается умилительное милосердие и любовь к страждущим и скорбящим и ко всем прибегающим к Её помощи и заступлению. Пожайская икона весьма древняя, прислана из Рима от папы Александра VII в благословение основателю Пожайского монастыря, Христофору Сигизмунду Папу, великому канцлеру великого княжества Литовского.

Празднование Пожайской иконе, совершаемое 2 июля, привлекает многочисленные толпы богомольцев; православные, даже раскольники, римско-католики, все усердно стремятся на поклонение Царице Небесной пред этой иконой.

Феодотьевская икона

Икона сия явилась в 1487 году в пределах рязанских, на пустом месте, называемом Старое, близ села Феодотьева, почему и названа Феодотьевской.

Многие чудесные исцеления совершались благодатной силой от неё. По повелению князя Рязанского и по благословению епископа, икона перенесена в Рязань для ограждения и спасения сего города и поставлена с подобающей честью в соборном храме Успения, в 1611 году; с самой чудотворной иконы снят был список и послан в село Феодотьево.

На иконе Богомладенец изображается на левой руке Богородицы; правой рукой Он благословляет, а в левой держит свиток.

Празднество Феодотьевской иконе установлено в память избавления Рязани от нашествия в 1668 году запорожских черкесов помощью и заступлением Пресвятой Богородицы. В 1771 году, во время моровой язвы, Феодотьевскую икону носили по домам города и селений. Если приносили её в дом до появления болезни, то в этом доме не было болезни, а если болезнь уже началась, то быстро она прекращалась.

В Рязани весьма чтут сию икону: пред нею всегда бывает множество молящихся; её очень часто берут в дома для совершения молебнов при начатии какого-либо семейного дела, например, женитьбы сыновей или выдачи дочерей замуж. Не раз во время бездождия с иконой совершали крестный ход, и бездождие прекращалось. Были и многие исцеления от сей иконы.

4 июля

Галатская икона

Сия св. икона ознаменовала себя чудесами в Царьграде, в Галате, отчего и получила своё название. Точное её изображение находится в Москве, в церкви святителя Тихона Амафунтского, что у Арбатских ворот.

7 июля

Влахернская икона

Сначала эта икона находилась в Антиохии с именем Одигитрии. В 408–450 годах императрицей Евдокией была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора святая Пульхерия поставила её во Влахернскую церковь.

В VIII столетии, когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы-Одигитрии и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли её в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями. В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников.

Когда же в греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею лампаду горящею. С великим торжеством поставили её на прежнее место во Влахернской церкви. По взятии турками Царьграда, Одигитрия несколько времени скрываема была в патриархии, откуда для большей безопасности отправлена на Афон, а в 1654 году, 17 октября – в Москву, к царю Алексею Михайловичу.

Патриарх Никон встретил её на Лобном месте. Когда царь изъявил сомнение относительно чудотворной силы иконы Влахернской, то в том же 1654 году, 10 декабря, правитель иерусалимского престола Гавриил, особой грамотой принося благодарность царю за присланную ему милостыню, объяснил, что «поднесённая государю через грека Димитрия Костинари чудотворная икона Богородицы Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницей Константинополя и Греческих императоров, которую имел царь Ираклий при себе в походе против персов, и о чудесах которой обстоятельно повествуется в истории». С тех пор сия икона пребывает в Успенском соборе в Москве.

В 1812 году, после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько повреждённой, без доски, в которую она вставлена. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой. Влахернская икона сделана из воско-мастики. С этой иконы в России были сделаны слепки, из которых находятся: один в московском Высокопетровском монастыре, другой в селе Кузьминках князя Голицына и третий в селе Деденеве, близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. И эти иконы в свою очередь прославились многими благодатными явлениями.

8 июля

Казанская икона

Эта икона явилась в 1579 году в Казани, вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным.

Пресвятая Богородица явила здесь Свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращённых из тамошних жителей; неверующих же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне благочестивой девице, Матроне, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Её из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своём сне матери, но та объяснила его обыкновенной детской грёзой.

Сон повторился дважды. В третий раз чудесной силой Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожжённой ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».

После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завёрнута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная.

Полагают, что икона была зарыта ещё до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнёсся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенёс икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда – в Благовещенский собор.

При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно думать, что это преимущественное исцеление слепоты служило знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омрачённых слепотой магометанского лжеучения.

Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иван Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первой инокиней и затем настоятельницей в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовой короной.

Многие списки с Казанской иконы прославились в своё время чудесами. Таковы: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие.

Молитва пред иконой, именуемой «Казанская»

О Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, высшая Ангел и Архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленной душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.

О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери Казанская (Песчанская)

Образ Божией матери, называемый Песчанским, известен как один из чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери. Явление его связано с именем русского святителя епископа Белгородского Иоасафа. По молитвам у Песчанской иконы Божией Матери совершались многие чудеса, люди исцелялись от жестоких болезней, прославляя Заступницу рода человеческого.

Молитва пред иконой, именуемой «Казанская (Песчанская)»

О Премилостивая и Премилосердная Мати Божия, Покровительнице града нашего Изюма и страны нашея, купно же и о всем мире Молитвеннице, приими коленопреклонение ума и сердца нашего и услыши молитвы, во умилении душ наших Тебе возсылаемыя, якоже издревле приимала еси молитвы любящих душ зде, пред иконой Твоею возносимыя.

Помози нам в побеждении прелестей и соблазнов мира сего, не попусти нам отверженным быти вечнаго небеснаго блаженства. Ты едина наша радость и утешение в жизни сей временной. Ты едина наша надежда в жизни вечней. Веруем, яко Ты Своею Богоматернею любовию и снисхождением удостоиши нас с Собой вожделеннаго Царствия Сына Твоего.

Тебе убо просим: не отступай от нас, Всеблагая, защищай от всех козней вражиих, не попусти нас чрез грехи наша лишитися милосердия Божия, изжени из нас леность в молитве и посещении храма Божия. Избави нас от малодушия, уныния, зависти, клеветы, ненависти и гордости бесовския. Вразуми поправших заповеди Церкви Христовы. Сродником нашим даруй мир и любовь, да согласно поживут родители и дети. Да будет в стране нашей правда Божия, да сохранятся в народе нашем святоотеческия обычаи.

Вознеси, о Всеблагая, усердныя молитвы пред Богом о всего мира умирении, да не погибнет род людский в пламени опустошения всемирнаго, да познают вси народи Отца своего Небеснаго и Тя, Матерь Божию, Заступницу рода христианскаго. Приведи вси народы к истинному покаянию и жизни греховныя исправлению, да не будет нам страшен день страшнаго суда Божия, но сподобит нас Господь с Тобой вечныя радости небесныя, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона «Умиление» в Новгороде

Прославление этой иконы совершилось 8 июля 1337 года. В этот день церковный сторож Троицкой церкви услышал вдруг необычайный шум внутри неё. Желая узнать причину этого странного явления, он вошёл в церковь и остолбенел от изумления и ужаса: икона Божией Матери, находившаяся во втором ярусе иконостаса над северными дверями, невидимой силой была поставлена на воздухе, и из очей Богоматери истекали слезы.

«О, велие чудо! – восклицает по этому поводу летописец, како из суха древа слезам быти? Но се ведомо есть, яко Бог прославляет Свою Матерь и молитву Ея приемлет, и град спасает». Об этом чуде немедленно был уведомлён архиепископ Новгородский Алексий, который с крестным ходом и в сопровождении множества народа прибыл в Троицкий храм, на место чудесного явления. Он принял икону на свои руки и поставил её в особо устроенном киоте. Тогда же в память этого чуда постановлено было ежегодно праздновать иконе «Умиление» 8 июля.

Рукописная церковная летопись упоминает о многих чудесных знамениях, бывших от этой иконы. В том же 1337 году в Новгороде открылось моровое поветрие. Народ обратился с молитвой о помощи и заступлении к Царице Небесной перед Её чудотворной иконой, и поветрие прекратилось. В благодарность за это чудесное покровительство Богоматери архиепископ Василий в 1352 году установил ежегодно совершать крестный ход из Софийского собора в Троицкую церковь.

Летом 1366 года в Троицкой церкви случился пожар. Церковь вся была охвачена пламенем, но перед изумлёнными взорами собравшегося народа над пылающей церковью, стоящей на воздухе, предстала чудотворная икона. Извещённый об этом новом чудесном знамении архиепископ Алексий прибыл с крестным ходом на место пожара и начал молебствие. Тогда икона сама спустилась со своей высоты на руки архиепископа, и пожар немедленно прекратился. Только как бы в воспоминание о совершившемся чуде и в удостоверение потомству задняя часть доски св. иконы обгорела на четверть аршина.

В 1497 году великий князь Иоанн III взял эту икону из Новгорода в Москву. В 1508 году Богоматерь явилась во сне княгине Марии и повелела ей возвратить Её чудотворный образ в Новгород. Икона «Умиление» была возвращена и поставлена на прежнее место в Троицкую церковь, где находится и поныне.

Молитва пред иконой, именуемой «Умиление (Новгородская)»

О Владычице Богородице, души моея услаждение, изсохшаго сердца моего струе Боготочная, потемненнаго ума моего пресветлый светильниче, ленивыя воли моея путеводительнице, немощи моея сило, наготы облечение, нищеты богатство, неисцелимых ран мощное и скорое врачевание, слез осушение, рыданий утоление, бед претворение, болезней облегчение, уз разрешение, спасения надеждо!

Услыши молитву мою: даждь ми время покаяния, ревность спасения, силу в подвизех богоугождения; сохрани мя от напастей и всяких зол, во искушениих же и бедах простри Твою руку помощи, да возстану в падении и не погибну люте.

Дондеже пребываю в сем многоболезненном житии, не лиши мене даров Твоея милости. Ущедри благостынею Твоею всю христолюбивую братию, зде предстоящую и молящуюся. Младенцы воспитай, юныя настави, старыя поддержи, малодушныя утеши, заблудшия вразуми, вдовицы и сирыя призри и защити, на всех любящих и ненавидящих нас излей богатую Твою милость. И при кончине жизни моея, во время исхода моего от телесе, буди ми предстательница: болезнь смертную умягчи, тоску утоли и бедную мой душу приведи к вечным обителем, да не возьмет мене тёмная сила, ниже да увлечёт во глубину ада.

Ей, Преблагая Владычице Богородице, души моея умиление! Согрей хладное в вере и любви сердце мое слезами умиления; низпосли ми, скорбящему и обремененному грехми, за молитвы преподобного отца Серафима, Твоего чтителя, потребную радость и утешение. Да не лишуся убо, Богоневесто, упования моего о возлюбленном Сыне Твоем, Господе нашем Иисусе Христе, сей прияти. Тому слава и держава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тобольская икона

Чудотворная икона сия находится в Тобольске, в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году.

В этом году, 8 июля, в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошёл до того места, где сказано, что архиепископ Казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем. Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: «Июня 21, после утрени, я пришёл в свою келью и заснул. Вдруг вижу – приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почёл его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трёхсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы её в три дня, а в четвёртый освятили и внесли в неё образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трёхсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Бог за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой».

Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественной славой, – вдруг ко мне вошёл тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы через меня, Её служителя?» и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Через несколько дней, во время моего сна в келье, святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядёт на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниёт, а вода топит, встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрёт, от дождей вода разнесёт дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте». Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот 6 июля, когда после вечернего пения я, придя в келью, лёг спать, заснул я лёгким сном и слышу в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идёт с паперти и благословляет народ на обе стороны: придя в трапезу, также благословляя людей, подошёл ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене: почему же ты не поведал о нём?» И он, погрозив мне рукой, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам». Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить церковь, и церковь была построена в три дня и на четвёртый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

Каплуновская-Казанская икона

Эта икона находится в сельце Каплуновке Харьковской епархии. Явилась она в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивой жизнью, Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрёл для себя восьмую по счёту, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От неё ты получишь благодать и милость», – прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно перед этим он строго постился.

Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своём видении народу и с торжеством перенёс икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновской.

В 1709 году, когда император Пётр Великий воевал со Шведским королём Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновской иконой и велел носить её пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем, король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепой в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили её соломой и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и ещё о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадёжно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом.

Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80 вёрстах от Харькова.

Нижнеломовская-Казанская икона

Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух вёрстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте её явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

Карповская-Казанская икона

Эта икона находится [находилась?] в Курском Зибиченском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.

Каташинская-Казанская икона

Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.

Вознесенская-Казанская икона

Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году после молебна пред этой иконой забыли погасить свечу, свеча упала, и от неё обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то, что написана на полотне, осталась совершенно невредимой. В другой раз, когда в 1701 году, 19 июня, был пожар в московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то её не вынесли, а между тем, она оказалась вместе с другими вынесенными иконами. Когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своём месте, хотя никто не вносил её, И много чудесных исцелений было от сей иконы.

Павловская-Казанская икона

Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии, Звенигородского уезда. Она явилась на дереве близ села, где построена часовня в память явления. Внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым.

Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и – совершенно выздоровел.

Иркутская-Казанская икона

Она находится в Иркутске, в Богоявленском соборе, и прославилась многими чудотворениями. Ежегодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят её с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным сёлам города Иркутска.

Каргопольская-Казанская икона

Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году.

Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономарёвой, которая однажды во время молитвы пред иконой увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слёз, о чём донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.

Ярославская-Казанская икона

Эта икона находится в Ярославле, в женском Казанском монастыре. История прославления её следующая. В 1588 году, 2 июля, некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Её икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашёл икону и лишь взял её в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась.

Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увёз с собой в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Её воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нём и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить её в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотой от его имени утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону ежегодно носят из Ярославля в Романов.

Есть ещё чудотворные Казанские иконы Пресвятой Богородицы: в городе Вязниках, в соборе. Сия икона прославилась чудесами в 1624 году. В городе Суздале, в приходской Воскресенской церкви. Эту икону написал один инок Иоаким, живший в XVII веке. По повелению Самой Пресвятой Богородицы он принёс и поставил сию икону в суздальской церкви. В Темниковском Преображенском соборе. Эта икона, вследствие троекратного явления её самой одной госпоже, очень страдавшей болью в ногах, была найдена в соборе в кладовой между негодной к употреблению утварью, и при этом больная получила исцеление.

В Высочинском Казанском монастыре

Этот монастырь находится в 36 вёрстах от Харькова и в 3-х от города Змиева. Икона явилась в начале XVIII столетия в сосновом бору на болотистой кочке пушкарю, т. е. сторожу этого казённого бора, который тогда стоял здесь, где впоследствии устроилось село Высочино, так названное по фамилии его устроителя, сотника Высочина, который получил от Петра Великого это место в награду за заслугу во время Полтавской битвы, и затем основался монастырь. По имени местности как икона, так и монастырь получили название Высочинских.

Икону пушкарь взял к себе в дом и поставил вместе со своими иконами. Через некоторое время от иконы произошло большое сияние, и ходивший на костылях отец пушкаря получил исцеление. Икону перенесли было сначала в церковь ближайшего села Артюховки, потом в собор города Змиева, но она чудесным образом всё возвращалась в дом пушкаря, и много здесь совершалось от неё чудес. На место избы пушкаря воеводой Высочиным перенесена была из села Артюховки церковь, где и поставлена была чудотворная икона, а в 1886 году уже устроен здесь монастырь.

Оковицкая (Ржевская, Оковецкая) икона

Икона сия явилась 8 июля в 1539 году в лесу, в Оковицах, отчего так и названа. Называется она и Ржевской, которой празднуется 11 июля (см. о ней там).

Икона Устюжская-Благовещения

Празднество этой чудотворной иконе установлено в воспоминание чуда, бывшего в Устюге через посредство иконы Благовещения Пресвятой Богородицы в 1290 году.

Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил однажды всенародно своим согражданам, что Бог за грехи хочет наказать их и что город ужасным образом погибнет, и умолял их прибегнуть к покаянию и просить у Бога помилования. Ответом на призыв к покаянию были насмешки. Дни и ночи сам Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на церковной паперти, чтобы молиться непрестанно за народ.

Через неделю после проповеди Прокопия о близости наказания, в воскресенье, в полдень явилось на небосклоне небольшое чёрное облако; приближаясь к городу, оно росло, и наконец, легло над ним большой чёрной тучей. Тьма сделалась необычайная, так что люди не узнавали друг друга; раздавались страшные удары грома, блистала беспрерывная молния, прорезывая густую тьму, и приводила всех в ужас и оцепенение; земля колебалась от ударов, воздух сделался удушлив.

Увидев грозяшую гибель, народ вспомнил о проповеди Прокопия; тогда все бросились в храмы и особенно в соборную церковь к иконе Божией Матери, пред которой Прокопий не переставал проливать слёзы, умоляя Заступницу рода христианского, да ходатайствует Она пред Сыном Своим за людей согрешивших. И весь народ, воздев руки, со слезами вопиял к Господу и с воплем покаяния просил заступления Божией Матери, чтобы отвратился гнев, праведно на него посылаемый.

Рыдания раскаивающихся мужей и жён, стоны невинных детей, моления дряхлых старцев смешались с обильными слезами угодника Божия, и вдруг из иконы Богородицы, как из источника, потекло миро – и в таком количестве, что им наполнили церковные сосуды. Вслед за тем стала ощущаться перемена в воздухе, страшная туча с громом и молниями отошла от города вёрст на 20 и разразилась там над пустынным местом, как дождём, раскалёнными камнями. Лес был поломан и сожжён, но ни один человек, ни одно животное не погибло от праведного гнева Божия, отвращённого от людей заступлением Богоматери.

С тех пор народ начал с полной верой прибегать к Заступнице рода христианского пред Её чудотворной иконой; миром, истекшим от иконы, мазались всякого рода недужные и получали исцеление. Около 1567 года, при царе Иоанне Васильевиче Грозном и митрополите Филиппе, чудотворная икона Благовещения Богородицы, пред которой молился св. Прокопий, была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. На месте же её в Устюге поставлена в 1747 году написанная с неё.

В 1812 году неприятели, бывшие в Москве, лишили Устюжскую икону богатого оклада, но устюжане, благоговеющие и поныне пред чудотворной иконой своей Заступницы, заменили его новым в 1847 году. На сей иконе Благовещения Предвечный Младенец изображён в персях Приснодевы воплотившимся в минуту Благовестия.

9 июля

Колочская икона

Икона сия Пресвятой Богородицы явилась в 1413 году в области князя Василия Дмитриевича, в пределах Можайска, вёрстах в 13-ти от города, на берегах реки Колочи в Смоленской губернии. Явилась она крестьянину Луке, который, усердно помолившись пред нею, принёс её в свой дом. В доме его был больной, лежавший много лет в расслаблении. Услышав о явлении иконы, тот с верой приложился к ней и получил исцеление. Многие страждущие устремились к явленной иконе на поклонение Заступнице Небесной и получали благодатную помощь. Лука принёс икону в Можайск, где встретил её князь Андрей Дмитриевич с многочисленным народом, и тут же многие больные получили исцеление.

Из Можайска икона была перенесена в Москву. В Москве от иконы было множество чудес. Лука с иконой ходил по многим городам и селениям и, собрав большое богатство, начал употреблять его в свою пользу и при этом сильно возгордился. Но Господь вразумил его несчастьем – однажды медведь едва не умертвил его.

Тогда на богатство Луки на месте явления иконы поставлена была церковь во имя Богородицы и при ней устроен мужской монастырь, именуемый Колонским, или Можайским. Лука же постригся в монахи и проводил жизнь в слезах и покаянии.

Молитва пред иконой, именуемой «Колочская»

Пречистая Владычице Богородице, Царица Небесе и земли, высшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, всех христиан поможение и утверждение, и всем во всяких нуждах избавление!

Призри ныне. О, Всемилостивая Госпоже, на рабы Твоя, умиленной душею и сокрушенным сердцем Тебе молящыяся, со слезами к Тебе припадающыя и Пречистому и Цельбоносному образу Твоему поклоняющыяся, Твоея же помощи и заступления в скорбех и напастех своих просящыя. Буди за нас ходатаица к Сыну Твоему, Христу Богу нашему: мы бо грешнии не имамы иныя помощницы разве Тебе, Владычице.

Ты еси наша надежда и упование. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты обидимым защищение, печальным утешение, скорбящым радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, слезящым веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради. О, Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Святый образ взирающе, с любовию покланяемся Тебе с предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом, и молебное пение приносим, вопиюще: помилуй ны, Мати Божия, и прощения наша исполни во благо, вся бо возможна суть ходатайству Твоему к Сыну Твоему и Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение и благодарение, со Безначальным Его Отцем и со Присносущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Коложская икона

Икона сия представляет собой не совсем верный список с иконы «Одигитрии», привезённой из Москвы в 1495 году в Вильну дочерью великого князя Иоанна III Еленой при вступлении её в супружество с Александром, князем Литовским.

Название Коложской она получила от того, что первоначально находилась в Коложской церкви свв. Бориса и Глеба, построенной в середине XII века в предместье Гродно, именуемом Коложею. Впоследствии, когда эта церковь обрушилась наполовину в реку Неман, то Коложская икона была перенесена в Борисоглебский мужской монастырь в Гродно, где находится и доселе. Она с древних времён ознаменовала себя великими чудесами, и верующие притекают к ней со всех сторон на поклонение и по вере своей получают великие милости.

Кипрская икона

На островке Кипре, при церкви Пресвятой Богородицы поставлен был на воротах образ Богоматери, представлявший Её сидящей на престоле с Предвечным Младенцем и с двумя по сторонам Её ангелами. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе, и в ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мёртвым.

Эта икона явилась ещё в 392 году на острове и находится там, в монастыре, устроенном на месте явления. Список с этой иконы имеется в московском Успенском соборе, у левого столба, в богато украшенном окладе. 9 числа празднуется следующим чудотворным иконам, находящимся на острове Кипре: именуемым

Ястребская

Полыньковая, Чистительная и Ножевая

Первая из этих икон обретена была следующим образом: в древнее время один из Кипрских князей охотился на птиц с учёным ястребом. Ястреб бросился за летящей птицей. Птица скрылась в большой древесный куст. Ястреб, полетев за нею, запутался в ветвях куста и никак не мог сам освободиться. Князь, увидев невозможность легко освободить ястреба, приказал вырубить кусты.

Но когда стали вырубать, то в самой середине куста увидели стоящую икону Пресвятой Богородицы. Князь признал в этом благоволение Пресвятой Богородицы к сему месту и соорудил здесь монастырь для водворения иконы, и икона названа была Ястребской.

Полыньковой названа икона потому, что обретена на острове в небольшой пещере, заросшей полынью; на месте явления иконы сооружён был монастырь, называемый «Афсинфия», где и находится икона.

Чистительной названа икона потому, что по молитве пред нею главным образом больные глазами получают исцеление. Она находится в монастыре, основанном в честь Пресвятой Богородицы на одном из прекраснейших мест острова Кипра.

Ножевая икона обретена в пустынном месте с висящим при ней ножом, который и доныне хранится при иконе, отчего так она и называется. На этой иконе Пресвятая Богородица изображается одна, без Богомладенца, и с распростёртыми руками как бы для молитвы. На месте явления иконы Греческий император Исаак основал монастырь в честь Богородицы, который именуется по имени иконы Ножевым.

10 июля

Коневская икона

Икона сия принесена с Афонской горы в Россию преподобным Арсением, Коневским чудотворцем, в 1393 году. Она находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на одном из островов Ладожского озера С.-Петербургской губернии.

Когда преподобный Арсений, пробыв на Афоне три года, вознамерился возвратиться в своё отечество, то Иоанн Зидон, игумен одного из тамошних монастырей, благословил его иконой Пресвятой Богородицы и предрёк основание им обители. С этой драгоценной святыней Арсений возвратился в Россию в 1393 году.

Пришёл он в Новгород, явился к архиепископу Иоанну и с его благословения вознамерился устроить монастырь. Достигнув на Ладожском озере острова Коневца, Арсений обратился с молитвой ко Господу, чтобы Он Сам указал ему место для обители. Провидение Божие направило преподобного на то место, где ныне стоит Коневский монастырь. Здесь он сначала выстроил себе келью, потом и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре начали стекаться сюда иноки, привлекаемые славой чудес от иконы Пресвятой Богородицы, чудодейственная сила которой открылась при самом начале водворения её на острове.

В 1573 году обитель Коневская помощью Божией Матери была спасена от нашествия шведов. Шведы, разоряя Карелию, хотели разорить монастырь; но заступлением Богоматери вдруг поднялся сильный ветер и взломал лёд вокруг острова, так что они не могли исполнить своё намерение.

В 1578 году опять возгорелась война и заставила коневского игумена с братией взять чудотворную икону и переселиться в новгородский Деревяницкий монастырь. Остров Коневец оставался в запустении более ста лет, до тех пор, пока Пётр Великий не возвратил русской державе страну Карельскую. По изгнанию шведов из Карелии в 1718 году, Коневский монастырь был обновлён повелением императора.

Но чудотворная икона оставалась ещё в Деревяницком монастыре до 1798 года, когда дозволено было перенести её в Коневский монастырь, в Деревяницком же оставить точный список с неё. Но прежде возвращения в обитель икона препровождена была в С.-Петербург для возложения на неё сребро-позлащённой ризы. Здесь от иконы было много чудес: иные исцелялись от глазной болезни, другие от беснования и расслабления.

На Коневской иконе изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, держащим на левой руке двух голубиных птенцов. Наименование острова Коневцем произошло от Коня-камня, находящегося в полуверсте от обители.

проводил жизнь в слезах и покаянии.

Молитва пред иконой, именуемой «Коневская»

О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас.

Вем бо, о Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мой и, яко бремя тяжкое, отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту Небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения.

Сего ради к Тебе (со Предстоящим купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему Матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных, от лица Своего, но, яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас и свыше силой укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных, да сотворит нам дни благи и безмятежны, да оградит миром Церковь Свою Святую и разстоящая да соединит той, яко Благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

11 июля

Ржевская (Оковицкая, Оковецкая) икона

Святая икона сия явилась в 1539 году 8 июля в Оковицкой волости Ржевского уезда Тверской епархии. Явление её было ознаменовано множеством чудес. В 1540 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном она была принесена из Ржева в Москву, где торжественно встречена была митрополитом со всем собором и поставлена в Успенском соборе, В Москве от иконы тоже происходило много исцелений.

11 июля икона обратно была отпущена на место своего явления. В Москве же оставлен список с этой иконы, в устроенной во имя её церкви у Пречистенских ворот. По месту обретения в Оковицах икона называется также и Оковицкой. На этой иконе с левой стороны Пресвятой Богородицы изображён стоящим святитель Николай Мирликийский.

Икона Шуйская-Смоленская

(См. о ней под 28 числом).

12 июля

Икона, именуемая Троеручица

О ней см. под 28 июня.

16 июля

Чирская, или Псковская икона

Эта икона Пресвятой Богородицы первоначально находилась в церкви села Чирска Псковской епархии, а потому и получила название Чирской.

В 1420 году, 16 сентября, во время морового поветрия, бывшего во Пскове, на этой иконе из обоих глаз Богоматери истекли слёзы. Узнав об этом чуде, Псковский князь Феодор Александрович послал священнослужителей принести чудотворную икону в Псков. Для сретения иконы совершён был крестный ход при великом стечении народа и участии князя, все с благоговением молились. Псковитяне внесли икону в город и поставили в соборную церковь Св. Троицы.

Празднество Чирской иконе установлено 16 июля в воспоминание великих чудес, бывших от сей иконы, и прекращения морового поветрия. По перенесению в Псков Чирская икона стала называться ещё Псковской. В память перенесения иконы в Псков в 1470 году была построена церковь Знаменская в Старо-Знаменском девичьем монастыре.

17 июля

Икона Святогорская

Святогорских икон две, они находятся в Святогорском мужском монастыре Псковской епархии. Иконы явились на горе, которая сначала называлась Синичьей, а после явления икон стала называться Святой. Икона Умиления явилась юродивому Тимофею, местному уроженцу, в 1563 году. От иконы он слышал голос, что через 6 лет на горе воссияет благодать, и ровно через 6 лет, в 1569 году здесь явилась вторая икона, Одигитрии. От икон совершились многие чудеса и исцеления. На горе, на месте явления икон, по повелению царя сначала была выстроена часовня, а затем, когда часовня сгорела, и обе иконы остались невредимыми, тут устроен был храм и монастырь. Иконы ежегодно, в первую пятницу Петрова поста, приносят в Псков и в следующий воскресный день совершают с ними крестный ход по городу.

20 июля

Икона Абалацкая-Знамение

Эта чудотворная икона называется Абалацкой от села Абалак Тобольской епархии, при котором, в 25 вёрстах от Тобольска, с 1783 года устроен монастырь.

В царствование Михаила Феодоровича, при Тобольском архиепископе Нектарии, на Абалацком погосте уединённо жила благочестивая вдова Мария. Спустя 50 лет после построения Тобольска, а именно в 1636 году, эта вдова, будучи в своей хижине, видела в тонком сне стоящий на воздухе образ Знамения Пресвятой Богородицы с изображениями на правой стороне святителя Николая Чудотворца, а на левой преподобной Марии Египетской и слышала голос, повелевавший объявить народу об этом явлении и сказать, чтобы построили на Абалацком погосте по правую сторону ветхой Преображенской церкви новую, во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами по одну сторону святителя Николая, по другую Марии Египетской. Мария проснулась, но по своей робости никому не осмелилась сказать о том.

Видение повторялось до четырёх раз. Четвёртое видение было очень знаменательно, так что Мария уже не могла более скрывать. Она пошла из Абалака в Тобольск, и когда приближалась к самому городу по подгорью, то вдруг пред нею явился какой-то облачный столп и на столпе образ Знамения Божией Матери и образ преподобной Марии Египетской, а святитель Николай, как бы живой, стоял на земле и гневно сказал ей: «Для чего ты медлишь объявить о видениях и повелениях народу? Если ещё замедлишь, то будешь наказана расслаблением всего тела: если же объявишь и тебя не послушают, тогда не ты, а не послушавшие потерпят».

После этого вдова стала рассказывать о своих видениях всему народу и затем объявила архиепископу Нектарию. Все поверили рассказам благочестивой вдовы. Архиепископ после сделанного ей строгого испытания благословил прихожан абалацких строить храм, многие и из тобольских жителей приняли участие в этом деле. Сам промысл Божий приготовил в эту церковь и храмовую икону.

Некто крестьянин Евфимий много лет лежал в расслаблении. Однажды приходит к нему нищий Павел, пользовавшийся его милостями, и говорит: «Ефим! На Абалаке строится церковь по повелению Божию во имя Знамения Богородицы, святителя Николая и Марии Египетской. Дай обещание написать храмовую икону в ту церковь. Может быть, Господь по вере твоей и за усердие твоё и освободит тебя от болезни». Евфимий выслушал нищего, как ангела Божия, и дал обещание устроить икону и в тот же день, после полудня, он вдруг начал владеть правой стороной своего тела.

На другой же день Евфимий послал прошение к преосвященному Нектарию о дозволении ему написать храмовую икону для новой абалацкой церкви и, получив святительское благословение, заказал её искуснейшему в то время живописцу в Сибири, тобольского Софийского собора протодиакону Матфию. Всё время, пока писался образ, Евфимий молился и с каждым днём всё становился крепче и крепче. Наконец, почувствовав себя совершенно здоровым, он сам пришёл к живописцу и, взяв икону, собственными руками принёс её в собор для освящения. Архиепископ, обрадованный и удивлённый совершившимся чудом, сам освятил икону и, отслужив пред нею молебен, отпустил её с подобающей честью в село Абалацкое для поставления в новой церкви.

Абалацкая икона служит предметом особенного благоговения не только в Сибири, но и в губерниях, соседних с Сибирью; на поклонение ей прибывают издалека, и великие чудеса совершаются по вере прибегающих к ней. В 1665 году установлено приносить чудотворную икону из Абалака в Тобольск ежегодно в июле месяце, в воспоминание чуда милосердия Божия.

В этом году в Тобольске и во всех его окрестных местах долгое время беспрерывно шёл проливной дождь; хлеба, овощи и трава гибли; всё затопило водой. Народ приходил в отчаяние. Тогда обратились с молитвой к Пресвятой Богородице. Тобольский архиепископ Корнилий послал освящённый собор в село Абалацкое за чудотворной иконой. 8 июля икона была принесена в Тобольск и с благоговением встречена духовными и гражданскими властями и множеством народа. На площади отслужили молебствие, икону внесли в собор и немедленно начали литургию. Не окончилась ещё служба, как, к общей радости и удивлению, мгла рассеялась, облака исчезли, дождь прекратился, и погода сделалась благоприятной.

В память этого благодатного знамения и для всегдашнего благодарения Господа Бога и Его Пречистой Матери установлен ежегодный крестный ход, при котором чудотворная икона приносится из Абалака в Тобольск к 8-му июля и остаётся здесь в соборе до 23-го. С Абалацкой иконы есть несколько копий в разных местах Сибири, которые также благоговейно чтут местные жители и в определённое время носят по окрестным городам и селениям.

Молитва пред иконой, именуемой «Знамение (Абалацкая)»

О Пресвятая Владычице моя Богородице, милосердия сущи источник, покрове, упование и прибежище христиан!

Тебе, Всесильней Предстательнице и Споручнице покаяния и спасения моего, аз, грешный раб Твой, вручаю душу и тело мое, входы и исходы моя, веру и жительство мое, кончину и число дней моих, глаголы и помышления моя, дела и начинания моя; Ты же, милостивая Мати Божия, мной руководствуй, покрывай, соблюдай и спасай мя от всех вражеских козней невредимо, да немолчно, до последнего издыхания моего, взываю Ти: Радуйся, Невесто Неневестная! Радуйся, Святая, святых большая! Пресвятая Богородице, спаси мя! Аминь!

Галичская, или Чухломская, икона

Икона сия находится в Городецком Покровском монастыре Костромской епархии. Явилась она в 1350 году около Галичского озера, напротив города Галича, св. Авраамию, Галичскому или Чухломскому, чудотворцу, бывшему учеником преподобного Сергия Радонежского.

С благословения своего настоятеля, он ушёл в Галичскую пустынь, где теперь стоит монастырь, и стал подвизаться здесь у горы в уединении. Он молился Пресвятой Богородице об Её покровительстве себе и однажды во время молитвы услышал с горы голос, который повелевал ему идти на гору. На горе, на дереве, он увидел в необыкновенном сиянии икону. Икона сама спустилась на руки Авраамия.

Долго молился он иконе, говоря; «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне?», и от утомления уснул. Во сне он услышал голос от иконы: «Авраамий, пребудь на сем месте, и спасёшься, и обитель здесь воздвигнешь. Я и по твоём отшествии не отступлю от обители твоей». Авраамий поставил на горе часовню и стал здесь жить.

Скоро слух о явленной иконе и самом пустыннике достиг народа и самого Галичского князя Димитрия, и князь просил преподобного принести икону в город и сам внёс её в соборный храм. Тут многие больные из горожан получили исцеление. Тогда князь пожертвовал место для построения монастыря и содействовал скорейшему его построению. Впоследствии Авраамий ещё основал монастырь на берегу Чухломского озера, против города Чухломы, где и скончался.

28 июля

Икона Смоленская-Одигитрия

Икона сия, по сказанию предания, написана св. евангелистом Лукой. Называется Одигитрией, т. е. Путеводительницей, потому что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм и, когда они были приведены туда, даровала им исцеление, и ещё потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов.

Пресвятая Богородица есть для всех нас путеводительница к вечному спасению. Из Иерусалима икона была принесена в Константинополь в 1046 году. Греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свой Анну за Черниговского князя Всеволода, благословил её иконой Одигитрии. В XII столетии сын Всеволода и Анны Владимир Мономах перенёс эту икону в Смоленск.

С того времени они стала называться ещё Смоленской. В 1237 году, когда Батый подступил к Смоленску и граждане прибегли с пламенной молитвой к Пресвятой Богородице, то ночью в кафедральном соборе, где стоит икона, церковный пономарь получил от неё повеление сказать Меркурию, из дружины князя Смоленского, чтобы он в воинской броне шёл в храм. В храме Меркурий услышал от иконы голос: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский в нынешнюю ночь хочет напасть на народ Мой со всею своею ратью и с исполином; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его во вражье рабство. Выйди тайно ото всех навстречу врагу, и силой Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобой. Но вместе с победой ожидает тебя мученический венец». Меркурий так и сделал: поразил исполина и отразил рать Батыя при помощи сошедших с неба молниеносных мужей и в присутствии светлой Жены, лик Которой объял ужасом врагов, но сам был убит. Перебив множество татар, он, утомлённый, заснул.

Татары, найдя его спящим, отрубили ему голову. Но он, как живой, сам внёс свою голову в город, где и погребли его тело в соборной церкви. В XIV столетии икона была перенесена в Москву. Ею князь Витовт благословил дочь свою Софию, супругу Московского князя Василия Димитриевича, во время свидания её с отцом в Смоленске. В 1456 году, в царствование великого князя Василия Васильевича Тёмного, Смоленский епископ Мисаил со многими почётнейшими гражданами, прибывшими в Москву, просил князя отпустить их икону обратно в Смоленск.

Великий князь после долгих совещаний с духовенством и боярами решил отпустить чудотворную икону, сняв с неё список. Икону за две версты за город сопровождали торжественно, с крестным ходом. Впоследствии, в 1525 году, при великом князе Василии Ивановиче, здесь был построен Новодевичий монастырь в память возвращения Смоленска под власть русских государей, и в монастыре поставлен список со Смоленской иконы и установлен праздник с крестным ходом в монастырь. В 1812 году, в нашествие Наполеона, чудотворная Смоленская икона постоянно находилась в рядах нашего войска.

Накануне славной Бородинской битвы носили её по всему лагерю, чтобы молитвой пред нею укрепить воинов на предстоящий им великий подвиг. Сам главнокомандующий войсками со слезами молил Богоматерь о помощи и спасении России от страшного врага.

Молитва пред иконой, именуемой «Одигитрия (Смоленская)»

К кому возопию. Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным?

Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не презри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпелива го, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от Мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Гребневская икона

Она находится в Москве, в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Когда великий князь Димитрий Иоаннович Донской возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и достиг города Гребени (в настоящее время этого города не существует) на реке Чири, впадающей в Дон, то тамошние жители поднесли ему икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями и получившую от города наименование Гребневской. Великий князь с верой принял икону и поставил её в московском Успенском соборе.

Правнук Донского, великий князь Иоанн Васильевич, собираясь в 1471 году в поход против Новгорода, дал обет построить церковь в честь Божией Матери – Её чудотворной Гребневской иконы, которую он брал с собой в поход.

Шелонской битвой в 1472 году одержал он победу и повелел соорудить в московском посаде деревянную церковь, в которую и была поставлена чудотворная икона, украшенная от его усердия серебром и драгоценными камнями; на киоте иконы он велел написать акафист в похвалу Пресвятой Богородицы и в благодарность за дарование ему сына Василия. С этой иконой русские отразили в 1612 году поляков на Сретенской улице.

Во время пожара в 1687 году церковь Гребневской Богоматери объята была пламенем, так что не успели вынести Её икону; но она чудесно сохранилась и, по словам летописи, «обретеся на воздусе». От времени церковь пришла в ветхость; также и самая икона требовала обновления. Церковь была обновлена, а икона, по желанию царевны Наталии Алексеевны, сестры Петра Великого, принесена к ней в село Преображенское. Обновив и украсив икону от своих сокровищ, царевна сама сопровождала её из Преображенского в церковь и там, поставив на прежнее место, со вершила пред нею молебное пение.

Возобновлению церкви особенно содействовал Стефан Яворский. Вскоре после обновления иконы от неё начали совершаться новые чудеса. Вот одно из чудес.

В доме стольника Салтыкова происходили разные страхования бесов; невидимой рукой бросались камни и т. п. В этом же доме жила одна девица Мария, у которой была очень больна мать. Однажды во сне пришла к ней некоторая женщина и сказала: «Не скорби о болезни матери; иди и скажи госпоже дома сего, чтобы она подняла к себе в дом образ Гребневской Богоматери, и дом её будет избавлен от бесовских страхований, и мать твоя выздоровеет». Икона была принесена. Перед нею отслужили молебен с водосвятием, и дом был избавлен от страхований, и больная получила исцеление. Это было в 1711 г.

Молитва пред иконой, именуемой «Гребневская»

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие!

Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред Пречистым образом Твоим припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия.

Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя ходатаи цы о нас грешных к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. егоже умоли. Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобой славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего виновницу, и превозносим Всесвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская»

Икона являлась келейной святыней старца Серафима Саровского. Множество чудес по его молитвам совершалось перед этой иконой. Пред этой же иконой отец Серафим предал свой дух Богу. Его нашли в своей келье в обычном белом балахончике, пред малым аналоем, стоящим на коленях с крестообразно сложенными руками. Всем даже показалось, что старец просто уснул во время молитвы. Но он уже отправился в Небесные обители.

Молитва пред иконой, именуемой «Умиление (Серафимо-Дивеевская)»

Приими, всеблагомощная. Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары. Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобой Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая.

И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго: но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем. ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Супрасльская икона

В Гродненской епархии, в 16 вёрстах от города Белостока, находится древнейший памятник Православия в Западнорусском крае Супрасльский Благовещенский монастырь, основанный в 1500 году на берегу реки Супрасли. Этот монастырь прославился чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Сюда стекаются многочисленные толпы богомольцев; не только православные, но и католики и даже протестанты, почитая икону чудотворной, стремятся для поклонения Царице Небесной к чудотворной Её иконе.

Происхождение Супрасльской иконы неизвестно: но есть предание, что она привезена из Смоленска. Она писана в византийском стиле и представляет собой копию с чудотворной иконы Божией Матери-Одигитрии Смоленской, с Предвечным Младенцем на левой руке. Вверху над главой Богоматери – изображение Бога Отца в облаках, с ликами ангелов по сторонам. Кроме Супрасльской, ещё многие списки со Смоленской-Одигитрии прославились в своё время чудесами. Таковы:

Игрицкая-Песоченская икона

Она находится в Игрицком мужском монастыре, в 15 вёрстах от Костромы, в местечке, называемом Игрицкой пустыней, при реке Песочне.

Явилась она в 1624 году и впервые прославилась исцелением слепого боярина Севрюга. Он жил близ Костромы, в селе Савицком. Однажды его крестьяне, пасшие его стадо в пустыне Игрице, подошли к полуразрушенной церкви, которая более 50 лет стояла в запустении после сильного мора, в 1571 году опустошившего Кострому и окрестные селения, так что многие жилища остались пустыми. Войдя в церковь, они увидели на престоле икону Божией Матери, как будто только что написанную, сообщили о том своему господину.

Севрюг пригласил из города своего духовника отслужить молебен пред найденной иконой. Молебен был отслужен в присутствии его родственников и народа, и когда священник окропил водой слепого Севрюга, то он тотчас прозрел. Икона оказалась Смоленской-Одигитрией. Тогда на месте явления иконы был устроен монастырь. Икону ежегодно, на 9-й неделе после Пасхи приносят в Кострому для совершения пред нею молебствий.

Югская икона

Она находится в Югской Дорофеевской пустыни, на берегу реки Юги, близ Мологи. Прославилась эта икона в 1616 году.

В царствование Михаила Феодоровича, когда шведы разоряли окрестности Пскова и грабили церкви и монастыри, в это время некто благочестивый старец, схимонах Дорофей, решился удалиться из Печерского монастыря на родину, в село Никольское, близ Мологи. Молясь пред отправлением в путь перед чудотворной Печерской иконой Богоматери, он услышал от иконы голос, который повелевал ему взять с собой икону Одигитрии и указывал место, где находится эта икона.

Настоятель не отпускал было старца, но Сама Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела отпустить. Старец дошёл до реки Юги, за 7 вёрст до родины, и от усталости лёг отдохнуть, икону же поставил на дерево. После отдыха он хотел снять икону, но как ни усиливался, не мог. Наконец услышал от неё голос: «Не трудись напрасно. Я желаю, чтобы здесь была устроена обитель для иноков. В ней пребудет навсегда образ Мой и с ним благодать Моя и сила». Тогда Дорофей устроил тут келью, куда внёс икону. Когда же жители окрестных селений узнали о пришествии старца с чудесной иконой, то стали приходить к нему для поклонения иконе, и больные из них получали исцеления. Старец скончался в 1623 году. Тогда священник села Никольского хотел было перенести икону в приходскую церковь: но икона не один раз чудесным образом удалялась из церкви, и её находили в келье старца. Тогда устроили здесь церковь и монастырь. От иконы произошло много чудес.

Шуйская-Смоленская икона

Эта икона впервые прославилась в 1654–1655 годах при царе Алексее Михайловиче, когда в России свирепствовала моровая язва. Эта болезнь появилась и в Шуе. Тогда жители, не находя других средств ко спасению, обратились к молитве не один раз обходили город с крестным ходом.

Один из благочестивых горожан предложил жителям Воскресенского прихода в городе общим усердием написать Смоленскую икону Божией Матери и поставить в своей приходской церкви. Предложение было принято очень сердечно, и икона через неделю была готова. В эту неделю все прихожане совершили говение. С крестным ходом икону внесли в церковь, и с этого времени моровая язва стала прекращаться сначала в Воскресенском приходе, а затем и во всём городе, от иконы же происходили очень многие и другие чудеса.

Шуйской иконе празднуется крестным ходом ещё в память избавления от холеры. Ей также празднуется 11 июля, с 1831 года.

Выдропусская икона

Эта икона находится в Торжке; называется она Выдропусской, потому что ознаменовала себя чудесами в селе Выдропусске Новгородской епархии. Отсюда она была похищена одним из бояр – воинов Грозного, когда царь возвращался из Новгорода после его покорения, и принесена в Муромскую вотчину. Тут, когда, по желанию воина, священник стал служить молебен пред иконой, которую пред молебном воин назвал пленницей, сделалась страшная гроза, покров церкви чудесно раскрылся и икона невидимой силой была поднята и унесена из храма, и она опять оказалась в Выдропусской церкви. Узнав о возвращении иконы на прежнее место, боярин отправился туда и там всенародно пред иконой принёс своё глубокое раскаяние. Во время пожара храм, где стояла чудотворная икона, сгорел дотла, но икона найдена в пепле совершенно невредимой.

Одигитрия-Воронинская

Эта икона явилась в 1524 году в Воронинской Успенской пустыни Череповского уезда. Пустынь названа Воронинской по имени основателя, который носил фамилию Ворона.

Одигитрия-Христофорова

Так названа икона по имени Христофора, основателя монастыря в Вологодской епархии, который впоследствии обращён в приходскую церковь. Она прославилась чудесами в XVI веке.

Смоленская-Сергиевская

Эта икона находится в Троице-Сергиевой лавре, в Смоленской церкви. Она высечена из камня и украшена алмазной короной и жемчужной ризой. Прославилась она в 1730 году исцелением псаломщика с иссохшими и пригнутыми к спине руками, так что исцелённый был представлен императрице Анне Иоанновне и свидетельствован врачами.

Смоленская-Костромская

Эта икона написана на стене башни Богоявленского монастыря в Костроме, в 1672 году.

В 1779 году, во время страшного пожара в городе, когда много пострадал и монастырь, башня и самая стена, на которой изображена икона, даже с деревянным киотом, остались невредимыми.

В 1824 году в этой башне устроена церковь.

Смоленская-Кирилло-Белозерская

Эта икона находится в Кирилло-Белозерском монастыре.

Однажды, когда молился пред сей иконой св. Кирилл, когда ещё жил в московском Симоновом монастыре, то услышал от неё голос, повелевавший ему идти в Белозерскую сторону. Уходя, он взял с собой икону и поставил её в основанном им монастыре. Это было в XV веке.

Устюженская-Смоленская

Эта икона находится в городе Устюжне Новгородской епархии. Она прославилась многими чудесами. По молитве пред нею жители Устюжны были спасены от шведов и ляхов во время их нашествия.

Устьнедумская-Смоленская

Эта икона прославилась в 1603 году. Одному старцу Леониду три раза было откровение, чтобы он взял икону Одигитрии из Моржегородской пустыни на Двине и перенёс в Сольвычегодский уезд, на реку Лузу, к Туриной горе.

Здесь в 1608 году он устроил церковь и монастырь. Впоследствии монастырь был перенесён к устью реки Недумы, отчего и получила своё название икона.

В Москве, в Вознесенском монастыре, есть чудотворная икона Смоленская-Одигитрия.

Соловецкая-Смоленская

Эта икона явилась в XVII веке преподобному Елеазару, который подвизался на Анзерском острове, в 20 вёрстах от Соловецкого монастыря. В храме, когда пришёл к утрене прежде братии, от иконы он слышал голос: «Поставьте во имя Мое церковь».


Источник: Сердец наших утешение : 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы : молитвы о благодатной помощи в нуждах и немощах / сост. священник Иоанн Бухарев. - Москва : Артос Медиа, 2006 (М. : Типография АО "Молодая гвардия"). - 488 c.

Комментарии для сайта Cackle