Азбука верыПравославная библиотекаИван Иванович ДмитриевскийИсторическое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии


Иван Иванович Дмитриевский

Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии

Содержание

Предисловие, содержащее предварительные рассуждения: I. О необходимости и древности жертвоприношения § 1. От познания самого себя мы восходим к познанию Бога § 2. Обязанности человека в отношении к Богу § 3. Двоякое их исполнение II. О предании жертв законных и упразднении их § 4. О предании жертв законных и о их разности § 5. Жертвы сами по себе не могли очищать грехов §6. Ветхозаветные жертвы должны были получать силу от прообразуемой ими жертвы Христовой § 7. Причина отвержения их III. Об установлении единой, вместо всех, жертвы Иисуса Христа § 8. Жертвы должны были упраздниться после страданий Иисуса Христа на кресте § 9. Плоды жертвоприношения Христова IV. Жертва Иисуса Христа в Евхаристии будет приноситься до скончания века § 10. Иисус Христос долженствует приносить беспрестанно Богу-Отцу жертву § 11. Жертва Иисуса Христа должна быть хлеб и вино, претворенные в Тело Его и Кровь § 12. Иисус Христос так и совершил на таинственной вечери § 13. Причины, по которым Иисус Христос повелел приобщаться Тела Своего и Крови в Евхаристии V. Евхаристия заключает в себе все части, все принадлежности жертв древних § 14. Принадлежности жертв древних Первая принадлежность Вторая принадлежность Третья принадлежность Четвертая принадлежность VI. Евхаристия содержит в себе все виды древних жертвоприношений § 15. Исчисление жертв ветхозаконных Евхаристия есть всесожжение Есть жертвоприношение умилостивляющее Есть возношение благодарения Есть жертва мира Заключение VII Все действия и обряды Евхаристии, или Литургии, ииеют смысл двоякий: Исторический и Таинственный § 16. Обряды Литургии имеют смысл Исторический и Таинственный Что есть смысл Исторический обрядов? Что – Таинственный? Для чего придается обрядам Литургии смысл Таинственный? § 17. Обряды Литургии от каждого требуют нравоучительного к себе приложения Какой должно наблюдать порядок в размышлении об обрядах? § 18. Желание сочинителево к читателям. – Таинственные знаменования на Литургии изображают все смотрение Иисуса Христа по порядке дел Его жизни Свидетельства Священного писания ветхого и нового завета о святейшей Евхаристии или Литургии, Когда и для чего были Прообразования и Пророчества о Евхаристии А. Свидетельства Ветхого Завета. Б. Свидетельства Нового Завета Установление Евхаристии Намерение I. Христа при установлении Евхаристии Предуведомление Глава I. О превосходстве Литургии пред прочими таинствами, и о различных ея именованиях § 1. Евхаристия В Евхаристии приемлем в себя Самого Христа и бываем причастны Его Божества Что мы чрез Крещение. Миропомазание и Евхаристию получаем? Плоды, происходящие от Евхаристии § 2. Именования Евхаристии Глава II. Что значит слово: Литургия § 3. От чего происходит слово Литургия и что значит? § 4. Что есть Литургия? § 5. Что нужно к уразумению Литургии? Глава III. Когда, кем, как и для чего установлена Литургия § 6. Время установления Литургии § 7. Первоначальное совершение Евхаристии § 8 Для чего установлена Евхаристия § 9. В Евхаристии Христос принес в жертву Тело Свое и Кровь § 10. О Таинственных знаменованиях всех действий Евхаристии Для чего Иисус Христос в Евхаристии употребил хлеб и вино О чем Иисус Христос воздавал хвалу и благодарение Богу над хлебом Для чего раздробил хлеб на части Почему наименовал и сотворил его Телом Своим и повелел приобщиться Для чего употребил Спаситель в Евхаристию вино, и притом растворенное водою, также для чего оное претворил в Кровь Свою Для чего Кровь Свою назвал кровию Нового Завета. Для чего о Крови рек: во оставление грехов. Евхаристия установлена в воспоминание смерти Господней Евхаристия будет совершаться до скончания века Глава IV. Как совершалась Литургия во времена Апостольские § 12. Апостолы совершали Евхаристию таким же образом, как и Христос совершил § 13. Апостолы совершали при вечери и начинали беседою или поучением § 14. По окончании беседы воссылали молитвы § 15. После молитв начиналось приношение Даров в жертву и освящение их § 16. По освящении Даров причащались и оканчивали благодарением § 17. По окончании предлагаема была вечеря, именуемая Любы § 18. Апостолы, по причине умножения верующих, ввели в Литургию обряды § 19. Исчисление обрядов. Апостолами введенных § 20. О различном употреблении церковных обрядов. – Разность в Литургиях откуда § 21. Свидетельство о различном употреблении обрядов § 22 Глава V. Как совершаема была Литургия во втором и третьем. столетиях § 23. Преемники Апостольские в совершении Литургии следовали Апостолам Описание Литургии второго века из Иустина Философа § 24. Преемники Апостольские или учители второго и третьего века умножили Литургию обрядами § 25. Пение противогласное, или антифон, установил Игнатий Богоносец Исчисление древних песней § 26. По каким причинам уставлены на Литургии вход малый и великий § 27. О поучениях к народу и обрядах, с ними соединенных § 28. О молитвах об оглашенных и проч § 29. Литургия верных начиналась молитвами, тайно совершаемыми § 30. О молитвах с возглашением совершаемых § 31. О целовании и умовении рук § 32. О перенесении даров и о предшествующих к Евхаристии возбуждениях § 33. Содержание молитвы Евхаристии § 34. Моление о живых и усопших, о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и проч § 35. О чтении Господней молитвы, о молениях о Дарах принесенных и проч § 36. О возвышении Даров § 37. О раздроблении Даров и о причащении § 38. О благодарственных молениях по причащении; о преклонении глав и о конце Литургии § 39. О сходстве нашей Литургии с сею древнею § 40 § 41. В которые дни и часы древние совершали Литургию § 42. В каких местах древние Христиане совершали Литургию. – Ночные молитвенные собрания в память чего удержаны Церковью § 43. Об одеждах священных § 44. Для чего дано таинственное знаменование вещам церковным Глава VI. По какому случаю Василий Великий и Св. Златоуст составили свои Литургии § 45. О начале Литургии Василия и Златоустого § 46 § 47. О прибавлениях в Литургии сделанных после времен Василия Великого и св. Златоустого Глава VII. О Литургии Преждеосвященных (Даров) § 48. По какой причине уставлена Литургия Преждеосвященных § 49 § 50. Кто изложил службу Преждеосвященных, ныне совершаемую Ведение в божественную литургию Глава 1. О надлежащем, приготовлении верных к Литургии. § 51. Литургия требует нашего приуготовления § 52. Первое приготовление: жизнь благочестивая Второе приготовление: усердное хождение в храм § 53. Третье приготовление: сокрушение о грехах § 54. Четвертое приготовление: желание принести себя в жертву сокрушением сердца Глава II. О приготовлении Священника к совершению Литургии § 55. Священник: 1) должен быть просвещен знанием и разумением таинств и обрядов 2) Должен быть православен 3) Должен быть исповедан 4) Должен все последование службы деннонощной исправить 5) Должен иметь все вещи, необходимые для священнодействия § 56. Священник, служащий со грехом, вечно осуждается § 57. Священники, и не служа, должны совершать последование службы деннонощной. – Для чего седмь крат в нощеденствии должен молиться Священник? Глава III. О храме и о частях его § 58. Что есть храм и какие имеет части? § 59. Откуда взято сооружение храмов с разделением на Алтарь, Церковь и трапезу Алтарь что представляет? Церковь самая, или настоящая, что означает? Трапеза есть вместо чего? § 60. Красные, или Царские, врата почему так называются? § 61. О амвоне, что он значит, когда уставлен и для чего? § 62. Алтарь для чего возвышается и отделяется преградами? – Государям вход в Алтарь не возбранен для чего? § 63. На степенях Алтаря Епископы что отправляли? § 64. Врата Алтаря называются Царскими почему? § 65. Престол что означает? § 66. Из каких вещей Престолы у древних сооружаемы были? Сень над Престолом для чего распростирается и что значит? § 67. По каковой причине начали полагать под Престолом Святыя мощи? § 68. Почему жертвенник поставлен в Алтарь и что значит? Почему жертвенник называется Предложением? Глава IV. О священных одеждах § 69. О необходимости одежд священных и о названиях их § 70. Стихарь § 71. Для чего употребляется в священнослужении Пояс? § 72 § 73. Омофор есть образом Ефуда § 74. Одежды что означают в священнослужениях? § 75. Орарь что есть и для чего уставлен? Таинственное означение Ораря § 76. Епитрахиль из него составлена и для чего Священниками употребляется? § 77. Что значит Фелонь? § 78. Поручей употребление и значение. – Смысл слов: „Десница Твоя. Господи, прославися в крепости“: и: „Руце Твои сотвористе мя“ и прочее § 79. Набедренник для означения чего установлен? § 80. Кем установлен и с каким намерением Саккос? Глава V. О священных сосудах и вещах, потребных для священнослужения § 81. Число священных сосудов § 82. Дискос и Потир когда установлены и для чего? Из чего прежде делали дискосы и потиры Таинственное значение Дискосов и Потиров § 83. Звездица из чего состоит, кем и для чего установлена? что значит? § 84. Покровы для чего установлены? § 85. О покрове называемом Воздух Таинственное его знаменование § 86. Что есть Антиминс, и для чего он в храмах полагается? Таинственное значение Антиминса, и почему изображается на нем положение Иисуса Христа во гроб? § 87. Лжица для него уставлена? – От кого и когда введена в Церковь? Таинственное знаменование Лжицы § 88. Копие для чего изобретено и что значит? § 89. Губа какое употребление имеет? § 90. Рипиды для чего изобретены? § 91. Что есть Кадило? Таинственное знаменование курения фимиама § 92. О употреблении свечей и лампад в Церкви Где и по какой причине началось употребление свечей при дневном свете, и с какими знаменованиями Изъяснение Божественной литургии О разделении литургии части § 1. Сколько частей имеет Литургия и когда они установлены Часть I. О Проскомидии § 2. Слово Проскомидия откуда производится и что значит? Просфора для чего называется Агнцем? Глава I. О начале Проскомидии и целовании икон § 3. Начало Проскомидии § 4. Целование Икон § 5. О молитве: Господи, ниспосли руку Твою, и о поклонении на обе стороны Глава II. О вхождении в Алтарь и облачении Иерея и Диакона § 6. Об обрядах при вступлении в Алтарь наблюдаемых Для чего Архиерей до входа с Евангелием в Алтарь не вступает? Глава III. Об умовении рук и значении его § 7. Для чего Священнослужители творят умовение рук? § 8. Древние Христиане, при вхождении в храм, умывали руки Глава IV. О приуготовлении хлеба или просфоры, именуемой Агнцем, и о вливании вина с водою, или растворения, в Потир § 9. Каким образом хлеб приготовляется к Священнодействию? Для чего бывает крестообразное раздробление изъятого Агнца? Что значит прободение Его и влияние растворения в Потир? Должность Диакона при Проскомидии § 10. Причины такового приготовления Святого Агнца § 11. Таинственный смысл Проскомидических действий § 12. Почему единым действием, совершаемым в Евхаристии, представляются два, три или более Таинства – Обряды Литургии представляют собой весь состав Истории Христовой, от начала и до конца ее Глава V. Об извлечении и возложении частиц в честь Преблагословенные Девы и Святых, в память живых и умерших § 13. О частице Богородичной и о положении ее одесную Агнца О частицах девятичных О частицах за живых и мертвых § 14. Частицы о живых и умерших. приносимые в Тело Господне, не освящаются, а представляют только тех самых, о коих приносятся, и ниспосылают им благодать и освящение § 15 Глава VI. О возношении кадила § 16. Возношение кадила § 17. Для чего покрываются Дискос и Потир Покровами, и что значат глаголемыя при сем от Священника слова? § 18. 0 каждении Даров предложенных, и о его знаменованиях Глава VII. А. О возношении предложенных Даров и отпуске Проскомидии; б) о каждении Алтаря и всего храма § 19. Порядок возношения Даров, и содержание Молитвы предложения Изъяснение слов: „Помяни, Господи“ § 20. Для чего кадят Алтарь и Церковь? Тропарь: „Во гробе плотски“ для чего читается при каждении Престола, и что таинственно значит Престол? Глава VIII. О приступлении Священника и Диакона к Престолу, и о приуготовлении их к начатию Литургии § 21. О призывании Духа Святого к начатию Литургии. – Для чего стих: „Слава в вышних Богу“ читается пред началом Литургии? § 22. Смысл слов: „Время сотворити Господеви» и проч. – О испрошении Диаконском благословения от Священника Часть II. О Литургии оглашенных, или общих молитвах § 23. Литургия оглашенных (какия имеет части?) Глава I. А) О начале Божественной Литургии, и Б) О великой Ектении § 24. Для чего Литургия начинается возглашением Диаконским? § 25 § 26. Слово Аминь что значит? В первенствующей Церкви возглашал весь народ § 27. Диакон показывает, о чем надобно молиться Великая Ентения, что содержит, кем составлена? § 28. Изъяснение великой Ектении: „Миром Господу помолимся“ Изъяснение первого возглашения: „Миром Господу помолимся» § 29. Смысл слов: „О свышнем мире». – Что есть спасение душ наших? § 30. Исчисление прошений великия Ектении § 31. Изъяснение слов: „О избавитися нам“. и заключения всей Ентении: „Заступи, спаси, помилуй», и проч § 32. О воспоминании Святых и предании себя Богу Как могущественна сила молитвы! Для чего на конце Ектении воспоминается Матерь Божия и Святые? § 33. Изъяснение молитвы: „Господи помилуй!“ § 34. Изъяснение содержания возгласа: „яко подобает Тебе“ и проч § 35. Для чего возгласы Иерейские оканчиваются славословием Св. Троицы и с означением вечности? § 36. В первенствующей Церкви моления сии совершаемы были с коленопреклонением, и притом во время Литургии верных Глава II. А) об Антифонах; В) О песни: „единородный Сыне“; Г) о Псалмах, читаемых вместо Антифонов, и о Блаженствах § 37. Что значат Антифоны, и какое их содержание и разделение? Для чего Антифонам прилагаются припевы новой Блогодати? § 38. Кем сочинен и для чего поется в Литургии стих: „Единородный Сыне“? Изъяснение песни: «Единородный Сыне“ § 39. О молитвах Антифонов, и какое их содержание? § 40. О Ектениях малых, для чего оне так часто употребляются? § 41. О возгласах Иерейских и о содержании их § 42. О Псалмах 103 и 145, на Литургии читаемых, и о Блаженных § 43. Для чего с Блаженными чтутся песни 3-я и 6-я? Глава III. О Входе с Евангелием: а) о молитве входной; в) о возглашении: „Премудрость «прости»; г)о входном; д) о пении стиха: «Приидите поклонимся», и е) о каждении Архиерейском по вступлении в Св. Алтарь § 44 § 45. От кого и с каким намерением сочинена молитва Входа? Смысл слов: благословен вход Святых Твоих § 46. Историческое и нравственное изъяснение слов: „Премудрость, прости!“ – Для чего слово: „премудрость“, принято и обращено в возглашение? О входном. когда оно положено бывает в последовании службы § 47. 0 стихе: „Приидите поклонимся» О каждении Архиерейском и его приветствовании Глава IV. О песни Трисвятого § 48. О возглашениях, предшествующих начатию песни Трисвятого § 49. Для чего, вскоре по вступлении в Алтарь Архиерея, поется стих: „Святый Боже»? § 50. О употреблении песни Трисвятого § 51. От кого сия песнь принята? § 52. Из каких мест взята песнь Трисвятая? Изъяснение песни Трисвятого § 53.Для чего сия песнь часто повторяется в церковных молитвах, на Литургии же только седмь раз поется, а не более? Для чего прилагается к Трисвятому: «Слава Отцу и Сыну?» § 54. Молитва Трисвятого от кого приложена, и какое ее намерение и содержание? Глава V. а) О восхождении на Горнее место; в) о древности его установления; г) о таинственном знаменовании и д) уважении в Церкви § 55. Для чего на Горнем месте Архиерей и Священник сидят во время чтения Апостольских Посланий? § 56. О начале и причинах установления Горнего места § 57. Таинственное знаменование Горнего места. – Таинственный смысл приглашения: „Блогословен грядый во имя Господне» Уважение Горнего места Церковию Глава VІ. О чтении Апостольских Посланий и Евангелия, и о совершаемых при том возглашениях и обрядах § 58. О начале и употреблении в Церкви возгласа: „Мир всем» § 59. Изъяснение слов: „И духови твоему“ § 60. О силе Прокимена и таинственном его знаменовании. – О начале и порядке чтения Св. Писания § 61 Какое намерение и знаменование оного? § 62. О обрядах, при чтении Евангелия бываемых. – Для чего Архиерей пред чтением Евангелия слагает с себя Омофор? § 63. „Аллилуиа“: что значит и для чего без перевода употребляется? – Для чего пред чтением Евангелия поется? Для чего присоединяются стихи и каждение во время пения „Аллилуиа»? § 64. О действиях пред чтением Евангелия § 65. О возглашениях: „Мир ти, благовествующему“; „Слава Тебе, Господи, слава Тебе“. – Для чего пред Евангелием ставится зажженная свеча и держат горящие Дикирий и Трикирий? § 66. Для чего у древних после Евангелия предлагаемы были беседы? – Ныне для чего поучения читаемы бывают при конце Литургии? Глава VII. А) О прилежном молении, по Евангелии совершаемом, и Б) О молитвах за оглашенных § 67. Что такое моления прилежные, и почему они называются сугубыми Ектениями? какое их содержание? – Когда начались и когда по Евангелии воссылаемы быть стали? § 68. Молитва прилежного моления кем прибавлена, и с каким намерением § 69. Прилежные моления совершаются вскоре после Евангелия о ком и для чего? § 70. Когда начались молитвы за оглашенных? Изъяснение молитв за оглашенных Содержание молитвы, глаголемой от Священника о оглашенных § 71. Окончание Литургии оглашенных Для чего ныне возглашаются слова: „Елицы оглашеннии изыдите»? Нравоучительное изъяснение возглашений: „Елицы оглашеннии, изыдите“? Часть III. О Литургии верных § 72. В чем состоит Литургия верных? Глава I. О молитвах, воссылаемых верными. § 73 О тайных молитвах и о упразднении их Моления от верных двоенратно для чего воссылаются? § 74. Содержание молитв верных, произносимых Священником тайно В которой части храма совершалась Литургия оглашенных? Для чего Антиминс распростирается не прежде, но при начале Литургии верных? § 75. Молитвы, произносимые Священником тайно в Литургии у древних читаемы были в слух всего народа Глава II. О песни Херувимской § 76. Херувимская песнь когда началась, почему так называется, и с каким намерением воспевается? § 77. Изъяснение Херувимской песни По каким причинам присутствующие при Литургии образуют и представляют собою таинственно Херувимов? Молитва Херувимской песни от кого установлена, и какое ее содержание? Глава III. О Великом Входе § 78. О Приготовлении к Великому Входу Вход Великий по каковой причине уставлен? В древние времена сами Государи переносили Дары § 79. Обряд благочестивый при перенесении Даров § 80. Тропари, при поставлении Даров на Святую Трапезу глаголемые, от кого сочинены, и для чего в сие время чтутся? Таинственное знаменование Великого Входа Изъяснение слов: „Ублажи, Господи! благоволением Твоим Сиона“ О взаимном прошении о себе молитв Священника и Диакона, и воспоминания Глава IV. О молитвах и прошениях, воссылаемых по перенесении Даров на Святой Престол § 81. Содержание молений и прошений. – Изъяснение прошений Содержание молитвы прошения § 82. Коликократно бывает возношение Даров в Литургии, и для чего? § 83. Заключение приношений и изъяснение возгласа Глава V. О целовании § 84. Что „Мир всем“ знаменует, и целование в древности от кого чинимо было? § 85. Когда оно и в знамение чего уставлено? § 86. Какия части у древних лобызаемы были? Порядок целования, между Священнослужителями в Алтаре бываемого. – Для чего рамена целуют друг у друга Священнослужители? § 87. О упразднении многих обрядов древних, в Литургии воспоминаемых Глава VI. О чтении Символа § 88. Историческое изъяснение слов: „Двери, двери» и проч Духовное разумение слов оных § 89. Символ от кого составлен? § 90. Символ когда введен в Литургию и для чего? § 91. Для чего во время чтения Символа воздух со Святых Даров снимается и колеблется над ним? § 92. О возглашении диаконском: „Станем добре“! § 93. Изъяснение слов: „Милость мира, жертву хваления“ § 94. О возгласе: „Блогодать Господа нашего“ и проч § 95. Изъяснение слов: „Горе имеем сердца»! Глава VIII. Канон Евхаристии, с разделением его на члены § 96. Предначинание Евхаристии народное. – Благодарить Бога почему достойно? – почему праведно? Первый член. Канона Евхаристии Воспоминание о Божиих совершенствах и Его благодеяниях. § 97. Исчисление Божиих благодеяний. – Изъяснение слов: «Сый Иегова» Изъяснение молитвы Евхаристии Василия Вел Второй член Канона Ехваристии, о песни Серафимской § 98. Для чего Священник преходит к Серафимской песни? § 99. Изъяснение слов: „Поюще, вопиюще“ и проч Изъяснение слова: „Свят“. – Для чего поется песнь Серафимская, во время Литургии? § 100. Слова: „Осанна в вышних“ откуда взяты, и для чего здесь прилагаются? Таинственный смысл слов: „Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне“! § 101. Коль древнее употребление сея песни в Литургии? Третий член Канона Евхаристии, Содержащий продолжение исчесления Божиих благодеяний, вместе с посланием в мир Сына Божия, и установления Евхаристии; возношение. О возношении Даров в жертву § 102. Воспоминание Спасителевой Вечери § 103. При глашении слово Аминь для чего от народа возглашаемо бывает? § 104. Возношение даров в жертву § 105. О обрядах при возношении Даров, совершаемых от Диакона Четвертый член Канона Евхаристии. а) О Призывании Святого Духа ко освящению Даров в Тело и Кровь Господню, в) О плодах овященных Даров, и в) богословские рассуждения о таинстве Евхаристии. § 106. О призывании Св. Духа Благословение иерейское, при освящении Даров совершаемое, есть знамение него? § 107. О начале и причинах призывания Духа Св. ко освящению Даров Молитва „Господи! иже пресвятого Твоего Духа“ когда и для чего приложена? § 108. О действиях и плодах освященных Даров § 109. Чрез освящение Даров в Тело и Кровь Господню совершается Таинство заколения Иисуса Христа на кресте. – В Евхаристии Иисус Христос не закалается вновь, но Дары прелагаются в Тело и Кровь Его, на кресте пожренные § 110. В лице Священника, Таинство совершает Сам Христос Образ священнодействия Таинств § 111. Время освящения Даров Для чего в сие время в колокол ударяют? Пятый член Канона Евхаристии. § 112. О воспоминании Святых при священнодействии. – Для чего поется среди Церкви от линов совокупившихся: „Достойно есть“? § 113. Коль древний есть обычай воспоминать Святых при Евхаристии, и какие тому причины? § 114. О воспоминании усопших, и о пользе того им § 115. Моления о усопших когда начались? § 116. О воспоминании и молении о живых § 117. Все вышеисчисленныя моления Священник творит по предписанию Священного Писания и Древностей Церковных § 118. Изъяснение слов: „И всех и вся“ Шестый член Канона Евхаристии. Окончание канона Евхпристии § 119. Окончание Евхаристии Славословифм Апостольским § 120. Древность способа Евхаристии, ныне совершаемого § 121. О возбуждении людей н молению о освященных Дарах § 122. Содержание и смысл молений о Дарах освященных. – Смысл слов: „Соединение веры и причастие Св. Духа“ и проч. – Содержание молитв: „Тебе предлагаем“, и: „Боже наш, Боже спасати“ Глава X. О чтении Молитвы Господней § 123. Предисловие к Молитве Господней § 124. В каком уважении имели древние Молитву Господню? Глава XI. О преклонении глав, с возношением тайных молений от каждого о своих нуждах и потребностях жизни § 125. О возгласах, предшествующих приклонению глав Содержание молитвы, глаголемой в приклонении глав § 126. Обряд с приклонением главы молиться коль древен? § 127. Содержание молитвы: „Вонми, Господи» § 128. Смысл препоясания Ораря, облагаемого по персям дианонским крестообразно Глава XII. а) О возношении Святого Хлеба и б) раздроблении его на части; в) о соединении Таинств; г) о влиянии теплоты в Потир и д) о пении каноника § 129. Порядок возвышения Св. Агнца § 130. Обряд возвышать Тело Христово сколь древен, и по какому случаю начался? – Смысл возглашений: „Святая святым“! и „Един Свят“! Таинственное разумение возвышения Св. Агнца § 131 Тело Господне при раздроблении не разделяется на части, и всегда снедаемо не иждивается § 132. О соединении Таинств, и о причинах того. – Какое разумение слов: „Исполнение Святого Духа“? § 133. О влиянии теплоты Влияние теплоты сколь древний есть обычай, и на какой конец уставлено? Таинственное знаменование влияния теплоты. – Смысл слов: „Теплота веры“ и пр Что значит киноник; для чего поется. и какое его содержание бывает? Для чего паникадило спускается во время причастна? Глава XIII. О причащении а) лиц Священных и в) мирян; и г) об отнесении Св. Даров на жертвенник § 134. О причащении Таинств, с принадлежащими к нему действиями. – Что значит прикосновение уст к Потиру? § 135. Для чего влагаются частицы в Потир о Святых и прочих § 136. О причащении людей вне Алтаря, и о обрядах, при тои совершаемых Способ приобщения людей каковый есть, и для чего уставлен таков? § 137. Благословение людей сими словами: „Спаси, Боже, люди Твоя“! § 138. Об отнесении Св. Даров на Жертвенник и о совершаемых при том обрядах Таинственное знаменование показания Таин людям Глава ХIV. а) О благодарных по Св. причащении: песнях и молениях, б) о заамвонной молитве, или конечном Литургии заключении, и в) о первыхь началах происхождения Антидора § 139. Изъяснение песни: „Да исполнятся уста наша» Изъяснение содержания благодарственной Ектении. – Смысл возгласа „Яко Ты еси освящение наше» Когда начались благодарныя моления по причащении? § 140. О возглашениях, к исходу из Церкви людей располагающих § 141. О заамвонной молитве; содержание ее Каким образом у древних совершаемо было последнее благословение людей? – Для чего Диакон во время чтения заамвонной молитвы наклоняет главу? Для чего заамвонная молитва читается с возглашением? Конец Литургии § 142. 0 первых началах происхождения Антидора. О общих трапезах, бывших в первенствующей Церкви, и об уничтожении их Глава XV. О Антидоре, когда он уставлен, по какому случаю и для чего? § 143. Что значит слово Антидор, и что́ в самой вещи есть он? § 144. Историческое показание причин установления Антидора Глава XVI. а) О благословении людей, по раздаянии Антидора возглашаемом, и б) об отпуске § 145. О благословении людей Иерейском и Архиерейском Содержание и порядок отпуска, со изъяснением его § 146. О многолетии, и для чего оно бывает? О совлечении Св. одежд и молениях, при том бываемых. – Для чего Священник и Диакон умывают уста и руки над кладезем после Литургии? § 147. Описание отпуска древних Книга о храме. Симеона, Митрополита Фессалонитского Основано на священном писании, правилах вселенских и поместных соборов, и на писании св. отцов церкви
Составлено Иваном Дмитриевским. Второе вновь пересмотренное и исправленное, с рисунками академика Ф. Г. Солнцева. С приложением «Книги о храме» Симеона, Митрополита Солунского.
Министер. Народн. Просв. одобрено для фундаментальных библиотек средних учебных заведений 21 июля 1894 г. №14375. Издательский отдел Московского Патриархата 1993
Сей есть хлебъ, сходzй съ небесе. Аще кто снєсть отъ хлєба сего, живъ будетъ во вєки. Аминь, аминь глаголю вамъ: аще не снєсте плоти Сына Чєловєческаго, ни піете крове Его, живота не имате въ себє. Zдый Мою плоть, и піzй Мою кровь, имать животъ вєчный, и Азъ воскрешу его въ последній день.(Ин.6:50, 51, 53, 54)
Настоящее издание осуществлено при содействии Первого Русского независимого банка.
«Бог, предивная творяй чудеса и великими воздаваяй дарованиями с верою к Нему притекающим, да даст «мзду (как) чтущим сию книгу, (так) и послушающим; и да сподобит их благия части , со всеми благоугодившими «Ему от века!» (Слова Софрония, святейшего Патриарха Иерусалимского, которого память 11 марта). Сим святым желанием и свою книгу запечатлел составитель Иван Иванович Дмитревский, муж благочестивый и ученый. Родился он 16 сент. 1754 года в г. Михайлове, Рязанской губернии, обучался в Рязанской семинарии и Московской академии, после учительства в родной семинарии и секретарства в консистории в 1788 году переведен в Спб. на должность переводчика при Св. Синоде, откуда в 1790 году отправлен в Тамбовскую консисторию секретарем, где и продолжал службу по 1800 год: а в этом году поступил на службу при Московском университете и определен там учителем сперва Российского Этимологического, потом Латинского синтаксического и Греческого Этимологического классов. В 1805 году пожалован чином Коллежского Ассессора и от службы уволился. Умер в Рязани семидесяти пяти лет от роду, 2-го апр. 1829 года. Особенно известно и достойно известности его „Изъяснение на Литургию», которое в первый раз издано было в Москве 1804 г., и затем несколько раз; о других его сочинениях см. в «Обзоре Русской Духовной Литературы» Филарета, Черниговского архиепископа.

Открыта запись на православный интернет-курс