Иван Иванович Дмитревский

Изъяснение Божественной литургии

О разделении литургии части

§ 1. Сколько частей имеет Литургия и когда они установлены

Божественная Литургия разделяется на три главные части: первая называется Проскомидиею и совершается в предложении или на Жертвеннике, над принесенными в Церковь к совершению Евхаристии дарами; вторая – Литургиею оглашенных, которую в древности позволена было слушать оглашенным, кающимся и прочим вместе с верными; а потому и называется она еще общими молитвами422; третия – Литургиею верных, при совершении которой имеют право предстоять одни только верующие; прочие же, т. е. оглашенные, кающиеся (кроме стоящих423 с верными ), и другие, при начале ее, в первенствующей Церкви вон были высылаемы из храма. Такое разделение Литургии на части установлено в самые первые времена Христианства, когда в Церкви начались приношения даров народные424 и оглашенные425.

* * *

422

См. в книге о служениях и чиноположен. Церкви, л. 23. – Общими молитвами эту часть Литургии называет и Св. Василий Великий, в Молитве третьего Антифона на Литургии: „Иже общие сия и согласные даровавый нам молитвы». См. ниже, § 39. Обшими молитвами эту часть Литургии еще можно назвать и потому, что моления, на ней возносимые, т. е. Ектении мирные (ниже § 27), сугубыя (§ 67), также и прошения (§ 81), совершаются на всех последованиях церковных, т. е., Вечерни, Утрени и на Литургии, одни и те же.

423

См. выше, в Предуведомлен. § 61 и 64.

424

См. выше, § 26.

425

Там же § 19.


Источник: Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии : Основано на Священном Писании, правилах Вселенских и Поместных соборов и на Писании св. отцев церкви / Сост. И. Дмитриевским. – 2-е вновь пересм. и испр. [Репринт. воспроизведение изд. 1897 г.]. – Москва : Изд. отдел Моск. патриархата, 1993. - 427 с.

Комментарии для сайта Cackle