Азбука веры Православная библиотека профессор Иван Николаевич Корсунский Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский


профессор Иван Николаевич Корсунский

Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский

Биографический очерк

«Се благочестие есть премудрость: а еже удалятися от зла, есть ведение.» Иов, 28, 28.

Содержание

Вступление

§1. Начальный период жизни и воспитание преосв. Феофана (1815–1841 гг.) §2. Первые годы служебной деятельности на поприще учебно-воспитательном (1841–1847 гг.) §3. Дальнейшее служение – на Востоке и в России – по духовно-учебному ведомству (1847–1857) §4. Служение в должности ректора С.-Петербургской духовной академии (1857–1859) §5. Преосвященный Феофан, как епископ Тамбовский (1859–1863) §6. Служение преосв. Феофана на кафедре Владимирской (1863–1866 гг.) §7. Пребывание в Вышенской пустыни (1866–1894 гг.) §8. Пустынные подвиги преосвященного Феофана §9. Учено-литературная деятельность преосвящ. Феофана. Его писания §10. Путь ко спасению, как основа всех писаний преосв. Феофана и выражение его собственнаго жизненнаго пути §11. Характеристика преосв. Феофана §12. Последнее время жизни, кончина и погребение святителя Феофана  

 
Вступление

В своем сочинении: «Мысли на каждый день года» в Бозе почивший 6 января текущего года преосвященнейший Феофан говорит между прочим: «Блажен человек, который, искренно возлюбив путь веры и добродетели, стыдится поблажать влечениям чувственности, – которого не могут уклонить от правого пути никакие угрозы, ни даже смерть, – который любит всех, как своих родных, – которого умные очи ясно различают добро и зло, – который всегда зрит Бога пред собою, и со страхом и трепетом служит Ему всеми делами своими»1. Эти слова ближе всего и более всего применимы к самому же преосвященнейшему Феофану, вся жизнь которого была направлена к тому, чтобы осуществлять на себе и в себе идеал истинно благочестивого и боящегося Господа. От юности возлюбил он путь веры и добродетели, обнаружил стремление к уединенному беседованию с Богом и взял на себя иго Христово, отказавшись от радостей Mиpa сего и в чине иноческом стал подвизаться ради умерщвления плоти и воспитания духа; и во всю жизнь ничто не уклонило его от избранного пути правого Он подлинно любил всех, как родных своих, быв строг лишь к себе самому, к немощам же других всегда относясь благоснисходительно, всякому нуждающемуся помогал вещественно или духовно, соответственно потребности нуждающегося, кто бы он ни был, сродник или чужой, знаемый или совершенно не знакомый. Его умные очи, просветленные благодатию свыше, даруемою возлюбившим Бога и всецело предавшим себя Ему, ясно различали добро и зло, и посему он не только сам неуклонно стремился делать первое и удаляться от последнего, но и другим ясно, благожелательно и вместе настойчиво указывал тот же путь стремления к добру и удаления от зла и устно и особенно в многочисленных своих писаниях. Он всегда старался так жить и действовать и по истине так жил и действовал, как бы постоянно зрел Бога пред собою, со страхом и трепетом служа Ему всеми силами богато одаренной души своей, с непощадением телесного состава. За такое же благочестие и удаление от зла Господь исполнил его глубокой премудрости и многообъемлющего ведения, от которых, как от неисчерпаемого источника, напаяемы были и напаяются в изобилии души многих, весьма многих, не только на всем пространстве православной России, но и далеко за пределами ее, особенно же на православном востоке, так что он является по истине светилом в Mиpe (Филип. 2, 15) и учителем Церкви. И блаженным во истину мужем мы признаем его, когда умными очами ближе приникнем к чертам духовного образа его и с возможной обстоятельностью рассмотрим жизнь и деятельность его2.

* * *

1

См. под 6-м числом октября. Москва, 1882. Стр. 72.

2

Кроме появившихся со времени кончины преосв. Феофана и доселе в периодической печати (в Церковных Ведомостях, Церков. Вестнике, Душеполезном Чтении, Трудах Киев. духовной академии и др.) сведений о жизни и деятельности его, в настоящем нашем очерке мы пользовались и разными, как печатными же, так и рукописными, доселе не изданными.


Источник: Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский : Биогр. очерк / [Соч.] Проф. Ивана Корсунского. - Москва, 1895. 294 с.

Вам может быть интересно:

1. Святость Руси профессор Константин Ефимович Скурат

2. Сказание о житии преосвященного Феофана и его "затворе" протоиерей Михаил Хитров

3. Теория аккомодации в отношении к вопросу о новозаветном толковании Ветхого Завета профессор Иван Николаевич Корсунский

4. Старчество на Руси – Часть II схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская)

5. По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе святитель Феофан Затворник

6. Notandum профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

7. Слово первое в неделю православия, в начале обряда православия святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

8. Слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана преподобный Феодор Студит

9. Преставление преподобного Серафима, Саровского чудотворца священномученик Сергий Мечёв

10. Религиозный путь Пеги профессор Георгий Петрович Федотов

Комментарии для сайта Cackle