профессор Иван Иванович Соколов

Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204)

Аарона, на горе Ор в Аравии

Авгаров, на Олимпе вифинском

Авксентия (гора), в Вифинии

Авраамитов, на Олимпе вифинском

Авраамитов, или Богородицы Нерукотворной, в Фессалонике

Авраамия, или Авраамитов, в Константинополе

Агафии, близ Тускулана в Италии

Адриана, близ Россано

Адриана и Наталии, близ Армента в Италии

Акаппейский, в Фессалонике

Акммитов, или Неусыпающих, в Константинополе

Акруллия, в Фессалонике

Ал-Сари, или Калоградик. в Иерусалиме

Амальфинскии, на Афоне

Анании, в Константинополе

Анании, в Южной Италии

Anargirius, в Россано

Анастасии, в Константинополе

Анастасии, в Россано

Анастасии Φαρμακολυτρίας, в Фессалоникийской митрополии

Анастасия, в Полихоре в Южной Италии

Анастасия, в Риме

Ангела, в Мелитене

Ангела, в Деманской долине в Сицилии

Ангела Brolo, или Lisico, в Сицилии

Ангела de Battipede, в Южной Италии

Ангела de Ficarra, в Калабрии

Андрея, близ реки Нигра

Андрея, в Калабрии

Андрея, в Фессалонике (перистерийский)

Андрея, на Афоне

Андрея и Иоанна Апостола, на реке Сангарисе Ἀνεμᾶ, на Олимпе вифинском

Аникитов, на Афоне

Анкуриев, в Константинополе

Анны, близ Мессаны

Анны, в Иерусалиме

Анны (скит), на Афоне

Анны Monteforte, в Сицилии

Антигонов, во Фракии

Антидия, на Олимпе вифинском

Антиоха, в Константинополе Ἀντιφωνητοῦ, в Константинополе

Антония, в Константинополе

Антония Великого, в Египте

Анфемия, в Константинополе

Апостолов, в Южной Италии

Апостолов, на Афоне

Апостолов, на горе Авксентия в Вифинии

Аргурия, в Константинополе

Аренария, в Россано Ἀρεοβίνδου, в Константинополе

Арку, на Афоне

Арментский, в Базиликате

Армонианский, или τοῦ Βόρδονος, в Константинополе

Арсения Великого, или Алказир, или Козаир, в Египте

Артигена, в Кизической митрополии

Архангела de Brolo, в Сицилии

Архистратига, на Афоне

Архистратига, в Иконии

Архитриклиний, в Кане Галилейской

Асикритский, в Пифиях

Attalini, в Анкире в Галатии

Афанасия (лавра), на Афоне

Афиногена, на Олимпе вифинском

Афо, или Иверский, на Афоне

Афон (св. Гора)

Аци-Иоанна, на Афоне

Бессеребренников, на Афоне

Бессребренников, на острове Аморге

Бессребренников Косьмы и Дамиана, или Космидион, в Константинополе

Благовещения, в Назарете

Благовещения, в селе Mandanichii в Сицилии

Богоматери, в Арменте

Богоматери, в Вифлееме

Богоматери, на горе Галисии

Богоматери, близ Назарета

Богоматери, в местечке Кадосса в Южной Италии

Богоматери, в Лилибее в Сицилии

Богоматери, в долине Иосафата в Палестине

Богоматери, в Сквиляче

Богоматери, в Константинополе

Богоматери (два), в Неаполе

Богоматери, в Арее в Пелопоннесе

Богоматери de Cabria, в Акрах

Богоматери Βούζη, в Пелопоннесе

Богоматери Гала, в Сицилии

Богоматери Majoris, в Иерусалиме

Богоматери Спудий, или Студий, в Иерусалиме

Богородицы, близ Кесарии Каппадокийской

Богородицы, близ Мессаны

Богородицы, близ реки Нигра, в Калабрии

Богородицы, в Арзафии в Италии

Богородицы, в Вифлееме

Богородицы, в Дафне в Афинах

Богородицы, в Карии

Богородицы, в Монемвасии

Богородицы, на Арате в Италии

Богородицы, на Афоне

Богородицы, на Кимине

Богородицы, на Олимпе вифинском

Богородицы, на острове Аморге

Богородицы, на острове Гликерии в Пропонтиде

Богородицы, на острове Косе

Богородицы, на острове Проте

Богородицы Алипос, в Вифинии

Богородицы Ἀρεοβίνδου, в Константинополе

Богородицы Благодатной, в Константинополе

Богородицы Bucetorum, в Локрской митрополии

Богородицы Γυναικείου

Богородицы de Armis, в Южной Италии

Богородицы de Cosma, в Италии

Богородицы de Pertusia, в Южной Италии

Богородицы Елеуса, в Константинополе

Богородицы Животворящий Источник, в Константинополе

Богородицы Каламония, близ Иордана

Богородицы Кикка, или Кокка, на Кипре

Богородицы Красивый Источник, на Олимпе вифинском

Богородицы Ксилургу

Богородицы Купины, на Синае

Богородицы Латинской, в Сицилии

Богородицы Лива (τοῦ λιβός), в Константинополе

Богородицы Ликодима, в Афинах

Богородицы Нерукотворной, в Константинополе

Богородицы Нерукотворной, в Фессалонике

Богородицы Никитиата, в Вифинии

Богородицы Паммакаристы

Богородицы Петрицонитиссы, или Бачковский, близ Филиппополя

Богородицы Пиперевс, или Пиперуди, в Константинополе

Богородицы Покаяния, в Константинополе

Богородицы Пренепорочной, на Андросе

Богородицы Ронвы, или Рондиевы, или Раифской, близ Антиохии

Богородицы τῆς Είκοσιφοινίσσης, на горе Пангее в Македонии

Богородицы τῆς Ἐρήμου, в Калабрии

Богородицы τῆς Σουμελς, близ Трапезунда

Богородицы τῆς Φοβηνῆς

Богородицы τοῦ έραξ

Богородицы и Приснодевы Марии, в Локрской митрополии

Богородицы, Иоанна Предтечи и Николая, на острове Эгине

Большие Келлии, на Олимпе вифинском

Валле-Луцийский св. архистратига Михаила, близ Капуи

Варахей, или Врахианова гора

Варвары de Demeno, в Сицилии

Варнавици, на Афоне

Варфоломея, в Калабрии

Василия, в Константинополе

Василия, на Афоне

Василия de Тгауnа, в Сицилии

Василия патриарха, на реке Скамандре

Ватопед, на Афоне

Великого Поля, в Вифинии

Венедикта, в Тране

Верриотский, на Афоне

Vibona, или Vina, в Ментелеоне

Влахна, в Клавдиопольской митрополии

Воскресения, в Константинополе Βοταδίου

Вранов (τοῦ Κόρακος), на Олимпе вифинском

Вриси, на острове Сифне

Всемилостивого Спаса, в Редесто

Всех святых, в Константинополе

Вулевтирион, на Афоне

Высокий, в Константинополе

Галакринский, в Константинополе

Ган (гора), в Македонии

Галягры, на Афоне

Гастрии, в Константинополе

Гемата, на Афоне

Георгия, близ Фив

Георгия, в Антиохии

Георгия, в местечке Гемелле в Южной Италии

Георгия, в Рамле в Палестине

Георгия, в Редесто

Георгия, в Триокале

Георгия, в Эдессе Сирийской

Георгия, на Афоне

Георгия, на горе Папикии в Македонии

Георгия (два), на Стенимахском поле

Георгия de Piscopio, в Италии

Георгия Кипариссиота, на Олимпе вифинском

Георгия Стефаници, на Афоне

Герасима, в Палестине

Глубокой реки во имя Спасителя, в Вифинии

Григориат, на Афоне

Григория Гипса, близ Мессаны

Григория Чудотворца, в Сталетти

Грузинский, или Иверский, на Афоне

Давида, в Фессалонике

Далмата, в Константинополе

Дамиана, в Константинополе

Дамидийский, в феме Армениакской

Даниила, на Афоне

Дафна, или Дохиар, на Афоне

Дафнийский, на горе Миупольской

Девы Марии, в Апулии

Девы Марии, в местности Colonie в Италии

Девы Марии, в митрополии Древних Патр

Девы Марии, на горе Лембо близ Смирны

Девы Марии Латинской, в Иерусалиме

De s. Vito, в Таренте

Дивная (гора), близ Антиохии

Дидима, в Константинополе

Димитрия, на Афоне

Диомида, в Константинополе

Дионисия, на Афоне

Дионисия, на Олимпе фессалийском

Дия, в Константинополе

Доброго, в Константинополе

Доброго Песка, на Афоне

Дометия, на Афоне

Дорофея, на Афоне

Дохиар, на Афоне

Душеспасительницы, в Константинополе

Евандра, в Константинополе Евдома, в Константинополе

Евергетиды (во имя Богородицы), в Константинополе

Евмении, или Омонии, в Константинополе

Евстафия, на Афоне

Евстафия, на Олимпе вифинском

Евстратия, на Афоне

Евфимии, в Апулии

Евфимии, в Константинополе

Евфимия, в Палестине

Евфимия, на Афоне

Евфросинии, в Ливадии

Екатерины, на территории Мусарры в Италии

Елегмов (τῶν Ἐλεγμῶν), или Ἠλίου Βῶμων, в Константинополе

Елеуса, в Константинополе

Елисаветы, в феме Харсианской

Еннеа Клисия, в Константинополе

Есфигмен, на Афоне

Ефора, в Константинополе

Ефрема, на Афоне

Загора (гора)

Захарии, близ Россано

Зелиана, на Афоне

Зигу (два), на Афоне

Зограф, на Афоне

Золотая Скала

Зосимы, в Палестине

Иакинфа, в Никее

Иакова, близ Γαλνητζας в Фессалоникийской митрополии

Иакова, в Константинополе

Иакова, на территории Бари

Иакова de Calo, в Сицилии

Иваницы, на Афоне

Иверский, в Константинополе

Иверский, на Афоне

Ида (гора), в Вифинии

Иеремии, в Константинополе

ερέων, в Константинополе

Иеронимнон, или Вурвуру, на полуострове Кассандре

Иерусалим, в епархии Реджио

Иисуса Христа, на Фаворе Οἰκοπροτέρου, в Константинополе

Илии, в Аете

Илии, в Вифлееме

Илии, в Константинополе

Илии, в Троине в Сицилии

Илии, на Афоне

Илии, на Олимпе вифинском

Илии, на поле Стенимахском

Илии, на Фаворе

Илии, или Мисанелли, в Италии

Илии Embula, в Сицилии

Илии Нового, в Калабрии

Илии Пещерника, близ Меликукка в Италии

Илии Scala Olivem, в Сицилии

ψηλόν во имя Иоанна Богослова, на Лесбосе

Иоакима, или Хузива, или Хозевита, в Палестине

Иоанна, в Александрии

Иоанна, в Калабрии

Иоанна Апостола и Евангелиста, близ Трана

Иоанна Апостола и Евангелиста, в Панорме

Иоанна Богослова, на Афоне

Иоанна Богослова, на Патмосе

Иоанна de Calveto, в Россано

Иоанна de Usigiro, в Сицилии

Иоанна Евангелиста, в Константинополе

Иоанна Златоуста, в Константинополе

Иоанна Златоуста, в Палестине

Иоанна и Кириака, в Египте

Иоанна Колова, на Афоне

Иоанна Крестителя, близ Тарента

Иоанна Крестителя, в Евдоме в Константинополе

Иоанна Крестителя, в Палестине

Иоанна Предтечи, близ Иордана

Иоанна Предтечи, в Петрионе, или Петра, в Константинополе

Иоанна Предтечи, в Раифе

Иоанна Предтечи, в Стровиле

Иоанна Предтечи, в Фессалонике

Иоанна Предтечи (грузинский), в Константинополе

Иоанна Предтечи, на острове Антигоне

Иоанна Предтечи Εύλογημένη Πέτρα

Иоанна Предтечи Ἐρημήτων, в Локрской митрополии

Иоанна Предтечи Πελεκητή, на Олимпе вифинском

Иоанна Предтечи τοῦ Κυνηγοῦ, или Κυνηγοῦ τῶν Φιλοσόφων, в Афинах

Иоанна Териста, в Стили в Калабрии

Иоанницы, в Константинополе

Ионы, на Афоне

Иосифа Обручника, в Вифлееме

Ирины, в Константинополе

Исаака Ангела, императора, в Константинополе

Исповедников, близ Афин

Кавалура, в Стровиле

Calamizzi, в Реджио

Калафатский, на Афоне

Калестри, на Афоне

Калика, на Афоне

Калипон, в Константинополе

Калипост, на Черной горе близ Антиохии

Каллагрии, на Афоне

Каллиагрский, на Афоне

Каллии, в Константинополе

Каллиника, на Афоне

Каллистрата, в Константинополе

Каллия, в Константинополе

Каниклия, в Константинополе

Канфа, на Афоне

Кампа, в Константинополе

Каракалла, или Римский, на Афоне

Карбонский св. Илии, в Базиликате

Кардиогноста, на Афоне

Карейский (Протат), на Афоне

Карийский, на Латре

Кармил (гора), в Палестине

Карпа и Папила, в Константинополе

Карсийский, на Афоне

Каспака, на Афоне

Кастамонит, на Афоне

Кастеллянский, в Южной Италии

Касторийский, в Македонии

Кастрианский, на Косе

Катцари, на Афоне

Кафара, на Олимпе вифинском

Кафедра Старцев, на Афоне

Кедронский

Келларейский, в Константинополе

Келливарский, на Латре

Келлийская (гора)

Келлиота, на Афоне

Кентарский, на Афоне

Кесариани, близ Афин

Кимин (гора), в Вифинии

Киферский, на острове Кифере

Клидион, в Константинополе

Климента, в местечке Colonie в Южной Италии

Климентов, на Афоне

Колецис, на Афоне

Константина, в Константинополе

Константина de Malet, в Калабрии

Комита, или Комитиссы, на Афоне

Космидион, или Косьмы и Дамиана, в Константинополе

Косские монастыри

Кохлиара, на Афоне

Крании, на Олимпе фессалийском

Креста, близ Иерусалима

Креста, на Афоне

Криптоферратский, в Италии

Ксенофонтов, на Афоне

Ксирокастра, на Афоне

Ксиропотамский, на Афоне Ξίρουχος αθείου, на горе Врахиановой

Ксистри, на Афоне

Кузина, во Фракисийской феме

Кутлумуш, на Афоне Κουτζουβεινίτου, на Кипре

Лаврентия, близ Отранто

Лаврентия, в Фессалии

Лазаря, в Топах в Константинополе

Лампония, или Келливарский, на Латре

Латома, в Фессалонике

Латр (гора), близ Милета

Леолуки, в Ментелеоне в Южной Италии

Леонтия, в Стиле в Калабрии

Леонтия, в Фессалонике

Лива во имя Богородицы, в Константинополе

Ливанские монастыри

Ливийский, близ Никомидии

Логофетов, в Константинополе

Локрский, близ Гиераце в Калабрии

Луки, на Афоне

Луки, в Сотирионе в Фокиде

Луки Анаварзского, на Черной горе

Лукин, близ Реджио

Лутракийца, на Афоне

Льва, в Мессане

Мавра, в Галлиполе

Магула, или Халду (скит), на Афоне

Макария Великого, в Египте

Макригена, или Макрогения, на Афоне

Макру, на Афоне

Максимины, в Константинополе

Маманта, или Маммы, в Константинополе

Маммолы, в Нижней Калабрии

Манганский св. Георгия, в Константинополе

Мантинийский, в Букелларионе

Мануила, в Константинополе

Марины, близ Константинополя

Марины τῶν Μήλων, на горе Лембо близ Смирны

Марии de Mallimachi, в Сицилии

Марии de Mill, в Сицилии

Марии кир-Зосимы, в Южной Италии

Марии Μαρτοράνος, в Панорме

Марии Масса, в Сицилии

Марии Махера, на Кипре

Марии Palearis, в Калабрии

Марка, в Александрии

Марка, на Афоне

Мартина Blasio, близ Россано

Мартинакия, в Константинополе Μεγίστη μονὴ, на Олимпе вифинском

Мелетия, в Пелопоннесе

Меркурия, близ Пальмы в Италии

Меркурия de Тгаупа, в Сицилии

Месокапила, в Константинополе

Мидикария. в Константинополе

Мидикия, на Олимпе вифинском

Миницы, на Афоне

Мины, близ Россано

Мины, на Афоне

Мирелея, или Романа, в Константинополе

Мирриния, в Афинах

Митрофана, на Афоне

Михаила, в Иерихоне

Михаила, в Тройне в Сицилии

Михаила Архистратига, близ Пальмы в Италии

Михаила Архистратига, в Катаскепе близ устья Понта

Михаила Архистратига, в Константинополе

Михаила Архистратига, на Афоне

Михаила Архистратига, на Оксии

Михаила Архистратига τῶν Σικυῶν, в Южной Италии

Михаила Фавальского, в Калабрии

Михаила (Керуллария), в Константинополе

Мокия, в Константинополе

Моисея, на Фаворе

Моноватон

Монокастанский, в Константинополе

Моноксилита, на Афоне

Мороксимина, на Афоне

Морохарзана

Мунтанийский, в Кизической митрополии

Мустакона, на Афоне

Назария, близ Семинары

Нарсийский, в Эгейской феме

Неакион, на Афоне

Неакита, на Афоне

Неврокопа, на Афоне

Неизвестный, в Вире в Константинополе

Неизвестный, в крепости Агате близ Неаполя

Неизвестный (женский), в Дамаске

Неизвестный (женский), в Иерусалиме

Неизвестный (женский), в Тамасе

Неизвестный (женский), на острове Хиосе

Неизвестный, основанный Галоликтом, на Сангарисе

Неизвестный, построенный импер. Мануилом Комнином в Киликии

Неизвестный, построенный Иоанном Ректором, в Константинополе

Непостижимого Спасителя, в Константинополе

Нерукотворный, или Авраамитов, в Константинополе

Никандра, в Мессане

Никандра, в Сицилии

Никандра s. Nico

Никитиата, в Вифинии

Никифора

Никифора, на Афоне

Никодима монаха, близ Лакедемона

Николая, в Мариоте в Калабрии

Николая, в Монополисе

Николая, в Фессалонике

Николая, в Южной Италии

Николая, на Афоне

Николая, на поле Стенимахском

Николая Греческого, близ Бари

Николая (Дафна, или Дохиар), на Афоне

Николая de Camato, в Ронке

Николая de Canneto, в Калабрии

Николая de Cipullo, в Кротоне

Николая de Drosis, в Калабрии

Николая de Fico, в Италии

Николая de Nuda, в Южной Италии

Николая de Pellerea, в Сицилии

Николая de Peratico, в пределах Колюбрария

Николая de Usa, в Сицилии

Николая Казолы, близ Отранто

Николая Calamachi, в Катанской епархии

Николая Касульского, в Константинополе

Николая Моливотон, в Константинополе

Николая Рувадон, на Афоне

Николая τοῦ φάλκωνος, в Редесто

Николая τοῦ Κοφινᾶ, в Урзуле

Николая Хрисокамаха, на Афоне

Никона Метаноите, в Лакедемоне

Ниматорейский, близ Понта

Ниси, на Крите

Нисийский

Новая обитель, в Константинополе

Новой Одигитрии τοῦ Πατρὸς, или de le Patire, или de Patirio, около Россано

Новый Монастырь (Νέα Μονή), на острове Хиосе

Новый Сион, или Св. Троицы, на Халки

Носсиев, в Константинополе

Одигов, или во имя Богоматери Одигитрии, в Константинополе

Олимп вифинский

Олимп фессалийский

Онуфрия, на Афоне

Онуфрия da Calatabiet, в Калабрии

Онуфрия, в Нижней Калабрии

Онуфрия, у реки Колюмны

Онуфрия, близ крепости Нои

Орфогматский, на Афоне

Павла, в Антиохии

Павла, в Константинополе

Павла, на Афоне

Павла, или Стилá, на Латре

Павла Апостола, на Афоне

Палеомонастирион, на Афоне Παναγία τῶν Βλαχέρνων, близ Афин Παναγία, на острове Проте Παναγίου, в Константинополе

Панагия Рувадон, на Афоне

Панкратия, близ Реджио

Панкратия, близ Филадельфа в Сицилии

Панкратия, в Сицилии

Панкратия de Briatico, в Калабрии

Пантанасский, или Владычицы, в Константинополе

Пантелеимона, близ Мессаны

Пантелеимона, в Константинополе

Пантелеимона, на Афоне

Пантократор, в Константинополе

Пантепонта, в Константинополе

Папикий (гора), в Македонии

Параскевы, в Локрской митрополии

Параскевы de Vanella, в Сицилии

Перивлепт, в Константинополе

Петра, в Италии

Петра, в Ное

Петра, на Афоне

Петра, на Широкой реке в Сицилии

Петра Алипа, на Афоне

Петра de Agro, в Сицилии

Петра de Deca, в Сицилии

Петра τοῦ Βαρυχάλλα, у гор. Урсула

Петра и Павла, близ Елеона

Петра и Павла, близ Семинары

Петра и Павла, в Таренте

Петра и Павла de Itala, в Сицилии

Петра и Павла de Spanopetro, в Италии

Пиламийский, близ Константинополя

Пимена, на Афоне

Пимнион, близ Вифлеема

Пиперата, в Константинополе

Писсадинон, на Олимпе вифинском

Пифира, на Афоне

Плака, на Афоне

Платийский, или Евфимия, на Афоне

Полита, на Афоне

Полиелея, в Константинополе Πρασιάνου, в Константинополе

Пренет, близ Никомидии

Преображения, на Антигоне

Преображения, на горе Сагмата в Беотии Преображения, на Проте

Принцевы (острова), в Пропонтиде

Проба, Тараха и Андронина, в Константинополе Прокопия, в Редесто

Прокопия, на Афоне Ψαμάθια, во имя Косьмы и Дамиана, в Константинополе Πτερυγίου, в Константинополе

Пяти мучеников, на Афоне

Равдуха, на Афоне

Раполлский, в Базиликате

Рождества Христова, в Аминсе

Романа, на Черной горе близ Антиохии

Романа, или Мирелея, в Константинополе

Ромейский, в Иерусалиме

Ромейский, в Севастии в Палестине

Руфинианский, в Константинополе

Sabochina, в Южной Италии

Саввы, на Афоне

Саввы τοῦ Καρόνης

Саввы Освященного, в Палестине

Савлинский, в Южной Италии

Саккудианский, близ Олимпа вифинского

Сараварский, на Афоне Σαρακήνης, в Константинополе

Сарати, на Афоне

Сатира, в Константинополе

Сергия, в Константинополе

Сергия и Вакха, в Константинополе

Серперис, близ Гаеты в Италии

Сикейский, в Константинополе

Сикила, на Афоне

Символов, на Олимпе вифинском

Симвул, на Миуполе

Симеона, на горе Дивной

Симеона Вороскопа, на Афоне

Симона, на Афоне

Симопетра, на Афоне

Синай (гора) и Синайский (монастырь)

Синкелла, на Олимпе вифинском

Сисоя, на Афоне

Скамандрина, на Афоне

Скепы, в Константинополе

Скилонадара, на Афоне

Скопел (гора), близ Антиохии

Скородона, на Афоне

Скорпия, на Афоне

Соломонии, в Фессалонике

Сорока мучеников, в Александрии

Сотира, на Афоне

Сосфенов, в Константинополе

Спаса, на острове Скирре

Спасителя, в Мессане

Спасителя, в Носиях в Константинополе

Спасителя, в Сицилии

Спасителя, на Латре

Спасителя Placa, или монастырь Хремеса, близ Франкавилла

Спасителя τῶν Ἀγαύρων, на Латре

Спасителя τῶν αδήνων

Спилеотский, на Афоне

Спира, в Константинополе

Ставракия, в Константинополе

Ставроникита, на Афоне

Стефана, близ Иерихона

Стефана, в Риме

Стефана, во Фригии

Стефана и Кассиана, в Риме

Стефана de Fonte, в Галлиполе

Стефана Мессанского

Стефана Первомученика, в Аете

Стефана Первомученика, в Фессалонике

Стефана Первомученика, или мученика Eremitarum, близ Кротоны

Стефана τοῦ Βωσκοῦ, близ Гиераце

Стила, близ Неаполя

Стила, в Арзафии

Стила, на Крите

Стила, или св. Павла, на Латре

Стратоникийский, на Афоне

Студийский, в Константинополе

Сухого Потока, на Афоне

Тарасия, в Даматрии

Тарасия, в Константинополе

Терретский, в Калабрии

Трахала, на Афоне

Траяна, на реке Сангарисе

Триглейский, на Олимпе вифинском

Трифона, в Халкидонской митрополии

Трифона, на Афоне

Трихаликс, на Олимпе вифинском

Трогалла, на Афоне

Троицы, в Апулии

Троицы, в Афинах

Троицы, в Иерусалиме

Троицы, в пределах Салерно

Троицы, в Хилиокоме в Армениакской феме

Троицы, на Афоне

Троицы, или Новый Сион, на острове Халки

Троицы Βενουσς, в Южной Италии

Троицы de Cancellario, в Панорме

Троицы Mileti, в Апулии

Туррийский во имя Богородицы, в Италии

Успения Божьей Матери, в Константинополе

Утотелаос, на Олимпе вифинском

Фаворский, на горе Фаворе

Факина, на Афоне

Фалакра, на Афоне

Фантина Praetoriati, в Южной Италии

Феликса de Marco, в Калабрии

Феодора у источника, в Константинополе

Феодора Milatii, в Сицилии

Феодора Никотера, в Калабрии

Феодора Тирона, в Константинополе

Феодосии, в Константинополе

Феодосия патриция, в Константинополе

Феодосия, в Палестине

Феодосия патриарха, на острове Теревинфе

Феоктиста, в Палестине

Феоктиста, на Афоне

Фессалоникийский, или Пантелеимона, на Афоне

Фиваида (пустыня), в Египте

Филадельфа, на Афоне

Филарета, или Назария, в Калабрии

Филиппа, в Константинополе

Филиппа, в Локрах

Филиппа, в Луции в Сицилии

Филиппа, на Афоне

Филиппа Агирского, или Великого, в Мессане

Филиппа de Fragala, в Деманской долине

Филиппа и Николая, в Таренте

Филиппика, в Хрисополе

Филокала, или Филокалии, в Фессалонике

Философа, во имя Богородицы, в митрополии Древних Патр

Филофея, в Константинополе

Филофея, или Фтери, на Афоне

Флора и Лавра, в Константинополе

Фоки, в Константинополе

Фоки, в Пафлагонии

Фоки, в Трапезуйте

Фриганский, в Константинополе

Халду, или Магула (скит), на Афоне

Халестр, на Афоне

Харитона, в Иконии

Харитона, в Палестине

Харонта, или Харона, на Афоне

Хартаита, в Фессалонике Χαχοῦ

Хиландарский, на Афоне

Хилиокомский, в Армениакской феме

Хинолакка, на Олимпе вифинском

Хонтракина, на Афоне

Хора, в Константинополе

Хремеса, близ Франкавилла

Хрисоволант, в Константинополе

Христины, на Афоне

Христофора протовестиария, в местности Βουτίου в Константинополе

Хромици, на Афоне

Хузива, или Хозевита, в Палестине

Цауца, в Константинополе

Цианский, в Нижней Калабрии

Цимисхи, на Афоне

Циркумьенский, в Сицилии

Человеколюбца Спасителя, на острове Косе

Человеколюбца Христа, в Константинополе

Черная гора, близ Антиохии

Четырех Церквей, в Македонии

Эакеев, на Афоне

Эгинские (монастыри)

Элеанский, на Олимпе вифинском

Юлиана, в Базиликате

Ягари, на Афоне

Новейшая литература*

I. Монастырские уставы (Типиконы )

Безобразов П. Материалы для истории Византийской империи: I. Неизданные монастырские уставы//ЖМНП. № 254. 1887. С. 65–78.

Дмитриевский А. Описание литургических рукописей. Т. 1: Typika. Киев, 1895; Т. 2: Euchologia. Киев, 1901; Т. 3: Typika. Пг., 1917.

Мансветов И . Церковный устав. М., 1885.

Allatius L. De libris et rebus ecclesiasticis graecorum. Paris, 1646.

Delehaye H. Deux typica byzantins de Vepoque des Paleologues. Bruxelles, 1921.

Galatariotou C. Byzantine Ktetorika Typikä A Comparative Study//REB T. 45. 1987. P. 77–138.

Janin R. Le monachisme byzantin au Moyen Âge. Commende et typica (Xе XIVе siècle)//REB T. 22. 1964. P. 5–44.

Konidares I. M. Nomike theorese ton monasteriakon typikon. Athens, 1984.

MacCoull L. S. B. Types in Coptic Legal Papyri//ZSR, 106. k. a. T. 75. 1989. P. 408–11.

Manaphes K. A. Monasteriaka typika-diathekai. Athens. 1970.

Meester P. de. Les typiques de fondation (Typika ktetorika)//SBN. T. 6. 1940. P. 496–508.

Nesbitt J., Wiita J. A Confraternity of the Comnenian Era//BZ, Bd. 86 1975. S. 360–384.

Steinwenter A. Byzantinische Mönchstestamente//Aegyptus, V. 12 1932. P. 55–64.

Talbot A.-M. Monastic Typikon//ODB, P. 2132.

ThiermeyerA.-A. Das Typikon-Ktetorikon und sein literarhistorischer Kontext//ОСР, V. 58. 1992. P. 475–513.

Tsiknopoullos 1. Kypriaka Typika. Nicosia, 1969.

Volk R. Gesundheitswesen und Wohltätigkeit im Spiegel der byzantinischen Klöstertypika. München, 1983

Zielinski Th. Projet de la création d’un «Corpus scriptorum juris graeco- romani tam canonici quam civilis"//SBN. T. 5. 1939. P. 735–40.

II.              История Византийской церкви

Скабаланович И. А. Византийское государство и Церковь в XI веке: от смерти Василия II до возведения на престол Алексея I (1025–1081). СПб., 1884.

Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. Göttingen, 1980.

Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Münich, 1959.

Herman E. The Secular Church // Cambridge Medieval History. V. 4, 2nd ed., pt. 2 Cambridge, 1966. P. 104–133, 425–432.

Dölger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges. Münich, 1948. Darrouz è s J. Recherches sur les ΌΦΦΙΚΙΑ de l’Église byzantine. Paris, 1970. Hussey J. Church and Learning in the Byzantine Empire. London, 1937.

Hussey J. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxford, 1986. Janin R. La géographie ecclésiastique de l’empire byzantin. V. 1: Le siège de Constantinople et le patriarcat oecumenique. V. 2: Les églises et les monastères des grands centres byzantins. Paris, 1975; V. 3: Les églises et les monastères de Constantinople, 2nd ed. (Paris, 1969).

Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984.

Church and People in Byzantium/Ed. R. Morris. Birmingham, 1990.

Thomas J.-Ph. Private Religious Foundations in the Byzantine Empire. Washington, 1987.

Twilight of Byzantium: Aspects of Cultural and Religious History in the Late Byzantine Empire / Ed. S Curcic and D. Mouriki. Princeton, 1991.

III.           Византийское монашество и монашеская жизнь

Каждан А. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа//ВВ. Т. 31 1971. С. 48–70.

Abrahamse D. Women’s Monasticism in the Middle Byzantine Period: Problems and Prospects//BF. Bd. 9. 1985. S. 35–58.

Actes d’Iviron/Ed. J. Lefort, N. Oikonomides, D. Papachryssanthou. Pt. 1: Des origines au milieu du XIе siècle (­ Archives de l’Athos. T. 14). Paris, 1985.

Actes de Lavra/Ed. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachryssanthou. Pt. 1: Des origines a 1204 (­ Archives de l’Athos. T. 5). Paris, 1970; Pt. 4: Études historique-Actes serbes-complemets et Index (­ Archives de l’Athos. T. 11) Paris, 1982.

Actes du Protaton/Ed. D. Papachryssanthou (­ Archives de l’Athos. T. 7). Paris, 1975.

Actes de Saint-Pantelaemon/Ed. P. Lemerle, G. Dagron, S. Cirkovič. (­ Archives de l’Athos. T. 12). Paris, 1982.

Amand de Mendieta E. L’ascète monastique de saint Basile. Maredsous, 1948.

Besse J.-M. Les moines d’Orient antérieurs au concile de Chalcedoine. Paris, 1900.

Br é hier L. Les populations rurales au IXе siède d’après l’hagiographie byzantine//Byz. T. 1. 1924. P. 177–190.

Browning R. The «Low Level» Saint’s Life in the Early Byzantine World//The Byzantine Saint/Ed. S. Hackel. London, 1981. P. 117–127.

Bryer A. The Late Byzantine Monastery in Town and Countryside//SCH. T. 16. 1979. P. 219–241.

Galatariotou C. Byzantine Women’s Monastic Communities: The Evidence of the Typika//JÖB. Bd. 38. 1988. S. 263–290.

Charanis P. The Monk as an Element of Byzantine Society//DOP. T. 25. 1971. P. 61–84.

Chitty D. The Desert a City: An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Oxford, 1966.

Clarke W. K. L. St. Basil the Great: A Study in Monasticism. Cambridge, 1913.

Congourdeau M.-H. Un procès d’avortement a Constantinople au XIVе siècle//REB T. 40. 1982. P. 103–115.

Granič B. Die privatrechtliche Stellung der griechischen Mönche im V. und VI. Jahrhundert//BZ. Bd. 30. 1929–1930. S. 669–676.

Darrouz è s J. Le mouvement des fondations monastiques au XIе siècle//TM. T. 6. 1976. 159–176.

Delehaye H. Byzantine Monasticism//Byzantium: An Introduction to East Roman Civilization/Ed. Norman H. Baynes and H. St. L. B. Moss. Oxford, 1948. P. 136–165.

Failler A. Le monachisme byzantin aux XIе-XIIе siècles. Aspects sociaux et économiques//Cahiers d’histoire V. 20. 1975. P. 279–302.

Fedwick J. P. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. Toronto, 1979.

Guy J.-C. Les Apophthegmata Patrum//Théologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 73–83.

Guiliand R. Remarques sur la vie monastique à Byzance//EEBS. T. 30. 1960. P. 39–53.

Hausherr I. La théologie du monachisme chez saint Jean Climaque//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 385–410.

Herman E. Ricerche sulle istituzioni monastiche bizantine. Typika ktetorika, caristicari e monasteri «liberi"//OCP. T. 6. 1940. P. 293–375.

Herman E. Die Regelung der Armut in den byzantinischen Klöstern//OCP T. 7. 1941. P. 406–460.

Herman E. La «stabilitas loci» nel monachismo bizantino//OCP. T. 21. 1955. P. 115–142.

Horden P. The Death of Ascetics: Sickness and Monasticism in the Early Byzantine Middle East//SCH. T. 22. 1985. P. 41–52.

Hussey J. Byzantine Monasticism//Cambridge Medieval History. V. 4. 2nd ed., Pt. 2. Cambridge, 1966. P. 161–184, 439–443.

Janin R. La géographic ecclésiastique de l’empire byzantin. Vol. 2: Les eglises et les monastères des grands centres byzantins. Paris, 1975; Vol. 3: Les églises et les monasteres de Constantinople. 2nd ed. Paris, 1969.

Jeanseime E., Oeconomos L. La Satire contre les Higoumenes//Byzantion. T. 1. 1924. P. 317–339.

Iberites Joakeim. Ek tou archeiou tes en hagio orei hieras mones ton Ibe- ron//Orthodoxia. T. 6. 1931. P. 364–371.

Leioir L. Saint Ephrem, inouïe et pasteur//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 85–97.

Lemerle P. Cinq études sur le XIе siède byzantin. Paris, 1977.

Leroux J.-M. Monachisme et communaute chretienne d’apres saint Jean Chrysostome/ /Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 143– 190.

Leroy J. Monachisme oriental aux Xе-XIIIе siècles//Cahiers d’histoire 20 (1975), 303–331.

Magdalino P. The Byzantine Holy Man in the Twelfth Century//The Byzantine Saint... P. 51–66.

Marin E. Les moines de Constantinople depuis de la fondation de la villejusqu ’la mort de Photius. Paris, 1897.

Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Leipzig, 1894.

Morris R. The Political Saint of the Eleventh Century//The Byzantine Saint... P. 43–50.

Nicol D. M. Instabilitas Locï The Wanderlust of Late Byzantine Monks//SCH. T. 22. 1985. 193–202.

Oeconomos L. La vie religieuse dans l’empire byzantin au temps des Comnenes et des Anges. Paris, 1918.

Oikonomidès N. Monastères et moines lors de la conquête ottomane//SF. T. 35. 1976. P. 1–10.

Papachryssanthou D. «La vie monastique dans les campagnes byzantines du VIIIе au XIе siecles//Byzantion. T. 43. 1973. P. 158–180.

Papadakis A. Byzantine Monasticism Reconsidered//BS1. T. T. 47. 1986. P. 34–46.

PargoireJ. Le début du monachisme à Constantinople//RQH.T. 65.1899. P. 67–143.

Pargoire J. Les monasteres doubles chez les Byzantins//EO. T. 9. 1912. P. 21–25.

Patlagean Ev. L’histoire de la femme déguise en moine et l’évolution de la sainteté féminine à Byzance//Studi Medievali. Ser. 3. T. 17. Pt. 2. 1976. P. 597–623.

Patlagean Ev. Sainteté et Pouvoir//The Byzantine Saint... P. 88–105.

Ringrose К . Monks and Society in Iconoclastic Byzantium//BSIEB. T. 6. 1979. P. 130–151.

Plagnieux J. Saint Gregoire de Nazianze//Théologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 115–130.

Rousseau O. Le rôle important du monachisme dans l’Église d’Orient//OCA. T. 153. 1958. P. 33–55.

Savramis D. Zur Soziologie des byzantinischen Mönchtums. Leiden; Köln, 1962.

Talbot A.-M. The Byzantine Family and the Monastery//DOP. T. 44. 1989. P. 119–129.

Talbot A.-M. An Introduction to Byzantine Monasticism//ICS. T. 12. 1987. P. 229–241.

The Theotokos Evergetis and Eleventh-Century Monasticism//Eds. M. Mullett, A. Kirby. Belfast Byzantine Texts and Translations 6.1. Belfast, 1994.

Troianos Sp. Ein Synodalakt des Sisinios zu den bischöflichen Einktinften//FM. Bd. 3. 1979. S. 211–220.

Üding L. Die Kanones von Chalkedon in ihrer Bedeutung für Mönchtum und Klerus//Das Konzil von Chalkedon/Ed. A. Grillmeier and H. Bacht. Vol. 2. Würzburg, 1953. S. 569–676.

Wawryk M. Initiatio monastica in liturgia byzantina. Rome, 1968.

IV.            Монашество Сирии и Палестины

Griffith S. Arabic Christianity in the Monasteries of Ninth-Century Palestine. London, 1992.

Leroy J. Moines et monastères du Proche-Orient. Paris, 1957.

Vailhe S. Les monastères de la Palestine//Bessarione. T. 3. 1897–1898. P. 209–225, 334–356; 1898–1899. P. 193–210.

Voobus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. 3 Vols. (CSCO, Subsidia. Vols. 14, 17, 81). Louvain, 1958, 1960, 1988.

V.              Константинопольское монашество

Dagron G. Les moines et la villë Le monachisme à Constantinople jusqu’au concile de Chalcedoine (451)//TM. T. 4. 1970. P. 229–276.

Falkenhausen V. Monasteri e fondatori di monasteri a Costantinopoli tra Costantino Magno e Giustiniano I//Corsi di cultura sull’arte ravennate e bizantina. T. 26. 1979. P. 151–155.

Herman E. Das bischöfliche Abgabenwesen im Patriarchat von Konstantinopel vom XI. bis zur Mitte des XIX. Jahrhunderts//OCP. T. 5. 1939. P. 434–513.

Laurent V. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I. fasc. 4: Les regestes de 1208 a 1309. Paris, 1971.

Pargoire J. Les debuts du monachisme à Constantinople//RQH. T. 65. 1899. P. 67–143.

Pargoire J. Un mot sur les acemetes//EO T. 2. 1898–1899. P. 304–308, 365–372.

Talbot A.-M., Taft R. Monastery of Akoimetoi//ODB. P. 46.

VI.            Монастыри византийских провинций (см. также: VII. Итало-греческое монашество)

Epstein A. The Problem of Provincialism: Byzantine Monasteries in Cappadocia and Monks in South Italy//JWCI. T. 42. 1979. P. 28–46.

Janin R. Les monastères nationaux et provinciaux à Byzance//EO. T. 32. 1933. P. 429–437.

Papachryssanthou D. La vie monastique dans les campagnes byzantines, du VIIIе au XIе siècle//Byzantion. T. 43. 1973. P. 158–180.

Š ev č enko I. Constantinople Viewed from the Eastern Provinces in the Middle Byzantine Period//HUS. T. 3–4. 1979–80. Pt. 2. P. 712–747.

Trombley F. Monastic Foundations in Sixth-Century Anatolia and Their Role in the Social and Economic Life of the Countryside//GOTR. T. 30. 1985. P. 45–59.

VII.         Итало-греческое монашество

Borsari S. Il monachesimo bizantino nella Sicilia e nell’ltalia meridionale prenormanna. Naples, 1963.

Borsari S. Monasteri bizantini nell’ltalia meridionale longobarda (sec. X e XI)//Archivio storico per le provincie Napoletane. T. 32.1950–1951. P. 1–16.

Cappelli В . Il monachesimo basiliano ai confini Calabro-Lucani. Naples, 1961.

Falkenhausen V. I monasteri greci dell’Italia meridionale e della Sicilia dopo l’avvento dei Normannï continuita e mutamento//Il passaggio dal dominio Bizantino allo stato normanno nell’ltalia meridionale. Taranto, 1977. P. 197– 219.

Falkenhausen V. Patrimonio e politica patrimoniale dei monasteri greci nella Sicilia normanno-sveva//Basilio di Cesarea. La sua eta, la sua opere e il basilianesimo in Sicilia. Vol. 2. Messina, 1983. P. 777–790.

Falkenhausen V. Untersuchungen über die byzantinische Herrschaft in Süditalien vom IX. bis ins XI. Jahrhundert. Wiesbaden, 1967.

Fonseca C. D. La prima generazione normanna e le istituzioni monastiche dell’Italia meridionale//Roberta il Guiscardo e il suo tempo. Rome, 1975. P. 135–146.

Giovanelli G. Il tipico archetipo di Grottaferrata//BBGG. T. 3. 1949. P. 17–30, 98–113.

Giunta F. Il monachesimo basiliano nella Sicilia normanna//Basilio di Cesarea. La sua eta... P. 709–731.

Guillou A. La classe dei monaci-proprietari nell’Italia bizantina (sec. X-XI). Economia e diritto canonico//BISIAM. T. 82.1970. P. 159. Repr. Culture et societe en Italie byzantine (VIe-XIes.). London, 1978.

Guillou А . Grecs d’Italie du Slid et de Sicile au Moyen Âgë Les moines// MAH. T. 75. 1963. P. 79–110. Repr.: Studies in Byzantine Italy. London, 1970. Korolovsky К . Il rito italo-bizantino dei secoli X-XIV. Studio storico-liturgico// BBGG. T. 1. 1947. P. 4–16, 144–54; T. 2. 1948. P. 76–86.

Ladomerszky N. L’influsso del monachismo basiliano greco sulla vita culturale dell’Italia meridionale//SBN. T. 7. 1953. P. 395–396.

Minisci T. Il monad basiliani in Sicilia e in Albania//BBGG. T. 11. 1957. P. 73–89.

Minisci T. Riflessi studitani nel monachesimo italo-greco//OCA. T. 153. 1958. P. 215–233.

Minisci T. Il typika liturgici dell’Italia bizantina//BBGG. T. 7.1953. P. 97–104.

Morini E. Eremo e cenobio nel monachesimo greco dell’Italia meridionale nei secoli IX e X//RSCI. T. 31. 1977. P. 1–39.

Patlagean Ev. Recherches récentes et perspectives sur l’histoire du mona- chisme italo-greco//RSCI. T. 22. 1968. P. 146–166.

Pertusi A. Rapporti tra il monachesimo italo-greco ed il monachesimo bizantino nell’alto medio evo//La chiesa greca in Italia dall’VIII al XVI secolo. Padua, 1972. P. 473–520.

Rougeris P. Ricerca bibliografica sui «Typika» italogreci//BBGG. T. 27. 1973. P. 11–42.

Russo F. L’importanza delle opere ascetiche basiliane nella vita spirituale del monachesimo orientale dell’Italia meridionale//Nicolaus. T. 8. 1980. P. 173–182.

Scaduto M. Il monachismo basiliano nella Sicilia medievale. Rome, 1947. Turyn A. Dated Greek Manuscripts of the Thirteenth and Fourteenth Centuries in the Libraries of Italy. Urbana, 1972. Vol. I.

White L., Townsend Jr. Latin Monasticism in Norman Sicily. Cambridge, 1938.

VIIL Византийское монашество и Запад

Gay J. L’abbaye de Cluny et Byzance au début du XIIе siècle//EO. T. 30. 1931. P. 84–90.

Leclercq J. Les relations entre le monachisme oriental et le monachisme occidental dans le haut Moyen Âge//Le Millenaire du Mont Athos, 963–1963. Chevetogne, 1965. Vol. 2. P. 49–80.

Lialine C. Monachisme orientale et monachisme occidental // Irenikon. T. 33. 1960. P. 435–459.

McNulty Р ., Hamilton В . Orientale lumen et magistra latinitas. Greek Influences on Western Monasticism (900–1100)//Le Millenaire du Mont Athos, 963–1963. Chevetogne, 1965. Vol. 2. P. 181–216.

Saint-Laurent G. E. St. Basil of Caesarea and the Rule of St. Benedict// Diakonia. T. 16. 1981. P. 71–78.

Salaville S. Fragment inedit de traduction grecque de la règle de saint Francois//EO. T. 28. 1929. P. 167–172.

Salaville S. Une version grecque de la regle de Saint Augustin//Hellenika. T. 4. 1931. P. 81–110.

IX.            Византийское монашество и славянские страны

Исцунко Д. С. Церковные и монастырские уставы. М., 1976.

Троицки j С. Ктиторско право у Византjи и Неманскоj Ср6иjи//Глас Србске Кралевске Академjи. Т. 86. 1935. С. 79–133.

Щапов Я. Устав князя Ярослава и вопрос об отношении к византийскому наследию на Руси в середине XI в.//ВВ. Т. 31. 1971. С. 71–78.

Casey R. Р . Early Russian Monasticism//ОСР. T. 19. 1953. P. 372–423.

Corovič V. Spisi Sv. Save. Belgrade, 1928.

Granič B. Die Disziplinarstrafbestimmungen des vom hi. Sabbas, dem Erzbischof und Gründer der serbischen Autokephalkirche erlassenen Typikons des Chilandar- (Cheilantar-) Klösters//SBN. T. 5. 1939. P. 646–656.

Heppell M. The Early History of the Kievan Monastery of Caves//The Theotokos Evergetis and Eleventh-Century Monasticism/Eds. M. Mullett, A. Kirby (­ Belfast Byzantine Texts and Translations 6.1). Belfast, 1994. P. 56–66.

Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984.

Mirkovič L. Tipik arhiepiskopa Nikodima//Bogoslovije. T. 1. 2. 1957. P. 12–19; T. 2. 1. 1958. P. 69–88.

Mirkovič L. Ein Typikon des serbischen Erzbischofs Nikodemos: vom Einfluss Konstantinopels auf den Gottesdienst der serbischen Kirche//SBN. T. 8. 1953. P. 429–433.

Rouet de Journel M.-J. Monachisme et monastèeres russes. Paris, 1952.

Smolitsch I. Das russische Mönchtum. Entstehung, Entwicklung und Wesen. Würzburg, 1953.

X.              Основание монастырей и управление ими

Alivisatos Н . Die kirchliche Gesetzgebung des Kaisers Justinian. Berlin, 1913.

Deslandes S. De quelle autorité relevent les monastères orientaux//EO. T. 21. 1922. P. 308–322.

Grani č B. L’acte de fondation d’un monastère dans les provinces grecques du Bas-Empire au Vе et au VIе siècle//Mélanges Charles Diehl. Vol. 1. Paris, 1930. P. 101–105.

Grani č B. Das Klösterwesen in der Novellengesetzgebung Kaiser Leons des Weisen//BZ. Bd. 31. 1931. S. 61–69.

Grani č B. Die rechtliche Stellung und Organisation der griechischen Klöster nach dem justinianischen Recht//BZ. Bd. 29. 1929. S. 6–34.

Herges A. Élection et déposition des hegoumenes au XIе siècle//EO. T. 3. 1899–1900. P. 40–49.

Herman E. «Chiese private» e diritto di fondazione negli ultimi secoli dell’impero bizantino//OCP. T. 12. 1946. P. 302–321.

Herman E. Le mete e il compiti delle ricerche sulla storia del diritto ecclesiastico bizantino//OCP. T. 17. 1951. P. 255–264.

Kazhdan A., Talbot A.-M. Stauropegion//ODB. P. 1946–1947.

Konidares I. M. Nomike theorese ton monasteriakon typikon. Athens, 1984.

Krumbacher К. Ktetor, ein lexicographischer Versuch//IF. Bd. 25. 1909. S. 393–421; rev.: Heisenberg A. BZ. Bd. 19. 1910. S. 588–589.

Meester PL de. De monachico statu juxta disciplinam byzantinam. Vatican, 1942.

Morris R. Legal Terminology in Monastic Documents of the Tenth and Eleventh Centuries//JOB Bd. 32. H. 2. 1982. S. 281–290.

Moutzoures J. Та charistika kai eleuthera monasteria//Theologia T. 34. 1963. P. 536–569; T. 35. 1964. P. 87–123, 271–304.

Nissen W. Die Regelung des Klösterwesens im Rhomderreich bis zum Elide des 9. Jahrhunderts. Hamburg, 1897.

Osterle G. De monasterio stauropegiaco//Diritto Ecclesiastico. T. 64. 1953. P. 450–460.

Panagiotakos P. I. Peri tes apo tou Ioustinianou mechri ton Leontos ton Sophou nomothesias peri tes monachikes aktemosynes//Akten XI Internationalen Byzantinistenkongress. München, 1958. (München, 1960). P. 430–437.

Panagiotakos P. I. Systema ton ekklesiastikou dikaiou kata ten en helladi ischun autou, vol. 4: To Dikaion ton Monachon. Athens, 1957.

Petrakakos D. Hoi monachikoi thesmoi en te orthodoxo anatolike ekklesia. Leipzig, 1907.

Pfannmüller G. Die kirchliche Gesetzgebung Justinians hauptsächlich auf Grund der Novellen. Berlin, 1902.

Moutsoulas E. D. Aparche. Ein kürzer Überblick über die wesentlichen Bedeutungen des Wortes in heidnischer, judischer und christlicher Literatur//SE. T. 15. 1964. P. 5–14.

Thomas J. P. The Rise of the Independent and Self-Governing Monasteries as Reflected in the Monastic Typika//GOTR. T. 30. 1985. P. 21–30.

Zhishman J. von. Das Stifterrecht in der morgenländischen Kirche. Vienna, 1888.

Zockler О . Askese und Mönchtum. 2nd ed., 2 vols. Frankfurt, 1897.

XI.            Византийский харистикариат и патронаж

Ahrweiler Н . Charisticariat et autres formes d’attribution de fondations pieuses aux Xe-XIe siècles//ZRVI. T. 10. 1967. P. 1–27; repr.: Études surles structures administratives et sociales de Byzance. London, 1971.

Barnalides S. Ho thesinos tes charistikes (doreas) ton monasterion eis tous Byzantinous. Thessalonike, 1985.

Bartusis M. Charistikion//ODB. P. 412–413.

Cutler A. Art in Byzantine Society: Motive Forces of Byzantine Patronage// JÖB. Bd. 31. H. 2. 1981. S. 759–87.

Herman E. Charisticaires//DDC. Vol. 3. Paris, 1939. Cols. 611–617.

Jones W. R. Pious Endowments in Medieval Christianity and Islam// Diogenes. T. 109. 1980. P. 23–36.

Kalopissi-Verti S. Dedicatory Inscriptions and Donor Portraits in Thirteenth-Century Churches of Greece. Vienna, 1992.

Kaplan M. Les monastères et le siècle à Byzancë les investissements des laïques au XIе siècle//CCM. T. 27. 1984. P. 71–83.

Kazhdan A. Charistikariersystem//Lexikon des Mittelalters. Bd. 2. München; Zürich, 1983. Cols. 1723–1724.

Lemerle P. Un aspect du rôle des monastères à Byzancë les monastères donnes a des lance, les charisticaires//CRAI. Paris, 1967. P. 9–28.

Magdalino P. The Byzantine Aristocratic Oikos//The Byzantine Aristocracy, IX to XIII Centuries/Ed. Michael Angold. Oxford, 1984. P. 92–111.

Morris R. Alexios Komnenos and the Monasteries//BBBS. T. 16. 1990. P. 59–60.

Morris R. The Byzantine Aristocracy and the Monasteries//The Byzantine Aristocracy... P. 112–137.

Morris R. Monasteries and Their Patrons in the Tenth and Eleventh Centuries//BF. Bd. 10. 1985. 185–231.

Oeconomos L. La vie religieuse dans l’empire byzantin au temps des Com- nenes et des Anges. Paris, 1918.

Ри R. Gründer einer Gemeinde und Stifter einer Kirche oder Klosters in der christlichen Antike//AKKR. Bd. 151. 1982. S. 58–72.

Rautman M. L. Aspects of Monastic Patronage in Paleologan Macedonia/ /Twilight of Byzantium: Aspects of Cultural and Religious History in the Late Byzantine Empire/Ed. SI. Curcic, DoulaMouriki. Princeton, 1991. P. 53–74.

Rautman M. L. Patrons and Buildings in Late Byzantine Thessaloniki//JOB. Bd. 39 (1989). 295–315.

Stephanides В . K. Hoi horoi episteme kai epistemonarches para tois By- zantinois//EEBS. T. 7. 1930. P. 153–158.

Thomas J. Ph. The Crisis of Byzantine Ecclesiastical Foundations, 964– 1025//BF. Bd. 9. 1985. S. 255–274.

Vryonis S. The Will of a Provincial Magnate, Eustathius Boilas (1059)//DOP. T. 11. (1957). P. 263–277.

XII.         Собственность и хозяйство византийских монастырей

Ангелов Д. Рост и структура крупного монастырского землевладения в северной и средней Македонии в XIV в.//ВВ. T. 11. 1956. С. 135–162.

Левченко М. В. Церковные имущества V-VII вв. в Восточно-римской империи//ВВ. Т. 27. 1949. С. 11–59.

Поляковская М. А. Городские владения провинциальных монастырей в поздней Византии//ВВ. Т. 24. 1964. С. 202–208.

Соколов П. П. Церковно-имущественное право в греко-римской империи. Новгород, 1896.

Ahrweiler Н . La concession des droits incorporeis. Donations conditionel- les//Actes du XII congres international d’études byzantines. Belgrade, 1964. P. 103–114.

Bartusis M. Solemnion//ODB. P. 1924.

Charanis P. Monastic Properties and the State in the Byzantine Empire//DOP. T. 4. 1948. P. 53–118.

Ferradou A. Les biens des monastères à Byzance. Bordeaux, 1896.

Guillou A. La classe dei monaci-proprietari nell’Italia bizantina (sec. X-XI). Economia e diritto canonico//BISIAM. T. 82. 1970. P. 159–172.

Györffy G. Das Güterverzeichnis des griechischen Klösters zu Szavaszent- demeter aus dem 12. Jahrhundert//Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. T. 5. 1959. P. 9–74.

Harvey A. Land, Taxation and Trade in the Eleventh-Century Monastic Economy: The Case of Evergetis//The Theotokos Evergetis... P. 124–136.

Herman E. Benefices dans l’église orientale//DDC. Vol. 2. Paris, 1937. Cols. 706–735.

Herman E. Die kirchliche Einkünfte des byzantinischen Niederklerus//OCP. T. 8. 1942. P. 378–442.

Herman E. Zum kirchlichen Benefizialwesen im byzantinischen Reich//SBN. T. 5. 1939. P. 657–671.

Hrochova V. Zur wirtschaftlichen Rolle der byzantinischen Klöster im 13–15. Jahrhundert//JOB. Bd. 32. H. 2. 1982. S. 85–93.

Kaplan M. The Evergetis Hypotyposis and the Management of Monastic Estates in the Eleventh Century//The Theotokos Evergetis... P. 103–123.

Knecht A. System des justinianischen Kirchenvermogensrechtes. Stuttgart, 1905.

Konidares I. To dikaion tes monasteriakes periousias apo tou 9ou mechri tou 12ou aionos. Athens, 1979.

Kurth J. Ein Stück Klösterinventar auf einem byzantinischen Papyrus//BNJ. Bd. 1. 1920. S. 142–147.

Lemerle P. «Roga» et rente d’Etat aux Xe-XIe siècles//REB. T. 25. 1967. P. 77–100.

Orestano R. Beni dei monaci e monasteri nella legislazione giustinianea//Studi in onore di Pietro de Francisci. Vol. 3. Milan, 1956. P. 561–593.

Schmid H. F. Byzantinisches Zehntwesen//JOBG. Bd. 6. 1957. S. 45–110.

XIII.       Культурная жизнь монастыря

Babi č G. Les chapelles annexes des églises byzantines: Fonction liturgique et programme iconographique. Paris, 1969.

Barber C. The Monastic typikon for Art Historians//The Theotokos Evergetis... P. 198–214.

Bardy G. Les origines des écoles monastiques en Orient//Mélangés J. de Ghellinck. Vol. I. Louvain, 1951. P. 293–309.

Bouras L. Byzantine Lighting Devices//JÖB Bd. 32. H. 3.1982. S. 479–491.

Bouras L. Dyo byzantina manoualia apo te Mone Metamorphoseos ton Meteoron//Byzantina. T. 5. 1973. P. 129–147.

Bréhier L. L’enseignement classique et l’enseignement religieux à Byzan- ce//RHRP. T. 21. 1941. P. 34–69.

Constantelos D. Byzantine Philanthropy and Social Welfare. New Brunswick; N.-Y., 1968; 2nd ed. New Rochelle; N.-Y., 1991.

Hagemann H.-R. Die rechtliche Stellung der christlichen Wohltätigkeitsanstalten in der östlichen Reichshälfte//RIDA. T. 3. 1956. P. 265–283.

Hagemann H.-R. Die Stellung der Piae Causae nach justinianischen Rechte. Basel, 1953.

James L. Monks, Monastic Art, the Sanctoral Cycle and the Middle Byzantine Church//The Theotokos Evergetis... P. 162–175.

Konidares I. M. To typikon ton Pakourianou kai he «hieratike schole» tes mones Petritzou//Antidoron pneumatikon timetikos tomos Gerasimou Io. Konidare. Athens, 1981. P. 156–169.

Leclercq H. Hospices, hôpitaux, hôtelleries//DACL. Vol. 6. Pt. 2. Paris, 1925. Cols. 2748–2770.

Mentzou-Meimari K. Eparchika euage idrymata mechri tou telous tes Eikonomachias//Byzantina. T. 11. 1982. P. 243–308.

Miller T. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. Baltimore, 1985.

Philipsborn A. Der Fortschritt in der Entwicklung des byzantinischen Krankenhauswesens//BZ. Bd. 54. 1961. S. 338–365.

Orlandos A. Monasteriake Architektonike. Athens, 1958.

Van Millingen A. Byzantine Churches in Constantinoplë Their History and Architecture. London, 1912.

Volk R. Gesundheitswesen und Wohltätigkeit im Spiegel der byzantinischen Klöstertypika. Münich, 1983.

XIV.       Духовная жизнь монашества

Hausherr I. L’hesychasme. Étude de spiritualité//OCP. T. 22. 1956. P. 5–40, 247–285.

Holl К . Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Leipzig, 1898.

Krivocheine B. The Most Enthusiastic Zealot, «Zeiotes manikotatos», St. Sy- meon the New Theologian as Abbot and Spiritual Instructor//OS. Bd. 4. 1955. S. 108–128.

Meyendorff J. Byzantine Hesychasm: Historical, Theological, and Social Problems. London, 1974.

Meyendorff J. Les débuts de la controverse hesychaste//Byzantion. T. 23. 1953. P. 87–120.

Meyendorff J. Mount Athos in the Fourteenth Century: Spiritual and Intellectual Legacy//DOP. T. 42. 1988. P. 157–165.

Podskalsky G. Zur Gestalt und Geschichte des Hesychasmus//OS. Bd. 16. 1967. S. 15–32.

Ware К . «Prayer and Sacraments in the Synagoge"//The Theotokos Evergetis... P. 325–347.

XV.          Богослужение

Baldovin J. The Urban Character of Christian Worship: The Origins, Development, and Meaning of Stational Liturgy. Rome, 1987.

Egender N. Byzantinische Liturgie und orientalisches Mönchtum//Erbe und Auftrag. Bd. 35. 1959. 267–275.

Engberding H. Die Hochschatzung des Mönchtums in östkirchlichen Liturgien//BM. Bd. 18. 1936. S. 362–373.

Herman E. Die haüfige und tägliche Kommunion in den byzantinischen Klöstern//Mémorial Louis Petit (Archives de l’Orient Chrétien 1). Bucharest, 1948. P. 203–217.

Klentos J. The Typology of the typikon as Liturgical Document//The Theotokos Evergetis... P. 294–305.

Mateos J. Le Célébration de la Parole dans la liturgie byzantine. Rome, 1971.

Mateos J. Le typicon de la Grande Église. 2 Vols. Rome, 1962–63.

Noret J. Ménologes, synaxaires, menées. Essai de clarification d’une ter- minologie//AB. T. 86. 1968. P. 21–24.

Pantelakis E. G. Livres ecclesiastiques de 1’orthodoxie//Irenikon. T. 13. 1936. P. 521–577.

Petit L. La grande controverse des Colybes//EO. T. 2. 1898–99. P. 321–331.

Salaville S. Messe et communion d’après les Typica monastiques byzantins du Xе an XIVе siècles//OCP. T. 13. 1947. P. 282–298.

Schulz H.-J. Die byzantinische Liturgie. Glaubenszeugnis und Symbolgestalt. Trier, 1980.

Souliotes G. To Kollyba. Athens, 1986.

Taft R. The Byzantine Office in the Prayerbook of New Sketë Evoluation of a Proposed Reform//OCP. T. 48. 1982. P. 336–370.

Taft R. The Liturgy of the Great Church: An Initial Synthesis of Structure and Interpretation on the Eve of Iconoclasm//DOP. T. 34–35. 1980–81. P. 45–75.

Taft R. Liturgy of the Hours in East and West. Collegeville, 1986.

Taft R. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite// DOP. T. 42. 1988. P. 179–194.

Taft R. The Synaxarion of Evergetis in the History of Byzantine Liturgy//The Theotokos Evergetis... P. 274–293.

Taft R. Liturgical Typikon//ODB. P. 2131–2132.

Trombley F., Kazhdan A. Kollyba//ODB. P. 1137–1138.

Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961.

XVI.       Монашество и церковная реформа

Boojamra J. L. Church Reform in the Late Byzantine Empire. A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessaloniki, 1982.

Boojamra J. L. Social Thought and Reforms of Athanasios of Constantinople (1289–1293; 1303–1309)//Byzantion T. 55. 1985. P. 332–382.

Gautier P. Diatribes de Jean l’Oxite contre Alexis Ier Comnene//REB. T. 28. 1970. P. 5–55.

Gautier P. L’édit d’Alexis Ier Comnene sur la réforme du clergé//REB. T. 31. 1973. P. 165–201.

Gautier P. Jean V l’Oxite patriarche d’Antioche, notice biographique//REB. T. 22. 1964. P. 128–157.

Gautier P. Réquisitoire du patriarche Jean d’Antioche contre le charisti- cariat//REB. T. 33. 1975. P. 77–132.

Gautier P. Le synode des Blachernes (fin 1094). Etude prosopographique// REB. T. 29. 1971. P. 213–284.

Glavinas A. He epi Alexiou Komnenou (1081–1118) peri hieron skeuon kai keimelion kai hagion eikonon ens (1081–1095). Thessaloniki, 1972.

Grumel V. L’affaire de Leon de Chalcedoine. Le chrysobulle d’Alexis Ier sur les objets sacrés//REB. T. 2. 1944. P. 126–133.

Grumel V. L’affaire de Leon de Chalcedoine. Le décret ou «semeioma» d’Alexis Ier Comnene (1086)//EO. T. 39. 1941–42. P. 333–341.

Grumel V. Documents athonites concernant 1’affaire de Leon le Chalce- donien//Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. 3. Vatican, 1946. P. 116–135.

Polyzoides К . Но Vasileus kai hoi laikoi eis to en genei dioiketikon ergon tes ekklesias epi Alexiou Komnenou (1081–1118). Thessaloniki, 1979.

Stephanou J. La doctrine de Leon de Chalcedoine et ses adversaires sur les images//OCP. T. 12. 1946. P. 177–199.

Stephanou P. Le procès de Leon de Chalcedoine//OCP. T. 9. 1943. P. 564.

Thomas J. Ph. A Byzantine Ecclesiastical Reform Movement//МН. Т. 12. 1984. 1–16.

Thomas J. Ph. Documentary Evidence from the Byzantine Monastic typika for the History of the Evergetine Reform Movement//The Theotokos Evergetis... P. 246–273.

Tiftixoglu V. Gruppenbildungen innerhalb des konstantinopolitanischen Klerus während der Komnenenzeit//BZ. Bd. 62. 1969. S. 25–72.

XVII.     Святая жизнь

Magoulias H. J. Trades and Crafts in the Sixth and Seventh Centuries as Viewed in the Lives of the Saints//Bsl. T. 37. 1976. P. 11–35.

Teoteoi T. Le travail manuel dans les typika byzantins des XIе-XIIIе siècles//RESEE. T. 17. 1979. P. 455–462.

Dembinska M. Diet: A Comparison of Food Consumption between Some Eastern and Western Monasteries in the 4th–12th Centuries//Byzantion. T. 55. 1985. P. 431–462.

Grumel V. Le jeûne de l’Assomption dans l’Église grecque (étude histori- que)//EO. T. 32. 1933. P. 162–194.

Herbut J. De ieiunio et abstinentia in Ecclesia byzantina ab initiis usque ad saec. XI. Rome, 1968.

Karpozelos A. Diet//ODB. P. 621–622.

Karpozelos A. Realia in Byzantine Epistolography, X-XII c.//BZ. Bd. 77. 1984. S. 20–37.

Kislinger E. How Reliable Is Early Byzantine Hagiography as an Indicator of Diet?//Diptycha. T. 4. 1986–87. P. 5–11.

Innemee K. Ecclesiastical Dress in the Medieval Near East. Leiden, 1992.

Meester Pl. de. Autour quelques publications récentes sur les habits des moines en orient//EL. T. 47. 1933. P. 446–458.

Meester Pl. de. Le rasophorat dans le monachisme byzantin//EL. T. 16–17. 1940. P. 323–332.

Berger A. Das Bad in der byzantinischen Zeit. München, 1982.

Karpozilos A. Baths//ODB. P. 271–272.

Magoulias H. J. Bathhouse, Inn, Tavern, Prostitution and the Stage as Seen in the Lives of the Saints of the Sixth and Seventh Centuries//EEBS. T. 38. 1971. P. 233–52.

XVIII.   Монастырские библиотеки

Bompaire J. Les catalogues de livres-manuscrits d’époque byzantine (XIе– XVе s.)//Byzance et les Slaves. Études de Civilisation: Mélangés Ivan Dujcev. Paris, 1979. P. 59–81.

Crostini B. Towards a Study of the Scriptorium of the Monastery of the Theotokos Evergetis: Preliminary Remarks//The Theotokos Evergetis... P. 176–197.

Mercati S. G. Un testament inedit en faveur de Saint-Georges des Manga- nes//REB. T. 6. 1948. P. 36–47.

Noret J. Ménologes, synaxaires, menées. Essai de clarification d’une ter- minologie//AB. T. 86. 1968. P. 21–24.

Oikonomides N. Mount Athos: Lands of Literacyn//DOP. T. 42. 1988. P. 167–178.

Pantekalis E. Livres ecclésiastiques de 1’orthodoxie//Irenikon. T. 13.1936. P. 521–577.

Volk O. Die byzantinischen Klösterbibliotheken von Konstantinopel, Thessa- lonike und Kleinasien. München, 1955.

XIX.       Словари и справочники

Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959.

Clugnet L. Dictionnaire grec-francais des noms liturgiques en usage dans l’Église grecque. Paris, 1895.

Demet rakos D. Mega Lexikon tes Hellenikes Glosses. 9 vols. Athens, 1949– 1950.

Dölger F., Wirth P. Regesten der Kaiserurkunden des öströmischen Reiches von 565–1453. München; Berlin; Wien, 1924–1965.

Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie/Ed. F. Cabrol and H. Le- clercq. Paris, 1907–53.

Dictionnaire d’histoire et de geographic ecclésiastiques/Ed. A. Baudrillart et al. Paris, 1912.

Dictionnaire de droît canonique/Ed. R. Naz. Paris, 1935.

Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique/Ed. M. Viller. Paris, 1932.

Dictionnaire de théologie catholique/Ed. A. Vacant et al. Paris, 1935–72.

Du Cange C. Glossarium ad scriptores mediae et infimae Graecitatis. 2 vols. Lyon, 1688; repr.: Graz, 1958.

Grumel V. La Chronologie. Paris, 1958.

Grumel V., Laurent V., Darrouzes J. Les regestes des actes du patriarcat de Constantinople. Vol. 1: Les actes des patriarches. Chalcedon; Paris, 1932–1979. Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. 3-rd ed. Bruxelles, 1957.

Jedin H., Latourette K. S., Martin J. Atlas zur Kirchengeschichte. Leipzig, 1984.

Oxford Dictionary of Byzantium/Ed. A. Kazhdan. 3 vols. N.-Y.; Oxford, 1991.

Koukouies Ph. Byzantinon bias kai politismos. 6 vols. Athens, 1948–1957. Kriaras E. Lexiko tes mesaionikes ellenikes demodous grammateias. I-XII vols. Thessaloniki, 1969.

Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.

Mathews T. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographic Survey. University Park, Pa., 1976.

Real-Lexikon für Antike und Christentums/Ed. T. Klauser. Stuttgart, 1950. Schilbach E. Byzantinische Metrologie. München, 1970.

Syntagma ton theion kai hieron kanonon/Ed. G. A. Rhalles and M. Potles. 6 Vols. Athens, 1852–1859; repr.: 1966.

Threskeutike kai Ethike Engkyklopaideia. 12 Vols. Athens, 1962–1968.

Turyn A. Dated Greek Manuscripts in the Libraries of Great Britain. Washington, D. C., 1980.

Varzos K. He geneologia ton Komnenon. 2 vols. Thessaloniki, 1984. Zacharia von Lingenthal K. E. Jus graeco-romanum. I-VII vols. Leipzig, 1856–1884.

Zepos J., Zepos P. Jus graeco-romanum. 8 Vols. Athen, 1931; repr.: Aahen, 1962.

Список сокращений2073

ВВ Византийский временник

ГСКА Глас Српске Кралевске Академиjе

ЖМНП Журнал Министерства народного просвещения

ЗРBИ Зборник Радова Византолошкого Института

ИРАИК Известия Русского археологического института в Константинополе

ТКДА Труды Киевской Духовной академии

AASS Acta Sanctorum Bollandiana (Brusseies, 1643–1770, 1894-; Paris; Roma, 1866, 1887)

AB Analecta Bollandiana

ABSA Annual of the British School at Athens

AHDO Archives d’histoire du droît oriental

AKKR Archiv für katholisches Kirchenrecht

APAW Abhandlungen der Preussischen Akademie der Wissenschaften

ASCL Archivio storico per la Calabria e la Lucania

ASI Archivio storico italiano

ASS Archivio storico siciliano

BBAO Bulletin of the British Association of Orientalists

BBBS Bulletin of British Byzantine Studies

BBGG Bollettino della Badia greca di Grottaferrata

BCH Bulletin de correspondance hellénique

BF Byzantinische Forschungen

BHO Bibliotheca Hagiographica Orientalia

BIFAO Bulletin de l’Institut francais d’archeologie orientale

BISIAM Bollettino dell’stituto Storico Italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano

BM Benediktinische Monatsschrift

BMGS Byzantine and Modern Greek Studies

BNJ Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher

BSAC Bulletin de la Société d’archéologie copte

BSC Byzantine Studies Conference, Abstracts of Papers

BS Byzantine Studies

BZ Byzantinische Zeitschrift

CA Cahiers archeologiques

CCM Cahiers de civilisation médievale

CH Church History

CIG Corpus Inscriptionum Graecarum/Ed. A. Boeckh et al. Berlin, 1825–1877

CRAI Comptes-rendus de l’Académic des inscriptions et bélles-lettres

CSCO Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Paris, Louvain, 1903–

CSHB Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae

CTh Codex Theodosianus/Ed. Theodor Mommsen et al. Berlin, 1905.

DACL Dictionnaire d’archeologie chrétienne et de liturgie/Ed. F. Cabrol and H. Leclercq. Paris, 1907–1953

DDC Dictionnaire de droît canonique/ed. R. Naz. Paris, 1935–

DHGE Dictionnaire d’histoire et de geographic ecclésiastiques/Ed. A. Baudrillart et al. Paris, 1912–

DOP Dumbarton Oaks Papers

DS Dictionnaire de spiritualitè ascétique et mystique/Ed. M. Viller Paris, 1932–

DTC Dictionnaire de théologie catholique/Ed. A. Vacant et al. Paris, 1935–1972

EA Ekklesiastike Aletheia

EB Études byzantines

EEBS Epeteris Etaireias Byzantinon Spoudon

EKEE Epeteris tou Kentrou Epistemonikon Ereunon

EL Ephemerides Liturgicae

EO Echôs d’Orient

EP Ekklesiastikos Pharos

EphL Ephemerides liturgicae

FM Fontes Minores

GOTR Greek Orthodox Theological Review

GRBS Greek, Roman and Byzantine Studies

HUS Harvard Ukrainian Studies

HZ Hilandarski Zbornik

IBID Izvestiya na Bulgarskoto Istoricesko Druzhestvo

ICS Illinois Classical Studies

IF Indogermanische Forschungen

JDAI Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts

JEH Journal of Ecclesiastical History

JGR Zacharia von Lingenthal К. E. Jus graeco-romanum. I-VII Vols. Leipzig, 1856–1884.

JÖB Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik

JÖBG Jahrbuch der Österreichischen Byzantinischen Gesellschaft

JSAH Journal of the Society of Architectural Historians

JWCI Journal of the Warburg and Courtauld Institutes

КС Kretika Chronika

KS Kypriakai Spoudai

MAH Mélanges d’archéologie et d’histoire

MDAI Athens Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Athenische Abteilung

MDAI Kairo

Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo

MH Medievalia et Humanistica

MM F. Miklosich and F. Müller. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. 6 Vols. (Vienna, 1860–1890)

NCE New Catholic Encyclopedia. 15 Vols. (New York, 1967)

NH Neos Hellenomnemon

NJ Justinian I. Novellae/Ed. R. Schoell, W. Kroll//Corpus juris civilis. Vol. 3. 5th ed. Berlin, 1928.

NPB Nova patrum bibliotheca/Ed. A. Mat, J. Cozza-Luzi. 10 Vols. Rome, 1852–1905.

OC Orientalia Christiana

OCA Orientalia Christiana Analecta

OCP Orientalia Christiana Periodica

ODB Oxford Dictionary of Byzantium/Ed. A. Kazhdan. 3 Vols. New York – Oxford, 1991.

OL Orientalistische Literaturzeitung

OS Östkirchliche Studien

PG Patrologiae cursus completus. Series graeca/Ed. J. P. Migne. 161 Vols. Paris, 1857–1866.

РОС Proche-Orient chretien

RAC Real-Lexikon für Antike und Christentum/Ed. T. Klauser. Stuttgart, 1950–

RAM Revue d’ascétique et de mystique

RDC Revue de droît canonique

REB Revue des études byzantines

REG Revue des études grecques

RESE Revue des etudes sud-est europeennes

RHE Revue d’histoire écclesiastique

RHPR Revue d’histoire et de philosophic religieuses

RHR Revue de l’histoire des religions

RIDA Revue Internationale des droits de l’Antiquite

ROC Revue de l’Orient chretien

RQ Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und für Kirchengeschichte

RQH Revue des questions historiques

RSCI Rivista di storia della chiesa in Italia

MB Sathas K. N. Mesaionike Bibliotheke. 7 Vols. Venice; Paris, 1872–1894

SBAW Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften

SBN Studi bizantini e neoellenici

SC Sources chretiennes

SCH Studies in Church History

SE Sacris Erudiri

SF Südost-Forschungen

SM Studi meridionali

ST Studi e Testi

TEE Threskeutike kai Ethike Engkyklopaideia. 12 Vols. (Athens, 1962–1968)

TM Travaux et memoires

TU Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristichen Literatur. Leipzig; Berlin, 1882–

ZAM Zeitschrift für Askese und Mystik

ZAS Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde

ZKG Zeitschrift für Kirchengeschichte

ZKT Zeitschrift für katholische Theologie

ZMR Zeitschrift für Missenwissenschaft und Religionswissenschaft

ZSR k. a. Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtswissenschaft, Kanonistische Abteilung

ZSR r. a. Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte, Romanistische Abteilung.

* * *

*

Составлен М. А. Морозовым.

2073

Составлен М. А. Морозовым.


Источник: Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (824 - 1204). / Соколов И.И. (Опыт церковно-исторического исследования. Вст. Ст. Г.Е. Лебедевой) - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. - 464 с. - ISBN: 5-89740-090-3 - (Библиотека христианской мысли. Исследования).

Комментарии для сайта Cackle