профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам в первый день Св. Пасхи

По благости Господней проводили мы уже св. пост и дождались пресветлого и всерадостного праздника Христова Воскресения. Для такого радостного праздника и мне, братие мои, надлежит сказать вам и слово радостное. Радуйтеся (Мф. 28:9), вещал Христос св. Женам Мироносицам, явившись им после своего Воскресения. Радуйтеся, вещаю и я вам ныне словами Воскресшего Господа; радуйтеся все: богатые и бедные, знатные и незнатные.

И как ныне не радоваться, когда мы видим и слышим все радостное? В самое раннее утро радостного дня мы слышим торжественный звон к Пасхальной утрени. Со всех сторон народ православный спешит в Божий храм воздать поклонение и славу Воскресшему Христу; пастыри духовные облачаются в светлые одежды; св. церковь, как царица, является во всей красоте и благолепии: благоухание кадильное разливается по всему храму; горящие свечи, как звезды в небесной высоте, освещают весь храм; отверзаются царские врата и остаются незатворенными в продолжение всей седмицы. Уже одно это радует христианина. Но вот вы берете св. хоругви и вместе с духовными пастырями три раза обходите храм, и при этом слышите радостную песнь Св. Церкви: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси! Какое сердце не умилится при этом торжественном шествии? Кто не возрадуется, слыша сию песнь? О, по истине в сие время само небо радуется с землею, Ангелы Божии вместе с людьми прославляют Воскресшего Христа! Но вот мы со св. хоругвями, как одна семья Отца Небесного, становимся пред затворенными западными дверями храма лицом к востоку; водворяется тишина, и среди этой тишины начинается велегласное пение тропаря: Христос воскресе из мертвых!... При этом сладостном пении сердце невольно наполняется радостию и как бы само воскресает; душа христианина как бы наяву видит Воскресшего Господа в саду Гефсиманском, и с плачущею Мариею хочет прикоснуться к Его Божественным ногам. Наконец, мы входим в храм, как бы в самый рай, сияющий красотою и благоуханием. Хорошо, братие, в Божием раю, хорошо для христианина и в Божием храме, и особенно в нынешний день. Ныне и вся служба церковная совершается с особенною торжественностью и благолепием и особенно радует христианина. Мы очень часто слышим: Христос воскрес из мертвых!... Небеса да веселятся, земля да радуется! Даже по выходе из храма Церковь Святая не перестает нас радовать торжественным целодневным звоном.

Посмотрим ли на своих собратий, православных христиан? – На лицах всех их сияет радость; все они от малого до великого одеты по праздничному, добрые и веселые, как будто вышли навстречу царю-победителю торжествовать великую победу. От всех мы слышим радостное слово: Христос воскресе! Воистину воскресе!

Почему же мы так радуемся, так светло празднуем Воскресение Христово? Потому, что Иисус Христос своею смертию и воскресением победил врага нашего диавола, разрушил темное eго царство и умертвил нашу смерть. Но что это такое – смерть? И что это за владычество диавольское? Ведь не для смерти создал Господь человека; не создал Он и вражие царства. Откуда же произошла смерть? Откуда вражие царство? И вот вам на сие ответ из св. писания: первый человек на земле был Адам, жена его была Ева. От них-то и все мы произошли. Сотворены они были безгрешными; жили они в прекрасном раю, радовались и блаженствовали. Бог украсил их своим образом и подобием и любил их, как своих детей. Но блаженство их продолжалось недолго; ему позавидовал диавол или злой дух, который в начале был сам светлым ангелом, но за гордость свою потерял ангельское достоинство, сделался злым и прогнан с неба. Этот-то завистливый враг задумал лишить Адама и Еву райского блаженства и невинности. И вот он начал искушать, и, действительно, ввел их в великий грех. По злому и хитрому его и искушению они нарушили данную им Богом заповедь, прогневили своего Творца и лишились райского блаженства. С того времени весь род человеческий подвергался бедствиям и горестям земным и вечной смерти, а вечная смерть есть удаление от Бога и мучение во аде. Диавол стал иметь власть над человеком, и все души, праведные и грешные, сходили во ад. Никто не мог победить смерти, разрушить вражие царство.

Но вот приходит на землю Иисус Христос и всем людям несет великую радость. Он пострадал, умер и воскрес, – и царство диавола разрушено, из ада пленники освобождены. Христос воскрес, – и смерть наша умерщвлена. Христос воскрес, – и двери в небесный рай для всех отворены. Христос воскрес, – и мы хотя телом помрем и сгнием в земле, но в свое время всемогущею силою Божиею воскреснем и войдем в небесный рай на вечное жительство, если только неверие и худые дела не повредят нам. Тогда-то уже никто не будет умирать. Не будет тогда ни болезней, ни слез и печалей: тогда радостям нашим не будет конца. Вот почему мы ныне так радостно празднуем умерщвление нашей смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни! Благодарим Тебя, Создателя нашего, что Ты сотворил для нас такой радостный день! Прославляем Тебя, виновника нашей радости и спасения, единого отцев Бога, благословенного и препрославленного.

Но братие мои возлюбленные! Радуясь ныне со Св. Церковью, будем также помнить закон Божий и остерегаться врага искусителя. Вы слышали, как этот искуситель искушал Адама и Еву. Он старался о том, чтобы безгрешные люди нарушили заповедь Божию, а когда нарушили заповедь Божию, то и лишились райского блаженства, а врагу того только и хотелось. Но тот же враг и теперь искушает людей, и старается только о том, чтобы они жили не по закону Божию; он то и дело старается запутывать христиан в беззакониях, чтобы лишить их любви и милости Божией и приготовленного для них райского блаженства на небесах. И если когда, то в сии святые и радостные дни для него удобный случай соблазнять на грех. Одних он побуждает к невоздержанию, пьянству и разгулу, других к разврату, а иных – к мирским играм и забавам, и тем помрачает нашу духовную радость и удаляет нас от Бога. Будем же с помощию Господнею стараться сии св. дни и все дни жизни нашей проводить по закону христианскому. Св. Апостол учит нас: якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы в обновлении жизни ходити начнем (Римл. 6:4). Тогда враг и искуситель не может повредить нашей душе, и радость наша будет всегда истинная и светлая. Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. Мои дневники. Выпуск 6 архимандрит Никон (Рождественский)

2. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

3. Переписка А.В. Ветухова и П.А. Флоренского священник Павел Флоренский

4. О московских соборах и монастырях, находящихся в Кремле архимандрит Иосиф (в схиме Иларион) Левицкий

5. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

6. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

7. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

8. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

9. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

10. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

Комментарии для сайта Cackle