Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю пред Воздвижением

Яко же Моисей вознесе змию в пустыни: тако подобает вознестися Сыну человеческому: дa всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3:14, 15).

Когда евреи под управлением Моисея шли из Египта в землю обетованную по пустыне Аравийской, то у них однажды не стало ни хлеба, ни воды. Евреи за это роптали на Моисея и на Самого Бога. В наказание за ропот Господь послал на евреев ядовитых змей: эти змеи жалили евреев, и они, в нестерпимых мучениях, умирали в великом множестве. Евреи раскаялись и просили Моисея, чтобы он помолился Господу, да отгонит от них змей. Моисей помолился, и Господь сказал ему: «сделай медного змея и выставь его на высоком столбе; тогда всякий ужаленный пусть только взглянет на него, и останется жив“. Моисей исполнил повеление Господне, и все ужаленные, которые с раскаянием и верою в Господа всех Спасителя (Премудр. Сол. 16:7) глядели на вывешенного змея, получали исцеление от невидимой, всемогущей силы Господней, и оставались в живых (Числ. 21:5–9). Вспоминая об этом в нынешнем Евангелии, Господь присовокупляет: «Как Моисей вознес змию в пустыне для спасения евреев, так должно вознесену быть Сыну человеческому на Крест, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.“

Добрые мои слушатели! чтобы вы яснее могли понять слова Господни, прежде всего вот о чем хочу я сказать вам: что такое и наша земная жизнь, как не странствование в небесное царство? Господь обещал всем нам дать это царствие. Но пока мы странствуем на земле, сколько ядовитых змей жалят нас, убивая наше тело и нашу душу?.. Что это за змеи? и где искать нам исцеления от них?

Змеи, убивающие нашу душу и тело, живут в нас самих. Это наша человеческая зависть, злословие и клевета, гнев, злоба и вражда, и всякие неправды. Ах, как опасны и гибельны для нас эти змеи! Св. Апостол Иаков сказал: идеже завить и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь (Иак. 3:16). И куда бежать от этих змей? Вот человек строит себе хороший дом, с успехом занимается земледелием, торговлею и разными промыслами, в порядке содержит свое хозяйство, хорошо живет со своею семьею, имеет похвалу от своих начальников. И сколько завистников и зложелателей смотрят на него! Своею завистью и злобою они мучат и свою душу, готовы погубить счастье и своего ближнего, ими ненавидимого. И какого зла не делает злоба и зависть – эти лютые змеи? Св. безмездных врачей, Косму и Дамиана, один врач, по зависти, с Каиновою хитростью, вызвал в лес, под предлогом, будто бы, собирать вместе врачебные травы; там он завлек их поочередно в разные места и по очередно побил камнями (Чет.-Мин. 1 июля). Один инок, завидуя славе преп. Иоанникия Великого, зажег лес, росший на горе, на которой спасался преподобный, и даже острым железом хотел пробить его утробу, но Господь сохранял его (Чет.-Мин. 4 ноября). А злословие и клевета? неблагодарность за благодеяния? Все это, говорю, лютые змеи, убивающие душу человеческую. Св. мученик Савин своими руками питал одного нищего. Неблагодарный нищий пошел к мучителям, предал им питателя своего св. Савина за две златницы и довел их до его пещеры (Чет.-Мин. 16 марта). Не дай Господи, чтобы у нас оказались такие неблагодарные люди – змеи! Не менее пагубны для наших душ злословие и клевета. Св. Григорий, епископ Акрагантийский, по клеветам злых людей был в темнице, как осужденный... Но невинного Григория Господь оправдал, а клеветников наказал. Когда на соборе епископов определено было осуждение клеветникам на св. Григория, и когда Григорий выплакал всем им прощение, дабы одних не посылали в ссылку, других не казнили; то вдруг поднялась буря, померк воздух, тьма покрыла всем, – и увидели, что клеветники стали черны лицом, как уголь, а у главных клеветников и обвинителей св. Григория – Савина и Крискента, кроме того, губы свесились вниз так, что они не могли ни совокупиться, ни говорить ими (Чет.-Мин. 23 ноября).

Так, братие, много змей угрызают нас в земной нашей жизни. Где же искать нам исцеления от них? Господь говорит нам в нынешнем Евангелии: «как Моисей вознес змию в пустыне для спасения евреев, так должно вознесену быть на Крест Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И Сын человеческий – Иисус Христос, принявший на Себя плоть нашу, точно, был вознесен на Крест, как медный змей на столб, и Своими крестными страданиями и смертью победил змея – диавола и даровал роду человеческому исцеление от грехов и вечной смерти. И так, вот где для всего мира неистощимый источник исцеления от душепагубных змей – в Едином Господе, всех Спасителе, на Кресте распятом! Кто взирает на Спасителя мира, т. е. истинно верует в Него, и, согрешая, приносит пред Ним истинное покаяние во грехах и обращается на дела Божии, от того бежат душепагубные змеи: завистный и злобный делается милостивым и человеколюбивым, клеветник и обманщик – правдивым и добрым, гневливый и невоздержанный в словах – кротким и благоговейным. Я поясню вам это следующим примером из жития святых. Св. Варвар был разбойник. Как у разбойника, его сердце, конечно, было наполнено всякими неправдами. Своим разбойничеством, как орудием невидимого змия – диавола, он жалил и умерщвлял свою душу, жалил и умерщвлял других. Но когда взглянул на Спасителя мира, т. е. обратился к Нему с покаянием и верою, то погибло в нем всякое зло: он уже не только никому не вредил, и души своей не губил, но пошел за священником, его исповедавшим, не ногами, но на коленах и пробыл у пресвитера три года, ползая, как скот четвероногий, на локтях и коленах, не вставая с земли; считая же себя недостойным быть с человеками, он ел и пил со псами; потом двенадцать лет со скотом пасся в лесу, вкушая одну траву, а как он телом был наг, то кожа на нем от зноя и холода сделалась как кора финикова; он почернел, как уголь, и стал произвольным мучеником. Потом были пущены в него охотниками три стрелы, как в зверя, и он был убит. Пресвитер, похристианскому обряду, предал его погребению; затем, при гробе его многие стали получать исцеление от болезней; чрез несколько же лет при вскрытии гроба, нашли тело его нетленным, источающим целебное миро (Чет.-Мин. 6 мая). Вот как верующие в Спасителя мира, укрепляемые Господнею благодатью, побеждают в себе душепагубных змей и достигают небесного града!... И что же сказать? что может быть для нас опаснее и лютее самых демонов, этих невидимых змей? Они готовы погубить весь мир своею злобою. Но и этих змей, истинно верующие в Спасителя мира, имеющие Его в сердце своем и творящие волю Его, силою Господнею связывают и даже повелевают ими, как рабами (Чет.-Мин. 5 марта).

Добрые мои слушатели! Теперь для нас понятно, какие змеи жалят и умерщвляют наши души и тела. Чтобы эти змеи не вредили нам, будем всегда взирать на распятого за нас Иисуса Христа, т. е. истинно веровать в Него, каяться в своих грехах и творить волю Господню. А потому, кто имел привычку пьянствовать, воровать и обманывать, гневаться и завидовать, злословить и клеветать на ближних, предаваться разврату, и тем погублял душу свою, – пусть все это возненавидит, со всем усердием займется добрыми делами, как подобает всякому верующему, на своего Спасителя взирающему, – и тогда душепагубные змеи не повредят ему. И как древние евреи, руководимые в пустыне Моисеем, вошли в землю, им обещанную, богатую и плодоносную, так и мы, руководимые законом Господним и св. верою, в свое время дойдем до небесного града, от Господа нам обещанного, о котором сказал св. Апостол Павел: не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13:14). Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle