Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в день святителя Христова и Чудотворца Николая (6-го декабря)

Ныне у нас праздник в честь святителя Христова и чудотворца Николая. Дивный человек был св. Николай. Своею святою жизнью и делами он, как свет небесный, сиял пред Богом и людьми. Но в особенности он служит для нас примером милосердия и благотворительности бедствующим людям.

Свят. Николай был человек милостивый. Вот трогательный пример его милосердия. Один богатый гражданин в городе Патаре, по несчастью, пришел в такую бедность, что не мог пропитывать своей семьи. У него были три дочери-девицы, и он готов был отдать их на худые дела, чтобы приобрести средства к жизни. Об этом узнал св. Николай и, чтобы спасти отца с дочерьми от нищеты и тяжкого греха, взял узелок золота, пошел в полночь к дому несчастного отца и чрез окно бросил дар свой в комнату. Утром муж тот поднял узелок с золотом, возблагодарил Бога и выдал в замужество старшую дочь свою. Св. Николай сделал тоже самое и в другой раз. Обрадованный отец выдал и другую дочь в замужество, и уже не спал несколько ночей, стараясь подстеречь приход своего благодетеля. И вот благодетель опять пришел, и только что бросил золото в окно, как отец выбежал из дома и, увидав св. Николая, пал к его ногам со слезами благодарности. – Вот как поступал свят. Николай! Он не дожидал, пока кто придет к нему и попросит у него помощи: он сам выведовал, где живут бедствующие люди, и делал им добро так, чтобы его дела видел один Господь (Матф. 6:3, 4).

Но мы, братие, как поступаем? Вот мы видим и знаем, что ближний наш потерпел разорение от пожара, недобрый человек обокрал его, пала у него последняя лошадь, на ниве его почти никакого нет урожая, и он кругом в горе и беде. Мы, пожалуй, пожалеем об нем, поговорим об его горе, да и все дело тем кончаем. Но вот горе и нужда заставляют самого бедняка идти к нам и просить у нас помощи. Как же, говорю, мы поступаем? Мы только хвалим людей милостивых, но сами редко когда, да и то не с охотою, оказываем другим милость. И вот, при виде бедняка, просящего у нас помощи, куда девается наша любовь и наше милосердие? Мы как бы боимся, чтобы чрез свое подаяние бедняку не потерпеть самим какой-либо нужды. «Нам самим никто ничего даром не дает, с холодностью отвечают некоторые бедному просителю: у нас самих все покупное, да трудовое, своей нужды много.“ Понял бедняк наш отказ, тяжело слушать ему наши немилостивые речи, и отошел от нас еще с большим горем. Вот подходит к дому нашему бедный и убогий калека и Христовым именем просит у нас куска хлеба, или старой рубашки. Прося у нас милостыни, он молится о нашем здравии, умершим сродникам нашим желает небесного царства. Но молитва бедного часто не трогает нашего сердца, и мы нередко стучим ему в окно своего дома и говорим: «Бог подаст!“ а иногда и дверь свою запираем от него, чтобы не беспокоил нас. Но мы забываем, что в лице нищего приходит к нам Сам Господь и что, отказывая и затворяясь от нищего, мы отказываем и затворяемся от Самого Господа.

Но обратимся опять к себе самим. Нам думается, что чрез свое подаяние бедным мы сами будем терпеть нужду. Нет, братие, за скупость и немилосердие Господь отнимает у человека Свои дары и милости, а за милосердие награждает. К св. Павлину Милостивому однажды пришел нищий и просил милостыню. В это время Павлин и сам был в нищете и имел только один хлеб; он велел супруге своей отдать нищему и последний хлеб. Но Тарасия, супруга св. Павлина, отказала нищему и хлеб оставила у себя. И что же случилось? Вскоре к св. Павлину пришел вестник и сказал, что ему от некоего друга послано несколько ладий хлеба, но одна из них потонула в море. Тогда Павлин сказал Тарасии: «видишь, жена, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не погибла бы в море ладья с хлебом; ибо по причине скупости многих имения Бог погубляет» (Чет.-Мин. 22 января). Итак, если у праведных Господь отнимает хлеб за скупость, то что сказать о нас, грешных? Что удивительного, если за наше немилосердие и скупость Господь не благословляет наших полей хорошим урожаем, не посылает нам дождей, а посылает засуху, град и другие наказания? И верно в Божием писании сказано: суд без помилования, тому, кто не делал милости (Иак. 2:13). И точно, каких только наказаний не посылает Господь людям немилостивым! Домнин, патриарх Антиохийский, за свою скупость и немилосердие к нищим, впал в болезнь, в которой скорчились у него руки и ноги (Чет.-Мин. 24 мая). В житии препод. Симеона юродивого говорится: одни убийцы подбросили мертвое тело ко двору диакона Иoaннa, и он, как убийца, осужден был на смерть. По молитве Симеона убийцы найдены, а диакон оправдан. Потом диакон пошел к Симеону и Симеон сказал ему: «за то тебе Господь послал это искушение, что ты двум нищим, приходившим к тебе, не дал милостыни, имея что дать» (Чет.-Мин. 21 июля). А в будущей жизни, как и Господь сказал в своем Евангелии, людей немилостивых ожидает вечный огнь (Матф. 25:41).

Но какие великие милости посылает Господь людям милостивым! За милостыню Он благословляет землю плодородием. Преп. Лука Елладский однажды, отправляясь в поле сеять пшеницу, увидел нищих, просящих милостыню; он раздал им пшеницу, и оставил для посева очень мало. Когда же он посеял эту пшеницу, то Господь, воздающий сторицею за милостыню, творимую убогим, немногие посеянные семена пшеничные так благословил, что на ниве был необыкновенный урожай, и когда настала жатва, то собрано было пшеницы гораздо более, нежели в прошедшие лета (Чет.-Мин. 7 февраля). За милостыню посылает Господь человеку и здравие телесное. Архиепископ Ираклийский Ипатиан наказан был тяжкою болезнью за то, что даваемое чрез него нищим удерживал у себя. Но когда, по совету св. Парфения, все собранное имение раздал нищим, то Господь принявши покаяние его, подал ему исцеление от болезни (Чет.-Мин. 7 февраля).

Но все эти награды земные и временные. Какие великие милости подаются от Господа душам милостивых? В Божием писании написано: милостыня от смерти избавляет и тая очищает всякий грех (Товит. 12:9). И Сам Господь сказал: блажени милостивии, яко тии помилованы будут (Матф. 5:7): они будут помилованы и здесь – на земле, будут помилованы и на праведном Божием суде. А какая великая награда уготована милостивым на небесах, того мы и описать не можем (Матф. 25:34). Я хочу сказать про св. Филарета Милостивого. Спустя один день после его кончины одному богобоязненному мужу было такое видение. Видел он прекрасные обители рая и среди их одного мужа, облеченного светлою одеждой и седящего на золотом престоле; он спросил явившегося там одного юношу, лицом светлого: «Господин! кто это седящий на светлом престоле? – не Авраам ли это?“ Световидный юноша отвечал: «это Филарет Амнийский, который, по великой любви и милосердию к нищим, а также по чистой жизни своей, сделался вторым Авраамом, и вот он здесь водворен» (Чет.-Мин. 1 декабря). Такова награда милостивым людям! Так любит их Господь!

Братие христиане! Прославляя ныне память милостивого святителя Христова Николая, будем молиться ему, чтобы Он испрашивал нам милостей у Бога. А чтобы наша молитва была приятна ему, будем стараться подражать его добродетелям, будем с любовью, кто чем может, помогать друг другу в нуждах, особливо же людям бедствующим, помня всегда слова Господни: блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle