Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам в день Рождества Христова

И роди Сына Своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех: зане не бе им места во обители (Лук. 2:7).

В то время, когда надлежало Спасителю мира воплотиться от Пресвятой Девы Марии, Римский император Август приказал сделать народную перепись всем своим поданным. Для этого каждый должен был явиться в тот город, откуда происходили его предки. Дева Мария и обручник ее Иосиф происходили из рода Давидова; а потому они и отправились для записи в город Давидов – Вифлеем. Но случилось, что в этот город так много пришло народу, что для святых пришельцев не нашлось приюта ни в одном доме, – и они принуждены были поместиться за городом, в одной пещере, куда пастухи загоняли свой скот. И в этом-то бедном месте, во время ночи, от Пресвятой Девы Марии родился Господь наш Иисус Христос. Дева Мария спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, потому что, как мы уже сказали, не было места в городе. Так повествует о сем св. евангелист Лука: и роди Сына Своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех: зане не бе им места во обители.

Бр. христиане! Иисус Христос, родившийся некогда от Девы Марии ради нашего спасения, и теперь приходит к нам, чтобы спасти нас от греха и вечной смерти. Он и теперь хочет войти в наши души, чтобы жить в них своею благодатью. Но есть ли у нас место для Иисуса Христа? Не заняты ли чем другим наши души? И в каких именно сердцах обитает ныне Господь?

Если мы посмотрим на наши дела, совершаемые нами в эти дни, в которые празднуем Рождество Христово, то едва ли найдем у себя место для Иисуса Христа. Вспомните, братие, как привыкли мы проводить эти св. дни! Каждый из нас знает, сколь несвойственно христианину, например, пьянство... А у нас, как нарочно, в посмеяние христианского праздника и нашего имени, христиане эти св. дни, большею частью, проводят в пьянстве. Ни днем, ни ночью шум и крики пьяных не умолкают. Грустно становится на душе, когда вспомнишь, что многие христиане, вместо прославления родившегося Спасителя мира, вместо воздержания и благочестия, приличного празднику, своим нечестивым поведением унижают свое христианское имя и безобразят себя по душе и телу. И на какие только дела не решается пьяный! Сквернословить он не боится, бесчинствовать не стыдится, и уподобляет себя твари несмысленной. И так, нет у таковых людей христианского праздника, нет у них и места для Иисуса Христа.

Каждому из нас известно также, какие непристойные собрания и гулянья составляются у нас во дни сего праздника. На этих собраниях можно видеть людей всякого возраста и пола. Сюда идут и юноши цветущие, и девицы невинные, и те и другие забывают украшающее их благонравие, свойственное их возрасту и полу. И чего только не делается на этих собраниях? Подобно язычникам, одни предаются бесчинным играм и богопротивным гаданиям, другие поют соблазнительные, безнравственные песни, а иные решаются и на такие пороки, о которых срамно и сказать. Здесь женщины и девицы переряживаются в мужчин, а мужчины в женщин. Но этого мало: здесь можно видеть бессмысленные переряживанья часто из человека в скота. Таким образом, вместо праздника христианского, у нас делается празднование языческое, вместо радости христианской и прославления Иисуса Христа является ликование диавольское. И так, нет здесь места для Иисуса Христа.

Если посмотрим и на другие наши дела, то окажется, что мы очень часто не позволяем Иисусу Христу войти в наши души. Каждый из нас знает, что если когда, то во дни св. праздников должны мы примириться со своими недругами, оказывать любовь и милосердие к ближним. Но сколь часто проводим мы праздничные дни в разных пересудах, злословим и хулим своих ближних! Мы даже иногда как бы успокаиваемся, когда успеем своим злоречием опорочить честь ближнего и сделать ему какое-либо зло. И можем ли мы пересказать теперь все свои худые дела? И так, нет у нас места для Иисуса Христа. Видя у нас одну греховную скверну и суету мирскую, Он отвращается от нас и удаляется.

Но братие мои! Вспомните, для чего приходил на землю Иисус Христос! Как Бог мира и любви, Он для того и приходил к нам, чтобы примирить нас с Божиим правосудием, с нашею совестью и нашими ближними, соделать нас святыми и приготовить для нас пресветлый рай на небесах, чтобы жить с нами вечно. Что же будет значить наше празднование, если в душах наших не будет Иисуса Христа! Что будут значить все наши радости, если мы своими грехами будем лишать себя Божией любви и, вместо уготованного нам Божия царства, приготовлять себе погибель временную и вечную? И потому, если когда, то в сии св. дни должны мы украшать свои души благочестием христианским.

Но я, братие, не окончил моего слова, мне нужно сказать еще о том, в каких душах обитает ныне Христос? У кого ныне истинный праздник? Но чтобы не обременить вашего внимания, я отлагаю это дело до завтрашнего дня. А теперь прошу и молю вас, соблюдайте святое воздержание, храните в чистоте и святости вашу душу и тело.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle