Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Поучение в неделю по Рождестве Христове

Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Матф. 2:18).

В настоящую неделю св. Церковь совершает память Св. младенцев, от Ирода царя за Младенца – Христа невинно избиенных. Расскажем кратко историю о избиении сих младенцев, а из истории извлечем для себя и слово назидания.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов, что в городе Вифлееме, от Пресвятой Девы Марии, нашего ради спасения, родился Царь – Господь наш Иисус Христос, то он смутился и хотел убить родившегося Младенца – Христа. Но когда не мог Его найти, тогда повелел избить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Для чего дал он такое немилостивое повеление? Для того, чтобы в числе младенцев убить и Младенца Иисуса Христа: ибо он боялся, чтобы Иисус Христос, как новый Царь, не отнял у него царства его. И было избито невинных младенцев четырнадцать тысяч. Теперь представьте себе, сколько было плача и рыдания от беззащитных матерей, лишившихся своих детей! В нынешнем Евангелии так об этом говорится: глас в Раме слышан был, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Рама – это город, стоящий на высокой горе, недалеко от Вифлеема. Рахилью назван Вифлеем, потому что в пределах его погребены кости жены праотца Иакова Рахили. От ее имени и Вифлеем назван Рахилию. В этом-то, говорю, городе Раме был слышан голос Вифлеемских матерей, горько плакавших о избиении невинных своих детей. О горьком плаче и рыдании этих неутешных матерей св. Иоанн Дамаскин так беседует: «матери, претерпевшие болезни в рождении, по убиении младенцев, сидели с раскрытыми головами, на воздух руки простирали, терзали свои волосы, землею посыпали свои головы, представляли свидетелем небо, обливались горькими слезами, и царю Ироду, пред ними не находящемуся, как бы ему самому говорили: «какое это, о царь, новое твое о нас повеление? Не отец ли ты своим детям? Неужели не знаешь, как родители любят своих детей? Звезда ли тебя оскорбила: почему не стреляешь на небо, но изсушаешь наши сосцы, носящие млеко? Волхвы ли сделали тебе зло: почему не воюешь на Персиду, но Вифлеем делаешь бесчадным? Если родился Новый Царь, и ты узнал о Нем из книг, то возьми Гавриила (Архангела), и посади его в темницу» (Чет.-Мин. 29 декабря).

Братие мои! Слыша такое трогательное повествование о избиении невинных младенцев, о горьком плаче и рыдании их беззащитных матерей, кто не содрогнется сердцем и не огорчится на Ирода жестокосердого и немилостивого? На таких людей и Бог, и люди негодуют. Обратимся же теперь к себе самим: сколько есть и у нас людей невинных, беззащитных вдов и сирот, которые иногда ни за что терпят обиды и оскорбления, разные нападения и притеснения от людей недобрых, немилостивых и злых? Сколько бед и горя испытывают люди кроткие и честные от людей завистных и ненавистных? Иной от зависти и злобы готов отнять у соседа своего последний кусок хлеба, готов обмануть и обобрать его, оклеветать и очернить честь его пред людьми. Что сказать таким недобрым и немилостивым людям? То, что слезы и вопли ими обиженных часто не проходят даром: их видят и слышат и люди, не скрываются они и пред Богом. Вот мы нередко слышим горькие жалобы невинных обиженных на обидевших: не боитесь ли вы, обидчики, правосудного Бога? Зачем ругаете и притесняете нас? На что отнимаете у нас кусок хлеба? Зачем так немилосердо обижаете нас? Бог вам судья, накажет вас Господь!“ И сии, говорю, вопли и слезы обиженных, рано или поздно, доходят до Бога, и Бог слышит и видит их, как Он слышал горькие вопли и видел слезы неутешных Вифлеемских матерей, и наказывает обидчиков строгим наказанием.

Да, други мои, за обиду и оскорбление невинных Господь, точно, строго наказывает человека. Посмотрите на того же Ирода царя. По избиении невинных младенцев, в скором времени постигло его строгое Божие наказание. Св. младенцы получили от Бога нетленные венцы, а Ирод окончил жизнь свою самою горькою смертью. Св. Феофилакт так об этом повествует: «огневицею и чревницею одержим, и опухолью ножною, и заграждением ноздрей, и трепетанием всего тела, и расседанеим всех удов, лукавую душу свою изверже» (Чет.-Мин. 29 декабря).

Поучитесь, други мои, из этого примера, как Господь строго наказывает за обиды, причиняемые людям невинным. А вот и еще пример: некогда два еврейские старейшины и судьи жестоко оклеветали пред народом невинную Сусанну, осудили ее даже на смерть; но вместо ее, обличенные пред народом пророком Даниилом в неправде, сами с бесчестием были убиты (Чет.-Мин. 17 декабря; Даниил. 13 глав.) Нередко и мы видим, что за невинных заступается Сам Господь, и обидчиков их наказывает разными несчастиями: то мучением совести, как нечестивого Каина, убившего невинного брата своего Авеля, то разными болезнями и страданиями, как беззаконного Ирода, то бесчестием и унижением пред Богом и людьми, как двух еврейских старейшин, оклеветавших Сусанну.

Братие! Господь приходил на землю для того, чтобы всем людям делать добро, чтобы и праведным, и грешным приготовить спасение вечное. По примеру Спасителя своего, будем и мы друг другу делать добро, и будем бояться обижать своих ближних, наипаче же людей невинных и честных, дабы нам не лишиться любви и милости Иисуса Христа, родившегося нашего ради спасения. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle