Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю по Рождестве Христове

Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Матф. 2:18).

В настоящую неделю св. Церковь совершает память Св. младенцев, от Ирода царя за Младенца – Христа невинно избиенных. Расскажем кратко историю о избиении сих младенцев, а из истории извлечем для себя и слово назидания.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов, что в городе Вифлееме, от Пресвятой Девы Марии, нашего ради спасения, родился Царь – Господь наш Иисус Христос, то он смутился и хотел убить родившегося Младенца – Христа. Но когда не мог Его найти, тогда повелел избить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Для чего дал он такое немилостивое повеление? Для того, чтобы в числе младенцев убить и Младенца Иисуса Христа: ибо он боялся, чтобы Иисус Христос, как новый Царь, не отнял у него царства его. И было избито невинных младенцев четырнадцать тысяч. Теперь представьте себе, сколько было плача и рыдания от беззащитных матерей, лишившихся своих детей! В нынешнем Евангелии так об этом говорится: глас в Раме слышан был, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Рама – это город, стоящий на высокой горе, недалеко от Вифлеема. Рахилью назван Вифлеем, потому что в пределах его погребены кости жены праотца Иакова Рахили. От ее имени и Вифлеем назван Рахилию. В этом-то, говорю, городе Раме был слышан голос Вифлеемских матерей, горько плакавших о избиении невинных своих детей. О горьком плаче и рыдании этих неутешных матерей св. Иоанн Дамаскин так беседует: «матери, претерпевшие болезни в рождении, по убиении младенцев, сидели с раскрытыми головами, на воздух руки простирали, терзали свои волосы, землею посыпали свои головы, представляли свидетелем небо, обливались горькими слезами, и царю Ироду, пред ними не находящемуся, как бы ему самому говорили: «какое это, о царь, новое твое о нас повеление? Не отец ли ты своим детям? Неужели не знаешь, как родители любят своих детей? Звезда ли тебя оскорбила: почему не стреляешь на небо, но изсушаешь наши сосцы, носящие млеко? Волхвы ли сделали тебе зло: почему не воюешь на Персиду, но Вифлеем делаешь бесчадным? Если родился Новый Царь, и ты узнал о Нем из книг, то возьми Гавриила (Архангела), и посади его в темницу» (Чет.-Мин. 29 декабря).

Братие мои! Слыша такое трогательное повествование о избиении невинных младенцев, о горьком плаче и рыдании их беззащитных матерей, кто не содрогнется сердцем и не огорчится на Ирода жестокосердого и немилостивого? На таких людей и Бог, и люди негодуют. Обратимся же теперь к себе самим: сколько есть и у нас людей невинных, беззащитных вдов и сирот, которые иногда ни за что терпят обиды и оскорбления, разные нападения и притеснения от людей недобрых, немилостивых и злых? Сколько бед и горя испытывают люди кроткие и честные от людей завистных и ненавистных? Иной от зависти и злобы готов отнять у соседа своего последний кусок хлеба, готов обмануть и обобрать его, оклеветать и очернить честь его пред людьми. Что сказать таким недобрым и немилостивым людям? То, что слезы и вопли ими обиженных часто не проходят даром: их видят и слышат и люди, не скрываются они и пред Богом. Вот мы нередко слышим горькие жалобы невинных обиженных на обидевших: не боитесь ли вы, обидчики, правосудного Бога? Зачем ругаете и притесняете нас? На что отнимаете у нас кусок хлеба? Зачем так немилосердо обижаете нас? Бог вам судья, накажет вас Господь!“ И сии, говорю, вопли и слезы обиженных, рано или поздно, доходят до Бога, и Бог слышит и видит их, как Он слышал горькие вопли и видел слезы неутешных Вифлеемских матерей, и наказывает обидчиков строгим наказанием.

Да, други мои, за обиду и оскорбление невинных Господь, точно, строго наказывает человека. Посмотрите на того же Ирода царя. По избиении невинных младенцев, в скором времени постигло его строгое Божие наказание. Св. младенцы получили от Бога нетленные венцы, а Ирод окончил жизнь свою самою горькою смертью. Св. Феофилакт так об этом повествует: «огневицею и чревницею одержим, и опухолью ножною, и заграждением ноздрей, и трепетанием всего тела, и расседанеим всех удов, лукавую душу свою изверже» (Чет.-Мин. 29 декабря).

Поучитесь, други мои, из этого примера, как Господь строго наказывает за обиды, причиняемые людям невинным. А вот и еще пример: некогда два еврейские старейшины и судьи жестоко оклеветали пред народом невинную Сусанну, осудили ее даже на смерть; но вместо ее, обличенные пред народом пророком Даниилом в неправде, сами с бесчестием были убиты (Чет.-Мин. 17 декабря; Даниил. 13 глав.) Нередко и мы видим, что за невинных заступается Сам Господь, и обидчиков их наказывает разными несчастиями: то мучением совести, как нечестивого Каина, убившего невинного брата своего Авеля, то разными болезнями и страданиями, как беззаконного Ирода, то бесчестием и унижением пред Богом и людьми, как двух еврейских старейшин, оклеветавших Сусанну.

Братие! Господь приходил на землю для того, чтобы всем людям делать добро, чтобы и праведным, и грешным приготовить спасение вечное. По примеру Спасителя своего, будем и мы друг другу делать добро, и будем бояться обижать своих ближних, наипаче же людей невинных и честных, дабы нам не лишиться любви и милости Иисуса Христа, родившегося нашего ради спасения. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle