Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение о посещении храма Божия (2-е)

Блажении живущии в дому Твоем, в веки веков ввсхвалят Тя (Псал. 83:5).

Блаженны и благословенны от Господа те христиане, которые с должным усердием и любовью приходят в воскресные и праздничные дни в храм Божий. За них радуется матерь наша – св. церковь, ибо с усердием приходящие в храм Божий восхваляют Господа и приближаются к своему спасению. Но за то церкви Божией прискорбно видеть тех детей ее, которые ленятся ходить в храм Божий. Не говорю здесь уже о тех заблудших чадах ее, которые называются раскольниками или староверами и которые не ходят в православные храмы, – говорю о тех православных христианах, которые в продолжение нескольких недель и даже месяцев не подумают и одного раза пойти в Божию церковь. Достойны ли они блаженства и благословения Господня? Восхваляют ли Господа своего? Приближаются ли к своему спасению? Всякий благомыслящий христианин скажет, что таковые христиане поступают неблагоразумно, грешат пред Богом. Об этом то я, бр. мои, и хочу теперь с вами побеседовать.

В самом деле, бр., размыслите порядком, сколь неблагоразумно и грешно удалять себя от церковного богослужения, которое для нaшeго спасения установил Господь наш Иисус Христос? Если ты, православный христианин, не стараешься быть в храме Божием, где научают нас вере и благочестию христианскому, то часто ли ты сам думаешь о Боге, о Спасителе мира, о вечном блаженстве праведных и вечном мучении грешных? Каким может быть тот христианин, который постоянно удаляет себя от храма Божия – этого жилища Царя славы? Всегда ли он имеет должное попечение о душе своей? Видя пред собою более суету мира, соблазны и пороки, и сам волею или неволею запутываясь в суетах и грехах, он как бы дичает, грубеет сердцем, легко забывает правила христианского поведения и делается холодным к вере христианской. От того нет у него иногда ни благочестия, ни страха Божия. От того-то люди, не имея усердия к церковному богослужению, внимания к учению божественному, сами отделяют себя от сообщества с верующими, и еще, что всего хуже, удаляют себя от вечного царства Божия.

Но некоторые так возражают: «можно и дома молиться Богу, и учиться вере и благочестию христианскому». Сын церкви Христовой! Не только можно, но и должно. Но зачем же удалять себя от сообщества с верующими, которые слушают учение небесное в храме Божием, где Господь особенно являет свою благодать верным чадам св. церкви? Здесь особенно присутствует сам Бог. Здесь Ему приносится умилостивительная жертва за наши грехи. Здесь мы молимся Ему все вместе, а Он всего более любит общую и единодушную молитву (Матф. 18:20). Здесь христианин, не развлекаясь мирскими суетами, стоя без лености и со вниманием, от земного возносится к небесному. Здесь самое земное носит на себе образ небесного. От того служение, совершаемое в храме Божием, есть самое лучшее училище веры и благочестия христианского. И можем ли мы найти лучшее училище для образования вашего ума и сердца, кроме нашего церковного богослужения? Здесь особенно назидается благочестивое чувство христианина, который, выходя из храма Божия, выносит в душе своей радость и блаженство. Некогда послы князя Владимира пришли в цареградский храм св. Софии, где патриарх совершал божественную литургию. Красота храма, благоухание фимиама, стройное и сладостное пение клира, благоговение народа, священная важность и таинственность обрядов изумили послов. Им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и с людьми соединяется. Они сказали Владимиру, что они были тогда не на земле, а как бы на небе. Следовательно, где удобнее можно заниматься молитвою и спасением души, как не в храме Божием, и где удобнее можно найти утешение для сердца среди скорбей и горестей жизни, излить пред Богом благодарные чувства за Его дары и милости, как не в храме Божием? Какое же мы имеем право жаловаться на свои беды и несчастья, когда сами удаляем себя от Бога и нашего прибежища – св. храма Божия?

Кроме сего, посмотрите на тех, которые не ходят в церковь по сказанной причине. Действительно ли молятся они дома и занимаются спасением своей души? Некоторые из них проводят время часто в праздности, сквернословии, пустословии, злословии и ссорах; иные – в пьянстве и других несвойственных христианину занятиях. А если некоторые и молятся дома, то у многих из них молитва часто не лучше фарисейской.

Поистине поступают неблагоразумно и грешат пред Богом те христиане, которые привыкли опускать церковное богослужение! Они грешат потому, что причиною их нехождения в храм Божий большею частью есть их леность и беспечность об угождении Богу и спасении души. От этой лености и беспечности люди забывают о Боге и о душе своей, не помышляют об исправлении греховной своей жизни. От того-то иногда и малый подвиг благочестия христианского для них кажется трудным. Они скорее и охотнее исполняют дела суетные и греховные, нежели богоугодные. От сего-то самого и церковное богослужение их часто не занимает; им все не хочется пойти в церковь; а если когда и бывают в церкви, то стоят как бы нехотя и ждут – не дождутся, как бы поскорее уйти.

Но, братие! Придет время, когда не будет для нас воскресных и праздничных дней на земле, и храмов Божиих мы уже не увидим; пройдут все наши житейские дела и недосуги, и мы отойдем в страну вечную, где должны будем отдать отчет во всех наших делах пред Судом Божиим. И как горько будет тогда вспоминать о прошедшей нашей жизни, проведенной нами в беспечности об угождении Богу и спасении души! Тогда каждый из нас пожелал бы хотя на краткое время побыть на земле, чтобы помолиться в храме Божием и принести покаяние в грехах; но уже будет поздно: врата милосердия Божия будут затворены для нас навсегда.

Научитесь же, бр., дорожить храмом Божиим и тем временем, когда в храме совершается богослужение. Храм Божий – это драгоценное на земле прибежище наше, и время, когда совершается в храме богослужение, для христианина есть время благоприятное и спасительное. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle