Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение о седьмой заповеди блаженства

Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Матф. 5:9).

Все добрые христиане, по вере в Иисуса Христа и по благодати Христовой, называются сынами Божьими (Иоан. 1:12). И всем им, как сынам Божиим, за их веру и добрые дела, даруется пресветлое царствие Христово. Но Иисус Христос, воздающий каждому должную награду в царстве Своем, особенное право называться сынами Божиими обещал миротворцам. «Блажени миротворцы, – говорил Он, – яко тии сынове Божии нарекутся“.

Кто сии миротворцы, столь достойные пред Богом? Это те благочестивые христиане, которые, во имя своего Христа и ради царствия Христова, и сами стараются жить со всеми в мире и любви, и враждующих стараются примирять и в душах их поселять мир и любовь христианскую. А это есть та высокая добродетель, которую явил во всем мире Сам Иисус Христос, Сын Божий, истинный «мир наш» (Ефес. 2:14), «примиривший нас с Богом“ (2Кор. 5:18). И поэтому сия добродетель уподобляет миротворцев самому Сыну Божию, Иисусу Христу. Сын Божий для того и приходил на землю, чтобы всех собрать в одно мирное стадо Свое и всех привести в царство Отца Небесного. В сие мирное стадо Божие Он призывал людей и Своею Божественной проповедью и молился Отцу Своему: «да вси едино будут“ (Иоан. 17:21), т. е. чтобы все жили в мире и любви. Для сего Он и кровь Свою пролил на кресте, «да чада Божия наречемся и будем» (Иоан. 3:1). А когда Он готовился идти на вольное за нас страдание и смерть, то завещал Своим последователям хранить мир и любовь: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам“ (Иоан. 14:27). Этот-то Божий мир, как сокровище многоценное, по примеру Небесного Примирителя нашего Сына Божия, стараются посеять на земле и христианские миротворцы. Потому-то и Господь им особенно усвояет право называться сынами Божиими.

Правда, и в мире грешном есть люди, которые иногда и склоняют враждующих к примирению или сами примиряются с ними. Но они устраняют мир не по любви христианской, не ради царствия Христова, но когда от этого мира находят для себя какую-либо выгоду земную, а в душе своей не имеют истинного мира и любви; они любят более тех, кто их любит и угождает им. Такие миротворцы достойны ли называться сынами Божиими? Нет, это не Божии сыны, а сыны мира сего. Какие они миротворцы, когда и в душах, и в костях их нет мира от грехов их? Какие они сыны Божии, когда и помышляют о мирском и грешном, а не о Божием? От того и мир их не прочен, не постоянен; да и сами миротворцы эти нередко начинают враждовать на тех, которых старались примирить, или с которыми примирялись для своих выгод земных. Не стало для них выгод, изменились обстоятельства житейские – и не стало у них мира и любви.

Не так поступает истинный миротворец. Как верный ученик Христов, он всегда старается сохранять мир с Богом, со своей совестью и ближними своими. Мир с Богом он сохраняет соблюдением св. закона Божия, со своей совестью – соблюдением ума и сердца от всякого греха и худого помысла, а с ближними своими – делами человеколюбия. И как многоценны эти дела его! Он никому не желает и не делает худа, но всем делает добро и всем желает спасения вечного. Он любит и другов, и недругов христианской любовью и благотворит им, как и Сам Христос, Сын Божий, всех нас любит и всем изливает Свои благодеяния. Не огорчается Он и тогда, когда оскорбляют его, но все с любовью терпит и прощает и за зло воздает добром; всегда Он кроток и смирен. Своим миром и любовью, своей кротостью и смирением он и в других поселяет мир и любовь, кротость и смирение. Для примера и назидания себе укажем на святителя Тихона задонского. В одном доме он имел разговор с богатым дворянином, человеком вспыльчивым и самолюбивым. Заметив, что тот горячится, он стал отвечать ему тихо и спокойно, но с силою опровергая суждения его. Тот вышел из себя до того, что в исступлении ударил святителя по ланите. Святитель не только не оскорбился, но даже поклонился ему в ноги и сказал: «Простите меня, Бога ради, что я ввел вас в искушение». Запальчивый дворянин пришел в себя и, пав к ногам святителя, просил прощения и с того времени стал добрым христианином. Вот как благочестивые христиане, достойные сыны Божии, поселяют в душах других мир и любовь христианскую.

Такого-то мира и любви Господь требует и от всех нас, ибо все мы составляем одну великую Божию семью, а в Божией семье должны процветать мир и любовь христианская. И как дороги для всех нас этот мир и любовь! Где Божий мир и любовь, там и добрые дела, и любовь Божия к людям; там благословение Божие, спокойствие и родости не земные, а небесные; там обитает сам Дух Святой; ибо что такое Божий мир и любовь, как не плод Св. Духа? Св. апостол учит: «плод духовный есть любы, радость, мир“ (Гал. 5:22); там нет ни врагов, ни обманщиков, ни клеветников и никаких обидчиков; там все братья и друзья, друг для друга милостивые; там сыны Божии, братья Христовы, для которых уготованы неизреченные сокровища в царстве Отца Небесного.

Но много ли у нас истинных миротворцов? много ли у нас христианского мира и любви? Вот мы слышим и знаем, что в такой-то семье отец и мать немирно живут со своими детьми и дети немирно живут со своими отцами и матерями; а там братья живут между собою, словно недруги какие; между мужем и женою и между соседями нередко происходят ссора и брань; между невестками часто нет мира и согласия; не почитают они своей свекрови, а свекровь изливает гнев свой на невесток. Между богатыми и бедными, между начальниками и подчиненными нередко замечаются немиролюбие и вражда. Но что хорошего происходит для человека от такой немирной жизни его? В душе его нет истинного покоя и радости, на делах его нет благословения Господня. Враждою и злобою и всякими грехами только и богатеет человек. Вражда и злоба, где бы ни поселились: в семье ли какой или в обществе, – везде и для всех они пагубны. У враждующих нет ни истинной молитвы, ни смиренного раскаяния во грехах, и ни угодной Богу жертвы. Враждующий удаляет себя от Бога и предается диаволу, затворяет для себя небесное царство и сам уготовляет себе погибель вечную.

Братие! Св. апостол Павел с отеческой любовью убеждал ефесских христиан «блюсти единение духа в союзе мира“, ибо «един есть Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех“ (Ефес. 4:3, 5). Будем и мы стараться жить в мире и любви. Отцы и матери пусть стараются поселять в своих семьях мир и любовь, младшие пусть почитают и слушают старших и друг другу оказывают помощь и услугу; соседи, мужья и жены пусть друг друга не обижают. Кто имел на кого вражду и злобу, оставьте всякую вражду и злобу, как диавольское дело, и все старайтесь жить в мире и любви, как одна Божия семья, ибо Господь сказал: «Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся». А сыны Божии, как «наследницы же Христу“ (Римл. 8:17), наследуют все сокровища и радости небесного царства. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle