Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение о девятой заповеди блаженства

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Матф. 5:11).

Мы слабым грешным умом своим нередко думаем, что те только люди блаженны и счастливы, кои живут в полном довольстве и радостях земных, коих почитают и славят люди; и напротив, почитаем жалкими тех, кои живут в скорбях и горестях, терпят всякие напасти, презрение и унижение, осмеяние и всякие обиды от людей. По нашему, конечно, это так, но не так по учению нашего Спасителя. Он сказал нам: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради». Братие! Иисус Христос, предлагая нам Свое учение о блаженстве, вразумляет нас, что истинное блаженство наше не на земле и состоит оно не в земных и грешных радостях, ибо все земное, как бы ни было дорого и приятно для нас, разрушается, уничтожается; истинное блаженство наше только в одном Боге, в Его вечном царстве. Этого-то блаженства и должны мы достигать, пока живем на земле; а достигается оно не покоем и радостями, но скорбями и лишениями. Кто желает достигнуть сего блаженства, тот, по учению Господнему, должен переносить гонения от мира, поношения, злословие и клевету, оскорбления и всякие горести жизни. Но как переносить? Переносить нужно ради Господа, с верою в Бoгa, без всякого ропота, с покорностью воле Господней. Вот путь к блаженству небесному. Труден этот путь, но кроме этого нет другого пути. Сам Иисус Христос открыл нам путь на небо и вошел в славу Свою только скорбями и лишениями. Для спасения нашего Он перенес на земле всякие поношения, злословие и клевету, оплевание и заушение, всякие огорчения и умер на кресте. И всем последователям Своим Он сказал: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Марк. 8:34). Труден этот путь, но это путь Господень и с помощью Господнею он легок и даже радостен и прямо ведет на небо. И потому нужно всегда просить помощи у Господа и надеяться на Него, а Господь всегда близок ко всем, с верою призывающим Его и на Него надеющимся. И кто идет по Господнему пути, тот несомненно войдет в вечное царство Христово. А какая великая награда Христова уготована на небесах идущим по Господнему пути, того никакой ум человеческий описать не может. Господь сказал: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Матф. 5:12).

Итак, кто желает достигнуть блаженства на небесах, тот должен безропотно переносить всякие скорби и горести жизни, которые посылает нам Господь. Почему же скорби, а не радости? Потому, что все мы живем в грехах, а с грехами Господь никого не принимает в Свое вечное царство. Грехи приводятъ грешника только в кромешный ад, хотя бы он был самый знатный в мире человек. И вот, чтобы очистить нас от грехов, Господь, наказующий и милующий нас, посылает нам разные скорби и горести. И если мы эти скорби и горести переносим ради Господа, с покорностью воле Его, то они подавляют в нашем сердце наши грехи, наши худые помыслы и желания, они научают нас христианскому терпению, кротости и смирению, укрепляют нас в вере и надежде на Бога. И точно, когда человек всего более сознает свои немощи, чувствует нужду в небесном пособии и обращается к Богу со смиренною молитвою и покаянием в грехах, как не во время своих скорбей и горестей? И верно сказал св. апостол: «Скорбь терпение соделывает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамить» (Римл. 5:3. 4. 5).

Еще: почему блаженство небесное приобретается скорбями и лишениями? Потому, что блаженство сие есть награда самая высочайшая и несравненно дороже и выше всех наград земных, а чем выше награда, тем она труднее достигается. И если мы для достижения счастья и блаженства земного часто не даем себе отдыха и покоя, решаемся на всякие труды и лишения, то можно ли нам без трудов и лишений достигнуть награды небесной? Вот почему должны мы переносить на земле скорби и горести, чтобы очистить душу свою от грехов, и достигнуть вечного блаженства и покоя на небесах. И верно в Божием слове написано: «Многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие“ (Деян. 14:22).

И поэтому, если Господь посылает нам какие скорби и напасти, то мы должны помнитъ, что Господь не забывает нас и хочет, чтобы мы шли к блаженству небесному. Нужно только, говорю, всякие скорби и напасти переносить ради Господа, с верою в Бога, без всякого ропота, с покорностью воле Господней. Тогда Господь и грехи наши прощает нам, и в царство небесное приемлет нас. Будем роптать и огорчаться, изливать гнев на обидчиков за их обиды и оскорбления, за зло воздавать им злом – прогневим Бога и заградим себе путь в царствие Христово. Тогда и земная жизнь наша будет для нас тягостна и прискорбна, а вечная несравненно тяжелее и прискорбнее. Там наступят для нас муки вечные и самые лютые, ибо кто ропщет на Бога и на людей, огорчается на обидчиков, за зло воздает им злом, какая у того вера в Бога? какое терпение и смирение? какая молитва и покаяние? От того такой христианин, своим ропотом и непокорностью воле Господней, сам губит свое вечное блаженство. Следовательно, истинное наше несчастье и бедствие состоят не в земных скорбях и напастях, а в нашем ропоте и нетерпении среди скорбей и напастей, в непокорности воле Господней. И потому лучше будем переносить всякие земные скорби и напасти ради Господа, с верою в Бога и покорностью воле Его. Тогда и Господь, за нашу веру и терпение, Своею благодатью будет прикасаться к нашему сердцу, укреплять и радовать нас, и никакие скорби и напасти не устрашат нас. В житиях святых много есть на это примеров. Так св. Игнатий Богоносец, обреченный гонителями веры Христовой на съедение зверями, ожидал сей роковой минуты своей, как некоего светлого торжества. «Я люблю Христа, Который за меня пострадал, – говорил он, – за Которого и я хочу страдать». Св. Киприан, епископ Карфагенский, обреченный на отсечение своей головы, совершителю казни сей дал 30 сребренников и со светлым лицом и спокойным духом, преклонив под меч свою главу, сказал: «Слава Тебе, Господи!“ Вот какое утешение доставляет св. вера последователям Христовым среди их бед и напастей! Об этом утешении говорит и св. апостол: «Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше» (2Кор. 1:5).

Итак, не будем роптать и унывать, если преследуют нас скорби и напасти, но будем великодушно переносить их с твердою верою в Бога и покорностью воле Господней. Притесняет ли кто тебя, злословит, поносит, старается вредить тебе – переноси великодушно. Никому не плати злом за зло, но, по примеру Спасителя своего, молись за своего обидчика, благотвори ему и все прощай ему, ради Господа и Его вечного царства; а Господь несомненно исполнит Свое слово: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда, ваша многа на небесех». Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle