Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение о том, сколь полезно памятование о смерти, суде, рае и аде

Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сирах. 7:39).

Наша смерть, Божий суд, вечный ад и царство небесное – вот наша последняя участь. И сколь полезно для нас благочестивое памятование об этой нашей участи! Слово Божие говорит: во веки не согрешиши.

Помни смерть. На земле нет ни одного человека, который бы мог избежать смерти. Цари и князья, богатые и бедные, знатные и не знатные – все должны умереть (Евр. 9:27). Но когда, и как, и где мы умрем, того не знаем. Всякий час нашей жизни, как Божий вестник, возвещает нам, что смерть приближается к нам. И как хорошо умирать с покаянием и добрыми делами! Таким христианам не повредят демоны, и св. Ангелы доведут их до славного царствия Христова. И в Божием слове написано: честна пред Господом смерть преподобных Его (Псал. 115:6). Но как горько умирать без добрых дел и без покаяния во грехах? В том же Божием слове говорится: смерть нераскаянных грешников люта (Псал. 33:21). В горький час смерти их окружают демоны и влекут души их в кромешный ад.

После смерти ожидает человека страшный суд Божий, и всякий из нас должен помнить о нем. Св. апостол учит: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор. 5:10), Суд этот поистине будет страшный! Пока мы живем на земле, Господь по Своему милосердию долготерпит нам, ожидая от нас покаяния и исправления нашей жизни. Но тогда Он явится Судиею строгим, Богом правды, во всей своей славе и величии. И с каким страхом предстанут тогда пред Богом нераскаянные грешники со своими грехами и неправдами? Тогда, пред собором св. Ангелов и пред всею вселенною, откроются все наши грехи, явные и тайные, и уже никакое покаяние, никакие слезы и молитвы наши не помогут нам. Там праведник трепещет и ужасается, видя Судию святейшего и строгого, и едва спасается; где же явится нечестивый и грешный (Петр. 4:18)? Тогда-то, по определению правосудного Бога, решится участь всех человеков на всю вечность: одни наследуют вечное Божие царство со всеми его радостями, а другие – вечный ад со всеми его муками.

Помни, христианин, об этом царствии Божием и вечном аде. Отрадно на душе, когда вспомнишь, что есть для нас вечное Божие царство. Неописанна красота и слава царства сего. Там царь – святейший Иисус Христос, окруженный св. Ангелами и праведными людьми. Там праведники просветятся как солнце, в царствии Отца их и царствию Его не будет конца. (Матф. 13:43). Но как горько вспоминать, что есть еще и вечный ад с его муками! И сей-то лютый ад, сии-то вечные муки уготованы нераскаянным грешникам. На Своем праведном суде посмотрит Господь на этих грешников и на их беззаконные дела, и скажет им Свое грозное слово: идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Матф. 26:41). И пойдут они в муку вечную (ст. 46), и будут гореть и мучиться вместе с диаволами. Сохрани и помилуй, Господи, всякого человека от этих мучений!

И после сего, можно ли забывать нам о своей смерти и Божием суде, о вечном царствии Божием и вечном аде? И повторим опять, сколь полезно для нас благочестивое памятование об этой последней нашей участи! Во веки не согрешиши. А это есть истинное любомудрие христианское. И точно, премудр тот, кто непрестанно памятует о своей смерти и страшном Божием суде, о вечном аде и вечном царствии небесном. Ожидая своего смертного часа, боясь страшного Божия суда и вечного геенского огня, он не прилагает сердца своего ни к чему земному и грешному; не прельщается он и богатством, не ищет ни веселия, ни чести, ни славы земной; ибо он знает, что все земное, как бы ни было дорого, останется на земле, разрушится и истлеет, и сам он оставит земную свою жизнь, и что за ним пойдут только одни его дела, с которыми явится он и на Божий суд. В счастье он помнит Бога и смиряется пред Ним; ближним своим и нищей братии он старается оказывать помощь и милость; от трудов своих праведных приносит усердную жертву Богу; ибо он знает, что за всякое доброе дело Господь уготовляет ему награду на небесах. Среди бед и скорбей он не унывает, ни на кого не ропщет; но уповает на Бога, на сокровища, честь и славу небесные. Памятуя о смерти, боясь страшного Божия суда и вечного огня, он помышляет о своих грехах и кается в них с сокрушенным сердцем, со страхом Божиим и верою причащается св. таин Тела и Крови Христовой, дабы, таким образом, отрешившись от грехов и соединившись со Христом, когда придет к нему смертный час, удостоиться христианской кончины и отойти в страну вечную с чистой душою, с мирною и покойною совестью. Как странник и пришлец на земле, достигающий отечества небесного, он старается уготовлять душе своей добрые дела, проводитъ жизнь свою в благочестивых трудах и молитвах и страшится, чтобы чем-либо не прогневить Бога, дабы, таким образом, угодив Богу, дать добрый ответ на Божием суде, избежать вечной муки и наследовать вечные сокровища и радости на небесах.

Вот от чего многие великие грешники, вспомня свои грехи, страшный Божий суд и вечные муки, обратились к покаянию, соделались великими праведниками и вошли в небесное царство. Так препод. Емелиан-монах на старости лет пришел в чувства, вспомнил грехи жизни своей и трепетал страшного Божия суда. Вступив в монастырь, он имел непрестанно память смертную в душе своей, готовясь всегда на страшный Бoжий суд, как бы дать ответ во грехах своих в день испытания, и постоянно был в страхе геенских мучений. Памятуя о своей смерти и готовясь на Божий суд, он вел жизнь постническую, смиренную и трудолюбивую. Он уединялся на всю ночь в одну пещеру на молитву, где игумен видел его, воздевающего руки к небу, и свет, его окружающий, и слышал голос: «Емелиане! отпущаются тебе грехи твои“ (Чет-.Мин. 7 марта).

Но мы, братие, о чем помышляем, о чем заботимся? Мы почти никогда не думаем о своей смерти и Божием суде, забываем о вечном царствии Божием и вечных муках. Мы думаем и хлопочем, большею частью, о земном и временном, предаемся разным суетам, как будто мы для земли и созданы. От того-то мы грешим и не боимся грешить, и грехами своими лишаем себя небесного царства и уготовляем себе лютую смерть, строгий Божий суд и муку вечную.

Братие-христиане! Как странники и пришельцы на земле, не имеющие зде пребывающего града, но грядущего взыскующие, будем всегда памятовать о своей смерти и Божием суде, о царствии небесном и вечных мучениях ада и будем бояться грешить.

Согрешаем ли? – будем всегда искренно каяться в своих грехах, уготовлять душе своей добрые дела. Поступая таким образом, мы будем достигать доброй и мирной кончины, и собирать то многоценное сокровище, которого никто у нас не отнимет и не украдет (Матф. 6:20). Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle